О чем научная фантастика
Чему может научить научная фантастика и как правильно начать с ней знакомиться
Айзек Азимов, Станислав Лем, братья Стругацкие, Роберт Хайнлайн, Лю Цысинь ― список писателей-фантастов можно продолжать бесконечно. Как не растеряться и сделать первый шаг на пути знакомства с этим жанром? В чем ценность книг и можно ли вырастить гения, читая научную фантастику? Об этом на онлайн-встрече говорили Ольга Лахтачева, куратор клуба любителей фэнтези и фантастики «ЛЮФФ», и Мария Андреянова, популяризатор творчества Рэя Брэдбери, сотрудница библиотеки им. А. С. Грибоедова. Публикуем краткий пересказ.
Почему начать читать и любить научную фантастику непросто
Научная фантастика ― это огромный пласт литературы, жанр имеет более 20 классификаций и множество поджанров.
Но любить научную фантастику на самом деле очень непросто ― во-первых, из-за такого многообразия у каждого читателя наверняка есть довольно устойчивые ассоциации с жанром, и далеко не каждый хочет выходить за эти рамки. Кроме того, если новичок начал знакомиться с жанром, выбрав «не своего автора» или «не свою книгу» ― например, она показалась ему слишком тяжелой или перегруженной ― можно сразу же охладеть к фантастике целиком.
Эту ситуацию, пожалуй, можно сравнить с чтением Джойса (для контекста: «Улисс» Джеймса Джойса славится загадочными аллюзиями и многообразием стилей и считается одной из самых сложных книг для восприятия). Очень сложно начать постигать мир научной фантастики, не имея хотя бы базовых знаний в сфере химии, физики, астрономии и т.д. С «Улиссом» дела обстоят так же: мы не сможем прочитать и в полной мере оценить его, не зная культурных предпосылок, которые использует Джойс.
Поэтому, приходя в магазин или библиотеку и намереваясь приобрести книгу из жанра научной фантастики, не спешите и не берите первое попавшееся на полке. Лучше сначала спросите совет у тех, кто уже «в теме», или обратитесь к библиотекарю. Он или она смогут подсказать, с чего лучше начать, ― по крайней мере, основываясь на опыте других читателей.
Источник: shutterstock.com
Фэнтези VS Научная фантастика
Часто, вспоминая о научной фантастике, люди ассоциируют с ней космические путешествия, пришельцев и так далее. Но на самом деле научная фантастика выходит далеко за пределы космоса. Пожалуй, одна из главных отличительных черт литературных произведений, написанных в этом жанре, в том, что они обязательно берут за основу какой-то научный факт ― из физики, химии и других областей. Например, именно это прежде всего отличает этот жанр от того же фэнтези, с которым часто путают фантастику.
Можно привести такой забавный пример, который проиллюстрирует это отличие. Представьте, что вы читаете про героя, из ладони которого внезапно разгорается пламя. Научная фантастика объяснит, почему так произошло, при какой температуре это возможно, какие еще процессы это влечет за собой. В фентези этого не будет. Процессы, которые происходят в фентези, не поддаются логическому объяснению. Это то, что читатель должен принять на веру.
Источник: shutterstock.com
Чему может научить научная фантастика?
Так как в основе научной фантастики, даже несмотря на художественный вымысел, все же лежит какой-то конкретный научный факт, очень часто с ней связывают просветительскую функцию. Например, этим часто руководствуются родители, которые подбирают книги своим детям ― они хотят, чтобы книга не просто развлекала, но и смогла «чему-то научить».
Но чему действительно может научить научная фантастика? И может ли?
Научная фантастика дает если не базу, то хотя бы интерес и желание разобраться в каких-то научных фактах. Почему Брэдбери выбрал для своего романа именно температуру 451 градус по Фаренгейту? Потому что это температура, при которой воспламеняется бумага. Хотя по факту на самом деле это не так ― пожарный, с которым консультировался Брэдбери, то ли ошибся при расчетах, то ли случайно назвал ему неправильное число. Тем не менее, научные термины и отсылки дадут стимул копнуть поглубже, проверить и убедиться, как дела обстоят на самом деле.
У некоторых известных писателей-фантастов, например, Айзека Азимова (получил степень PhD биохимии), Станислава Лема (изучал медицину), было естественно-научное образование, поэтому они вполне хорошо представляли то, о чем писали. Например, именно поэтому, читая «Солярис», можно так живо представить себе устройство планеты, процессы, которые там происходят.
Обложки книги «451 градус по Фаренгейту». Источник: zen.yandex.ru
«Писатель-фантаст предсказал наше будущее …»
Наверняка, каждый натыкался на статьи в интернете с похожими названиями. И несмотря на громкий заголовок, многие произведения писателей-фантастов действительно в той или иной степени «предсказали» некоторые научные открытия и технологии, которыми мы пользуемся сейчас.
В своем фундаментальном философском труде «Сумма технологии» Станислав Лем предвосхитил создание виртуальной реальности, искусственного интеллекта, а также развил идеи автоэволюции человека, сотворения искусственных миров и многие другие.
Айзек Азимов известен массам не только благодаря знаменитым законам робототехники и более 500 произведений, но и несколькими удивительно точными предсказаниями о будущем.
Возможно, причина этого в том, что научные фантасты не только берут какой-то факт и строят вокруг него литературную основу, но и не боятся предположить: «А что будет, если …?» Научная фантастика не только мотивирует обратиться к научным фактам и узнать больше в источниках, но и помогает задуматься и пофантазировать, каким будет наше будущее ― как с точки зрения технологического прогресса, так и философских аспектов.
Источник: shutterstock.com
С чего лучше начать читать научную фантастику
Если вы неравнодушны к приключениям и космическим гонкам, пожалуй, лучшим стартом в научной фантастике станет серия Эдгара Райса Берроуза о Марсе. Она включает книги «Принцесса Марса», «Боги Марса» и другие и имеет явный приключенческий уклон.
Берроуз стал вдохновителем для Рэя Брэдбери, помимо прочего написавшего «Марсианские хроники». В отличие от Азимова и других известных писателей-фантастов, у Брэдбери не было высшего образования (хотя именно этот факт, как считается, гарантированно давал писателям-фантастам почву и базу для их размышлений). Он и сам говорил, что не хочет называть себя научным фантастом, он ― просто фантаст.
Поэтому «Марсианские хроники» могут стать хорошей базой для тех, кто не привык к сложному жанру и не знает, с чего начать. «Хроники» ― отличный пример художественного литературного произведения ― с яркими описаниями, интересным сюжетом, при этом не перегруженного научной терминологией.
Дальше можно перейти к «золотой тройке» научных фантастов ― это Артур Кларк, Роберт Хайнлайн и Айзек Азимов. Здесь вы увидите более «серьезную теорию» ― описание технологий и размышления по поводу их развития и использования в будущем. Кроме того, у Хайнлайна достаточно тяжелый слог (об этом говорят многие критики и читатели), поэтому прочитать запоем его не получится, лучше подходить к нему порционно.
Другой писатель, на которого, безусловно, нужно обратить внимание, ― это Станислав Лем, юбилей которого мы будем отмечать в этом году. Лема, пожалуй, можно назвать «самым философским писателем», а его книги ― очень удачным сочетанием как традиции Брэдбери (хотя они родились с разницей в один год), так и более «серьезной научной фантастики» Кларка и Хайнлайна. Почти в каждом своем произведении Лем рассуждает о месте человека в мире.
Станислав Лем. Источник: REUTERS/FORUM. Автор фото – Aleksander Jalosinsk
Кто-то может начать и с «Войны миров» Герберта Уэллса ― это книга, которую отличает легкий язык и динамичный сюжет. Чего только стоит легенда, связанная с постановкой этого романа на радио. Событие состоялось в эфире станции «CBS» 30 октября 1938 года. Согласно известной легенде, радиослушатели приняли спектакль, поставленный «Mercury Theatre on the Air», за реальный новостной репортаж, после которого жители северо-востока США якобы поверили в нападение марсиан и ударилось в панику. Не очень сложными для восприятия у Уэллса считаются также романы «Машина времени» и «Человек-невидимка».
Богатые традиции научной фантастики существуют и в России. Тем, кто только начинает знакомиться с жанром и особенно с отечественными его представителями, стоит обратить внимание на книгу «Гиперболоид инженера Гарина» Алексея Толстого. Другими знаковыми представителями жанра являются Александр Беляев («Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля»), которого называют основоположником советской научной фантастики, Иван Ефремов («Туманность Андромеды», «Час быка»), который не только известен как писатель, но также занимался палеонтологией.
И наконец, конечно, научная фантастика прочно ассоциируется с братьями Стругацкими, которые сделали очень много для того, чтобы популяризировать этот жанр. Серия игр и книг S.T.A.L.K.E.R до сих пор популярна сегодня, хотя начало целой вселенной положила повесть Стругацких «Пикник на обочине».
Помимо прочего, Стругацкие являются отличным примером того, насколько обширной может быть научная фантастика. У них есть, по сути, сказка ― «Понедельник начинается в субботу», которая также может стать отличным стартом для знакомства с жанром, а есть практически детективная история «Отель погибшего альпиниста». Поэтому, если правильно подойти к Стругацким, каждый может найти у них что-то свое.
Организатор мероприятия ― библиотека им. А. И. Герцена. Посмотреть запись встречи полностью можно здесь.
Научная фантастика
Содержание
Терминология
Определение научной фантастики
Существует много споров среди критиков и литературоведов о том, что считать научной фантастикой. Тем не менее, большинство из них сходится на том, что научной фантастикой является литература, основанная на неком допущении в области науки: появлении нового изобретения, открытии новых законов природы, иногда даже построении новых моделей общества (социальная фантастика).
В узком понимании, — научная фантастика о технологиях и научных открытиях (только предполагаемых или уже совершённых), их захватывающих возможностях, их позитивном или негативном влиянии, о парадоксах, которые могут возникнуть. НФ в таком узком понимании будит научное воображение, заставляет думать о будущем и о возможностях науки.
В более общем понимании, НФ — это фантастика без сказочного и мистического, где строятся гипотезы о мирах, не основанные на чудесах и потусторонних силах, имитируется реальный мир. В противном случае, — это фэнтези или мистика с техническим налётом.
НФ и мифология
НФ и футурология
Зачастую действие НФ происходит в далеком будущем, что роднит НФ с футурологией, наукой прогнозирования мира будущего. Многие НФ-писатели посвящают своё творчество литературной футурологии, попыткам угадать и описать реальное будущее Земли, как это делали Артур Кларк, Станислав Лем и др. Другие писатели пользуются будущим лишь как сеттингом, позволяющим полнее раскрыть идею их произведения.
Однако фантастика о будущем и научная фантастика не совсем одно и то же. Действие многих научно-фантастических произведений происходит в условном настоящем («Великий Гусляр» К. Булычёва, большинство книг Ж. Верна, рассказы Г. Уэллса, Р. Брэдбери) или даже прошлом (книги о путешествиях во времени). В то же время, в будущее иногда помещают действие произведений, не связанных с научной фантастикой. Например, действие многих произведений фэнтези происходит на Земле, изменившейся после ядерной войны («Шаннара» Т. Брукса, «Пробуждение каменного бога» Ф. Х. Фармера, «Сос-верёвка» П. Энтони). Поэтому более надежный критерий — не время действия, а область фантастического допущения.
Мнения
Сергей Снегов в 1992 году в предисловии к своей книге «Люди как боги» писал: «Раз фантастика, значит, нечто выдуманное, нечто отличное от реальной действительности. А раз научная, то, стало быть, в чём-то соответствует законам развития и познания мира, выражает какую-то реальность природы и человека — хоть и выдуманное, но правдивое зеркало глубинной человеческой сущности».
История научной фантастики
Появление фантастики было вызвано промышленной революцией в XIX веке. Первоначально научная фантастика была жанром литературы, описывающим достижения науки и техники, перспективы их развития и т. д. Часто описывался — как правило, в виде утопии — мир будущего. Классическим примером такого типа фантастики являются произведения Жюля Верна.
Поздне́е развитие техники стало рассматриваться в негативном свете и привело к распространению антиутопических произведений. А в 1980-е годы начал набирать популярность поджанр киберпанк. В нём высокие технологии соседствуют с тотальным социальным контролем и властью всемогущих корпораций. В произведениях этого жанра основой сюжета выступает жизнь маргинальных борцов с олигархическим режимом, как правило, в условиях тотальной кибернетизации общества и социального упадка. Известные примеры: «Нейромант» Уильяма Гибсона.
Фантастика в России и СССР
В России научная фантастика с XX века стала популярным и широко развитым жанром. Среди самых известных авторов — Иван Ефремов, братья Стругацкие, Александр Беляев, Кир Булычёв и другие.
Одним из первых в СССР научную фантастику начал писать Алексей Николаевич Толстой («Гиперболоид инженера Гарина», «Аэлита»). Экранизация романа Толстого «Аэлита» была первым советским фантастическим фильмом. В 1920-е — 30-е были опубликованы десятки книг Александра Беляева («Борьба в эфире», «Ариэль», «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля» и др.), «альтернативно-географические» романы В. А. Обручева («Плутония», «Земля Санникова»), сатирико-фантастические повести М. А. Булгакова («Собачье сердце», «Роковые яйца»). Их отличала техническая достоверность и интерес к науке и технике. Образцом для подражания ранних советских фантастов был Герберт Уэллс, который сам был социалистом и несколько раз посещал СССР.
В 1950-е бурное развитие космонавтики приводит к расцвету «фантастики ближнего прицела» — твёрдой НФ об освоении Солнечной системы, подвигах космонавтов, колонизации планет. К авторам этого жанра относят Г. Гуревича, А. Казанцева, Г. Мартынова и других.
В 1960-е и позднее советская фантастика начинает уходить от твёрдых рамок научности, несмотря на давление цензуры. Многие произведения выдающихся фантастов позднесоветского периода относятся к социальной фантастике. В этот период появляются книги братьев Стругацких, Кира Булычёва, Ивана Ефремова, которые поднимают социальные и этические вопросы, содержат воззрения авторов на человечество и государство. Нередко фантастические произведения содержали скрытую сатиру. Эта же тенденция нашла отражение и в кинофантастике, в частности, в работах Андрея Тарковского («Солярис», «Сталкер»). Параллельно с этим в позднем СССР снималось много приключенческой фантастики для детей («Приключения Электроника», «Москва — Кассиопея», «Тайна третьей планеты»).
В современной России научная фантастика популярна и развита, хотя и уступает в популярности среди молодёжи фэнтези и другим модным жанрам. Ежегодно публикуются сотни новых наименований фантастических книг, нередко снимаются фантастические фильмы. При этом, однако, подавляющая часть из них — сугубо развлекательные. Выходят журналы и альманахи о фантастике: «Если», «Мир фантастики», «Полдень, XXI век»; появляются крупные сайты о фантастике, такие как «Лаборатория фантастики», «Архивы Кубикуса».
Разновидности научной фантастики
Научная фантастика за свою историю развилась и разрослась, породила новые направления и поглотила элементы более старых жанров, таких как утопия и альтернативная история. Научная фантастика делится, в основном, по области допущения: открытия и изобретения, ход истории, организация общества, путешествие во времени и др. Разумеется, деление на направления достаточно условно, так как одно и то же произведение может сочетать элементы сразу нескольких видов фантастики.
Твёрдая НФ
Классикой твёрдой НФ называют некоторые книги Жюля Верна (20 000 лье под водой, Робур-завоеватель, С Земли на Луну) и Артура Конана Дойля (Затерянный мир, Отравленный пояс, Маракотова бездна), работы Герберта Уэллса, Александра Беляева. Константин Циолковский, помимо своих научных работ, написал несколько научно-фантастических произведений: «На Луне» (1893) и «Вне Земли» (1918), а также участвовал в качестве консультанта при съёмках научно-фантастического фильма.
Твёрдая НФ была особенно развита в СССР, где остальные жанры фантастики не приветствовались цензурой. Особо распространена была «фантастика ближнего прицела», рассказывающая о событиях предполагаемого недалекого будущего — в первую очередь, колонизации планет Солнечной системы. К наиболее известным образцам фантастики «ближнего прицела» относятся книги Г. Гуревича, Г. Мартынова, А. Казанцева, ранние книги братьев Стругацких («Страна багровых туч», «Стажёры»). Их книги рассказывали о героических экспедициях космонавтов на Луну, Венеру, Марс, в пояс астероидов. В этих книгах техническая достоверность в описании космических полётов сочеталась с романтическим вымыслом об устройстве соседних планет — тогда еще сохранялась надежда найти на них жизнь.
Социальная фантастика
Хронофантастика
Из-за злоупотребления этими приемами в развлекательной фантастике, жанр получил также прозвище «хроноопера» (по аналогии с космооперой, см. ниже). Заезженная тема обрела второе дыхание в пародиях и иронической фантастике. Классические примеры — кинотрилогия «Назад в будущее», фильм «Иван Васильевич меняет профессию», фрагмент трилогии Стругацких «Понедельник начинается в субботу».
Альтернативно-историческая
Произведения в которых развивается идея того, что в прошлом произошло или не произошло какое-либо событие, и что могло бы из этого выйти.
В XIX веке к альтернативной истории стали прибегать авторы патриотических утопий, чтобы «переписать историю» в свою пользу. Француз Луи Жоффруа описал мир, в котором Наполеон победил всех своих противников, англичанин Натаниэль Хоуторн «оставил в живых» своих соотечественников Байрона и Китса, американец Кастелло Холфорд придумал американскую утопию, в которой колонисты находят золото на побережье Вирджинии. Как и многое другое, альтернативную историю в научную фантастику ввёл Герберт Уэллс. В своей книге «Люди как боги» Уэллс соединил хронофантастику, альтернативную историю и патриотическую утопию: он ввёл идею множества параллельных миров, ветвящихся от ключевых точек в истории и развивающихся каждый сам по себе. В одном из них обнаруживается утопическая, процветающая Англия.
Альтернативная история давно вышла за пределы литературы. В кинематографе и на телевидении известны, например, художественные фильмы «Красный рассвет», «Филадельфийский эксперимент II», «Родина» («Фатерлянд»), телесериал «Скользящие», постановочно-документальный сериал «Альтернативная история» (с эпизодами России/СССР разных эпох), псевдо-документальные фильмы «Первые на Луне» и «Аполлон 18» (оба — криптоистория о полёте советских космонавтов на Луну), «КША: Конфедеративные Штаты Америки», мультсериал Zipang и другие фильмы и телесериалы о альтернативной истории. Компьютерные игры Red Alert, TimeShift, Resistance: Fall of Man, World in Conflict и другие основаны на альтернативной истории Холодной войны, по сюжету переросшей в настоящую войну между Россией и США.
Апокалиптическая и постапокалиптическая фантастика
Тесно связанные жанры, действие произведений в которых происходит во время или вскоре после катастрофы планетарного масштаба (столкновения с метеоритом, ядерной войны, экологической катастрофы, эпидемии).
Одним из первых образцов современного постапокалипсиса был роман Мэри Шелли «Последний человек», в котором человечество гибнет от страшной эпидемии. Джек Лондон написал роман «Алая чума» на ту же тему.
Постапокалипсис особенно популярен в кино («Сталкер» А. Тарковского, серии фильмов «Безумный Макс» и «Планета обезьян»), компьютерных играх (Fallout, Half-Life, S.T.A.L.K.E.R.), комиксах. В этих произведениях рисуется человечество, отброшенное катастрофой назад в развитии, вынужденное выживать в условиях высокой радиации, борьбы с мутантами, нехватки продовольствия и энергии. В книге П. Буля «Планета обезьян» и её экранизациях показана Земля, на которой обезьяны развились в новый разумный вид и вытеснили людей.
Утопии и антиутопии
Жанры, посвященные моделированию общественного устройства будущего. В утопиях рисуется идеальное общество, выражающее воззрения автора. В антиутопиях — полная противоположность идеалу, ужасное, обычно тоталитарное, общественное устройство.
Жанр утопии значительно старше жанра научной фантастики, и слился с ним лишь в последнее столетие. Начало жанра было положено ещё трудами античных философов, посвящённых созданию идеального государства. Название жанра происходит от одноимённого произведения Томаса Мора.
Бурные события XX века, череда мировых войн и революций, установление диктатур, породили целый ряд произведений в обоих жанрах. Ключевые антиутопии XX века:
В кинематографе антиутопия началась с классического немого фильма 1927 года «Метрополис», в котором присутствовали все основные элементы антиутопии: технологически развитое, тоталитарное, разделенное на касты общество и борющийся за его изменение герой. Другие ключевые антиутопии: «Заводной апельсин» (по одноимённому роману Бёрджеса), «Гаттака», «Эквилибриум», «V — значит вендетта» (по одноимённому комиксу Алана Мура). Сложилась даже разновидность развлекательных антиутопий, в которых типичный сеттинг антиутопии служит как фон для приключений героев: «Бегство Логана», «Судья Дредд», «Эон Флакс», «Ультрафиолет». Фильмы в жанре утопии встречаются реже. К ним относят, например, экранизацию «Туманности Андромеды» и других утопий.
Космическая опера
«Космической оперой» окрестили развлекательную приключенческую НФ, публиковавшуюся в популярных в 1920-50-х в США pulp-журналах. Название было дано в 1940 г. Уилсоном Такером и, поначалу, было презрительным эпитетом (по аналогии с «мыльной оперой»). Однако со временем термин прижился и перестал носить негативный оттенок.
Действие «космоопер» происходит в космосе и на других планетах, обычно в условном «будущем». В основе сюжета лежат приключения героев, а масштабы происходящих событий ограничены лишь фантазией авторов. Изначально произведения этого жанра были чисто развлекательными, но впоследствии приёмы «космической оперы» вошли и в арсенал авторов художественно значительной фантастики.
Хотя космическая опера в целом считается развлекательным жанром, её приемы используются и авторами более «серьёзных» направлений НФ. Так, социальную фантастику с космооперой сочетают «Дюна» Ф. Херберта, «Обитаемый остров » Стругацких, «Звёздный десант» Р. Хайнлайна, «Гиперион» Д. Симмонса. А Брюс Стерлинг ещё при основании киберпанка сочетал его с космооперой. Причём эта тенденция отхода от традиционного «романа меча и звездолёта» в сторону «космопанка», получила дальнейшее развитие в XXI веке — сейчас подобное сочетание помимо Брюса Стерлинга, характерно также и для творчества Юкито Кисиро, Аластера Рейнольдса и Андрея Ливадного.
Киберпанк
В 90-е жанр разросся и приобрел популярность. В это время появились молодые авторы, такие как Тэд Уильямс (цикл «Иноземье»), Пол ди Филиппо («Рибофанк»), Нил Стивенсон. Однако реальное развитие высоких технологий уже начало обгонять фантазию авторов, поэтому киберпанк в его изначальном виде постепенно растворился в стилевых экспериментах и смешениях с другими жанрами. Эту тенденцию называют пост-киберпанк, он делится на два крупных потока: нанопанк и биопанк. Некоторые относят к пост-киберпанку так же и стимпанк.
Киберпанк часто пересекается с другими видами НФ, особенно с антиутопией. Почти в любом произведении киберпанка есть оттенок капиталистической антиутопии: продажные СМИ, всесильные корпорации, тотальный контроль. Это особенно характерно для книг Ф. К. Дика и их экранизаций. Пост-апокалипсис сочетается с киберпанком в фильмах «Искусственный разум», «Эрго Прокси», «Сны Оружия». Кроме того, стимпанк зародился из киберпанка: одно из самых известных в этом жанре, «Машина различий» Гибсона и Стерлинга, относится к обоим жанрам.
Стимпанк
Жанр, созданный с одной стороны в подражание таким классикам фантастики как Жюль Верн и Альбер Робида, а с другой являющийся разновидностью пост-киберпанка. Также может быть отнесён к альтернативной истории, так как упор делается на альтернативных направлениях развития науки и техники: например, совершенствованию паровых двигателей и сложной механики вместо двигателя внутреннего сгорания и электроники.
Стимпанк сформировался из очень разрозненных произведений, объединённых описанной техникой и антуражем, и получил признание как жанр в конце XX века. Однозначного мнения об основателях жанра нет, к раннним образцам стимпанка иногда относят трилогию «Кочевники времени» Майкла Муркока, «Ночь Морлоков» Кевина У. Джетера, «Машина различий» Гибсона и Стерлинга. Среди современных авторов стимпанка — Чайна Мьевиль («Нью-Корбюзон»), Скотт Вестерфельд («Левиафан»), Вадим Панов («Герметикон»).
Хотя корни стимпанка в твёрдой научной фантастике, элементы его стали популярны и в фэнтези, где сформировался свой, фэнтезийный стимпанк — разновидность технофэнтези (см. ниже), сочетающая технологии XIX-начала XX века с магией и фольклорными существами. Примеры фэнтезийного стимпанка — вселенная Warhammer Fantasy, игры Arcanum, Myst, Thief.
Стимпанк, как научно-фантастический, так и фэнтезийный, особенно широко представлен в аниме, в частности, во многих мультфильмах Хаяо Миядзаки («Небесный замок Лапута», «Ходячий замок»), мультсериале «Изгнанник», мультфильме «Стимбой». В игровом кинематографе стимпанк представлен такими фильмами как «Дикий, дикий Вест», «Лига выдающихся джентльменов» (по одноимённому стимпанковскому комиксу Алана Мура). Иногда помимо стимпанка выделяют поджанры, основанные на других ретро-технологиях. Так, миры в духе середины XX века называют «дизельпанком» (например, фильм «Небесный Капитан и мир будущего»).
Научное фэнтези и Технофэнтези
Интересные факты
Запущенный с Земли в августе 2007 года и совершивший в мае 2008 посадку на Марс в районе его северного полюса зонд Феникс привёз на Красную планету цифровую библиотеку научной фантастики. [55]