О чем молятся святому иллариону
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Икона и молитва святого Иллариона Великого
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Иларион Великий почитается в христианстве и заслужил уважения за то, что был верен христианству и не поддался искушениями, посылаемых ему злыми силами, обращенная молитва к преподобному Иллариону Великому поможет справиться с искушениями и жизненными трудностями.
Информация о жизни праведника
В ІІІ веке в 291 году в поселке Тавафа родился мальчик, назвали его Иларион, в будущем он станет проповедником — Иларионом Великим. Отец и мать его в свое время получили хорошое образование и поклонялись языческим богам, чтобы сын тоже получил хорошее образования, они послали сына в Александрию, именно в этом городе молодой человек обратился в христианство. На территории Египта юноша услышал об Антонии Великом, праведнике, который помогал людям справиться с разными жизненными проблемами с помощью веры, и пошел к нему, чтобы набраться мудрости.
Рядом с Антонием Иларион провел несколько лет, но обрел для себя желаемого спокойствия, решил вести уединенный способ жизни. Мужчина получает благословение старца и отправляется в свой город. По прибытию домой праведник узнал, что родных у него не осталось, все ценное, что у него было, он отдал бедным и отправился в пустыню, расположенную вблизи города Маиума.
Мужчина постоянно ходил в одной и той же одежде, власянице и мантии, которые ему подарил Антоний. Питался он только смоквой — это инжир.
Житие преподобного Иллариона Великого было наполнено испытаниями и искушениями, но с помощью веры он смог справиться с ними. Мужчину постоянно искушал дьявол, чтобы сбить его с истинного пути и изгнать из пустыни, но молитвы и покаяния помогли выдержать все испытания.
Со Святым однажды произошел один интересный случай, на него напали разбойники и хотели ограбить его, но силой святого слова он смог уговорить их покинуть такой способ зарабатывания денег и покаяться в своих грехах.
Господь одарил святого даром изгонять бесов, благодаря этому умению он помог многим людям, которые были одержимыми.
Верующие знали, в чем помогает Илларион великий, и начали приходить к нему за помощью, старец исцелял людей бесплатно, утверждая, что за помощь Господа не нужно платы.
С помощью органов чувств, святой ощущал, чем именно одержим тот или иной человек, и избавлял его от страстей. Господь наградил старца даром
изгонять бесом и он использовал его на благо людей. Слава о Святом распространилась на всю Палестину, и именно с его благословения по всей стране начали строить монастыри для распространения христианства среди населения. Иларион обошел все построенные обители, и посвятил монахов в то, как правильно вести службы и читать молитвы.
На склоне лет святой, дабы избежать чрезмерного внимания людей, поселился в пустыне на о. Кипр, но и здесь он не нашел спокойствия, так как к нему постоянно прибивались одержимые люди и праведник исцелял их при помощи молитвы.
Прожив несколько лет в пустыне, старец переместился дальше в центр острова и выбрал в качестве жилья пещеру среди гор. Здесь он обитал около 5 лет, ежедневно борясь с искушениями с помощью святого слова. Возле жилища старика рос очень красивый сад, и он хотел, чтобы его похоронили именно в этом месте, мужчина дожил до восьмидесяти лет и был похоронен в триста семьдесят первом году.
Изображение на иконах
На иконах преподобного Илариона Великого иконописцы, как правило, изображают его в рясе, в одной его руке находится крест, в другой — книга, эти предметы выбраны не случайно, они являются символами веры.
О чем молятся Илариону Великому
Приходя к лику мудреца, люди в основном обращаются к нему с такими просьбами:
Не обязательно молиться перед иконой в храме, это можно делать и дома. Особенно полезно иметь дома образ святого тем мужчинам, которых крестили именем Иларион, таким образом, человек получит сильную защиту и оберег.
Где находятся мощи святого
Как и завещал старец, его похоронили на территории прекрасного сада. Растущего возле его пещеры, но ученик Исихий перенес мощи Иллариона Великого в другое место, чтобы люди не нарушали его покой. Останки нашли свое пристанище в обители на территории Палестины.
В IХ веке останки святого были перевезены на территорию Франции по приказу правителя Карла Великого. В первой половине ХVI столетия кисть старца была перевезена на территорию Венеции.
«Некоторые части мощей хранятся еще в нескольких храмах:
День памяти преподобного Илариона Великого отмечают 3 ноября.
Молитва первая
О преславный угодниче Божий священномученниче Иларионе, отче наш, ты во дни маловременного жития земнаго посреде гонений и скорбей многих веру сохранив, духа не угасил еси и верныя научил еси, како подобает в дому Божии жити, яже есть церковь Бога жива, столп и утверждение истины. Сего ради к тебе припадающе молимся: помози нам твоими молитвами догматы и каноны церковныя твердо хранити, зрение согрешений своих духом смиренным стяжати, всякаго человека яко нетленный образ Христов по глаголу евангельскому возлюбити, ниединаго же презирающе или отревающе, но всем по силе служаще, и тако Господеви работающе, да сподобимся с тобою и со всеми новомученики российскими воспевати Святую Троицу во веки веков. Аминь.
Молитва иная, составлена в Соловецком монастыре
О великий угодниче Божий и преславный чудотворче, святителю Иларионе! От дальних и ближних градов и весей сошедшеся, во еже на месте подвигов твоих помолитися и многоцелебныя мощи твоя облобызати, из глубины сердца взываем к тебе: жезлом благости, якоже пастырь добрый, упаси заблуждшыя овцы стада Христова, во дворы Господни сия всели, огради нас от соблазна, ересей и расколов, научи во странствии суших горняя мудрствовати: разсеянный ум наш просвети и на путь истины направи, охладевшее сердце согрей любовию ко ближнему и ревностию ко исполнению велений Божиих, грехом и нерадением ослабленную волю нашу оживотвори благодатию Духа Всесвятаго: да твоему пастырскому гласу последующе, сохраним в чистоте и правде души наша, и тако, Богу помогающу, Небеснаго Царствия достигнем, идеже купно с тобою воспрославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Духа Святаго во веки веков. Аминь.
Священномученик Иларион Троицкий
Жизненный путь Илариона Троицкого
Мирское имя святого – Владимир Алексеевич Троицкий. Он появился на свет в семье сельского священника 13 сентября 1886 г. Родина богоугодника – Тульская губерния, село Липицы (современный Серпуховский район Московской области). Кроме Владимира, родители растили еще четверых детей – двоих братьев и двух сестер.
Род Троицких происходил из потомственных священнослужителей. Жизнь этой семьи отличалась неукоснительным следованием православным обычаям. Мать Владимира рано умерла, и всех пятерых детей помогала растить его тетя, работавшая учительницей в местной приходской школе.
Мальчик с раннего детства стремился к духовности, присутствовал в храме на всех службах. В возрасте 5 лет он уже владел церковнославянским языком, самостоятельно читал священные тексты.
Уже в начале жизни Владимир определил для себя основные цели, которыми стали преданное служение церкви и получение научных знаний. Святой всегда утверждал, что наука имеет смысл только тогда, когда служит на пользу религии.
Повзрослев, Владимир сначала поступил в духовное училище, затем в духовную семинарию города Тулы. В 1910 г. окончил Московскую духовную академию, где был отмечен за высокую успеваемость, получил степень кандидата богословия, удостоился нескольких почетных премий.
С 1911 г. Владимир Троицкий занимался в академии преподавательской деятельностью. Спустя год он успешно провел защиту диссертации, получил степень магистра богословия, затем стал доцентом.
В марте 1913 г. Троицкий решил принять постриг и был наречен монашеским именем Иларион. В этом же году он стал инспектором Московской духовной академии, а в 1917 г. – ректором этого учебного заведения.
Духовная деятельность в годы революции
Полностью осознавая, что после революции ситуация в стране складывается не в пользу представителей Русской церкви, Иларион по-прежнему продолжал заниматься духовной деятельностью. В эти непростые годы он участвовал в движении, направленном на возрождение патриаршества, а в 1917–1918 гг. являлся делегатом Поместного собора, на котором сделал детальный доклад о высшем церковном управлении. Также он стал секретарем патриарха Тихона, продолжал читать лекции в Московской духовной академии, участвовал в публичных диспутах с атеистами.
Активная духовная деятельность Илариона Троицкого вызывала сильное недовольство у представителей советской власти. В связи с этим неизбежно начались преследования священнослужителя, приведшие в итоге к его погибели.
В 1919 г. Иларион в течение 3 месяцев находился в Бутырской тюрьме, в 1922 г. был выслан в ссылку в Архангельск, из которой вернулся спустя 12 месяцев. В этот период Патриарх Московский и всея Руси Тихон объявил его архиепископом Верейским. В 1920 г. на Илариона было возложено настоятельство в Сретенском монастыре. В этом же году он переболел тифом с осложнениями на сердце, которые в дальнейшем постоянно напоминали о себе.
Пребывание в Соловках
Осенью 1923 г. Троицкого вновь арестовали и приговорили к трехлетнему заключению. Святителя Илариона отправили в Соловецкий лагерь особого назначения, где он поочередно работал лесником, сторожем и рыбаком. Здесь богоугодник не терял силы духа, постоянно молился и с благодарностью принимал все ниспосланные ему испытания.
Несмотря на тяжелые жизненные условия, Иларион Троицкий сумел сохранить светлые качества своей души. Он проявлял милосердие и внимание к окружающим, видел в каждом человеке божественное начало. Благодаря своей искренности, простоте и неподдельному добродушию архиепископ стал самой популярной личностью в лагере, заслужил глубокое уважение со стороны не только других заключенных, но и самих тюремщиков.
В 1925 г. Илариона перевели в ярославскую тюрьму. Здесь у него появился шанс выйти на свободу в случае принятия условий действующей власти. Святителю предложили примкнуть к григорианству – церковному направлению, к которому большевики относились наиболее лояльно и планировали использовать для раскола в среде русского духовенства. После категорического отказа Илариона от смены своих религиозных взглядов ему дали новый срок длительностью в 3 года и повторно отправили на Соловки.
Смерть и канонизация
Через некоторый период было решено перевезти архиепископа в Казахстан. Во время поездки Илариона обокрали, он остался совсем без вещей, в одном рубище. Имея ослабленное здоровье, праведник заразился от других заключенных сыпным тифом, и его отправили в одну из ленинградских больниц. Будучи изможденным длительными лишениями, справиться с болезнью Иларион не смог и в возрасте 43 лет отдал душу Господу. Случилось это 28 декабря 1929 г. Перед смертью богоугодник был причащен иеромонахом Никандром.
Незадолго до кончины Иларион Троицкий впал в беспамятство. Он радовался своему скорому освобождению от мучений и постоянно повторял одну и ту же фразу. Врач, находившийся при нем, стал свидетелем того, как владыка твердил: «Вот теперь-то я совсем свободен…».
Вопреки советским правилам, которые возбраняли выдавать умерших заключенных, Ленинградский митрополит Серафим сумел получить тело архиепископа и организовать его погребение. Илариона похоронили на Новодевичьем кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря в полном молчании, так как надгробные речи были под строгим запретом.
Мощи святителя были обретены в июле 1998 г. Сначала останки Илариона Троицкого были доставлены в Казанскую церковь Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга, затем – в Московский Сретенский монастырь, где пребывают и поныне. Через год после этих событий праведника объявили местночтимым святым, а в 2000 г. решением Юбилейного Архиерейского собора Русской православной церкви он был официально канонизирован.
Богословские сочинения
Иларион Троицкий оставил после себя большое количество литературных трудов, среди которых наиболее известны:
Творчество владыки наполнено «высокой мудростью», гармонично сочетающейся с «простотой». В своих произведениях он неизменно утверждает мысль о необходимости борьбы с ересью, противостояния западным течениям и защиты русских православных традиций. Также он неустанно напоминает о том, что без церкви для христиан нет спасения. Иларион считал ее своеобразным «организмом, мистическим Телом, члены которого объединены общей благодатной жизнью и Любовью».
О чем молятся Илариону Троицкому
Мученик поддерживает верующих, которые испытывают различные жизненные трудности. Молитвы перед его образом помогают:
На иконах святитель предстает высоким жизнерадостным мужчиной с пышными русыми волосами, имеющим крепкое телосложение, открытое лицо с правильными чертами, спокойный ясный взгляд. На первых картинах его рисовали в полный рост. Позже появился поясной вариант иконы, на котором праведник удерживает в руке свиток с письменами.
Священномученика Илариона Троицкого почитают четырежды в течение года – 27 апреля (10 мая), 4 (17) июня, 20 августа (2 сентября), 15 (28) декабря. Именно в эти дни молитвы к богоугоднику, сотворенные искренне, с глубокой верой, приобретают наибольшую силу.
О чем молятся святому иллариону
О великом Святом,которому молятся о даровании жизнерадостности,жизнелюбия и не только.
10 мая 1999 года в Сретенском монастыре Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил прославление архиепископа Илариона (Троицкого) в лике местночтимых святых. Накануне честные останки архиепископа Илариона были перевезены из Петербурга и помещены в соборный храм Сретенского монастыря.13 сентября 1886 года в с. Липицы Каширского уезда Тульской губернии в семье священника Алексия Троицкого родился сын. При крещении ему нарекли имя Владимир.
Через 27 лет Владимир Троицкий принимает монашеский постриг в скиту Параклит Троице-Сергиевой с именем Иларион.
С самого раннего детства в нем пробудилось стремление к учению. Будучи пятилетним отроком, он взял своего трехлетнего брата за руку и пошел вместе с ним из родной деревни в Москву учиться. И когда братишка от усталости заплакал, то Владимир сказал ему: «Ну и оставайся неученым». Родители вовремя спохватились, заметив исчезновение детей, и быстро возвратили их под кров своего дома. Владимир вскоре был отдан в Духовное училище, а затем в Духовную семинарию. По окончании полного курса семинарии он поступает в Московскую Духовную академию и блестяще заканчивает ее в 1910 году со степенью кандидата богословия. Его оставляют при академии профессорским стипендиатом.В 1913 году будущий владыка получает ученую степень магистра богословия за свой фундаментальный труд «Очерки из истории догмата о Церкви».
Современники рисуют его портрет светлыми красками. Он молодой, жизнерадостный, всесторонне образованный, прекрасный церковный проповедник-оратор и певец, блестящий полемист, всегда естественный, искренний, открытый. Физически очень сильный, высокого роста, с широкой грудью, имел пышные русые волосы, ясное, светлое лицо. Он был любимцем народа. Епископ Иларион пользовался большим авторитетом среди духовенства и своих собратий-епископов, называвших его за ум и твердость в вере «великим».
Епископское служение его было крестным путем. Не прошло и двух лет со дня его хиротонии, как он оказался в ссылке в Архангельске. Для обновленцев он становится грозой, в их глазах он не отделим от Святейшего Патриарха Тихона. Обновленческие заправилы чувствовали, что архиепископ Иларион мешает им, и потому употребили все усилия, чтобы лишить его свободы.
В декабре 1923 года архиепископ Иларион был приговорен к трем годам заключении. Этапом он был доставлен в Кемский лагерь, а затем на Соловки.
Когда архиепископ увидел весь ужас барачной обстановки и лагерную пищу, то сказал: «Отсюда живыми мы не выйдем».Находясь на Соловках, архиепископ Иларион сохранил в себе все те добрые качества души, которые он приобрел посредством подвигов и до монашества, и в монашестве, и в священстве. Те, кто в это время находились вместе с ним, являлись свидетелями его полного монашеского нестяжания, глубокой простоты, подлинного смирения, детской кротости. Своими вещами он не интересовался. Поэтому кто-то из милосердия должен был все-таки следить за его чемоданом. И такой послушник был у него и на Соловках. Архиепископа Илариона можно было оскорбить, но он на это никогда не отвечал и даже мог не заметить сделанной попытки. Он всегда был весел, и если даже озабочен и обеспокоен, то быстро старался прикрыть это все той же веселостью. Он на все смотрел духовными очами, и все служило ему на пользу духа.
Владыку Илариона очень веселила мысль, что Соловки есть школа добродетелей – нестяжания, кротости, смирения, воздержания, терпения, трудолюбия. Однажды обокрали прибывшую партию духовенства, и отцы сильно огорчились. Один из заключенных в шутку сказал им, что так их обучают нестяжанию. Владыка от этой шутки был в восторге. У одного ссыльного два раза подряд пропадали сапоги, и он разгуливал по лагерю в рваных галошах. Архиепископ Иларион, глядя на него, приходил в подлинное веселье, чем и вселял в заключенных благодушие. Любовь его ко всякому человеку, внимание и интерес к каждому, общительность были просто поразительными. Он был самой популярной личностью в лагере, среди всех его слоев. Его знала «шпана», уголовщина, преступный мир воров и бандитов именно как хорошего, уважаемого человека, которого нельзя не любить.
Знавшие его в Соловках писали о нем:
Он доступен был всем. с ним легко всем. Самая простая внешность вот что такое был владыка. Но за этой заурядной формой веселости можно было постепенно усмотреть детскую чистоту, великую духовную опытность, доброту и милосердие, это сладостное безразличие к материальным благам, истинную веру, подлинное благочестие, высокое нравственное совершенство. Его обыкновенный вид скрывал от людей внутреннее делание и спасал его самого от лицемерия и тщеславия. Он был решительным врагом всякого лицемерия и показного благочестия. Каждого прибывавшего в Соловецкий лагерь священника владыка подробно расспрашивал обо всех предшествовавших заключению обстоятельствах.
За что же вас арестовали? спросил владыка прибывшего в лагерь игумена одного из монастырей.
Да служил молебны у себя на дому, когда монастырь закрыли, ответил тот, ну, собирался народ, и даже бывали исцеления.
Ах вот как, даже исцеления бывали. Сколько же вам дали Соловков?
Три года.
Ну, это мало, за исцеления надо бы дать больше, советская власть недосмотрела. по своим молитвам было более чем нескромно.
Осенью 1929 года срок заключения святителя Илариона заканчивался. Однако власти не собирались выпускать его на волю; накручивая ему все новые сроки, они надеялись сгноить его в тюрьме. В октябре священномученик был вновь осужден на три года, на этот раз на поселение в Среднюю Азию. Повезли его туда этапным порядком — от одной пересылочный тюрьмы к другой. В дороге святитель заразился сыпным тифом, вспыхнувшим среди заключенных. Без вещей (в пути его обокрали), в одном рубище, кишащем насекомыми, в горячке его привезли в Ленинград и поместили в тюрьму. Через день при температуре 41°, изнемогая, он пешком перебрался в больницу имени доктора Гааза. Помочь страдальцу было уже невозможно. Спустя несколько дней начался бред, перешедший в агонию. В бреду священномученик говорил: «Вот теперь я совсем свободен!» Врач, присутствовавший при его кончине, был свидетелем того, как святой благодарил Бога, радуясь близкой встрече с Ним. Он отошел ко Христу со словами: «Как хорошо! Теперь мы далеки от…» Это произошло 15/28 декабря 1929 года. Славный жизненный путь священномученика был увенчал блаженной кончиной.
Ленинградский митрополит Серафим (Чичагов) добился у властей разрешения похоронить святителя в соответствии с его саном. Когда ближайшие родственники и друзья увидели его тело, святителя с трудом узнали: годы лагерей и тюрем превратили молодого, цветущего человека в седого старика. Похоронен священномученик был на кладбище Новодевичьего монастыря у Московской заставы.
С врожденной чистотой души соединялась природная веселость святителя. Опять-таки от собственного опыта им написаны такие, например, строки: «Есть на земле носители торжествующего христианства, всегда радостные, всегда с пасхальными песнопениями на устах, и лицо их, как лицо ангела». Духовное веселье временами, видимо, переполняло его, прорываясь даже в богословско-полемических работах. Сохранил святитель его и в тяжелейшей обстановке Соловецкого лагеря. Он стремился научить этой радости и тех, кто не был ею одарен: «Иларион любил говорить, что, насколько христианин должен осознавать свои грехи и скорбеть о них, настолько же он должен радоваться бесконечной милости и благости Божией и никогда не сомневаться и не отчаиваться в своем жизненном подвиге», — пишет С. Волков. Действительно, «по имени» было житие святителя Илариона! Склонность к глубинному и неотмирному веселью еще совсем молодого святителя побуждает вспомнить о преподобном Серафиме Саровском с его постоянным пасхальным приветствием. Кого бы мы имели в лице святителя Илариона, не прервись его жизнь на сорок пятом году!
Мощи Священномученника были переданы Московскому Сретенскому мужскому монастырю, поскольку Владыка служил его настоятелем.
В Новодевичьем монастыре в прежней раке осталась часть мощей (десница), архиерейское облачение, крест и панагия священномученика Иллариона (причисленного 10 мая 199 г. к лику святых и канонизированного Архиерейским Собором 13 — 16 августа 2000 г. ).
И сегодня все люди, которые прибегают к мощам — святым останкам, освященным Духом Святым через подвиг и мученическую, исповедническую кончину человека, прошедшего лагеря, ссылки, клевету, с особым чувством молятся у останков святителя Иллариона. Потому что это ныне бездыханное тело, ставшее сосудом Святого Духа, прежде, будучи вместилищем его прекрасной души, было соучастником удивительных христианских поступков и невыносимых по человеческим силам подвигов.. Еще недавно была жива единственная духовная дочь священномученика Илариона — Любовь Тимофеевна Чередова. Она сохранила преданность и необычайное духовное единение с владыкой Иларионом до конца своих дней. Любовь Тимофеевна никогда не сомневалась в его святости и молила Господа дожить ей до того дня, когда совершится прославление ее любимого аввы.
В 1998 году Любови Тимофеевне шел уже 102 год. Но ее великолепной памяти и ясности ума могли позавидовать и молодые. Сретенский монастырь опекал самую старую свою прихожанку: пока позволяло здоровье она посещала монастырские службы, когда же силы стали оставлять ее, священники монастыря со Святыми Дарами стали ездить к ней домой. И вот однажды, когда наместник Сретенского монастыря причащал Любовь Тимофеевну, он сообщил ей радостную весть: близится церковное прославление Владыки.
“Я знала, что не умру, пока не узнаю этого!” — сказала Любовь Тимофеевна. Это было похоже на евангельское “Ныне отпущаеши. ” Через несколько дней она мирно отошла ко Господу.
Отпевали Любовь Тимофеевну в соборе Сретенского монастыря в приделе Иоанна Предтечи, только что отреставрированном и в котором, в преддверии канонизации священномученика Илариона, на столбце царских врат уже была написана икона духовного отца новопреставленной. В 1929 году она, одна из немногих, была на отпевании владыки в Ленинграде. Теперь, в день ее отпевания, священномученик Иларион, своей иконой, провожал духовную дочь в путь всея земли.
11 февраля 1998 года около 11 часов дня, в самый день и час отпевания Любови Тимофеевны, в Новодевичьем монастыре на заседании Комиссии по канонизации святых было принято окончательное решение о причислении клику святых священномуче-ника Илариона. Когда об этом радостном известии по телефону сообщили в Сретенский монастырь, гроб с телом духовной дочери владыки Илариона под колокольный звон уже выносили из собора.