О чем памятник слово о полку игореве
«Слово о полку Игореве» — уникальный памятник древнерусской литературы
Удивительным и уникальным памятником мировой литературы является «Слово о полку Игореве». Эпоха, к которой принадлежит это произведение, была полна противоречий. С одной стороны, в XII—XV веках происходило бурное развитие не только литературы, но и других искусств: живописи, архитектуры и т. д. С другой стороны, именно на этот период приходится распад Русского государства на самостоятельные княжества, который характеризовался междоусобными войнами князей и ослаблением Руси как единого целого.
«Слово о полку Игореве» пронизано идеей необходимости единения князей, прекращения междоусобиц, которые привлекали на русскую землю ненасытных половцев. Однако, в отличие от большинства произведений, созданных в тот период, «Слово о полку Игореве» — не летопись, а первое в мировой литературе художественное произведение, отражающее реальные исторические события, и в этом его особая ценность.
Интересна, но драматична судьба этого произведения. В конце XVII века знаток русской древности граф А. И. Мусин-Пушкин обнаружил в единственном экземпляре сборник древних рукописных текстов, среди которых было и «Слово». Мусин-Пушкин в это время работал в Спасском монастыре Ярославля и всячески способствовал тому, чтобы замечательная находка была напечатана. В 1800 г. «Слово о полку Игореве» было издано впервые. А еще через несколько лет, в 1812 г., подлинник рукописных текстов сгорел во время пожара в Москве. Теперь же в качестве первоисточника мы можем использовать лишь рукописную копию и первый печатный текст.
«Слово о полку Игореве» посвящено походу новгород-северского князя Игоря Святославовича на половцев в 1185 г. Этот поход закончился поражением отрядов Игоря, а «Слово» было написано под свежим впечатлением от этого поражения. Не удалось Игорю дойти до Черного моря и вернуть Руси земли, когда-то ей принадлежавшие. Одержав победу, половцы ранили и пленили Игоря Святославовича, что принесло земле Русской великое горе и несчастье. Однако князю удалось бежать из плена, и он благополучно вернулся домой.
Поскольку «Слово» было написано вскоре после событий похода Игоря, автор рассчитывал на точное знание читателями обстоятельств этого похода. Поэтому в повествовании не соблюдается строгая последовательность событий, а фрагментарность изложения создает определенную сложность для восприятия. Однако даже такое необычное построение не может уменьшить «все обаяние живого, устного слова — слова горячего, убеждающего, полного самой искренней, самой задушевной и сердечной любви к родине» (Д. С. Лихачев). Невзирая на поражение, народ поет славу вернувшемуся из плена Игорю, потому что его исходным желанием была защита Руси. Одобрение автора вызывает и мужество Игоря в бою, верность брату, неудержимое стремление из плена на родину. И все же мы понимаем, что даже если лучшие из князей-защитников, наделенные силой и доблестью, бесконечной любовью к родине не могут отдельными выступлениями защитить государство от половцев, то объединение разрозненных усилий становится необходимым.
Уникальность «Слова» проявилась и в том, что здесь впервые в мировой литературе автор не только четко выразил свое отношение к событиям и героям, но и художественно описал мысли, характеры, переживания героев. Можно проследить влияние, которое «Слово» оказало на всю последующую литературу. Образы героев, созданные с помощью поэтичных, ярких и красивых эпитетов, и сейчас волнуют воображение современного читателя, а сила и лиричность образа Ярославны — любящей жены Игоря — послужили прообразом многих героинь русской, белорусской и украинской литературы. Не единожды вдохновляло «Слово» не только поэтов и писателей, но и оставило свой след в живописи и музыке.
Таким образом, произведение, написанное в XII веке, служит образцом и вдохновляет современное искусство и, наверняка, не утеряет своего значения для искусства будущего.
«Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы
Литературно-историческое произведение «Слово о полку Игореве», дошедшее до нашего современного поколения, оставило огромный след в культуре времен Древней Руси. Оно является ценной памяткой древнерусской литературы. Неизвестный автор — очевидец тех далеких событий, сумел мастерски описать историческое событие времен XII века. Перед читателем разворачивается реальная картина великого похода на половцев князя Игоря Святославича, полководца Новгород-северской земли. События происходят в 1185 году, когда Игорево войско терпит поражение, он теряет свое войско, а самого его берут в плен.
«Слово о полку Игореве» — это одна из самых больших побед в истории литературы. Это показательный пример того великого патриотизма русского народа, который готов в любой момент защищать и отстаивать свои родные земли. Об этом не только повествует сам автор, к этому стремятся мудрые полководцы-князья, их поддерживают верные русские жены, которые сильны духом и верой своей. Да и сама природа подчеркивает настроение и душевное состояние тех нелегких, разрушительных времен.
Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!
Связаться с нами:
«Слово…» стоит на страже высоких народных идеалов и стремлений, покоряет своей силой любви к Родине, наполняет сердца гордостью за великую Русскую землю! Именно она, вместе с красивыми реками и плодородными землями, есть одним из главных образов произведения, которая противопоставляется пустынной половецкой степи. Поэтому ее и стремились разрушить враги, посеять хаос и привести к расколу. И они могли с легкостью сделать это именно тогда, когда пришло время воин, когда между правителями одного государства возникали конфликты и ссоры. А ведь сила страны — в единении всего народа, а не в его раздробленности. В этом упрекает автор своих героев-правителей, ставя в пример им киевского князя Святослава Всеволодовича.
Подлинность событий, воспета в «Слове…» вызывала интерес многих историков, культурологов, поэтов и писателей. Исторические события переплетаются с народнопоэтическими приемами: народная поэзия, фольклорные сравнения и образы, «славы», плачи… эта книга воплотила в себе главную, тщательно продуманную, авторскую идею — идею объединения Руси. Эта идея — послание, обращение в будущее, предостережение о том, как нужно беречь, отстаивать свои родные земли.
Сложно переоценить роль поэмы «Слово о полку Игореве», как величайшего памятника древнерусской литературы и культуры.
«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» — ПАМЯТНИК ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Записки историка
«Слово о полку Игореве» – прекрасный памятник древнерусской литературы, написанный неизвестным автором, основываясь на событиях 1185 года. Именно в этом году удельный князь Игорь Святославич пошел в поход против половцев, чтобы покончить с их опустошительными набегами на русскую землю.
В поход князь новгород-северский выступил плечом к плечу со своим младшим братом, курским князем Всеволодом Святославичем. Игорь был настроен очень решительно, он мечтал о подвигах и славе, хотел проявить свой полководческий талант и после победы над кочевниками зачерпнуть шлемом воды из Дона.
Многочисленная дружина была под стать князьям: ратники были буквально вскормлены с наконечников копий, оснащены колчанами со стрелами, защищены червлеными щитами, преисполнены боевым духом.
Весна 1185 года была выбрана для похода не случайно: в это время основные половецкие силы осаждали Константинополь. Дружина князя двинулась в путь 23 апреля, а 1 мая достигла границы половецких степей. В этот день произошло солнечное затмение, и черная тень накрыла княжеское войско. Но это природное мрачное предзнаменование не помешало храброму князю вдеть ногу в золотое стремя и двинуться навстречу врагу.
С пятницы по воскресенье длилась битва с половецкими ордами, которая, вопреки надеждам Игоря на победу, завершилась его сокрушительным поражением. Сам князь был ранен и взят в плен. Половецкие степи пропитались кровью погибших русских воинов.
Стальные мечи, каленые сабли, мужество и бесстрашие воинов не помогли Игорю одержать победу, хотя первоначально перевес сил был на стороне русских войск. Они совершили стратегическую ошибку, своевременно не покинув половецкие земли после одержанной победы и дав возможность несметным половецким полчищам окружить себя. Кроме того, на помощь половцам подоспели два сильнейших хана – Гзак и Кончак. Участь княжеской дружины была предрешена – на третий день битвы на реке Каяле стяги Игоря пали.
Через год Игорю удалось бежать, а со временем возвратился на родную землю и старший сын, женившийся в плену на дочери половецкого хана Кончака. Брак Владимира Игоревича со Свободой Кончаковной (в православном крещении Настасьей) положил начало союзу Кончака с новгород-северским князем.
Язык произведения богат и красочен, чудно описана природа, много аллегорий. Так, во время побега из плена князь Игорь предстает то горностаем, то волком, то соколом, летящим высоко под небесами. Самым поэтическим и пронзительным моментом является плач его жены, княгини Ярославны, на городской стене Путивля по попавшему в плен мужу. Ярославна в поэме предстает как верная и любящая жена, свято надеющаяся на возвращение мужа и сына из плена. В ее обращении к ветру-ветрилу, Днепру Славутичу, светлому солнцу отражается непобедимая сила любви к Игорю.
Именно ее любовь помогла князю, которого она в своем плаче называет ладой, решиться бежать из половецкого плена, хотя он мог спокойно ждать обмена или выкупа. Тем более, что кочевники относились к пленнику с неизменным уважением, в его распоряжении даже было несколько слуг, рядом находился старший сын. Помощь в побеге Игорю оказал половец Овлур, который предоставил князю коня и сопровождал по пути к дому, помогая уйти от преследования Гзака и Кончака.
На момент битвы Игорю было 34 года. Но он готов был рискнуть своей жизнью, жизнью брата Всеволода и старшего сына Владимира для защиты русской земли от кочевников-варваров.
Произведение, повествующее о походе князя Игоря против половцев, написано столь талантливо и таким одаренным автором, что ученые до сих пор спорят о времени его создания. Альтернативой XII столетию выступает XVIII век. По мнению А.С.Пушкина, в XVIII веке не было столь талантливой личности, способной создать подобную поэму. Сам рукописный первоисточник сгорел во время московских пожаров 1812 года. Впервые это произведение было опубликовано в 1800 году обер-прокурором Синода графом Алексеем Мусиным-Пушкиным, в руки которого документ попал из стен древнего монастыря.
Написанная девять столетий назад старорусским языком поэма пронизана патриотическим духом, выступает против междоусобных княжеских войн за единство земли русской.
«Слово о полку Игореве» нашло художественное воплощение в картине известного художника В. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами». На ней запечатлен исход кровопролитного сражения князя Игоря со степными кочевниками. Полотно пробуждает патриотические чувства у зрителей.
Композитор Александр Порфирьевич Бородин, также впечатленный древнерусской рукописью, создал чарующую оперу «Князь Игорь», которую он писал на протяжении восемнадцати лет. Получилось, что один шедевр XII века породил два шедевра XIX столетия.
Новые поколения черпают в этом древнерусском памятнике новые духовные силы.
Рекомендуем к прочтению:
Когда возникла древнерусская литература
Предпосылкой появления древнерусской литературы послужили различные формы устного фольклора, языческие предания. Славянская письменность зародилась лишь в IX веке нашей эры. До этого времени знания, былины передавались из уст в уста. Но крещение Руси, создание азбуки византийскими миссионерами Кириллом и Мефодием в 863 году открыло путь книгам из Византии, Греции, Болгарии. Через первые книги передавалось христианское учение. Так как в древности письменных источников было мало, то возникла необходимость в переписывании книг.
Азбука способствовала культурному развитию восточных славян. Поскольку древнерусский язык схож с древнеболгарским, то и славянским алфавитом, который использовался в Болгарии и Сербии, могли пользоваться на Руси. Восточные славяне постепенно усваивали новую письменность. В древней Болгарии к X столетию культура достигла пика развития. Начали появляться произведения писателей Иоанна экзарха болгарского, Климента, царя Симеона. Их работы повлияли и на древнерусскую культуру.
Христианизация древнерусского государства сделала письменность потребностью, ведь без нее невозможна государственная жизнь, общественная, международные связи. Христианская религия не способна существовать без поучений, торжественных слов, житий, а жизнь князя и его двора, отношения с соседями и врагами отражались в летописях. Появлялись переводчики, переписчики. Все они были церковными людьми: священниками, дьяконами, монахами. На переписывание уходило много времени, а книг все равно было мало.
Древнерусские книги писались в основном на пергаменте, который получали после специальной обработки свиной, телячьей, бараньей кожи. Рукописные книги в древнерусском государстве именовали «харатейные», «харати» или «телятины». Прочный, но дорогой материал делал и книги дорогими, потому так важно было найти замену коже домашних животных. Иностранная бумага, называемая «заморской» появилась только в XIV веке. Но вплоть до XVII века для написания ценных государственных документов использовали пергамент.
Чернила получали путем соединения старого железа (гвоздей) и дубильного вещества (наросты на листьях дуба, которые назывались «чернильными орешками»). Для того, чтобы чернила были густыми и блестели, в них вливали клей из вишни с патокой. Железистые чернила, имеющие коричневый оттенок, отличались повышенной стойкостью. Для придания оригинальности и декоративности использовали цветные чернила, листовое золото или серебро. Для письма использовали гусиные перья, кончик которых срезали, а в острие посредине делали разрез.
Жанр жития
Важнейшим для древнерусской литературы был жанр жития, жизнеописания святого. При этом преследовалась задача, рассказав о земной жизни канонизированного церковью святого, создать образ идеального человека в назидание всем людям.
В «Житии святых мучеников Бориса и Глеба
В «Житии Сергия Радонежского
» рассказывается, что будущий святой в отрочестве с трудом постигал грамоту, отставал от своих сверстников в учении, что доставляло ему немало страданий; когда Сергий удалился в пустынь, к нему стал наведываться медведь, с которым отшельник делился своей скудной пищей, бывало, что святой отдавал зверю последний кусок хлеба.
В традициях жития в XVI веке была создана «Повесть о Петре и Февронии Муромских
», но она уже резко расходилась с канонами (нормами, требованиями) жанра и поэтому не была включена в собрание житий «Великие Четьи-Минеи» рядом с другими жизнеописаниями. Петр и Феврония — реальные исторические лица, княжившие в Муроме в XIII веке, русские святые. У автора XVI столетия получилось не житие, а занимательная повесть, построенная на сказочных мотивах, прославляющая любовь и верность героев, а не только их христианские подвиги.
А «Житие протопопа Аввакума
», написанное им самим в XVII веке, превратилось в яркое автобиографическое произведение, наполненное достоверными событиями и реальными людьми, живыми подробностями, чувствами и переживаниями героя-повествователя, за которыми встает яркий характер одного из духовных вождей старообрядчества.
Жанр поучения
Поскольку религиозная литература призвана была воспитать истинного христианина, одним из жанров стало поучение. Хотя это жанр церковный, близкий к проповеди, его использовали и в светской (мирской) литературе, поскольку представления тогдашних людей о правильной, праведной жизни не расходились с церковными. Вам известно «Поучение Владимира Мономаха
«, написанное им около 1117 года «сидя на санях» (незадолго до смерти) и адресованное детям.
Перед нами предстает идеальный древнерусский князь. Он заботится о благе государства и каждого своего подданного, руководствуясь христианской моралью. Другая забота князя — о церкви. Всю жизнь земную следует рассматривать как труд по спасению души. Это и труд милосердия и доброты, и ратный труд, и умственный. Трудолюбие — главная добродетель в жизни Мономаха. Он совершил восемьдесят три больших похода, подписал двадцать мирных договоров, изучил пять языков, сам делал то, что делали его слуги и дружинники.
Проблемы датировки, авторства и подлинности
Рукопись, бывшая в распоряжении у А.И. Мусина-Пушкина, датирована XVI веком. Однако все исследователи, признающие подлинность «Слова», полагают его произведением более древним. Время написания оценивается как конец XII – начало XIII века, то есть оно хронологически близко к описываемым событиям.
>> Присоединение Твери к Москве — конец двухвекового соперничества
Сегодня сомнений в подлинности произведения почти нет, хотя в XIX веке многие считали его подделкой XVIII века. Сегодня такая версия опровергнута лингвистическими исследованиями.
Имя автора «Слова» неизвестно, существуют только предположения, кто бы это мог быть. Называют имена самого князя Игоря, его сына Владимира, новгородского князя Владимира Святославича, князя Владимира Галицкого. Наиболее авторитетные историки (Б.А. Рыбаков, Д.И. Лихачев) склоняются в пользу киевского боярина Петра Бориславича (идентифицированного в качестве автора Киевской летописи Ипатьевского списка) – наличие материала для сравнения позволяет им так думать.
Есть и предположение, что автором мог быть неизвестный боярин или дружинник, служивший киевскому, новгород-северскому или черниговскому князю. Во всяком случае, автор должен был быть достаточно знатным, чтобы позволять себе пусть почтительно, но критиковать действия князей. Можно предположить, что этот человек был сторонником русского единства, ибо в тексте встречаются явные упреки князьям за раздробленность страны.
У «Слова» есть и выдуманный автор – мифический певец Боян. Все произведение является якобы пересказом его истории.
Историческая информация в «Слове о полку Игореве»
Исторических сведений в «Слове» множество. там перечисляется большое количество русских удельных князей: Олег «Гориславич» Черниговский, Ярослав Осмомысл, Роман Мстиславич Волынский, Всеволод Большое Гнездо, Давид и Рюрик Ростиславичи, Святослав Всеволодович Киевский и многие другие. Приводятся также детали, характеризующие правление этих князей, их роль в обороне Руси и их отношения между собой.
Называется множество русских городов и княжеств – десятки. Приводится информация и о половцах, в частности, называются имена ханов Гзака и Кончака. Само сражение 1185 года, его подготовка, участники и результат описаны исторически точно и в соответствии с данными других источников.
>> Присоединение Пскова к Москве, или последнее русское вече
Также в «Слове» можно найти некоторые сведения по истории древнерусского язычества – упоминаются языческие боги Стрибог, Даждьбог, Хорс, Велес. Они упоминаются в положительном ключе, из чего можно сделать вывод, что еще в XII веке в русской культуре сохранялись заметные пережитки язычества.
Слово о полку Игореве — краткое содержание произведения
Памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» повествует об исторических событиях начала 12 века. Поэтический перевод Николая Заболоцкого превратил поэму в современное литературное произведение. Именно этот вариант «Слова…» предлагается девятиклассникам для изучения на уроках литературы.
Главная тема поэмы – патриотизм. Весь сюжет проникнут чувством глубокой любви к Родине, призыву к единению, героизму русских людей и преданности Отчизне.
Жанр произведения определить сложно. Это смешение героической песни, воинской повести, прозаического размышления и лирического отступления (плач). Принято считать его поэмой. Основания: заданный ритм, метафоричность языка, множество эпитетов.
Очень краткое содержание «Слова о полку Игореве»
Князь вместе с дружиной идет в поход. Несмотря на солнечное затмение, которое было предвестником беды, он продолжает путь. Вскоре на пути попадается небольшой отряд половцев. Разгромив врага и захватив много богатой добычи, Игорь, воодушевленный победой, двигается дальше.
На рассвете русское войско окружили половцы. Два дня шел кровопролитный бой. На третий, после бегства части дружины, Игорь с сыном были взяты в плен.
В это время князь Святослав видит плохой сон, утром он узнает о поражении русского войска. Его «изроненное злотое слово» является упреком для князей в том, что они хотели прославиться. Святослав призывает всех русских князей отомстить за раны Игоря и объединиться, так как все они потомки Ярослава Мудрого.
А на стене Путивля горько плачет Ярославна, жена Игоря. Она просит помощи у различных сил природы — ветра, Днепра, солнца.
Плененный же князь замышляет побег. Все силы природы встают на его сторону, кроме этого ему помогает половчанин Овлур. Гзак и Кончак пытаются догнать беглеца, но он благополучно добирается до родной земли.
Завершается «Слово…» прославлением всех русских князей.
Время и место действия
Из древнерусских летописей известно, что поход Игоря против половцев состоялся в апреле 1185 года. Именно это время освещается в поэме.
Место действия — город Новгород-Северский. Отсюда выступает в поход Игорь Святославович. Затем князь направился к берегам Дона и Сала. А решающая битва произошла на реке Каяле. Исследователи до сих пор не могут прийти к одному мнению, решая, в каком же месте состоялась встреча половцев и русичей. Считается, что это может быть северное побережье Азовского моря, район нижнего течения Северского Донца или Дона, бассейн Днепра или междуречье Северского Донца и Оскола.
Краткое содержание поэмы по частям
Поэму предваряет небольшое вступление, в котором автор говорит о том, что писал Слово, чтобы прославить великого князя, воспеть его подвиги и раны. По словам сказителя, Игорь «…мужество избрал себе опорой, ратным духом сердце поострил». Сказитель уверен, что должен передать основные события, которые происходили в 1185 году, а также прославить князей простым, не витиеватым, языком.
Часть первая
Повествование начинается с того, что князь Игорь Святославович ждет своего брата Всеволода. Они вместе должны выступить против половцев. Всеволод говорит, что Игорь для него «оплот», что его витязи выросли воинами и всегда готовы к борьбе.
Но взглянув на небо, князь замечает, что солнце закрыла ночная тень. Наступило солнечное затмение. Понимая, что это дурное предзнаменование, Игорь всё же решает отправиться в поход. Он считает, что лучше погибнуть, чем отказаться от своего намерения.
Но на всем пути следования тревожные знаки продолжают указывать на неудачное выступление. В чистом поле начинается гроза, птицы кричат, звери свищут, кличет Див. Автор предупреждает, что за русской дружиной идет беда, кричат орлы, собираясь на «кости русские».
Неожиданно наступает тишина. И утром в пятницу грянул бой. Русские смяли вражеское войско, захватив много золота, драгоценностей и «половецких дев». Игорь же взял себе только стяг, как символ победы над врагом.
Заночевала дружина в степи. А в это время, пока все спокойно спали, ханы Гзак и Кончак со своими ордами подбирались к «гнезду» Игоря. Кровавые зори ознаменовали предстоящую трагедию. В субботу русские князья с дружиной приняли бой. Они встали плотно, щитом к щиту, чтобы отбить атаку половцев. Но половецкое войско намного превышало силы дружинников.
Показывая боевую доблесть Всеволода, автор начинает вспоминать былые времена. Он сожалеет о том, что позабылись грозные походы Олега. В те времена именно Олег начал междоусобицу, пришел на Русь, «как ворог». Русская земля увидела много смерти и горя. Но такой битвы, как эта, не было.
Два дня стояла насмерть дружина Игоря. Поле было усеяно мертвыми, земля почернела от крови. Многие бросились бежать. Израненный Игорь пытался вернуть беглецов. На третий день Игорь, его сын и Всеволод попали в плен к половцам. Казалось, что сама природа сочувствовала русским князьям: «Степь поникла, жалости полна». Даже деревья приклонили свои ветви в скорби.
Горе опустилось на Русь. Заплакали жены убитых дружинников, обеднели дома. Между князьями растет крамола. Пользуясь междоусобными войнами, враги стали нападать на русские земли и облагать данью каждый двор. Автор считает, что именно поход Игоря и Всеволода «разбудил поганых для войны». А ведь когда-то их отец Святослав усмирил половцев и помог воцариться миру на Руси. Теперь враги вновь совершали набеги на города и села.
Часть вторая
В Киеве Святославу снится сон. Великий князь, терзаемый смутной тревогой, собирает бояр. Он рассказывает им свое видение, в котором его покрывали черной пеленою и пытались напоить отравленным вином синего цвета. Бояре сообщают, что Игорь и Всеволод потерпели поражение.
Тогда Святослав молвил слово «златое, со слезами смешанное». В нем он сожалеет, что его младшие князья не вовремя пошли на врага, захотели славы. При этом не стали просить помощи у других князей. Но Святослав убежден, что никому не даст в обиду свое гнездо. К сожалению, никто не хочет помочь ему в этом. Все заняты борьбой за власть. Великий князь вспоминает Ярослава, Рюрика, Давида, Мстислава, Романа. Они храбрые и умные правители в своих городах, но объединяться не хотят. Святослав призывает всех встать на защиту родной земли и отомстить за «Игоревы раны».
Он горестно вновь вспоминает о том, что Игорю не светит солнце и что не воскресить больше его дружину.
И вновь призыв к объединению. Святослав зовет в поход дальних родственников Ингваря и Всеволода. Он вспоминает князя Изяслава, который в одиночку пытался защитить свою землю и погиб, так и не дождавшись помощи от братьев.
Сказитель призывает Ярослава и правнуков Всеслава прекратить раздоры и встать на защиту Родины. Для убедительности он приводит пример судьбы еще одного князя, Всеслава. Тот, много лет назад, устраивал войны с соседними княжествами. Много русских людей полегло в то время, но вскоре сам погиб «местию дыша».
Автор вновь возвращается во времена славного правления Владимира, противопоставляя его Давиду и Рюрику, которые ни в чем не могли найти согласия.
Именно во второй части показана истинная причина поражения Игоря — гордость, тщеславие и разобщенность. Святослав пытается донести до всех мысль об объединении. Только общие идеи, сплоченность способны сделать Русь могущественной.
Часть третья
Над широким берегом Дуная, на стене Путивля плачет Ярославна. Она обращается к ветру и упрекает его в том, что он помогал метать стрелы половецкие в русские полки.
Рыдая, Ярославна обращается к Днепру. Просит его сохранить на дальней стороне дорогих для нее людей.
Возмущается, как солнце, которое всегда «приветливо и тепло», смогло отвернуться от войска Игоря и наполнить горем колчан.
Природа услышала мольбы убитой горем женщины. Море всколыхнулось и указало Игорю дорогу домой. Когда все половцы заснули, князь приготовился бежать. После условного свиста Овлура, Игорь помчался к тростникам. Там уже ждали приготовленные кони. Как только лошади устали, беглецы быстро и бесшумно продолжили путь. Автор сравнивает Игоря с соколом, а Овлура с волком. Всё живое старалось помочь князю. Дятлы стуком указывали путь, соловьи ликовали вдалеке.
Разговор реки Северского Донца и Игоря показывают, насколько все были рады возвращению князя. Донец, говорит, что теперь наступит веселье. А князь поблагодарил реку за то, что давала ему приют и предупреждала об опасности.
Узнав об исчезновении пленного, Гзак и Кончак начинают поиски. Они предлагают подстрелить «соколенка», сына Игоря, который остался в неволе. Потом думают опутать его девицей, женить на половчанке, но решают, что он и с новой женой сможет убежать на родину.
Восходит солнце, и Игорь возвращается домой. Все счастливы. Песни от Дуная долетают до Киева. А князь идет помолиться в церковь пресвятой Богородицы.
Автор прославляет всех русских князей, которые приняли участие в походе.
История создания «Слова о полку Игореве»
Переводы
Значение «Слова о полку Игореве» особенно велико сейчас, так как призыв к защите родины звучит и сейчас с непреодолимой силой.