О чем наука страноведение
Страноведение
Полезное
Смотреть что такое «Страноведение» в других словарях:
страноведение — страноведение … Орфографический словарь-справочник
СТРАНОВЕДЕНИЕ — раздел географии, занимающийся комплексным изучением материков, стран и крупнейших районов. Страноведение показывает, как проявляются на конкретных отдельных территориях общие закономерности и типологические черты, устанавливаемые соответственно… … Экологический словарь
СТРАНОВЕДЕНИЕ — СТРАНОВЕДЕНИЕ. Смежная для методики обучения иностранным языкам наука, изучающая общие закономерности развития страны или крупных регионов. С. дает представление о социально экономическом положении народа, язык которого изучается, о его истории,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
СТРАНОВЕДЕНИЕ — географическая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением стран, а также их крупных частей (районов) и региональных группировок; систематизирует и обобщает разнородные данные об их природе, населении, хозяйстве, культуре и социальной… … Большой Энциклопедический словарь
СТРАНОВЕДЕНИЕ — СТРАНОВЕДЕНИЕ, страноведения, мн. нет, ср. То же, что география. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
СТРАНОВЕДЕНИЕ — СТРАНОВЕДЕНИЕ, я, ср. Комплексное изучение отдельных стран, их природы, географии, экономики, социального устройства. | прил. страноведческий, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
страноведение — сущ., кол во синонимов: 2 • география (18) • лингвострановедение (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
страноведение — Комплексное изучение природы, населения, хозяйства, культуры и социальной организации отдельных стран и крупных территорий. Syn.: региональная география … Словарь по географии
Страноведение — Страноведение географическая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением стран, систематизирующая и обобщающая разнородные данные об их природе, населении, хозяйстве, культуре и социальной организации. Отдельный раздел страноведения,… … Википедия
страноведение — я; ср. Научная дисциплина в системе географических наук, занимающаяся комплексным изучением стран или отдельных крупных районов, их природы, населения, хозяйства, культуры, социальной организации. ◁ Страноведческий, ая, ое. * * * страноведение… … Энциклопедический словарь
Страноведение
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие «страноведение». Его структура и специфика
Страноведение – старейшее направление географии, возникшее еще в античные времена. Начиная с Геродота и Страбона страноведение включало знания о природе, населении, истории, культуре, экономике и политике той или иной страны.
Общего определения понятию «страноведение» на сегодняшний день не существует. Чаще всего его рассматривают в качестве географической науки.
Страноведение в узком смысле – это область географии, изучающая комплексные характеристики стран.
Среди различных трактовок страноведения можно выделить основные:
В России термин «страноведение» впервые был употреблен в 1946 году Н.Н. Баранский. В 1954 году термином назвали рубрику журнала «География». В 1956 году понятие «страноведение» было введено в Большую Советскую Энциклопедию.
Интенсивное развитие страноведения в XX веке привело к росту систематических географических наук и усилению обобщающего аспекта. При этом обособились экономическая и физическая географии, что привело к созданию двух самостоятельных направлений: физико-географического и экономико-географического, что было обусловлено различиями в закономерностях развития природы и общества и несовместимости сеток экономического и природного районирования.
Объектами исследования страноведения являются различные страны, как основные единицы социально-политической организации мира, их районы и региональные группировки. Предмет страноведения – территориальная макроструктура страны (территория, очерченная государственными границами).
Готовые работы на аналогичную тему
Функции и направления страноведения
Направления страноведения: физико-географическое – характеризует природные условия в тесной связи с жизнедеятельностью человека условиями его жизни; экономико-географическое – изучает население и хозяйственную деятельность человека чрез специализацию основных отраслей экономики в соответствии с территориальной организацией; комплексное страноведение.
Страноведческое исследование подстерегают некоторые опасности: одно масштабность и невозможность сравнения; энциклопедичность, справочность, что превращает исследование в механическую сводку, совокупность фактов и данных; компилятивность (набор суждений и идей, которые могут носить устаревший характер и быть ошибочными); привнесение готового результата в исследование.
Виды страноведения
В современной географической науке тесно взаимодействуют разные виды страноведения: историческое (освоение территорий); медицинское (ареалы распространения заболеваний); военное (политические и географические особенности отдельных государств, групп стран для подготовки и ведения военных действий); рекреационное (содействие международному и внутреннему туризму); комплексное.
Для комплексного страноведения, получившего особое развитие в СССР в 30-е годы XX века, характерен синергический метод исследования, позволяющий выделить отдельные уровни дисциплины: макрорегиональный и внутрирегиональный.
Комплексное страноведение способствует сохранению целостности географии, который обогащает негеографические науки, в частности социологию, экономику, культурологию и др. В комплексном страноведении выделяют следующие типы: научное, учебное, геоинформационное, прогнозное и конструктивное, культурно-просветительское.
В своем развитии комплексное страноведение опирается на многие науки:
Роль страноведения заключается в осуществлении региональных целевых программ, региональной политики, создаются принципы территориальной организации производительных сил, схемы территориальных сетей и структур, создаются направления оптимизации среды обитания.
Значительную роль страноведение играет в области внешних политических и экономических связей, способствует увеличению уровня их эффективности созданием географической культуры власти, дипломатов и предпринимателей.
Ярко выраженный страноведческий характер носят работы Портера, А. Тойнби, Ф. Броделя и др.
СТРАНОВЕДЕНИЕ КАК НАУКА
Для того чтобы понять, что из себя представляет страноведение как наука, следует обратиться к его истории. Рассмотрим основные школы и этапы классического страноведения, не только получившие большую популярность, но и способствовавшие его развитию,
В XVII в. вышла в свет работа Бернхарда Варена «География генеральная». Ее можно считать не только началом, но и крупным достижением географической классики. Автор впервые разделил географию на общую (систематическую) и региональную. По мнению ученого, региональная география изучает:
· земные свойства стран (конфигурацию, границы, рельеф, величину, природные условия и ресурсы);
· небесные свойства (климат и астрономические данные);
· человеческие свойства (население, его культуру, язык, традиции, ремесла и науки, политическое устройство, населенные пункты).
Б. Варен считал региональную географию сравнительной (рассматривающей свойства и явления в сравнении одного места с другим),
В XVII-XVIII вв. в университетах Германии получает развитие описательное государствоведение, или «камеральная статистика». Студенты должны были заучивать сведения о странах и городах (территория, население, государственный строй, экономика, армия, традиции и т. д.). Это направление называется немецкой школой.
В конце XIX — начале XX в. популярность получает французская страноведческо-краеведческая школа, главным представителем которой являлся Видаль де ла Бланш. Этому направлению присущи большое искусство описания и гуманистичность. За что оно и получило название «географии человека». Характерным в его трудах было отсутствие четко выраженной программы, кроме того, автор не придерживался схемы описания. Все данные излагались так, чтобы читатель, ощутил контраст территории. Для этого выбирались и объединялись наиболее интересные и впечатляющие факты. Нередко в один ряд ставились аспекты, далекие друг от друга, например климатические, этнографические, политические.
Основное внимание французской школы было направлено на человека. Первичным, основным объектом исследования здесь являлся «образ жизни», т. е. рассматривалась неразрывная связь, взаимодействие между человеком и природой в ходе адаптации его к окружающим условиям. Последователи этого направления в первую очередь рассматривали внешние выражения в области человеческой деятельности. Поэтому при названии «география человека» акцент все же делался на сферу, где человек более всего зависел от природы и теснее всего с ней был связан. Вместе с тем данной школе страноведения было свойственно описание архаичных образов жизни. Как правило, большие города и промышленные районы не изучались.
В середине XIX в. появляется научная школа, которая достигла больших результатов в области синтезирования страноведческих описаний. Она называлась антропогеография. Это название было придумано немецким географом Ф. Ратцелем, который, оставаясь на позициях географического детерминизма, сформулировал принципы антропогеографии, состоящие в изучении расселения людей в связи с различиями окружающей географической среды, а также с формирующимся в процессе расселения образом их жизни.
Страноведение, относящееся к наиболее традиционным и общепризнанным функциям географии, было преобладающим ее направлением в дореволюционной России. В активе отечественного страноведения — богатый методический опыт, фундаментальные труды по описанию нашей страны, популярные работы, признанный международный авторитет, сложившиеся традиции.
Сбор и распространение сведений о географии нашего отечества и зарубежных стран являлись наиболее важными задачами Российского географического общества, которое в основном занималось региональными исследованиями и создало фундаментальные страноведческие описания, в том числе «Россия. Полное описание нашего отечества». Очень большой вклад в развитие отечественного страноведения был сделан такими известными учеными, как П. П. Семенов-Тян-Шанский, Д. Н. Анучин, Л. С. Берг.
В России направление антропогеографии представлено именами А. А. Крубера и Л. Д. Синицкого. Однако в 30-е годы в СССР эту школу стали считать лженаучной, а географию населения начали рассматривать как часть экономической географии, в которой человек выступает в качестве главной производительной силы или в качестве потребителя.
В середине 20-х годов в Советском Союзе под руководством Н. Н. Баранского развивается районное направление экономической географии. Это было связано с проводившимися в те годы работами по экономическому районированию страны. Наиболее фундаментальная разработка данного направления представлена книгой Н. Н. Баранского «Экономическая география Советского Союза. Обзор по областям Госплана» (М., 1927). Главным, что отличало ее от всех ранее вышедших работ в стране, было новое содержание понятия «район», а также сам подход к районированию, связанный с преобразовательным направлением в географии.
Основная задача, которую Н. Н. Баранский выдвинул в страноведении, — это исследовательский синтез. Страноведение, по его мнению, — это синтез разносторонних черт, характеризующих специфику страны или района.
В настоящее время единого взгляда на предмет страноведения нет. Можно отметить несколько наиболее общих его определений:
1. Страноведение — это наука, изучающая конкретные территории в отличие от отраслевой географии.
2. Страноведение — это «лаборатория», предназначенная для проверки теорий и закономерностей, вырабатываемых частной географией.
3. Страноведение — это наука, изучающая полный комплекс географических явлений на определенной территории, в отличие от отраслевой географии, которая изучает определенную часть географической оболочки в масштабах всей Земли.
4. Тот же подход, что и предыдущий, но понимаемый в рамках только физической или только экономической географии.
5. Страноведение — это комплексная синтезирующая наука. В данном определении акцент сделан на синтезе.
6. Страноведение — это организационная форма объединения различной информации об определенной стране (районе). Упор делается на информационный аспект.
Говоря о современном состоянии страноведения в нашей стране, следует отметить, что эта важнейшая отрасль еще не обеспечена ни организационным, ни методическим единством: нет ни ведущего института страноведения, ни кафедр, направленных на подготовку и выпуск специалистов-страноведов. Тем не менее, положительные сдвиги в организации страноведческих исследований имеются. Действуют региональные институты по изучению Африки, США и Канады, Латинской Америки, Дальнего Востока.
Страноведение — часть географии
Страной и районом в обшегеографическом понимании мы, следовательно, называем территории, отличающиеся исторически сложившимися географическими особенностями.
Они имеют исторически сложившуюся определенную общность в природе, населении и хозяйстве, общность, сохранившую свою значимость ко времени изучения данной страны или района. Исторически сложившееся единство отдельных территорий в нашей стране кладется обычно в основу при выделении административных границ. Границы областей, краев и тем более республик в нашем государстве очерчивают далеко не произвольно выделенные территории, а лишь определенные области, естественно сочетающие в себе особенности быта, своеобразие национального состава и некоторую минимальную целостность экономики. Такое же явление можно наблюдать и в других странах.
В этом отношении весьма интересно сравнить современное административно-территориальное деление той или иной страны с существовавшими на той же территории феодальными государственными образованиями. Оказывается, границы давно исчезнувших феодальных государств в целом ряде случаев (хотя далеко не всегда) долгое время сохраняют определенное значение, оставаясь историко-географическими рубежами. Даже в таких странах, как Франция и СССР, где устои феодального общества были сломаны наиболее радикально и где административное деление подвергалось наиболее существенным изменениям, мы все же можем видеть некоторую связь между современным административным делением и некогда существовавшими феодами. Департаменты буржуазной Франции редко «режут» границы исторических провинций. Они обычно группируются как нормандские, бургундские и т. д. Границы центральных областей социалистической России нередко довольно близки к границам-старых русских княжеств. И это явление — не случайность и не вредный анахронизм. Оно свидетельствует о «живучести» государственных границ, которые сохраняют свое историко-географическое (а, следовательно, в какой-то мере и экономическое) значение долгое время после того, как очерченные ими государства ушли в область прошлого.
Итак, в отличие от физической географии, выявляющей физико-географические районы, и в отличие от экономической географии, выявляющей районы экономические, страноведение изучает страны-государства, страны (хотя бы и не являющиеся государствами) и историко-географические районы, т. е. изучает географическую среду территорий, очерченных государственными и историко-географическими границами.
Если любое географическое исследование немыслимо без применения географического метода, то в страноведении географический метод получает, пожалуй, наибольшее свое выражение. Без применения географического метода можно получить лишь «набор» разнообразных, ничем между собой не связанных сведений. Какая-либо страноведческая характеристика или хотя бы самое примитивное страноведческое описание без применения географического метода или при недостаточности его применения невозможны.
Н. Н. Баранский, одним из первых среди советских географов выдвинувший идею о необходимости создания страноведческих работ, по этому поводу писал: «Суть нашего предложения заключается в создании отнюдь не такого рода механических смесей, а характеристик, содержащих в себе логическое сочетание, важнейших отличительных черт каждой страны, возможно более тесной увязке их черт между собой».
Выражая полное согласие с этим высказыванием Н. Н. Баранского, вместе с этим никак не можем с ним согласиться, когда он говорит, что страноведение «…должно быть лишь организационной формой объединения разносторонних знаний о той или иной определенной стране».
Страноведение — это не особая наука, но это и не организационная форма, это та самая «общая география», о которой упоминает Н. Н. Баранский в только что цитированной статье, Страноведение не заменяет собой физическую и экономическую географию, а объединяет их данные при создании синтетических характеристик стран и районов. Это одна из основных форм географического синтеза.
Такое понимание страноведения никак нельзя считать узким. География имеет все возможности широкого и многостороннего подхода к изучаемым странам. Сведения о природе, населении и хозяйстве, об особенностях исторического развития, политической и культурной жизни объединяются в страноведческих работах, давая в совокупности более или менее полное и целостное (синтетическое) представление о стране и о существующих внутри нее различиях, показывая и объясняя причины и сущность последних.
При изучении стран и районов географ неизбежно пользуется данными не только географических наук. Но все эти данные берутся в общей увязке, с целью возможно более полного и всестороннего показа географии страны, т. е. сложившихся там территориальных комплексов географической среды, для объяснения географических особенностей страны или района. В эти данные входят сведения по истории страны, материалы, характеризующие особенности в ее культуре, показывающие особенности политической жизни страны и т. д.
Но все данные из других наук берутся под определенным углом зрения с целью показа и объяснения сложившихся в данной стране географических особенностей. Весь разносторонний материал страноведческой работы должен группироваться вокруг основного стрежня, вокруг главного, что характеризует страну, что показывает ее географическую среду и территориальные особенности в этой среде. Вот то основное, что определяет содержание страноведческих работ. Без показа природы, населения и хозяйства в их единстве и территориальных комплексах нельзя создать страноведческой работы. Остальные же сведения имеют хотя и важное, но все же второстепенное значение.
В действительности нет ничего, что позволяло бы говорить о страноведении как о чем-то, находящемся за пределами географии, как о каком-то особом организационном объединении разных наук. Попытки такого рода организационного объединения на равных началах разных наук ничего, кроме механического набора различных сведений, дать не могут. В самом лучшем случае это будет нечто энциклопедическое, а не цельные характеристики стран и районов. Подобное «организационное объединение» может привести к такому «страноведению», которое Н. Н. Баранский вполне справедливо назвал кошмаром.
К сожалению, все еще распространено совершенно неправильное понимание страноведения как чего-то расплывчатого, не оформленного, но вместе с тем очень широкого, далеко выходящего за пределы географической науки.
Между тем, как нами указывалось, страноведение не имеет ни своего особого, отличительного от географии предмета изучения, ни своего особого метода, ни своей особой цели. Нельзя назвать ничего существенного, что сколько-нибудь принципиально отличало бы его от географии. Объекты изучения — конкретные страны или районы — географические объекты. Метод изучения — географический метод. Цель изучения в конечном счете сводится к созданию характеристик ландшафтной оболочки, сформировавшейся на территории стран и районов. Говоря иначе, и тут нет каких-либо отличий от целей, которые перед собой ставит региональная география.
Определение страноведения всего лишь как «организационной формы» явно противоречит всему остальному содержанию цитируемой статьи Н. Н. Баранского. Впрочем, оно еще больше противоречит всем остальным его высказываниям о единстве географии, неизменно направленным против механических объединений разных наук, против механичности во всех его проявлениях. Характерно, что противники страноведения очень часто используют эту неправильную формулировку Н. Н. Баранского против основного направления в его творчестве.
Привлечение в страноведческие работы данных из других наук никак, конечно, не может приводить к выводу, что страноведение шире географии. Все данные других наук интересуют страноведов лишь постольку, поскольку они помогают пониманию географической специфики, сложившейся в той или иной стране к тому или иному определенному времени. География в этом отношении ничем не отличается от ряда других наук. Физика, например, широко пользуется в своих целях математикой, но не перестает от этого быть физикой. Химия пользуется данными физики, но остается химией. География широко пользуется данными геологии, экономики, истории и т. д., но не перестает от этого быть географией.
Использование данных других наук ничем не выделяет страноведение, ни в коей мере не позволяет говорить о нем как о какой-то особой науке или о каком-то зародыше новой, еще не определившейся науки. Широкая возможность использования достижений одной науки другими науками только еще раз доказывает, что между науками нет непроницаемых перегородок, доказывает, что наука — это дерево «…живого, плодотворного, истинного, могучего, всесильного, объективного, абсолютного, человеческого познания».
Говоря о страноведении, нельзя не подчеркнуть его практическую значимость и обусловленную этим особую необходимость теоретического его обоснования. Без такого обоснования, без разработки хотя бы самых основных методологических вопросов вряд ли возможно создание на современном уровне научных знаний Большой Географии нашей Родины и Большой Географии Мира, а создание этих работ является в настоящее время делом государственной важности, делом чести советских географов.
Пренебрежительное отношение к страноведению, широкое распространение мнения о невозможности научного страноведения из-за якобы существующей «стены» между естественными и общественными науками, практика неудачных попыток подготовки страноведов без географического образования — все это мешает изучению советскими географами как своей страны, так и стран зарубежного мира. Все это привело к тому, что у нас стало мало (и становится все меньше) географов широкого профиля, способных работать в области страноведения. Так индетерминистские извращения в теории привели к вредным последствиям еще в одной области географии — в страноведении.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Статья «Роль страноведения на уроках»
Таким образом, значение уроков по страноведению велико. Во-первых, это возможность дать учащимся представление о стране, понять и, если не полюбить, то уважать эту страну и ее жителей, познакомить учащихся с культурным наследием и ее вкладом в мировую культуру. Уроки по страноведению выполняют воспитательную задачу, т.к. мы воспитываем молодых людей, которые знают и понимают культуру других народов. Мы учим их понимать, что такое культура общества и культура человека, как передается культурное наследие от поколения к поколению, как происходит интеграция культур. Мы также учим их понимать, что в мире существует многообразие культур, каждая из которых имеет право на существование. Нельзя знать, понимать и любить свою страну, не зная историю и культуру других стран, т.к. весь мир взаимосвязан и мы не существуем в изоляции.
Кроме того на уроках страноведения совершенствуются навыки устной речи, т.к. уроки, естественно, ведутся на иностранном языке. Чтение литературы, газет, журналов в оригинале, просмотр фильмов помогает совершенствовать язык, обогатить словарный запас современными разговорными выражениями и новой лексикой.
Знакомство со страноведческими материалами возможно с помощью разных форм и методов. Они зависят от конкретных условий обучения. В любом случае необходимо проблемное изложение страноведческой информации, предполагающее правдивый показ страны в ее историческом развитии и в сравнении с другими странами, что позволяет выявить общие явления для всех стран и специфические для одной страны в силу исторических особенностей ее развития.
Страноведение и практика языка – это две разные дисциплины. Сведения, получаемые учащимися на языковых занятиях, не покрывают совокупности наиболее существенных фактов общественной реальности, отражаемых в курсе страноведения. Специфика и функциональная самостоятельность курса страноведения, как отдельной учебной дисциплины, обуславливается именно тем, что он дает характеристику страны в логической последовательности и как систему сведений, ориентированных на определенный контингент учащихся и определенную цель обучения. Поэтому, несмотря на то, что во многих учебниках учащимся предлагается страноведческий материал, в старших классах было бы целесообразно ввести специальный курс Страноведение или проводить факультативные занятия.
В начале урока можно спросить учащихся, что, по их мнению, изучается на уроках страноведения, что они знают о стране и хотели бы узнать. Это необходимо сделать, чтобы, во-первых, узнать об их знаниях, выяснить, на что обратить внимание и, во-вторых, чтобы вовлечь их в разговор. Можно попросить учащихся составить свой вариант теста о стране, таким образом, проверив, что они знают и умеют ли правильно задавать вопросы.
Сегодня в Великобритании живут представители многих диаспор. Это сложилось исторически, когда многие люди бежали в Англию, на остров, из-за религиозных преследований или в поисках новых земель. А вот негры впервые появились на Британских островах еще в 5 веке до н.э вместе с Юлием Цезарем. Можно обсудить с учащимися и то, что во время второй мировой войны более 2-х миллионов представителей Индии и Пакистана сражались на фронтах на стороне Великобритании. И сегодня 6-7 % населения страны это «цветное» население, которое считает себя Британцами, т.к. не только их родители, но и их бабушки и дедушки родились в Великобритании. В Великобритании можно услышать много языков и диалектов, поэтому в школах приветствуются учителя, знающие 2 и более языков. Также происходит смешение культур.
В современном глобальном поликультурном мире трудно сделать вывод кто же такой истинный британец. Может, это тот, кто едет на немецкой машине в ирландский паб, чтобы выпить бельгийского пива, а потом едет домой с турецким кебабом с индийским карри, чтобы сесть на шведскую мебель и посмотреть американские шоу по японскому телевизору?
They dress in what they like;
They are interested in sport;
They partake in all activities
If they think they ought;
They all succeed in doing
Their job in short five days,
which leaves them the two longest ones
To spend in different ways.
Then some indulge in gardening,
Or walking in the rain, and some delight in cricket
Or in riding in the plain.
In spite of what’s around him,
The average Englishman
Does crossword in the newspaper
In pencil – if he can.
Involved in any accident
The English take a pride
In being unemotional:
They take things in their stride.
In any circumstances –
Whatever they may be –
The English solve their problems
With an English cup of tea!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания английского языка с учетом требований ФГОС
Курс профессиональной переподготовки
Английский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Таким образом, значение уроков по страноведению велико. Во-первых, это возможность дать учащимся представление о стране, понять и, если не полюбить, то уважать эту страну и ее жителей, познакомить учащихся с культурным наследием и ее вкладом в мировуюкультуру. Уроки по страноведению выполняют воспитательную задачу, т.к. мы воспитываем молодых людей, которые знают и понимают культуру других народов. Мы учимих понимать, что такое культура общества и культура человека, как передается культурное наследие от поколения к поколению, как происходит интеграция культур. Мы также учим их понимать, что в мире существует многообразие культур, каждая из которых имеет право на существование. Нельзя знать, понимать и любить свою страну, не зная историю и культуру других стран, т.к. весь мир взаимосвязан и мы не существуем в изоляции.
Кроме того на уроках страноведения совершенствуются навыки устной речи, т.к. уроки, естественно, ведутся на иностранном языке. Чтение литературы, газет, журналов в оригинале, просмотр фильмов помогает совершенствовать язык, обогатить словарный запас современными разговорными выражениями и новой лексикой.
Знакомство со страноведческими материалами возможно с помощью разных форм и методов. Они зависят от конкретных условий обучения. В любом случае необходимо проблемное изложение страноведческой информации, предполагающее правдивый показ страны в ее историческом развитии и в сравнении с другими странами, что позволяет выявить общие явления для всех стран и специфические для одной страны в силу исторических особенностей ее развития.
Страноведение и практика языка – это две разные дисциплины. Сведения, получаемые учащимися на языковых занятиях, не покрывают совокупности наиболее существенных фактов общественной реальности, отражаемых в курсе страноведения. Специфика и функциональная самостоятельность курса страноведения, как отдельной учебной дисциплины, обуславливается именно тем, что он дает характеристику страны в логической последовательности и как систему сведений, ориентированных на определенный контингент учащихся и определенную цель обучения. Поэтому, несмотря на то, что во многих учебниках учащимся предлагается страноведческий материал, в старших классах было бы целесообразно ввести специальный курс Страноведение или проводить факультативные занятия.
Выбор материала для изучения тоже играет большую роль и в повышении мотивации учащихся иэффективности уроков. Материал должен быть интересным, познавательным, полезным, доступным, современным, конкретным, без ненужных деталей.То есть во главе угла должны стоять 4 буквы T – это английские буквы, означающие – тема, текст, задания и мотивация учителя. – “Motivation comes from the 4 “Ts” – topic, text, task, teacher’s motivation”
В начале урока можно спросить учащихся, что, по их мнению, изучается на уроках страноведения, что они знают о стране и хотели бы узнать. Это необходимо сделать, чтобы, во-первых, узнать об их знаниях, выяснить, на что обратить внимание и, во-вторых, чтобы вовлечь их в разговор. Можно попросить учащихся составить свой вариант теста о стране, таким образом, проверив, что они знают и умеют ли правильно задавать вопросы.
They say that an Englishman laughs three times at a joke. The first time when everybody gets it, the second a week later when he thinks he gets it and the third time a month later when somebody explains the meaning of the joke to him. OR
They dress in what they like;
They are interested in sport;
They partake in all activities
If they think they ought;
They all succeed in doing
Their job in short five days,
which leaves them the two longest ones
To spend in different ways.
Then some indulge in gardening,
Or walking in the rain, and some delight in cricket