О чем писать рубцов
Анализ стихотворения Н.М. Рубцова «О чем писать. »
Анализ стихотворения Н.М. Рубцова «О чем писать. »
В стихотворении Н. Рубцова поднимается вопрос о творчестве поэта и о значимости этого творчества в процессе порождения смысла. Тема стихотворения выражена в самом названии – вопрос касается того – о чем пишется стихотворение, о те тематических деталях, которые подберутся как основа произведения.
Совершенно не важно, о чем будет писать художник слова. Объять необъятное нельзя. Лучше, если поэт постарается прочувствовать тему. Передать ее максимально близко своему пониманию.
И здесь мы вплотную подходим к идее произведения – речь идет о том, что нельзя писать то, чего не прочувствовал лично. Такие стихи не смогут убедить, затронуть потаенные струнки души человека. Стихи должны рождаться не для стихов, а как стремление выразить эмоцию.
Ни радости, ни горя,
Что звонко запоёшь,
Только тогда, когда стихотворение прочувствовано, когда поэт убежден в том, о чем он пишет, можно говорить о настоящем творчестве, так как, если поэт сам не верит в написанное, он говорит ложь. Это особенно важно в те периоды, когда поэзия становится средством заработка.
Впрочем, относится это и не только к стихотворениям, но и к любому тексту в принципе. Нельзя создавать произведение о том, чего не знаешь. Как часто журналисты попадают впросак, когда надеются на свои поверхностные знания и, в результате, в тексте отражены глубинные фактологические ошибки.
Но не то ли делают школьники и студенты, создавая собственные тексты? Текст нельзя писать «по верхам», не понимая, не веря в написанное – такой текст реципиентом будет восприниматься как фальшь и никто не поверит в написанное.
При работе с текстом пишущий должен прочувствовать то, о чем он говорит. Никогда не стоит браться за материал, который не интересен. Если нет возможности не обращаться к данной теме, то необходимо найти интересующие аспекты. Только после того, как пишущий разобрался в теме, можно говорить о готовности создавать собственный материал.
И прав Н. Рубцов, отмечая в своем стихотворении, что писать можно много о чем, но необходимо разобраться, какие эмоции у оратора вызывает тема, испытывает ли он сам что-то, формируя мысль.
Отчизна и воля: книга о поэзии Николая Рубцова
«О ЧЕМ ПИСАТЬ? НА ТО НЕ НАША ВОЛЯ!»
Очень трудно перечислить все написанное о Николае Рубцове. Ежегодно в России и за ее пределами выходят десятки статей и исследований, посвященных его творчеству, не смолкает научная полемика. Довольно долго спорят, например, о методе, о философичности и публицистичности его поэзии, о характере лирического героя… С методом, к счастью, разобрались. И те ученые, которые рассуждали о реализме в поэзии Рубцова, и те, которые твердили о романтической основе его лирики, в конце концов, заговорили о синтезе этих двух традиций.
С понятием «философская поэзия» пришлось помучиться дольше. Сам Рубцов вроде бы не оставил никаких сомнений на этот счет: “Я чуток как поэт, Бессилен как философ». Был категоричен и Р. Винонен: «Всякий знающий стихи Рубцова должен признать, что в области мысли поэт силен не был».
С другой стороны, у Н. Рубцова есть стихотворения с действительным или скрытым подзаголовком “Философские стихи», например, “Душа” или “Философские этюды”. Еще в пятидесятых годах будущий поэт читал в библиотеке труды Гегеля, Канта, Аристотеля, Платона…
Критик А. Павловский заметил по этому поводу, что «поэзия Рубцова вообще носит достаточно явственный философский характер. ”
Потребовалось время, чтобы понять очевидное: Рубцов, конечно же, не похож на поэта-философа, извлекающего истины (и не только истины) “из головы” и бросающего их «в лоб» читателю. Рубцовский стих не живет одной только мыслью, она сама обитает в нем, присутствует в его образном строе, извлекается из подтекста.
В XX веке заповедный Север стал уникальным краем для русской литературы. Вологодская земля подарила России Н. Клюева, В. Шаламова, С. Орлова, С. Викулова, О. Фокину, А. Яшина, В. Белова, В. Тендрякова; здесь свои лучшие книги написал В. Астафьев, снимал знаменитую «Калину красную» В. Шукшин.
Многие, знавшие Рубцова, отмечают, как привязан был поэт к родному краю, как гордился он Севером, ставшим для него, сироты, и домом, и счастьем:
Лирика Н. Рубцова почти вся создана в «застойное» время, а значит, она не чужда той философской «публицистике», которую читали тогда «между строк». Но в рубцовском стиле, конечно же, есть и особая публицистичность, которую еще В. Белинский считал исконно русской традицией, специфической чертой нашей культуры, с незапамятных времен ставившей общественное служение выше личного, индивидуального. Эта традиция не ведет к уничтожению индивидуальности, к полному растворению субъективного, личного в социуме. Поэты прекрасно знают об истинной, духовной свободе человека. Не случайно критик В. Акаткин, много писавший в 60-е – 70-е годы о “тихой” лирике, отмечал, что у них более сложное, субъективное видение мира, чем у “громких”, “эстрадных” авторов. Правда, “тихих” ругали за крайне узкий выбор тем, за “простоту” и обыденность предметного мира. Конечно, ведь они воспевали серенькую русскую природу, а не антимиры… Но вспомним слова Н. Гоголя: “Чем предмет обыкновеннее, тем выше нужно быть поэту, чтобы извлечь из него необыкновенное…”
Оригинальность Рубцова заключается в том, что он сумел традиционные стилевые формы объединить с языком и мышлением своего времени, придал современному языку классическую простоту в ее сложнейшей внутренней гармонии.
Новаторство Н. Рубцова проявилось в отношении к традиции, восстановлении ее и несовпадении с нею. Этическая и эстетическая насыщенность, совершенно сознательно создаваемая поэтом, трагедийность вызывают неповторимый художественный эффект. Можно сказать, что Николай Рубцов пришел к сердцу читателя не броскостью внешней стороны стиха; он знал, чем живет это сердце, в чем его боль…
Но не в уходе, не в прощании, не в оплакивании прошлого истинность рубцовской поэзии, а в восстановлении и утверждении народных идеалов. «Цель художества есть идеал», — писал А.С. Пушкин. Духовная высота Рубцова — человеческая душа, не замутненная «философией» практицизма. В этом нравственный центр его поэзии, говорящей о самоценности жизни, о значении в ней духовного начала.
Лирический сюжет у Рубцова несет определенные смысловые нагрузки, характерные как для всего русского поэтического мироощущения XX века, так и для народного сознания в 60-80-е годы. В нем выражена одна из главных примет художественного мышления поэта — его отстраненность. Это не только поэтическая форма, а само содержание русской жизни второй половины столетия. Огромные массы народа хлынули из деревни в город; менялся уклад, менялось сознание. В неустойчивости жизни появилась отстраненность, в которой сосуществовали одновременно и уход, и возвращение:
Но моя родимая землица
Надо мной удерживает власть,
Память возвращается, как птица,
В то гнездо, в котором родилась.
Отсюда и небольшой набор лирических тем у Рубцова. Легко понять, почему так ясно и определенно он высказывался об их выборе:
На то не наша воля!
Эмоциональная напряженность его поэзии объясняется еще и тем, что он точно знал: любые вторичные темы подчинены общей, трагической для всех нас «теме», единому для всех «сюжету».
Поэтические мотивы в лирике Рубцова включены в сложную систему ассоциативных связей: фольклорных, литературных, общеупотребительных, контекстуальных (в тексте отдельных стихотворений, в их цикле, во всем творчестве поэта, в его литературном окружении и т.д.), в том числе и связей интуитивно-мистических. Так, в ряду устойчивых мотивов, сопряженных с образом ночи, есть и такой: необъяснимая тоска, так называемая «русская» тоска. Или другой пример: в молитве св. Василия Великого сказано: «И даруй нам бодренным сердцем и трезвенною мыслию всю настоящего жития нощь прейти…» Сравните у Рубцова:
Созерцаю ли звезды над бездной
С человеческой вечной тоской,
Воцаряюсь ли в рубке железной
За штурвалом над бездной морской –
Все я верю, воспрянувши духом,
В грозовое свое бытие
И не верю настойчивым слухам,
Будто все перейдет в забытье…
Многие строки поэта вошли в русский язык, стали крылатыми, в них сконцентрирован нравственный опыт народа:
За все добро расплатимся добром,
За всю любовь расплатимся любовью…
Хлеб, родимый, сам себя несет…
В минуты музыки печальной
Не говорите ни о чем…
Россия, Русь! Храни себя, храни.
Общая, объединяющая тема рубцовской философской лирики совсем не оригинальна: смысл человеческой жизни… Поиск этого смысла, духовное странствование по Руси нынешней и минувшей – вот подлинное содержание поэзии Рубцова. О ее предназначении поведал нам на прощание А. Романов: «Сама природа русского духа давно нуждалась в появлении именно такого поэта, чтобы связать полувековой трагический разрыв отечественной поэзии вновь с христианским мироощущением. И жребий этот пал на Николая Рубцова. И зажегся в нем свет величавого распева и молитвенной исповеди».
Сочинение анализ поэзии Н. М. Рубцова
Удивительной чистотой, силой и свежестью чувства, глубиной душевных переживаний веет от произведений замечательного русского поэта Николая Михайловича Рубцова. “Из души живые звуки в стройный просятся мотив”, – писал поэт в стихотворении “Весна на море “. И действительно, стройность мотива в стихах Рубцова удивительная. Читая его произведения, не устаешь удивляться тому, как послушны автору слова, как естественно складываются они в строки, а строки плавно переходят одна в другую. О чем бы ни писал Николай Рубцов – во всем неповторимая
В его стихотворениях – прелесть русской природы, искренняя любовь к родному краю, насыщенная и многообразная внутренняя жизнь человека.
В них – и биография самого поэта. “Стихи пытался писать еще в детстве”, – говорит автор. Плененный занимательными книгами о морских путешествиях, юный Николай Рубцов буквально бредил морем. И его глубокие, искренние чувства уже тогда выливались в стихотворные строки:
Вечно в движении, вечно волна, (Шумны просторы морские), Лишь человеку покорна она, Сила суровой стихии. К морю нельзя равнодушным быть… Если, настойчиво
С годами зов моря не только не ослабнет в душе поэта, а станет еще сильнее, и он осуществит свою мечту. Море станет одной из самых ярких страниц его жизни и в то же время первым серьезным испытанием, суровой жизненной школой. Море останется его первой и, возможно, самой сильной любовью. Такой же сильной, как любовь к родине, к родному селу Никольское, где прошло детство поэта:
Деревья, избы, лошадь на мосту, Цветущий луг – везде о них тоскую. И разлюбив всю эту красоту, Я не создам, наверное, другую…
Так трогательно и проникновенно писал Рубцов в стихотворении “Утро”.
И он никогда не смог разлюбить красоту милых сердцу мест. Где бы ни находился поэт, его душа всегда остается на родине, в ее лугах, полях, лесах, в стогах сена и пении птиц:
Но моя родимая землица Надо мной удерживает власть, – Память возвращается, как птица, В то гнездо, в котором родилась. И вокруг любви непобедимой К селам, к соснам, к ягодам Руси Жизнь моя вращается незримо, Как земля вокруг своей оси, – признается автор в стихотворении “Ось”.
Часто, особенно по вечерам, поэт любил погружаться в воспоминания детства – воспоминания о родном селе, о милой сердцу природе, о постоянно манящем море. И в эти моменты в его душе рождались самые поэтические строки.
Наверное, поэтому Николай Рубцов больше всего любил одиночество:
В горьких невзгодах прошедшего дня Было порой невмочь. Только одна и утешит меня Ночь, черная ночь.
Ночью, в одиноких раздумьях, он находил успокоение и даже утешение. И стихотворения, созданные в часы этих раздумий, передают сложный душевный мир лирического героя, все оттенки его психологического состояния. Внутренней жизни человека, его душе поэтом посвящено немало прекрасных строк. “Все темы души – это вечные темы, и они никогда не стареют, они вечно свежи и общеинтересны”, – удивительно точно сказал Н. Рубцов. О чем бы он ни писал, он всегда стремился подчиняться не одному рассудку, но и чувству.
Возможно, даже чувству – в большей степени, потому что, как писал поэт в своем стихотворении “О чем писать?
Но если нет Ни радости, ни горя, Тогда не мни, Что звонко запоешь, Любая тема – Поля или моря, И тема гор – Все это будет ложь!
Николай Рубцов писал чувством, писал сердцем, самой душой. И потому тема внутреннего мира человека, так же как и темы родины и природы, прозвучала в его творчестве так волнующе, так искренне, на самой
Related posts:
Николай Михайлович Рубцов
Фото Все
Николай Рубцов — биография
Рубцов Николай Михайлович — советский лирик, автор нескольких сборников лирических стихов, 5 из них выпущены при жизни, остальные — посмертно. Является автором многих известных песен, исполняющихся на российской эстраде.
Детство
Родиной Николая Рубцова является село Емецк. Это небольшое поселение на Севере России. Мальчик родился в семье Рубцова Михаила Андриановича 3 января 1936 года. Прожили в селе еще год и переехали в Няндому. Там отец Николая служил начальником Горпо до 1941 года. Затем отправились в Вологду. Началась война.
Фото: Николай Рубцов в молодости
5- летний Николаша остался с матерью, сестрой и братом дожидаться отца с фронта. Но его следы затерялись, вестей не было. В 1942 умирает мать Коли, за ней сестра. Братьев распределили по детским домам. Так в 6 лет Николай Рубцов стал сиротой.
Мальчики, Коля и Альберт, попали в Николаевский приют, недалеко от Вологды. Рубцов прилежно учился, хотя голод и одиночество не оставляли ребенка ни на минуту. Он еще не знал, что отец остался жив. Михаил Рубцов получил ранение, вернулся в родной дом в 1944 году. Не смог найти детей, женился. С сыном смог увидеться только в 1955. Спустя 7 лет умер от болезней.
Юность
Николай Рубцов закончил семилетку. С 1950 по 1952 учился в Тотемском лесном техникуме. По окончанию работал кочегаром в тресте «Севрыба». Поступил в горно-химический техникум (Кировск, Мурманская область), но был отчислен на 2 курсе из-за провала зимней сессии в 1955 году. Стал разнорабочим на военном полигоне.
Флот, трудовые годы
В октябре 1955 Николай Рубцов уходит служить в армию. Попадает на флот, становится матросом эсминца «Острый». На службе отвлекается от ежедневных забот, отдыхает за письменным столом, сочиняет стихи. Публикует первое произведение в 1957. Это было стихотворение «Май пришел». Первая публикация в газете «Заполярье» не принесла славы, известности.
Фото: Николай Рубцов
После демобилизации бывший матрос отправляется в Ленинград. Планирует жить, работать в Северной столице. Трудится кочегаром, слесарем, шлихтовальщиком. Но не оставляет надежд стать известным среди любителей поэзии.
Творчество
Знакомство с Глебом Горбовским, Борисом Тайгиным стало решающим в биографии Николая. Они помогли Рубцову издать первый сборник лирических стихотворений — «Волны и скалы». Это был самиздат. Но сколько эмоций пережил Николай Михайлович в эти дни. Он был счастлив.
В этом же, 1962 году, Рубцов поступает в литературный институт Москвы. Учеба не шла гладко. Его отчисляли, он восстанавливался вновь. Виной всему была творческая натура поэта, эмоциональность и впечатлительность, иногда пристрастие к спиртному выводило Николая из колеи.
Он продолжал творить. Выпустил еще 2 сборника стихов: «Лирика», «Звезда полей». Он любил своих собратьев по перу. Восхищался Е.Евтушенко, уже известным автором, Р. Рождественским, Беллой Ахмадулиной. Но не мог стать с ними на одну сцену. Был тихим, скромным. Не увлекал публику громкими восклицаниями, призывами. Его стихи похожи на есенинские.
Николай Рубцов любил родину, деревню, простых людей. Его стихи полюбили барды. Песни получались душевные, романтичные, наполненные грустью, покоем.
Но всегда молчать не получалось. Рубцовым было написано стихотворение о тюремной доле, бросающее тень на власть. Оно стало текстом для «Осенней песни». Там были строчки: «Я в ту ночь полюбил все тюремные песни…весь гонимый народ…все запретные мысли…». Партии они точно не понравились.
В 1969 году Рубцов получает диплом. Вступает в штат «Вологодского комсомольца». Продолжает творческий путь, выпуская еще несколько сборников. Это «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970). Еще 4 сборника вышли после смерти поэта. «Последний пароход» (1973), «Подорожники» (1975), «Избранная лирика» (1973), «Стихотворения» (1977).
На стихотворения Рубцова были написаны сотни песен. Их исполняли Крылов С., группа «Форум», Александр Барыкин. Всем известен его хит «Я буду долго гнать велосипед…». Она до сих пор звучит на концертах. Таня Буланова поет душевную песню «Отцветет да поспеет на болоте морошка», группа «Калевала» заслужила любовь зрителей с композицией «Нагрянули».
Личная жизнь
Николай был влюбчивым, пылким, крайне эмоциональным. Его чувства вспыхивали за несколько минут, так же мгновенно могли и угаснуть. Известна интересная история, связанная с девушкой Таей Смирновой. В нее поэт влюбился во время побывки, приехал к брату Альберту на пару дней. Тут же написал стихотворение «Букет». По признанию автора, это заняло у него несколько минут. Но Тая оказалась несвободной. Не дождалась Николая из армии, встретила и полюбила другого. А стих переложили на музыку, песню исполняет уже много лет Александр Барыкин.
Серьезно Николай Рубцов влюблялся дважды. Официально в брак не вступил по разным причинам. Первой его любовью стала Генриетта Меньшикова. Она работала завклубом в Никольском, где жил и учился Николай в детстве. Но познакомились и полюбили друг друга они гораздо позже.
В 1962 году состоялся вечер встреч выпускников. Рубцов приехал в Никольской повидаться с одноклассниками. Познакомился с Генриеттой, был очарован ею. Но вынужден был вернуться в Москву — ждал институт, работа. В 1963 пара сыграла свадьбу, официально не расписались. Родилась Лена — внебрачная дочь. Она жила с матерью в селе, отца видела редко. Он бывал у них наездами, продолжал жить в столице. Потом перебрался в Вологду. В Никольское переезжать не хотел.
В этом же, 1963, Николай познакомился с Людмилой Дербиной. Она была поэтессой, у них были общие знакомые. Девушка не обратила на пылкие взгляды Рубцова никакого внимания. Поняла, что заинтересована, только в 1967, когда прочитала стихи Рубцова. Вышел новый сборник. Поехала в Вологду, стала его гражданской женой. Свадьбу назначили на февраль 1971, но ей не суждено было состояться. Николай Рубцов умер.
Смерть
Личная жизнь двух творческих людей была полна эмоций. Драки, ссоры чередовались с пылкими признаниями в любви. Один из таких дней закончился для Рубцова смертью.
Судом Людмила была признана виновной в его смерти. Поэта нашли на полу в квартире, удушенным. Дербина получила 8 лет лишения свободы. Отбыла наказание. Но не признавала достоверность версии об убийстве. По ее мнению, Рубцов погиб от разрыва сердца — случился инфаркт из-за очередного запоя. А ему на момент смерти было всего 35.
Фото: Николай Рубцов портрет
Оправдания Дербиной считаются глупыми, несвоевременными. Она пишет мемуары, рассчитывает на реабилитацию после кончины. Дает интервью и продолжает утверждать, что не виновата в смерти Рубцова. Хотя факт ссоры, драки не отрицает.
Похоронили Николая Михайловича, по его завещанию, на Вологодском Пошехонском кладбище. Он хотел лежать рядом с Константином Батюшковым, тоже похороненным в Вологде. Николай любил его стихи, ценил вклад в развитие русской литературы, поэтики. Равнялся в чем-то на своего кумира. Оставил тайную просьбу о месте захоронения, ее нашли уже после несчастного случая и исполнили желание поэта.
Страшное пророчество Николая Рубцова: Как автор строк «Я буду долго гнать велосипед…» предсказал собственную гибель
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Николай Рубцов родился в Емецке Архангельской области в 1936 г. в многодетной семье. В 1942 г. умерла его мать, а отца забрали на фронт, и Николай оказался в детдоме. Встретиться с отцом ему довелось только в 1955 г. – после возвращения с войны он женился вторично, а сына не смог найти из-за утери документов в детдоме. Николай жил впроголодь и с 16 лет брался за любую работу. В автобиографии Николай Рубцов рассказывал: « Стихи пытался писать еще в детстве. Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали. Думаю, что стихи сильны и долговечны тогда, когда они идут через личное, через частное, но при этом нужна масштабность и жизненная характерность настроений, переживаний, размышлений… ».
В 1962 г. Рубцов поступил в Литературный институт в Москве, в середине 1960-х гг. были опубликованы его первые поэтические сборники. Самыми популярными и любимыми в народе стали песни на его стихи «В горнице моей светло», «Я буду долго гнать велосипед» и «В минуты музыки печальной». Писатель Федор Абрамов называл Рубцова «блистательной надеждой русской поэзии».
Многие поэты предугадывали события своей жизни и предвидели свою судьбу. Так случилось и с Рубцовым. Однако он не мог предположить, что его палачом станет любимая женщина, на которой он собирался жениться. С начинающей поэтессой Людмилой Дербиной он познакомился еще во время учебы в Литинституте в 1962 г. Ее стихи показались ему талантливыми, на почве общих интересов они начали общаться, а через некоторое время у них завязался роман. Позже Людмила вспоминала: « Я хотела сделать его жизнь более-менее человеческой… Хотела упорядочить его быт, внести хоть какой-то уют. Он был поэт, а спал как последний босяк. У него не было ни одной подушки, была одна прожженная простыня, прожженное рваное одеяло. У него не было белья, ел он прямо из кастрюли. Почти всю посуду, которую я привезла, он разбил… Почему так тянуло меня к этому человеку и почему так сопротивлялось этому всё моё существо? Рубцов был для меня существом чисто духовным, но никаких свойств, присущих мужчине, настоящему мужчине, мне казалось, в нём не было ».
Их отношения были неровными – влюбленные то расходились, то сходились, часто ссорились. После очередного примирения они решили подать заявление в ЗАГС, церемония бракосочетания была назначена на 19 февраля 1971 г. 18 января к Рубцову пришли его друзья-журналисты, весь день продолжалось застолье (знакомые говорили, что проблемы с алкоголем у поэта были всегда). Выпито было немало – в протоколе о гибели Рубцова значились 18 бутылок вина. Ночью между поэтом и его гражданской женой произошла бурная ссора то ли на почве ревности, то ли просто по причине изрядного количества употребленного алкоголя. Перепалка переросла в потасовку.
Дербина так описывала случившееся: « Не выдержала я пьяного его куража, дала отпор. Была потасовка, усмирить его хотела. Да, схватила несколько раз за горло, но не руками и даже не рукой, а двумя пальцами. Попадалась мне под палец какая-то тоненькая жилка. Оказывается, это была сонная артерия… Сильным толчком Рубцов откинул меня от себя и перевернулся на живот. Отброшенная, я увидела его посиневшее лицо. Испугавшись, вскочила на ноги и остолбенела на месте. Он упал ничком, уткнувшись лицом в то самое белье, которое рассыпалось по полу при нашем падении. Я стояла над ним, приросшая к полу, пораженная шоком. Все это произошло в считаные секунды. Но я не могла еще подумать, что это конец. Теперь я знаю: мои пальцы парализовали сонные артерии, его толчок был агонией ». Пророчество о гибели «в крещенские морозы» сбылось.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: