О чем мечтает директор

О чем мечтает директор: откровения о школьном хозяйстве, дружбе с детьми и дистанционке

У нее в кабинете нет секретаря, зато всегда есть конфеты — для «ребятишечек». Она по-прежнему ведет любимую математику и страничку школы в Instagram, переписывается с учениками и родителями по WhatsApp и не любит модную формулировку «образовательная услуга». «Я хочу сохранить те традиции, когда учитель был настоящим другом», — признается директор школы № 200 Белогорска Наталья Лотова. И у нее это получается. Накануне Дня учителя самый позитивный руководитель учебного заведения рассказала «Амурской правде» о том, как живет школа, зачем загруженному директору вести уроки, о чем ей пишут по вечерам ученики и как пандемия изменила отношение к учителям.

Я всю жизнь в этой школе. Сначала была ученицей — я родилась и выросла в Белогорске — потом учителем, а затем стала директором. На выбор профессии повлияли наши учителя. У нас был замечательный классный руководитель Валентина Никитична Сидорова. Она вела русский язык и литературу. Ее стиль общения с нами просто заманил меня в эту профессию. В пятом классе я думала, что буду учителем русского, но потом математика стала как-то интереснее и ближе.

Я окончила школу в 1990 году и уехала учиться в Хабаровский педагогический университет. Окончила его с отличием и этим горжусь. Кстати, в школе тоже получила медаль, только серебряную. Шла на золотую, но в выпускном сочинении пропустила одну запятую и получила четверку. Поэтому в аттестате у меня тоже четверка — честно заработанная. Кстати, недавно в архиве с удивлением нашла свое сочинение, могу вам показать.

После вуза вернулась в родную школу, а в 29 лет стала ее директором — в те времена это было очень необычно. В коллективе директоров Белогорска были возрастные, опытные люди. Но благо, что все доброжелательные — они мне очень помогали. И я старалась чем-то помочь, у молодости ведь тоже есть свои плюсы.

О чем мечтает директор. Смотреть фото О чем мечтает директор. Смотреть картинку О чем мечтает директор. Картинка про О чем мечтает директор. Фото О чем мечтает директор

Фото: Алексей Сухушин

Стресса не было — видимо, это по молодости. Вот сейчас бы мне предложили должность директора, я бы, наверное, еще подумала. (Смеется.) А тогда меня просто поставили перед фактом: вот ключи от кабинета, вот ключи от сейфа. Заявление утром написала и пошла домой. Пока шла, минут через 10 пришло осознание. Мне очень повезло, что я была в своем коллективе — все мои родные учителя, все помогали. Скоро 20 лет, как работаю директором.

В 90-е жили трудно, но дружно

Мое назначение пришлось на 90-е годы — они были непростые. Нам подолгу не платили зарплату. Но, знаете, никто не был злым. Помню, в столовую привезут мешки с макаронами, с сахаром — все делили между коллективом под обещанную заработную плату. У многих учителей в то время были маленькие дети, у меня тоже. Так мы устраивали праздники, ходили друг к другу в гости, наряжались Дедами Морозами и Снегурочками. Все жили дружно. Нет, уйти из школы не хотелось — безденежье было везде, все жили одинаково плохо. Но почему-то все были добрые. В дружбе, согласии мы пережили эту ситуацию, а потом все стало налаживаться.

И школа, и детский сад

Наша школа всегда была железнодорожной. Ее открыли в 1926 году, в Белогорске как раз началось строительство железной дороги. Для детей строителей ее и возвели. Конечно, этого здания не было, были избы, но территориально школа находились здесь. Из-за реформ на железной дороге у нее несколько раз менялись номера, после создания ЗабЖД школа получили номер 200.

О чем мечтает директор. Смотреть фото О чем мечтает директор. Смотреть картинку О чем мечтает директор. Картинка про О чем мечтает директор. Фото О чем мечтает директор

Фото: Алексей Сухушин

Здание школы состоит из трех времен. Серединочка осталась с 1940-х годов — в прошлом году мы ее капитально отремонтировали. В 60-е годы для школы построили одну пристройку, в 1995-м — третью. Во время реформирования системы образования, когда школы укрупняли, к нам присоединили детский сад № 62 — тоже железнодорожный. Уже все школы и детсады снова разделили, а у нас садик так и остался.

Четыре года назад муниципалитет передал нам бывшее здание гимназии. Туда мы перевели всю начальную школу. Сейчас у нас 1 144 ученика, 121 детсадовец, 108 сотрудников (педагоги, воспитатели, повара, охранники, уборщицы, прачка).

О чем мечтает директор. Смотреть фото О чем мечтает директор. Смотреть картинку О чем мечтает директор. Картинка про О чем мечтает директор. Фото О чем мечтает директор

Фото: Алексей Сухушин

У нас разные бюджеты по питанию для школы, начальной школы и детсада. Мы сами занимаемся закупкой продуктов, каждый день три разных меню. Очень много договоров, приказов, планов, дорожных карт. Да, мно-о-о-го бюрократии, к сожалению. Вот у меня на столе еще проект пристройки к зданию начальной школы, вот договор на закупку скамеек для спортзала, вот расписание кружков (перечисляет: «Реченька», «Карате для малышей», «Тестопластика» и другие). Это я, честно говоря, еще прибрала документы перед вашим приездом. Девчонки утром зашли и говорят: «Можно сфотографировать?» (Улыбается.) Я с рабочего стола не убираю документы до того, пока все не отработаю. Только с глаз уберешь — все, можно забыть.

Вместо привычного звонка на урок у нас играет «Ламбада», песни из советских мультфильмов: «Антошка», «Голубой вагон» — дети сами их выбрали.

Вот такое в школе большое хозяйство. Но у нас, как в большой и дружной семье, все работает как часики. Никто не жалуется, что трудно, потому что все знают, чем должны заниматься. И мы друг друга выручали в коронавирус — возрастные работники ушли на самоизоляцию, надо было обеспечивать жизнеспособность зданий, организовывать питание, охрану. Крепость семьи как раз проявляется в трудных условиях.

Такой вот глобальной-глобальной проблемы у нас нет. Есть одна, но она решаемая. У нас в начальной школе столовая находится отдельно — в соседнем здании. Это не очень комфортно для малышей.

О чем мечтает директор. Смотреть фото О чем мечтает директор. Смотреть картинку О чем мечтает директор. Картинка про О чем мечтает директор. Фото О чем мечтает директор

Фото: Алексей Сухушин

Как-то был ливень, а детям надо идти на обед — где столько зонтиков взять? Что учителя сделали: разрезали на куски целлофановую клеенку, дали детям и сказали, что сегодня игра в гусеницу. Все выстроились, накрылись клеенкой и побежали в столовую. Было, конечно, забавно. Но мечтаем, чтобы была пристройка. Глава города Станислав Юрьевич Мелюков нам помогает, но есть строительные нюансы. Надеемся, будем чай пить перед Новым годом в новой столовой. Хотим ремонт детсада, потому что он тоже старенький, строился еще в советское время. Но, если честно, столько денег, сколько школа получила последние годы, мы не видели никогда.

Как понять настроение школы

Рабочий день у нас начинается с 8 часов, но, как правило, я в 7.30 уже на работе. Живу рядом — 10 минут пешком. Но когда предстоят какие-то поездки, особенно по хозяйственным делам, могу приехать за рулем. Сразу иду в учительскую. Там я в раздевалке переодеваюсь, переобуваюсь вместе со всеми, а уже потом иду к себе в кабинет. Учительская — это живой организм, она сразу передает, с каким настроением учитель пришел на работу. Мы общаемся, обсуждаем дела, ситуации, по атмосфере сразу понятно, каким будет рабочий день.

О чем мечтает директор. Смотреть фото О чем мечтает директор. Смотреть картинку О чем мечтает директор. Картинка про О чем мечтает директор. Фото О чем мечтает директор

Фото: Алексей Сухушин

Несколько раз в неделю веду математику — у меня один 10 «А» класс. Зачем директору проподавать? Знаете, наверное, без этого я уже не могу. Во-первых, мне просто необходимо общение с детьми, мне важно понимать их настроение. Либо они чем-то недовольны, озабочены, устали, не выспались — значит, что-то неправильно было организовано накануне. На уроках понимаешь, чего они хотят, что их волнует. Иногда просто во время урока появляются какие-то вопросы, я узнаю, что возникли трудности общения с учителями. И тогда могу подойти к педагогу и аккуратно сказать о проблеме. Дети не всегда имеют такую возможность, а я имею.

Когда много дел, бумажной работы, чтобы поднять поднять настроение — иду на урок! Кто-то пошутит, кто-то похулиганит, пообщаемся. И я уже все проблемы забыла благодаря детям.

Во-вторых, через уроки я понимаю, чем занят учитель. У нас была платформа «Дневник.ру», а сейчас «Рисобр». И для того чтобы понимать, насколько реалистичные сроки исполнения тех или иных вещей ставлю, я сама должна это делать. Уметь выставить оценки и узнать, сколько времени на это уходит, увидеть, что учителя видят на своей странице, а что — дети. Это мое мнение.

О чем мечтает директор. Смотреть фото О чем мечтает директор. Смотреть картинку О чем мечтает директор. Картинка про О чем мечтает директор. Фото О чем мечтает директор

Фото: Алексей Сухушин

Я в школе допоздна: обычно ухожу домой в 8 или 9 вечера. Тетради беру с собой, дома у меня уголок: все проверю, выставлю оценки, еще детям что-нибудь напишу. По субботам всегда работаю. С одной стороны, по табелю у директора это нерабочий день. Но раз дети учатся, а меня нет — это же неправильно. Ну и что, что не оплачивается. (Улыбается.) К тому же в субботу часто родители приходят с вопросами. Вечерами тоже. Придут в часов в семь, я смеюсь: «Откуда вы знаете, что я еще здесь?» Они: «Вы всегда на работе. И окна у вас горят».

Мои дети уже выросли. Оба сына тоже нашу школу окончили, физико-математические классы. Младший иногда грозился: «Уйду, а то все, что не сделаешь, ты уже знаешь! Вечный контроль!» (Улыбается.) Они тоже учились в университете в Хабаровске, тоже технари. Старший там остался, на железной дороге работает. А младший в этом году окончил магистратуру МАИ, работает в аэропорту Шереметьево.

О чем пишут директору

У меня достаточно неплохой контакт с детьми, они свободно могут задать вопросы, написать. В принципе, мой телефон есть практически у всех. О чем пишут? Спрашивают, например, почему расписание поменяли, что задано, когда каникулы. Могут задать абсолютно любой вопрос. Единственное: когда была дистанционка, они переходили на ночной режим и начали писали мне по ночам. Я старалась поздно не отвечать, хотя они видели, что я зашла и прочитала сообщения. (Смеется.)

Постоянно на связи с родителями. Есть очень активные мамы, которые чаще других обращаются, обсуждаем самые разные вопросы. Единственное — не очень люблю пессимизм и негатив, с такими родителями не очень хочу общаться. Они спросили — я ответила. В телефоне очень много чатов: мои классы, учителя, родители, есть группы с моими бывшими выпускниками: «Математика 11 «Б», «Математика 10 «А».

«У нас нет жесткого дресс-кода — просто деловой стиль. Когда возникают какие-то ситуации, я, чтобы никого не обидеть, всегда говорю детям: «Если президент поедет на встречу в таких брюках, тогда, наверное, и мы будем в таких в школу ходить».

Мы постоянно отслеживаем все комментарии в Instagram нашей школы. Кто ведет страничку? Я веду. А кто будет отвечать на вопросы родителей в директ? Так оперативнее и достовернее. У школы за 2 000 подписчиков, но было больше — у нас аккаунт украли, пришлось начинать заново. Размещаем новости о жизни школы, объявления. Отслеживаем реакцию: если родители чем-то недовольны, обеспокоены, пытаемся проанализировать, выяснить, какая часть правды в сообщениях и жалобах. Потому что бывает по-разному. Всегда отвечаю очень корректно, хотя иногда приходится сдерживать эмоции. Порой незаслуженно критикуют. Обидно.

Мне не нравится, когда говорят «образовательная услуга». Нет, школьная жизнь другая. Ее невозможно подогнать под услугу, расписать критерии. Я не могу зайти в класс и сказать детям: «В пять часов вечера мои услуги окончились». Так не бывает! Я хочу сохранить те добрые традиции, которые всегда были в школе. Чтобы учитель был настоящим другом, советчиком.

О чем мечтает директор. Смотреть фото О чем мечтает директор. Смотреть картинку О чем мечтает директор. Картинка про О чем мечтает директор. Фото О чем мечтает директор

Фото: Алексей Сухушин

Так приятно, когда на вечер встречи приходят выпускники и рассказывают о своей жизни. Когда мои выпускники приходят на юбилейные вечера в школе, в этот же день в Краснодаре собираются их одноклассники, шлют фотографии. Они гордятся, что они с Дальнего Востока, из Белогорска, из нашей школы.

Сегодня в школе 52 педагога. Нагрузка на коллектив очень большая. Не хватает учителей иностранного языка, физики, математики, да и русоведов тоже. Если нагрузка большая, то и зарплата достойная. Плюс надбавки за стаж, квалификационную категорию, классное руководство. Молодежь не торопится в школу — многие хотят, но боятся конфликтной среды. Их пугает, что надо выходить на контакт с детьми другого поколениям и их родителями. Ведь сегодня любое сказанное предложение может быть перевернуто, интерпретировано. Мы стараемся избегать конфликтов, минимизируем — я не хочу, чтобы учителя и дети испытывали стресс. Не всегда получается, но мы очень стараемся.

О чем мечтает директор. Смотреть фото О чем мечтает директор. Смотреть картинку О чем мечтает директор. Картинка про О чем мечтает директор. Фото О чем мечтает директор

Фото: Алексей Сухушин

Престиж профессии пока невелик, но уважение мы снова почувствовали на дистанционке. Знаете, очень многие родители поняли, что такое труд учителя. Когда у тебя в классе 32—35 детей и ты должен не только дать знания, но и найти подход к каждому. Но нам самим на дистанционке было очень сложно: работать вживую намного легче, приятнее — есть отдача. А тогда мы не ощущали контакта, а он в нашей профессии — самое главное.

Я не могу зайти в класс и сказать детям: «В пять часов вечера мои услуги окончились». Так не бывает!

Мечтаем, чтобы к нам возвращались наши выпускники. Два года назад я выпустила класс: так четверо девчонок-баскетболисток-отличниц учатся на учителей физкультуры. Танюшка, наверное, придет мне на замену — она на физмате. Алинка у нас на иностранных языках. Мы их ждем и на практику, и на работу — мы им обязательно поможем. Потому что эта профессия приносит очень много положительных эмоций. Но она для тех, кто не боится стрессов.

Усталость, конечно, накапливается. Если я начала что-то важное забывать, значит понимаю — пора сбавить темп. Как? Я всегда говорю коллегам: «Девочки, пойду на пенсию, а у меня нет хоббей». (Улыбается.) Люблю читать статьи на профессиональные темы. Участвовала в «Лидерах России» — просто было интересно, какие там вопросы, интеллектуальные задания, чтобы потом детям рассказать. Нравится следить за развитием других школ, особенно на западе. Что-то интересное можно у них подсмотреть.

О чем мечтает директор

— Я так хочу, чтобы у всех все было хорошо и по-доброму. И всегда очень переживаю и хочу, чтобы наши учителя не болели. Ой, сейчас буду плакать. Как было трудно в прошлом году, когда у нас четыре педагога одновременно легли с коронавирусом в больницу, в одну палату. (Расплакалась.) У всех были свои сложности. Как мы переживали за каждого. По вечерам они мне звонили, рассказывали, как их возили на КТ, как увозили в Благовещенск. Все закончилось хорошо. Хотя у нас в коллективе было очень много потерь среди родственников: не стало мам, отцов, мужей. Это очень больно. Поэтому самая главная мечта — чтобы все были здоровы.

Фото: Алексей Сухушин

СПЕЦПРОЕКТ АП:

Источник

О чём мечтает директор

Каким вы представляете себе директора школы? Наверное, сердитым из-за двоек, строгим и очень нравоучительным. Наш директор, Елена Владимировна – совсем не такая. Она добрая, любящая и не чает души в двоечниках. Мы побеседовали с ней и узнали об её увлечениях, о том, кем она хотела стать в детстве.

Как Вы стали директором школы? С чего начинали?

– Моя мама всю жизнь, не считая того момента, когда она стала классным руководителем и создала детский дом, работала воспитателем в детском саду. Я ещё школьницей приходила в детский сад, занималась с ребятами, читала им книжки, проводила какие-нибудь занятия, водила на праздники. Дома часто играла в школу. Судьба так сложилась, что на пятом курсе я уже пошла работать учителем. И вот так постепенно, я пришла работать в школу и работала учителем, потом педагогом – организатором, потом старшим заместителем директора. В душе мне казалось, что я уже многого смогла достичь в своей профессии, и я задавалась вопросом: «Могу ли я сделать ещё больше?». Сложилось так, что директор школы, в которой я работала, предложила включить меня в резерв директоров. Потом мне позвонили и предложили быть директором нашей школы. Я такой человек, что не привыкла отказываться. Если мне ставят какую-то цель, я не говорю: «Я не смогу, у меня не получится». Я считаю, что это вызов мне и поэтому принимаю этот вызов и делаю. Мне сделали такой вызов стать директором школы, и я стала.

У Вас есть какие-нибудь страхи?

– Когда я повзрослела и мои родители стали старше, начала бояться потерять семью и близких мне людей.

Чем Вы увлекаетесь?

– Я очень люблю читать, шить, вязать, готовить, мне нравится создавать уют и заниматься интерьером, как-то оформлять свой дом, люблю разводить цветы. Но самое главное для меня в жизни – моя семья и близкие люди. Я люблю посвящать им время и делать что-то приятное, подарки дарить, что-нибудь готовить для них вкусное, проводить с ними время.

А у Вас есть какие-нибудь таланты?

– Я очень самокритичный человек. Но я могу сказать, что у меня хорошо получается. Я умею хорошо шить. Наверное, умею вкусно готовить, создавать уют. Но самый мой главный талант – я умею любить. В любви я готова к самопожертвованию. Если моей подруге или любимому человеку со мной плохо, то я не буду его эгоистично держать рядом. Я отпущу его ради любви к нему.

Ещё я умею разрешать конфликты. Даже для школы, участвуя в каких-то судебных заседаниях, мне удавалось их выигрывать, когда по идее должна была проиграть.

Кем Вы хотели стать в детстве?

– Я хотела быть учителем, врачом. В начальной школе хотела стать фигуристкой. Тогда была известная фигуристка, Елена Водорезова. У меня папа заливал во дворе у нас лёд. Мы катались с подружками, и я представляла себя Еленой Водорезовой. А когда я поступила в музыкальную школу на хореографическое отделение, мне очень хотелось танцевать и посвятить этому свою жизнь. Но, к сожалению, мои комплексы не позволили сбыться этой мечте. У меня была одна способность, ради которой меня уговаривали поступать в Москву. Но я была очень в себе неуверенна и считала, что у меня не получится, что надо мной все в Москве посмеются. Когда я уже начала учиться в университете, мне долго по ночам снилась сцена, струганные доски, кулисы и пылинки в свете рампы.

Но больше всего я хотела стать мамой.

Когда Вы были учителем, что преподавали?

– Я преподавала историю, обществознание, экономику, право, историю Карелии, культуру Карелии.

А помните своих первых учеников?

– Да, помню не только первых, но и всех своих учеников. И некоторые из них водят к нам в школу своих детей.

Вы выезжали за границу по школьным делам?

– С нашей школой мы выезжали в Финляндию к нашим партнёрам и в Норвегию. Это был культурный обмен. В Финляндии мы знакомились, посещали разные мероприятия, а в Норвегию ездили с нашими музыкантами. Мы давали концерты в объединённом оркестре, в церкви играли благотворительный концерт. Поездка была очень интересная.

Сколько времени Вы тратите на школу? Успеваете заниматься личной жизнью?

– Минимум с 8-ми утра до 5-ти вечера я целый день в школе, но основная часть моей жизни это работа, хотя я стараюсь уделять время близким людям.

Каким, по Вашему мнению, должен быть учитель?

– Учитель должен любить жизнь, любить себя, потому что нелюбящий себя человек не способен любить других. Учитель должен уважать себя и быть грамотным. Нужно любить свою профессию, свое дело и тех, с кем работаешь.

Какой Вы видите идеальную школу?

– Школу, в которой все, кто в неё приходит: родители, бабушки, дедушки, гости, друг друга готовы слушать, слышать, уважать и понимать то, что мы все должны быть вместе. Школа работает качественно тогда, когда в неё заходишь, и в ней красиво, уютно, пахнет вкусной пищей и все улыбаются.

Маша КАЮМОВА, Специализированная школа искусств

Источник

О чем мечтает директор: откровения о школьном хозяйстве, дружбе с детьми и дистанционке

У нее в кабинете нет секретаря, зато всегда есть конфеты — для «ребятишечек». Она по-прежнему ведет любимую математику и страничку школы в Instagram, переписывается с учениками и родителями по WhatsApp и не любит модную формулировку «образовательная услуга». «Я хочу сохранить те традиции, когда учитель был настоящим другом», — признается директор школы № 200 Белогорска Наталья Лотова. И у нее это получается. Накануне Дня учителя самый позитивный руководитель учебного заведения рассказала «Амурской правде» о том, как живет школа, зачем загруженному директору вести уроки, о чем ей пишут по вечерам ученики и как пандемия изменила отношение к учителям.

О чем мечтает директор. Смотреть фото О чем мечтает директор. Смотреть картинку О чем мечтает директор. Картинка про О чем мечтает директор. Фото О чем мечтает директор
Фото: Алексей Сухушин

Я всю жизнь в этой школе. Сначала была ученицей — я родилась и выросла в Белогорске — потом учителем, а затем стала директором. На выбор профессии повлияли наши учителя. У нас был замечательный классный руководитель Валентина Никитична Сидорова. Она вела русский язык и литературу. Ее стиль общения с нами просто заманил меня в эту профессию. В пятом классе я думала, что буду учителем русского, но потом математика стала как-то интереснее и ближе.

Я окончила школу в 1990 году и уехала учиться в Хабаровский педагогический университет. Окончила его с отличием и этим горжусь. Кстати, в школе тоже получила медаль, только серебряную. Шла на золотую, но в выпускном сочинении пропустила одну запятую и получила четверку. Поэтому в аттестате у меня тоже четверка — честно заработанная. Кстати, недавно в архиве с удивлением нашла свое сочинение, могу вам показать.

После вуза вернулась в родную школу, а в 29 лет стала ее директором — в те времена это было очень необычно. В коллективе директоров Белогорска были возрастные, опытные люди. Но благо, что все доброжелательные — они мне очень помогали. И я старалась чем-то помочь, у молодости ведь тоже есть свои плюсы.

О чем мечтает директор. Смотреть фото О чем мечтает директор. Смотреть картинку О чем мечтает директор. Картинка про О чем мечтает директор. Фото О чем мечтает директор

Фото: Алексей Сухушин

Стресса не было — видимо, это по молодости. Вот сейчас бы мне предложили должность директора, я бы, наверное, еще подумала. (Смеется.) А тогда меня просто поставили перед фактом: вот ключи от кабинета, вот ключи от сейфа. Заявление утром написала и пошла домой. Пока шла, минут через 10 пришло осознание. Мне очень повезло, что я была в своем коллективе — все мои родные учителя, все помогали. Скоро 20 лет, как работаю директором.

В 90-е жили трудно, но дружно

Мое назначение пришлось на 90-е годы — они были непростые. Нам подолгу не платили зарплату. Но, знаете, никто не был злым. Помню, в столовую привезут мешки с макаронами, с сахаром — все делили между коллективом под обещанную заработную плату. У многих учителей в то время были маленькие дети, у меня тоже. Так мы устраивали праздники, ходили друг к другу в гости, наряжались Дедами Морозами и Снегурочками. Все жили дружно. Нет, уйти из школы не хотелось — безденежье было везде, все жили одинаково плохо. Но почему-то все были добрые. В дружбе, согласии мы пережили эту ситуацию, а потом все стало налаживаться.

И школа, и детский сад

Наша школа всегда была железнодорожной. Ее открыли в 1926 году, в Белогорске как раз началось строительство железной дороги. Для детей строителей ее и возвели. Конечно, этого здания не было, были избы, но территориально школа находились здесь. Из-за реформ на железной дороге у нее несколько раз менялись номера, после создания ЗабЖД школа получили номер 200.

О чем мечтает директор. Смотреть фото О чем мечтает директор. Смотреть картинку О чем мечтает директор. Картинка про О чем мечтает директор. Фото О чем мечтает директор

Фото: Алексей Сухушин

Здание школы состоит из трех времен. Серединочка осталась с 1940-х годов — в прошлом году мы ее капитально отремонтировали. В 60-е годы для школы построили одну пристройку, в 1995-м — третью. Во время реформирования системы образования, когда школы укрупняли, к нам присоединили детский сад № 62 — тоже железнодорожный. Уже все школы и детсады снова разделили, а у нас садик так и остался.

Четыре года назад муниципалитет передал нам бывшее здание гимназии. Туда мы перевели всю начальную школу. Сейчас у нас 1 144 ученика, 121 детсадовец, 108 сотрудников (педагоги, воспитатели, повара, охранники, уборщицы, прачка).

О чем мечтает директор. Смотреть фото О чем мечтает директор. Смотреть картинку О чем мечтает директор. Картинка про О чем мечтает директор. Фото О чем мечтает директор

Фото: Алексей Сухушин

У нас разные бюджеты по питанию для школы, начальной школы и детсада. Мы сами занимаемся закупкой продуктов, каждый день три разных меню. Очень много договоров, приказов, планов, дорожных карт. Да, мно-о-о-го бюрократии, к сожалению. Вот у меня на столе еще проект пристройки к зданию начальной школы, вот договор на закупку скамеек для спортзала, вот расписание кружков (перечисляет: «Реченька», «Карате для малышей», «Тестопластика» и другие). Это я, честно говоря, еще прибрала документы перед вашим приездом. Девчонки утром зашли и говорят: «Можно сфотографировать?» (Улыбается.) Я с рабочего стола не убираю документы до того, пока все не отработаю. Только с глаз уберешь — все, можно забыть.

Вместо привычного звонка на урок у нас играет «Ламбада», песни из советских мультфильмов: «Антошка», «Голубой вагон» — дети сами их выбрали.

Вот такое в школе большое хозяйство. Но у нас, как в большой и дружной семье, все работает как часики. Никто не жалуется, что трудно, потому что все знают, чем должны заниматься. И мы друг друга выручали в коронавирус — возрастные работники ушли на самоизоляцию, надо было обеспечивать жизнеспособность зданий, организовывать питание, охрану. Крепость семьи как раз проявляется в трудных условиях.

Такой вот глобальной-глобальной проблемы у нас нет. Есть одна, но она решаемая. У нас в начальной школе столовая находится отдельно — в соседнем здании. Это не очень комфортно для малышей.

О чем мечтает директор. Смотреть фото О чем мечтает директор. Смотреть картинку О чем мечтает директор. Картинка про О чем мечтает директор. Фото О чем мечтает директор

Фото: Алексей Сухушин

Как-то был ливень, а детям надо идти на обед — где столько зонтиков взять? Что учителя сделали: разрезали на куски целлофановую клеенку, дали детям и сказали, что сегодня игра в гусеницу. Все выстроились, накрылись клеенкой и побежали в столовую. Было, конечно, забавно. Но мечтаем, чтобы была пристройка. Глава города Станислав Юрьевич Мелюков нам помогает, но есть строительные нюансы. Надеемся, будем чай пить перед Новым годом в новой столовой. Хотим ремонт детсада, потому что он тоже старенький, строился еще в советское время. Но, если честно, столько денег, сколько школа получила последние годы, мы не видели никогда.

Как понять настроение школы

Рабочий день у нас начинается с 8 часов, но, как правило, я в 7.30 уже на работе. Живу рядом — 10 минут пешком. Но когда предстоят какие-то поездки, особенно по хозяйственным делам, могу приехать за рулем. Сразу иду в учительскую. Там я в раздевалке переодеваюсь, переобуваюсь вместе со всеми, а уже потом иду к себе в кабинет. Учительская — это живой организм, она сразу передает, с каким настроением учитель пришел на работу. Мы общаемся, обсуждаем дела, ситуации, по атмосфере сразу понятно, каким будет рабочий день.

О чем мечтает директор. Смотреть фото О чем мечтает директор. Смотреть картинку О чем мечтает директор. Картинка про О чем мечтает директор. Фото О чем мечтает директор

Фото: Алексей Сухушин

Несколько раз в неделю веду математику — у меня один 10 «А» класс. Зачем директору проподавать? Знаете, наверное, без этого я уже не могу. Во-первых, мне просто необходимо общение с детьми, мне важно понимать их настроение. Либо они чем-то недовольны, озабочены, устали, не выспались — значит, что-то неправильно было организовано накануне. На уроках понимаешь, чего они хотят, что их волнует. Иногда просто во время урока появляются какие-то вопросы, я узнаю, что возникли трудности общения с учителями. И тогда могу подойти к педагогу и аккуратно сказать о проблеме. Дети не всегда имеют такую возможность, а я имею.

Когда много дел, бумажной работы, чтобы поднять поднять настроение — иду на урок! Кто-то пошутит, кто-то похулиганит, пообщаемся. И я уже все проблемы забыла благодаря детям.

Во-вторых, через уроки я понимаю, чем занят учитель. У нас была платформа «Дневник.ру», а сейчас «Рисобр». И для того чтобы понимать, насколько реалистичные сроки исполнения тех или иных вещей ставлю, я сама должна это делать. Уметь выставить оценки и узнать, сколько времени на это уходит, увидеть, что учителя видят на своей странице, а что — дети. Это мое мнение.

О чем мечтает директор. Смотреть фото О чем мечтает директор. Смотреть картинку О чем мечтает директор. Картинка про О чем мечтает директор. Фото О чем мечтает директор

Фото: Алексей Сухушин

Я в школе допоздна: обычно ухожу домой в 8 или 9 вечера. Тетради беру с собой, дома у меня уголок: все проверю, выставлю оценки, еще детям что-нибудь напишу. По субботам всегда работаю. С одной стороны, по табелю у директора это нерабочий день. Но раз дети учатся, а меня нет — это же неправильно. Ну и что, что не оплачивается. (Улыбается.) К тому же в субботу часто родители приходят с вопросами. Вечерами тоже. Придут в часов в семь, я смеюсь: «Откуда вы знаете, что я еще здесь?» Они: «Вы всегда на работе. И окна у вас горят».

Мои дети уже выросли. Оба сына тоже нашу школу окончили, физико-математические классы. Младший иногда грозился: «Уйду, а то все, что не сделаешь, ты уже знаешь! Вечный контроль!» (Улыбается.) Они тоже учились в университете в Хабаровске, тоже технари. Старший там остался, на железной дороге работает. А младший в этом году окончил магистратуру МАИ, работает в аэропорту Шереметьево.

О чем пишут директору

У меня достаточно неплохой контакт с детьми, они свободно могут задать вопросы, написать. В принципе, мой телефон есть практически у всех. О чем пишут? Спрашивают, например, почему расписание поменяли, что задано, когда каникулы. Могут задать абсолютно любой вопрос. Единственное: когда была дистанционка, они переходили на ночной режим и начали писали мне по ночам. Я старалась поздно не отвечать, хотя они видели, что я зашла и прочитала сообщения. (Смеется.)

Постоянно на связи с родителями. Есть очень активные мамы, которые чаще других обращаются, обсуждаем самые разные вопросы. Единственное — не очень люблю пессимизм и негатив, с такими родителями не очень хочу общаться. Они спросили — я ответила. В телефоне очень много чатов: мои классы, учителя, родители, есть группы с моими бывшими выпускниками: «Математика 11 «Б», «Математика 10 «А».

«У нас нет жесткого дресс-кода — просто деловой стиль. Когда возникают какие-то ситуации, я, чтобы никого не обидеть, всегда говорю детям: «Если президент поедет на встречу в таких брюках, тогда, наверное, и мы будем в таких в школу ходить».

Мы постоянно отслеживаем все комментарии в Instagram нашей школы. Кто ведет страничку? Я веду. А кто будет отвечать на вопросы родителей в директ? Так оперативнее и достовернее. У школы за 2 000 подписчиков, но было больше — у нас аккаунт украли, пришлось начинать заново. Размещаем новости о жизни школы, объявления. Отслеживаем реакцию: если родители чем-то недовольны, обеспокоены, пытаемся проанализировать, выяснить, какая часть правды в сообщениях и жалобах. Потому что бывает по-разному. Всегда отвечаю очень корректно, хотя иногда приходится сдерживать эмоции. Порой незаслуженно критикуют. Обидно.

Мне не нравится, когда говорят «образовательная услуга». Нет, школьная жизнь другая. Ее невозможно подогнать под услугу, расписать критерии. Я не могу зайти в класс и сказать детям: «В пять часов вечера мои услуги окончились». Так не бывает! Я хочу сохранить те добрые традиции, которые всегда были в школе. Чтобы учитель был настоящим другом, советчиком.

О чем мечтает директор. Смотреть фото О чем мечтает директор. Смотреть картинку О чем мечтает директор. Картинка про О чем мечтает директор. Фото О чем мечтает директор

Фото: Алексей Сухушин

Так приятно, когда на вечер встречи приходят выпускники и рассказывают о своей жизни. Когда мои выпускники приходят на юбилейные вечера в школе, в этот же день в Краснодаре собираются их одноклассники, шлют фотографии. Они гордятся, что они с Дальнего Востока, из Белогорска, из нашей школы.

Сегодня в школе 52 педагога. Нагрузка на коллектив очень большая. Не хватает учителей иностранного языка, физики, математики, да и русоведов тоже. Если нагрузка большая, то и зарплата достойная. Плюс надбавки за стаж, квалификационную категорию, классное руководство. Молодежь не торопится в школу — многие хотят, но боятся конфликтной среды. Их пугает, что надо выходить на контакт с детьми другого поколениям и их родителями. Ведь сегодня любое сказанное предложение может быть перевернуто, интерпретировано. Мы стараемся избегать конфликтов, минимизируем — я не хочу, чтобы учителя и дети испытывали стресс. Не всегда получается, но мы очень стараемся.

О чем мечтает директор. Смотреть фото О чем мечтает директор. Смотреть картинку О чем мечтает директор. Картинка про О чем мечтает директор. Фото О чем мечтает директор

Фото: Алексей Сухушин

Престиж профессии пока невелик, но уважение мы снова почувствовали на дистанционке. Знаете, очень многие родители поняли, что такое труд учителя. Когда у тебя в классе 32—35 детей и ты должен не только дать знания, но и найти подход к каждому. Но нам самим на дистанционке было очень сложно: работать вживую намного легче, приятнее — есть отдача. А тогда мы не ощущали контакта, а он в нашей профессии — самое главное.

Я не могу зайти в класс и сказать детям: «В пять часов вечера мои услуги окончились». Так не бывает!

Мечтаем, чтобы к нам возвращались наши выпускники. Два года назад я выпустила класс: так четверо девчонок-баскетболисток-отличниц учатся на учителей физкультуры. Танюшка, наверное, придет мне на замену — она на физмате. Алинка у нас на иностранных языках. Мы их ждем и на практику, и на работу — мы им обязательно поможем. Потому что эта профессия приносит очень много положительных эмоций. Но она для тех, кто не боится стрессов.

Усталость, конечно, накапливается. Если я начала что-то важное забывать, значит понимаю — пора сбавить темп. Как? Я всегда говорю коллегам: «Девочки, пойду на пенсию, а у меня нет хоббей». (Улыбается.) Люблю читать статьи на профессиональные темы. Участвовала в «Лидерах России» — просто было интересно, какие там вопросы, интеллектуальные задания, чтобы потом детям рассказать. Нравится следить за развитием других школ, особенно на западе. Что-то интересное можно у них подсмотреть.

О чем мечтает директор

— Я так хочу, чтобы у всех все было хорошо и по-доброму. И всегда очень переживаю и хочу, чтобы наши учителя не болели. Ой, сейчас буду плакать. Как было трудно в прошлом году, когда у нас четыре педагога одновременно легли с коронавирусом в больницу, в одну палату. (Расплакалась.) У всех были свои сложности. Как мы переживали за каждого. По вечерам они мне звонили, рассказывали, как их возили на КТ, как увозили в Благовещенск. Все закончилось хорошо. Хотя у нас в коллективе было очень много потерь среди родственников: не стало мам, отцов, мужей. Это очень больно. Поэтому самая главная мечта — чтобы все были здоровы.

Фото: Алексей Сухушин

СПЕЦПРОЕКТ АП:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *