О чем кружечка под елочкой
Энциклопедия сказочных героев
Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.
понедельник, 29 июля 2019 г.
Житков Б. «Кружечка под елочкой»
Жанр: литературная сказка о животных
Главные герои сказки «Кружечка под елочкой» и их характеристика
Чему учит сказка «Кружечка под елочкой»
Сказка учит самому делать порученное дело, не пытаться лукавить и обманывать. Учит не оставлять без присмотра вещи. Учит осторожности и осмотрительности. Учит тому, что воровать нехорошо и почета это дело не принесет.
Отзыв на сказку «Кружечка под елочкой»
Мне понравилась эта забавная сказка. Утенок хотел без труда достать рыбку из пруда, но чужая рыбка не принесла ему счастья. Те утята, которые сами ловили рыбку, заслужили похвалу матери, а этот утенок остался и без рыбы, и без похвалы.
Пословицы к сказке «Кружечка под елочкой»
Без труда не вынешь рыбку из пруда.
На чужой каравай рта не разевай.
Чужое добро впрок не пойдет.
Свои сухари лучше чужих пирогов.
Свое потеряв, чужого не ищут.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Кружечка под елочкой»
Один мальчик пошел на рыбалку. Закинул сачок. Поймал рыбку голубую с красными плавниками. Набрал мальчик воды в кружку, пустил в кружку рыбку, поставил кружку под елочку, а сам дальше пошел.
Поймал мальчик красную рыбку, размером с палец, сердитую. Тоже бросил в кружечку. Потом поймал совсем крошечную рыбку, едва видную, и тоже в кружку отпустил.
Побежал мальчик дальше.
А в камышах недалеко от того места жила утка с утятами. Утята уже выросли, вот и отправила их утка рыбу ловить. Расплылись утята по озеру, а один выбрался на берег посмотреть, какая там рыба водится. Увидел он кружечку с рыбкой, обрадовался, что первым рыбу поймает и его мама похвалит.
Схватил утенок красную рыбку и полетел к маме.
А мальчик с берега смотрит, утка летит, а во рту красная рыбка длиной с палец. Закричал мальчик, воровкой обзываться стал и камнями кидаться. Утенок испугался, выронил рыбку, уплыла рыбка.
А утенок обратно к берегу полетел, и под елочку сунулся. Схватил голубую рыбку, к маме полетел. Подлетает к маме утке, а та и спрашивает, какую он рыбку поймал. Утенок как крикнет, что голубую, а рыбка в воду выпала, и уплыла.
Обиделся утенок, снова на берег полетел. Видит в кружечке только совсем маленькая рыбка осталась. Но делать нечего схватил ее в клюв, к маме полетел. А там уже и остальные утята собрались. Каждый свою рыбку показывает.
Спрашивают у утенка, какую он рыбку поймал, утенок клюв раскрывает, а там пусто. Проглотил он рыбку, а как и сам не заметил.
О чем кружечка под елочкой
Житков Б. «Кружечка под елочкой»
Жанр: литературная сказка о животных
Главные герои сказки «Кружечка под елочкой» и их характеристика
Мальчик с сачком. Рыболов. Веселый, беззаботный.
Мама-утка. Заботливая.
Утенок. Легкомысленный, глупый, ленивый.
План пересказа сказки «Кружечка под елочкой»
Мальчик ловит рыбку
Кружка с тремя рыбками
Утята ищут рыбу
Красная рыбка
Голубая рыбка
Маленькая рыбка.
Кратчайшее содержание сказки «Кружечка под елочкой» для читательского дневника в 6 предложений
На озере мальчик сачком ловил рыбку.
Поймал он три рыбки, выпустил их в кружку, а кружку под елкой оставил.
Утка отправила повзрослевших утят ловить рыбу.
Утенок выбрался на берег и нашел кружку с рыбкой.
Он пытался донести красную и голубую рыбку, но раскрывал клюв и они уплывали.
Утенок понес самую маленькую рыбку, но проглотил ее.
Главная мысль сказки «Кружечка под елочкой»
Не бери чужое, оно все равно не принесет счастья.
Чему учит сказка «Кружечка под елочкой»
Сказка учит самому делать порученное дело, не пытаться лукавить и обманывать. Учит не оставлять без присмотра вещи. Учит осторожности и осмотрительности. Учит тому, что воровать нехорошо и почета это дело не принесет.
Отзыв на сказку «Кружечка под елочкой»
Мне понравилась эта забавная сказка. Утенок хотел без труда достать рыбку из пруда, но чужая рыбка не принесла ему счастья. Те утята, которые сами ловили рыбку, заслужили похвалу матери, а этот утенок остался и без рыбы, и без похвалы.
Пословицы к сказке «Кружечка под елочкой»
Без труда не вынешь рыбку из пруда.
На чужой каравай рта не разевай.
Чужое добро впрок не пойдет.
Свои сухари лучше чужих пирогов.
Свое потеряв, чужого не ищут.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Кружечка под елочкой»
Один мальчик пошел на рыбалку. Закинул сачок. Поймал рыбку голубую с красными плавниками. Набрал мальчик воды в кружку, пустил в кружку рыбку, поставил кружку под елочку, а сам дальше пошел.
Поймал мальчик красную рыбку, размером с палец, сердитую. Тоже бросил в кружечку. Потом поймал совсем крошечную рыбку, едва видную, и тоже в кружку отпустил.
Побежал мальчик дальше.
А в камышах недалеко от того места жила утка с утятами. Утята уже выросли, вот и отправила их утка рыбу ловить. Расплылись утята по озеру, а один выбрался на берег посмотреть, какая там рыба водится. Увидел он кружечку с рыбкой, обрадовался, что первым рыбу поймает и его мама похвалит.
Схватил утенок красную рыбку и полетел к маме.
А мальчик с берега смотрит, утка летит, а во рту красная рыбка длиной с палец. Закричал мальчик, воровкой обзываться стал и камнями кидаться. Утенок испугался, выронил рыбку, уплыла рыбка.
А утенок обратно к берегу полетел, и под елочку сунулся. Схватил голубую рыбку, к маме полетел. Подлетает к маме утке, а та и спрашивает, какую он рыбку поймал. Утенок как крикнет, что голубую, а рыбка в воду выпала, и уплыла.
Обиделся утенок, снова на берег полетел. Видит в кружечке только совсем маленькая рыбка осталась. Но делать нечего схватил ее в клюв, к маме полетел. А там уже и остальные утята собрались. Каждый свою рыбку показывает.
Спрашивают у утенка, какую он рыбку поймал, утенок клюв раскрывает, а там пусто. Проглотил он рыбку, а как и сам не заметил.
План-конспект урока «Б.Житков «Кружечка под елочкой»
План-конспект урока составлен по технологии обучения чтению младших школьников на основе информационно-ценностного подхода
Содержимое разработки
Тема урока: Б.Житков «Кружечка под елочкой».
Цель урока: прочитать со «звуковым ориентиром» сказку Б. Житкова
«Кружечка под елочкой».
— развивать речь учащихся, обогащать словарный запас;
— средством образного слова воспитывать любовь к природе,
бережное отношение к ней, наблюдательность.
Оборудование: — учебник « Литературное чтение» 2 класс
— комплект сборников «Волшебное слово» (по количеству учащихся)
— индивидуальные тренажеры для глаз на каждого ученика
— контрольно-оценочные листы «Проверь себя»
— карточки с трудными словами для словарной работы
— выставка книг Б.Житкова
— карточки со скороговоркой для речевой разминки
— запись мелодии из программы «В мире животных»
— рисунки для сюжетной линии.
I.Организационно- мотивационный момент
Прозвенел звонок для нас
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Ну, начнем урок, друзья!
— Чему хотите научиться?
— Подготовим наш речевой аппарат к работе
В забавные рифмы со мной поиграйте,
Я начинаю, а вы продолжайте.
— Сегодня дятел без очков.
— Тает снег, бегут ручьи,
— От важности слегка надут,
— На кур он смотрит с высока
— Слетелись к кормушке разные птички
— КАК ЖИВЕТСЯ ПТИЦАМ ЗИМОЙ?
— В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ НАША ЗАБОТА?
– Возьмите карточку и попробуйте произнести скороговорку без запинки.
Три вороны спозаранку подрались из-за баранки.
б) медленно (дирижируя)
в) ускоряя темп (отхлопывая)
(Звучит музыка из передачи «В мире животных»)
— Звучит, я думаю, очень знакомая вам мелодия. Начало какой передачи она сопровождает?
— Почему я предложила вам ее послушать?
(Мы путешествуем по разделу «Страна живой природы»)
— С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?
( сказка Л.Толстого «Сорока»)
(Назвать действующие лица. Автор, Птичка-синичка, Сорока-белобока)
-Оцените свой ответ на волшебных линеечках
— Давайте оценим чтение ребят.
Изменить концовку сказки.
1.Сообщение темы и цели урока. Мотивация.
— Ребята, а вы хотите еще узнать интересные истории из жизни животных?
— Для чего мы читаем такие произведения?
Цель: сегодня на уроке мы продолжим наше путешествие по разделу «Страна живой природы». Прочитаем еще одну сказку, но другого автора – Бориса Степановича Житкова.
2. Знакомство с биографией и творчеством Б. Житкова
Он очень любил море. Может быть, оттого, что вырос он в Одессе- городе, построенном у самого Черного моря.
С детства Б.Житкова окружали океанские пароходы, баржи, лодки. Кем только он не был:
Моряком, химиком, инженером, учителем. Один за другим печатались рассказы о необычных приключениях мужественных моряках.
Но не только о море писал Б.Житков. Он очень любил наблюдать за жизнью домашних и диких животных. Поэтому у него появляются рассказы о повадках животных и в природных условиях и в доме у человека: про обезьянку, жившую в доме у Житковых, про беспризорную кошку, про ручного леопарда Ваньку. Самая знаменитая книга писателя «Что я видел», на которой выросло не одно поколение детей. Всю жизнь он был защитником природы.
— Обратите внимание на выставку книг Б. Житкова. Их вы сможете найти в библиотеке. (В классе выставка книг автора)
3. Словарная работа
— Но прежде чем мы начнем читать, давайте познакомимся со сложными для понимания и чтения слова, которые встречаются в сказке.
Лексическая работа Орфоэпическая работа
Гребешок – вырост на голове некоторых птиц, пресмыкающихся.(Работа над многозначностью слова)
Камыш – высокое водное или болотное растение.
— Ребята, а кто знает, куда мы можем обратиться, если встречаются непонятные слова? (В толковый словарь)
Демонстрация толкового словаря.
4. Тренажер для глаз
— концентрация (10-12 с)
— название букв, слогов
Основная часть урока
5.Собственно чтение с предварительным проговариванием вида контроля.
Установка на содержание
Физкультминутка для глаз (красная точка)
Вопросы на понимание
-Какие еще слова в тексте были непонятными?
1) Тест-опрос по содержанию
+ 1 Мальчик взял сеточку- плетеный сачок и пошел на озеро ловить рыбу?
— 2 Первой поймал он голубую рыбку? (Золотую)
+ 3 Поставил кружечку под елочку, а сам пошел дальше?
+ 4 Поймал большую рыбку – с палец?
— 5 А подальше, в камышах, жила гусыня с гусятами? (Утка с утятами)
— 6 Подошел утенок и самую маленькую взял? (Самую большую)
+ 7 Затем он схватил голубую рыбку?
— 8 Клюв разинул, а рыбка плюх – на землю? ( В воду)
— 9 Посмотрел в кружечку, а там рыбка маленькая, не больше мухи? (Не больше комара)
+ 10 Открыл клюв утенок, а рыбки нет?
«Кружечка под ёлочкой» Б.С Желтков
Тема : «Кружечка под ёлочкой» Б.С Желтков
развивающая: развить у учащихся умения анализировать рассказ, навыки выразительного чтения, память и логическое мышление;
воспитательная: воспитывать любовь и интерес к природе, любовь к родному краю.
Метод : объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый
Приёмы : беседа, словарная работа, работа в группах
Средства : портрет писателя, выставка книг, картотеки, тесты
Компетенция : К-1 умение учащихся пересказывать текст своими словами, понимание прочитанного.
Организационный момент: 5 минут
а) рапорт дежурного о подготовке класса к уроку
в) мотивация, стихи о Родине
2. Опрос домашнего задания: 10 минут
а) карточки по пройденной теме
Внучка помогла бабушке. Внук ………дедушке.
Сестра несла сумку. Пассажир ……багаж.
Недавно мы ходил…в музей.
Малика смотрел…. мультфильм.
Учёные нашл…..кости динозавра.
Мама …….дочку. ( умывается. умывает)
Сестра …….малыша. Мальчик сам ……( одевает, одевается)
Я……мороженное и ……сок. ( есть, пить)
Вы …….кашу и …..чай. (есть, пить)
Мы с Анваром часто ход…в цирк.
Там танцу…слон, прыга….тигр.
А я любл…канатоходцев.
Проверяется правильность выполнения задания картотек и оцениваются учащиеся.
К оценкам добавляется чтение стихотворений о Родине. (стихи о Родине, об Узбекистане даны зарание. ) Приложение к конспекту.
Вступительное слово учителя о писателе
а) о жизни и творчестве писателя
в) ответы на вопросы по творчеству писателя
Чтение сказки и комментирование учителем прочитанного
Закрепление: тесты по рассказу ( на компьютере) 10 минут
Сколько рыб поймал мальчик?
а) три б) четыре в) две г) пять
2. Какая была первая рыба?
а) красная, белая в) голубая, блестящая
с) зелёная, большая д) жёлтая, шелковая
3. Какая была вторая рыба?
А) красная с белыми пёрышками б) голубая, блестящая
4. Что делает рыбка?
А) ходит б) играет в) плавает с) летает
А) на озере б) в лесу в) в камышах с) на болоте
Тест с новыми словами
У кого есть клюв? ( tumshuq )
Кто был блестящим? (yaltiroq)
Кого можно назвать разиней? ( anqov )
Оценка учебной деятельности учащихся. ( 5 минут)
6.Домашнее задание. Нарисуйте рыбок и опишите их словами, например:
Борис Житков — Кружечка под елочкой: Сказка
Мальчик взял сеточку — плетёный сачок — и пошёл на озеро рыбу ловить.
Первой поймал он голубую рыбку. Голубую, блестящую, с красными перышками, с круглыми глазками. Глазки — как пуговки. А хвостик у рыбки — совсем как шёлковый: голубенький, тоненький, золотые волоски.
Взял мальчик кружечку, маленькую кружечку из тонкого стекла. Зачерпнул из озера водицы в кружечку, пустил рыбку в кружечку — пусть плавает пока.
Поставил под ёлочкой, а сам пошёл дальше. Поймал ещё рыбку. Большую рыбку — с палец. Рыбка была красная, перышки белые, изо рта два усика свесились, по бокам тёмные полоски, на гребешке пятнышко, как чёрный глаз.
Рыбка сердится, бьётся, вырывается, а мальчик скорее её в кружечку — бух!
Побежал дальше, поймал ещё рыбку, совсем маленькую. Ростом рыбка не больше комара, еле рыбку видно.
Мальчик взял тихонечко рыбку за хвостик, бросил её в кружечку — совсем не видать. Сам побежал дальше.
«Вот, — думает, — погоди, поймаю рыбу, большого карася».
А подальше, в камышах, жила утка с утятами. Выросли утята, пора самим летать. Говорит утка утятам:
— Кто поймает рыбу, первый кто поймает, тот будет молодец. Только не хватайте сразу, не глотайте: рыбы есть колючие — ёрш, например. Принесите, покажите. Я сама скажу, какую рыбу есть, какую выплюнуть.
Полетели, поплыли утята во все стороны. А один заплыл дальше всех. Вылез на берег, отряхнулся и пошёл переваливаясь. А вдруг на берегу рыбы водятся? Видит — под ёлочкой кружечка стоит. В кружечке водица. «Дай-ка загляну».
Рыбки в воде мечутся, плещутся, тычутся, вылезти некуда — всюду стекло. Подошёл утёнок, видит — ай да рыбки! Самую большую взял и подхватил. И скорее к маме.
«Я, наверно, первый. Самый я первый рыбу поймал, я и молодец».
Рыбка красная, перышки белые, изо рта два усика свесились, по бокам тёмные полоски, на гребешке пятнышко, как чёрный глаз.
Замахал утёнок крыльями, полетел вдоль берега — к маме напрямик.
Мальчик видит — летит утка, низко летит, над самой головой, в клюве держит рыбку, красную рыбку с палец длиной. Крикнул мальчик во всё горло:
— Моя это рыбка! Утка-воровка, сейчас отдай!
Замахал руками, закидал камнями, закричал так страшно, что всю рыбу распугал.
Испугался утёнок да как крикнет:
Крикнул «кря-кря» и рыбку упустил.
Уплыла рыбка в озеро, в глубокую воду, замахала перышками, поплыла домой.
«Как же с пустым клювом к маме вернуться?» — подумал утёнок, повернул обратно, полетел под ёлочку.
Видит — под ёлочкой кружечка стоит. Маленькая кружечка, в кружечке водица, а в водице — рыбки.
Подбежал утёнок, скорее схватил рыбку. Голубую рыбку с золотым хвостиком. Голубую, блестящую, с красными перышками, с круглыми глазками. Глазки — как пуговки. А хвостик у рыбки — совсем как шёлковый: голубенький, тоненький, золотые волоски.
Подлетел утёнок повыше и — скорее к маме.
«Ну, теперь не крикну, не раскрою клюва. Раз уже был разиней».
Вот и маму видно. Вот совсем уже близко. А мама крикнула:
— Кря, это рыбка, голубая, золотая, — кружечка стеклянная под ёлочкой стоит.
Вот и опять клюв разинул, а рыбка — плюх в воду! Голубенькая рыбка с золотым хвостом. Замотала хвостиком, заюлила и пошла, пошла, пошла вглубь.
Повернул назад утёнок, прилетел под ёлку, посмотрел в кружечку, а в кружечке рыбка маленькая-маленькая, не больше комара, еле рыбку видно. Клюнул утёнок в воду и что было силы полетел обратно домой.
— Где ж у тебя рыба? — спросила утка. — Ничего не видно.
А утёнок молчит, клюва не открывает. Думает: «Я хитрый! Ух, какой я хитрый! Хитрее всех! Буду молчать, а то открою клюв — упущу рыбку. Два раза ронял».
А рыбка в клюве бьётся тоненьким комариком, так и лезет в горло. Испугался утёнок: «Ой, кажется, сейчас проглочу! Ой, кажется, проглотил!»
Прилетели братья. У каждого по рыбке. Все подплыли к маме и клювы суют. А утка кричит утёнку:
— Ну, а теперь ты покажи, что принёс! Открыл клюв утёнок, а рыбки и нет.