О чем хотел предупредить замятин в романе мы
Роман «Мы» авторства Евгения Замятина во всех красках рассказывает об опасностях тоталитаризма. Будучи написанным в 1920 году, это произведение во всех красках показывает весь ужас диктатуры.
Жители, которых тут называют нумерами, Единого Государства, живут в идеально спроектированном мирке, превращая людей в винтики огромного и отлаженного механизма. Под контролем всё, от простых дел до любви и воспитания детей. Единый Музыкальный Завод и Единая Государственная газета удовлетворяют духовные, если можно так выразиться, нужды нумеров.
Но, увы, нумера не понимают своего рабства. Даже наоборот, они считают такое устройства мира идеальным. В своих записях главный герой романа по «имени» Д-503, инженер корабля «Интеграл», раздумывает над этим, находя плюсы такого существования. Например, он находит современное рациональное искусство куда лучше искусства прошлого, потому что до этого творческий потенциал тратился на какие-то бесполезные метания, никому не нужные слова любви и так далее.
По словам Д-503 это всё бессмысленно. Но Единое Государство направило творчество то, что нужно обществу, то есть на восславление Благодетеля и государства,а ещё учить закону и правилам жизни. С младых ногтей нумера повторяют одни и те же правила, которые написаны хореями и ямбами.
Д-503 считает, что жить под государственным контролем рационально, потому что только тогда существование имеет смысл. Логика должна быть главной везде, даже в интимных вещах.
Грустный конец закрепляет в сознании мысль, что человек, лишенный свободы перестаёт быть человеком и становится бездушным биороботом. В конце I-330 погибает, а Д-503 сделали операцию, лишившую его воспоминаний о прошедших событиях. Герой вернулся в исходное состояние биоробота, трудящегося во славу Единого Государства.
«О чем предупреждал Е. Замятин в романе «Мы»?
Описание презентации по отдельным слайдам:
О чем предупреждает Е. Замятин? (по роману Е. Замятина «Мы»)
“Утопии оказались гораздо более осуществимыми, чем казалось раньше. И теперь стоит другой мучительный вопрос, как избежать окончательного их осуществления?” Н.А. Бердяев
Утопия в переводе с греческого означает “место, которого нет” Утопия в переводе с греческого означает “место, которого нет” (“u” — “нет”, “topos” — “место”). Утопия представляет собой художественное или философское произведение, которое ставит своей целью изображение идеального, но пока не существующего общества.
Слово “утопия” появилось в XVI веке, после романа Т.Мора «Золотая книга, столь же полезная, как и приятная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516)
В романе Мора вымысел переплетается с узнаваемыми реалиями английской жизни. Таким образом автор даёт понять: описанное им идеальное общество не существует, но он хотел бы, чтобы такой стала именно Англия. Не случайно страна, в которую якобы попадает рассказчик, как и Англия, расположена на острове. Герои Мора живут по справедливости, трудятся в меру своих сил. По своему устройству их идеальное общество повторяет структуру семьи. В этом воображаемом мире не существует денег, людей с детства приучают относиться с презрением к золоту (из золота делают только детские игрушки и ночные горшки).
Государственное устройство утопийцев напоминает мечту о коммунистическом равенстве и братстве: достояние государства поровну делится между его жителями (только в романе Мора такая мечта осуществлена). Огромная роль на острове Утопия отводится воспитанию. Многие читатели «Утопии» поверили в существование таинственного острова всеобщего благоденствия: Мор жил в эпоху географических открытий и свой роман начал с приглашения читателей присоединиться к экспедиции в новую, ещё неизвестную страну.
«Антиутопия – заказ 20 века» В.Акимов Антиутопия – жанр, противопоставленный жанру утопии. Если утопия — это произведение о том, каким должно быть идеальное будущее, то антиутопия рассказывает о том, каким это будущее быть не должно. Антиутопия предупреждает об опасности воплощения утопических проектов в реальности. Антиутопия – доведение до логического конца идей утопии.
Антиутопии Е. Замятин «Мы» А. Платонов «Котлован», «Чевенгур» О. Хаксли «О дивный новый мир» Д. Оруэлл «Скотный двор», «1984» Г. Уэллс «Машина времени» Братья Стругацкие «Обитаемый остров» С. Кинг «Бегущий человек» Т. Толстая «Кысь» Анатоль Франс «Остров Пингвинов»
Евгений Замятин 1884-1937 «Я знаю, что у меня есть очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой» Родился Е. Замятин в 1884 г. в уездном тамбовском городе Лебедянь. Его мать, Мария Александровна (урожденная Платонова), была образованным человеком, любила литературную классику, играла на рояле. Все это передалось детям. Отец Замятина, Иван Дмитриевич, был священником. С 1893 по 1896 годы Замятин посещал Лебедянскую гимназию, потом учился в Воронежской гимназии, которую окончил в 1902 году с золотой медалью. Продолжить учёбу он решил на кораблестроительном факультете Санкт-Петербургского политехнического института.
В гимназии я получал пятерки с плюсом за сочинения и не всегда легко ладил с математикой. Должно быть, именно потому (из упрямства) я выбрал самое что ни на есть математическое: кораблестроительный факультет Петербургского политехникума.
Закончить институт ему удалось только в 1906 году, так как в этом же году был арестован из-за поддержки идеи большевиков. Первый его рассказ был написан в 1908 году под название «Один», а через 2 года он издает новый рассказ под названием «Девушка», который привлекает внимание критиков. В 1916 году, в связи с командировкой, Замятин уезжает в Англию, на судоверфях при его участии был построен ряд ледоколов для России, в том числе один из самых крупных — «Святой Александр Невский» (после революции — «Ленин»). В Англии же начался новый период творчества писателя. Он пишет новые произведения «Островитяне», «Ловец человеков».
В 1929 году Е. Замятин за роман «Мы» был подвергнут сокрушительной критике официозной прессы, его перестали печатать, работать он не мог. Не помогло заступничество М. Горького. В этих условиях писатель в июне 1931 года обращается с письмом к Сталину, просит разрешить выехать за границу. В своем письме Е. Замятин писал: «Я знаю, что у меня есть очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой. В частности, я никогда не скрывал своего отношения к литературному раболепству, прислуживанию и перекрашиванию: я считал — и продолжаю считать — что это одинаково унижает как писателя, так и революцию». Живя во Франции, Е. Замятин оставался советским гражданином, с советским паспортом. За границей был написан роман «Бич божий», посмертно изданный в Париже в 1938 году. Похоронен в пригороде Парижа.
Какие характерные особенности советского государства послужили основой для антиутопических “прогнозов” писателя.
Смысл названия романа? «Мы» в романе означает Единое Государство, которое является утопией. Это государство, где существует только «стадное» чувство. Человек не существует как личность и бессознательно сосуществует с другими подобными ему. Местоимение «Мы» после публикации романа стало иметь негативный смысл…
Что является предметом изображения Замятиным в романе? Далекое будущее, XXXI век. Для чего изображается это далекое будущее?? Замятина интересуют проблемы взаимоотношений личности и государства, индивидуальности и коллектива. «Мы» – не мечта, а проверка состоятельности мечты, не утопия, а антиутопия.
Д-503 – один из талантливых ученых, великий математик, который, как и многие другие жители Единого Государства, трудится над созданием ИНТЕГРАЛА – космического корабля, который в скором будущем должен будет вместе с экипажем отправиться на исследование далеких планет. Единое Государство огорожено Зеленой Стеной, за которой живут так называемые дикари – люди, оставшиеся там после Великой Двухсотлетней войны.
Замятин активно пользуется оксюморонами. Найдите их в тексте. дикое состояние свободы, благодетельное иго разума, математически безошибочное счастье, наш долг заставить их быть счастливыми, неомрачненные безумием мысли лица, самая трудная и высокая любовь – это жестокость, душа –тяжелое заболевание
Оксюмороны подчеркивают ненатуральность, противоестественность отношений между людьми и отношений между государством и людьми.
Единое Государство Благодетель – глава государства Бюро хранителей – полицейская система Часовая Скрижаль – «сердце и пульс Единого Государства» Зеленая Стена – нерушимая граница Искусство, наука, «личные часы» НО! Музыка выпускается на Музыкальном Заводе, литература производится в Институте Государственных Поэтов и Писателей, журналистика подменяется Государственной Газетой, наука – Единой Государственной Наукой.
Каково место личности в таком государстве? Идеал жизненного поведения – «разумная механистичность», все выходящее за ее пределы – «дикая фантазия», а «припадки вдохновения» – неизвестная форма эпилепсии. Самая болезненная из фантазий – свобода. Понятие свободы извращено, вывернуто наизнанку.
Что противостоит обезличиванию человека в романе? Любовь Непризнаваемая Д-503, неосознанная им любовь к I- 330, постепенно пробуждает личность героя, его «я». Любовь к нему О-90 дает надежду на будущее – ребенок О-90 и Д-503 оказывается за Зеленой Стеной и вырастет свободным.
Домашнее задание Ответ на вопрос: «О чем предупреждает Е. Замятин в романе «Мы»?»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1524680
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
РОМАН-ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ (Е. И. Замятин. “Мы”)
Роман Евгения Замятина “Мы” был написан в последние годы Гражданской войны, когда было уже понятно, что власть останется в руках большевиков. В это время общество волновал вопрос о том, какое будущее ждет Россию, и многие писатели и общественные деятели пытались дать на него свой ответ.
Среди них был и Евгений Замятин, представивший собственный взгляд на проблему в своем романе-антиутопии “Мы”.
Он высказал сомнение по поводу возможности построения идеального общества при помощи вмешательства в естественный ход жизни и
Лю общество будущего, явившееся результатом Таких Действий, где человек только винтик в бездушной машине Единого Государства, лишенный свободы, души и даже имени; где провозглашаются теории о том, что “несвобода” – истинное “счастье”, Естественное состояние для человека, потерявшего свое “я” И Являющегося ничтожной и незначительной частью Всеохватывающего Безличного “мы”. Вся жизнь граждан Единого Государства строго регламентирована и открыта всеобщему обозрению, что было сделано для эффективности обеспечения государственной
Дело в том, что Замятин в своих прогнозах не ошибся: нечто подобное действительно было построено в Советском Союзе, для которого был характерен примат государства над личностью, принудительный коллективизм и подавление легальной деятельности оппозиции. Еще один пример – фашистская Германия, в которой добровольная сознательная деятельность человека сводилась к удовлетворению животных инстинктов.
Роман Евгения Замятина “Мы” был предостережением для его современников И Их потомков, предупреждением о надвигающейся опасности вмешательства государства во все сферы жизни гражданского общества, что может обеспечиваться за счет строгой регламентации “математически совершенной жизни”, всеобщим стука-чеством и совершенной техникой.
Главный герой романа Д-503, от лица которого ведется повествование, считает жизнь общества Единого Государства совершенно нормальной, а себя – абсолютно счастливым человеком. Он работает над строительством гигантского космического корабля “Интеграл”, призванного подчинить “благодетельному игу разума” жителей соседних планет, находящихся в “диком состоянии свободы”. Но нашлись люди, недовольные существующим положением дел и желающие вести бррьбу с порядками, установленными в Едином Государстве. Они создают заговор с целью захвата космического корабля, для чего решают использовать возможности Д-503.
В это время главный герой знакомится с женщиной, к которой вскоре начинает испытывать необыкновенное, необычайное чувство, которое он до этого не знал. Это чувство его далекие предки назвали бы любовью. Его любовь – женщина “нумер” 1-330 – не просто “нумер”, В ней сохранились обыкновенные человеческие чувства, естественность и индивидуальность. Для Д-503 это настолько ново, неожиданно и незнакомо, что он не знает, как далее вести себя в данной ситуации.
Вместе с любимой женщиной от посещает Древний Дом, видит живую природу за Стеной. Все это приводит к тому, что Д-503 заболевает опаснейшей болезнью в Едином Государстве – у него появляется душа. В итоге заговор подавлен, 1-330 Погибает в Колоколе, а главный герой после операции по Удалению Фантазии получает обратно утерянное спокойствие и “счастье”.
В Своем романе Евгений Замятин поднимает ряд важнейших для человечества проблем. Главнейшая из них – содержание счастья и способы его достижения. Автор полагает, что счастье, построенное искусственным путем, несовершенно и представляет собой лишь иллюзию. С моей точки зрения, важнейшей характери-
Стикои человеческого счастья является соответствие желаний и возмржностей реальным условиям жизни. Если исходить из этого, то искусственное счастье теоретически возможно, но оно не будет всеобщим, так как интересы людей различны, а чем глубже будет осуществляться вмешательство в фантазию жизни общества извне, тем шире будет пропасть между довольными и недовольными существующей ситуацией, что обычно приводит к социальному взрыву. Таким образом, общество должно быть самоорганизующимся, построение же всеобщего счастья неестественным путем не просто невозможно, а даже губительно.
Другая важнейшая проблема, рассматриваемая в романе, – соотношение власти и религии. Для граждан Единого Государства их правитель – Благодетель – является и богом. Это характерно для многих тоталитарных государств.
Теократия в видоизмененной форме присутствовала и в Советском Союзе, и в фашистской Германии: имела место подмена религии официальной идеологией и догматикой. Слияние власти и религии является условием прочности государства, но оно исключает всякую возможность наличия свободы в обществе.
Таким образом, Евгений Замятин в своем романе показал будущее тоталитарного государства, начавшего свое развитие в России в двадцатые годы, таким, каким он видел его через призму своих мыслей о проблемах, волновавших человечество в течение тысячелетий, что делает данное произведение актуальным и по сей день. К сожалению, дальнейшие события, произошедшие в России и в мире, показали, что опасения писателя были верными: советские люди пережили и сталинские репрессии, и эпоху “холодной войны”, и застой… Остается надеяться, что жестокий урок прошлого будет воспринят правильно и ситуация, описанная Е. Замятиным в романе “Мы”, не будет иметь аналогов в дальнейшем.
Related posts:
Смысл романа «Мы» Замятина
Роман Евгения Замятина «Мы» появился в 1920 году. Для русской литературы роман стал непривычным, поэтому долгое время его отказывались печатать, а позже и вовсе устроили травлю его автору. Роман стал одной из величайших мировых антиутопий наряду с «О дивным новым миром» Хаксли и «1984» Оруэлла.
Смысл названия романа «Мы»
Чтобы понять, почему роман получил такое название, вспомним время, в которое он был написан. В начале двадцатого века в стране процветала идея равенства. Люди стремились объединиться в коллективы, забывая об индивидуальности. Более того, поведение вне рамок этой концепции считалось ненормальным и наказывалось. То же самое мы видим и в самом романе Замятина — ни у кого из героев нет имени, только номера, все выглядят практически одинаково, носят одну и ту же одежду, у каждого из них одинаковые взгляды на жизнь и мышление.
Название «Мы» также относиться к этой концепции. Люди не должны ничего скрывать друг от друга, быть единой массой, образовывать один большой механизм. Каждый из героев обязан отказаться от собственных целей и надежд и иметь только одну радость жизни — делать общее дело. А самое главное, что людей все устраивает. Кроме, конечно же, главного героя. Д-503 влюбляется, что уже является симптомом неправильного поведения. Это чувство заставляет его задуматься, а все ли идет так, как хочется лично ему?
Смысл романа «Мы»
Роман представляет собой рукописи человека, который живет в середине второго тысячелетия. Он рассказывает, что происходит в окружающем его мире. Правительство идеального мира решило, что людям нечего озадачивать себя лишней информацией. А первая из них — имя. Поэтому имен в мире просто не существует, поэтому все имеют просто свой номер. Люди питаются пищей, созданной из нефти. Этому есть две причины — таким образом умирали все слабые люди, не в состоянии переварить такое. И второе — после двухсотлетней войны природной пищи и воды не осталось. Сейчас же главное зло для правительства это любовь. Поэтому детей сразу же забирают в инкубаторы, а понятия «семья» не существует уже много лет. Люди живут в одинаковых стеклянных домах, что позволяет власти постоянно следить за ними. У жителей также присутствуют два перерыва — в один они маршируют, а второй именуется «сексуальным часом». Все могут спать с кем захотят, но при этом должны иметь специальный талончик.
Во главе государства стоит Благодетель, которого из года в год переизбирают. А главные его принципы заключаются в том, что свобода и счастье — понятия противоположные. Когда в романе идут рассуждения об этом устое, то всегда упоминается Библия. Якобы, люди, жившие в Раю, были счастливы, но им захотелось свободы, за что Бог и лишил их счастья. А новое государство вновь лишило человечество свободы, обменяв ее на счастье.
Весь этот дневник принадлежит человеку под номером Д-503. Но его мировоззрение меняется, с появлением I-330. Она рассказывает ему странную историю о том, что за стенами города все еще остались люди, которые имеют свободу.
Основной смысл произведения раскрывает революционная организация, которая позволяет людям ненадолго очутиться в мире свободы. Конечно, восстание быстро подавили, теперь уже навсегда выстроив стену. Но одной женщине, О-90, удалось пробраться на другую сторону и родить там ребенка. Автор считает, что именно он будет идеальным человеком, который объединит два типа людей.
Смысл финала книги «Мы»
Роман Замятина является аллюзией на государство будущего, в котором все люди равны. Хотя явно видно, что государство автора — копия СССР времен двадцатых годов прошлого века. Это эпоха тоталитаризма, революций и огромных перемен в стране. Однако автор рассматривает все это с иронией. Фантазия и размышления находятся под запретом. Но главный конфликт романа — противостояние прошлого, нормального по мнению автора мира, и нового, создающего «роботов». Нашлись люди, готовые отстоять свои естественные права на радость, эмоции и фантазию. Эти персонажи Замятина — прямая отсылка к советской интеллигенции. Именно они стали толчком для освобождения умов людей. Но правительство делает все против этого. В конечном итоге происходит полное зомбирование граждан, ограничения в получаемой информации и ее недостаток.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 4.8 / 5. Количество оценок: 5
Роман Е. И. Замятина “Мы” – роман-антиутопия, роман – предупреждение
Е. И. Замятин написал свой роман-антиутопию “Мы” в 1920 году. В центре произведения находится описание государства, добившегося утопической идеи коммунизма и социализма. Все жители этого общества вместо имен имеют только “нумера”.
Главный герой романа – Д-503. Именно от его лица ведется рассказ о жизни общества далекого будущего. Д-503 пишет дневник, благодаря его записям читатель может себе представить, как живет, мыслит, чувствует обычный представитель общества будущего.
Оказывается, что в новом обществе все доведено до автоматизма.
В основе всего их поведения лежат указания великой Скрижали. Они просыпаются, засыпают, едят, пьют, гуляют только по команде в строго определенные часы. Интимная жизнь у жителей происходит только по расписанию и только с человеком, который записан именно на него.
Только в течение часа интимного контакта этим людям можно опускать шторы в своих насквозь стеклянных домах.
Государство старается полностью контролировать жизнь своих горожан. Они обязаны правильно мыслить, правильно чувствовать. Естественно, легко предположить,
Следовательно, задача тоталитарной системы – не уничтожить полностью личность, а ограничить ее со всех сторон: перемещения – Зеленой Стеной, образ жизни – Скрижалью, интеллектуальный поиск – Единой Государственной Наукой, которая никогда не ошибается.
С самого начала романа речь идет не о людях, а о “нумерах”- это в высшей степени безнравственно и жестоко. Но этому в Едином Государстве есть объяснение: “Нет ничего счастливее цифр, живущих по стройным вечным законам таблицы умножения. Ни колебаний, ни заблуждений”.
Отрицается все светлое и доброе, в том числе и любовь. С точки зрения Единого Государства, любовь – это болезнь.
Я считаю, что весь роман – это одно большое предупреждение рьяным строителям коммунизма. Да и не только коммунизма. Ведь любая утопическая идея на то и утопическая, что не способна существовать в реальности.
Эти правители “строили счастье” ценой человеческих жизней, свободы.
Так и в произведении жители города строят Интеграл. Это символ абсолютного счастья для всех. Это счастье заключалось в том, чтобы “разогнуть дикую кривую, выпрямить ее по касательной – асимптоте – по прямой. Потому что линия Единого Государства – это прямая.
Великая, божественная, точная, мудрая прямая – мудрейшая из линий…”.
Страшно становится от установки “счастливы должны быть все”. А “неосчастливившихся” будут заставлять: “Если они не поймут, что мы несем им математически безошибочное счастье, наш долг заставить их быть счастливыми”.
Как герой выяснил впоследствии, система никого “не выпустит из своих лап”. Инакомыслящие будут наказаны, жестоко наказаны. Их либо уничтожают, либо подвергают “Великой Операции”.
Главного героя, взбунтовавшегося, не пожелавшего замалчивать правду и дальше подчиняться системе, кладут на операционный стол и “вытаскивают из головы какую-то занозу”.
Замятин хотел предупредить своих современников и потомков, к чему может привести жизнь под гнетом тоталитаризма. Произведение писалось в первые послереволюционные годы. Но, сам того не желая, Замятин оказался провидцем.
Поэтому роман “Мы” изначально писался как предупреждение, но стал и провидческим.