О чем писались былины
Что такое былина и какие бывают былины
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. С героями былин, легендарными богатырями, могучими чудовищами и доблестными князьями, мы знакомимся за школьной партой.
Образы русских воинов, то ли правда существовавших в былые времена на Святой Руси, то ли созданных воображением наших предков, прочно остаются в сердце и памяти, становятся национальными символами.
Кем же были первые авторы древних поэтических сказаний? Что такое былина? И, наконец, какие бывают былины? Поищем ответы на эти вопросы вместе.
Былина — это жанр фольклора
Былина – это жанр фольклора, изначально устная героико-историческая песнь, сочетающая установку на достоверность с элементами народной фантазии.
Первые образцы жанра, которые, по мнению исследователей, относятся к эпохе создания и становления древнерусского государства (ХI-XIII века), существовали в качестве песен, исполнявшихся под аккомпанемент щипковых инструментов (гуслей) и передававшихся из уст в уста.
Так как сюжеты былин касались исторических фигур и реальных событий, предметом повествования становилось прошлое, ведь вывод о чём-либо можно сделать лишь тогда, когда оно прошло, завершилось. Вот почему подобные песни изначально назывались старинами.
Термин «былина» вошёл в обиход в 1839 году, когда фольклорист и этнограф И. П. Сахаров приступил к изучению этого самобытного жанра.
В книге «Сказания русского народа» собиратель представил эпические песни о подвигах богатырей и поляниц (женщинах-богатыршах), о княжеской дружине князя Владимира в стольном граде Киеве, о Соловье-Разбойнике и Змее Тугарине.
Традиция записи былин, начатая в XIX веке, перешагнула в XX столетие и закончилась экспедициями в Онежский край, где была обнаружена последняя сказительница Марья Дмитриевна Кривополенова. С её слов было записано несколько десятков ранее не зафиксированных текстов. На этом история собирания былин закончилась.
Какие бывают былины
В фольклористике былины традиционно делят на 3 группы:
Героические былины бывают двух типов:
К социально-бытовым можно отнести былину «Садко».
Хвастливого гусляра перестают звать на пиры. Садко уходит на берег Ильмень-озера, где в одиночестве играет на гуслях. Игра приходится по нраву Морскому Царю, который заключает с музыкантом сделку.
Садко богатеет, становится первым купцом и хвалится, что скупит весь новгородский товар. Но это ему не удаётся. Однажды Садко попадает в сильную бурю и понимает, что Морской Царь требует его в жертву.
Под водой Садко играет на гуслях, отчего водяной пляшет так, что дрожит земля. По людским молитвам, Никола Можайский спасает Садко. Гусляр просыпается в родном Новгороде и мирно доживает свой век, строя храмы и помогая бедным.
Сказочные былинные тексты сочетают черты сказки (наличие волшебных персонажей, троекратность испытаний) и образы былинных героев.
Герои русских былин
Подобно циклу воинских преданий европейского средневековья, в которых повествуется о подвигах рыцарей Круглого стола и короле Артуре, в русском героическом эпосе прославляются могучие защитники родной земли.
Их король Артур – это киевский князь Владимир Красно Солнышко, собирающий в своей дружине весь цвет воинства. Самые популярные богатыри, обессмерченные художником В. Васнецовым: Илья из-под города Мурома села Карачарова, Добрыня, родившийся по разным версиям то ли в Искоростени, то ли в Рязани, и сын ростовского священника Алёша (Олёша).
Также известны киевские герои: Михайло Потык, Ставр Годинович и Чурило Пленкович. Сохранились предания (что это такое?) и о славных новгородцах: купце Садко и силаче Василии Буслаеве.
Не менее интересны истории о поляницах (женщинах-богатыршах). Например, Добрыня находит свою жену в бою. В конце поединка, когда соперники по воинскому обычаю должны снять забрала и показать лица, воин понимает, что бился с женщиной.
Прекрасной воительницей оказывается Настасья Микулишна – дочь богатыря Микулы Селяниновича. С Настасьей связан любопытный сюжетный поворот. Отлучившись в очередной поход на целых 12 лет, Добрыня оставляет молодую жену одну.
В это время Алёша Попович приезжает к ней и сообщает, что видел друга погибшим, после чего предлагает прекрасной «вдове» руку и сердце. Та соглашается, но Добрыня возвращается и вовремя разоблачает их. Он задаёт Алёше трёпку. Примирить их удаётся Илье.
Подвиги былинных героев
Но главное в воинских песнях – не любовные коллизии (это как?), а ратные подвиги. Чем же прославился каждый из народных героев?
Среди былин об Илье Муромце самой популярной стало сказание «Илья Муромец и Соловей-разбойник», которое рассказывает о расправе с легендарным свистуном. Выколов ему глаз стрелой, Илья привязывает пойманного разбойника к седлу и привозит прямо в Киев на показ князю.
Тот сомневается, действительно ли перед ним Соловей, и Муромец приказывает пленнику засвистеть вполсилы. От свиста гнутся церковные маковки – и Владимир велит расправиться со злодеем. В чистом поле Илейка срубает Соловью голову.
Былина «Святогор» тоже связана с Ильёй. Старший богатырь, сидящий во Святых Горах, хранит силу земли. Он ловит Муромца и сажает в свой карман, где носит его два дня. Признав, что Святогор сильней, Илья завоёвывает его благосклонность. Богатыри обмениваются крестами, братаются, клянутся вместе беречь землю русскую.
Однажды они находят в горах белый гроб и по очереди ложатся в него. Для Ильи гроб велик, а вот Святогору – по росту. Великан просит накрыть его дубовыми досками. Муромец делает по сказанному, а вот поднять их уже не могут ни тот, ни другой. Святогор понимает, что ему пора уходить, и передаёт свою силу Илье.
Второй по популярности герой народного эпоса – Добрыня Никитич. Былины о Добрыне Никитиче сообщают, что главный его соперник – Змей Горыныч. Припадая к земле, богатырь всякий раз набирает силу и одерживает победу в тот самый миг, когда кажется, что чудище уже не умертвить.
У былинного змееборца любопытные характеристики: его величают умным, хитрым. Именно Добрыню, да ещё богатыря Дуная князь выбирает в сваты, когда хочет просить руки королевны ляхов Апракси.
Алёша Попович знаменит поединком с Тугарином. Тугарин – татарский военачальник Тугархан.
Предание рассказывает, как Попович убивает Тугархана под стенами Киева, вызвав его на поединок прямо из-за княжеского стола. От вражеского войска не остаётся ничего, а от награды витязь отказывается.
Краткое резюме
Учёные находят в летописях почти всех героев песенного народного эпоса, что подтверждает факт их существования. Несокрушимые русские воины напоминают нам о воинской славе и ратных подвигах предков.
Былины о русских богатырях – лучшее чтение для будущих защитников Отечества.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
В былинах, если они касаются исторических персонажей, слишком много мифов, тем более, что былины передавались из уст в уста и каждый следующий рассказчик добавлял что-то своё, искажая первоначальный смысл.
Я ничего не понял, что такое былина
Алексей: сказание старины глубокой, устный рассказ (часто в поэтической форме, ибо исполнялась нараспев). По сути, это исторические зарисовки с элементами сказки.
Ну, а былинники — это артисты (исполнители песен), зарабатывающие этим на хлеб. Пользовались спросом в силу отсутствия других доступных путей получения (для широких масс населения) познаний об уже ушедших временах и людях.
Это если простыми словами и без присущего былинам пафоса.
Что такое былина
Отличительные особенности былин
Былина представляет собой фольклорно-эпическую песню, написанную тоническим стихом. Каждое произведение состоит из запева, зачина и концовки. Первая часть былины редко связывалась с основным сюжетом, в основном такое вступление писалось для привлечения внимания. Зачин – это основное событие, которому посвящена былина. Концовка – последняя часть былины, в которой, как правило, описывался торжественный пир, посвященный победе над врагами.
Существует несколько видов напевов былин – строгий, величавый, быстрый, веселый, спокойный и даже скоморошный.
Каждое сказание отличалось патриотическим характером, сюжеты ее всегда были хвалебными и повествовали о непобедимости Руси, достоинствах князя и отважных защитников, которые незамедлительно приходили на помощь, если населению угрожала беда. Сам термин «былина» стал употребляться только с 1830-х годов, ввел его ученый Иван Сахаров. Настоящее название песен о богатырях – «старины».
Главными героями в былинах были могучие русские богатыри. Персонажи были наделены нечеловеческой силой, отвагой и мужеством. Богатырь, даже в одиночку, мог справиться с любым врагом. Основной задачей этих персонажей является защита Руси от посягательств врагов.
Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич и Владимир Красное Солнышко – эти имена можно встретить практически в каждом сказании. Князь Владимир являлся правителем русских земель, а богатыри – надеждой и защитой русского народа.
Авторы былин
Множество фактов, касающихся авторов былин, времени и территории их написания остаются загадкой вплоть до наших дней. Большинство исследователей пришло к мнению, что самые древние сказания были написаны не больше трехсот лет назад. В Википедии, например, можно изучить несколько разных теорий и факты, которые выявили ученые.
Преобладающее число былин было записано учеными-собирателями со слов жителей определенных местностей. Всего насчитывается около сорока сюжетов сказаний, но количество текстов уже достигает полутора тысяч экземпляров. Каждая былина представляет собой особую ценность для русской культуры, народного эпоса, а также для ученых и фольклористов.
Сказителями могли быть люди разных профессий, поэтому в текстах они упоминали более понятные и близкие им сравнения. По словам рассказчика-портного, например, отрубленная голова сравнивалась с пуговицей.
Былины не писались одним автором. Это сказания, которые составлял русский народ, а тексты песен передавались из поколения в поколение. Исполнялись песни определенными людьми, которые назывались «сказителями». Такой человек должен был обладать особенными качествами. Дело в том, что текст былин никогда не заучивался сказителями наизусть, поэтому рассказчик должен был самостоятельно связывать сюжеты, подбирать сравнения, запоминать важные факты и уметь пересказывать их, не искажая смысл.
Былина как эпический фольклорный жанр
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» обладает всеми признаками данного эпического жанра. Здесь имеется сюжет, события изображаются в развитии, персонажи – в действии.
Былины, как правило, имеют три части: запев (как подготовка к прослушиванию песни), зачин (в его пределах разворачивается действие) и концовка.
Русские былины имеют свою традиционную систему образов. Рассмотрим это на примере таких былин, как «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Святогор и Микула Селянинович».
Образ былинного богатыря является средством воспитания патриотических чувств у русского человека. Именно в русских былинах показан образ богатыря-защитника, который является прообразом современных героев-воинов.
Источником каждой героической песни был какой-либо исторический факт. В былине, как и в народной сказке, много выдумки. Герои былин – богатыри – люди необыкновенной силы, они скачут на могучих конях через реки и леса, поднимают на плечи тяжести, которые не под силу ни одному человеку. Многие русские былины говорят о героических подвигах народных богатырей.
Задача былин не в том, чтобы удивить слушателей какой-либо неожиданностью, а в том, чтобы напомнить об идеале, и слушатели ещё раз восхитились бы силой, удалью, мудростью, самоотверженностью былинных героев.
В системе образов прослеживается старшинство, зависимость, так как богатыри подчинены князьям. Они служат князю и всему государству.
В русских былинах можно выделить трёх основных героев: Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича. Образы богатырей являются художественным обобщением, воплощением в одном человеке силы народа. Русские богатыри никогда не лгут. Готовые умереть, но не сойти с родной земли, они почитают службу отечеству своим первым и святым долгом, хотя их нередко обижают не доверяющие им князья.
Основная тема былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» – защита отечества от набегов врагов, охрана покоя и благополучия жителей земли русской. Знаменитый богатырь Илья Муромец является олицетворением всего лучшего в народе: огромная физическая сила сочетается в нём с ещё большей силой внутренней, со спокойствием духа, с добротой. Цель его служения родине связана не со стремлением убивать врагов, а с желанием защищать и охранять землю Русскую.
Главный герой былины равнодушен к почестям и наградам. Богатырь направляется в Киев прямоезжей дорогой. А дорога та «прямоезжая» пролегала в лесном краю, где находились разбойники, грабившие и убивавшие.
Автор подчёркивает дородность Ильи, его рост, силу, мощь. Богатырь вооружён копьём, луком со стрелами. В былине нет портрета Ильи, потому что главным было показать черты его характера, проявляющиеся во время освобождения Чернигова от неприятеля, в победе над Соловьём-разбойником. И мы отмечаем, что Илья смел, могуч, благороден, а народ благодарен своему герою.
Закономерно для былин и то, что богатырство героя преувеличено. Например, через описание движений коня Ильи: «С горы на гору стал перескакивать, с холма на холм стал перемахивать, мелки реченьки, озерка промеж ног спускал. ». Здесь используется важный художественный приём, необходимый для того, чтобы подчеркнуть доблесть героя, сложность победы над самыми разными врагами.
В былине «Святогор и Микула Селянинович» создан наиболее загадочный образ богатыря. В одном из вариантов говорится, что Святогор ездит только по горам (или лежит на них), что его мать сыра земля не держит. Ему нет равных по силе, и в то же время эта сила не находит применения. Святогор не совершает воинских или каких-либо других подвигов. Не случайно сумка, которую не мог поднять Святогор, принадлежит Микуле Селяниновичу, пахарю. То, что легко несёт пахарь, губит богатыря, так как далёк он земледельческого труда, требующего немалой сноровки и физической силы. А своей силе он не находит применения, как это делали Илья Муромец или другие русские богатыри, охраняющие границы. Он далёк и от хозяйственно-производительного труда, как, например, Микула Селянинович. Святогор изолирован от других героев былинного эпоса. В отличие от них, он неподвижен, привязан к одному месту – Святые горы.
Встреча Святогора с Микулой Селяниновичем и эпизод с переметной сумой и тягой земной несут в себе смысл передачи силы от «старшего» богатыря к «младшему». И образ Микулы воспринимается как символ мирного времени, потому и прославляется богатырь-пахарь: он кормилец, на котором держится вся земля русская.
Таким образом, былины имеют огромное значение для понимания путей развития устного народного творчества, древней литературы, а также для изучения истории Руси.
О русских былинах
БЫЛИНА — древнерусское слово, образованное от прилагательного былыи (современное былой), в свою очередь образованного от глагола быти. Буквальное значение слова былина – «то, что было, случилось в действительности».
Этимологический словарь русского языка. — СПб.: ООО «Виктория плюс». Крылов Г. А. 2004.
Фасмер, ОШИБОЧНО ПИШЕТ- «эпическая народная песня»; на основании др.-русск. былина (СПИ) придумано Сахаровым; см. Вс. Миллер, Очерки 1, 27 и сл. О старом употреблении слова см. русск. диал. былина́ «быль, то, что было» (арханг.); см. Архангельский, ИОРЯС 3, 1331 и сл. Далее – к был, быть. Вместо былина в народе говорят пе́сня, ста́рина́. Этимологический словарь русского языка. Фасмер Макс
Открываем «Слово о полку Игореве» и читаем:
-Не лѣпо ли ны бяшетъ, братіе, начяти старыми словесы трудныхъ повѣстіи о пълку Игоревѣ, Игоря Святъславлича! Начати же ся тъи пѣсни по БЫЛИНАМь сего времени, а не по замышленію Бояню.
Для объяснения происхождения и состава былин существует несколько теорий:
Теория мифологическая видит в былинах рассказы о стихийных явлениях, а в богатырях — олицетворение этих явлений и отождествление их с богами древних славян (Орест Миллер, Афанасьев).
Теория историческая объясняет былины как след исторических событий, спутанных порой в народной памяти (Леонид Майков, Квашнин-Самарин).
Теория заимствований указывает на литературное происхождение былин (Теодор Бенфей, Владимир Стасов, Веселовский, Игнатий Ягич), причём одни склонны видеть заимствования через влияние Востока (Стасов, Всеволод Миллер), другие — Запада (Веселовский, Созонович).
В итоге односторонние теории уступили место смешанной, допускающей в былинах присутствие элементов народного быта, истории, литературы, заимствований восточных и западных. Первоначально предполагали, что былины, которые группируются по месту действия на циклы — киевские и новгородские, главным образом, — южнорусского происхождения и только позже перенесены на север; позже было высказано мнение о том, что былины — явление местное (Халанский). В течение веков былины претерпевали различные изменения, причём постоянно подвергались книжному влиянию и многое заимствовали из средневековой русской литературы, а также устных сказаний Запада и Востока. Приверженцы мифологической теории делили богатырей русского эпоса на старших и младших, пока Халанским не было предложено деление на эпохи: дотатарскую, времён татарщины и послетатарскую.
Чтобы дать понятие о количестве былин, отметим их статистику, приведённую в «Истории Русской Словесности» Галахова. Одних былин киевского цикла собрано: в Московской губернии — 3, в Нижегородской — 6, в Саратовской — 10, в Симбирской — 22, в Сибири — 29, в Архангельской — 34, в Олонецкой — до 300. Всех вместе около 400, не считая былин новгородского цикла и позднейших (московских и других). Все известные былины принято делить по месту своего происхождения: на киевские, новгородские и общерусские (более поздние).
Хронологически на первом месте, по Оресту Миллеру, стоят былины, рассказывающие о богатырях сватах. Потом идут те, которые называют киевскими и новгородскими: по-видимому, они возникли до XIV века. Затем идут былины вполне исторические, относящиеся к московскому периоду Русского государства. И, наконец, былины, относящиеся к событиям более поздних времён.
Последние два разряда былин не представляют особенного интереса и не требуют обширных объяснений. Поэтому ими до сих пор вообще мало занимались. Но огромное значение имеют былины так называемого новгородского и, в особенности, киевского цикла.
Время складывания былин
Относительно времени происхождения былин определённее всех выразился Леонид Майков, пишущий: «Хотя между сюжетами былин есть и такие, которые можно возвести к эпохе доисторического сродства индоевропейских преданий, тем не менее всё содержание былин, а в том числе и эти древнейшие предания представляется в такой редакции, которая может быть приурочена только к положительно историческому периоду. Содержание былин вырабатывалось в течение X, XI и XII веков, а установилось во вторую половину удельно-вечевого периода в XIII и XIV веках». К этому можно прибавить слова Халанского: «В XIV веке устраиваются пограничные крепости, острожки, устанавливается пограничная стража и в это время сложился образ богатырей, стоящих на заставе, оберегающих границы Святорусской земли». Наконец, по замечанию Ореста Миллера, большая древность былин доказывается тем обстоятельством, что изображается в них политика ещё оборонительная, а не наступательная.
Место возникновения былин.
Что касается места, где возникли былины, то мнения разделяются: самая распространённая теория предполагает, что былины — южнорусского происхождения, что их первоначальная основа южнорусская. Только со временем, вследствие массового переселения народа из Южной Руси на Русский Север, перенесены туда былины, а затем на первоначальной своей родине они были забыты, вследствие влияния других обстоятельств, вызвавших казацкие думы. Против этой теории выступил Халанский, осуждая вместе с тем и теорию первоначального общерусского эпоса. Он говорит: «Общерусский древний эпос — такая же фикция, как и древний общерусский язык. У каждого племени был свой эпос — новгородский, словенский, киевский, полянский, ростовский (ср. указания Тверской летописи), черниговский (сказания в Никоновской летописи)»
Насколько изучение былин ещё до сих пор несовершенно и к каким противоречивым результатам оно привело некоторых учёных — можно судить хотя бы только по одному следующему факту: Орест Миллер, враг теории заимствований, старавшийся везде в былинах найти чисто народный русский характер, говорит: «Если отразилось какое-нибудь восточное влияние на русских былинах, так только на тех, которые и всем своим бытовым складом отличаются от склада старославянского; к таким относятся былины о Соловье Будимировиче и Чуриле Пленковиче». А другой русский учёный, Халанский, доказывает, что былина о Соловье Будимировиче стоит в самой тесной связи с великорусскими свадебными пенями. То, что Орест Миллер считал совсем чуждым русскому народу — то есть самосватание девушки, — по Халанскому существует ещё теперь в некоторых местах Южной России.
Главные сборники былин:
Кирши Данилова, «Древние русские стихотворения» (изданы в 1804, 1818 и 1878);
Киреевского, Х выпусков, изданы в Москве 1860 г. и сл.; Рыбникова, четыре части (1861—1867);
А. Ф. Гильфердинга, изд. Гильтебрантом под заглавием: «Онежские былины, записанные Александром Федоровичем Гильфердингом летом 1871 года»;
В. Авенариуса, «Книга о киевских богатырях» (СПб., 1875);
Халанского (1885).
Полный свод киевских былин, в литературной обработке А. Лельчука. Былины выстроены хронологически и по смыслу в цельную героическую повесть. Язык современный, но максимально сохранен ритм и стиль оригинала. Персонажи и сюжеты отсортированы, убраны дубли и повторения. Составлена условная карта Былинной Руси.
Все сюжеты русских былин
Как растут, набирают силу, собирают войско, женятся, сражаются и умирают герои былин
Былинный сюжет обычно концентрируется вокруг биографии главного героя. А поскольку сказители оперируют ограниченным числом сюжетных ситуаций и характеристик, то и герои русского эпоса обладают определенным набором сходных «биографических» коллизий: они рождаются (иногда от змея); быстро или медленно растут и учатся; получают силу, выпив воды, пива, слюны великана; совершают первый подвиг, потом еще и еще; защищают Киев от врагов; освобождают пространство от разбойников; женятся и убивают жен; сидят в погребах князя; бьются с родственниками; редко умирают; окаменевают.
Почти все сюжеты русского классического эпоса укладываются в схему из восьми пунктов, которая, конечно, остается открытой для включения новых сюжетных элементов.
1. Героическое детство
Герой-сидень: Илья Муромец
Герой до совершения подвигов болен / немощен, сидит на печи; благодаря встрече со странниками чудесным образом исцеляется и обретает богатырскую силу; пробует свою силу, выезжает из дома.
Отец героя умирает, герой калечит окружающих, набирает дружину: Василий Буслаев
Герой остается без отца, воспитывается матерью, мирный характер отца противопоставляется буйному характеру сына; герой выходит на улицу, в играх с соседскими детьми / сверстниками калечит их; мать закрывает героя в погребе; герой выходит из погреба и набирает дружину.
Герой рождается от змея, природа реагирует на его рождение, герой обучается хитростям-мудростям: Вольга, Саур
Герой рождается у родителей богатырского рода / рождается от того, что мать, спускаясь с камня, неосторожно наступает на змея, змей обвивается вокруг ее ноги, и мать героя «понос понесла»; герой рождается с восходом солнца или луны, при его рождении гремит гром, колеблются земля и море, все живое в страхе прячется; герой просит не пеленать его, а надеть на него латы и вооружить богатырскими доспехами; герой быстро учится грамоте и «хитрой науке» — оборотничеству; далее он собирает дружину, про него идет слава по всей земле и доходит до Индеи.
Рожденный чудесным образом богатырь отправляется на поиски своего отца: Саур Леванидович
Отец героя — царь — выезжает за данью, царица при прощании говорит, что беременна, царь отвечает: если сын родится — за отцом послать, если дочь — замуж отдать и зятя за ним послать; поп дает герою имя; герой очень быстро растет, учится грамоте, калечит окружающих / учится оборотничеству, калечит более старших по возрасту; отправляется после разговора с матерью на поиски отца.
После смерти престарелого отца у вдовы остается дитя; герой быстро учится / не проявляет способностей в обучении; герой выходит из дома на охоту: Добрыня Никитич
После смерти престарелого отца у вдовы остается ребенок; ему дают имя; герой либо «дитятко малешенько-глупешенько», либо удивительно быстро обучаемый грамоте; герой побеждает в играх всех ребят старше него; герой выходит из дома на охоту — испробовать оружие; мать указывает на возможную встречу со змеем.
Герой рождается от внебрачной связи героя и богатырки, выезжает искать отца: Сокольник
У богатырки (бабы Латыгорки) от старшего богатыря рождается внебрачный сын; отец уезжает; сын очень быстро растет, его дразнят «заугольником» (незаконнорожденным); он калечит окружающих и выезжает на поиски отца.
Героя «испортили» при родах, он воспитывается вне дома, ищет коня и едет искать родителей: Михайло Козарин
Героя «испортили» на родинах, выгнали из дома; его воспитывает бабушка-задворенка / сестра; называет его в честь козы, чьим молоком питался герой; герой калечит окружающих, ищет коня и едет искать родителей.
2. Получение силы / богатства и собирание войска
Герой получает города в наследство от дяди: Вольга
Герой получает несколько городов в наследство от дяди; герой набирает дружину и едет проверять будущие владения.
Герой получает богатство от чудесных персонажей (Волги-реки, Ильмень-озера, водяного, царицы Белорыбицы): Садко
Озеро / брат водяной девки / царица Белорыбица / Морской царь / Водяник указывает герою (каменщику / гусляру / волжскому суру), как выловить обычную рыбу / щепки и мусор / дубья колодинки, которые затем превращаются в золото / рыбу с золотой чешуей; герой выигрывает спор с новгородцами и богатеет / устраивает в своих палатах «все по-небесному» / женится.
Герой получает богатство, поднимая камень, лежащий на распутье: Илья Муромец
Герой выбирает дорожку, где богату быть; едет, видит камень, под которым лежит богатство, поднимает его; становится богатым / умирает / окаменевает.
Герой получает силу от великана-богатыря через питье / пену / пот: Илья Муромец и Святогор
Герой подходит к гробу, в котором лежит великан / старший богатырь; великан / старший богатырь просит приникнуть к щели в гробу и слизать пот / слюну / вдохнуть дыхание; герой делает это; великан просит наклониться второй раз — герой отказывается; великан говорит, что если бы герой наклонился снова за его силой, то умер бы.
Герой получает силу от чудесных персонажей (ангелов, калик), которые просят принести напиться: Илья Муромец
Герой набирает дружину: Волх, Василий Буслаев, князь Роман
Герой, получив от дяди наследство, набирает дружину, устраивая воинам испытания (проверяются способность пить алкоголь, сила в поединках, воинские качества: герой смотрит, как будущие дружинники зачерпывают воду из реки — рукой, шеломом и т. п.).
3. Воинские коллизии
Борьба героя с чудесным противником
Герой побеждает Соловья-разбойника, стреляя ему в глаз: Илья Муромец и Соловей-разбойник
Герой выезжает из дома; по пути в Киев побеждает Соловья-разбойника, сидящего на дубу / дубах, стреляя ему в «правый глаз»; привозит врага в Киев и там убивает.
Герой побеждает противника / чудовище в княжеских палатах: Алеша Попович и Тугарин Змеевич
Герой выезжает из дома, пирует в Киеве, ссорится с противником на пиру, побеждает его в княжеских палатах.
Герой, переодевшись в платье калики, побеждает чудовище в княжеских палатах: Илья Муромец и Идолище поганое
Герой узнает, что в Киеве царит противник, меняется одеждой с каликой перехожим, приезжает неузнанным в Киев, бранится с противником и изгоняет его.
Герой обманом побеждает чудовище в поле: Алеша Попович и Тугарин Змеевич
Герой, увидев летающего Змеевича, просит его повернуться, убеждая, что за его спиной стоит войско; противник оборачивается, теряет бдительность; герой его побеждает.
Герой побеждает чудовище у реки / горы: Добрыня Никитич и Змей
Герой отправляется из дома / из Киева, встречает Змея на реке, побеждает его шапкой земли Греческой / заключает с ним мирный договор.
Герой побеждает змею в могиле своей жены: Михайло Потык
Жена умирает, герой идет вслед за ней в могилу, побеждает змею / жену, которая превратилась в змею, выходит из могилы.
Герой побеждает богатырку: Дунай Иванович, Добрыня Никитич
Герой встречает в поле богатырку / великаншу, борется с ней, побеждает, пиная под зад / она сдается, когда узнает, что перед ней ее суженый.
Отражение вражеского нашествия
Герой приносит весть о нападении и этим спасает Киев: Калика-богатырь
Калика узнает о готовящемся нападении на Киев и предупреждает князя и киевских богатырей; вместе с киевскими богатырями побеждает «силу неверную».
Герой-малолетка вместе с отцом, ушедшим в монастырь, спасают Киев от врагов: Михайло Данилович
Отец уходит в монастырь и оставляет защиту государства на малолетнего сына (ему двенадцать лет); князь выражает недовольство уходом старшего богатыря; на Киев наступает войско противника; герой-малолетка отправляется в бой, перед этим заезжает в монастырь к отцу; отец дает совет быть осторожным и не давать воли сердцу; герой нарушает завет, попадает вместе с конем в плен, но продолжает биться. Конь без седока прибегает в монастырь; отец выходит на бой, принимает своего сына за татарина; сын называет себя, и битвы между ними не происходит. Герой вместе с отцом побеждают врага, князь награждает героя.
Герой-малолетка спасает Киев от врага, но погибает в бою: Ермак Тимофеевич
Противник отправляет гонца в Киев, угрожая князю разорением города, но киевские богатыри отказываются выступить на его защиту, объясняя это тем, что устали от сражений. На битву просится молодой герой Ермак (племянник князя или старшего богатыря); юноше семнадцать, а чаще двенадцать лет. На богатырской заставе богатыри посылают героя разведать численность войск противника, он ради собственной чести вступает в бой с врагом и неистовствует, побивая противника. Через некоторое время старший богатырь решает остановить героя. Старший богатырь связывает героя, причем подходит к нему сзади, иначе герой примет его за татарина и убьет. Герой умирает от разрыва сердца / не умирает, а успокаивается.
Герой-запечник спасает Киев от врага: Васька Захаров
Герой-пьяница (запечник) спасает Киев от врага, побивая его метлой, отказывается от награды за победу и просит вместо нее «пить вина безденежно».
Герой-пьяница спасает Киев путем мнимого предательства: Василий Игнатьевич
Киеву угрожает войско противника. Князь просит помощи у героя-пьяницы, ради чего сам идет в кабак. Герой-пьяница похмеляется и стреляет в противника / поднимается на городскую стену и тремя стрелами убивает сына, зятя и дьяка противника (имя дьяка часто Батыга). Вражеский царь требует выдать убийцу. Герой-пьяница добивается доверия противника, обещает провести войско в Киев, сам же заводит войско противника в глухое место и там уничтожает его, после чего противник бежит, говоря, что он больше никогда не придет на Русь. С героем не делятся добычей, герой гневается и угрожает разрушить Киев. Князь приносит ему подарки, однако герой отказывается и просит в качестве награды бесплатную выпивку в кабаках.
Герой побивает врагов, попадает в плен, но вырывается из него: Илья Муромец и Калин-царь, Илья Муромец и Бадан, Илья Муромец и Батый, Суровец-Суздалец, Потап Артамонович
Безногий на безглазом; герой и его окружение побеждает силу литовскую: князь Роман и братья Ливики
На один из русских городов, нарушая данную ранее заповедь, нападают литовцы и разоряют город; князь-оборотень узнает об этом от разговаривающих между собой воронов и, приехав, расправляется с литовцами, отправляя домой одного брата без ног, другого — без глаз.
Герой, путешествуя на корабле, убивает выстрелом турецкого хана: Илья Муромец с Добрыней Никитичем
Кораблю с героями угрожает турецкий хан. Герой обещает пустить стрелу «в турецкий град, в зелен сад, в бел шатер, самому Салтану в белу грудь» / герой пугает врага ревом изображенных на пуговках костюма зверей (рев пуговиц на костюме героя является сигналом, подымающим команду корабля против турок). Противник запрещает туркам когда-либо вступать в столкновение с героем.
Герой помогает реке не пустить вражескую силу на свою землю: Сухман Одихмантьевич
Князь посылает героя на охоту за лебедями; во время поездки герой видит, что Непра-река борется с татарской силой, которая мостит мосты, чтобы перебраться через реку и пойти походом на Киев; герой дерется с татарами, его ранят.
Военный поход в чужую землю
Герой едет отвозить дани-выходы: Добрыня Никитич с Василием Казимировичем
По приказу князя герой отправляется отвезти дань иноземному царю; герой набирает дружину на корабль и едет по морю; иноземный царь заставляет героев под угрозой смерти пройти испытания — борьбу, стрельбу из богатырского лука, игру в шахматы; герои справляются с испытаниями, побивают врагов и увозят дань в Киев / испуганный царь отказывается от дани и сам начинает платить дань Киеву.
Герой совершает набег на врага и побеждает с помощью колдовства и оборотничества: Волх Всеславьевич
Преодоление застав-препятствий
Застава — заброшенная из-за разбойника дорога: Илья Муромец
Герой очищает прямую дорогу к эпическому центру от засевшего на ней чудовища.
Застава — разбойники: Илья Муромец
Герой разгоняет или убивает разбойников, которые пытаются его ограбить.
Застава — быстрое течение и «сорочина долгополая»: Добрыня Никитич, Дюк Степанович
Герой переплывает реку с быстрым течением, побеждает противника — сорочину долгополую.
Застава — войско, обступившее город: Илья Муромец и черниговцы
Герой освобождает осажденный вражеским войском город по пути в эпический центр; отказывается от воеводства, спрашивает дорогу к Киеву.
Застава — семья Соловья-разбойника: Илья Муромец и Соловей-разбойник
Герой по пути в Киев побеждает членов семьи противника, которые хитростью пытаются погубить героя.
Застава — коварная королевична: Илья Муромец
Герой побеждает коварную королевичну, которая хитростью (с помощью переворачивающейся кровати) пытается погубить героя.
4. Конфликты
Конфликты между одноэтническими персонажами
Столкновение героев в результате ссоры: Добрыня Никитич и Дунай Иванович, Добрыня Никитич и Илья Муромец
Герой выезжает из дома на поиски поединщика, видит стоянку другого богатыря, цвет шатра которого — черный, читает предупреждающую надпись и поступает вопреки предупреждению; далее следует бой богатырей, принадлежащих одному этносу; старший богатырь примиряет дерущихся / наказывает одного из них.
Столкновение великана-богатыря и героя: Илья Муромец и Святогор
Герой встречает великана / жену великана, дважды бьет его палицей, тот даже не замечает; той же палицей в щепки разносит дуб; на третий раз великан кладет героя в карман; конь великана начинает хромать, так как не может выдержать двоих богатырей; герой и великан братаются.
Столкновение героя с неузнанными родственниками
Герой борется с неузнанным братом, похищенным татарами: Михайло Козарин и братья Дородовичи
У героя похищают брата; герой встречает брата в поле, не узнает его, начинается бой; после узнавания герои мирятся.
Герой борется с неузнанным сыном / дочерью: Илья Муромец и сын /дочь, Саур Леванидович
Герой побеждает в поединке неузнанного сына, дочь / отец попадает в плен и побеждает в поединке неузнанного сына.
Герой борется с неузнанным племянником: королевичи из Крякова, братья Дородовичи
Молодой герой едет на службу в Киев к князю и встречает в поле поляницу удалую («дикого» богатыря, который полякует в поле). Происходит богатырский поединок, во время которого герой узнает в противнике своего родного брата, увезенного в плен маленьким ребеночком / герой видит в шатре раненого, выспрашивает его и узнает в нем своего брата; брат умирает, и герой отвозит его тело родителям.
Герой бьется с неузнанной невестой-воином: Дунай Иванович и Настасья Микулична
Герой борется с девушкой-богатыркой / привозит девушку из чужого царства, затем женится на богатырке / на сестре княжеской невесты.
Конфликты между героем и князем
Князь заключает героя в погреб / тюрьму: Илья Муромец и Владимир Красное Солнышко, Сухман Одихмантьевич, Ставр Годинович
Герой поднимает бунт против князя, поит вином городских нищих — голей кабацких: Илья Муромец и голи кабацкие, Василий Игнатьевич
Конфликт героя и города
Герой, поссорившийся с городскими жителями, в драке побеждает их: Василий Буслаев
Отец Василия Буслаева, никогда не ссорившийся с Новгородом, умирает, оставляя вдову Амельфу Тимофеевну и малолетнего героя. В семь лет мать отдает его учить грамоте. С какого-то времени Васька принимается с удалыми добрыми молодцами допьяна напиваться и уродовать сверстников / новгородских мужиков. Купцы приносят жалобу; мать Ваську начинает «журить-бранить, на ум учить»; Ваське журьба не нравится, он созывает дружину, проверяет ударом палицы по голове силу богатырей. На «братщине» происходит свара героя и его дружины с новгородцами. Васька спорит с Новгородом, что если он в драке победит, то Новгород будет выплачивать ему дани по три тысячи, и наоборот. Василий побеждает, но мужики новгородские идут с подарками к его матери, та принимает подарки, посылает девушку Чернавушку привести Василия; мать его садит под замок. Чернавушка идет по воду на Волх-реку, дружина ей и говорит: «Не подай нас у дела у ратного, у того часу смертного». Девушка бросает ведро, хватает коромысло и побивает некоторое количество людей, затем будит Ваську, тот берет ось тележную и идет на помощь дружине, встречается со старцем-пилигримищем / крестным дядей героя и убивает его, затем расправляется с новгородцами. Мужики новгородские приносят Василию подарочки, и свара на этом заканчивается.
5. Соперничество
Соперничество между одноэтническими героями
Состязание на поднятие тяжелого предмета: Вольга Святославич и Микула Селянинович
Герой на пути в города, подаренные дядей, встречает пахаря; герой и его дружина не могут поднять сошку пахаря, затем вместе едут в подаренные герою города.
Состязание на быстроту / ловкость коней: Вольга Святославич и Микула Селянинович, Чурило Плёнкович и Дюк Степанович
Герои соревнуются, чей конь быстрее и ловчее.
Состязание, чья одежда богаче: Чурило Плёнкович и Дюк Степанович
Герои (в церкви / перед князем) соревнуются, кто красивее, чья одежда богаче.
Состязание, кто лучше стреляет: Дунай Иванович и его жена
Соперничество между героем и князем
Cостязание, чей конь лучше/быстрее: Иван Гостиный сын
Князь ищет супротивника в состязании, герой принимает условия спора; княжеские кони пугаются свирепого вида и грозного ржания бурушки богатыря и разбегаются / герой выигрывает спор.
Cостязание, кто богаче: Дюк Степанович, Ставр Годинович, Чурило Плёнкович
Герой приезжает в Киев, где хвастается, что у него дома все гораздо лучше: вещи более красивые и дорогие, еда вкуснее; князь посылает послов описывать имущество героя, им не хватает на это бумаги.
Состязание — сравнение богатства: Чурило Плёнкович
Герой и его люди разоряют владения князя, воруют урожай, нарушают охотничьи угодья; князь ищет обидчика, им оказывается герой. Герой приносит князю богатые дары и поступает к нему на службу.
Состязание — игра с правителем в шахматы: Добрыня Никитич
Герой выигрывает у князя (вражеского царя) в шахматы.
Соперничество героя и города
Герой соперничает с городом в богатстве: Садко
Герой просит помощи у сверхъестественного персонажа, тот учит героя поспорить с купцами, что в озере есть «рыба — золоты перья», которую герой поймает; герой спорит на чужом пиру и выигрывает; герой начинает торговать, получать барыши великие; устраивает в своих палатах «все по-небесному» (солнце, месяц, звезды); зазывает на пир настоятелей новгородских; настоятели провоцируют героя похвастать, что он выкупит все товары новгородские; бьются; три дня герой покупает и выкупает все / не может выкупить ничего.
Соперничество героя и силы небесной
Неподъемная тяжесть: Святогор
Герой думает, что может поднять всю землю / треть земли; находит переметную суму / сошку Микулы Селяниновича; ее роняет старик-странник; герой, напрягая все силы, поднимает ее до колен, одновременно увязая в земле; иногда умирает.
Лестница до неба: «Камское побоище»
В результате неразумного хвастовства героев победить «силу небесную» мертвые враги воскресают и / или при разрубании удваиваются; бой заканчивается гибелью / окаменением всех богатырей / хвалившихся богатырей / реже — счастливым возвращением героев в эпический центр.
Мертвая голова: Василий Буслаев
Герой ругает кости мертвеца (мертвую голову), голова пророчит гибель герою.
6. Брачные коллизии
Сватовство и женитьба
Герой сватает невесту-лебедь, заключая посмертный договор: Михайло Потык
Князь отправляет героя из Киева с каким-нибудь поручением; герой в лесу встречает белую лебедь, оборачивающуюся девушкой, и хочет на ней жениться; она ставит условие: если один из супругов умрет, другой должен быть заживо погребен с умершим.
Герой сватает невесту для себя: Иван Годинович
Иван Годинович выезжает (с помощниками) в Золотую Орду сватать Настасью Митриевну, уже засватанную иноземным царем (Вахрамеем Вахрамеевичем / Кощеем и т. п.); она соглашается выйти за него (иногда вопреки воле отца). Герой увозит невесту / неудачно женится, так как невеста уже просватана; иноэтнический соперник похищает жену / невесту; герой побеждает врага-соперника и убивает неверную жену тремя науками молодецкими (отрезает руки, ноги, губы).
Герой сватает невесту для князя: Дунай Иванович
Герой едет в иноземное царство, сватает невесту для князя; ему отказывают; он добивается своего.
Герой силой женится на девушке, которую ему неудачно сватала мать: Хотен Блудович
Мать сватает для сына девушку, ей отказывают; герой вне себя: убивает братьев невесты, просит выкупить их тела; затем смягчается, добывает с помощью вороны мертвой и живой воды, оживляет их и спокойно женится на просватанной невесте.
Самопросватывание
Иноземный герой сватается к племяннице князя: Соловей Будимирович
Корабль следует в Киев с героем на борту; богатый купец Соловей одаривает князя Владимира и получает взамен разрешение строить в Киеве терем; строит с дружиной его за одну ночь; девушка пленяется богатством богатыря и предлагает себя в жены; Соловей осуждает ее и женится / не женится.
Девушка-колдунья сватает сама себя, наносит ущерб герою за отказ жениться на ней: Добрыня Никитич и Маринка Кайдаловна
Мать предупреждает героя не ходить в город; герой идет и стреляет по голубям, но попадает в терем колдуньи; герой ранит / пугает любовника-змеевича колдуньи; колдунья требует, чтобы герой женился на ней; колдунья привораживает героя, подрезая его следы; колдунья угрожает превратить героя в животное; родственники героя угрожают превратить колдунью в животное; колдунья превращает героя в тура / камень; герой, превращенный в тура, топчет стада своей тетки — гусиное, лебединое, овечье, коровье, конное; пастухи рассказывают о заколдованном герое его тетке; тетка героя превращается в сороку.
Разрушенный брак
Герой женится на девушке-богатырке, затем убивает ее: Дунай Иванович
Герой спускается в могилу к умершей жене-колдунье: Михайло Потык
Князь отправляет героя с поручением в другую землю. Во время отсутствия героя его жена-лебедь умирает. Он об этом узнает, возвращается в Киев и дает себя похоронить вместе с женой. В склепе появляется змей. Потык с ним бьется и получает от него снадобье, при помощи которого оживляет жену / жена сама превращается в змею, герой ее убивает; жена уходит к иноземному королю; превращает героя в камень; калика / святой возвращает герою человеческий облик; герой убивает свою жену и женится на дочери иноземного короля.
Похищенная героем девушка / жена предает его сопернику во время боя: Иван Годинович
Герой находит похищенную жену, которая предает его сопернику: царь Соломан и Василий Окулович
Жену царя увозят на корабле, прельщая подарками; царь едет за ней, его хотят казнить (повесить), он просит протрубить в рог; к нему на помощь прибегает дружина; герой убивает похитителей жены / жену / жена выдает своего любовника, который прячется под периной / в сундуке.
Разрушенный и восстановленный брак
Герой, возвращаясь домой, попадает на свадьбу своей жены: Добрыня Никитич, Алеша Попович
Герой разлучен с женой / невестой; приходит к ней или в ее селение под видом старого и / или больного незнакомца, которого никто не может узнать; на пиру роняет в кубок кольцо / играет на гуслях, жена его узнает. Затем он разгоняет женихов / выгоняет жениха.
Жена освобождает плененного мужа: Ставр Годинович и Василиса Микулична
Муж хвастает своей женой, его заточают в тюрьму князя; жена героя освобождает мужа с помощью хитрости: переодевается татарским послом, сватается к дочери / племяннице князя, проходит испытания — доказывает, что она воин, а не женщина; освобождает героя.
Предотвращенный инцест
Герой возвращает из плена сестру и предотвращает инцест: Михайло Козарин
Герой и его сестра разлучены с детства, так как родители знают, что им угрожает инцест; богатырь вырастает вдали от дома и, достигнув определенного возраста, отправляется на поиски родных. По пути он получает предсказание, что ему предстоит встреча с невестой-суженой. Он освобождает пленную девушку, намеревается вступить с ней в брак, но узнает, что это его сестра.
7. Приключения героя
Любовные приключения
Отвергнутая героем княгиня подкладывает ему в сумку княжескую чашу и обвиняет его в воровстве: калика
Калики по пути в Иерусалим проходят через Киев, где правит эпический князь Владимир, а ему прислуживают богатыри Добрыня и Алеша Попович. Оказывается, что калики тоже были воинами и не утратили богатырских качеств: их пение потрясает землю, они играючи наказывают Алешу Поповича. Княгиня Апраксия пытается соблазнить калику, это ей не удается, тогда она подкладывает серебряную чашу ему в сумку, чем навлекает на него гнев князя, который хочет расправиться с каликами. Через некоторое время случается чудо и калика воскресает / калику убивают его товарищи, затем каются.
Герой вступает в любовную связь с богатыркой: Илья Муромец и Сокольник, Святогор и неверная жена
Богатырь-исполин Святогор возит жену с собой в хрустальном ларце; она изменяет мужу с Ильей Муромцем; Святогор убивает жену и братается с Ильей.
Братья не позволяют сестре любить героя: Алеша Попович и сестра Петровичей-Збродовичей
Герой, имеющий любовную связь с девушкой, опровергает хвастовство братьев, уверенных, что их сестра невинна, и женится на ней / братья убивают сестру.
Муж убивает / замечает героя — любовника жены: Чурило Плёнкович
Пока муж в церкви / на охоте, к его жене приходит герой; служанка, несмотря на обещанные подарки, рассказывает все мужу; муж приходит, видит одежду героя и убивает его.
Княгиня вступает в любовную связь с противником героя / чудовищем: племянница князя Владимира и Идолище
Противник сидит на пиру у князя, хвастается, выражает свои сексуальные намерения по отношению к племяннице князя; герой это видит, гневается.
Другие приключения
Герой у отца великана: Илья Муромец и отец Святогора
После смерти великана герой отправляется к его слепому отцу, вместо приветствия протягивает палицу — палица после рукопожатия разлетается в щепки.
Предсказание мертвого богатыря: Василий Буслаев
Превращение в тура: Добрыня Никитич и Маринка Кайдаловна
Колдунья превращает героя в животное (тура) из-за отказа жениться на ней; тетка героя грозит колдунье, и она делает его человеком.
Колдунья задерживает корабли героя: Глеб Володьевич
Колдунья задерживает в порту корабли героя, требует пошлины, чтобы освободить корабли; герой отгадывает три загадки колдуньи; она хочет его отравить; конь предупреждает героя; колдунье отсекают голову.
Превращение в камень: Михайло Потык
Жена опаивает героя ядом / зельем и зарывает в яму / превращает его в камень; Святитель Николай оживляет его, превращая из камня в человека.
Герой разгадывает загадки на морском дне: Садко
Герой в гостях у морского царя разрешает спор между ним и царицей, разгадывая загадку.
Герой — оживший мертвец — останавливает посреди реки лодку со своей дружиной, угрожает съесть бывших товарищей: Данило Борисович, Данило Денисьевич
Разбойники во главе с атаманом Данилой Борисовичем плывут на струге и грабят купцов; те просят Бога о помощи; грозовая стрела убивает атамана; его товарищи хоронят предводителя. Он оживает, каждую ночь догоняет разбойников и магическими способами останавливает лодку посреди реки. Чтобы прекратить это, дружинники перезахоранивают его лицом вниз и для верности вбивают в тело осиновый кол.
Герой-малолетка гибнет в битве: Ермак Тимофеевич
Герой ради собственной чести вступает в бой с врагом и неистовствует, побивая противника. Через некоторое время старший богатырь решает остановить героя. Старший богатырь связывает героя, причем подходит к нему сзади, иначе герой примет его за татарина и убьет. Герой умирает от разрыва сердца / не умирает, а успокаивается.
Окаменение героя / героев: Илья Муромец
Герой раздает богатство, строит церковь, уходит в каменные горы и окаменевает.
Гроб по мерке: Святогор
Герой встречает великана, дважды бьет его палицей, тот даже не замечает; той же палицей в щепки разносит дуб; на третий раз великан кладет героя в карман; его конь начинает хромать, так как не может выдержать двух богатырей; великан вынимает героя, они приезжают к гробу; герой ложится, гроб для него велик; великан ложится, гроб впору; по просьбе великана герой кладет сверху крышку, она прирастает; великан просит взять его меч, расколоть обручи; герой не может поднять меч; наклоняется к гробу, великан вдыхает в него свою силу; великан просит наклониться во второй раз, герой отказывается; великан говорит, что если бы герой наклонился снова за его силой, то умер бы; великан велит привязать к гробу его коня.
Прыжок через камень: Василий Буслаев
Герой по пути в святой город находит мертвую голову, пинает ее, она предвещает герою смерть; герой купается в Иордани; на пути домой герой прыгает через камень задом наперед и разбивается насмерть.
Самоубийство героя, из его крови протекает река: Сухман Одихмантьевич, Дунай Иванович
Самоубийство героя и его жены; на их могиле вырастают сплетающиеся растения: Данило Ловчанин
Князь хочет отнять у героя жену, посылает героя выполнить трудное задание (укротить дикого вепря); герой узнает про хитрость князя / жена помогает герою узнать про хитрость князя; после этого герой заканчивает жизнь самоубийством.