О чем написана пьеса гроза
«Гроза»: краткое содержание и анализ пьесы Островского
А.Островский пьеса «Гроза»: YouТube / Советские фильмы / Кино СССР
Девятнадцатый век — золотое столетие в литературе, которая создала неповторимые типы и характеры. «Луч света в темном царстве» — так отозвался известный критик Николай Добролюбов о Катерине — главной героине пьесы Островского «Гроза». Краткое содержание этой реалистической истории поможет в анализе проблематики и системы образов произведения.
«Гроза»: краткое содержание
Краткое содержание Островский «Гроза» — основа читательского дневника тех, кто изучает русскую классику. Что нужно занести в него:
Пьеса «Гроза» открывается диалогом местного механика-самоучки Кулигина с приказчиком Кудряшом о самодурстве богатого купца Дикого. К разговору присоединяется племянник Дикого — Борис, который приехал получить наследство бабки, оставшееся у дяди.
Однако условия завещания никто и не собирался выполнять. В экспозиции пьесы мы узнаем об образе жизни обывателей, нравах и законах волжского городишки. Назвать цивилизованными эти правила сложно из-за таких причин:
Разговор калиновцев заканчивается символическими словами Кулигина: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! Таковы исторически сложившиеся устои мира. Они становятся прекрасной декорацией к сюжетной истории.
Краткое содержание пьесы «Гроза» дает ключ для понимания особенностей сюжета и конфликта произведения. В центре описываемых в пьесе событий семья Кабановых, где:
Уклад этой семьи во многом определял жестокие законы купеческого быта. Катерина — главная героиня пьесы, воспитанная в обстановке любви и сострадания, не смогла стать счастливой, выйдя замуж за Тихона — сына Кабанихи. Бесхарактерность мужа привела к тому, что Катерина стала жертвой жестокости и самодурства свекрови.
Тихону необходимо уехать из города, жена слезно просит взять ее с собой. Но он хочет отдохнуть от матери и семьи, совершенно не думая о супруге.
От безысходности девушка ищет утешения в любви к племяннику Дикого — Борису, а потом, воспитанная в благочестии, мучается и публично признается мужу и свекрови в совершенном грехе. После этого жизнь несчастной девушки становится невыносимой: после укоров совести и гонений деспотичной Кабанихи Катерина бросается с обрыва в Волгу.
Трагически пьесу завершает Островский. «Гроза» краткое содержание знакомит в общих чертах с мещанским ограниченным миром патриархальной России, из которого автор не видит выхода, поэтому обрекает главную героиню на трагический финал.
В чем причина жизненной драмы Катерины? Ее судьба типична и драматична, о чем свидетельствует краткий пересказ. «Гроза» Островского раскрывает актуальную и сегодня проблему беззащитности женщин и насилия в семье.
«Гроза»: анализ произведения
Пьеса Островского «Гроза» написана в 1859 году. Она стала результатом впечатлений писателя, который путешествовал по Волге и делал записи о жизни поволжских провинциалов. Несколько заметок о ее художественных особенностях:
Почему пьеса Островского называется «Гроза»?
Смысл названия имеет символическое значение: гроза не только природное явление, это символ перемен многовекового русского уклада. «Гроза» означает протест природных сил, которые сами хотят определять себе нравственную меру и законы поведения, не желают покорно и автоматически подчиняться чужой воле.
Конфликт
В преддверии реформ социально-бытовую драму о жизни купеческого сословия создает Островский. «Гроза» поднимает вечную тему — конфликт эпох и поколений: консервативного патриархального уклада, который представляют Кабаниха, ее сын и дочь, купец Дикой, и молодого, сильного и смелого поколения, полного светлых надежд на будущее, воплощением которых стали образы Катерины и механика-самоучки Кулигина.
Развязка конфликта трагическая: тот, кто хотел свободы, находит ее только в смерти.
Проблематика
Произведение «Гроза» полипроблемное:
Нравственный выбор настоящего искреннего чувства — главный посыл Островского в пьесе.
Образная система пьесы
Остановимся на главных персонажах:
Героиня, воспитанная в любви и ласке, попадает в чужой мир, где ее унижают муж и свекровь. Однако она сохраняет непосредственность и былую мечтательность: «. Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. ».
Катерина — героиня пьесы «Гроза»: YouТube / Советское телевидение. ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД России
Девушка искренна в своих чувствах: она влюбляется в Бориса — племянника Дикого, но и в этих отношениях не обретает счастья. Не жизнь, а видимость жизни сохраняет ее новый возлюбленный, с которыми она связывает мечты о воле и разделенной любви.
Она становится жертвой рабского предательства. Однако страсть к свободе и желание быть счастливой вызывает в ней протест. Катерина публично признается в измене мужу.
Свекровь Катерины — Марфа Игнатьевна — женщина жестокая и грубая. Все конфликты в семье возникают из-за ее авторитарного характера.
Кабаниха консервативна, живет устоями давно минувших дней, не понимая, что мир развивается, а жизнь движется вперед. В этом контексте актуален ее монолог: «Что будет, как старики перемрут. ». Она отстаивает уже лишенный жизненных корней порядок вещей. Со всеми членами семьи у нее складываются конфликтные отношения.
Безвольным и слабохарактерным представлен муж Катерины — Тихон. Он не предпринимает никаких попыток, чтобы защитить жену от самодурства матери. Лишь в финале пьесы признает, что ханжество и самодурство разбивают любые доводы рассудка, любые чистые чувства.
Он много читает, готов делать жизнь города лучше, однако среди калиновцев не находит поддержки. Герой — носитель новых взглядов и новых идей, ему внутренне близок поступок Катерины, преступившей границы плоти ради свободы духа. Об этом он с мрачным торжеством объявляет калиновским обывателям: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь пepeд судией, который милосерднее вас!»
Эпохальный моральный и нравственный перелом отобразил Александр Островский в пьесе «Гроза». Краткое содержание поможет вам раскрыть глубокие социальные и моральные проблемы произведения классика.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
«Гроза» (А. Островский)
Цитата: «Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».
История создания
Многие считают, что Островского вдохновило на создание «Грозы» так называемое «клыковское дело» (молодая Александра Клыкова, которую притесняла свекровь и не защищал муж, бросилась в Волгу). Однако замысел «Грозы» возник ещё до трагедии в семье Клыковых.
Островский принимал участие в литературной экспедиции и посетил ряд русских городов, в числе которых Торжок, Тверь, Кинешма. То, что писатель увидел, впечатлило его. Многие диалоги Островский воспроизвёл в «Грозе» буквально, без переосмысления. А «клыковское дело» только подтверждает мысль, что Александр Островский описал в «Грозе» совершенно типичную для того времени ситуацию.
Проблематика:
Смысл названия: гроза — воплощение накопившихся проблем, которые уже вот-вот создадут переломную ситуацию. Это касается не только семейных проблем Кабановых, но и всей России в целом.
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: драма.
Жанровые особенности: «Гроза» обладает явными трагедийными чертами: конфликт, не имеющий разрешения, и фактическая гибель главного героя. Но прежде действующими лицами трагедий были лишь герои и боги, тогда как в «Грозе» — простые обыватели.
Время и место действия: действие происходит в середине XIX в. в городе Калинове.
Действующие лица
Краткое содержание
Действие 1
Сад на берегу Волги. Молодой механик Кулигин любуется рекой. По саду прогуливаются два парня — Кудряш и Шапкин. Где-то вдалеке — семейная сцена (Дикой ругает своего племянника).
Кудряш сочувствует Борису, который терпит богатого жестокого дядю.
Борис и Дикой подходят ближе, дядя продолжает кричать на племянника. Затем Дикой уходит, а Борис объясняет присутствующим ситуацию: бабушка оставила им с сестрой наследство, но получить его они смогут только после совершеннолетия — если будут почитать дядю (то есть Дикого). Дядя же каждое слово рассматривает как непочтительное.
Приходит странница Феклуша с дамой. Они расхваливают дом Кабановых: дескать, всё там хорошо и богато, люди там живут добрые и благочестивые. Когда Феклуша уходит, Кулигин замечает, что Марфа Кабанова своих домашних поедом ест. Сам механик-самоучка мечтает об изобретении вечного двигателя и жалеет, что нет денег на модели.
Появляется семейство Кабановых — Марфа Игнатьевна, Катерина, Тихон и Варвара. Кабаниха ругает сына за излишнее внимание к жене и мягкость, потом уходит. Огорчённый Тихон делает Катерине замечание и отправляется к Дикому выпить. Катерина остаётся с Варварой. Она вспоминает, как хорошо ей жилось у родителей: молитвы в церкви, цветы, яркие сны. А сейчас у Катерины ощущение, что она стоит на краю пропасти.
Варвара обещает что-то придумать, когда Тихон уедет. Появляется безумная барыня и начинает кричать об огненной геенне. Катерина пугается, Варвара её успокаивает. Начинается гроза, девушки убегают.
Действие 2
Дом Кабановых. Странница Феклуша и прислуга Глаша говорят о грехах. В это же время Катерина рассказывает Варваре, как в детстве её обидели, она убежала и села в лодку, а потом её нашли далеко от дома. Затем Катерина признаётся, что влюблена в Бориса. Варвара обещает помочь ей, но Катерина пугается, говорит, что Тихона ни на кого не променяет, а когда жить надоест, выбросится из окна или утопится.
Входят Марфа Игнатьевна и Тихон. Тихон собирается уезжать, и мать требует, чтобы он поучил жену, как следует мужа дожидаться. Тихон вяло повторяет Катерине слова матери.
Когда Кабаниха с дочкой уходят, Катерина просит мужа остаться или взять её с собой. Но Тихон говорит, что поедет один. Тогда Катерина бросается мужу в ноги и просит взять с неё клятву верности, но Тихон не слушает, поднимает жену с пола.
Тихон уезжает. Кабаниха заставляет Катерину прощаться как положено (в ноги кланяться). Катерина не слушает, и, оставшись одна, Марфа Игнатьевна возмущается, что стариков не почитают.
Входит Катерина и на упрёки Кабанихи отвечает, что не хочет людей смешить. Оставшись одна, Катерина жалеет, что у неё нет детей. Потом жалеет, что не умерла в детстве — тогда бы она стала бабочкой.
Входит Варвара и говорит, что всё устроила: Катерина уйдёт спать в сад, и её навестит Борис (ключ от калитки Варвара раздобыла). Катерина колеблется, не хочет брать ключ, но потом всё же берёт.
Действие 3
Улица возле дома Кабановых. На улице стоят Марфа Игнатьевна и Феклуша. Феклуша говорит, что жизнь стала суетливая, особенно в Москве. Кабаниха соглашается и говорит, что в Москву ни за что бы не поехала.
Приходит пьяный Дикой, ссорится с Кабановой, но потом просит прощения, говорит, что расстроен из-за рабочих, которые требуют зарплаты.
Борис сидит и размышляет, что давно не виделся с Катериной. К нему присоединяется Кулигин: механик наслаждается красотами сада, но в то же время говорит, что красота только для богатых, а бедным она не по карману. Приходят Варвара с Кудряшом, они целуются. Кудряш и Кулигин уходят, а Варвара рассказывает Борису, что следующая встреча с Катериной — в овраге.
Наступает ночь. Борис ожидает Катерину; приходит Кудряш, который тоже претендует на это место для свидания. Борис признаётся, что у него связь с замужней. Появляется Варвара и уводит Кудряша. Борис встречается с Катериной. Катерина говорит, что честь её загублена и она боится жить. Борис предлагает не думать о будущем, а насладиться этой встречей. Катерина признаётся Борису в любви.
Возвращаются Кудряш и Варвара. Они предлагают и в дальнейшем устраивать свидания в этом месте.
Действие 4
Галерея, в которой люди прячутся от грозы. На стенах — картины Страшного суда.
Кулигин беседует с Диким, просит у него денег на установку солнечных часов и громоотводов. Дикой отказывает, кричит, что гроза — это божья кара, а Кулигин — безбожник.
Возвращается Тихон. Варвара рассказывает Борису, что Катерина в смятении. Опять надвигается гроза.
Появляются Кулигин, Тихон с женой и Марфа Игнатьевна. Катерина напугана. Ей кажется, что гроза — это божье наказание, предназначенное именно ей. Кулигин говорит, что гроза — не наказание людям, а милость для природы. Но опять появляется безумная барыня. Она кричит Катерине, что прятаться нельзя — нужно молиться, чтобы Бог забрал её красоту. Катерина не выдерживает и сознаётся, что у неё роман с Борисом.
Действие 5
Сад на берегу Волги. Кулигин сидит на скамейке. Подходит Тихон и рассказывает о поездке в Москву (Тихон там пил непрерывно) и о том, что Катерина ему изменила. Мама, говорит Тихон, советует жену живой в землю закопать. Но самому Тихону Катерину жалко. Кулигин убеждает Тихона простить Катерину. Тихон радуется, что Дикой отправил Бориса в Сибирь на целых три года, и рассказывает, что Варвара сбежала с Кудряшом.
Катерина одна. Она хочет повидаться с Борисом. Появляется Борис и рассказывает, что дядя отправляет его в Сибирь. Катерина просит взять её с собой, но Борис отказывается, всё время оглядываясь, чтобы его никто не увидел в обществе Катерины.
Экранизации
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Кто из героев драмы «Гроза» тонко чувствует красоту природы?
Ответ. Катерина. Она с детства любила цветы: «Встану я, бывало, рано утром; летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много».
В чём противопоставлены образы Тихона и Кабанихи?
Ответ. Тихон не жесток, как его матушка. Он искренне страдает от сложившейся в семье ситуации. А Марфа Игнатьевна испытывает наслаждение, ругая невестку и требуя для неё наказания.
В то же время Тихон не может противостоять матери и защищать Катерину. Поэтому и Тихон, и Кабаниха — персонажи «тёмного царства».
Назовите фамилию литературного критика, который охарактеризовал Катерину как «луч света в тёмном царстве».
Ответ. Добролюбов.
Николай Александрович Добролюбов написал о «Грозе» статью «Луч света в тёмном царстве», и название этой статьи стало расхожим выражением.
Анализ пьесы «Гроза» (А.Н. Островский)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 05.06.2019 · Обновлено 20.12.2020
Русская драматургия считается одной ли богатейших во всей мировой литературе. Культурное наследие человечества было бы неполным без творчества таких людей, как Фонвизин, Грибоедов, Горький, Чехов и, в конце концов, Александр Островский. Он считается главным русским драматургом середины девятнадцатого века. А его пьеса «Гроза» — одним из главных драматургических произведений своего времени. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор этой пьесы.
История создания
На создание пьесы «Гроза» Островский вдохновился после своей поездки по Волге. Увидев патриархальный уклад провинциальных городов Центральной России и Поволжья во всей его красе, писатель захотел, чтобы и жители крупных городов увидели этот мир, скрытый внутри России. Он начал и закончил написание пьесы в 1859 году.
Прототипом главной героини пьесы, Катерины, была актриса Косицкая, с которой драматург состоял в очень близких отношениях. Женщина была замужем, да и сам драматург имел жену. Несмотря на это, они любили друг друга, и первой исполнительницей роли Катерины стала именно Косицкая.
Реалистичность пьесы была доказана самой жизнью: буквально через месяц после того, как писатель закончил работу, в Костроме разыгралось «клыковское дело». Мещанка Александра Павловна Клыкова бросилась в Волгу из-за притеснений свекрови и тайной любви к местному почтовому служащему. Муж, слабовольный и бесхарактерный, не заступался за жену, а его мать была недовольна недоимкой приданного и во всем винила невестку.
Смысл названия
Сама же гроза, как природное явление, играет важную роль в пьесе, символизируя собой неизбежность кары — рок, нависший над героями. Тучи сгущались над Катериной после измены, и вот ее признание и, наконец, самоубийство, совпавшее с громовым явлением природы, стали своеобразными стихийными бедствиями в судьбе семьи Кабановых и самого Калинова. Роль грозы в пьесе — это метафора происходящих там событий, природное выражение социального конфликта.
Направление и жанр
Пьесу «Гроза» можно смело отнести к направлению реализма. В ней Островский попытался точно отобразить быт и нравы провинциального захолустья. Созданные им характеры максимально приближены реальным.
Жанр этого произведения — драма. «Гроза» — это пьеса, построенная на приземлённом социальном конфликте и показывающая нам героев, попытавшихся восстать против обстоятельств.
Композиция
В основе сюжета лежит классический любовный треугольник. Композиция пьесы вполне традиционна, и делится на нижеследующие элементы:
Огромную роль в развитии сюжета играет природа, в частности гроза, усиливающаяся по мере приближения к кульминации.
Конфликт
Главный социальный конфликт пьесы – противостояние старого мира в лице Кабанихи и Дикого и нового, представленного Катериной и другими молодыми героями. Также есть противостояние отцов и детей, купечества (Кабановы) и дворянства (Катерина), богатства (Дикой и Кабанова) и бедности (Кудряш, Борис). Любовный (Катерина, Борис и Тихон) и бытовой (свекровь и невестка) конфликты тоже имеют место в тексте.
Несмотря на то, что внешне этот конфликт представляет собой классическую семейную ссору, становится понятным, что Островский прежде всего осуждает не отдельных личностей, но общество, которое создало их и поощряет их образ жизни.
Действие разворачивается в Калинине — маленьком городке на берегу Волги. В начале пьесы нам представляют двух молодых людей: Катерину Кабанову, живущую в купеческой семье под жёстким давлением со стороны своей свекрови – Кабанихи, и молодого человека Бориса, который тщетно пытается получить своё законное наследство, присвоенное его дядей Савёлом Прокофьичем.
Муж Катерины временно покидает дом, и между героями вспыхивает страсть. Однако со временем Катерину начинает мучать совесть. Не выдержав душевных терзаний, она публично признаётся в своей измене.
Главные герои и их характеристика
Образы героев в пьесе «Гроза» отражены в таблице от Многомудрого Литрекона.
Тематика пьесы «Гроза» интересна и насущна даже сегодня:
Литрекон дополнил список тем, но если Вам нужно описание еще каких-нибудь конкретных тем или мотивов, обращайтесь к Литрекону в комментариях, он еще раз дополнит перечень.
Проблемы
Проблематика пьесы «Гроза» не менее глубока и актуальна:
Многомудрый Литрекон знает и другие проблемы в пьесе «Гроза», но их перечисление может занять много места и времени. Если Вам понадобится полный список, дайте знать в комментариях.
Каждому отрицательному герою пьесы «Гроза» присущ свой порок (или пороки), олицетворяющий глобальную социальную проблему человечества:
Основная идея
В чем смысл пьесы «Гроза»? Автор хотел показать, что даже самые авторитетные патриархальные устои нуждаются в развитии и переоценке, иначе они застаиваются и только мешают людям. Порядки Домостроя безнадежно устарели, поэтому жители отставшего от времени Калинова становятся заложниками лицемерия, чтобы им соответствовать хотя бы внешне. Они уже не могут жить так, как было прежде, но и изменить старые порядки им не хватает смелости и силы. Одна Катерина объявила бунт против условностей старого мира и пала жертвой в неравном бою.
Главная мысль в пьесе «Гроза» выражается в необходимости прогресса и просвещения, как научного, так и нравственного. Их он уподобляет свежему воздуху, который дарит миру гроза. Перед этим явлением мир окутывает духота, сушит зной, и только гром может освободить землю от этого бремени и дать ей свежести, необходимой для обновления. То же самое произошло в Калинове: гибель Катерины и ее смелый бунт встряхнули застоявшийся город.
Чему учит?
Пьеса Островского может затронуть не только глухую провинцию Российской империи девятнадцатого века. Образы, созданные писателем, остаются актуальными и для жителей больших городов в наши дни. «Гроза» может помочь каждому из нас взглянуть на свою жизнь, взвесить свои поступки и слова и определить, кто же мы такие: лицемерные калининцы или высоконравственная Катерина.
Авторская позиция в пьесе «Гроза» однозначна. Островский явно симпатизировал своей героине и оправдывал её поступок деградацией общественного устройства, при котором человек вынужден скрывать свои чувства, и порочностью озлобленных друг на друга людей.
Критика
Что говорили критики о «Грозе» Островского? Пьеса воспринималась неоднозначно в годы своего создания, неоднозначно воспринимается она и сейчас. В основном споры велись и ведутся вокруг морального образа Катерины.
Если критик Николай Добролюбов воспринимал её как положительного персонажа, как «луч света в тёмном царстве», то Дмитрий Писарев напротив видел в Катерине – инфантильную и глупую купчиху, такую же порочную и лицемерную, как и люди вокруг неё.
Так или иначе, на сегодняшний день «Гроза» являет собой монумент русской драматургии, свидетельство культурной жизни и настроений интеллигенции Российской империи девятнадцатого века.
Цель «Грозы» — показать во всем ужасающем свете как тот страшный семейный деспотизм, который господствует в «темном царстве» — в быту некоторой части нашего загрубелого, неразвитого купечества, внутренней стороной своей жизни еще принадлежащего временам давно минувшим, — так и тот убийственный, роковой мистицизм, который страшною сетью опутывает душу неразвитого человека. («Гроза». Драма А. Н. Островского», журнал «Московский вестник», 1859 г., № 49)
О жизненности и искренности драмы Островского говорили многие рецензенты. Его произведениям верили и зрители, и читатели.
«…произведения г. Островского поселяют какую-то уверенность, что он все это слышал где-то, где-то видел, не в своем воображении, а в действительности. Так ли было или нет — все равно, дело в впечатлении. (Н. Ф. Павлов, статья «Гроза», газета «Наше время», 1860 г., №1)
О новаторстве и свежести взгляда Островского на общественные явления критики тоже говорили не раз.
В частности, А.Н. Островский существенно обогатил галерею женских образов русской литературы.
В «Грозе» слышны новые мотивы, прелесть которых удваивается именно потому, что они новы. Галерея русских женщин Островского украсилась новыми характерами, и его Катерина, старуха Кабанова, Варвара, даже Феклуша займут в ней видное место. В этой пьесе мы заметили еще новую черту в таланте ее автора, хотя творческие приемы у него остались те же, что и прежде. Это попытка на анализ. Мы сомневаемся только, чтоб анализ мог ужиться с драматической формой, которая по своей сущности уже чуждается его.» (М. М. Достоевский, ««Гроза». Драма в пяти действиях А. Н. Островского», «Светоч», 1860 г. №3)
Особенностью пьесы «Гроза» является уникальный национальный язык, который передает русскую ментальность и ее неоспоримую самобытность.
… язык Островского представляет богатейшую сокровищницу русской речи. Мы можем в этом отношении поставить в один ряд лишь трех писателей: Крылова, Пушкина и Островского.» (А.М. Скабичевский, книга «История новейшей русской литературы. (1848-1890)», Санкт-Петербург, 1891 г.)
Название произведения | Гроза |
---|---|
Автор | Александр Островский |
Жанр | Пьеса (драма) |
Год написания | 1859 |
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Действие первое
Общественный сад на высоком берегу Волги
Явление первое
Явление второе
Дикой ругает племянника за безделье, говоря, что найти дело можно и в праздник. Он придирается к самому факту существования Бориса.
Явление третье
«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба»
Богатые намеренно обирают бедных, те – страдают, купцы из зависти вредят друг другу. Пока Кулигин говорит, появляются Феклуша и некая горожанка. Феклуша восхищается городом, хвалит благочестие жителей:
«В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и подаяниями многими! За наше неоставление им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых»
Явление четвертое
Явление пятое
Кабаниха наставляет Тихона: скоро ему в отъезд в Москву. Она считает, что из мира исчезло уважение к старшим, и читает нравоучения Тихону, Катерине и Варваре, обвиняя их в неучтивости и грехах других людей, хотя близкие ни в чем перед ней не виноваты:
«… от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает»
Упрекает Кабаниха сына и в том, что ему жена милее матери и что прежней любви от него не видит с тех пор, как тот женился. За мужа заступается Катерина, но та грубо прерывает ее. Варвару раздражает брань матери. Катерина пытается защищаться:
«Катерина. … за что ж ты меня обижаешь?
Кабанова. Эка важная птица! Уж и обиделась сейчас.
Катерина. Напраслину-то терпеть кому ж приятно!»
«Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь»
Явление шестое
Явление седьмое
Варвара говорит Катерине, что любит ее и жалеет. Катерина рассуждает:
«отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?»
Явление восьмое
Барыня пророчит Катерине и Варваре адское пламя:
«Красота-то ваша вас радует? Вот красота-то куда ведет. (Показывает на Волгу.) Вот, вот, в самый омут. Что смеетесь! Не радуйтесь! (Стучит палкой.) Все в огне гореть будете неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой. (Уходя.) Вон, вон куда красота-то ведет!»
Явление девятое
Катерина напугана: причитания Барыни вторят ее собственным сомнениям. Приближается гроза. Катерина и ее воспринимает как страшное предзнаменование, Варвара уводит ее домой.
Действие второе
Явление первое
Явление второе
«ты вспомни, где ты живешь! У нас ведь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало»
Варвара сообщает Катерине, что Борис также интересуется ей. Катерину пугают греховные мысли, но противостоять им она не может. Она заявляет, что сладить с ней никто не сможет, если только ей захочется свободы, и если придется, она выбросится в окно или кинется в Волгу. Варвара подсказывает, что когда Тихон уедет, возможность видеться с Борисом представится. Она подговаривает Катерину вместе с Глашей спать с ней в саду в беседке: Варваре и самой хочется гулять ночью, но одну ее Кабаниха не пустит.
Явление третье
Явление четвертое
Катерина говорит Тихону, что свекровь обидела ее такими словами. Тихон просит не принимать ее все близко к сердцу, но на просьбу жены взять ее с собой, отвечает отказом, и упрекает Катерину, что она навязывается : он устал от гнета Кабанихи и хочет воли.
«с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь! Ты подумай то: какой ни на есть, я все-таки мужчина; всю жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?»
Катерина говорит мужу, что за такие слова его трудно любить, но Тихон слишком погружен в предвкушение свободы и не слышит ее. Она предупреждает мужа: быть беде в его отъезд, и просит взять с нее клятву, что она ни с кем видеться не будет, пока его нет. Тихон не успевает: слышен голос Кабанихи, пора.
Явление пятое
Явление шестое
Кабаниха остается одна и сетует на неумения молодости: даже проститься толком не могут! Для нее важны законы приличия и соответствия традициям.
«Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего»
Явление седьмое
Явление восьмое
Катерина остается одна. Она жалеет, что у нее нет детей, в доме тихо и тоскливо. Ее посещают мысли о смерти:
«Кабы я маленькая умерла, лучше бы было. Глядела бы я с неба на землю да радовалась всему. А то полетела бы невидимо, куда захотела. Вылетела бы в поле и летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка»
Чтобы отвлечься и скоротать время, она решает купить холста и шить белье для бедных.
Явление девятое
К Катерине входит Варвара. Она сообщает, что договорилась с Глашей и матерью ночевать в саду. Она дает Катерине ключ от калитки, но та сопротивляется: ей видится в этом страшное искушение. Варвара между делом замечает, что ключ нужен не только Катерине, но и ей самой.
Явление десятое
Катерина осознает, какой соблазн перед ней стоит: с ключом она получает доступ к свободе и сможет видеться с Борисом. Ей очень страшно, она ждет беды и чувствует себя грешницей, но устоять не может и ищет себе оправдания.
Действие третье
Сцена 1-я
Происходит у дома Кабановых, на скамейке
Явление первое
Явление второе
«у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить – обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому, только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет»
Явление третье
Борис ищет Дикого, но есть и другая причина, почему его тянет к Кабановым. Ему хочется тайком взглянуть на Катерину.
«Живем в одном городе, почти рядом, а увидишься раз в неделю, и то в церкви либо на дороге, вот и все! Здесь что вышла замуж, что схоронили – все равно»
Появляется Кулигин и беседует с Борисом. Изобретатель сетует, что в городе не приживается прогресс: даже на новом бульваре никто не гуляет, все по домам заперты.
«не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых! Да что вам говорить, сударь! По себе можете судить. И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства!»
Кулигин рассказывает Борису, что в городе живут привольно только незамужние. В этот момент в отдалении показываются Варвара с Кудряшом, они целуются.
Явление четвертое
Варвара, закрываясь платком, чтобы ее не узнали, подходит к Борису и говорит, чтобы он приходил в позднем часу к оврагу за садом Кабановых. Он не понимает в чем дело, а Варвара, не объясняя, исчезает.
Сцена 2-я
События происходят ночью у оврага у сада Кабановых
Явление первое
Кудряш с гитарой ждет возлюбленную Варвару, которой все нет. Кудряш поет песню о казаке. У оврага появляется и Борис.
Явление второе
«себе хлопот не наделайте, да и ее-то в беду не введите! Положим, хоть у нее муж и дурак, да свекровь-то больно люта»
Явление третье
«Нет у меня воли. Кабы была у меня своя воля, не пошла бы я к тебе. Твоя теперь воля надо мной, разве ты не видишь!»
Она бросается к нему на шею и говорит, что хочет умереть. Борис обещает пожалеть ее и никому об их любви не рассказывать. Он счастлив, что целых две недели сможет с ней видеться.
Явление четвертое
Кудряш и Варвара видят Бориса с Катериной и радуются за них. Катерина с Борисом уходят. Кудряш волнуется, не проснется ли Кабаниха, но Варвара успокаивает его: Глаша караулит злобную. В первом часу все разбредаются по домам, договорившись на следующий день увидеться раньше.
Явление пятое
Катерина прощается с Борисом у калитки, Варвара с Кудряшом поют песни под гитару.
Действие четвертое
«На первом плане узкая галерея со сводами старинной, начинающей разрушаться постройки; кой-где трава и кусты за арками — берег и вид на Волгу»
Явление первое
Гуляющие горожане бродят вокруг руин. Они говорят о собирающейся грозе и прячутся за арками постройки. Кто-то замечает едва заметные фрески на стенах: некогда здесь была изображена геенна огненная. Появляются Дикой и Кулигин: Дикому кланяются.
Явление второе
Явление третье
Здесь же, у руин, Варвара тайком встречается с Борисом, и рассказывает ему, что внезапно вернулся Тихон. Катерина чуть не обезумела: ее гложет вина, и Варвара боится, что она сознается в измене. Борис взволнован. Вдали вновь слышны раскаты грома.
Явление четвертое
Кабаниха, Тихон, Кулигин и Катерина бродят по городу. Катерина у гостиного двора видит в толпе Варвару и бросается к ней, она напугана. Она решает сознаться обо всем мужу, бедный Тихон и не подозревает о произошедшем. Случайно они встречают Бориса, Катерина вне себя. Приближается гроза, Кулигин успокаивает суеверный народ: для него это благостные проявления величия и красоты природы.
Явление пятое
Борис и Кулигин уходят. Горожане боятся грозы, обсуждают ее с суеверным страхом: туча столь страшная, что наверняка убьет кого-то. Катерина слышит их разговоры и принимает их на свой счет. Появляется безумная Барыня с лакеями. Катерина в ужасе прячется.
Явление шестое
«… молись богу, чтоб отнял красоту-то! Красота-то ведь погибель наша! Себя погубишь, людей соблазнишь, вот тогда и радуйся красоте-то своей. Много, много народу в грех введешь!»
Действие пятое
Декорация первого действия. События происходят в сумерках
Явление первое
«Вот маменька говорит: ее надо живую в землю закопать, чтобы она казнилась! А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала»
Явление второе
Явление третье
Явление четвертое
Оставшись одна Катерина размышляет, что жить ей теперь не за чем. Она мечтает о могиле, которая станет ей надежным убежищем от злого мира.
Явление пятое
Приходят Тихон, Кабаниха и Кулигин: до них дошел слух, что женщина собирается броситься с обрыва, но Кабаниха уверена, что это только показной жест, и с Катериной все в порядке.
Явление шестое
Явление седьмое
Кулигин приносит несчастную и заявляет: ее «душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!» Тихон упрекает мать в смерти жены, она грозит ему за непочтительные речи. Затем Тихон укоряет Катерину:
«Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»