О чем опера тангейзер вагнера
Краткое содержание Оперы Тангейзер Вагнера для читательского дневника
Любовная опера Вагнера «Тангейзер» состоит из трех действий. Премьера оперы впервые состоялась в Дрездене в 1945 году.
Действие 1
В первом действии благородный рыцарь Тангейзер оказывается в царстве Венеры. В идеальном мире главный герой живет счастливо и беззаботно. Вскоре простому человеку надоедает беззаботная жизнь, и он хочет вернуться к сложной жизни на земле. Богиня Венера не желает отпускать Тенгейзера, ведь она полюбила его всем сердцем. Венера в гневе проклинает своего возлюбленного. Простой смертный верит, что его спасет святая дева Мария. Как только он произнес молитву, владения Венеры исчезли и рыцарь оказался у себя дома. Перед собой он увидел знакомый край с цветущими садами, пастухов и их стада, а также странников, которые держали путь в Рим и пели благовест. Его встречают рыцари, впереди которых идет Ландграф. Тенгейзер решил искупить свою вину и отправиться в паломничество. Рыцари хотят, чтобы их друг остался с ними. Тенгейзер не поддается на уговоры. Когда один из рыцарей, упомянул имя Елизаветы, его сердце запылало от прежней любви. Тенгейзер принимает решение остаться.
Действие 2
Второе действие происходит в замке Ландграфа. Елизавета нетерпеливо ждет своего возлюбленного. При появлении Тенгейзера девушка испытывает радость и смущение. Рыцарь понимает, что именно любовь Елизаветы помогла ему выбрать правильный путь и вернуться домой. Вскоре в замке состоится соревнование певцов. В своих песнях они должны прославлять силу любви. Ландграф входит в зал и приветствует гостей. Певцу, который выиграет состязание, наградой будет рука Елизаветы. Первым свое песнопение начинает Вольфрам. Он поет о чистой любви без грехопадения. Тенгейзер возражает ему, утверждая, что смысл любви только в страсти. Другие рыцари поддерживают Вольфрама. Тогда Тенгейзер в своей песне признается, что был в любовном плену богини Венеры. Все дамы в ужасе. Рыцари достали свои мечи. Елизавета своим телом закрывает возлюбленного. Тенгейзер навеки разбил сердце Елизаветы. Чтобы искупить свой грех он отправляется в Рим вместе с пилигримами.
Действие 3
Третье действие происходит в долине возле замка Ландграфа. Елизавета молится о грешном возлюбленном. Вдали за ней наблюдает влюбленный Вольфрам. Пилигримы возвращаются из Рима, но Тенгейзера среди них Елизавета не находит. Глубокой ночью возвращается Тенгейзер в рваных лохмотьях. Он проделал тяжелый путь, чтобы искупить свой грех, но ему было отказано в прощении. Тенгейзер хочет вновь вернуться к Венере. Вольфрам пытается его остановить, но тут появляется богиня Венера. Тенгейзер направляется к ней, но тут Ландграф приносит мертвое тело Елизаветы. Со словами раскаяния он умирает возле ее гроба.
Знаменитая опера учит людей расставлять приоритеты между плотской и духовной любовью.
Тангейзер
Авторы и постановщики
Музыка Рихарда Вагнера
Либретто композитора
Музыкальный руководитель и дирижер – Валерий Гергиев
Режиссер-постановщик – Вячеслав Стародубцев
Художник-сценограф – Петр Окунев
Художник по костюмам – Жанна Усачёва
Художник по свету – Сергей Скорнецкий
Художник видеоконтента – Вадим Дуленко
Хореограф – Сергей Захарин
Ответственный концертмейстер – Марина Мишук
Главный хормейстер – Константин Рылов
Краткое содержание
Внутренность горы Хёрзельберг, где находится царство Венеры. Когда-то рыцарь-певец Тангейзер проник сюда и стал возлюбленным самой богини любви. Его жизнь наполнилась наслаждениями. Пресытившись, рыцарь решил покинуть Венеру и вернуться к людям. Ему душно в розовом дурмане Венерина царства, он хочет снова глотнуть свежего лесного воздуха, услышать пение птиц и колокольный звон. Оскорбленная богиня тщетно пытается удержать Тангейзера: ни ласки, ни мольбы, ни проклятия не могут остановить его. С именем Девы Марии на устах миннезингер покидает чертоги Венеры и оказывается в цветущей долине у Вартбургского замка. С умилением слушает он песню пастушка. Мимо движется процессия паломников, направляющихся в Рим. Вдалеке раздаются звуки охотничьих рожков. Появляется ландграф Тюрингии в сопровождении рыцарей. Когда-то заносчивый Тангейзер покинул их. Теперь один из рыцарей, давний друг Тангейзера Вольфрам фон Эшенбах, просит его вернуться в Вартбург и принять участие в состязании певцов. Тангейзер поначалу отказывается, но, узнав, что племянница ландграфа Елизавета тоскует по нему, присоединяется к рыцарям.
В долине под Вартбургом Елизавета ждет его возвращения. Вольфрам с состраданием наблюдает за ней. Наконец появляются побывавшие в Риме паломники, но Тангейзера среди них нет. Елизавета взывает к милосердию Девы Марии. Она готова умереть ради спасения возлюбленного. Оставшись один, Вольфрам приветствует вечернюю звезду. Появляется Тангейзер. Он в отчаянии: папа проклял грешника, сказав, что его спасение столь же невозможно, как невозможно папскому посоху покрыться зелеными побегами. Отвергнутый всеми миннезингер надеется вновь найти Венеру, но чары богини любви уже не властны над ним: ангельская душа Елизаветы вымолила прощение возлюбленному. У гроба Елизаветы Тангейзер умирает. Пилигримы рассказывают о случившемся в Риме чуде: папский жезл расцвел.
О спектакле
В вагнеровской коллекции Мариинского театра «Тангейзер» занимает особое положение: одна и та же команда постановщиков всего за два года предложила две совершенно разные сценические версии этой оперы, одну – в Концертном зале, другую – на сцене Мариинского-2. Постоянное обновление написано «Тангейзеру» на роду: Вагнер сочинил его в 1845-м и в течение жизни много раз к нему возвращался – как из внешних соображений, идя навстречу требованиям театров, так и из внутренних побуждений, заставлявших мастера снова и снова совершенствовать свое детище. Редакции следовали одна за другой, но финальную точку на пути к идеальному «Тангейзеру» Вагнер так и не поставил, заявив, что остался в этом отношении «должен миру».
В Мариинском театре исполняется так называемая дрезденская редакция оперы – по названию города, где состоялась ее мировая премьера. Это значит, что одно из самых ярких вагнеровских произведений – пятнадцатиминутная увертюра к «Тангейзеру», гениальный симфонический «конспект» всей оперы с ошеломляющим акустическим катарсисом в конце, – звучит здесь целиком. Увертюра предваряет три действия, где события разворачиваются по-вагнеровски неторопливо (продолжительность каждого акта – один час), но с неслабеющим напряжением. Испытанное оперно-драматургическое средство – любовный треугольник – композитор-мыслитель нагрузил сложной этической и эстетической проблематикой. Вершины треугольника образуют образы-архетипы: Художник, Блудница, Святая. Художник отдает свое сердце то одной, то другой возлюбленной, и эти метания между двумя полюсами, между высотами разума и глубинами инстинктов, между духом и плотью врываются в его творчество. Суд над подобным творчеством беспощаден: страстное, свободное, бесконтрольное – словом, революционное искусство воспринимается нетерпимым к инакомыслию обществом как угроза. Универсализм идей Вагнера позволил постановщикам уйти от сказочной рыцарской романтики и переместить происходящее в совсем неромантические, жесткие современные реалии: душное театральное закулисье, съезд тоталитарной партии-секты, неблагополучный городской квартал с публичным домом. Зрелищный спектакль насыщен аллегориями, над которыми интересно поразмыслить, а провокационный ассоциативный ряд обращен к личному опыту зрителей. Новый «Тангейзер» в Мариинском театре смел, вызывающ и музыкально великолепен, как то самое легендарное выступление его главного героя на состязании. Христина Батюшина
Мировая премьера: 19 октября 1845 года, Королевский саксонский придворный театр (Опера Земпера), Дрезден
Премьера в Мариинском театре: 13 декабря 1874 года (на русском языке, перевод Константина Званцова)
Премьера постановки: 17 июня 2021 года, Мариинский-2
Продолжительность спектакля 4 часа
Спектакль идет с двумя антрактами
Тангейзер (опера)
Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге | |
нем. Tannhäuser und der Sängerkrieg auf Wartburg | |
Картина Джона Коллиера к опере | |
Композитор |
---|