О чем можно беспокоиться в школе

Страх перед школой: как морально подготовить ребенка?

Хорошая новость в том, что большинство ребят легко адаптируются к изменениям и их беспокойство снижается до нормального уровня в течение первого месяца обучения в школе.

С рождения и до 11-12 лет нейронные связи в мозге развиваются быстрыми темпами. Это позволяет детям получать и накапливать знания из разных источников. Затем процессы мозга направлены в сторону систематизации и интеграции новых навыков. В это же время у ребенка складывается более полное представление о мире и о его месте в этом мире.

На какой бы стадии развития они ни находились, дети и подростки изучают окружающую среду, осваивают новый опыт, сталкиваются с вызовами и изменениями. Новый опыт, разумеется, несет с собой неопределенность, что может спровоцировать тревогу.

Симптомы детской тревожности

Хотя негативный настрой перед школой после каникул может показаться естественным явлением, игнорировать нестандартное поведение детей не стоит.

Обратимся к симптомам детской тревожности:

неуверенность в себе;

проблемы с концентрацией внимания;

непроизвольное мочеиспускание во сне;

частые кошмарные сны.

К сожалению, иногда сигналы мозга начинают работать неправильно и вызывают тревогу в обыденных ситуациях.

Как снять страх перед школой?

Стратегия помощи тревожным детям заключается в том, чтобы вывести все переживания на поверхность. Спросите своего ребенка, о чем он беспокоится. Обнаружив причину страхов, легче предпринять меры для борьбы с этим состоянием. Здесь очень важно работать над проблемой совместно с ребенком, показывать готовность помочь, не лишив его ответственности.

О чем можно беспокоиться в школе. Смотреть фото О чем можно беспокоиться в школе. Смотреть картинку О чем можно беспокоиться в школе. Картинка про О чем можно беспокоиться в школе. Фото О чем можно беспокоиться в школе

Designed by jcomp/Freepik

Здоровый сон

Волнение и тревога могут повлиять на сон. Хороший сон очень важен для того, чтобы справиться со стрессом. Некоторые дети настолько обеспокоены, что не могут уснуть ночью перед школой или встают намного раньше будильника.

Предложите ребенку выпить немного теплого молока вечером, оно провоцирует высвобождение гормона триптофана, который помогает уснуть. Прочитайте сказку, которая может быть даже немного скучной. Мягкое освещение и приглушенная музыка помогают настроиться на отдых. Натуральные лекарственные препараты ( валериана, мелатонин) тоже способствуют спокойному сну.

Тревожность по утрам

Тревога может проявляться в виде болей и спазмов в животе, а также в повышенной раздражительности по утрам. Стакан теплой воды натощак поможет снять желудочные спазмы. Не поддавайтесь на уговоры и не позволяйте детям оставаться дома без веской причины. Оставаясь дома, они ещё больше погружаются в свои переживания.

Переживания на листе бумаги

Попросите ребенка написать или нарисовать свои переживания на листе бумаги, прочитать их вслух, а затем разорвать на части и выбросить. Таким образом он избавляется не только он листков бумаги, но и от своих переживаний.

Кроме того, положительный эффект оказывает ведение журнала тревог. Письменное изложение тревог дня с заключением в виде позитивных мыслей помогает разорвать порочный круг негативного мышления.

Наглядный пример

Иногда родителям в первую очередь нужно решить собственные психологические проблемы: тревоги взрослых могут передаться детям. Будет полезно разобраться в своих переживаниях, чтобы не переносить их на детей.

Обычно маленькие дети испытывают тревогу перед школой в связи с разлукой, особенно если они не посещали детские сады или лагеря. В этом случае следует провожать их в школу, сопровождая до классного кабинета.

Если описанная ребенком проблема распространена, стоит найти фильм или мультфильм об этом. Наглядный пример часто приводит к простым решениям.

Источник

Как помочь ребенку справиться с тревогой в школе

О чем можно беспокоиться в школе. Смотреть фото О чем можно беспокоиться в школе. Смотреть картинку О чем можно беспокоиться в школе. Картинка про О чем можно беспокоиться в школе. Фото О чем можно беспокоиться в школе

Начало учебного года нелегко дается некоторым детям. Не всем удается сразу же адаптироваться к школьной рутине и порядку после каникул, наполненных свободой и весельем. Поэтому дети плачут, волнуются из-за возможных неудач, плохо спят. “Правмир” публикует перевод статьи NPR о том, как помочь ребенку, который переживает тревогу в первые недели занятий.

— Возвращение в школу — это стресс для всех, — говорит Линн Буфка, практикующий психолог из Американской психологической ассоциации. — Даже для тех, кто уже ходил на уроки раньше.

Для школьника нормально испытывать тревогу в первые учебные недели. Но это все равно вызывает беспокойство родителей.

— Если вы видите, что дети встревожены, не паникуйте, — говорит Джон Келли, школьный психолог из Лонг-Айленда, штат Нью-Йорк. — Для большинства детей нормален некоторый уровень тревоги. Вспомните, как вы чувствовали себя в первые учебные дни. Вероятно, что вы переживали тоже самое, что и ваш ребенок.

Мы поговорили с экспертами о том, что могут сделать родители, чтобы облегчить первые недели в школе и на что в поведении ребенка следует обратить внимание, чтобы уберечь его от более серьезных проблем.

Слушайте вашего ребенка

Будь открытыми, говорит Буфка. Если у детей возникают вопросы о школе или же в первые учебные дни происходит что-то, что они хотят обсудить, родителям стоит найти время, чтобы выслушать. Когда вы разделите с ребенком его переживания, то ему станет легче.

— Родители помогают детям распознавать свои эмоции и говорить о них. Доверительное общение в этом поможет, — говорит Буфка.

Обсуждайте детали

Когда слушаете ребенка, задавайте уточняющие вопросы.

— Для родителей важно выяснить в беседе с детьми, почему те испытывают беспокойство, — говорит Буфка.

Если мать или отец знают, что именно заставляет школьника нервничать — друзья, учеба, новый учитель — они могут помочь ему решить ту или иную проблему.

Ищите решения вместе

Элеонора Макки, психолог из Детской национальной системы здравоохранения в Вашингтоне, округ Колумбия, предлагает спросить детей, что поможет им чувствовать себя лучше.

— Пусть они сами предложат, как решить ту или иную проблему, — говорит она. — Спросите их, что помогает им справиться с беспокойством во время учебы.

Вы можете помочь ребенку в поиске идей. И устроить ролевую игру, в которой сын или ночь опробует стратегии борьбы с волнением, которые вы уже определили.

О чем можно беспокоиться в школе. Смотреть фото О чем можно беспокоиться в школе. Смотреть картинку О чем можно беспокоиться в школе. Картинка про О чем можно беспокоиться в школе. Фото О чем можно беспокоиться в школе

Подумайте о хорошем

Сформируйте у ребенка позитивные ожидания. Поговорите с ним о том, какие приятные события с ним произойдут в школе, вспомните о прошлом опыте, который его порадовал. Встреча с друзьями или увлекательная экскурсия — отличный пример.

Обсудите прошлые успехи

Многие дети и раньше переживали из-за учебы. Но при этом достигали высоких результатов. Если напомнить ребенку о прежних победах, это поможет ему обрести уверенность в себе.

По словам Буфки, это покажет ребенку, что он в силах преодолеть свою тревогу, и это придаст ему сил.

Макки предлагает родителям шаблон:

— Я понимаю, что ты волнуешься, и это нормально. Но знаю, что ты можешь справиться с этим. Вспомни прошлый год, когда ты также нервничал, но… нашел нового друга, научился говорить по-английски, первым решил задачу и так далее.

Обратитесь за помощью к учителю

— Я удивлена, как неохотно родители разговаривают с учителями, — говорит Макки. — Они не хотят их лишний раз беспокоить, и не готовы признаваться, что у ребенка есть какие-то проблемы.

Но по ее словам, учителя не раз говорили, что им нравится, когда семьи обращаются к ним за советом.

Педагоги тратят много времени, пытаясь узнать получше каждого из учеников. Если вы расскажете им, что ваш ребенок волнуется из-за учебы, вы сэкономите им время. В конце концов, родители лучше всех знают своих детей.

Возможно, ваш ребенок стесняется отвечать у доски или боится совершить ошибку — сообщите об этом учителю. Он может использовать эту информацию, чтобы поддержать своего ученика. Также вы можете предупредить детей, что встретились с их педагогом, чтобы они меньше беспокоились и знали, что взрослые на их стороне.

О чем можно беспокоиться в школе. Смотреть фото О чем можно беспокоиться в школе. Смотреть картинку О чем можно беспокоиться в школе. Картинка про О чем можно беспокоиться в школе. Фото О чем можно беспокоиться в школе

Позвольте детям отдохнуть после уроков

Дайте детям расслабиться после школы, говорит Макки. Им не нужно много времени, 5—10 минут будет достаточно. Детям, объясняет она, требуется передышка после насыщенного дня, когда их мозг перегружен.

Попробуйте провести это время вместе. Несколько минут приятного общения могут быть полезны для всей семьи — это еще одна возможность стать ближе.

Тревога утихнет не сразу

Не каждый ребенок сможет справиться с волнением в первые учебные дни. Наберитесь терпения. Каждый новый день может принести новые проблемы. Это особенно актуально для среднего звена, где у детей появляются новые учителя и предметы.

Вполне нормально испытывать трудности в школе в первые две недели учебного года. С 1 сентября каждый раз начинается новая жизнь. К ней нужно привыкнуть, и это займет некоторое время.

Когда нужна помощь психолога

В некоторых ситуациях вашему ребенку может понадобиться дополнительная помощь. Келли отмечает несколько признаков того, что без психолога не обойтись: если вы видите, что ребенок сильно переживает, ему трудно ходить в школу или он не может уснуть по ночам из-за того, что встревожен.

— Если ребенок отказывается делать то, что он обычно делал, или то, что прежде не вызывало трудностей, — говорит Линн Буфка, — то что-то идет не так.

Возможно, ребенок столкнулся с буллингом, или он перегружен учебой и нуждается в дополнительной работе с психологом.

Буфка говорит, что в некоторых случаях волнение из-за учебы может перерасти в отказ от занятий, когда дети не хотят посещать уроки. Поэтому лучше вовремя обратиться к профессионалу.

Источник

Как перестать нервничать из-за учёбы? Мастер-класс от Адукар

Школьная и студенческая жизнь полна беспокойств. Нужно хорошо ответить тему, написать контрольную работу, сдать экзамены, ЦТ и поступить. Или постараться не завалить зачётную и экзаменационную сессию, практику, курсовую работу и получить диплом. Эти периоды все переносят по-разному, но так или иначе они связаны с волнением. Адукар подскажет, как перестать нервничать из-за учёбы или перед важным событием. А также объяснит, что делать, когда тревожность становится твоим постоянным признаком.

О чем можно беспокоиться в школе. Смотреть фото О чем можно беспокоиться в школе. Смотреть картинку О чем можно беспокоиться в школе. Картинка про О чем можно беспокоиться в школе. Фото О чем можно беспокоиться в школеРазличай спонтанное чувство беспокойства и повышенную нервозность. Первое проявляется разово и считается нормой. Но если обычное беспокойство перерастает в хроническую нервозность (по поводу и без), то это уже проблема

У страха глаза велики, или почему мы нервничаем

Запотели ладони, сердце часто забилось, стало жарко, сложно сконцентрироваться — твоё тело сигналит о проблеме. Дело может быть в физиологии — страхе за свою жизнь. Чаще причиной волнения становится психология — страх неудачи или нежелание выглядеть глупыми в глазах людей. В этот момент происходит выброс адреналина, который заставляет действовать или тормозить.

О чем можно беспокоиться в школе. Смотреть фото О чем можно беспокоиться в школе. Смотреть картинку О чем можно беспокоиться в школе. Картинка про О чем можно беспокоиться в школе. Фото О чем можно беспокоиться в школеБеспокойство часто придаёт маленьким вещам большую тень (шведская поговорка)

Вредно ли нервничать?

Не всё так страшно. Психологи доказали, что нервозность не всегда нам мешает. Иногда она становится толчком к развитию. Пережитый страх может мотивировать работать над собой. Ученик, которого раскритиковали, либо запустит учёбу, либо начнёт делать успехи. Люди искусства, испытывая муки творчества, создают шедевры. Наконец, перенесённые стрессовые ситуации добавляют жизненного опыта. Если обстоятельства повторяются, человек знает, как с ними справиться. Словом, что не убивает нас, то делает нас сильнее.

С помощью стресса можно развивать память

Когда обычное беспокойство переходит в повышенную нервозность?

Этот переход может определить только врач. Однако есть признаки, которые помогут понять, нужно ли бежать к специалисту. Депрессивное состояние, снижение активности, постоянное беспокойство — это тревожные звоночки. Люди с повышенной нервозностью страдают бессонницей, головными и сердечными болями. В такой ситуации главное вовремя заметить неладное и обратиться за помощью. Ведь в некоторых случаях чрезмерное волнение может быть симптомом многих заболеваний.

Как перестать нервничать перед важным событием?

Не создавай себе проблемы

Волнения не избежать, когда на экзамен идёшь неподготовленным. Поэтому лучше заранее планировать дела и правильно рассчитывать время, чтобы выучить предмет как следует. Так ты сохранишь значительную часть нервных клеток.

Настройся на позитив

О чем можно беспокоиться в школе. Смотреть фото О чем можно беспокоиться в школе. Смотреть картинку О чем можно беспокоиться в школе. Картинка про О чем можно беспокоиться в школе. Фото О чем можно беспокоиться в школеЕсли хочешь научиться контролировать свои эмоции, сделай своими настольными книгами произведения Роберта Лихи «Лекарство от нервов», Сьюзан Дэвид «Эмоциональная гибкость» или Маркса Мэнсона «Тонкое искусство пофигизма»

Что не убивает нас, то делает сильнее

Чтобы жизнь изменилось к лучшему, поменяй своё отношение к ситуации. Продумывай возможные варианты развития событий и не исключай вероятности неудач. Например, можно мыслить так: «Если не сдам экзамен на 9, не наберу нужный балл аттестата, придётся подавать документы на платное или в другой вуз, где проходной балл ниже» или «Пойду на пересдачу — постараюсь всё выучить, а в следующем семестре обязательно получу стипендию». Решай проблемы, а не страдай из-за них.

Не держи переживания в себе

Легче взять себя в руки, когда делишься эмоциями с другими. У двери перед экзаменом можно обсудить билеты, поддержать друг друга, пожелать удачи. Отвлекись на повторение материала и почитай самые сложные темы. Так ты сможешь позабыть на некоторое время о нервной дрожи.

Учись правильно дышать

Во время расслабляющих упражнений важно дышать не грудью, а животом. Это поможет быстрее успокоить физиологические признаки нервозности

Сконцентрируйся

Чтобы перестать нервничать, иногда достаточно собраться с мыслями и сосредоточиться на важном событии. Проверь, всё ли ты взял с собой, проверни в голове спланированный сценарий. Если это экзамен, не паникуй, а вдумчиво прочти вопросы и постарайся вспомнить материал. Постепенно записывая факты, ты сможешь запустить механическую и зрительную память и вспомнить гораздо больше теории, чем тебе казалось вначале.

Как не переживать из-за учёбы?

Одна из важных частей жизни (минимум 11 лет) приходится на учёбу. Больше всего стрессов приключается со школьниками и студентами из-за неё. Переживания из-за оценок, экзаменов и поступления, взаимоотношений с учителем и классом — лишь верхушка айсберга.

Не бойся ошибаться

В школу и в университет мы приходим, чтобы получать знания. На этом этапе делать ошибки нормально. Не стесняйся выступать перед классом или группой. Это всего лишь подготовка к будущей жизни и проработка твоих умений справляться со стрессом. Тебе обязательно пригодится этот навык на работе.

Не гонись за оценками

О чем можно беспокоиться в школе. Смотреть фото О чем можно беспокоиться в школе. Смотреть картинку О чем можно беспокоиться в школе. Картинка про О чем можно беспокоиться в школе. Фото О чем можно беспокоиться в школе

Отбрось шаблоны

Классический шаблон — ученик приходит в 1 класс, прилежно учится 11 лет и выпускается из школы с хорошим аттестатом прямо в вуз. Это не значит, что у тебя должно быть точно так же. Можно пойти учиться после 9 класса, а позднее поступить в вуз и построить карьеру. Как вариант, после вуза получить ещё несколько высших образований и работать не по диплому. Или вообще со школьным образованием после курсов работать в BT-компании. Отбрось стереотипы и ищи собственные пути саморазвития.

Решай проблемы по мере их поступления

Научись планировать свой день, чтобы распределять время на подготовку к экзаменам, ЦТ или написание курсовой (дипломной). Так ты сможешь быть уверенным, что успеешь всё сделать. И не нужно будет в последний момент в панике хвататься за учебники и кусать себе локти.

Не забывай про отдых

Что делать, если нервничаешь постоянно?

Найди причину нервозности. Если со здоровьем всё в порядке и организму хватает полезных веществ, причина кроется в другом. Часто нервы шалят из-за переутомления или личных и бытовых вопросов. Верный способ справиться с проблемами — переключиться на другое занятие. Хорошим антистрессом будет поход на культурные мероприятия, шоппинг, готовка или встреча с друзьями Когда нервозность появилась из-за усталости, лучше оставить все дела на потом и выспаться, принять ванну либо сходить на массаж.

О чем можно беспокоиться в школе. Смотреть фото О чем можно беспокоиться в школе. Смотреть картинку О чем можно беспокоиться в школе. Картинка про О чем можно беспокоиться в школе. Фото О чем можно беспокоиться в школеПитайся правильно. Твоя нервная система будет тебе благодарна, если ты будешь есть продукты с витаминами В (В1, В6, В9, В12), А, Е, Д

Не ограничивайся разовым отдыхом. Как говорится в пословице, в здоровом теле — здоровый дух. Поэтому регулярный сон, занятия спортом, прогулки на свежем воздухе и правильное питание решат проблему со стрессом.

Трудно сразу преодолеть нервозность. Придётся долго работать над собой. Надеемся, что наши советы станут хорошим стартом и помогут тебе справляться с волнением в любой жизненной ситуации.

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram.

Источник

8 проблем ребёнка в школе: рассказывает семейный психолог Екатерина Бурмистрова

Фактрум публикует её замечательную статью, отвечающую на многие острые вопросы, волнующие родителей.

О чем можно беспокоиться в школе. Смотреть фото О чем можно беспокоиться в школе. Смотреть картинку О чем можно беспокоиться в школе. Картинка про О чем можно беспокоиться в школе. Фото О чем можно беспокоиться в школе

От несделанных уроков к конфликтам в семье

Приготовление домашних заданий

Базовая практика во времена нашего взросления была одна: «Ты сам сделаешь уроки, а если у тебя будут сложности — ты меня попросишь, и я тебе помогу». Сейчас вся система обучения в начальной школе рассчитана на то, что родители должны делать уроки вместе с ребенком.

И тут существует определенная дилемма: как сделать так, чтобы ребенок успешно осваивал школьную программу, при том, что:

На мой взгляд, эти изменения:

Сейчас на первых родительских собраниях в первом классе учителя напрямую предупреждают родителей, что теперь им придется учиться вместе с детьми.

Учителя, по умолчанию, предполагают, что вы всю начальную школу будете отвечать за качество и количество приготовления домашних заданий. Если раньше задача учителя была — научить, то сейчас задача учителя — дать задание, а задача родителей (предположительно) — эти задания выполнить.

По иностранному языку программы вообще составлены так, что ребенок их в принципе не может сделать без взрослого. Грубо: «Не понял — сам дурак. Я объясняю материал, а если ребенок не понял — то либо идите на дополнительные занятия, либо объяснят родители». К такой ситуации нужно быть готовыми.

Значит, родители должны сесть и делать уроки с первоклассником, второклассником, третьеклассником, четвероклассником. Но сейчас созревание наступает довольно рано, и уже в 9–10 лет можно наблюдать всю симптоматику подросткового возраста. К 5–6 классу эта возможность — сидеть и делать уроки вместе с ребенком — у вас пропадет. Эта ситуация станет невозможной, а за четыре года ребенок привыкнет, что за уроки отвечает мама, и сам он эту ответственность взять не может и не умеет.

Вы можете ценой потери отношений продолжать его заставлять лет до 14–15, пока сил хватит. Конфликт будет отложен на несколько лет, а ребенок будет по-прежнему не в состоянии отвечать за свои задания. В 14–15 лет протест будет уже очень яркий — и с разрывом отношений.

Есть такие показатели, что дети, которые были чуть ли не отличниками в начальной школе, потому что за них все делали мама и папа, в средней школе резко снижают учебу, потому что помощь принимать уже не готовы, а умения и навыков учиться — нет.

Эта система, навязываемая многими педагогами начальной школы, — чтобы ребенок все делал дома идеально, то есть с помощью родителей.

Если ребенок отстает, то педагог может предъявить родителям претензию: недосматриваете! Только старые опытные педагоги придерживаются классической системы — чтобы ребенок все делал сам, пусть и с ошибками, и сами готовы научить и исправить.

«Как у нас дела?»

Формирование правильного учебного стереотипа

О чем можно беспокоиться в школе. Смотреть фото О чем можно беспокоиться в школе. Смотреть картинку О чем можно беспокоиться в школе. Картинка про О чем можно беспокоиться в школе. Фото О чем можно беспокоиться в школе

Нужно понять, с каким педагогом вам предстоит иметь дело, какая у него позиция. И, в зависимости от жесткости этой позиции, гнуть линию самостоятельности.

Самое важное, чему можно научить ребенка в начальной школе, — это ответственности, умению работать и возможности воспринимать задание, как свое.

Сначала, если вы движетесь в русле формирования самостоятельности учебной, у вас показатели успеваемости будут ниже. Особенно остро формируется несамостоятельность у единственных в семье детей, и здесь нужно быть особенно внимательными.

Ребенок пишет свои первые крючки — и сразу подвергается давлению родителей: «Не туда повел ручку! Ты над нами издеваешься! Ты будешь дворником!». Уровень мотивации у ребенка низкий — уровень мотивации у родителей зашкаливает.

А в школе педагог говорит: «Почему у ребенка не выходит соединение букв?». Не вы приходите к учителю, а он вас заставляет учиться вместе с ребенком. Объяснив материал в школе, он предполагает, что вы регулярно будете заниматься и советоваться, что и как делать. И формируется устойчивая лексическая связка «Как у нас дела?», говорящая о продолжающемся симбиозе матери и ребенка. Потом, классе в 9, ребенок говорит: «А я не знаю, кем я хочу быть», — у него не сложилось ощущение себя в учебе.

Если ребенка все время страховать, он вообще не научится делать что-либо самостоятельно, он знает, что «мама что-нибудь придумает», что в любой ситуации родители найдут выход.

Но у родителей часто существует страх: «Не выльется ли приучение к самостоятельности в конфронтацию ребенка с учителем, с системой?»

Сначала могут быть отставания, но потом ребенок достигает успехов. Идет первоначальная потеря, но нет этой потери в 4–5 классе. Если в этом периоде успеваемость искусственных отличников резко падает, то успеваемость таких детей резко возрастает.

Есть дети, которым все-таки нужно помогать. Это дети хронически рассеянные, ребенок «не здесь», в своих мыслях (хотя и в рамках нормы).

Таким детям нужно помогать чуть больше. Если у ребенка в принципе есть способности к самоорганизации, их нужно включить. Вопрос с уроками очень простой: либо он возьмет за них ответственность, либо не возьмет.

Картина складывается довольно рано, еще с «подготовки». Лучше создать условия для возникновения самостоятельности, и нужно формировать правильный учебный стереотип, связанный с уроками.

Школьные персонажи

Если педагогов много

Ребенку проще привыкнуть к одному педагогу, который ведет несколько предметов. Если преподаватели разные, нужно помочь ребенку сориентироваться, «как зовут какую тетю». Тети разные, у них есть отчества, а первоклашки с отчеством разбираются с трудом — его сложно запомнить, нелегко произнести.

Тут может быть нужен своего рода домашний тренинг: вырезаем фигурку тети такой-то — она ведет математику, зовут ее так-то.

Стоит также помочь ребенку выучить имена и фамилии одноклассников. Пока ребенок не знает, как зовут одноклассников и педагогов, он чувствует себя некомфортно.

Ориентируясь на способности ребенка, помочь запомнить «школьных персонажей» — детей и взрослых, — это важная родительская задача.

Ежедневные заботы

Школьнику нужно помочь организовать процесс обучения

Если у вас в семье существуют детские домашние обязанности, если у вас есть хотя бы какое-то подобие режима или ритма жизни, есть какая-то ежедневная цепочка событий, которая повторяется (примерно в одно время встаем, в одно время ложимся) — ребенку будет проще привыкнуть к школьному ритму.

Домашние обязанности приучают брать на себя ежедневную ответственность. И тут очень хороши цветы и домашние животные, вынос мусора — то, что необходимо делать регулярно. Цветы видимым образом засыхают, коты мяукают и просят пить, а мусорным ведром нельзя пользоваться. Взрослым надо не «спасать» ребенка и не выполнять обязанности вместо него.

К моменту попадания в школу у ребенка должны быть регулярные обязанности, то, что он делает ежедневно: чистит зубы, заправляет кровать, складывает одежду. На этом фоне к домашним обязанностям прибавляются другие ежедневные обязанности — школьные.

Школьнику полезно:

Если вы не успели дать своему ребенку все эти навыки до школы, делайте то же самое в 1 классе.

Как делать уроки

Школьный тайм-менеджмент

Для того чтобы делать уроки, должно быть определенное время. Нужно дневное расписание: встаем, умываемся, одеваемся — канва дня, и выделенное время — делаем домашнее задание.

Ребенку проще, когда все ритмично. Возникает динамический стереотип (по Павлову) — система реакции на время: ребенок заранее готовится перейти к следующему действию.

Такая система проще примерно для 85% детей, которые относятся к категории «ритмичных». Есть 15% безритмовых, с хаотическим временным устроением. Их видно с младенчества, они такими остаются и к школе.

После школы должен быть час покоя (это правило следует соблюдать), а дальше может наступать время уроков.

Ребенку можно показать расписание папы, мамы в еженедельнике, ежедневнике, и потом написать его расписание, объясняя, что такое у людей бывает, и это — атрибут взрослости. Все, что атрибут взрослости, — все предпочтительно.

Одна из болезней современности — уроки, растянутые на непомерное количество времени. Это значит, что люди не сделали простых действий, помогающих и ребенку и себе.

Норма делания уроков для первоклассника: 40 минут — 1 час;
2 класс — 1 час — 1,5 часа;
3–4 класс — 1,5 — 2 часа (не 5 часов);
к 5–6 классу эта норма переходит к 2–3 часам.

но больше 3,5 часов не должно быть потрачено на уроки.

Если ребенок делает уроки дольше, то его не научили работать, либо он — хронический «тормоз», а их особенно хорошо нужно учить работать. Ребенок не чувствует время, и родители должны помочь ему время почувствовать.

Адекватный период делания уроков для первоклассника — 20–25 минут, для подготовишки еще меньше — минут 15, для детей истощаемых — может быть еще меньше.

Но если вы ребенка усаживаете на время большее, чем нужно, вы просто теряете время — и свое, и его. С уроками можно не помогать, но вот с «тайм-менеджментом» все-таки стоит.

Для того чтобы почувствовать время, есть разные способы помощи ребенку. Например, разного рода таймеры:

При подготовке домашнего задания нужно составить план его выполнения. Обычно начинают с того урока, который дается довольно легко. Сначала делаются письменные задания, а потом устные. Начинаете с того, что полегче; ребенок вырабатывается — перерыв.

Чтобы ребенок активно работал, нужна смена видов деятельности, переменка: прибежал на кухню, выжал с вами сок и его выпил; намазал себе бутерброд; пять раз обежал вокруг стола; сделал несколько упражнений, — переключился.

Но рабочее место ребенка — не на кухне. У него должно быть определенное место, а на кухню можно прийти на «переменке». Нужно учить школьника содержать рабочее место в порядке. Хорошая экология учебного места — очень важное дело. Должно оставаться место для игрушек, место для сна, а для занятий место можно организовать даже с 4 лет.

Вы заранее договариваетесь, что если ребенок сделает уроки за отведенный час, то вы потом успеете много всего: почитаете книжку, поиграете в настольную игру, порисуете, что-то смастерите, посмотрите любимый фильм, погуляете, — все, что вам нравится. Ребенку должно быть интересно и выгодно сделать уроки за это время.

Время делания уроков — предпочтительнее, пока не стемнело. После школы, отдыха. Не оставлять уроки на после кружков, пока вы не сформируете навык. Чтобы успевать на дополнительные занятия (бассейн, танцы), нужно научиться делать уроки быстро и качественно. Если вы так сделаете, то не будет растягивания на весь остаток дня.

Если вечер безграничен, и уроки можно делать до отбоя, то возникает ситуация «ослика»: он встал, уперся, ничего хорошего не ждет, не ругают сильно — можно и не делать. Обычно дети соображают, что можно не весь день потратить на эту скучную миссию, а есть еще что-то в жизни. Важно, чтобы жизнь не кончалась походом в школу: первая часть дня — занятия, а вторая — уроки до ночи, и ребенок привык, что это все размазано, как манная каша по тарелке, и ничего другого придумать не может. Обычно временные границы и хорошие последствия работают великолепно.

Финальные последствия необходимо менять периодически: настольные игры заменить слушанием сказки или еще чем-то приятным. В графике дня идут сначала уроки, а потом — свободное время, т. е. начинается своя жизнь, и ее с уроками смешивать не надо.

Уроки с энтузиазмом?

Что же такое — домашнее задание? Продолжение того, что было в школе или отдельное дело дома?

Психологически — это тренировка навыка: в классе объяснили, а дома сами отработали. Если нет сильной неуспешности, то лучше отнестись к этому как к чему-то, после чего начинается жизнь. Ждать энтузиазма от ребенка не нужно (хотя есть отдельные дети — потенциальные отличники). Надо научить относиться к урокам, как к промежуточному этапу, даже весело — потрудился, а потом будет радость. Если не сформировался другой стереотип (уроки до самого поздна со слезами и руганью), то этого бывает достаточно.

Задания дублировать нельзя (добавлять сверх заданного) — они должны быть маленькие, чтобы сохранялось желание учиться, чтобы ребенок не перетрудился. Все «пере-» гораздо более опасные, чем «недо-».

Обычно ребенок в состоянии удержать себя за столом 15–20 минут, и возникает навык делать уроки в темпе. Если ребенок не успевает за отведенное время, а мама сидит над ним, ловит и заставляет продолжать, то школьник получает негативный опыт. Наша задача не помучить ребенка, а дать ему понять, что он что-то упустил.

Если ребенок до школы сталкивался с ограничениями времени — на каких-то занятиях, сам собирался или занимался какой-то конкретной деятельностью в четко отведенных временных рамках, то у него уже сформирован некоторый навык.

Впервые сталкиваться в 1 классе с этими сложными временными навыками может быть большой проблемой. Начинать лучше с «подготовки», а еще лучше лет с 5 — 5,5.

Если задания в школе не задают, то нужно все равно предложить ребенку сделать какой-то объем заданий за определенное время самостоятельно.

Самим родителям тоже не нужно проявлять излишнего энтузиазма и сидеть над душой. Мы все очень переживаем за успехи нашего ребенка, и реакция на ошибки может быть неспокойной — а отношения портятся.

Нужно настроиться, что не все будет идеально, что будут ошибки, но постепенно их будет меньше.

Обнадеживает отсутствие оценок в 1 классе. Пока формируются навыки делания домашнего задания, ребенок сам подтягивается, во 2 классе включается, а система оценок сразу расставляет все по местам. Надо давать ошибаться. Перфектные ожидания, что сразу все будет на «отлично», нужно сдерживать.

Хорошо, если учитель тоже склонен оценивать старание, а не успех. Но, к сожалению, многие учителя считают, что порицание — это лучший способ продвинуть человека к большим успехам.

Особые ситуации

1. Особая сложность, если у ребенка в 1 классе сразу начинается английский.

Если вы выбрали такую школу, то лучше начинать английский за год до школы. Это очень большая нагрузка — осваивается сразу две письменности и две грамматики одновременно. С приготовлением домашнего задания по английскому языку помогать нужно обязательно. Желательно, чтобы был репетитор, педагог. Если родителю хочется самому обучать ребенка, то надо стараться сохранять благодушное настроение, не сердиться, и если это не в ущерб семье в целом. Но лучше учителя собой не подменять.

2. Если в школе задают много, и ребенку непонятно, что делать? Помогать ли ему?

Желательно избегать такой ситуации. С ребенком уроки лучше не делать, но все-таки за происходящим следить: «Расскажи, что было в школе, что вы учили? Как ты решаешь задачи?». Такая ситуация возможна, если вы пошли в школу более сильную, чем вам показано. Обычно нормальный ребенок без особенностей в школе своего уровня все понимает, хотя может прослушать, заболтаться. Пользуйтесь помощью учительницы, прибегайте к дополнительным занятиям в школе. Настраивайте ребенка на то, что знания дает учитель, и, что не понял, нужно спросить у него. В ситуации непонимания нужно разбираться конкретно: говорить с ребенком, с учителем. Обычно, после дошкольной подготовки ребенок уже сформировал умение слышать и воспринимать в коллективе.

3. В 1 классе ребенок еще плохо умеет прочитать задание.

Определитесь, что сначала задание все равно читает он, потом читаете вы. Во 2 классе так не будет. В 1 классе объясните, что пока задание записываете вы, потому что он плохо умеет писать, а позже этого делать не будете. Ставьте временные ограничения, сколько будет длиться эта ситуация.

4. Ребенок много ошибается, делая уроки, а учителя требуют отличных чистовиков.

Проверка домашнего задания пока необходима, но если сдавать идеально выполненные вами задания, учителя не поймут, что ребенок в чем-то недотягивает.

Ваша позиция зависит от вменяемости учителя. Если учитель вменяем, то вы можете объяснить ему, что вы за самостоятельность, за возможность ошибаться. Этот вопрос можно поставить прямо на родительском собрании.

Если при проверке вы видите, что все сделано не так, то в следующий раз делайте карандашом, находите самую красивую букву и на нее ориентируйтесь. Задачи пусть ребенок делает сам на черновике и приносит вам проверить, если хочет. Если отказывается, тогда это будет его ошибка. Насколько может делать сам, пусть делает, пускай ошибается.

Если можно и учителю принести с ошибкой — радуйтесь. Но против системы образования не попрешь. Если наблюдается по всем предметам неуспешность, то лучше нанимать педагога, чем портить с учителем отношения.

Роль мамы — поддержка, забота, принятие. Роль учителя — контроль, строгость, взыскание. От мамы все учительские качества ребенок воспринимает, как оскорбительные, особенно в первых двух классах, пока позиция школьника формируется. Он не воспринимает исправление как исправление, а думает, что вы его ругаете.

Начальная школа — учимся учиться

Три фактора успешности в начальной школе

Главная задача ребенка в начальной школе — научиться учиться. Ему необходимо понять, что это его работа, за которую он отвечает.

Хороший первый педагог — выигрышный лотерейный билет. Авторитет первого учителя — очень важный момент. На каком-то этапе учительский авторитет его может быть выше родительского. Он (авторитет) очень сильно помогает ребенку в учебе. Если учитель делает что-то негативное: заводит любимчиков, груб, несправедлив, родителям надо поговорить с ребенком, объяснить так, чтобы школьник не потерял уважения к учителю.

Ключ к воспитанию ребенка — ваши личные воспоминания. Когда ваш ребенок приблизился к школе, надо оживить ваши воспоминания. Они, наверняка, у всех есть, с 5,5–6 лет они у всех хранятся. Полезно поспрашивать своих родителей, отыскать свои тетрадки.

Отправляя ребенка в школу, нужно обязательно сказать ему: «Если в школе с тобой или с кем-то произойдет что-то яркое, интересное необычное, расскажи мне обязательно — мне это очень интересно». Как пример, можно рассказать ему истории из семейного архива — истории бабушек, дедушек, родителей.

Негативные опыты и воспоминания можно и попридержать, не проецировать их на ребенка. Но идеализировать школу тоже не надо, если не запугивать, а объяснять, то можно с пользой делиться своим негативным опытом.

Крайне важны отношения с одноклассниками. Сейчас дети часто учатся далеко от школы, и их после уроков сразу разбирают и увозят. Контакты не заводятся. Родителям нужно завязывать контакты с детьми из класса, гулять вместе, приглашать домой.

Фактрум желает успехов вам и вашим детям!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *