О чем нельзя спрашивать на собеседовании
О чем не должны спрашивать на собеседованиях при приеме на работу
Порядок проведения собеседования
Возможность и порядок проведения собеседования ТК РФ не регламентированы. Но закон прямо и не запрещает проведение собеседований в целях более детальной проверки знаний и умений соискателя при трудоустройстве. То есть собеседования – это вполне законная процедура, к которой могут прибегать все без исключения работодатели.
Однако это не значит, что работодатели вправе проводить собеседования как им вздумается и задавать соискателям любые вопросы.
В рамках собеседования работодатель лишь уточняет сведения, которые он может получить из вышеуказанных документов.
То есть все вопросы, задаваемые работнику в рамках собеседования, должны касаться исключительно его деловых и личностных качеств, непосредственно влияющих на возможность выполнения работы (п. 10 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 № 2).
Получать от соискателя лишние сведения, не относящиеся к его профессии, специальности и квалификации, работодатели не вправе. Вся информация, касающаяся личной и семейной жизни соискателя, не относится к трудовой деятельности и поэтому является для работодателя избыточной.
Вопросы, которые запрещено задавать на собеседовании
Статья 3 ТК РФ устанавливает прямой запрет на ограничение трудовых прав и предоставлении каких-либо преимуществ в зависимости от любых характеристик соискателя, прямо не связанных с его деловыми качествами.
В соответствии с этим на собеседовании запрещается задавать следующие вопросы:
о национальной принадлежности;
планировании семьи и рождении (наличии) детей;
О чем не стоит спрашивать на собеседовании?
В ходе любого собеседования всегда наступает момент, когда рекрутер спрашивает, есть ли у соискателя вопросы.
Также это может свидетельствовать о том, что кандидат не заинтересован в данной работе и просто формально присутствовал на встрече.
Какими вопросами можно испортить впечатление о себе как о кандидате и почему?
1. Кто здесь?
Это, пожалуй, самая плохая группа вопросов из нашей практики.
Когда человек спрашивает о том, что уже было в описании вакансии.
Хотя отметим, что этим чаще грешат соискатели более низкой квалификации. И у рекрутера создаётся впечатление, что их не слушают. Или что человек не прочёл описание вакансии.
2. А обед будет?
Это вопросы, касающиеся условий работы. Сами по себе они не плохие. Но вы портите впечатление о себе, когда задаёте их раньше вопросов по трудовым обязанностям и особенностям будущей работы.
Работодатели таких соискателей сторонятся.
Когда соискатель спрашивает:
Рекрутёр подумает, что вы не имеете целей по работе.
3. Неожиданные
Ещё один вид неприятных вопросов касаются принципиально важных для кандидата моментов.
Например, что вам нужно взять на месяц отпуск по семейным обстоятельствам.
Вы ждёте оффер, а после спрашиваете, можно ли так сделать?
Бывали случаи, когда уже после оффера кандидат предупреждал, что он часто болеет. Или вакансия предполагала редкие задержки на работе в определённых обстоятельствах, и когда всё уже было согласовано, кандидат говорил, что он ни при каких условиях задерживаться не может.
Вопрос уместный. Но время абсолютно неуместное, чтобы посвятить работодателя в важную для него информацию.
Такие моменты нужно обсуждать на первых этапах конкурса.
4. Не люблю людей
Каждому работодателю хочется, чтобы его сотрудники были единой слаженной командой. Потому он ищет профессионала, который сможет стать частью уже имеющегося коллектива.
— характеризуют соискателя как некомандного игрока. Работодателю вряд ли понравится, что вы не собираетесь общаться с другими сотрудниками.
Далеко не на все должности такие люди подходят.
5. Сделаю всё по-своему
В нашей практике были случаи, когда врачу рассказывают про стандарты приёма и правила работы. А после кандидат спрашивает:
Насколько четко нужно следовать внутрикорпоративным правилам и стандартам?
Очевидно, что всегда и везде есть исключения из правил и отклонения от стандартов. Спрашивать об этом работодателя неуместно. Это всё равно как подбирать для себя преступление по мере наказания.
Такие вопросы рушат ваш образ профессионала
6. Непрофильные вопросы
Это вопросы, касающиеся других отделов.
Самый яркий пример — когда специалисты сферы продаж стараются разведать насколько активен, подкован, актуален маркетинг в компании? И чем больше вопросов про маркетинг, тем больше сомнений в переговорных навыках продавца!
7. Пострадавшие
Если у Вас был негативный опыт расставания с компанией работодателя, то не стоит его проецировать на все компании. Это выдают вопросы:
Очень вероятно, что такой практики в компании ещё не было. Работодатель подумает, что вы конфликтный человек и брать вас к себе опасно.
8. Лёгкий шантаж
К этому пункту нелучших вопросов относятся, например, такие:
Они ставит в неудобное положение работодателя. Но в то же время можно сделать это и более корректно, обговорив, что вы очень заинтересованы в данном предложении, но от вас ждут ответа в другой компании. И вы хотели бы обговорить сроки, в которые работодатель сможет принять окончательное решение.
Какими другими способами можно получить нужную информацию (например, о личных качествах будущего начальника), если на собеседовании об этом не говорят?
В сети есть отзывы практически на любую компанию. Мы уже живем в реальности лайков и дизлайков. Если Вы встречаете много отзывов о одной и той же тематике, скорее всего это правда.
Можно посмотреть в социальных сетях, кто работает в данной компании, особенно, если она крупная. Но ни в коем случае не стоит вторгаться в личное пространство потенциальных будущих коллег и писать им вопросы по работе или предлагать им себя как сотрудника. Это неэтично.
Нормальными вопросами, которые помогут вам узнать больше о личности начальника, атмосфере в коллективе, будут:
«12 нельзя» или что не надо делать на собеседовании
Когда вы ищете работу, важно произвести хорошее впечатление на рекрутера во время интервью. В разных компаниях разные требования, и не всегда ясно, что именно нужно сделать, чтобы это произошло. Зато консультант рекрутинговой компании Hays Дарья Коршикова рассказала Сравни.ру, чего делать совершенно точно никогда не стоит.
Нельзя №1: не помнить куда, когда и зачем вы подавали резюме
Хотите вызвать доверие и уважение интервьюера? Тогда чётко формулируйте, чего именно вы хотите. Если вы «веером» отправляете одно резюме на все открытые вакансии без разбора, создаётся впечатление, что конкретная работа вам не нужна и вы это делаете исключительно ради статуса занятого гражданина или потенциальной зарплаты. Каждый работодатель хочет чётко понимать, почему вы его выбираете, чем можете быть ему полезны, что нового принесёте в его компанию, а также чем он может вас привлечь и замотивировать в долгосрочной перспективе.
Что делать? Выработайте стратегию поиска, а перед откликом на определённую вакансию несколько раз подумайте, чем именно она вас привлекает.
Нельзя №2: жаловаться на трудности в поиске
Когда интервьюер во время собеседования слышит жалобы, что соискатель уже долгое время ходит на собеседования и никак не может найти работу, первая его мысль — что с вами «что-то не так».
Вы — продукт, работодатель — клиент. Если продукт не подходит клиенту, встаёт вопрос об уникальности и стоимости продукта или неправильном выборе целевой аудитории. Если вы долго не можете найти работу, создаётся впечатление, что у вас неоправданно высокие зарплатные ожидания (то есть за намеченную для себя сумму вы предлагаете недостаточные знания и опыт) или вы ходите на собеседования не к тем работодателям.
Что делать? Во-первых, определите, какие знания и компетенции сейчас востребованы на рынке и какая за них предлагается зарплата. Постройте собственное ценовое предложение, выделив свои уникальные навыки и знания. Во-вторых, определите и изучите свою «аудиторию». Сопоставьте свой опыт и знания с теми требованиями, которые предъявляются к кандидатам в интересующих вас организациях, и ходите на собеседования туда, где требования и ваши возможности максимально совпадают.
Нельзя №3: игнорировать важность самопрезентации
Большинство интервью начинаются с просьбы кратко рассказать о себе. Этот вопрос задаётся вовсе не потому, что потенциальный работодатель не ознакомился с вашим резюме. Ваш рассказ поможет рекрутеру лучше узнать ваши личные базовые характеристики: темп речи, активность мимики и жестикуляции, оценить вашу позу, составить общее впечатление, установить визуальный контакт за первые 5 – 7 минут разговора.
Что делать? Подготовить грамотную самопрезентацию: в логичном порядке преподнести основные данные о себе, обратить внимание собеседника на самые главные ваши достижения и объяснить изменения в своей карьере.
Нельзя №4: негативно отзываться о коллегах, начальниках, процессах и процедурах предыдущих работодателей
Допустим, на прошлой работе вас действительно что-то не устраивало, казалось неприятным и нелогичным, непрофессиональным или ненужным. Высказывать своё неудовольствие в любом случае не стоит. Может сложиться впечатление, что с вами трудно работать руководству и коллегам, вас могут принять за токсичного, вечно недовольного сотрудника. Профессиональный мир тесен, никогда не знаешь, когда в следующий раз придётся столкнуться с бывшими коллегами. То, что вам кажется недостатками, для других может быть настоящим достижением.
Что делать? Ваша задача на интервью — рассказывать о фактах, а не о своём отношении к ним. Оперируйте конкретными примерами и цифрами, на которые вы можете опереться в ваших негативных суждениях. Всё остальное — эмоции, которые не следует показывать потенциальному работодателю.
Нельзя №5: уходить в детали и не отвечать на поставленные вопросы
Соискатель перескакивает с одной темы на другую, любой ответ начинает рассказом «от Адама», а каждый поставленный вопрос интерпретирует по-своему, рассказывая только то, что ему кажется важным. С таким человеком разговаривать неинтересно и абсолютно бесполезно — понять, что у него в голове, не получается. Можно с уверенностью сказать, что дальше первого собеседования такой кандидат вряд ли пройдёт.
Что делать? Внимательно слушать интервьюера и чётко отвечать на заданные вопросы. Необходимо подготовиться к интервью, заранее подумать, какие вопросы могут заинтересовать потенциального работодателя и каковы возможные варианты ответов, которые представят вас в самом выгодном свете.
Нельзя №6: расплывчато рассказывать о целях, задачах и результатах работы
Когда соискатель сам не в состоянии себя оценить, рассказать о том, что он умеет и каких результатов добился в своей работе, работодатель этого сделать за него не может. В последнее время бизнес, в том числе российский, начал более скрупулёзно считать деньги и измерять эффективность своих сотрудников. Интервьюеру в ходе беседы важно понять, чем именно вы занимаетесь и как ваша работа помогает заработать или сэкономить компании.
Что делать? Перед интервью чётко сформулируйте, в чём основная задача вашей позиции. Подумайте над тем, что выступает критерием качества и эффективности вашей работы, определите 3–5 индикаторов. Самыми наглядными из них для интервьюера будут те, которые можно измерить и сравнить.
Нельзя №7: переоценивать свою роль и обесценивать роль других
Хвалить себя, безусловно, нужно, так как интервью — это, по сути, продажа ваших знаний и умений. Именно поэтому важно чётко обозначать свою роль в любом достижении. Но в последнее время одной из самых популярных компетенций считается «кросс-функциональное взаимодействие» или умение работать в команде. Разделение зон ответственности и усложнение структур организаций привели к тому, что результаты сотрудников разных отделов стали очень зависимы друг от друга.
Что делать? Говорите конкретно, что сделали вы и как вам помогали коллеги. Умение видеть свой вклад в общее дело, а также хвалить и замечать достижения других — это отличные качества, которые присущи успешным людям.
Нельзя №8: сомневаться в своей экспертизе
Кандидат, который с первых же слов показывает неуверенность в своих силах, не сможет убедить собеседника в собственной уникальности. Даже если ваш опыт кажется идеальным, меньше всего работодателю хочется устранять психологические барьеры потенциального сотрудника. Весь опыт меркнет на фоне опущенных плеч, стихающего голоса, запинок и бегающего по стене взгляда.
Что делать? Позитивное мышление и знание своих сильных сторон — ключ к успешному прохождению любого интервью. Цель собеседования на работу — это произвести впечатление человека, который справится с поставленными задачами. Готовясь к интервью, представьте себя на месте интервьюера и определите, на какие ваши компетенции, знания и факты биографии вы бы сами обратили внимание при подборе персонала в свою команду или компанию.
Нельзя №9: сваливать все достижения «в одну корзину»
В процессе интервью обязательно прозвучит просьба рассказать о ваших достижениях. Ошибка многих кандидатов — перечисление всего подряд: подписание контрактов, обновление маркетинговой стратегии, исполнение обязанностей руководителя, помощь в ремонте нового офиса, чемпионство во внутрикорпоративном хоккейном клубе, воспитание детей, а ещё — чудесный сад с вишнёвыми деревьями. Важно сосредоточиться на тех достижениях, которые действительно будут интересны представителю компании.
Что делать? Подготовьте список достижений, основываясь на задачах конкретной вакансии. Перечислите два-три достижения, наиболее значимых по тем показателям, которые непосредственно влияли на конечный результат вашей работы. Апеллируйте к конкретным цифрам и фактам, исходите из тех достижений, которые принесли максимальную пользу компании.
Нельзя №10: неправильно обращаться с коммерческой информацией
Большинство компаний подписывает со своими сотрудниками бумаги о неразглашении коммерческой информации. Строго придерживаясь этой политики, вы рискуете не проявить себя во время собеседования. С другой стороны, если вы убеждены, что о результатах надо говорить чётко и открыто, то в этой ситуации риски может увидеть потенциальный работодатель, ведь есть вероятность, что, приняв вас на работу, его компания тем самым откроет канал для слива информации.
Что делать? При презентации своих результатов можно опускать конкретные имена привлечённых вами клиентов, говорить о приростах продаж и прочих достижениях в относительных, а не в абсолютных цифрах. Обдумайте до интервью, какой информацией вы можете делиться, а какой — точно нет, и обозначьте эти границы в ходе собеседования.
Нельзя №11: спрашивать только о деньгах
Мы все работаем за деньги, но при одинаковых финансовых условиях люди тем не менее выбирают разные позиции. Работодателю крайне важно понять, что вас мотивирует и вдохновляет, кроме денег. Мы часто наблюдаем, как кандидаты, которые «перегорают» на высокооплачиваемой работе, стремятся получить хороший коллектив, интересные задачи и возможность гордиться тем, что они делают, и при этом выражают готовность пойти на меньшую или аналогичную зарплату. Работодатель хочет быть уверен, что вы будете на своём месте. Только после этого компания, как правило, сама переходит к диалогу о ваших зарплатных ожиданиях.
Что делать? Не заговаривайте о зарплате первым. При подготовке к интервью определите, какую сумму вы назовёте, и подумайте над аргументацией — почему вы на неё ориентируетесь. Рассмотрите совокупность факторов. Хорошим аргументом будет уровень вашей текущей зарплаты, увеличение количества командировок, зон ответственности, стратегической важности и сложности проекта для компании.
Нельзя №12: не интересоваться вакансией
Любое собеседование — это диалог о том, насколько кандидат и вакансия соответствуют друг другу. Если кандидат не спрашивает о деталях, диалога не получается. Работодатель ждёт интереса с вашей стороны, а его можно проявить, именно задавая вопросы о вакансии. Интервьюер обязательно оценит тщательную подготовку к выбору будущего места работы, ваше стремление погрузиться в новые задачи и перспективы, проблемы отдела и корпоративную культуру компании. Вам это даёт возможность полноценно «примерить» на себя новую роль, а компании — рассказать прицельно о тех вещах, которые важны именно для вас.
Что делать? Даже если про вакансию, на первый взгляд, всё понятно, обязательно задайте несколько вопросов интервьюеру. В ходе беседы вы можете обнаружить, что многого не знали, а также адекватно оценить собственные силы и уровень подготовки к новой работе.
Мнение авторов колонок может не совпадать с мнением редакции сайта. Все решения об использовании каких-либо финансовых инструментов пользователь принимает самостоятельно на свой страх и риск.
Ошибки на собеседовании: о чем лучше не говорить на интервью
⏱ Время прочтения — 4 минуты
1. Вы ненавидите бывшего босса
Или коллег. Или всю компанию целиком: организация прогнила до основания, и вы рады, что выбрались из того клубка змей невредимым.
Подобными эмоциями можно поделиться с близкими людьми, но не проживать их заново перед потенциальным работодателем. Он останется в больших сомнениях: действительно ли в той компании так всё ужасно или это с вами что-то не так. А может быть, наоборот, сразу сделает выводы не в вашу пользу, если до этого слышал о той компании только хорошее. Но главное, подобные признания демонстрируют, что кандидат не знаком с элементарным правилом делового этикета: о бывшем работодателе — либо хорошо, либо ничего.
Даже если на прежней работе действительно была куча проблем, упоминайте о них, только если умолчать нельзя (например, с этим были связаны причины вашего увольнения). И максимально сдержанно. Делайте акцент на сухих фактах, не надо эмоций. Если спросят про отношения на предыдущем месте работы, не пускайтесь в подробные объяснения. Говорите больше о себе, чем о неприятном вам человеке.
2. Ваша жизнь — сюжет для кино или романа
Некоторые кандидаты в ответ на стандартную просьбу рекрутера рассказать о себе любят начать очень издалека — чуть ли не со школы. И рассказывают много подробностей, не имеющих отношения к работе. Университетские успехи важны, если вы вчерашний выпускник. А вот если вы закончили учебу лет 10 назад, то вдаваться в ее подробности не стоит, каким бы успешным студентом вы ни были. То, что вы были капитаном университетской команды КВН или что ваш бывший однокурсник сейчас высоко «взлетел» — тоже лишняя инфомация. Сейчас от вас хотят услышать, чего вы добились за последние годы.
3. У вас очень, очень интересное хобби!
Некоторые достигают в своих увлечениях большего, чем на работе. Однако рассказывать о хобби на собеседовании — всегда риск. Предугадать мнение работодателя на этот счет невозможно: он человек со своим мнением и стереотипами.
Одни уверены, что спортсмены — лучшие сотрудники, другие — наоборот. Для одних фотограф — это инфантильный и ленивый работник, для других — творческий человек со своим взглядом на мир, которого оценят в коллективе.
Говорите о хобби, если для вас это принципиально важно: например, вы серьезно занимаетесь спортом и ради соревнований всегда берете отпуска только в определенные периоды. В остальных случаях заговаривать о хобби стоит, только если вас про него спросили. Да и то — можно кратко ответить, что увлечений, которые помешали бы работе, у вас нет. В конце концов, это касается вашей жизни вне работы.
4. У вас личные проблемы
Работодатели не звери. Но и не психотерапевты. Рассказ о перипетиях судьбы и личных трагедиях ставит интервьюера в неловкое положение: он пригласил кандидата на деловую встречу, а не клиента на сеанс. Пытаться разжалобить ради желанной работы точно не стоит. Редкая компания согласится трудоустроить кандидата, руководствуясь таким мотивом.
Если масштаб проблем таков, что влияет на вашу работу, об этом, конечно стоит сообщить. Но не сразу, а после того, как станет ясно, что вы заинтересовали работодателя как профессионал. Например, нужно несколько раз в месяц работать удаленно, так как болеет и требует ухода член семьи. В любом другом случае собеседование — не место для лишних откровений. Если вы и компания подошли друг другу, возможность обсудить личные проблемы у вас еще появится.
5. Вы не хотите терять время — можно сразу к делу?
Излишне самоуверенные кандидаты воспринимают рекрутеров как лишний этап на пути к встрече с руководителем того подразделения, в котором открыта вакансия. И требуют провести сразу к нему. Стоит ли удивляться, что на этом собеседование и заканчивается? Рекрутеры работают в компаниях не просто так — им поручают первичный отсев, чтобы вечно занятые руководители встретились только с теми, кто уже проверен на мотивацию, соответствие принятой в компании корпоративной культуре и прочим требованиям.
«Всё, о чем вы спрашиваете, и так есть в моем резюме, а остальные вопросы я вообще не понимаю, зачем нужны». Это еще один вид неконструктивной реакции на первичное собеседование с рекрутером. Да, в вашем резюме и так написано об опыте, образовании, компаниях и обязанностях. Но работодатель смотрит, как вы говорите и как себя ведете, иначе бы он не тратил время на интервью. Невозможно оценить профессионала по резюме так, как это можно сделать при личной беседе.
Пусть ваше собеседование пройдет удачно!
🚩 Материал был полезен? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в «шапке» статьи ⏫
О чем не стоит спрашивать рекрутера на собеседовании И как лучше обсуждать будущую зарплату
На собеседовании важно не только убедительно отвечать на вопросы, но и корректно их задавать. Так, по данным опроса Superjob, рекрутерам чаще всего кажутся неуместными финансовые вопросы, сформулированные в формате «А деньги платят?», «Почему зарплата такая смешная?», «А можно мне сразу аванс?», «Можно я телефон возьму в счет зарплаты?». Также странными им кажутся вопросы про обед, возможность поспать во время ночной смены и попытки пригласить на свидание. Мы узнали у тех, кто проводит собеседование, какие вопросы кандидатов их настораживают и как стоит обсуждать чувствительные темы, чтобы не испортить впечатление о себе.
Очень странные вопросы
Директор по персоналу Ecwid
За время работы в Ecwid я проинтервьюировал более 3 тысяч человек, конечно, приходилось сталкиваться с самыми разными и порой крайне неожиданными вопросами. Из самых ярких примеров:
— «А вы здесь давно работаете? А до этого кем?» (В принципе, могу понять, кандидат пытается оценить интервьюирующего, но непонятно, что это ему даст.)
— «А можно я со своим парнем на собеседование приду? Он очень волнуется».
— «А во дворе это что, все ваши машины?!»
— «У вас тут уютненько, можно я пофоткаюсь?»
— В конце собеседования, когда расходились: «А мы еще встретимся с вами?»
— «А как у вас относятся к религии? Я вообще не сектант, никого в свою веру обращать не буду, но люблю на работе поговорить о Боге».
Не раз на почту приходило письмо от родителя, который присылал резюме отпрыска с рассказами, какой тот хороший и «возьмите, пожалуйста».
О чем точно не стоит спрашивать
Сооснователь и вице-президент Parallels по виртуализации
Я довольно часто провожу собеседования. Все люди, приходящие в нашу компанию, на финальном этапе встречаются со мной. В условиях стресса кандидаты порой ведут себя странно, но обычно на это всегда делаешь скидку. Помню случай, когда молодой человек совершенно спонтанно начал рассказывать про свою девушку, причем с очень неприглядными деталями. Это было явно лишним.
Смущают вопросы про алкоголь и доступные развлечения в офисе. Слава богу, подобное бывает крайне редко. Но если в диалоге человек начинает интересоваться отношением компании к людям с измененным сознанием, возникает резонный вопрос о целесообразности продолжения общения. В нашей компании не принято использовать допинг и стимуляторы. Похмелье — тоже плохой партнер. Мы за ЗОЖ.
Общая рекомендация ко всем соискателям: не бойтесь задавать вопросы. Это самое ценное, помимо опыта, что вы можете вынести из подобных встреч. Причем это может быть широкий круг вопросов: от бытовых аспектов, принципов мотивации и компенсаций до обратной связи и качестве предоставленного кандидатом резюме. Обычно мы довольно открыто говорим на все темы.
Основатель и директор дизайн-студии «Логомашина»
Я уже восемь лет лично собеседую потенциальных сотрудников перед приемом в компанию: дизайнеров, маркетологов, копирайтеров, клиентских менеджеров. Точное количество не считал, но по ощущениям за время существования «Логомашины» было проведено уже несколько тысяч собеседований.
У меня есть три типа вопросов, которые сразу заставляют сказать кандидату: «Извините, нет».
Первый тип связан с непониманием сферы: «О, вы дизайном занимаетесь? Интерьеры оформляете?» Любого руководителя будет бесить непонимание кандидата базовых вещей о сфере, в которой он собрался работать. Мне это говорит о низкой вовлеченности человека: если человек не изучил тонкости рынка, на котором ему, возможно, предстоит работать, значит, не сильно ему и нужна работа именно у нас.
Второй тип вопросов связан с вопросами про конкурентов: «Я до собеседования в „Логомашине“ работал в студии Лебедева, а у вас такие же условия работы?» Упоминание конкурентов не повышает шансы кандидата пройти у нас собеседование удачно. По опыту такие сотрудники потом будут постоянно сравнивать условия, и, скорее всего, не в пользу нас.
Третий тип вопросов — про каникулы: «А у вас как с отпусками? Больничные легко оформлять? А отгулы часто можно брать?» Сразу несколько вопросов про про отпуска и отгулы на первом собеседовании наталкивают меня на мысль, что кандидату интересна не работа, а возможность отлынивать от своих обязанностей — он ищет место, где полегче.
Начальник отдела кадров ГКБ имени В. В. Виноградова
Вопросы, которые лучше не задавать на собеседовании.
«Какой по характеру мой руководитель, чем он увлекается, кто он по знаку зодиака?» И прочие вопросы личного характера. Во-первых, это достаточно личная информация, которую потенциальным соискателям точно не будут рассказывать. Во-вторых, вся эта информация субъективна, и спрашивать это у HR-специалиста бессмысленно. Все взаимоотношения формируются позже, при личном контакте.
«Что вы можете мне предложить?» Такие кандидаты показывают завышенный уровень самооценки. Безусловно, работодатель должен заинтересовать предлагаемой должностью, условиями труда. Но когда работник приходит в позиции, что ему все должны, это только отталкивает.
«Как скоро я могу взять отпуск?» Особенно настораживает, когда такой вопрос задают в самом начале собеседования.
«Связываетесь ли вы с предыдущими работодателями?» Такой вопрос тоже подталкивает к размышлениям. Чаще всего есть два варианта, почему соискатель спрашивает об этом: либо его работодатель не в курсе, что он в поисках новой работы, и это может повлечь определенные последствия для кандидата, либо есть определенные обстоятельства, которые соискатель хочет скрыть.
Настойчивые вопросы про зарплату. Тут важно понимать, что вопросы про условия труда, оплату, обязанности — это нормально, этим нужно интересоваться. Однако когда вопросы про заработную плату перевешивают остальное, это накладывает негативный отпечаток.
Вопрос, который может свести на нет все хорошее впечатление после собеседования, — «Когда я могу выйти на работу?». Особенно в очень настойчивой форме. Помните, что у вас есть право выбирать работу из ряда предложенных, а у работодателя есть право выбирать из нескольких кандидатов. Не нужно лишать его этого права.
Как лучше сформулировать неудобные вопросы
Руководитель отдела подбора и адаптации персонала СДЭК
На собеседовании важно быть открытым и задавать все интересующие вопросы. Но важно правильно формулировать вопрос. Что может быть некорректно:
«Чем занимается ваша компания?» Перед собеседованием лучше подготовиться к встрече, посмотреть сайт компании, информацию в соцсетях. Уместнее будет сформулировать вопрос иначе: «Я изучил информацию о вашей компании и сфере деятельности, очень интересно узнать о ваших целях на год или ценностях».
В конце собеседования — «Как я вам?» или «Я получу эту работу?». Дело в том, что часто в компаниях есть конкурсный отбор и ответить на вопрос однозначно будет затруднительно, поскольку решение принимается по итогам нескольких этапов собеседования, рассматриваются и внешние, и внутренние кандидаты. Уместнее спросить: «Подскажите, пожалуйста, обратную связь по итогам собеседования. Как вы оцениваете мои сильные стороны и зоны развития?»
Формулировка «Как скоро мне ждать повышения? Как часто у вас в компании повышают заработную плату?» некорректна на собеседовании. Лучше спросить: «Есть ли в компании направление кадрового резерва? Возможен ли карьерный рост? Есть ли индексация заработной платы и в каких случаях сотрудник может претендовать на индексацию?» То есть лучше спрашивать про общие тенденции в компании, поскольку индивидуально о вашем карьерном росте, росте заработной платы можно будет делать выводы по результатам работы.