О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко

§ 1. Мир древней истории

1. Придумайте предложения с различными значениями слова «история».

У нашей страны очень богатая история.
После каникул сосед по парте рассказал мне интересную историю о том, где он побывал на каникулах.

2. Древнеримский оратор Цицерон называл историю «учительницей жизни». Как вы можете объяснить смысл этого выражения? Чему могут научить уроки истории?

Из истории человечество может извлечь для себя хорошие уроки: история дает понимание происходящего, дает возможность в каких-то моментах прогнозировать будущее и не совершать повторно ошибки.

3. Какие исторические источники вы можете найти у себя дома? О чем они могут рассказать?

У меня дома сохранились значки времен Советского Союза, военные награды моего деда, альбомы со старыми семейными фотографиями, письма. Они могут рассказать о жизни моей семьи, о жизни людей в те времена.

4. Как вы думаете, какие источники — вещественные, устные или письменные — являются более важными? Почему вы так решили?

Мне кажется, что наиболее важными являются вещественные источники. Устные источники могут быть по-разному интерпретированы людьми, и через некоторое время их содержание может исказиться. Нельзя сказать, что и письменные источники абсолютно надежны: язык, который был использован при их создании, может устареть и перестать использоваться.

5. Какие легенды и мифы, связанные с историей Беларуси, вы знаете? Какие сведения о прошлом можно из них почерпнуть?

Я знаю легенду о том, что в Беларуси между замками в Ружанах и в Коссово есть секретный подземный ход. По легенде его длина была 25 километров!
Есть множество легенд о Мирском замке и замке в Несвиже. Часть из них связана с привидениями, которые населяют эти архитектурные сооружения.

Из легенд можно почерпнуть сведения о жизни людей того времени.

Источник

Наука история и исторические источники — виды источников

Интерес к своему прошлому появился у человечества с тех самых пор, как оно появилось на свет. И именно с тех же пор возникла и тяга к самопознанию. А о каком же самопознании можно говорить, если не изучать собственные корни, если не изучать жизнь собственных предков. И, пожалуй, что самые первые фантастические формы познания истории были у человечества издавна:

О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко

Что означает слово история

Но время шло и постепенно появлялись иные формы. В переводе с греческого слово «история» означает — расследование, узнавание,- то есть установление истинности тех или иных событий. Римляне использовали это слово уже в несколько ином смысле — история — суть рассказ о чем то, что было когда-то давно. В современном нашем языке мы употребляем это слово и тогда, когда нам нужно обозначить рассказ о событии вымышленном или реальном, которое когда-то происходило, и, как обозначение науки, науки о прошлом человечества.

Первый историк

Люди издавна собирали рассказы о прошлом. Но рассказы эти были какие-то разрозненные. И первым человеком, который попытался привести их в систему был Геродот. Жил он в V веке до н. э. и был великим географом и путешественником. Его трактат «История» содержит в себе сведения о греко-персидских войнах, и, пожалуй, является первым, логичным, длительным и связным повествованием о событиях прошлых лет. Работа Геродота — это не историческое исследование в нашем сегодняшнем привычном понимании, это скорее рассказ человека, который много путешествовал, много видел, а еще больше слышал.

Однако, отцом истории мы именуем великого путешественника не зря. Дело в том, что из 9 книг, на которые делится его трактат, большая часть посвящена последовательному изложению событий греко-персидских войн.

Виды исторических источников

Изучение прошлого человечества было бы невозможно без исторических источников. Что же такое исторические источники? Это все то, что было создано человеческим обществом, все то, что позволяет судить о быте и нравах, о языке людей. Источников великое множество, поэтому придумано делить их на большие группы.

Письменные исторические источники

Первая, необыкновенно важная группа — это письменные исторические источники. К ним относятся:

Образец письменного исторического источника: пожелтевшей листочек — письмо. Письмо не очень грамотное: «Здравствуйте, уважаемая Александра Николаевна. Я сейчас живу в деревне и не помню, вы задавали нам задание на лето или нет?» Это письмо ученика своей учительнице. Казалось бы, ну что тут такого? А смотреть надо на год, 1938 год. Этот пожелтевший листок бумаги очень важный и ценный исторический источник.

Изобразительные исторические источники

Помимо письменных исторических источников, имеются еще и изобразительные:

Вещественные исторические источники

Есть еще и исторические источники вещественные. К ним может быть отнесен действительно любой предмет из прошлого:

Взять любой осколок вазы, например, которому две с половиной тысячи лет и, если бы он умел рассказать, он бы нам поведал бы много — много всего интересного.

Устные исторические источники

Помимо источников письменных, изобразительных, вещественных имеются еще и источники устные:

Вот маленький пример: в выборгском районе имеется такое замечательное место Парголово. Историки заинтересовались, что же за странное такое слово Парголово. И что же оказалось? В архивах были найдены документы XVII века и выяснилось, что название происходит от финского слова «перко» и означает чёрт. То есть, когда то, в этом самом месте были настолько глухие страшные места, что местные жители были в святой уверенности, там водится что-то не то.

Другие исторические источники

Помимо устных, письменных, вещественных изобразительных исторических источников, ученые опираются еще и на те сведения, которые они сумели почерпнуть из жизни современных племен, которые находятся на том же самом уровне, что и наши далекие — далекие предки. Изучением подобных племен занимаются этнографы и этнологи.

Однако, для ученого историка любой исторический источник — это не истина в последней инстанции, а лишь отправная точка для исследования. Почему? Да потому что источники могут быть неточными. Например, сочинение того же, уже упоминавшегося Геродота, было переписано несколько раз, а при переписывании могли закрасться ошибки.

Сочинение может быть откровенно тенденциозным, например, известна легенда об одном правителе, который велел возвеличить его и тому, кто бы это сделал хорошо, он обещал подарить белого коня, а тому, кто плохо описал этого правителя, он пригрозил казнью. Вот и подумайте, были ли правдивы рассказы об этом властелине.

Одним словом, стремясь отделить правильное от неправильного, историк осуществляет критику исторического источника, а для этого он использует специальную методику или, иными словами говоря, историк — это не тот, кто рассказывает истории о прошлом, а это ученый, который в своем исследовании опирается на исторические источники, осуществляет их критику и использует при этом целый ряд специальных исторических методов.

Источник

О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко

Исторические источники

О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко

О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко

О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко

О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко

1. Что такое исторический источник.

Чтобы составить представление об историческом факте событии историк исследует, изучает, анализирует исторические источники.

Количество исторических источников безгранично, но число сохранившихся от различных исторических периодов неодинаково. Чем ближе исторический период к нашему времени, тем больше количество исторических источников.

2. Виды исторических источников

Существует несколько видов исторических источников. Два из них: вещественные и письменные – являются основными.

О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко

Дадим краткую характеристику этим источникам.

Подумайте, какие достоинства и недостатки есть у каждого из этих исторических источников.

Вещественные источники

О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко

Письменные источники

К ним относятся деловые документы, письма, межгосударственные договоры, научные труды, религиозные записи и книги, летописи, хроники, письма, дневники и другие, написанные или напечатанные тексты. Эти источники позволяют историку ответить на основные вопросы для описания исторического факта.

О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко

Более подробно об этих источниках мы поговорим на следующих занятиях

Антропологические источники

Антропология – наука о происхождении человека. Это останки людей (то, что осталось от их тел), сохранившиеся с древних времён до наших дней. Исследуя их можно попытаться воссоздать облик человека. Так М.М. Герасимовым по окаменевшему черепу был восстановлен облик первобытного мальчика и реконструированы образы русских князей Ярослава Мудрого и Андрея Боголюбского.

О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко

Устные источники

К ним относятся передававшиеся из поколения в поколение рассказы, предания (от слова «передавать»), былины, легенды и мифы о богах, героях и важных событиях, человеческих отношениях, сказки, народные песни и т.д. Мифы и легенды, зачастую несут информацию о реальных событиях и личностях. Так прообразом героя русских былин Добрыни был дядя князя Владимира Святого – Добрыня Никитич, вполне возможно, что герой мифов Дедал (строитель лабиринта на Крите) – так же реальное лицо. Требуют кропотливого анализа, выделения возможных фактов.

О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко

Этнографические источники

Греческое слово «этнография» означает «описание народа». К ним относятся обряды, обычаи, традиции, праздники, вещи, правила поведения, возникшие в прошлом, но сохранившиеся и используемые в наше время. Например: изучая жизнь и обычаи некоторых племен Центральной Африки, островов Тихого океана, бушменов Австралии ученые могут сделать предположения о том, как люди жили в период первобытного строя.

О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко

Источники нового времени

О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко

Природно-географические источники

К ним относятся природные и географические объекты (горы, равнины, реки и др.) связанные с какими либо произошедшими событиями.

О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко

Гора Олимп. По мифам место жительства греческих богов.

Художественно-изобразительные источники

О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко

И. Е. Репин. «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года…» 1903 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

Чтобы узнать о том, как работать с художественно-изобразительными источниками на уроках прочитайте памятку, нажав на значок «Книжка».О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко

3. Всем ли источникам можно верить.

Основными задачами историка при работе с историческими источниками является установление времени их появления (датировка источника), а так же их подлинности, достоверности.

К сожалению не всем источникам можно доверять. Почему?

Многие древние писатели сообщали о том, чего не видели собственными глазами, передавали слухи, услышанные от других и не всегда правдивые. Они хотели как можно лучше, точно и полно описать события, но не могли этого сделать. Это вынужденные ошибки.

О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко

Изображения существ, живших по рассказам древних путешественников в далеких странах.

Ошибаться могут и ученые: неверный перевод фразы или слова может исказить смысл, какого либо документа; неверная датировка находки – привести к неправильному определению времени, когда произошло событие.

Имя Генриха Шлимана известно многим. Он отыскал знаменитые в древности города Трою и Микены, провел там раскопки. Находки, сделанные Шлиманом, поразили весь мир. Однако Шлиман не имел археологического образования и поэтому совершил множество грубейших научных ошибок, в частности неверно датировал находки.

О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко

Генрих Шлиман. Раскопки Генрихом Шлиманом Трои

Но кроме ошибок существуют и умышленные подделки, фальсификации.

В прошлом богатые люди, чтобы прославить свой род, выдумывали себе героических предков, которые будто бы совершали в древнюю пору великие подвиги.

Правители приказывали удалять из документов, хроник и летописей факты их не устраивающие, записывать события в выгодном им свете.

Лже-ученые, чтобы прославиться и/или разбогатеть; некоторые представители власти и даже церкви, чтобы утвердить и навязать людям свои взгляды, идеологию – шли раннее и идут сегодня на создание подделок, умышленное искажение фактов и документов.

О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко

Римский Папа Стефан II (слева). При нем в 8 веке был составлен фальшивый документ «Константинов дар» согласно которому римский император Константин (справа) в 4 в. якобы уступил Папам светскую власть над Римом.

Все это приводит к искажению истории, мешает честным ученым.

Для примера: в конце 19 века было большое количество фальшивых «археологических находок». Поэтому ученый мир посчитал испанского археолога Саутуола, нашедшего наскальные рисунки в пещере Альтамира, мошенником. И ученому пришлось долго отстаивать свое честное имя.

Запомните

А теперь давайте проверим, как вы ответили на вопрос о достоинствах и недостатках исторических источников.

Источник

Конспект урока по истории для 5 класса на тему «История – наука о прошлом. Исторические источники»

Конспект урока по истории для 5 класса

на тему «История – наука о прошлом. Исторические источники»

Предметная – обучающиеся смогут дать определение истории, как науки, смогут перечислить исторические источники, смогут дать характеристику вспомогательным историческим дисциплинам;

Познавательная – обучающиеся смогут сравнивать виды источников, и назвать отличительные особенности каждого;

Регулятивная – обучающиеся смогут принимать решения в проблемной ситуации, оценивать свою деятельность на уроке

Коммуникативная – обучающиеся смогут излагать свое мнение, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, работая в парах.

Личностные – обучающиеся смогут высказать свое мнение о роли истории в жизни людей, о роли наук-помощниц.

воспитывать любовь к Родине;

чувство гордости за ее прошлое, настоящее и будущее

развитие познавательного интереса к предмету;

с целью эстетического развития воспитать у учащихся чувство прекрасного.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы работы учащихся: групповые, индивидуальные, письменные, устные, парные.

1. Создание проблемной ситуацией

I. Организационный момент.

2. Формирование проблемы. (записывается на доске)

Сегодня мы с вами поговорим об истории. Это очень интересный, увлекательный предмет. Мы будем путешествовать во времени. Сегодня мы будем историками.

— Что же такое история? Зачем нужна история?

Слово «история» имеет много значений. Мы часто говорим: « Я расскажу Вам интересную историю…» или «Со мной приключилась интересная история…»

III. Изучение нового материала.

1. Что такое история.

— Зачем нужна история?

– Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?

Под учебной проблемой записывает ключевые слова, выделенные самими авторами версий :

1) узнать о прошлом;

2) понять, почему это происходило именно так;

Итак, история – это наука, которая изучает прошлое людей. Вчерашний день – это уже ИСТОРИЯ.

2) Работа с историческим источником.

Послушайте текст. Ответьте на вопросы.

История – это наука о появлении и развитии человеческого общества! Человек существует на Земле около двух миллионов лет. Человеческое общество развивается и изменяется. Процесс развития человеческого общества имеет свои законы, а история изучает и объясняет эти законы. История рассказывает нам, как жили люди много тысяч лет назад. Эта наука играет большую роль в изучении жизни общества и культуры народа.

Ответьте на вопросы.

1.Что такое история как наука? История – это наука о появлении и развитии человеческого общества!

2.Что изучает история? История рассказывает нам, как жили люди много тысяч лет назад.

3. Почему эта наука играет важную роль в жизни общества? Процесс развития человеческого общества имеет свои законы, а история изучает и объясняет эти законы.

— Я вам помогу, посмотрите таблицу и прочитайте, где вы еще сможете получить знания по истории. – Но есть проблема, все определения терминов перемешались.

— Ребята, попытайтесь соотнести правильно определение каждого термина.

2. Исторические источники

Откуда историки узнают о прошлом? Ведь его нет, оно прошло, исчезло! Исчезло, но не бесСЛЕДно, а оставив СЛЕДЫ.

Следами мы привыкли называть отпечатки ног или лап. Историки же называют следами все, что осталось от прошлого, что может нам рассказать о прошлом.

— проанализируйте текст «Исторические источники», используя следующие значки.

История – это серьезная, комплексная наука, которая изучает прошлое разных стран и городов, жизнь великих людей разных веков. Чтобы отличать легенды от реальных исторических фактов, историки используют специальные источники. Что такое исторический источник, знают все школьники, которые учат историю. Это – одно из главных понятий в науке, ведь именно с изучения исторических источников начинается исследование того или иного исторического факта. Исторический источник – это предмет или документ, который относится к определенной эпохе. Этот предмет служит своеобразным свидетелем какого-то события. Именно с этих показаний начинается анализ того или иного исторического события, составляются представления о причине действий того или иного исторического деятеля.

Исторические источники – любые следы человеческой деятельности, случайно или сознательно оставленные на земле. Это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и отдельные факты и события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях тех или иных исторических событий. Исторические источники весьма разнообразны. Всю совокупность исторических источников в современной исторической науке принято делить на следующие группы:

1. Письменные источники – это всевозможные сочинения, в том числе литературные произведения изучаемой эпохи, дошедшие до нас надписи самого разного содержания;

4. Этнографические источники – это обычаи, обряды, верования и т.д.,

5. Лингвистические источники – это данные языка (лексика, грамматический строй и т. д.);

6. Фольклорные источники – это памятники устного народного творчества (сказания, песни, басни, пословицы и т. д.), которые дошли до нас благодаря тому, что впоследствии были записаны;

7. кино – фотодокументы;

8. фотодокументы – звуковые записи.

Исторические источники – это все то, что может рассказать нам о прошлом людей.

Даже детские считалочки и присказки могут быть следами прошлого. «Дождик, дождик пуще, дам тебе я гущи»! – кричат дети во время дождя и даже не подозревают, что это древнее обещание подарка богу дождя. Оно осталось от тех времен, когда наши предки верили в таких богов.

2) Работа с историческим источником по вариантам.

1 вариант. Источник № 1.

«В мусорной яме древнего поселка археологи нашли много костей. Большая часть принадлежала диким зверям и птицам, гораздо меньше было костей домашних животных: собак, свиней, коз; коровьих костей – ни одной. Мозговые кости, в том числе и собачьи, раздроблены острыми камнями. Среди мусора найдено много черепков глиняной посуды».

Сделайте выводы из этих находок:

2. Что было развито больше – скотоводство или охота?

3. Какие животные были уже приручены

2 вариант. Источник №2.

Представьте себе, что в горах вы видите высеченную на скале надпись:

О чем расскажет ученым этот письменный источник?

3) Практическая работа. Физминутка.

Распределите источники на вещественные и письменные.

Если называется источник письменный встает первый вариант.

Если называется источник вещественный встает второй вариант.

Источник

О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко

Письменные источники

О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко

О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко

О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко

О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко

1. Что такое письменный источник.

Письменные источники изучает несколько наук и в том числе:

Дипломатика – наука, изучающая документы, грамоты, договоры и др.

О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко

Слева направо: надпись на камне, египетский папирус, средневековая грамота

2. Какими могут быть письменные источники

Письменные источники могут быть…

Рукописные книги, свитки: религиозные записи, научные труды, летописи, хроники, литературные произведения и др.; а так же эпитафии.

Письма. Среди них бывают очень важные: письма знаменитых ученых, изобретателей, полководцев.

Дневники. Многие люди описывали свои впечатления того, что видели вокруг себя, заносили на страницы дневника собственные размышления.

Черновики. Прежде чем написать статью или книгу, авторы работают на черновиках, многое исправляют, делают пометки. Изучая их, можно видеть, как трудился автор.

Приказы и распоряжения, деловые бумаги, договоры, указы.

Рукописные письменные источники появились с момента изобретения человеком письменности (об этом мы поговорим на следующем занятии).

О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко

Рабочее место переписчика книг. Рукописные книги

Печатными – все исторические источники, напечатанные в типографиях с помощью специальных печатных (полиграфических) машин в сотнях, а то и миллионах совершенно одинаковых экземпляров.

Первые попытки печати предпринимались в Корее и Китае в 8-11 веках с использованием оттисков текстов вырезанных на досках. В Европе книгопечатание началось с изобретения Иоганном Гуттенбергом печатного станка и разборного шрифта – литер. В году 1456 году им была выпущена первая печатная книга – 42-строчная Библия. Первая, точно датированная русская печатная книга («Апостол») выпущена Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем в 1564 году.

О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко

Миниатюра с изображением средневековой типографии. Одна из первых печатных книг.

Посмотрите видео «Печать книг на станке Гуттенберга» в плеере или нажав на значок.

В последнее время появился новый вид письменных источников: тексты, написанные при помощи компьютера, и хранящиеся в электронном виде.

Письменные источники могут быть на…

Камне – наиболее древние и зачастую лучше всего сохранившиеся надписи, высеченные на стенах пещер, гробниц, каменных плитах, к ним можно отнести и надписи на глиняных табличках и др.

О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко

Надпись на стене гробницы в Египте. Лист глиняной «книги».

О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко

Тексты на папирусе. Древний Египет.

О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко

Бересте – данный материал для письма применяли в Древней Руси. При раскопках в Новгороде найдены сотни берестяных грамот и в том числе школьная тетрадь мальчика Онифима. Берестяные грамоты обнаружены так же в Смоленске, Пскове, Старой Руссе, Твери и других городах.

О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко

Берестяная грамота. Рисунки мальчика Онифима.

Бумаге – известно, что первыми бумагу в виде листов стали изготавливать китайцы около 2 тысяч лет назад. Примерно 1000 лет назад она появилась в Европе. Благодаря дешевизне изготовления (бумага в разное время изготовлялась из растительных волокон, тряпья, древесной целлюлозы) она быстро стала самым распространенным материалом для письма вытеснив пергамент, увеличилось количество книг, появились печатные станки.

3. Как изучать письменные источники

Вы должны научиться описывать письменные источники, с которыми познакомитесь на уроках.

Запомните

Описание источника нужно делать последующему плану:

1. Определи название источника, его вид, автора, место и время создания.

2. Прочти текст по абзацам, выдели незнакомые слова и названия, выясни их значение.

3. Сформулируй основную идею всего текста (о чем в нем идет речь).

4. Выдели главные мысли текста, определи его план.

5. Извлеки последовательно из текста всю возможную информацию.

6. Оцени, можно ли считать его сведения достоверными. Подумай, как их можно использовать в изучении истории.

Попробуйте описать по данному плану письменный источник приведенный ниже. После проверьте, правильно ли вы выполнили описание.

О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко

О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко. Фото О чем могут рассказать вещественные источники и письменные источники 5 класс кратко

Войско вернулось благополучно,

разорив страну бедуинов,

снеся ее крепости,

срубив ее смоковницы и виноградники,

сжигая ее поселки,

перебив в ней десятки тысяч людей,

захватив в ней множество пленных.

Царь хвалил меня за это чрезвычайно.

Надпись на гробнице.

Египет. XXVI век до н. э.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *