О чем молчат сфинксы напротив тюрьмы кресты
О чём молчат сфинксы?
Этот мост который соединяет берега Фонтанки по створу Лермонтовского проспекта, был открыт в августе 1826 года. Но простояв благополучно 80 лет, мост в одно мгновение рухнул. При обстоятельствах почти фантастических.
«Чтоб вам провалиться!»
Своё название мост получил благодаря оформлению в древнеегипетском стиле. На въездах, с обеих сторон, высились на гранитных постаментах четыре сфинкса. В процессе эксплуатации мост несколько раз ремонтировали. Тем загадочней представляется та катастрофа, что произошла здесь 20 января (по старому стилю) 1905 года.
В тот день вскоре после полудня через мост проходил 3-й эскадрон лейб-гвардии конно-гренадёрского полка. Авангард эскадрона уже вышел на другой берег Фонтанки, как вдруг раздался громкий треск, и в одно мгновение мост рухнул вместе со всеми, кто на нём находился, пробив своей тяжестью лёд. По счастью, никто из 55 пленников ледяной купели серьёзно не пострадал.
Причиной случившегося тогдашние специалисты назвали эффект резонанса. Дескать, ритмичный шаг многих людей вызвал гармонические колебания, совпавшие по своей частоте с собственными колебаниями моста, что и вызвало катастрофу. Однако сохранились свидетельства очевидцев, согласно которым гренадёры передвигались верхом, а лошади, как известно, не ходят «в ногу».
Наконец, возник слух о том, что в происшествии виновна некая дама по имени Мария. Даму в молодости обманул какой-то офицер, и с тех пор она невзлюбила мужчин в военной форме.
И вот заметив в окне гренадёров на мосту, она воскликнула в сердцах: «Чтоб вам, воякам, провалиться!». И в тот же миг мост обрушился…
Но что же в действительности могло произойти в тот день над закованной в лёд Фонтанкой?
Пропавшая рукопись
Полутора годами раньше Петербург потрясло другое загадочное событие. В первом часу дня 12 июня 1903 года в доме 37 по улице Жуковского в квартире на пятом этаже был найден мёртвым известный учёный доктор Михаил Михайлович Филиппов.
Его обнаружили бездыханным в глубоком кресле (по другой версии, доктор лежал на полу в луже крови). На рабочем столе громоздилась некая установка, подключенная к электрической схеме.
Это происшествие заставило по-новому осмыслить письмо, которое доктор Филиппов отправил в редакцию газеты «Санкт-Петербургские ведомости» накануне своей смерти.
«На днях мною сделано открытие, практическая разработка которого фактически упразднит войну.
Поговаривали о том, будто Филиппов изобрёл аппарат, испускавший «дьявольские» лучи. Просочились сведения, что все рукописи и заметки учёного, а также научные приборы, взятые из его кабинета, были уничтожены.
Опытный образец
По версии известного французского популяризатора науки Жана Бержье, Филиппов был убит агентами охранки по прямому указанию Николая II. Император опасался, что страшное в своей доступности изобретение может оказаться в руках революционеров или террористов.
Но при чём тут обрушение Египетского моста? Немного терпения…
И тут возник Азеф
И вот Азеф узнал о том, что доктор Филиппов близок к созданию необычного «чудо-оружия». Однако профессор был убеждённым противником террора, и сотрудничать с боевиками он бы не стал. Азеф завербовал одного из молодых помощников профессора. Теперь он был в курсе того, как движется работа по созданию «гиперболоида».
…Убить учёного, не оставив никаких следов, опытным боевикам было несложно.
«Гиперболоид» в руках террористов
Полиции достались лишь разрозненные черновые записи доктора. Откуда им было знать, что все самое ценное из архива профессора оказалось в распоряжении Азефа?!
9 января 1905 года в Петербурге произошли события, известные как Кровавое воскресенье. Как считают историки, на площади перед Зимним дворцом и в других «горячих» точках столицы погибло более тысячи человек, две тысячи были ранены. Следствием стало крушение идеи «народ и царь», всплеск ненависти к людям в погонах.
Между тем новый генерал-губернатор Петербурга Трепов железной рукой подавил смуту. Войска, вызванные в столицу из других гарнизонов, стали возвращаться в свои казармы.
Около полудня 20 января конные гренадёры должны были проследовать в Петергоф через Египетский мост. Место для управления операцией самое удачное. К тому же у эсеров имелась здесь конспиративная квартира.
Утром 20 января в ней установили «резонансную пушку». В нужный момент её невидимый и беззвучный залп должен был разрушить мост, вызвав среди гренадёров многочисленные жертвы. Наверняка к месту катастрофы явится император со свитой. Вот тогда и последовал бы второй залп «гиперболоида», и Россия осталась бы без царя…
Когда на глазах сыщиков рухнул Египетский мост вместе с людьми, они бросились на штурм. Была захвачена «пушка»-2, а также похищенные бумаги профессора. Так эпохальное изобретение было похоронено вторично, и уже окончательно. Дело в том что материалы по делу профессора Филиппова и все, так сказать, вещдоки, исчезли в годы революции.
Египетский мост был восстановлен лишь полвека спустя, в 1955-1956 годах, в несколько ином виде. Но сфинксы — молчаливые свидетели истории, как им и положено статусу, остались те же самые.
Cфинксы Санкт-Петербурга: Таинственная история загадочных жителей северной столицы
У разных народов представления о сфинксах тоже были разными. У древних египтян сфинксы представляли собой существа с телом гордого льва и головой человека. Нередко лики египетских сфинксов напоминали лица их фараонов. У греков же сфинксы были крылатыми, имели тело льва или собаки и женские голову и грудь.
Сфинксы на парадной набережной
Это единственные в Петербурге самые настоящие сфинксы из Древнего Египта, им более трех тысяч лет. Они очень большие – более 5 метров в длину и высотой 4.5 метра. Вес каждого из них – 23 тонны.
Они давно уже прижились в этом северном городе, став его неотъемлемой частью.
История появления египетских сфинксов в Санкт-Петербурге
Но когда цивилизация Древнего Египта пришла в упадок, храм разрушился, а сфинксы оказались надолго погребенными под толстым слоем песка. Откопали их лишь в конце 20-х годов 19 столетия, после чего было решено выставить их на продажу.
Один из этих сфинксов как-то попался на глаза офицеру Андрею Муравьеву, находящемуся в то время в Египте. Это доныне невиданное им существо настолько поразило русского офицера, что Муравьев тут же направил письмо российскому послу с просьбой обсудить с императором возможность покупки сфинксов для России.
Однако Николай I не сразу одобрил эту идею, потом последовала долгая возня с бумагами. Но когда все подготовили, оказалось, что сфинксов уже купила Франция для того, чтобы украсить ими Париж.
Однако вывести их из Александрии французы не успели, началась революция 1830 года, и им стало совсем не до сфинксов. Тогда они и согласились перепродать их России. И, наконец, весной 1832 года сфинксы прибыли в Петербург. Целый год вез их из Александрии греческий корабль под названием «Добрая надежда».
При погрузке на корабль, у одной из скульптур лопнул трос. Огромный сфинкс упал, разбив борт корабля, и чуть не потопил его. Сам он тоже пострадал при этом – отбилась часть подбородка, повредилось и лицо, на котором канат оставил глубокий след.
Два года сфинксы простояли во дворе Академии художеств в ожидании своего часа. Наконец пристань была достроена, и в 1834 году их водрузили на высокие пьедесталы из финского гранита.
И с тех пор они являются великолепным украшением набережной Невы в парадной части столицы.
Глаза их устремлены в бесконечность, и порой кажется, что эти древние сфинксы скрывают от нас какую-то тайну. Ведь они столько повидали в этой жизни…
Частенько вдоль этой набережной, любуясь на сфинксов, прогуливался и А.С.Пушкин.
« . лица этих сфинксов как загадка, которую нужно разгадать ».
Многие поэты посвящали им стихи:
« Волшба ли белой ночи приманила
Вас маревом в полон полярных див,
Два зверя-дива из стовратых Фив?
Вас бледная ль Изида полонила?
Какая тайна вам окаменила
Жестоких уст смеющийся извив?
Полночных волн немолкнувший разлив
Вам радостней ли звезд святого Нила?» Вячеслав Иванов
« Глаза в глаза вперив, безмолвны,
Исполнены святой тоски,
Они как будто слышат волны
Иной, торжественной реки.
Для них, детей тысячелетий,
Лишь сон виденье этих мест. » В. Врюсов
Да и в наше время они тоже не остаются без внимания:
В 2002 году была проведена очень большая и сложная работа по их реставрации, после которой древние скульптуры предстали в своем первозданном виде и будто даже помолодели внешне.
Сфинксы во дворе Строгановского дворца
Сфинксы на Египетском мосту
Этот старинный мост с четырьмя чугунными сфинксами получил такое название, поскольку был украшен в характерном для Египта стиле. Однако скульпторы Павла Соколова больше напоминают греческих сфинксов, нежели египетских – ведь они имеют женские обличья.
Многие слышали про трагедию, случившуюся на этом мосту в 1905 году. Мост обрушился, не выдержав нагрузки, когда на него въехал кавалерийский эскадрон. Скорее всего, это случилось из-за ошибок в расчетах при строительстве моста.
Сфинксы на набережной Малой Невки
Историки сходятся во мнении, что эти сфинксы представляют собой не что иное, как первоначальные пробные отливки сфинксов с Египетского моста. Уж очень они похожи друг на друга.
Видимо, по какой-то причине забракованные, эти сфинксы где-то долгое время хранились, а в 1971 году их установили на пристани набережной Малой Невки. Однако, время их не пощадило, и в начале 21 века этим сфинксам потребовалась срочная реставрация.
Она была проведена на средства, выделенные «Мостотрестом». После этого
отреставрированные скульптуры несколько лет красовались во дворе этой организации, но в 2010 году были возвращены на прежнее место, на набережную.
Сфинксы во дворе Горного института
Сфинксы на Свердловской (Полюстровской) набережной
Скульптуры, напоминающие сфинксов со строгановской дачи, появились здесь в конце 18 века, а в 19 веке каким-то образом исчезли. И лишь при реставрации пристани, проводившейся в 1985 году, было решено вновь установить здесь такие же скульптуры.
Сфинксы на набережной Робеспьера
В 1995 году напротив знаменитых питерских «Крестов» появились два жутковатых бронзовых сфинкса. Для людей, находящихся на набережной, эти сфинксы выглядят вполне традиционно – у них обычные женские лица.
Но со стороны Невы и тюрьмы их лица представляют собой изъеденные черепа.
Сфинксы подарены родному городу М. Шемякиным в качестве памятника жертвам политических репрессий. На их пьедесталах – строки из произведений некогда опальных авторов.
Вот мы и прогулялись по городу, насчитав 14 сфинксов.
Но это лишь самые известные. При желании можно найти и другие.
Вот лишь пара примеров:
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Цитатник
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
О чем молчат сфинксы
Величественные сфинксы заняли своё место на Университетской набережной Питера в пушкинскую эпоху (1834 год, при императоре Николае I), став объектом легенд и страшных историй среди горожан. Даже в образованном высшем обществе делились предположениями о древней магии сфинксов…
189* год. Из дневника Николая Вербина:
Ранним утром я прогуливался по Университетской набережной, солнце еще не поднялось из-за горизонта, и город был окутан серыми предрассветными сумерками.
Проходя мимо сфинксов, я задержался, вглядываясь в бесстрастные каменные лица. Мне почудилось, что они взирают на меня с высокомерной усмешкой.
Ко мне подошёл невысокий прохожий, человек непримечательной внешности. Типаж людей, лица которых мгновенно забываются.
Набережная Невы у Академии художеств. Рис. М.Н. Воробьев (1835 год)
— Значит, известный текст имеет скрытый смысл? – недоверчиво переспросил я, опасаясь, что собеседник потешается надо мной.
Пристань со сфинксами в наши дни (фото мои)
Он, улыбнувшись, кивнул.
— Фараон Аменхотеп III, чей облик отражают лица, был чрезмерно увлечен магией, чем вызвал недовольства жрецов, призванных охранять законы Истины и Гармонии. После смерти фараона, его имя прокляли на века.
Лучи солнца скользнули по каменным лицам древних стражей. Рассвет над Невой на мгновения отвлек меня от разговора. Когда я повернулся к собеседнику, набережная была пуста.
Однажды воскресным утром, проезжая мимо знаменитых сфинксов, я решила сделать остановку. Рано в выходный день людей почти не было.
Когда я внимательно разглядывала каменное лицо фараона, ко мне обратился прохожий, неопределенного возраста.
— К проклятию Сфинксов даже отнесли разгон революционной демонстрации в районе Университетской набережной в 1899 году, поскольку данной операцией заведовал жандармский офицер по фамилии Пирамидов! Вот бредятина!
Рядом остановился автобус, из которого вышла шумная группа туристов. Окружив сфинксов, все начали фотографироваться.
Странный человек затерялся в подвижной толпе.
финкс и коты Петербурга. Рис. В. Румянцев
Какое-то время я смотрела на лица сфинксов. Вспомнился старый стишок из городского фольклора.
Сфинкс взирает на Неву,
И на все плевать ему,
И на свой гранитный плен,
И на ветер перемен!
Осенняя ночь в Петербурге. Пристань с египетскими сфинксами на Неве ночью.
Рис. М.Н. Воробьев (середина 19 века)
Откуда в Петербурге египетские сфинксы?
Самый древний памятник Санкт-Петербурга – сфинксы на Университетской набережной. Почти три тысячи лет назад они украшали аллею сфинксов в Фивах, которая вела к прекрасному храму великого фараона Аменхотепа III (1419-1383 гг. до н.э.).
Сделаны сфинксы из розового гранита Асуанских ломок в южном Египте и, как утверждают историки, имеют черты лица самого Аменхотепа. Головы каменных изваяний украшают короны Верхнего и Нижнего Египта, а любой, кто разбирается в египетских иероглифах, сможет прочитать надпись, высеченную на статуях.
Надпись гласит: «Сын Ра, Аменхотеп, правитель Фив, строитель памятников, восходящих до неба, подобно четырем столпам, несущим небесный свод». Прогуливаясь тихими египетскими вечерами по своей аллее, Аменхотеп и представить не мог какая судьба ждет такие привычные фараонскому глазу скульптуры.
Годы бежали, века тоже быстро сменяли друг друга, превращаясь в тысячелетия. Со временем египетская цивилизация пришла в упадок. Не пощадило время и памятники. Вандалы, которые существовали во все времена, тоже приложили свои бессовестные руки к древней истории. В итоге храм был разрушен, а сфинксы засыпаны толстым слоем песков.
Однако в один прекрасный солнечный день 1828 года египтолог Янис Атоназис в ходе археологических раскопок в Фивах нашел нескольких уцелевших сфинксов. Раскопки велись на деньги, которые выделял английский консул в Египте Сольт, поэтому Атоназис должен был большую часть своих находок отдавать спонсору. Сфинксы тоже должны были пополнить коллекцию Сольта. Поэтому в срочном порядке соорудили пару пальмовых плотов, водрузили на них статуи и по Нилу отправили в другой египетский город Александрию.
Сольт посмотрел на статуи и решил, что, наверное, выгодней будет их кому-нибудь продать. В это время в Египет как раз прибыл русский офицер Андрей Муравьев, который заслужил путевку в Африку, проявив геройство в русско-турецкой войне 1828-1829 годов. Он увидел сфинксов и понял, что они очень пригодились бы России. Недолго думая, он написал прошение на имя русского посла в Константинополе Рибопьера, где предложил ему обсудить возможность покупки сфинксов с российским императором Николаем I. К письму он приложил и рисунок сфинксов.
Посол тоже заинтересовался покупкой и переслал письмо царю. Николай I крепко задумался, поскольку покупка была дорогая, а практической пользы не имела, поэтому он решил прежде посоветоваться с работниками Академии художеств, куда и направил соответствующее письмо. В итоге Николай I таки дал свое согласие.
Однако, пока суть да дело, владельцу сфинксов надоело ждать ответа от российских покупателей, и он договорился о продаже с французским правительством, которое предложило за статуи огромную сумму. Так бы и остался Петербург без удивительного памятника, если б не революция, разгоревшаяся во Франции в 1830 году. Французскому правительству стало не до сфинксов, и Сольту пришлось срочно продавать их россиянам за 40 000 рублей, что по тем временам все равно было немаленькой суммой.
Сфинксы добирались до Петербурга целый год. Плыли они на корабле «Буэна сперанца» («Добрая надежда»), однако не смотря на наивное и доброе название судна, не обошлось без эксцессов. При погрузке на корабль, несколько тросов, удерживающих одного из сфинксов, порвались и статуя упала, повредив мачту и борт. Сфинкс при этом почти не пострадал и отделался только лишь глубоким шрамом на лице, который можно увидеть и сегодня.
В Петербург сфинксы прибыли в 1832 году, а в апреле 1834-го их водрузили перед Академией художеств на пристани над Невой. Спустя несколько лет на пьедесталах статуй высекли надпись «Сфинкс из древних Фив, в Египте, перевезен в град Святого Петра в 1832 году».
С тех пор древние сфинксы так и стоят над Невой, провожая серьезными взглядами корабли, проплывающие по Неве, и вспоминают свою долгую каменную жизнь. А когда наступает зима, Нева замерзает, и сфинксов заносит холодным белым снегом, они думают о жарком египетском солнце, древних пирамидах, великом фараоне и о том, как бесконечна жизнь.
Рубрики: | Города Интересно Легенды и мифы |
Метки: Сфинксы Санкт-Петербург тайны сфинксов
Процитировано 21 раз
Понравилось: 25 пользователям
Мистика Санкт-Петербурга. Сфинксы
МИСТИЧЕСКИЕ РИТМЫ ИСТОРИИ РОССИИ
Недавно вышла из печати моя новая книга «Мистические ритмы истории России» (изд-во «БХВ-Петербург», 2011), в которой, в частности, доработаны и дополнены некоторые мои статьи, опубликованные и на Прозе.Ру. Но не только они. В 24-х главах книги представлена история нашей страны в ритмах времени и пространства.
1150 лет истории Руси-России вобрали в себя и собственные символы, ритмы времени, мистику и веру, и, конечно, православие, но также влияние мощных древних цивилизаций – в том числе, как показано в книге, и цивилизации древнего Египта. С 1703 года «ключи истории» России держал Санкт-Петербург. Не случайно ведь наш город называли и «Новыми Фивами», и «Северной Пальмирой», а над городом, на шпилях и куполах храмов парят крестоносные ангелы.
Что такое «ключи истории» России и где они? Что скрывают пирамиды древнего Египта и какое отношение их тайны имеют к России? Что такое «вектор Сфинкса» и какие силы и ритмы истории он пробудил в Санкт-Петербурге и России – и до сих пор пробуждает?
В какое время мы живем, с точки зрения ритмов истории? Что означает наш русский символ Всадника и Змеи? И как он связан с Откровением (Апокалипсисом) Иоанна Богослова? – на самом деле примерно с 2008 года мы (и весь мир) вошел в период Апокалипсиса. Я попытался в этой книге ответить на на все эти вопросы, связывая их в единую цепь истории России и других цивилизаций.
Ниже публикую выдержки из книги «Мистические ритмы истории России».
Волшба ли белой ночи приманила
Вас маревом в полон полярных див,
Два зверя-дива из стовратых Фив?
Вас бледная ль Изида полонила?
Какая тайна вам окаменила
Жестоких уст смеющийся извив?
Полночных волн немолкнувший разлив
Вам радостней ли звезд святого Нила?
Загадка невских сфинксов пленяла и Валерия Брюсова, и Александра Блока. В стихах Блока, посвященных “Снежной Деве” (один из образов “Прекрасной Дамы”), о ее происхождении сказано: “Все снится ей родной Египет\ сквозь тусклый северный туман”, и сфинксов “над исполинскою Невой она встречала легким вскриком\ под бурей ночи снеговой”. А вот строки Брюсова:
Глаза в глаза вперив, безмолвны,
Исполнены святой тоски,
Они как будто слышат волны
Иной, торжественной реки.
Для них, детей тысячелетий,
Лишь сон виденье этих мест.
Семь внутренних морей и семь великих рек.
От Нила до Невы, от Эльбы до Китая,
От Волги по Ефрат, от Ганга до Дуная.
Вот царство русское. и не пройдет вовек,
Как то провидел Дух и Даниил предрек”.
Опубликовано в газете «Другой Петербург», №№1-4, 2005г
В 2011 г. опубликовано в книге «Мистические ритмы истории России» («БХВ-Петербург», 2011)
Сфинксы на набережной Робеспьера
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 сентября 2018; проверки требуют 103 правки.
Строение и символизм
Важный символизм имеет место расположения памятника. Прямо напротив него через Неву открывается большая панорама на тюрьму «Кресты». Она стала легендарной благодаря тому, что в ней в советские годы находились в заточении многие политические заключённые. Именно эта тюрьма описана в поэме Анны Ахматовой «Реквием», посвященной сталинским репрессиям. Также недалеко (на Литейном проспекте, 4) расположен «Большой дом», построенный в начале 1930-х годах как резиденция ответственных за репрессии органов власти НКВД-КГБ (ныне здание занимает их наследница ФСБ). В нём пытали и убивали политических заключённых. Согласно городской легенде кровь убитых стекала из подвалов в Неву, окрашивая воду в красный цвет. По этой причине на находящемся между «Большим домом» и «Крестами» спуске к воде (в створе проспекта Чернышевского) ежегодно с 1988 года в первую субботу июня происходит возложение цветов на воду. Дело в том, что в то время не были известны места захоронения жертв, не было и памятника им.
Памятник состоит из двух смотрящих друг на друга статуй бронзовых сфинксов на пьедесталах и центральной части из каменных блоков.
Высота сфинксов — 1,5 метра, параметры постамента — 2,3 х 0,8 х 1,8 метра.
Между сфинксами на гранитном парапете набережной из четырёх гранитных блоков создан крест. В нём имеется стилизованное окно тюремной камеры с решёткой также в виде креста. На верхнем блоке выбита надпись : «Жертвам политических репрессий». На нижнем закреплён венок из колючей проволоки. К парапету под ними приставлен пятый блок, на котором лежит книга.
По периметрам гранитных постаментов — медные таблички, на которых выгравированы строки из произведений Варлама Шаламова, Николая Гумилёва, Осипа Мандельштама, Анны Ахматовой, Николая Заболоцкого, Даниила Андреева, Дмитрия Лихачёва, Иосифа Бродского, Юрия Галанскова, Александра Солженицына, Владимира Высоцкого, Владимира Буковского, Андрея Сахарова.
Между сфинксами и набережной выложен крест из брусчатки. Количество камней в ней не случайно, оно по замыслу авторов соответствует количеству репрессированных людей в СССР — по их подсчётам на 1 камень приходится 10 тысяч жертв.
Тексты табличек
На постаментах сфинксов закреплены таблички со следующими текстами (слева направо):
Основание западного сфинкса:
Основание восточного сфинкса:
В основания пьедестала восточного сфинкса с северной стороны врезана табличка с текстом: «Михаил Шемякин / Памятник жертвам политических репрессий / установлен 1995 / Архитекторы Вячеслав Бухаев, Анатолий Васильев». Эта надпись повторена на английском языке. В том же месте западного сфинкса две таблички: «Скульптор: Михаил Шемякин / Архитектор: Вячеслав Бухаев / Архитектор: Анатолий Васильев» и «АО „Возрождение“».
Памятник жертвам политических репрессий в Санкт-Петербурге
Туловища сфинксов худые и через их кожу выступают кости, а высокая посадка головы выражает тревогу и обеспокоенность.
На табличках вокруг сфинксов – стихи Анны Ахматовой и Николая Гумилева, Осипа Мандельштама и Николая Заболоцкого, Даниила Андреева и других поэтов, а также высказывания Александра Солженицына и Иосифа Бродского. Между сфинксами на парапете набережной сложены четыре гранитных блока, напоминающих тюремное окно.
История
Примечательно, что сам автор проекта памятника Михаил Шемякин будучи нонконформистским художником в СССР подвергся политически репрессиям — принудительному лечению в психиатрической больнице, а в 1971 году он был выслан из страны. Родные архитектора Вячеслава Бухаева погибли в лагерях.
С самого начала возведение памятника вызвало много споров и критики. В значительной степени это было вызвано самой скандальной репутацией Михаила Шемякина. Городские власти обвиняли в самоуправстве, волюнтаризме и фаворитизме при выборе проекта и его автора, в том, что памятник был создан скоропалительно, исключительно по воле чиновников, минуя художественный совет, конкурс и обсуждение комиссией по восстановлению прав реабилитированных жертв репрессий. А в то же время аналогичный общественный проект реализован не был. Критики говорили о неясности и неочевидности созданного образа, о том, что сфинксы воплощают «ангелов смерти», которые являются больше памятником палачам и самим властям, чем жертвам репрессий. Журналисты также отмечали, что изначально эти сфинксы были созданы вовсе не как часть данного мемориала, а как самостоятельные предметы искусства. Критики писали о низкой художественной ценности и неудачной композиции. Художника обвиняли в спекуляции на важной теме. Много обсуждений высказано замечание, что крест в середине композиции больше напоминает католический. Отдельный скандал вызвало то, что на церемонию открытия не были приглашены общественные организации бывших политических заключённых.
Памятник неоднократно подвергался вандализму и осквернению. В апреле 2001 года в день рождения Гитлера центральную скульптуру на гранитном парапете набережной сбросили в Неву. Тогда деньги на ремонт выделила выделила губернатор города Валентина Матвиенко. В 2015 году был опрокинут постамент с книгой и повреждена брусчатка. Хотя в этот раз специалисты посчитали ответственными за происшествие коммунальные службы, случайно повредившие памятник по время снегоуборочных работ. Летом того же года из центральной части мемориала была украдена гранитная книга. Проблемой при восстановлении памятника было то, что он так и не был переведён на городской баланс.
Адрес и как добраться
Сфинксы во дворе Строгановского дворца
Эти два гранитных сфинкса – самые первые из появившихся в Петербурге. С 1796 года они украшали пристань на даче у А.С. Строганова. C 1908 года, после перестройки дачи, их несколько раз перевозили, пока, наконец, они не заняли свое окончательное место — во дворе Строгановского дворца.
Сфинксы на Египетском мосту
Этот старинный мост с четырьмя чугунными сфинксами получил такое название, поскольку был украшен в характерном для Египта стиле. Однако скульпторы Павла Соколова больше напоминают греческих сфинксов, нежели египетских – ведь они имеют женские обличья.
Многие слышали про трагедию, случившуюся на этом мосту в 1905 году. Мост обрушился, не выдержав нагрузки, когда на него въехал кавалерийский эскадрон. Скорее всего, это случилось из-за ошибок в расчетах при строительстве моста.
На этом месте был временно построен деревянный мост. Но заменить его основательным каменным смогли лишь в 1955 году. И хотя по своему оформлению новый мост значительно уступал первоначальному, египетские мотивы все же сохранились. И, конечно, свои места заняли и его стражи — великолепные сфинксы.
Сфинксы на набережной Малой Невки
Историки сходятся во мнении, что эти сфинксы представляют собой не что иное, как первоначальные пробные отливки сфинксов с Египетского моста. Уж очень они похожи друг на друга.
Видимо, по какой-то причине забракованные, эти сфинксы где-то долгое время хранились, а в 1971 году их установили на пристани набережной Малой Невки. Однако, время их не пощадило, и в начале 21 века этим сфинксам потребовалась срочная реставрация.
Она была проведена на средства, выделенные «Мостотрестом». После этого
отреставрированные скульптуры несколько лет красовались во дворе этой организации, но в 2010 году были возвращены на прежнее место, на набережную.
Сфинксы во дворе Горного института
Во дворе Горного института, находящегося на Васильевском острове, среди зелени старинного сада в 1826 году появились небольшие и грациозные скульптуры сфинксов.
У этих скульптур насыщенного темного цвета очень выразительные женские лица. Не зря их считают самыми женственными. Автор этих работ — скульптор А. Постников.
Сфинксы на Свердловской (Полюстровской) набережной
Скульптуры, напоминающие сфинксов со строгановской дачи, появились здесь в конце 18 века, а в 19 веке каким-то образом исчезли. И лишь при реставрации пристани, проводившейся в 1985 году, было решено вновь установить здесь такие же скульптуры.
Сфинксы на набережной Робеспьера
В 1995 году напротив знаменитых питерских «Крестов» появились два жутковатых бронзовых сфинкса. Для людей, находящихся на набережной, эти сфинксы выглядят вполне традиционно – у них обычные женские лица.
Но со стороны Невы и тюрьмы их лица представляют собой изъеденные черепа.
Сфинксы подарены родному городу М. Шемякиным в качестве памятника жертвам политических репрессий. На их пьедесталах – строки из произведений некогда опальных авторов.
Вот мы и прогулялись по городу, насчитав 14 сфинксов.
Но это лишь самые известные. При желании можно найти и другие.
Вот лишь пара примеров:
Фонтан возле Пулковской горы
Один из самых маленьких сфинксов на шлеме богини мудрости. Скульптура богини — на здании Российской национальной библиотеки на Невского проспекте
Огромный интерес не только у жителей Питера,
но и у гостей северной столицы вызывает история и тайны коней Петра Клодта.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: