О чем ода вольность кратко
Ода Радищева, в первую очередь воспевает о равенстве между господами и обычными людьми, она является первой революционной поэзией. Автор открыто протестует против угнетения обычных горожан. Данным давно тема, начатая великим писателем Пушкиным, была вновь поднята Радищевым и была названа также. Его основная цель открыть глаза граждан на происходящее, хоть и не каждый в силах перебороть собственный страх. Но это не останавливает писателя, он старается изобразить все согласно, своим принципам эстетики.
Был брошен целенаправленный вызов всему порядку, установленному государством. А так как большинство людей являлось крепостными, то лишь сама идея об их вольности, была пропитана неповиновением и дерзостью. Мнение Радищева же было, что вольность — это то что было дано каждому человеку с рождения, дано природой. Он считал, что вольность, занимает главенствующее место в жизни человека. Лишь имея полную свободу, люди могу поистине думать, как прожить отведенную жизнь, а не как просуществовать.
Но люди сами того не понимая, выбирая власть, сами загоняли себя в рамки, в границах которых не могут иметь волю. А церковь, Радищев, называет рычагом, который помогает правителю, воздвигая его в ранг божества, тем самым давая ему самую неограниченную власть. Но если бы это был просто контроль и наблюдение, также помимо этого проявляется деспотизм, ведь имея такую ничем не ограниченную власть, правители могли решать судьбу человека.
В будущем он видит, как люди восстают, простив власти, которая так их притесняет, они устраивают переворот, направленный против владельцев и в последствии свергают царя. Однако у горожан, есть уже свои законы, по которым будет решена судьба владыки. Царя казнят. Ограничений в своих выражениях сам писатель не испытывает, так как знает, что его ода, несущая определенный посыл, просто обязана, достичь помыслы людей, которым она была адресована. Тем не менее сам же автор понимает, что при его жизни, во власти никаких изменений не произойдёт. Тем не менее, у него остается надежда, что его ода, в своем роде являющаяся одним из кирпичиков, рано или поздно, окажется в том месте в котором обязана быть, для того чтобы выстроить полную картину в сознании обычных людей.
Также читают:
Популярные сегодня пересказы
Однажды так получилось, что лиса и журавль подружились. Хитрая лисичка, чтобы показать, что действительно ценит дружбу, позвала товарища на званый ужин. Журавль, конечно, от предложенного угощения не отказался.
«Улица Ангела» Джона Пристли – не просто очередной роман, это суровое повествование обыденной жизни практически каждого британца 30 годов прошлого столетия.
Был рожден в августе 1913 года, в Ярославле, был драматургом и сценаристом. Им было написано примерно 20 пьес и больше чем 6 сценариев для фильмов. Также был управляющим академией искусства. Умер в 2004 году 28 сентября.
По жанровой направленности произведение представляет собой театральную социально-психологическую пьесу, основная тематика которой заключается в изображении человеческих взаимоотношений.
Краткое содержание Радищев ода Вольность
Ода «Вольность» написана А.Н. Радищевым, как воспевание свободы и равенства всех людей друг перед другом. Автор протестует против царского вседержавия и угнетение простого народа. Он продолжает тему, начатую когда-то Пушкиным, даже так же назвав свое произведение.
Дальнейшее что видит писатель, это недовольство угнетенных, оно нарастает с каждым разом все больше. И вот уже крепостные поднимаются против своих владельцев, устраивают переворот и свергают царя. Они судят его по своим законам и в конце казнят. Радищев не боится называть все своими именами, ода несет конкретный посыл, который должен достичь тех, кому он адресован. Сам писатель знает, что во время его жизни изменений в устройстве власти не будет, но он надеется, что его ода как один из кирпичиков окажется в нужном месте, чтобы выстроить полную картину в сознаниях простых людей.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Сейчас читают
В старом запущенном цветнике майским утром расцвела роза. Аромат ее разносился далеко вокруг, и не было здесь цветка прекраснее.
Случилось это давно. В ту пору барин строго следил, чтобы народ не шастал из одной деревни в другую. Однажды он явился в Полевую в осеннюю распутицу. Собрав приказчиков и попов
Сюжетная линия произведения повествует о судьбе мальчика Коли Незлобина, который в раннем возрасте теряет мать и обретает слишком правильную мачеху, с приходом которой жизнь героя кардинально меняется.
Иван Александрович Гончаров величайший русский писатель и критик. Родился в 1812 году. В молодые годы работал корреспондентом в издательстве в городе Петербурге. При этом ещё обладал чином статского советника
Стихотворение и анализ «Вольность»
Беги, сокройся от очей
Цитеры слабая царица!
Где ты, где ты, гроза царей,
Свободы гордая певица?
Приди, сорви с меня венок,
Разбей изнеженную лиру…
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.
Открой мне благородный след
Того возвышенного Галла,
Кому сама средь славных бед
Ты гимны смелые внушала.
Питомцы ветреной Судьбы,
Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!
Увы! куда ни брошу взор —
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы;
Везде неправедная Власть
В сгущенной мгле предрассуждений
Воссела — Рабства грозный Гений
И Славы роковая страсть.
Лишь там над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко с Вольностью святой
Законов мощных сочетанье;
Где всем простерт их твердый щит,
Где сжатый верными руками
Граждан над равными главами
И преступленье свысока
Сражает праведным размахом;
Где не подкупна их рука
Ни алчной скупостью, ни страхом.
Владыки! вам венец и трон
Дает Закон — а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон.
И горе, горе племенам,
Где дремлет он неосторожно,
Где иль народу, иль царям
Законом властвовать возможно!
Тебя в свидетели зову,
О мученик ошибок славных,
За предков в шуме бурь недавных
Сложивший царскую главу.
Восходит к смерти Людовик
В виду безмолвного потомства,
Главой развенчанной приник
К кровавой плахе Вероломства.
Молчит Закон — народ молчит,
Падет преступная секира…
И се — злодейская порфира
На галлах скованных лежит.
Тебя, твой трон я ненавижу,
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоем челе
Печать проклятия народы,
Ты ужас мира, стыд природы,
Упрек ты Богу на земле.
Когда на мрачную Неву
Звезда полуночи сверкает
И беззаботную главу
Спокойный сон отягощает,
Глядит задумчивый певец
На грозно спящий средь тумана
Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец —
И слышит Клии страшный глас
За сими страшными стенами,
Калигулы последний час
Он видит живо пред очами,
Он видит — в лентах и звездах,
Вином и злобой упоенны,
Идут убийцы потаенны,
На лицах дерзость, в сердце страх.
Молчит неверный часовой,
Опущен молча мост подъемный,
Врата отверсты в тьме ночной
Рукой предательства наемной…
О стыд! о ужас наших дней!
Как звери, вторглись янычары.
Падут бесславные удары…
Погиб увенчанный злодей.
И днесь учитесь, о цари:
Ни наказанья, ни награды,
Ни кров темниц, ни алтари
Не верные для вас ограды.
Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.
Краткое содержание
Вольнолюбивые стихи А.С. Пушкина появились уже в период его раннего творчества. В то время молодой поэт еще смело выражал свои мысли и не вполне представлял те последствия, которые он вскоре ощутит на себе. Оду «Вольность» он написал сразу после окончания Царскосельского лицея, в 1817 году. Восемнадцатилетний Александр уже твердо знал, что посвятит свою жизнь поэзии, и не сомневался, что к своему идеалу – всеобщей свободе – он должен призывать в своих произведениях.
Пушкин у моря. Худ. И.А. Айвазовский
Ода «Вольность» стала ярким тому примером. Именно здесь Пушкин четко обозначает свое место в обществе как поэта и гражданина. Он считает, что не стоит разменивать данный ему свыше талант по мелочам и свою позицию выражает словами: «Тираны мира! Трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, восстаньте, падшие рабы!».
Несмотря на молодость, поэт осознает: чтобы изменить мир и сделать его лучше, нужно пройти очень тяжелый и непростой путь. Он с горечью отмечает, что повсюду царит «законов гибельный позор», с которым вынуждены мириться все, независимо от сословия. Однако, если для власть предержащих эти законы считаются нормой, то для угнетенного простого народа и, особенно, для крепостных, их можно сравнить с оковами каторжан.
Будучи уверенным, что каждый человек имеет право на свободу выбора, Пушкин делает вывод, что власть должна передаваться не по наследству, а по закону и только достойным людям. Это можно назвать открытым выступлением против самодержавия, которое есть результат покорности народа. Пушкин предрекает наступление таких времен, когда власть имущим тоже придется подчиняться законам, когда «станут вечной стражей трона народов вольность и покой».
Анализ
История создания
Ода «Вольность» появилась на свет сразу после окончания Пушкиным лицея, в 1817 году. Написана она была в доме братьев Тургеневых, который располагался на набережной Фонтанки. Окна их квартиры выходили на Михайловский замок, где некогда убили царя Павла Первого. Возможно, само это место и навеяло сюжет произведения.
Пушкин не пытался опубликовать свое творение, так как понимал, чем это может для него обернуться. Но, в 1820 году о нем все же стало известно властям, и Пушкин был приговорен к Южной ссылке. Публикация «Вольности» состоялась уже после смерти поэта, в 1856 году. Оно было издано Герценом в сборнике «Полярная звезда».
Персонажи и образы
Оды всегда отличаются многообразием художественных образов. Не является исключением и пушкинская «Вольность».
Автор рисует обобщенный образ Монарха, возомнившего себя властителем мира. Но законы природы не могут подчиняться ему, и к этой истине поэт еще не раз вернется в своем произведении. Для характеристики этого образа Пушкин подбирает самые нелестные выражения: «ужас мира, стыд природы», «неправедная власть», «тираны мира», «самовластительный злодей».
В противовес Монарху выступает образ покорного народа, который, несмотря на страдания, молчит, провоцируя, тем самым, еще большее беззаконие.
Поэт считает своим долгом открыть народу глаза, чтобы он увидел истинный образ кровавого тирана. Поэтому в оде звучит призыв прекратить терпение и восстать:
Питомцы ветреной Судьбы, Тираны мира! трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, Восстаньте, падшие рабы!
Композиция
В «Вольности нет ни завязки, ни кульминации с развязкой. Но по смыслу можно разделить ее на три части.
В первой части происходит отказ от «изнеженной лиры» с намерением отныне обличать беззаконие.
Во второй части раскрываются политические взгляды героя. В ней Пушкин утверждает, что стране необходим честный и справедливый закон, который бы защищал граждан от самоуправства властей. В этой же части автор приводит в пример печальные судьбы мировых монархов: Павла I, Людовика, Наполеона. Даже в завуалированном виде, практически без имен, читателю понятно, о ком идет речь.
Третья часть посвящена призыву к властям одуматься и следовать закону. Но, не удобному им, а такому, который бы защищал всех граждан, независимо от сословия.
Ода «Вольность» принадлежит к литературному направлению классицизм. По роду литературы – это торжественная лирика. Жанр произведения понятен – сам поэт определил его как оду.
Размер и средства художественной выразительности
В «Вольности» использован четырехстопный ямб. Строфы состоят из восьмистиший, в которых первые четыре строки имеют перекрестную рифмовку (АБАБ), последние четыре – опоясывающую (ВГГВ).
В произведении очень много глаголов: «хочу воспеть», «беги», «поразить», «сокройся», «приди», «сорви», «разбей». Это придает динамику и стремительность общей картине. Многие слова экспрессивно окрашены, по ним можно понять эмоциональный настрой автора, который сопровождал его при написании оды: «порок», «тираны», «позор», «рабство».
Пушкин использует много эпитетов: «слабая царица», «изнеженная лира», «благородный след», «возвышенный галл» и другие. Присутствуют такие метафоры, как: «свободы гордая певица», «питомцы ветреной судьбы», «законов гибельный позор». В тексте встречается очень много олицетворений: «молчит закон», «народов не легло страданье», «изнеженная лира», «дает Закон, а не природа».
Проблематика и основная идея произведения
Самая главная проблема оды – самодержавный строй Российского государства. Пушкин, будучи образованным человеком, не мог не понимать, что свержение самодержавия в некоторой степени невозможно. Он и сам признавался, что всегда был противником кровопролития. Но, вместе с тем, он никогда не переставал мечтать о свободе народа и о светлом будущем своей родины.
Произведение «Вольность» имеет неоценимое значение для развития русской литературы, ведь именно с него и ему подобных сочинений началось постепенное и неотвратимое переосмысление ситуации в Российском обществе. Одними из первых, кто проникся свободолюбивыми настроениями, стали просвещенные молодые люди. Именно такие, как они через несколько десятилетий станут той силой, благодаря которой падет крепостная система.
Анализ стихотворения «Вольность» ода Пушкина
Всего получено оценок: 110.
Всего получено оценок: 110.
Всё творчество Александра Сергеевича Пушкина, особенно ранний период, проникнуто вольнолюбием и стремлением открыто выражать свои мысли. Именно к таким произведениям и относится ода «Вольность», написанное поэтом сразу после окончания лицея. Предлагаем к рассмотрению краткий анализ оды «Вольность» по плану. Его тщательный разбор поможет при подготовке к уроку литературы в 9 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вольность.
История создания – Ода написана в 1817 году, но издана лишь спустя 39 лет в Лондоне.
Тема стихотворения – Недовольство царящей в России абсолютной монархией и утверждение единого для всех закона.
Композиция – Произведение условно разделено на три части: в первой части автор делится с читателями своей миссией, во второй – воспевает закон и порядок, в третьей – призывает монархов склонить голову перед законом.
Жанр – Ода.
Стихотворный размер – Четырёхстопный ямб.
Метафоры – «грозой царей», «свободы гордою певицей».
Эпитеты – «гибельный», «роковая», «благородный».
Олицетворения – «молчит закон», «сон отягощает».
История создания
В 1817 году юный Александр Пушкин блестяще окончил Царскосельский лицей, в котором воспитывались дворянские дети – будущие чиновники и верноподданные имперской власти. Однако благодаря прекрасным педагогам, привившим своим подопечным идеалы чести, свободы и равенства, учебное заведение, напротив, стало оплотом свободомыслия.
Стоит отметить, что война 1812 года изменила настроения в обществе, в частности, взгляды передового дворянства на самодержавие в России. Не стали исключением и молодые лицеисты, которые хотели видеть своё отечество свободным, сильным и просвещённым.
Все эти условия оказали большое влияние на Пушкина как поэта. Раннее творчество его отличалось пылкостью, свободолюбием, юношеским максимализмом. Одним из наиболее ярких произведений этого периода стало стихотворение «Вольность», написанное Александром Сергеевичем в 1817 году.
В момент написания оды вчерашний выпускник находился в гостях у братьев Тургеневых, в их питерской квартире на Фонтанке. Из окон открывался живописный вид на Михайловский замок, в котором в своё время был убит император Павел I. Скорее всего, эта картина и побудила молодого поэта написать достаточно смелое стихотворение.
При жизни Александра Сергеевича ода так и не была опубликована, более того, она стала одной из веских причин его ссылки в далекую Одессу. Впервые произведение стало доступно читателям лишь в 1856 году, когда Герцен напечатал его в лондонском сборнике «Полярная звезда».
Центральная тема – протест против абсолютной монархической власти в России, почитание закона, утверждение вечных идеалов свободы, гуманности, равенства.
В своём стихотворении Александр Сергеевич вскрывает главную проблему общества первой половины XIX века – беззаконие, тиранию и вседозволенность правящих монархов. Он смело выражает свою гражданскую позицию, поскольку остро чувствует беззащитность простого русского человека перед властью.
Решение столь глобальной государственной проблемы Пушкин видит в установлении общего для всех закона, смысл которого заключается в равноправии людей всех социальных слоев общества.
Ода наполнена глубокими переживаниями автора и является мощным призывом к самым решительным действиям. Это произведение заставляет задуматься тех, кто творит беззаконие, побуждает сделать жизнь лучше и справедливее.
Композиция
Композиция произведения условно разделена на три основные части. Первая часть является вступительной – в ней Пушкин в образе лирического героя повествует о своей основной задаче – « воспеть свободу миру ».
Во второй части произведения разворачивается основная его идея, согласно которой закон « выше венца и трона ». Лирический герой упоминает о таких монархах, как Наполеон, Людовик, Павел I, живописно изображая судьбу русской монархии.
В заключительной части поэт призывает самодержцев превыше всего чтить Закон.
При написании стихотворения поэт выбрал жанр оды, придав ему форму лирического монолога. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Динамичность, экспрессия и эмоциональный накал произведения достигается за счет безударной рифмы и смешанных строф.
Средства выразительности
Произведение написано очень живо, эмоционально, красочно. Подобного эффекта поэт смог достичь благодаря искусному использованию различных художественных средств.
Для придания образам наибольшей выразительности поэт использует эпитеты (« гибельный», «изнеженная», «роковая», «благородный »). Также в произведении встречается немало ярких метафор (« свободы гордою певицей», «грозой царей ») и олицетворений (« молчит закон», «сон отягощает »), риторических вопросов и обращений.
Вольность радищев краткое содержание брифли. Проблематика оды «Вольность
Ода «Вольность» написана А.Н. Радищевым, как воспевание свободы и равенства всех людей друг перед другом. Автор протестует против царского вседержавия и угнетение простого народа. Он продолжает тему, начатую когда-то Пушкиным, даже так же назвав свое произведение.
С самых первых строк писатель делает вызов всему порядку, заведенному в государстве. Ведь там, где большинство населения — это крепостные крестьяне, сама мысль о вольности людей — это дерзость и неповиновение. А по мнение Радищева — вольность это то, что дано человеку природой с самого начала существования. Вообще автор считает, что вольность — это самое основное, то на чем должна строится вся человеческая жизнь. Только будучи свободными, люди смогут быть счастливыми, думающими, и жить а не существовать как при крепостном праве.
Но сами же люди, устраивая порядок, в поисках защиты и правильного устоя — создают общество, выбирают себе правительство, пишут законы и тем самым загоняют себя в правила и рамки, в которых не могут быть вольны. Кроме того, церковь, как основной рычаг с помощью которого царь может управлять народом, рассматривается Радищевым очень подробно. Церковь воздвигает царя в ранг божества и это даёт ему неограниченную власть. Но это уже не просто контроль и присмотр за своими же людьми — проявляется деспотизм. Правителю позволено решать судьбы людей.
Дальнейшее что видит писатель, это недовольство угнетенных, оно нарастает с каждым разом все больше. И вот уже крепостные поднимаются против своих владельцев, устраивают переворот и свергают царя. Они судят его по своим законам и в конце казнят. Радищев не боится называть все своими именами, ода несет конкретный посыл, который должен достичь тех, кому он адресован. Сам писатель знает, что во время его жизни изменений в устройстве власти не будет, но он надеется, что его ода как один из кирпичиков окажется в нужном месте, чтобы выстроить полную картину в сознаниях простых людей.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
История создания
Оду «Вольность» Радищев написал в 1781-1783 гг. в возрасте 32-34 лет. Трудно судить о точной дате её написания, поскольку она нигде не указана. Но в оде упоминается как длящаяся война за независимость США, которая закончилась в 1783 г.
Радищев целиком включил оду «Вольность» в «Путешествие из Петербурга в Москву». В главе «Тверь» герой-путешественник, разговаривая с автором оды, комментирует произведение.
Но в напечатанном варианте «Путешествия» Радищев оставил только 14 строф оды. Полный текст оды не был издан при жизни Радищева, увидев свет только через 100 лет после его смерти, в 1906 г. Этот текст был, очевидно, подправлен сыном Радищева Павлом. Полный неиспорченный текст был опубликован только в 1922 г.
Тема вольности в творчестве Александра Сергеевича Пушкина
Через все творчество Александра Сергеевича проходит идея свободной России. Уже в ранних произведениях он выступал против деспотизма и несправедливости современного общественного строя, обличал тиранию, губительную для народа. Так, еще в возрасте 16 лет им было написано стихотворение «Лицинию», а в 1818 году — одна из самых пылких песен, посвященных свободе, — «К Чаадаеву», в которой слышится вера в то, что страна «вспрянет ото сна». Тема вольности звучит и в стихотворениях «Арион», «Во глубине сибирских руд», «Анчар» и др.
Литературное направление и жанр
Александр Радищев – философ-просветитель. В оде реализуются две просветительские теории. Теория естественного права утверждает равноправие всех людей, независимо от их социального положения. Стремление к свободе естественно для каждого человека. Но это право зачастую нарушается властью, тиранами. Теория общественного договора состоит в том, что общество должно управляться не духовенством и царями, а по взаимному согласию граждан.
В России 18 века просветительство, наложившись на классицистическое направление в литературе, превратилось в литературное направление просветительского классицизма, классицистическое по форме и просветительское по содержанию.
Жанр оды – традиционный жанр классицизма, канонический жанр высокой лирики. Для оды характерна патетика. Обычно прославляются цари, властители. Часто они превозносятся, как боги в античных одах. Но Радищев восхваляет не царя или героя, а саму свободу. В основе оды «Вольность» тираноборческий пафос. Ода – образец гражданской лирики.
Ода – лирический жанр, не предполагающий эпического сюжета, несмотря на свои значительные для лирики размеры. Автор рассуждает, при этом упоминает исторические сведения, философские достижения современности.
Особенности пушкинской оды
Сила стиха Александра Сергеевича, его художественное мастерство придавали более революционное значение этому произведению. Как призыв к открытому выступлению воспринималась передовой молодежью ода «Вольность», анализ которой предложен в данной статье. Например, Пирогов, известный русский хирург того времени, вспоминая о своих молодых годах, рассказывает следующий факт. Заговорив о политических взглядах Александра Сергеевича, отразившихся в произведении «Вольность», один из его товарищей, в то время еще студент, сказал, что революция по-нашему — так революция, «с гильотиной», как французская.
Революционно звучали, в частности, строки, завершающие вторую строфу: «Тираны мира! Трепещите!…»
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения указана в названии.
Стихотворение состоит из 54 строф. В первой строфе Радищев обращается к вольности. Это слово в 18 веке означало то же самое, что современное слово свобода. Себя автор называет, в соответствии с русской традицией самоуничижения, рабом, и просит вольность претворить в его сердце тьму рабства во свет. В первой же строфе лирический герой вспоминает идеальных борцов за свободу – Брута, убившего Цезаря, и борца с тиранами Вильгельма Телля.
Во второй строфе лирический герой рассуждает о том, что свобода сопутствует человеку от его рождения, но личной свободе вредит общественная власть, закон.
В 3-6 строфах метафорически описан «образ божий на земле», воплощение справедливости. Следующие три строфы раскрывают истинную лицемерную сущность этого образа. Чудовище попирает земные власти, называя себя властью божьей. Оно исполнено лицемерия, обманывает и льстит, требует святой веры, порабощает, делает рабами страха. Царь называет это чудовище законом божьим, а мудрец – святым обманом.
В десятой строфе лирический герой обращается к Богу, подателю естественных благ, создателю закона, и не верит, что Бог доверил кому-то свой глас. Царь, образ божества, своей властью утверждает и охраняет веру, одна власть сковывает рассудок, другая – стирает волю, действуют же они сообща.
В состоянии рабского покоя невозможен прогресс. Рабство способствует лени, запустению, бесславию и коварству. Радищев возмущён огромными полномочиями царя, от которого зависит жизнь подданных: «Живёшь тогда, велю коль жить». В 13 строфе поэт предрекает царю грядущего мстителя, несущего «вольность». Стремление к освобождению ценой крови, жизни царя, с точки зрения автора – природное право, которое возведёт царя на плаху. Тогда народ воссядет на престол и будет судить венчанного им же на власть преступника.
В строфах 15-18 мститель обвиняет венценосца в том, что он восстал против него, и перечисляет, какими полномочиями и обязанностями наделён царь. Но царь забыл данную Богу и народу клятву. В строфах 19-22 описано, в чём состоят прегрешения царя, гнушающегося собственным народом.
В строфах 23-24 Радищев рассуждает о людях, чьё стремление к свободе способствовало историческому прогрессу. Он вспоминает Кромвеля, которого одновременно осуждает как злодея, сокрушившего твердь свободы, но восхищается примером, который Кромвель подал народу, казнив тирана – Карла 1.
В строфе 25 Радищев описывает отрадную для него картину: народ разрушает ненавистный ему престол и «законом строит твердь свободы», превознося дух свободы, равный Богу. В 26-29 строфах упоминаются Лютер, который, подняв луч просвещения, помирил небо с землёю, Колумб и Галилей.
В стихах 30-31 Радищев описывает мир, познавший вольность. Пастух заботится о Господнем стаде (библейская аллегория), каждый себе сеет и жнёт на ниве. В стихах 32-33 описана счастливая семья, любящие друг друга супруги, в труде и веселье проживающие свою жизнь безбедно.
В 34 стихе поэт обращается к современной ему борьбе за независимость Америки, упоминая свободных воинов и их вождя Вашингтона.
В строфах 35-37 Радищев приходит к выводу, что только после обретения свободы в государстве возможна счастливая жизнь, которая и станет наградой за борьбу. В свободной стране единый устав – устав естественности.
В строфах 38-39 описана власть без свободы, тирания, при которой разрушаются семьи, человека запугивают, принуждают выбирать между мечом и золотом, войной и нечестием.
В стихах 40-42 Радищев упоминает римскую историю: Август, «скончав граждански брани», усыпил тревожную вольность, так что народ думал, что правит сам. Радищев придерживается той точки зрения, что никакое, даже кажущееся добрым, правление царя не даёт свободы. В царской воле вмиг всё изменить, стать тираном.
В строфах 42-44 Радищев размышляет о «законе природы», которому подвластны все народы: период свободного правления всегда сменяется новой тиранией. Причина в том, что свобода превращается в рабство, когда истощается «корень её благ». Радищев сопоставляет рождение и умирание вольности в народе с естественным процессом рождения и умирания любого творенья.
В строфах 45- 46 поэт обращается к народам, которым посчастливилось испытать вольность, с призывом беречь её. В строфе 47 Радищев объясняет, что ему суждено жить в стране, лишённой вольности, но надеется, что потомки будут помнить его как человека, родившегося «под игом власти», носящего «позлащенные оковы», но первым прорицающего вольность.
В строфах 48-50 автор обращается к отечеству с надеждой, что оно не только само станет вольным, но и даст закон вольности «в окрестности». Согласно описанному в строфах 42-44 закону природы, со временем в отечестве власть ослабеет, «закона твердь шатнётся». Тогда бренное строение будет разрушено. В строфе 52 описаны несчастья, сопровождающее разрушение «великой развалины»: голод, язвы, кровавые реки, огни, зверства. Виной всему станет «лютый дух властей». Положение спасёт возникновение «малых светил», которые «украсят дружества венцем» «незыблемы кормила» отечества.
С точки зрения автора, тогда, наконец, наступит счастливое время. В строфах 52-53 противопоставлено время торжества вольности и тяжёлый период, этому предшествующий.
В 54 строфе Радищев описывает день, когда наступит свобода, как день пришествия Божьего на землю. Метафорически такое событие определено как рождение из туч блестящего дня.
Таким образом, композиция оды – это цепь исторических примеров, философских рассуждений и даже предсказаний будущего. Основная мысль оды в восхвалении вольности, которая единственная может сделать отечество, народ и самого автора счастливым. Радищев возвеличивает народ, призывает его к борьбе за свободу против тиранов, против крепостного права, уничтожающего естественное право личности на свободу.
Особенности поэтики
Поэтическая речь (взволнованная, приподнятая) отражает разнообразные чувства, владевшие автором: страстное желание свободы (в первой строфе), негодование против угнетателей и тиранов (вторая строфа), скорбь гражданина государства при виде творящегося беззакония (третья строфа) и т. д. Поэту удалось найти точные и одновременно образные слова для того, чтобы передать владевшие им чувства и мысли. Например, именует «свободы гордою певицей», «грозой царей» музу политической оды Пушкин. «Вольность», анализ которой предлагается вам в данной статье, — это произведение, вдохновленное свыше. Именно муза внушает поэту «гимны смелые».
Тропы и образы
Радищев упоминает в оде исторические события только как примеры удачного обретения народом свободы. Гражданина Радищева интересует собственная страна и современные события в ней. Потому в оде он вынужден прибегать к подтексту. То есть читатель должен был понимать, что Радищев говорит не о монархии и самодержавии вообще, а о Екатерине II, которую называет алчным гадом, а престол её надменным.
Сатирическое описание царской власти, где царь – только обнаглевший слуга народа, сопровождается сатирическим описанием власти церковной, злодея-царя поддерживавшей.
Образ народа в оде восхваляется едва ли не больше, чем сама вольность. Радищев даже называет народ господом, судьёй для царя. Труд народа Радищев считает настоящей ценностью страны. Народ, с точки зрения поэта, должен стать главным героем исторического процесса.
Аллегорично также описание будущего государственного устройства России, «содружество малых светил», Исследователи считают это прообразом федеративного государства.
Множество метафор связаны с тираническим правлением царя: «Тревожну волю усыпив, чугунный скиптр обвил цветами», «Август выю их давил», ярмо порабощенья, броня заблужденья.
Для описания положительных или отрицательных сторон жизни народа Радищев использует традиционные эпитеты, часто постоянные: златые плоды, тучные нивы, ленивый вол, надменное чело, подлая тварь, весёлые дни, надменный престол, сживая завеса нощи, кичливая и строптивая власть, кровавый пот.
Нередко Радищев пользуется библейскими метафорами. Тирания, которая всегда готова сменить вольность, называется хлябью разверстой, усыпанной цветами. Другие образы Радищев заимствует из античных источников: сравнение паросска мрамора белее, описание истукана, языческого божества.
Радищев полностью следует теории Ломоносова о трёх штилях и создаёт высокий стиль в том числе и с помощью многочисленных старославянизмов.