О чем опера хованщина краткое содержание
Краткое содержание оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского
Оперы. Все произведения
Diafon.ru
Народная музыкальная драма в 4 действиях (6 картинах).
Либретто М.П. Мусоргского
Оркестровое вступление воссоздает в музыкальных красках рассвет на Москве-реке.
1 действие
2 действие 1 картина
2 картина
Стрелецкая слобода. Терем князя Хованского. На скамье у дома сидит Марфа. Грустно вспоминает она о своей любви, о счастливом прошлом с князем Андреем. Сейчас лишь одно представляется ей утешением: вместе с изменившим ей Андреем сгореть на раскольничьем костре. Входит Досифей. Ему поверяет Марфа свое отчаяние. «Гореть. Не время, не время, голубка», — отвечает старец, уводя Марфу от дома Хованских. В мрачном раздумье проходит слободой Шакловитый. Он тверд в борьбе с «хованщиной», но его гнетут мысли о многострадальной Руси: сколько она претерпела и сколько еще ей предстоит претерпеть. Пьяной ватагой вваливается толпа стрельцов. Вслед за ними вбегают стрельчихи, затевают брань с мужьями, но тщетно стараются развести их по домам. Приходит подьячий. Притворяясь перепуганным, а в душе злорадствуя, он рассказывает стрельцам, что петровцы идут на них в наступление. Вызвав общее замешательство, подьячий скрывается. Стрельцы взволнованы, они зовут из терема своего батю Ивана Хованского и требуют, чтобы он повел их в бой на Петра и его войско. Но Хованский понимает, что его дело погибло. Он советует стрельцам идти по домам и ждать решения судьбы. В горе и страхе стрельцы и стрельчихи взывают к богу.
3 действие 1 картина
Князь Иван Хованский в своих хоромах. Сенные девушки стараются развлечь его песнями. Вбегает гонец от князя Голицына и передает Хованскому совет – поберечься. Хованский взбешен: кто посмеет тронуть его в родовой вотчине? Он велит схватить гонца и выпороть на конюшне. Хованского гнетет тоска. Чтобы развлечься, князь требует к себе танцовщиц-персидок. Приход Шакловитого прерывает пляску персидок. Шакловитый передает Хованскому приглашение царевны Софьи явиться на великий совет. Хованский, польщенный приглашением, велит подать себе лучшие одежды и княжеский посох. Под величальную песню сенных девушек князь идет к выходу. Но в дверях один из слуг Шакловитого бросается на него и убивает ударом ножа. Девушки в ужасе разбегаются. Шакловитый издевательски повторяет над телом Хованского слова величальной песни: «Белому лебедю слава».
2 картина
Красная площадь. Сегодня здесь царь Петр чинит расправу над стрельцами – над «хованщиной». Провозят в ссылку опального князя Голицына. Следствие установило его преступную связь с Хованским. Задумчиво смотрит ему вслед Досифей. Появляется Марфа. На вопрос Досифея, что «решил совет великий против нас?», она говорит с грустью: «Не скрою, отче, горе грозит нам. Велено петровцам окружить нас в святом скиту и без пощады, без сожаления сгубить…» — «Приспело время, — отвечает Досифей, — в огне и пламени принять венец славы вечной». Вбегает разгневанный Андрей Хованский. Он считает Марфу предательницей: чтобы отомстить ему за измену, она донесла на него и его отца. Напрасно Марфа говорит, что она невинна, а их дело погибло, и Иван Хованский злодейски убит в своей вотчине. Князь Андрей грозит ей позвать стрельцов и схватить Марфу как колдовку. «Зови», — с усмешкой говорит Марфа. «Что ж, позову!» — восклицает Хованский и трубит в рог. Но вместо стрельцов из Кремля появляются петровские солдаты, ведущие стрельцов на казнь. В ужасе Хованский бросается к Марфе, умоляет где-нибудь спрятать его. Слабо теплятся в руках приговоренных стрельцов свечи, горько причитают их жены. Но в это время под звуки торжественного марша появляется гонец Петра и сообщает, что царь помиловал стрельцов. «Играйте, трубы! – восклицает он. – Царь Петр в Кремль московский шествие чинить изволит!». На площади появляется молодой царь Петр со своими приближенными, радостно встречаемый народом и благодарными стрельцами.
4 действие
Раскольничий скит в подмосковном сосновом бору. Здесь скрываются раскольники, бежавшие от преследования петровцев. Расколоучитель Досифей фанатической проповедью увлек за собой людей. Среди них Марфа, Андрей Хованский. Сам Досифей полон глубокого раздумья. Он убедился в тщетности всех своих замыслов отстоять в государстве старый жизненный уклад и старую веру. Он надеется, что гибель в огне спасет души всех раскольников, но все же его тревожат сомнения в их стойкости. Собрав всех беглецов, он призывает их постоять за веру, погибнуть, но не сдаться. Раскольники расходятся. Перед часовней остается одна Марфа. Она готова к смерти, лишь в ней видит она утешение. К ней подходит Андрей Хованский. Полный страха, он ищет защиты у Марфы. Марфа утешает его, напоминая об их былой любви. Слышатся трубы – то приближаются петровские войска. Раскольники, предводительствуемые Досифеем, собираются в скит и поджигают себя. Через лес, озаренные огнем пожарища, непреодолимой лавиной движутся петровские войска.
Конец бунта[ | ]
Лишившись своего лидера, стрельцы потеряли всякую способность действовать сколь-нибудь решительно. Они посылали правительнице одну челобитную за другой, в которых просили Софью не лишать их своей милости и обещали служить ей верой и правдой, не щадя живота
. Они выдали в Троицу младшего сына Хованского — Ивана, впоследствии он был отправлен в ссылку.
В октябре стрельцы прислали челобитную, в которой признавали свои действия 15—18 мая преступными, умоляли царей о помиловании и сами просили царского указа о сносе памятного столба на Лобном месте, который в своё время был воздвигнут по их требованию как гарантия от преследований. Софья обещала стрельцам прощение, казнив только выданного стрельцами ближайшего помощника Хованского — Алексея Юдина. Начальником стрелецкого приказа был назначен думный дьяк Фёдор Леонтьевич Шакловитый, который восстановил в стрелецком войске порядок и дисциплину, обходясь, в основном, без репрессий, но когда в полку Бохина возник рецидив смуты, четверо стрельцов, признанных зачинщиками, были немедленно казнены.
В начале ноября царский двор вернулся в Москву, только царица Наталья Кирилловна сочла небезопасным для себя и сына оставаться в Кремле, где всё было под контролем Милославских, и предпочла жить в загородной резиденции Алексея Михайловича — селе Преображенском, под охраной верных ей людей. Царь Пётр жил там, приезжая в Москву только для участия в церемониях, на которых его присутствие считалось необходимым.
Режим правления Софьи Алексеевны при номинальном царствовании Петра I и Ивана V, установленный в результате стрелецкого бунта, продлился 7 лет, до сентября 1689 года, когда в результате обострения конфронтации между повзрослевшим Петром и Софьей последняя была отстранена от власти.
Кратко третье действие
Опера «Хованщина». Краткое содержание III д.
Звучит хор раскольников. Они поют фанатичный гимн. Из толпы выделяется фигура Марфы. Она поет лирическую песню «Исходила младешенька». Досифей успокаивает ее. С другой стороны сцены является Федор Шакловитый. Он поет «Спит стрелецкое гнездо». Пробуждаются пьяные стрельцы и продолжают веселиться. Вбегают жены и ругают их. За сценой слышен крик Подьячего. Он появляется и говорит: «Беда, беда, Рейтеры близко». Испуганные стрельцы зовут Ивана Хованского и рвутся в бой. Но он заявляет: «Страшен царь Петр». И уходит.
Действие второе
Опера «Хованщина». Краткое содержание II д.
Князь Голицын в своем кабинете читает любовное письмо от Софьи. Его одолевает чувство тревоги за будущее. К нему входит клеврет дворянин Варсонофьев и говорит, что к нему настойчива просится пастор. Он просит вступиться за Эмму и возвести церковь в Немецкой слободе. Голицын отказывает ему в двух просьбах. Вновь появляется Варсонофьев и говорит о прибытии колдуньи. Это пришла Марфа под видом гадалки. Начинается сцена гадания. Звучит известная ария «Силы потайные». Девушка предсказывает ему опалу. Суеверный князь боится, что она проговорится и приказывает слуге ее утопить. Марфа подслушивает их разговор и скрывается. Неожиданно к Голицыну входит Иван Хованский. Между ними возникает спор. В разгар ссоры появляется Досифей и уговаривает помириться князьям. Звучат хоры народа. Внезапно вбегает Марфа и просит Голицына помиловать ее. К ней обращается Досифей со словами утешения.
О чем опера хованщина краткое содержание
М.П. Мусоргский опера «Хованщина»
«Хованщина» – неисчерпаемая палитра из буйных красок, яростно обрушивающая на зрителя всю свою мощь и не оставляющая ни малейшего шанса устоять, удержаться на ногах – так что все внимание оказывается приковано к сцене от начала и до самого конца оперы. Взяв за основу произведения неоднозначные события первого стрелецкого бунта 1682 года, Модест Петрович Мусоргский вложил в музыку всю свою самобытность, уверенными мазками композиторского таланта отразив в звучании как беснующуюся толпу, так и спокойные островки разума посреди бушующих страстей. К сожалению, произведение не было исполнено при жизни автора, так что он так и не узнал, какое влияние оно оказало на современников, и как запало в душу поклонникам его таланта, являясь отражением мятежного внутреннего мира Модеста Петровича…
В письме, датированным 1872 годом и адресованном В.В. Стасову, Мусоргский написал: «Прошу считать сию эпистолу по порядку нумерации № 1-м, ибо произойдут последовательно и другие эпистолы, вкусов и заквасок разных, но по предмету стрелецкому. Да будет сие памятью нашего нового труда, лихого труда». С этого момента началась кропотливая, полная тяжелых творческих мук и метаний работа над оперой.
Краткое содержание оперы Мусоргского «Хованщина» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица:
Голос
Описание
Краткое содержание «Хованщины»
«Хованщина» показывает страшные события относительно небольшого временного периода 1682 года, время дикого и насыщенного событиями стрелецкого бунта и захвата власти, возглавляемого князем Хованским – начальником стрелецких войск. Другой претендент на трон – князь Голицын, европейского склада человек, цепляющийся, вместе с тем, за старину. Оба князя, ненавидя друг друга, пытаются заключить союз перед лицом новой силы в лице молодого царевича Петра.
В своих замыслах они также опираются на помощь раскольников-старообрядцев, возглавляемых Досифеем. Но планам Хованского не суждено было сбыться. Во время пира его приглашают на совет, якобы от имени царевны Софьи, а затем Шакловитый закалывает князя кинжалом. Голицына отправляют в ссылку, как не оправдавшего доверие. Стрелецкие войска, обвиняемые в бунте и сопровождаемые плачущими женами, должны быть казнены, но их милует Петр. Досифей после длительных тяжелых размышлений решает призвать старообрядцев сжечь себя. Марфа и Андрей Хованский вместе идут в пламя костра. При появлении петровских войск остаются только обгорелые руины.
Фото:
Интересные факты
Известные арии и номера из оперы «Хованщина»
История создания и постановки «Хованщины»
Большой срок, целый 131 год прошел с начала сценической жизни «Хованщины». Опера, наполненная парадоксами, не укладывающаяся в привычные рамки – и поэтому несправедливо исправленная, доработанная вопреки желаниям автора.
Первое исполнение относится к 1886 году, когда «Хованщину» в редакции Н.А. Римского-Корсакова поставил Музыкально-драматический кружок из г. Санкт-Петербурга в зале Кононова. Постановка прошла практически незамеченной, так как новаторство, принизывающее всю оперу, просто не могло показать себя во всей красе, будучи передано любителями из музыкального кружка. Тем более Римский-Корсаков значительно «облагородил» оперу, сообразно своему музыкальному вкусу, исправив острые углы, сгладив и упростив гармонический язык, превратив историческую народную драму в статическое «действо в костюмах». Но при этом ни в коей мере нельзя умалять заслуги композитора, полностью завершившего и обнародовавшего оперу скончавшегося товарища в 1883 году. Взяв на себя безвозмездно такой тяжелейший труд, Николай Андреевич открыл миру это произведение, чем заслужил безмерную благодарность потомков.
С появлением «Хованщины» связано интересное наблюдение. Обычно, после появления таких масштабных произведений, начиналось их бурное обсуждение, разгорались жаркие споры между приверженцами разных движений. Взять хотя бы нашумевшего « Бориса Годунова »! Здесь же ничего подобного не было. Отчасти это объяснялось коренной переделкой идеи композитора. В статичном представлении, получившимся в итоге, не о чем было спорить, не о чем рассуждать. И лишь спустя долгие годы, опера начала понемногу сбрасывать с себя нагромождение штампов и неправильных трактовок, освобождая заложенную внутри идею, которую хотел бы увидеть Мусоргский …
Правда, один жаркий спор все же был. В 1913 году состоялась первая заграничная постановка оперы. Стравинский вместе с Равелем частично переделали оперу, восстановив отдельные фрагменты по рукописям Мусоргского и заново написав финал. Эта парижская постановка подверглась резкой критике Римского-Корсакова, обозвавшего действия композиторов, равно как и действия Дягилева, «вандализмом». Равель же показал себя как ярый защитник музыкальных идей Мусоргского, заявив, что они не нуждаются ни в каких улучшениях и самобытны сами по себе. Впрочем, и эта трактовка «Хованщины» не была достаточно удачной, вступая в противоречие с первоначальным замыслом Мусоргского.
Коренной перелом в судьбе произведения можно связать с именем Д.Д. Шостаковича. Именно он создал полную партитуру оперы, основываясь на клавире П. Ламма и частично – на редакции Римского-Корсакова. Именно в этой оркестровке наиболее полно выражены идеи автора и именно она может считаться самой близкой к оригиналу. Шостакович выполнил эту работу в 1958 году, по отдельному заказу для киностудии «Мосфильм», а в 1959 году «Хованщина» впервые была транслирована по телевидению.
Эта же оркестровка была взята Р. Тихомировым для постановки в 1960 году, на сцене академического Театра оперы и балета имени С.М. Кирова. Дирижировал С. Ельцин. К большому сожалению, театр не смог открыть зрителю подлинного Мусоргского, так как при новой аранжировке местами оставили старый текст. Таким образом, «Хованщина» утратила заложенную изначально целостность, а интерпретация ее и вовсе осталась без изменений.
В 1950 году «Хованщина» была поставлена в Москве, где заслужила Сталинскую премию, а через 10 лет, в 1960 году, добралась до Санкт-Петербурга.
Настоящим прорывом в понимании драматургии Мусоргского стала постановка оперы Театром оперы и балета Белорусской ССР в 1971 году. Впервые она была показана как динамичная, настоящая народная драма, полная жизни и движения.
В Вене «Хованщина» исполнялась в 1989 году, когда за дирижерским пультом стоял гений музыки К. Аббадо, а режиссером был А. Киршнер. Постановка была очень тепло принята публикой.
В 1999 году в Саратове очередная постановка, в редакции Д.Д. Шостаковича, дирижер – Ю.Л. Кочнев.
В ноябре 2014 года вновь состоялась постановка «Хованщины» в Вене, дирижер – американец Семен Бычков, театральный режиссер – Лев Додин. Пресса и оперные обозреватели очень неоднозначно восприняли постановку, наполненную странными образами и дикими технологическими решениями. Большинство склонилось к единодушному мнению, что оркестр и сцена были разорваны друг от друга, и если бы не волшебное исполнение музыки, то это был бы полный провал.
Так, все действия происходили в очень ограниченном пространстве, в жуткой тесноте. Для всех движений персонажей и хоров Додин использовал специальную платформу, на которой они передвигались вверх-вниз. Сценическое пространство было разделено строительными лесами на несколько уровней, которые обозначали собой своеобразные «ступени власти». Чтобы взаимодействовать друг с другом, певцам приходилось задирать и склонять головы, что смотрелось просто нелепо. Большие сомнения вызвали и образы, созданные режиссером. Совершенно нехарактерная для Мусоргского идея сексуальной зависимости Марфы от Досифея, поющий из суфлерской будки Подъячий, нелепые танцы в неглиже – всего этого публика не смогла стерпеть. Закономерным итогом стало полное непринятие постановки (но не музыки!), которое выразилось в едином зрительском «Бу!», единственного, чего удостоился Додин по окончанию оперы. Бычкова наградили аплодисментами, которые он несомненно заслужил, так как оркестр сыграл на истинно мировом уровне.
В 2015 году – тщательно подготовленная постановка в Московском академическом Музыкальном театре. Дирижер – А.Н. Лазарев. Режиссер – А.Б. Титель. За выдающееся исполнение постановка удостоилась нескольких наград и хвалебных отзывов, в частности, премии «Золотая маска» и премии Москвы в области литературы и искусства за 2016 год.
Историческая точность в образах персонажей «Хованщины»
«Какой обширный, богатый мир искусство, если целью взят человек! На необычные, совсем негаданные задачи налетаешь, и не насильственно, а так – будто случайно это делается».
«М.П. Мусоргский. Литературное наследие»
В «Хованщине» Мусоргский передает исторические реалии глазами тех, кто участвовал в них напрямую. Народ, который «не может проверить воочию, что из него стряпают». Страдающая сторона, которая при любом царствующем правителе остается там же, где и была – на дне, беспросветном и темном. Вот что связующим лейтмотивом проходит через всё музыкальное повествование.
Образы
Вспомогательные персонажи оперы
Придерживаясь исторических событий, Мусоргский добавил в оперу достаточно заметные искажения исторических фактов, но лишь для того, чтобы помочь лучше понять драматические коллизии, происходящие в то время. Так, вдобавок к главным действующим лицам, были добавлены вымышленные второстепенные персонажи, которые помогают лучше понять замысел композитора и многократно усиливают эффект воздействия на зрителя. Ключевой фигурой в развитии сюжета является народ – как движущая сила, которая все сметает на своем пути, неостановимая и сокрушающая все преграды, но при этом подневольная власти. Кроме того, композитор достаточно вольно обошелся с временными рамками и добавил в происходящее на сцене те действия, которые произойдут лишь много позже – в 1689 году. Чтобы подчеркнуть ужас беззакония и показать невозможность повлиять на происходящее лишь одному человеку, такое слияние временных событий вполне оправдано и лишь доказывает мастерство Мусоргского, сумевшего гармонично совместить разные периоды истории с жизнью главных действующих лиц.
Такая вот краткая история этого сложного и противоречивого произведения. Как видите, тернист и нелегок был его путь, сложна судьба. Но благодаря силе «народной» музыки, благодаря стараниям друзей и сподвижников Мусоргского , «Хованщина» до сих пор остается на сцене, открывая зрителю все новые грани своего сложного внутреннего мира. К сожалению, многими театральными режиссерами до сих пор не понят тот факт, что трактовка массовых сцен обязательно должна быть в динамическом ключе! Статика, которая все нивелирует, превращает оперу в вялотекущее музыкальное представление. Раскрыть оперу в плане движения, «народных волнений» – вот главная задача режиссера. Так что на сегодняшний момент «Хованщина» остается одной из сложнейших опер, как в плане музыки, так и плане театрального действа.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Модест Мусоргский «Хованщина»
Краткие сведения
М. П. Мусоргский работал над «Хованщиной» в течение нескольких лет с 1872 года. Работа осталась незавершенной, дописать оперу пришлось Н. А. Римскому-Корсакову. Доработка заключалась в оркестровке, а также в том, чтобы одни места изложить более кратко, а другие расширить. В целом же Римский-Корсаков сохранил произведение в том виде, какой задумывал Мусоргский.
Первая профессиональная постановка «Хованщины» состоялась в Русской частной опере Саввы Мамонтова в 1897 году. На сцене Мариинского театра опера была поставлена в 1911 году, а в Большом — в 1912 году.
Действующие лица
М. Мусоргский изобразил в своем произведении те исторические личности, на которых, по его мнению, были завязаны разыгравшиеся драматические события. А также он ввел собирательные персонажи, необходимые для изображения исторической обстановки.
К главным действующим лицам оперы относятся те, кто играл ключевые роли в политических событиях. Среди них есть и реальные исторические личности, и персонажи, скорее всего, относящиеся к собирательным:
Второстепенные персонажи в опере Мусоргского по большей части задействованы в разработке романтической линии сюжета. Здесь также есть и реальные, и собирательные личности:
Кроме них, в произведении присутствуют приближенный князя Голицына Варсонофьев, пастор, стрелец Кузька и другие стрельцы, раскольница Сусанна и другие раскольники, крепостные князя Хованского, московские пришлые люди, народ.
Краткое содержание
События происходят в Москве во время стрелецких бунтов 1682 и последующих годов. Мусоргский объединил в сюжете своей драмы события трех бунтов: 1682, 1689 и 1698 годов.
Композиция «Хованщины» Мусоргского в кратком содержании проявляется наличием двух линий: рядом политических (государственных) событий и романтическими переживаниями героев. Часто эти линии пересекаются, что придает особую напряженность сюжету.
В первом действии оперы события начинаются после первого бунта стрельцов, когда фактической правительницей в стране стала царевна Софья, а князь Иван Хованский был назначен начальником Стрелецкого приказа. На Красной площади среди народа, потрясенного событиями произошедшего бунта, боярин Шакловитый диктует подьячему донос на Ивана Хованского, якобы вынашивающего план захвата власти.
Одновременно завязывается романтическая линия сюжета: Андрей Хованский ухаживает за Эммой, оставив Марфу, но встречает соперника в лице своего отца. Готовое трагически завершиться противостояние пресекает старообрядец старец Досифей.
Во втором действии князь Голицын высказывает свои сомнения: он не верит в то, что их отношения с Софьей приведут к добру. Одновременно он не верит в счастливый исход для государства борьбы между боярскими группировками, в которую ввязалась Софья. К нему приходит гадалка Марфа и предсказывает ему опалу и ссылку.
На тайном совещании Голицына, Ивана Хованского и Досифея выясняется, что единства в них нет: князья спорят, кто из них лучше понимает пользу государства, а Досифей обвиняет их обоих и призывает уберечь Русь от зла, которое принесет Петр, когда начнет царствовать. Появляется Шакловитый и сообщает, что до Петра дошел донос, по которому будет учинен розыск участников заговора — «хованщины».
Третье действие начинается с воспоминаний Марфы об их счастливых днях с князем Андреем. На ее желание покончить с собой самосожжением вместе с возлюбленным Досифей отвечает: «Не время, голубка».
Романтическая сюжетная линия сменяется исторической. К гуляющим стрельцам подходит подьячий и сообщает, что на них идут войска Петра. Стрельцы взывают к Ивану Хованскому, чтобы он повел их против петровских солдат, но Хованский отвечает, что остается только ожидать решения своей судьбы.
Вторая картина четвертого действия — поражение «хованщины»: князь Голицын отправлен в ссылку, стрельцов собираются казнить, над раскольниками также велено учинить расправу. Романтическая линия переплетается с политической: Андрей Хованский в страхе за свою судьбу ищет спасения у преданной им Марфы, которая продолжает его любить. Действие заканчивается появлением гонца Петра, который читает царский указ о помиловании стрельцам.
Пятое действие — драма самосожжения раскольников. В раскольничем скиту Досифей убеждает людей погибнуть, но не подчиниться петровцам. Здесь же находятся Марфа и Андрей Хованский. Объятого страхом Андрея пытается утешить Марфа, вспоминающая времена их любви. При приближении царских солдат раскольники поджигают свое убежище вместе с собой.
Народная драма
«Народная музыкальная драма» — так назвал «Хованщину» сам автор. Это не означает, что народ находится среди главных действующих лиц оперы. Народ на протяжении всей драмы пассивен.
Такое название появилось в результате осмысления Мусоргским драматических событий русской истории. Он обращает внимание на то, с какими сложностями происходят на Руси политические события: приход к власти нового государя, усиление одной боярской группировки и ослабление другой, протест религиозных лидеров народа, оформившийся в раскол. Эти события неизменно отражаются на состоянии народа.
Размышления М. Мусоргского о судьбах народа отразились также в текстах его писем того периода, когда он писал «Хованщину». Так, в переписке с критиком В. Стасовым композитор указывает: потрясения петровского времени так сильно отразились на народе, что «мешают… дышать».
Обращаясь к судьбоносным, драматическим страницам «хованщины», Мусоргский вместе с героями народной музыкальной драмы осмысляет исторические пути народа.