О чем писать когда нет мыслей
О чем писать, когда не знаешь, о чем писать
Многие думают, что в то время, когда писателю не о чем писать, то он ни о чем и не пишет. Звучит логично, но это не так. Поначалу и я так думал, плавно усаживаясь в мягкое кресло, вооружившись ручкой и бумагой. Я смотрел в потолок и думал… Тут же я вспомнил фразу из аудиокниги Лари Кинга, который говорил так: «Так о чем же говорить, когда не знаешь, о чем говорить!!».
Гул от проезжающего за окошком трейлера нарушил мое умиротворенное состояние, и я принялся писать. Когда мы пишем, то на чистый лист выплескивается поток информации, поток мыслей и чувств. Кто-то рассказывает о любовных похождениях и переживаниях, у кого-то главной темой текста является некое научное или философское изыскание. Мы пишем, когда не можем и не хотим держать в себе то, что нас тревожит и волнует. Невозможно шутки ради написать «Войну и Мир». Вряд ли «Мона Лиза» писалась от безделья после вкусного обеда. Про музыкальные произведения я вообще молчу, так как это суть многомерное искусство.
Другое дело, человек, наделенный разумом, чувствами, ищущий и эволюционирующий. Человек, который в словах «казнить нельзя помиловать» может поставить знаки препинания там, где сам сочтет нужным. Бог не дал свободы никому: ни планетам, ни насекомым, ни законам физики. Дьявол обязан служить злу, а ангелы должны встать на защиту людей в войске Божьем. И только человек волен выбирать. Вот почему главное поле битвы это не пустыни Ирака, не индейские прерии, и даже не Святая земля. Добро и зло сражаются в душах людей, в их умах. Они борются за наши помыслы и действия.
Человек каждый день проверяется на прочность. И Господь смотрит, не прогнется ли человек под натиском страхов и соблазнов. У Господа должны быть крепкие нервы, чтобы смотреть на то, как род человеческий, то влекомый алчностью и развратом, то ведомый Спасителем и божьим промыслом, продирается через вереницу эпох, накладывая культурный слой за слоем. На то, как он строит башни, стремясь добраться до небес, и прыгает с них камнем вниз.
И на этой глобальной поляне, где сходятся друзья и супружники, сталкиваются интересы и пересекаются дороги путников, мы и живем. Даже когда, казалось бы, ничего не происходит, обязательно что-то случается. Космогонические процессы непрерывны, значит, и развитию нет предела.
Это наша жизнь. Любовь и ненависть. Вражда и дружба. Голод и сытость. Горе и радость. И лишь когда ты «сыт по горло» впечатлениями от сегодняшнего дня, ты садишься за перо и пишешь, пишешь…
Потому что не в состоянии быть отстраненным от жизни людей, а значит и от собственной жизни. А завтра новая жизнь, новые события и мысли. И уже не кажется, что не о чем писать. Ведь есть еще очень много того, о чем сказать людям. Вот и автор, начинающий или профессионал сидит за письменным столом или едет в метро, и вдруг резко понимает, что должен записать то, что пришло ему в голову. Стихотворение, рассказ, или просто нарисовать смайлик на обложке блокнота с тем, чтобы этот блокнот потерять. И чтобы нашедший улыбнулся и понял этот знак.
Так что же такое быть писателем? Умение эффектно складывать слова в предложения или знать, как правильно передать доброе слово в руки каждого?!
Когда идешь по магазину, на витринах видишь сотни товаров, открытых и запакованных. Упаковка порой настолько яркая и манящая, что тебя влечет к стеллажу. Но, придя довольный домой, ты понимаешь, что купил пустышку. И это напрягает. Так и с писательством. Эффектный текст, не имеющий смысловой нагрузки беден, даже если он является средоточием дивных литературных форм.
Я не писатель. Для писателя сочинить что-то – дело обычное. Для меня же это каждый раз открытие, сопоставимое с открытием Америки. Я сажусь в свое мягкое кресло вновь и вновь, а встаю с кипой черновиков. И разве что сегодня, я задался вопросом: «о чем же писать, когда не знаешь, о чем писать».
Я,Историк
Рубрики
Статистика блога
Метрика
Мое место
Страницы
Я,БЛОГЕР
Свежие записи
Метки
О чем писать, если нет мысли?…
Каждому, кто так или иначе соприкасается с творчеством известна ситуация, когда не остается идей, когда все валиться с рук, а мысли разбегаются.
Особенно, с этой проблемой сталкиваются люди пишущие, ведущие сайты и блоги. Такое состояние психологи называют “творческим кризисом”. Что в этой ситуации делать?
Конечно, универсального средства не существует. Одни советуют, поехать путешествовать, другие же поискать новые идеи в других блогах и сайтах, третьи предлагают отвлечься от ведения блога и просто полазать в интернете, пообщаться или поиграть. Однако, здесь возникает существенная проблема.
Если один раз пропустить добавление материала в блог, то можно потерять темп, интерес к блогу, а следовательно, заморозить его, до того, что он будет просто на просто удален из поисковых систем. Так утрачивается рейтинг блога, который был набран с таким трудом.
Так, что же все таки делать, когда не хочется писать? Заставить себя писать насильно – это не выход, потому, что писать без идей, все равно, что есть без аппетита. Проку от этого ни какого. Я же предлагаю следующее.
Если у вас нет мыслей, вы устали и ничего не хотите добавлять в свой блог, но понимаете, что все равно надо писать, создайте рубрику вроде “ни о чем”.
Туда можно писать все, что только можно, вплоть до того, какое у вас сейчас настроение. В эту рубрику можно добавлять короткие мысли, то есть это станет вашей своеобразной корзиной. Написанные сюда тексты, вы затем можете развивать уже как настоящие статьи и вставлять в основные рубрики блога.
Конечно, на таких вот рубриках рейтинг блога не поднять. Хотя, некоторым гостям вашего блога может быть будет и увлекательно, узнать то например какое у вас сейчас настроение, или то что вы думаете, когда совершенно нет сил мыслить и писать постовые статьи.
И помните! Не дня без строчки! Даже, если эти строчки и не о чем.
Уважаемые гости блога! Эту рубрику, я завел специально для того, чтобы писать сюда все, что угодно, и даже не по теме блога. Данная рубрика – просто место, где будет оттачиваться мысли, где есть возможность отвлечься, но при этом не теряя связи с блогом.
Вы также можете делать то же самое, чтобы окончательно не охладить к своему дневнику, сайту, блогу.
О чём написать пост, если нет идей и ничего интересного не происходит?
«Как и о чём написать посты, если в моей жизни ничего не происходит?» © Я сбился со счёту, сколько раз мне этот вопрос задали, пришлось разобраться и рассказать вам! Больше приёмов о том, как писать посты, когда нет идей или когда нет сил, я засунул в курс «Как писать каждый день: быстро, легко и не сдохнуть».
Сначала о том, почему у нас вообще может быть такая проблема: «не пишется».
Что будет в этой статье
Проклятие польского гарнитура или почему мозгу сложно креативить
У меня есть несколько знакомых фрилансеров, на инстаграмы которых я подписан. Они все делают разные вещи: дизайнер интерьеров, моушен-дизайнер, копирайтер, таргетолог. И у них у всех есть схожая модель поведения. Они как бы развивают свой личный бренд, делают посты и истории про себя. Но в основном их аккаунты молчат. Практически все живут на съёмных квартирах с «бабушкиным дизайном». Окна которых смотрят на унылые хрущёвки, во дворе ебутся бомжи, а восьмиклассники ищут закладки.
Но стоит им куда-то отправиться: в поход выходного дня, в соседний город смотреть русское зодчество, или даже выбраться на ферму гладить козлят и лам — всё меняется. Теперь их Истории горят кучей непросмотренных!
Я понимаю. Трудно креативить, когда на тебя смотрит покосившийся польский гарнитур, а в ванной отваливающийся кафель. Это состояние я и называю «проклятие польского гарнитура».
Сложно работать, если мозг постоянно занят мыслями о том, как было бы здорово жить в квартире со шведским дизайном, где нет этой люстры с висюльками, бесящих соседей или за окном — море. Голова может думать о всяком, не только об интерьере. Если вы постоянно думаете «где взять деньги» или из головы не лезет «как жить в этой стране» — это тоже не помогает писать. Я думаю это из-за того, что эти мысли, по-сути тревога, наше тело, голова, в частности, тратит очень много ресурсов на них, а остальные задачи делаются «на сдачу». Чтобы хоть что-то изменить — нужно изменить ситуацию или отношение к ней.
Мне кажется, что я никогда сильно не зависел от интерьера, но я сильно тревожился из-за других вопросов: не хватало денег на лечение зубов, пришлось брать кредит; беспокоился из-за визового режима во Вьетнаме; не успевал в дедлайн. Каждый раз мне приходилось со своим гештальтистом прорабатывать отношение к вопросу — становилось легче.
Контентные полуфабрикаты — создать из того, что уже есть.
Метод контентных полуфабрикатов гласит — создавайте контент из того, что у вас есть, не усложняйте. Это такая редакторская привычка смотреть на окружающий мир с точки зрения читателя, и подмечать «что в этом было бы интересно» и сразу же искать уже готовый контент, который нужно переупаковать.
Вы вроде бы составляете отчёт → заметил, что делаю один и тот же порядок действий, он важен, из-за него всё делаю быстрее, поэтому делаю пост «как это сделано».
Вы вроде бы провожу консультацию с клиентом → ему переслал несколько ссылок с референсами, а по итогу составил фолоу-ап, из всего этого делаю три-четыре поста.
Этот подход отлично сочетается с заготовкой контента впрок, когда я выделяю какое-то время в неделю и заношу в сервис отложенного постинга подготовленные идеи. Так посты залетают в SMMplanner и ждут своего выхода, а я не парюсь с «что-то давно не постил!»
Исходя из этих соображений, поделюсь методами, которые помогают экспертам найти о чем написать пост. Если что, то я почти всегда рекомендую экспертам чаще создавать контент «про запас», который аккуратно лежит где-нибудь в SMMplanner и ждет своего выхода.
Дедукция и индукция — помогает методично и базово определить важные темы
Дедукция — берём общую и широкую тему, расписываем её до и частной. Каждая узкая тема становится темой для поста.
Скажем, я хочу продвигать блог «кофейная душа». Беру общую тему «кофе» и раскладываю на более мелкие составляющие: растение, обжарка, помол, напитки, способы заваривания, хранение и прочие штуки.
Дедуктивный метод поиска идей для постов
Каждую тему можно ещё расписать на более узкие. «Кофе как растение» превращается в «что такое арабика», «сорта кофе,» «как выращивают», «видовое разнообразие» и в другие идеи. Так можно делать до бесконечности, погружаясь вглубь, люблю дедукцией заниматься в ментальных картах и на большом экране.
Использую ментальные карты в поиске идей для постов дедуктивным методом
Индукция — из узкой темы ищем соседние, более широкие. Если считать кофе узкой темой, то рядом с ним станут другие напитки: чай, редбул, вода и потом делаем посты про них.
Комбинаторика — или дайс-метод
Суть в том, чтобы объединить две и более довольно случайных сущности и вокруг них составить пост. Вокруг этой идеи появились контент-матрицы. Я пошёл дальше и разработал дайс-метод, вдохновлялся картами Проппа. У него было «вытащить Х карт и колоды и по ним составить сказку», я составил большую таблицу «сущностей» поста, выкидывал кубики и брал эти сущности.
Бросаешь кубики → смотришь «что выпало» → сочиняешь
Утренние страницы
Слышали про фрирайтинг и он же «утренние страницы»? Суть в том, чтобы «исписывать все что есть в голове, без тормозов!». Если после фрирайтинга посмотреть на то, что вы написали, можно найти повторяющиеся идеи, которые вас больше всего интересовали. Вот их и берите в работу и разворачивайте пост.
Классический фрирайтинг предполагает, что вы без темы пишете всё что угодно. Можно использовать различные подсказки и приложения, которые подтолкнут к теме. Но аккуратно. Я использовал Врайтлайт (writelight), но это приложение сдохло, так что перелез на Брейнспейкер (brainsparker).
Рабочий экран Врайтлайт и одна идея на сегодня
Метод Гоголя
Люблю байку про Гоголя и Сологуба. Сологуб пожаловался: «Не пишется, сил нет!», а Гоголь: «А вы всё таки пишите. Возьмите перо, очините его хорошенько. Возьмите лист, да начните писать „что-то мне сегодня не пишется“ и повторяйте эту фразу!» Смысл в том, что в конце-концов надоест писать одну и ту же фразу и найдётся что-то другое.
Я пробовал этот метод — хорошо работает!
Найти о чём написать пост — это полдела. Гораздо сложнее найти силы, чтобы писать и делать это каждый день. Если будут с этим проблемы, обращайтесь ко мне, попробую помочь!
Продаю курс для пишущих людей: авторов, контентщиков, копирайтеров «Как писать каждый день: быстро, легко, даже если не хочется и не сдохнуть» — 490₽.
Мышление письмом
Начните записывать мысли, чтобы усилить мышление. Этот совет я слышал много раз, но только в этом году решил сам попробовать. Результаты так впечатлили, что я решил описать опыт и поделиться теоретическими рассуждениями.
По закону Миллера мы можем держать в голове не более 7-и элементов. Обычно задачи сложнее, и в исследуемых системах гораздо больше 7-и элементов. Если перебираем различные варианты, то в мозгу сравниваются динамически создающиеся элементы, то будем постоянно упираться в этот предел.
Я у себя часто замечал, что при обдумывании различных вариантов решения, мозг быстро начинает захлебываться в количестве этих решений, и я начинаю возвращаться к решениям, которые думал несколько минут назад. После нескольких таких мыслительных циклов быстро приходит усталость. После отдыха удается продвинуться еще немного вперед, и снова устаешь. Не хочется обдумывать одни и те же мысли по несколько раз и тратить столько мыслительных ресурсов.
Когда нам нужно помнить о чем-то, то мозгу постоянно приходится возвращаться к этому. Представьте, что нас послали в магазин купить: молоко, хлеб, соль и фрукты. По пути в магазин нам постоянно нужно проигрывать этот список в голове, чтобы ничего не забыть: молоко, хлеб, соль и фрукты. Максим Дорофеев в своей книге Джедайские техники написал, что каждая мысль, которая у нас крутится в голове, пожирает ресурсы организма (мыслетоплива). Если мы сможем вырастить привычки, которые позволят не запоминать, а записывать задачи, то сможем жить не только эффективнее, но и расслабленнее.
Наш мозг так устроен, что пытается увидеть смысл и историю в том, что он видит. Часто это работает, но иногда мы становимся жертвами натягивания реальности на идею. Психологи провели множество экспериментов на ложные воспоминания, в которых показали, что мозгу достаточно дать крупицы информации, по которым он может допридумать историю.
Элизабет Лофтус послала испытуемым буклеты из 4-х историй, записанных их родственниками. Среди этих 4-х историй одна история была вымышленной. Когда испытуемых попросили описать подробности событий, четверть из них смогла рассказать подробности и про вымышленную историю.
Это значит, что ощущения адекватности и рациональности наших мыслей ненадежны.
Как сделать так, чтобы
Рассмотрим эту идею на примере шахмат (пример взят из курса Образование для образованных 2020). Опытные шахматисты умеют играть в шахматы в уме, то есть не используя физические фигуры и поле. Это называется играть вслепую. Но
Если для игры в шахматы экзокортексом служат фигуры и поле, то для остальных процессов могут использоваться текст, псевдокод или программный код, визуальные языки моделирования, графы, рисунки — все зависит от процесса, который вы хотите вынести из мозга.
Мышление письмом является наиболее универсальным способом вынесения мыслей из головы. В большинстве случаев этот способ и наиболее эффективный. Написать связанный текст сложнее, чем нарисовать несколько квадратиков и связать их линиями или выписать идеи в буллеты.
Три примера из разных областей, в которых мышлением письмом показало свою эффективность.
Пример 1. Улучшение психологического благосостояния
Однажды James Pennebaker узнал, что когда люди рассказывают про свое горе другим людям, то они быстрее восстанавливаются. James задумался о том, будет ли такой же эффект, если люди будут описывать свое горе в тексте. Оказалось, что так тоже работает. В дальнейшем было показано, что также хорошо работает письменно отвечать на вопросы, связанные с будущими планами.
В другом эксперименте испытуемых студентов попросили подумать о планах на несколько лет вперед. Одну группу попросили визуализировать, как будто те добиваются своих целей, а вторую группу попросили письменно расписать шаги по воплощению своих планов. В конце года у второй группы средний балл повысился.
Письменная проработка целей положительно влияет не только на области, на которые есть планы, то есть эффект, оказывается, обобщается между различными сферами жизни.
В проекте Self Authoring в треке Future Authoring клиентам предлагается сформулировать несколько целей на 3-5 лет вперед. Затем по каждой цели просят письменно описать жизнь через 3-5 лет, если эта цель будет полностью выполнена, а также противоположный вариант, когда эта цель не будет выполнена совсем. Таким образом формируется вектор, который направленный к выполнению цели.
Теперь каждый раз, когда клиент будет последовательно или случайно приближаться к своей цели, то есть двигаться по сформулированному вектору, мозг будет вырабатывать дофамин, другими словами радоваться. Важно, что такой вектор в голове не формируется, если это упражнение провести в уме, нужно именно выписать идеи в текст!
Один из авторов проекта Jordan Peterson утверждает, что просто наличие таких векторов в голове людей делает их счастливыми.
Пример 2. Масштабируемый менеджмент
Основатель Амазона, Джефф Безос считает, что главная причина успешной организации — это масштабируемый менеджмент. Масштабируемость менеджмента в Amazon обеспечивается тем, что менеджеры обязаны написать 6-и страничный документ на каждое важное решение, которое требуется принять. Нельзя просто созвать коллег, показать презентацию и принять решение. Презентации запрещены в Амазоне.
Вместо этого автор документа распечатывает документ в самом начале встречи и раздает всем слушателям. Первые 15 минут все в тишине читают документ, делают пометки на полях, подчеркивают непонятные места. Затем 20 минут презентующий пробегается по каждому абзацу с ручкой в руке и спрашивает комментарии у слушателей, убеждается, что все одинаково понимают документ. Затем 20 минут идет обсуждение и принятие решения. Последние 5 минут встречи фиксируются принятые решения. Документ можно сократить до 2 страниц, если вопрос простой, тогда все минуты нужно просто поделить на 3. Если же документ получается более 6 страниц, то считается, что вопрос слишком сложный, поэтому его нужно разбить на несколько частей и решить в несколько встреч.
Каким образом такой документ масштабирует менеджмент? Andy Grove, бывший CEO Intel и автор High Output Management, считает, что ценность таких документов не в чтении, а в написании. Лучше менеджер потратит больше времени на написание и обдумывание документа, чем потом исполнители будут решать проблемы, возникшие из-за непродуманных моментов.
Существует свод правил, которым должен подчиняться документ. Эти правила как раз составляют масштабируемость правильного образа мыслей.
Этот документ впечатлил меня так, что я решил сделать похожий документ в компании, в которой работаю.
Пример 3. Решение исследовательских задач отдела RnD
За время работы главой отдела RnD во Flocktory [ссылка удалена модератором] я заметил несколько проблем, которые мне показалось возможным решить с помощью мышления письмом.
1. Начинаем с выписывания целей задачи своими словами, как решение должно повлиять на ключевые метрики компании. Эта глава заставляет исполнителя посмотреть на свою задачу глазами бизнеса.
2. Затем следует основная глава, где исполнитель записывает свои размышления и тут же проверяет гипотезы. Текст в этом разделе должен содержать словосочетания, намекающие на работу мышления: из этого следует, но, следует, гипотеза, проверка, опровергает, подтверждает и т.д. В этой главе происходит магия мышления письмом.
3. После выполнения задачи исполнителю предлагается выписать
Такой формат решения подходит далеко не для каждой задачи, только 30% времени работы уходит на решение задач таким образом. Основная причина в том, что написание текста требует много времени. Когда не нужно решать задачу письмом:
Как начать практиковать мышление письмом?
В следующий раз, когда столкнетесь со сложной задачей, начните записывать цепочку рассуждений в тексте. Это не так просто из-за того, потому что очень неприятно осознавать, что идея, которая казалась такой понятной, в тексте оказывается несвязанными и невнятными тезисами, сразу возникает желание бросить все это. У меня первое время записывание мыслей вызывало физический дискомфорт, желание «заняться делом», не тратить время на ерунду. Но постепенно это чувство пропало, а записывание превратилось в привычку.
Ещё одним способом практикования мышления письмом является ведение блога, это позволяет осмысливать идеи, которые вы собрали по интересной для вас теме. Чтобы проверить способ, я неделю назад начал блог в телеграме про мышление. Вторая цель блога — собрать сообщество людей, которым интересно работать над улучшением своего мышления.
Заключение
Мышление письмом заставляет писателя лучше продумывать мысли, в тексте становятся заметны туманные участки рассуждения. Этот текст в дальнейшем может служить корпоративным документом для обсуждения, временным местом для хранения цепочек рассуждения, а также способом увидеть, как мыслит исполнитель. Мозг больше доверяет написанному, чем продуманному, поэтому мышление письмом обладает психотерапевтическими свойствами.
В этой статье мы рассмотрели влияние написания текста на мышление в процессе. Но мы не рассмотрели другую очевидную функцию текста — сохранение информации. Никлас Люман создал методику написания книг и статей, известную как Zettelkasten, благодаря которой он написал 58 книг, более 100 статей. Эта методика переворачивает процесс написания текста. Если классический способ написания книг напоминает водопадную модель разработки: цель, планы, выполнение, то Люман писал маленькие заметки в моменты, когда его посещала мысль. Когда заметок на одну тему становилось достаточное количество, эти заметки объединялись в книги — напоминает гибкий способ разработки. Кстати, настоящая статья была написана именно таким способом!
В век информационных технологий и автоматизации работа над своим мышлением дает человеку конкурентное преимущество. Думаю, что интерес к этой теме будет только возрастать. Мышление письмом — эффективный и доступный инструмент, который можно начать применять сразу, после прочтения этой статьи.
«Моя. твоя. банан. » Как быстро и чётко формулировать мысли? (методический длиннопост)
Имею отношение к сцене и работе в кадре.
Нах. зачем тут это пишу?
Итак, вот сама статья. (было уже опубликовано в профильном интернет-издании) Возможно, стоило разбить на два поста.
Методика формулирования и выражения мыслей
Почему одни люди могут без запинок и слов-паразитов разговаривать на любую тему, а другие с трудом выражают простейшую мысль? Особенно трудно нам подбирать слова в незнакомой обстановке, например, во время выступления. Причин тому много: от степени начитанности и качества образования до темперамента и физиологии организма человека. Оставим за скобками «катастрофические» проблемы с формулированием мыслей, которые, скорее всего, связаны с восприятием информации вообще, а для их решения необходима помощь психотерапевта (а не психолога или психоаналитика – это разные специальности). В остальных же случаях, когда затруднения с речью возникают у говорящего лишь изредка, может помочь несложная методика, основывающаяся на законах речевого мышления человека.
В первую очередь обратите внимание на то, как вы общаетесь с друзьями, коллегами и членами семьи, то есть с хорошо знакомыми людьми. Наверняка разговоры в этих кругах не вызывают у вас затруднений. Кроме того, вряд ли вы испытываете затруднения при обсуждении привычных тем: профессиональной, вкусовой (у мужчин это спорт, у женщин — мода) и других.
Всё дело в том, что наш мозг стремится к экономии энергии. С этой целью он осуществляет поиск и создание речевых клише, которые максимально точно и полно передают определённый смысл в определённой ситуации. Яркий пример таких клише – пословицы и поговорки. Практически к любому событию можно подобрать перл народной мудрости и с его помощью вполне выразить своё мнение по соответствующему поводу. «Хорошая пословица век не сломится» — вот пример пословицы, подчёркивающей значение пословиц.
Однако помимо оптимизации вербальных (словесных) выражений, мы склонны упрощать повседневное общение вплоть до отдельных звуков и жестов. Коллегу можно пригласить на перекур, просто показав ему сигарету и выдав вопросительное: «М?». Коллега, в свою очередь, и согласие, и отказ способен выразить ещё проще: «Угу» или, наоборот, «У-у». Естественно, что, общаясь так изо дня в день, можно растерять даже тот словарный запас, который сформировался у нас с детства. В этом случае в незнакомой ситуации мозгу просто-напросто будет не хватать материала для строительства связного предложения.
С другой стороны, даже человек с объёмным запасом лексики и лексических структур (выражений) может потеряться и неловко сформулировать мысль в непривычной ситуации. Причина проста: на все случаи жизни удачных выражений не запасти. В такие моменты необходимо на ходу конструировать мысль. Это и есть задача, которую призвана решить приводимая далее методика.
Первый совет ясно следует из вышеприведённой информации: как можно больше читайте, формулируйте развёрнутые мысли письменно и общайтесь с новыми людьми в новой обстановке. Постоянная работа мозга в определённом направлении заставляет его искать решение поставленной задачи и, как следствие, самообучаться для её выполнения.
Второе, чему нужно научиться, – обращать внимание на случаи затруднения с собственной речью. После выхода из ситуации необходимо проанализировать её и найти либо составить выражения, которые не отыскались вовремя. Повторите или, ещё лучше, запишите их, и в дальнейшем высока вероятность моментального «всплытия» найденных слов в вашей голове.
Третий совет: приучите себя обращать внимание на редкие для вас слова в речи других людей и в литературе. Этот совет хорошо иллюстрирует история, рассказанная мне моим другом. Однажды другу, назовём его Василий, в трамвае наступили ногу. Неловкий пассажир тут же извинился, на что Василий ответил нейтрально: «Пустяки». Мужчина же, задумавшись на секунду, произнёс: «Как давно я не слышал в обычной речи этого слова!»
Если вы приучите себя обращать внимание на такие «редкости» и отмечать в голове речевую ситуацию, в которой «редкость» была употреблена, ваш активный словарный запас будет пополняться.
И тогда, при наличии достаточного количества базовых слов и выражений, в непривычной ситуации вы сможете воспользоваться следующим алгоритмом для формулирования новой мысли.
Я называю этот алгоритм «тезисным мышлением», так как в основе его – формулировка тезиса, то есть кратко сформулированная мысль, содержащая только главную информацию.
Суть метода в том, чтобы отучить себя от попыток сказать всё и сразу. Именно это стремление, этакий «синдром отличника», запутывает наши мысли. Судите сами. Для того чтобы объяснить, как пройти в библиотеку, достаточно сказать, например: «Пройдите в ту сторону два квартала, возле цветочного ларька поверните направо, затем, через две улицы, налево». Вместо этого нередко мы пытаемся и ларёк описать («Ну такой, небольшой зелёный… то есть вывеска зелёная, а сам он серый…»), и названия улиц вспомнить («Абрикосовая, потом вроде Виноградная… нет, Тенистая…»), и передать ещё массу деталей, не несущих важной информации.
Верный порядок формулирования мысли таков.
1. Решите, что в данном случае главное.
Отбросьте эмоции, не думайте о том, какое впечатление вы должны произвести своими словами. Просто выберите факты, которые будут являться сухим ответом на вопрос, либо техническим выражением вашего мнения. Простейший вариант – выбрать один, САМЫЙ ГЛАВНЫЙ факт, построить на его основе утвердительное предложение.
Вопрос: Почему ты ешь так много шоколада?
Тезисный ответ: Мне нравится его вкус.
В данном случае можно пытаться осознать, что там ещё такого может нравиться, какие вообще есть свойства шоколада. Кроме того, можно задуматься над тем, почему человек задал этот вопрос. Он не хочет делиться, или он намекает на проблемы с фигурой, которые появляются от чрезмерного употребления сладкого и так далее. Так можно соображать вечно. Или можно прямо ответить на вопрос.
2. Заметьте реакцию собеседника.
По ней вы поймёте, нужно ли пояснить свою мысль. Независимо от того, нужно пояснение или же можно переходить к другой теме…
3. …сформулируйте следующий тезис.
В случае если предыдущий тезис необходимо пояснить, (собеседник дал вам это понять, или вы сами хотите это сделать), пояснение можно так же преподнести в форме тезиса или их последовательности. (Первое, второе, третье и т. д.). Если пояснение не требуется, но разговор нужно продолжать, просто сформулируйте новый тезис.
Главное в этой методике – приучить себя находить главное (тавтология сознательная). Такое стремление развивает аналитическое и критическое мышление, внимательность, точность.
Рассудительный читатель заметит, что приведённый метод может превратить живую речь человека в монолог этакого бездушного робота. В самом деле, ответы на любой вопрос в духе «Дважды два – четыре» не располагают к развитию непринуждённой беседы. Однако указанный выше алгоритм – лишь базовая техника. Следующим шагом будет освоение техники трёх вопросов.
Техника трёх вопросов
Данная статья, в общем, призвана ответить на вопрос: «Что говорить?». Для этой цели предлагается вначале ответить на три подготовительных вопроса. Нет, это не вопросы из популярной интеллектуальной телеигры. Это вопросы: «О чём я говорю?», «Кому?» и «Зачем?».
Ответом на первый вопрос будет сбор всех значимых в данной ситуации фактов. Например, многих приводит в замешательство просьба рассказать о себе. О жизни каждого человека можно рассказывать посекундно, однако мы понимаем, что требуется выдать ограниченный объём информации. Если же вспомнить тезисный подход, становится понятно, что отвечать нужно с учётом обстоятельств. Например, во время собеседования с работодателем молодому специалисту следует сказать о своём возрасте, месте учёбы, успеваемости, дате выпуска. Не будем перечислять весь список значимых фактов, лишь отметим, что эта стандартная ситуация.
Поэтому, во-первых, можно предвидеть этот вопрос и составить ответ на него заранее, дополняя его во время диалога в случае необходимости. Во-вторых, достаточно выбрать навскидку несколько фактов, изложить их и дополнить уже после уточняющего вопроса собеседника. Принцип отбора информации: самое главное; затем — немного дополнительных фактов, которые пришли в голову. Не бойтесь сказать мало, со временем вы научитесь лучше оценивать весь объём существенной информации, не упуская важных деталей.
Следующий вопрос является фильтром для первого. Наше общение всегда носит межличностный характер, даже в случае крайней «деловитости». Помимо эксплицитной, то есть выраженной в словах информации, мы сообщаем друг другу огромный объём информации имплицитной, то есть явно не выраженной. Проще говоря, всегда существует подтекст. Вместе с тем существует и контекст — текущие обстоятельства диалога, предшествующие ему, а также прогнозируемые последствия. «В доме повешенного не говорят о верёвке» — эта народная мудрость очень точно иллюстрирует процесс фильтрации фактов с помощью вопроса «Кому?». В примере с собеседованием ответ может быть таким: «Мне 20 лет, я окончил СПбГУ на отлично, и я тоже левша». — Если вы заметили, что ваш собеседник делает пометки в бумагах левой рукой. (Такой ответ будет соответствовать технике «присоединения», которой учат специалистов по продажам.) В наше время леворукость никого не удивляет, левшей, как правило, не стараются переучить. Однако в данном случае упоминание этого факта будет значимым именно для создания доверительной и неформальной атмосферы общения.
Наконец, третий вопрос призван экономить вашу энергию. Далеко не всегда нужно давать развёрнутый ответ. Более того, порой нужно показать собеседнику, что вы не собираетесь поддерживать диалог. Например, отказываясь помочь коллеге в ответ на его просьбу, совсем не обязательно пускаться в длинные запутанные оправдания, достаточно сказать: «Мне некогда». Если же это ваш близкий друг, ответ «Прости, я завален работой» продемонстрирует ваше сочувствие и уважительную причину отказа. Всё зависит от того, чего вы ждёте от данного диалога. Таким образом, ответив на эти вопросы, вы поймёте, что и как вам нужно сказать в той или иной ситуации.
В заключение необходимо отметить, что данный метод, конечно же, требует тренировки. Он может показаться громоздким, однако люди, которые от природы разговаривают легко и непринуждённо, постоянно отвечают на все эти вопросы и проделывают такую работу, сами того не осознавая. Упрощённо вся методика сводится к двум постулатам: «Всегда ищите главное» и «Сначала думаем, потом говорим». Автор данной статьи сам когда-то испытывал серьёзные проблемы с выражением своих мыслей, однако данная методика одновременно помогла ему научиться говорить более стройно и явилась результатом процесса самообучения.
«Когда читаешь – становишься знающим, беседа делает человека находчивым, а привычка записывать — организованным». Эти слова английского философа Фрэнсиса Бэкона сами по себе являются инструкцией для развития чёткой речи. Читайте, общайтесь с новыми людьми, размышляйте, записывайте свои мысли, и вы не просто сможете легко поддерживать диалог, но станете по-настоящему интересным собеседником. Надеюсь, приведённая здесь методика поможет вам в трудной речевой ситуации.