О чем можно рассказать рассматривая таблицу
Урок математики в начальной школе: учимся работать с таблицей
Работа с таблицами — это работа с информацией, без чего в наше время не обойтись. Поэтому авторы курса «Математика» для 1-4 классов Георгий Муравин и Ольга Муравина уделили таблицам большое внимание в своих учебниках. Рассмотрим подробнее, с примерами, какие виды таблиц и задания к ним предлагают авторы учебников, как выстроено постепенное освоение важного метапредметного умения на уроках математики (с первого класса и до ВПР).
1. Информационные таблицы
Информационные таблицы содержат данные, которые ученику нужно использовать при выполнении задания. Могут быть указаны площади стран, сведения из биологии, другие показатели. Дети получают задания: «найди информацию», «классифицируй», «расположи по уменьшению» (и возрастанию), «сделай вычисления», «составь вопросы по таблице» и др. Вычисления производятся отдельно.
Примеры заданий
1 класс
(Из проверочных работ. Задание «со звездочкой»)
На даче собрали урожай ягод. Их количество записали в таблицу
Укажите верные утверждения, составленные по таблице.
2 класс
(Из проверочных работ)
В таблице указано расписание движения поездов
Запиши ответ на вопросы.
3 класс
«Моя телефонная книга»
Составь свою телефонную книгу. Расположи абонентов в алфавитном порядке. Какие телефоны экстренных служб обязательно должны быть занесены в книгу?
4 класс
Ответьте на вопросы по таблице, в которой записана длина корней некоторых растений.
2. Справочные таблицы
Справочные таблицы в первом классе показывают числа в пределах 20 с разных точек зрения. И далее, они помогают познакомить учеников с названиями чисел, видами вычислений, разрядами чисел, единицами измерения.
Примеры заданий
1 класс
Назови состав числа 5 по рисунку. Заполни домик.
Найди значение выражений, пользуясь составом числа 5.
2 класс
Рассмотри таблицу чисел от 1 до 100. Назови числа, которые ты знаешь. По какому правилу составлена таблица? Какие числа пропущены?
3 класс
Найди значения выражений и запиши их римскими цифрами.
L – X | CCC + D | LX – XX |
D + C | XL + X | DC – CD |
XXX – V | CD – C |
4 класс
Выполни задание по таблице.
Таблица разрядов и классов
3. Логические таблицы
Логические таблицы ставят перед учениками логические задачи: проанализировать данные, найти закономерности. Например: «дополни таблицу нужными элементами» (фигурами/числами), «продолжи запись», «сопоставь числа и формулы», «вставь подходящее число из предложенных и сделай вычисление» и т.д.
Примеры заданий
1 класс
Кто быстрее (ты или твой сосед по парте) нарисует фигуру, которую нужно поставить на свободное девятое место?
3 класс
Какие числа пропущены в таблице, если r — радиус окружности, а d — диаметр этой же окружности?
Работа со схемами-таблицами на уроках русского языка
Выбранный для просмотра документ Обобщение опыта. Работа со схемами-таблицами на уроках русского языка..doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 г. Южно-Сахалинска
Работа со схемами-таблицами на уроках русского языка
Работу выполнила учитель русского языка
и литературы МБОУ СОШ № 4
Классификация таблиц. __________________________________________________
1. Виды таблиц.__________________________________________________________
1. Составление и использование схем-таблиц на уроках._________________________
2. Как учить читать схемы-таблицы._________________________________________
Учебные средства наглядности облегчают восприятие теоретического материала, способствуют быстрому его запоминанию, причём не механическому и бездумному, а осмысленному и более прочному, поскольку при такой подаче учебной информации наглядно демонстрируется логические связи между явлениями языка.
Наверное, каждый из нас часто замечал, что какую-то информацию мы запоминаем быстро и довольно долго храним в памяти, а какую-то очень быстро забываем. Замечали также, что кто-то из нас лучше запоминает материал в том случае, если хотя бы раз сам прочитал его, а кому-то достаточно просто послушать на уроке, лекции, а кто-то запоминает материал, если приведет для себя все в логически стройную систему или запомнит информацию только благодаря каким-то ассоциациям и так далее. Конечно, все наше восприятие целиком и полностью индивидуально и основывается на разных типах памяти: зрительной, слуховой, ассоциативной и так далее. Поэтому и скучные правила кому-то легче запомнить, заучивая тексты по учебнику, а кому-то проще все свести в таблицу или алгоритм.
Все таблицы можно разделить на несколько видов (в зависимости от типов памяти и восприятия):
просто «формулы» (особо популярны у учащихся физико-математических школ);
последовательно изложенный материал.
«Н и НН в разных частях речи».
Определить часть речи
(от слова какой части речи образовано)
от существительного от глагола
прилагательное 1) сов. вида несов.вида
крат. ф.= полн.ф.
оловянный крат.ф н крат.ф
стеклянный
как у прил.(кр.ф.= полн.ф.)
Исключение: раненый (но раненный в
Сначала мы определяем часть речи. Все очень просто. Слово с Н или НН может быть образовано от существительного или от глагола. Разбираем левую часть таблицы. Слова, образованные от существительного, будут называться прилагательными. Далее мы обращаем внимание на вспомогательные условия:
Во всех этих случаях мы будем писать НН, кроме слова «ветреНый» (здесь пишется одна Н).
В краткой форме прилагательных пишется столько же Н, сколько и в полной форме.
Для примера можно использовать примеры из таблицы, а можно подобрать и свои. Целесообразно сразу же после повторения теории потренироваться на данную тему, не забегая вперед.
Теперь перейдем к правой части алгоритма. Если слово, в котором необходимо определить написание Н, образовано от глагола, то следующим этапом будет определение вида глагола: совершенный и несовершенный (заодно повторяем частично теоретические сведения о глаголе). Если слово образовано от глагола совершенного вида, то оно будет называться «причастием», если образовано от глагола несовершенного вида, то оно будет называться «отглагольным прилагательным».
Теперь основные условия написания Н и НН. Для того, чтобы написать в слове, образованном от глагола, НН, необходимо соблюдение хотя бы одного из условий:
образование от глагола совершенного вида;
наличие зависимых слов;
наличие приставок, кроме НЕ-;
Если хотя бы одно из данных условий соблюдается, то слово пишется с НН. Обращаем внимание, что все выше перечисленное относится к слову, стоящему в полной форме. Если же слово представлено в краткой форме (краткая форма причастия), то пишется Н. Исключением из данного правила является слово «раненый». Оно образовано от глагола совершенного вида, но пишется с Н, хотя словосочетание «раненный в голову боец» пишется с НН, т. к. есть зависимое слово «в голову».
Если же никакое из всех указанных условий не подходит, то есть: нет приставки, нет зависимых слов, нет указанных суффиксов и слово образовано не от глагола совершенного вида, то в полной форме мы пишем Н. Слово в краткой форме отглагольного прилагательного пишется следующим образом: так как это все же прилагательное, хоть и образовано от глагола, в краткой форме пишется столько же Н, сколько и в полной (см. левую сторону алгоритма). НО, если слово стоит в форме М. Р. ЕД. Ч., то здесь всегда пишется Н.
Теперь необходимо потренироваться на «правую» часть таблицы.
Очень часто возникают трудности в определении краткой формы причастия, прилагательного или отличие их от наречия. Есть определенные условия, запомнив которые, можно с легкостью научиться различать эти формы:
И последнее. Есть еще сложные формы слов с Н и НН.
Есть, конечно, и словарные написания. Они выделяются под словом «ЗАПОМНИТЬ».
После всего изложенного материала необходимо потренироваться на текстах и тестах.
Как вы могли убедиться, все достаточно просто. Если все это будет изложено в небольшой таблице, суть которой достаточно понятно объяснить на занятии, то сэкономится время и появятся большие возможности для тренировки, так как учащийся сможет сам, обращаясь к алгоритму, достаточно быстро выработать умения и навыки в усвоении данного правила.
2. Ассоциативные ряды
После С, З, Д, Т, Ж -ЧИК-
С Д
Ж Жучки
В остальных случаях
В словах иноязычн. -ЩИК-
Именно после эти согласных
2) Или другой способ.
Есть еще несколько правил, которые тоже легко запомнить, благодаря ассоциативным рядам.
-МАК- Если погрузить что-то в сосуд с жидкостью, то оно там «распластается» и превратится в широкую букву «А».
-МОК- В тот же сосуд погрузили что-то, оно хорошо впитало в себя и от тяжести воды вытянулось в узкую букву «О».
Этот вариант таблиц можно применять, объясняя как орфографию, так и пунктуацию. Если говорить об орфографии, то часто схемы используются, когда речь идет о правилах, где упор делается на состав слова. Например, когда говорим о написании сложных слов с соединительной гласной. Тогда схематично указывается, когда, в каком случае пишется та или иная соединительная гласная.
1) ________тв__ О __________
(пароход, рыболов, волнорез)
2) __________мяг__