О чем грустит лермонтов в стихотворении выхожу один я на дорогу
Поэт Михаил Лермонтов вошел в истории русской литературы как автор многочисленных лирических стихотворений, романтических поэм и даже прозаических текстов. Предлагаем познакомиться с анализом «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова, одним из наиболее популярных стихотворений поэта.
План анализа
Чтобы проанализировать поэтический текст со всех сторон, следует придерживаться следующего плана:
Именно этот план поможет провести глубокий анализ «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова и любого другого поэтического текста. При необходимости пункты можно менять местами.
Основные сведения
Анализ «Выхожу 1 я на дорогу» Лермонтова начнем с краткого описания истории создания. Поэтический текст был написан в 1841 году, незадолго до смерти автора и представляет собой итог его исканий и размышлений. Первая публикация в журнале «Отечественные записки» двумя годами позже. Известен факт – Одоевский преподнес в дар Лермонтову записную книжку, чтобы он полностью заполнил ее стихами. После смерти поэта данный блокнот был обнаружен, среди прочих в нем содержалось рассматриваемое стихотворение.
Тематика
Продолжить анализ текста М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» следует определением темы, то есть того, о чем говорится в нем. На первый взгляд, все просто – лирический герой наслаждается великолепием ночной природы, небом и звездами, и это наводит его на невеселые размышления. Он сам задает себе вопросы и не может найти ответа на них, ему хорошо наедине с миром природы и совсем не хочется возвращаться в общество людей. Герой разочарован и не ждет «от жизни ничего».
Идея и основная мысль
При анализе «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова обязательно необходимо рассмотреть, какие идеи затрагивал поэт. Прежде всего, это одиночество, в целом присущее лирике автора, вот почему в тексте появляется образ пустыни. Именно в данном произведении мотив грусти звучит особенно сильно. Лирический герой устал от вечной борьбы, жаждет «свободы и покоя», он чувствует свою близость к природе.
Звучит в стихотворении и тема судьбы. Так, лирический герой уверен, что его жизненный путь уже предопределен. Можно отметить и отголоски темы неизвестности, именно поэтому дорога, на которую вышел герой, покрыта туманом – персонаж не знает, что ожидает его впереди.
В столь небольшом произведении поэт сумел раскрыть важнейшие темы, которые волновали его всю жизнь. Это ли не образец подлинного мастерства.
Поэтика текста
Поэт обращается к символу дороги, которая в тексте – не только непосредственно тропа, но и жизненный путь лирического персонажа, по которой он бредет.
Музыкальность и плавность текста достигается использованием перекрестной рифмы: АВАВ. Размер стиха – пятистопный хорей, женские и мужские рифмы чередуются.
Особенности композиции
Композиция стихотворения достаточно стройная и подчинена единой логике:
Начало текста – возвышенная лексика, используя которую, автор описывает открывшееся взору лирического героя великолепие ночи. Интонации в этой части также торжественные.
Мотив обреченности и одиночества возрастает за счет риторических вопросов, которые звучат во второй части второй строфы. Состояние лирического героя – угнетенное, подавленное – противопоставляется окружающей его природе, в которой царит гармония. Именно поэтому для описания персонажа выбраны по большей части вопросительные предложения, а говоря о природе, поэт использует повествование.
Следующая часть «Выхожу один я на дорогу» М. Лермонтова – попытка лирического героя разобраться в собственном внутреннем мире, он сам дает ответ на свои вопросы и формулирует жизненную позицию. Он хочет избавиться от внутреннего конфликта и насладиться свободой и покоем. При этом мотива смерти в тексте нет, герой жаждет жизни, но совершенно иной.
Наконец, последние строфы произведения – формулировка идеальной, с точки зрения поэта, жизни – в единении с природой и подальше от мирской суеты.
Отзывы читателей всех поколений говорят о том, что текст навевает грусть и его сложно назвать жизнеутверждающим. Скорее, это откровенная исповедь уставшего разочарованного человека, который не готов к дальнейшей борьбе.
При описании стихотворения «Выхожу один я на дорогу» следует указать, что оно представляет собой лирический монолог с оттенками медитативной лирики.
Образ лирического героя
Важно отметить, что герой стихотворения близок поэту, Лермонтов отождествляет себя с ним. Как и автор, персонаж текста одинок, разочарован, устал и жаждет покоя, единения с природой. Умереть герой не желает, он еще полон жизни, но сил у него не остается, он подавлен, не доволен своим существованием, но искренне любит окружающий мир и восхищается живительной силой природы. Он не жалеет о прошлом и вроде бы не ждет ничего от грядущего, но если внимательно вчитаться в строки, то можно заметить – лирический герой все же верит в возможность собственного счастья. Именно поэтому неверно было бы считать «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова, анализу которого посвящен материал, прощанием поэта. Нет, он не задумывался о смерти и хотел жить, но иначе. Вот почему в тексте и возникает образ дуба, который символизирует собой возрождение к жизни.
Выводы
Завершая анализ «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова, отметим, что данный текст содержит несколько тематик, важных для поэта. Прежде всего, это одиночество творца в мире. Далее – тема внутреннего конфликта лирического героя, гнетущая его тоска и боль противопоставлены красоте окружающего мира. Отчаянный монолог происходит на фоне великолепия ночи, которая, хотя и поражает героя своей гармонией, не в силах подарить ему утешения. И все же именно в близости с природой он видит свое спасение.
Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова
Всего получено оценок: 111.
Всего получено оценок: 111.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Выхожу один я на дорогу.
История создания – написано стихотворение незадолго до гибели Лермонтова на дуэли, в 1841 году, а опубликовано уже посмертно, в 1843 году (журнал “Отечественные записки”).
Тема стихотворения – это произведение относится к философской лирике, оно об одиночестве, которое тяготит поэта, ведь ему не с кем поделиться своими сокровенными мыслями и чувствами.
Композиция – прямая, мысль развивается последовательно от первой строфы до пятой.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – пятистопный хорей.
Инверсия – “ сиянье голубое “.
Олицетворение – “ пустыня внемлет Богу “, “ звезда с звездою говорит “.
Оксюморон – “ светлая печаль”.
История создания
Стихотворение Лермонтова “Выхожу один я на дорогу” написано в конце весны – начале лета 1841 года, то есть незадолго до того, как он погибнет на дуэли подобно своему кумиру, Пушкину. В нём, как и в других произведениях позднего периода, явно прослеживаются все типичные черты лермонтовской поэзии. История создания тесно связана с внутренними исканиями поэта, который хотел найти истинную свободу. При этом он подчёркивает, что не хотел бы заснуть “ холодным сном могилы ” – Лермонтов как будто предчувствовал, что именно такая печальная судьба его и ожидает.
Как и многие последние стихотворения поэта, это было опубликовано уже после его смерти, в 1843 году в журнале “Отечественные записки”.
Композиция
Лермонтов использует максимально простую последовательную композицию, которая помогает проследить мысль и увидеть, какие переживания испытывает его лирический герой. Так, в первой строфе звучит мотив одиночества, которое тем более горько, что даже звёзды могут поговорить между собой – эта мысль напрямую высказывается и подчёркивается во второй строфе. Третья строфа демонстрирует мечты лирического героя, который ищет свободы и покоя, а четвёртая и пятая поясняют, что имелось в виду: человек хочет соединиться с природой и спать дивным, спокойным сном под её покровительством.
Написан стих пятистопным хореем. Рифмовка перекрёстная. Окончательную ритмическую завершенность произведению придаёт чередование мужской и женской рифмы.
Это классический пример жанра философской лирики. Несмотря на то, что многие мысли высказываются Лермонтовым с помощью образов природы, его нельзя отнести к лирике пейзажной – все описания здесь необходимы для того, чтобы передать чувства лирического героя (не связанные с природой), помочь лучше прочувствовать их.
Центральной является тема одиночества, которая проходит через всё творчество Лермонтова, который остро чувствовал, что его никто не понимает. В то же время поэт раскрывает тему жизни и смерти, подчёркивая мысль, что, несмотря на усталость от людей, он по-прежнему хотел бы ощущать всю полноту жизни, но не так, как другие люди, а в единении с природой. Также он как будто подводит итог своей жизни, спрашивая у себя же, ждет ли он чего-то или, может быть, жалеет о том, что было в прошлом.
Ему хочется изменить свою жизнь, он ждёт покоя и любви, он прославляет всё сущее и не жалеет даже о том плохом, что было за прошедшие годы. При этом и о смерти лирический герой, олицетворяющий самого поэта, говорит с удивительным для человека такого возраста спокойствием.
Это произведение – лирическое стихотворение. Оно отражает мысли и чувства лирического героя. Образ лирического героя и самого поэта максимально сближены в данном стихотворении. Поэт также хотел бы продолжать жить в покое и счастье – и в некотором роде так и произошло, потому что душа Лермонтова осталась жить в его произведениях.
Средства выразительности
В этом непростом философском стихотворении Лермонтов использовал разнообразные средства выразительности. Они могут показаться достаточно простыми, но на самом деле полностью решают художественную задачу, выражая мысли, которые волновали поэта в момент написания. В стихотворении есть:
Также в качестве вспомогательных средств выступат вопросительные предложения – “ Жду ль чего? жалею ли о чём? ” и восклицания – “ Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть! “. Они придают стихотворению экспрессию, подчёркивают эмоциональную окраску определённых строф.
Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» (М.Ю. Лермонтов)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 23.11.2019 · Обновлено 23.11.2019
Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор произведения «Выхожу один я на дорогу…» по плану. В нем он проанализирует содержание и форму произведения, перечислит тропы, определит жанр и размер стиха, а также посвятит Вас в интересные подробности истории создания текста.
История создания
В лирике Лермонтова нередко прослеживаются детали из самой жизни поэта, часто его произведения автобиографичны. Именно творчество могло быть единственной отдушиной автора, в чьей судьбе было немало страданий, разочарований и потерь. Благодаря его работам читатели могли проследить образы не только его известных персонажей, но и проследить явные сходства с творцом этих книг, лучше понять самого писателя. Поэтому произведения Лермонтова можно назвать подлинным достоянием истории отечественной литературы, драгоценным памятником русской письменности.
Нередко стихотворения многих поэтов оказывались пророческими, предсказывали ближайшие события в стране или саму судьбу авторов. Именно такой особенностью обладали произведения Михаила Юрьевича. Они отражали настоящие и грядущие события его жизни, сам поэт будто знал в точности, что с ним произойдет. Таким примером может послужить стихотворение «Выхожу один я на дорогу…», названное по первой строчке. Оно было написано в 1841 году, накануне смерти великого поэта. В этом же году он был застрелен на дуэли. К сожалению, работа была опубликована в журнале «Отечественные записки» уже после гибели автора. Но от этого ценность стихотворения не теряется, сам В. Белинский считал это произведение лучшим из всей лирики Лермонтова.
Жанр, направление, размер
Род — лирика. Жанр стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» — элегия, поскольку оно пронизано грустными мотивами одиночества, разочарования и опустошенности.
Хоть и принято относить раннюю лирику Лермонтова к романтизму, это произведение имеет то же направление, несмотря на дату написания. Лирический герой открыто заявляет о своем беспокойстве, разочаровании в нынешнем мире, который и становится виновником поиска совершенного, желанного оазиса. Осознание своего положения в мире, принятие отсутствия возможности достичь желаемого идеала не останавливает его в стремлении когда-нибудь обрести на этом «кремнистом пути» свободу.
Кроме того, экзотический пейзаж еще раз напоминает читателю о романтическом начале стихотворения. Образ пустыни и звездного неба выступают оазисом для лирического героя, оставляя его наедине с собственными мыслями. Такой хронотоп выбран неслучайно, только в этом мире при лунном свете герой находит ответы на свои вопросы.
Размер стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» – пятистопный хорей, поскольку ударение в каждой стопе падает на первую гласную. Это можно проследить по ударным гласным в словах первых двух строчек. Жирным шрифтом выделены ударные гласные.
Композиция
Композиция произведения «Выхожу один я на дорогу…» условно делится на две части.
Само стихотворение состоит из 5 строф.
Образы и символы
Система образов в лирике Лермонтова красочно дополняет речевую и философскую окраску содержания.
Темы, настроение и проблемы
Тематика произведения «Выхожу один я на дорогу…» типична для философской лирики:
Первые 4 стиха сопровождаются спокойным и даже умиротворенным настроением. Оно в свою очередь окрашено грустью и разочарованностью в своей жизни, окружении, судьбе. Ведь не просто так наш герой приходит к вопросам о смысле жизни. Возможно, они волновали его всегда. Но сейчас в звездную ночь наступает полное умиротворение в природе и в душе лирического героя, что и способствует зарождению философских мыслей и вопросов.
Проблематика стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» напрямую переплетается с тематикой произведения. Вопросы, которыми задается лирическое «я», связаны с самоощущением себя в этом пустом мире. Но герой смирился со своей участью, он лишь смотрит в бесконечную даль, не оглядываясь назад на уже пройденную дорогу, свое прошлое. Теперь для него искомый идеал — это мир покоя. «Но не тем холодным сном могилы…Я бы желал навеки так уснуть…», – рассуждает герой. Он просит не о загробной жизни, а об отдыхе от сует, бессмысленных ожиданий и вечной погони за счастьем.
Основная идея
Смысл стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» можно найти в 3 строфе. Здесь лирический герой заявляет, что не ждет от жизни ничего, не жалеет о свершившемся. Он лишь хочет обрести покой и свободу, но на земле, а не в могиле. В этих строках он перечисляет свои зрелые жизненные ценности, с которыми люди определяются, получив опыт и совершив ошибки. Дорога символизирует жизнь, и в ней одинокий лирический герой ищет упоения любви, даже если она — всего лишь иллюзия, ведь о любви в стихотворении всего лишь «сладкий голос пел». Он хочет скрыться от посторонних в глаз в тени и наслаждаться покоем.
Главная мысль, заложенная в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…», учит быть терпимее к окружающим, себе. Ведь человек обретает настоящее счастье, только пройдя некоторые преграды. Нет определенной временной точки для всех, когда произойдет нравственное возрождение, обретение смысла жизни, прозрение. Каждый обретает эту способность индивидуально, в свой час. Но самое главное – такой момент обязательно наступит.
Средства выразительности
Произведение «Выхожу один я на дорогу…» наделено ярким поэтическим содержанием.
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» по плану
История создания
Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» написано в конце весны – начале лета 1841 года, незадолго до трагической гибели Лермонтова. Он погиб на дуэли, так же, как и обожаемый им Пушкин.
Вероятнее всего, поэта посещало предчувствие скорой смерти. Он размышляет о бессмертии и одиночестве, предчувствуя собственную участь. Создаётся впечатление, что в этом произведении поэт подводит итоги своей короткой жизни.
Стихотворение было впервые опубликовано в «Отечественных записках» в 1843 году.
Жанр, направление, размер
Род — лирика. Жанр стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» — элегия, поскольку оно пронизано грустными мотивами одиночества, разочарования и опустошенности.
Хоть и принято относить раннюю лирику Лермонтова к романтизму, это произведение имеет то же направление, несмотря на дату написания. Лирический герой открыто заявляет о своем беспокойстве, разочаровании в нынешнем мире, который и становится виновником поиска совершенного, желанного оазиса. Осознание своего положения в мире, принятие отсутствия возможности достичь желаемого идеала не останавливает его в стремлении когда-нибудь обрести на этом «кремнистом пути» свободу.
Кроме того, экзотический пейзаж еще раз напоминает читателю о романтическом начале стихотворения. Образ пустыни и звездного неба выступают оазисом для лирического героя, оставляя его наедине с собственными мыслями. Такой хронотоп выбран неслучайно, только в этом мире при лунном свете герой находит ответы на свои вопросы.
Размер стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» – пятистопный хорей, поскольку ударение в каждой стопе падает на первую гласную. Это можно проследить по ударным гласным в словах первых двух строчек. Жирным шрифтом выделены ударные гласные.
Система образов
Для данного стихотворения очень значимы образы природы. Они делятся на образы земли (дорога, путь, могила) и образы неба (туман, звёзды, сиянье голубое»).
Душа, вынужденная скитаться между миром грёз и миром телесным, не в силах представить, что ждёт её за порогом земного существования. Поэту необходимо найти нечто, что всегда будет связывать его душу с миром людей.
Это образ тёмного дуба, уходящего мощными корнями в землю и возносящего крону к небу. Дуб соотносится с мировым древом, соединяющим верхний и нижний миры, осью пространства.
Голос, поющий о любви, — мотив, перекликающийся со стихотворением «Ангел». Песня ангела, напоминающая поэту материнскую колыбельную, примиряет его с неизбежностью ухода, сулит избавление от вечного одиночества. Он готов бесконечно слушать её в сладостном забытьи.
Композиция
Лермонтов использует максимально простую последовательную композицию, которая помогает проследить мысль и увидеть, какие переживания обуревают его. Так, в первой строфе лирический герой поднимает мотив одиночества, которое тем более горько, что даже звезды могут поговорить между собой – эта мысль напрямую высказывается и подчеркивается во второй строфе. Третья строфа демонстрирует мечты лирического героя, который ищет свободу и в то же время покой, а четвертая и пятая расшифровывают, что имелось в виду – человек хочет соединиться с природой и спать дивным, спокойным сном под ее покровительством.
Средства художественной выразительности
В стихотворении используются следующие тропы:
С помощью аллитераций («х», «д», «т», «с») поэт передаёт тихие звуки ночи: шорохи шагов, трепет листьев, колыханье воздуха. Постепенно он сводит звонкость к нулю, достигая эффекта тишины, после чего резко переходит к теме смерти.
Во второй части стихотворения звонкие согласные («з», «ж», «г») присутствуют для того, чтобы вновь вернуть звучание мрачной картине вечного сна.
Ассонансы «ы», «о», «у» придают происходящему торжественное звучание, погружают слушателей в космическую акустику.
Образы и символы
Система образов в лирике Лермонтова красочно дополняет речевую и философскую окраску содержания.
Краткий анализ стихотворения «Выхожу я один на дорогу»
Вариант 1
15 июля 1841 Михаил Юрьевич Лермонтов погиб. Одним из последних произведений великого поэта и писателя является стихотворение «Выхожу один я на дорогу». Лирический герой этого произведения отправляется поздней ночью к склону горы Машук.
Красота природы, луна и звёзды, тернистый путь, по которому шёл лирический герой (почему-то мне кажется, что автор олицетворял самого себя в этом стихотворении) – в описаниях всего вышеперечисленного чувствуется волнение автора перед величием и красотой природы. В стихотворении «Выхожу один я на дорогу» поэт преклоняется перед величием южной ночной прохлады, его чарует окружающий покой и тишина.
Читая строки Лермонтова, сам невольно начинаешь ощущать себя свидетелем этой прекрасной картины – перед глазами встают и «кремнистый путь» и склон Машука. И в этой чудесной обстановке, Лермонтов обращается уже не к природе, а к людям, к обществу, к своим печальным мыслям. Он не может обрести свободы, ему от этого тяжело и больно. При этом в словах Лермонтова чувствуется то, как сильно он любит жизнь, невзирая на горе и трудности, которые встречаются постоянно на пути.
Вариант 2
Стихотворение “Выхожу один я на дорогу” Михаила Юрьевича Лермонтова было написано в 1841 году (последний год жизни писателя). Оно относится к философской лирике. В этом стихотворении автор раскрывает тему “свободы и воли”. Об этом говорят строки: “я ищу свободы и покоя!”
Стихотворение состоит из пяти строф. Открывается оно картиной природы:” “Выхожу один я на дорогу;
сквозь туман кремнистый путь блестит”;
Следует отметить, что лирический герой находится наедине с природой. Герой задается вопросом:
“От чего же мне так больно и так трудно?” и тут же находит ответ: ” Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!”
Произведение написано хореем. Рифма в стихотворении перекрестная (женская и мужская).
Автор призывает своего читателя отвлечься от шумной, повседневной жизни, “заснуть” от всех проблем. А любовь и общение с природой — это то, что действительно нужно для этого.
Вариант 3
В своём стихотворении “Выхожу один я на дорогу”, Лермонтов как бы подводит итог многочисленных поисков, тематик и мотивов.
В произведении ощущается тема песни, которая возникает при поддержке гармонично выраженным звукам в последней строфе, но разливается в напеве всего стихотворения. Произведение связано с тем особым лермонтовским Раем, которому он присвоил имя сладкого, отрадного голоса, с прекрасной вечностью бытия, непостижимой в земных исканиях. Однако здесь включены и преображённые земные ценности.
И вся эта смысловая нагрузка лермонтовского творчества, вступает в стихотворении в новую сложную связь. Тонкая вибрация души совмещена с восторгом перед мирозданием и отчуждённостью от него. Здесь встречается и надежда на прекрасное чудо, связанная с безнадёжностью.
Лермонтов упоминает и природу в своём стихотворении. Она не остаётся в стороне, а принимает посильное участие в осознании человеческой бренности. Герой хочет припасть к ней, однако прекрасный мир словно меркнет для него, ощутившего свою душу. И он с возрастающей силой пытается прорваться куда — то прочь, к своему блаженству.
Это стихотворение признано непревзойдённым по своей музыкальности многими известными писателями.
Темы, настроение и проблемы
Тематика произведения «Выхожу один я на дорогу…» типична для философской лирики:
Первые 4 стиха сопровождаются спокойным и даже умиротворенным настроением. Оно в свою очередь окрашено грустью и разочарованностью в своей жизни, окружении, судьбе. Ведь не просто так наш герой приходит к вопросам о смысле жизни. Возможно, они волновали его всегда. Но сейчас в звездную ночь наступает полное умиротворение в природе и в душе лирического героя, что и способствует зарождению философских мыслей и вопросов.
Проблематика стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» напрямую переплетается с тематикой произведения. Вопросы, которыми задается лирическое «я», связаны с самоощущением себя в этом пустом мире. Но герой смирился со своей участью, он лишь смотрит в бесконечную даль, не оглядываясь назад на уже пройденную дорогу, свое прошлое. Теперь для него искомый идеал — это мир покоя. «Но не тем холодным сном могилы…Я бы желал навеки так уснуть…», – рассуждает герой. Он просит не о загробной жизни, а об отдыхе от сует, бессмысленных ожиданий и вечной погони за счастьем.
М. Ю. Лермонтов
Читать: Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Выхожу один я на дорогу”
Одним из самых ярких и проникновенных лирических произведений Михаила Лермонтова является его стихотворение «Выхожу один я на дорогу», созданное в 1841 году, буквально накануне трагической гибели поэта на дуэли.
Появившись на свет уже после выпуска единственного прижизненного сборника поэзии, оно стало своеобразным итогом, вершиной его поэтического творчества.
Её завершающий этап проходил под девизом переосмысления жизненных ценностей и подведения итогов, осознания неизбежности своей судьбы.
тема стихотворения
В такой нелегкий для поэта жизненный период и создается стихотворение «Выхожу один я на дорогу», жанр которого лирический монолог, а основная тема – острое чувство личного одиночества, легкой и светлой грусти о прошедших важных и знаковых событиях, не оставивших в душе поэта никакого следа, легкая задумчивость и размышления о прожитой жизни. Настроение стихотворения пропитано печалью и медитацией о смысле жизни, поэт изображает себя как усталого странника, бесцельно бредущего по ночной дроге в неизвестном направлении. Описание окружающей странника природы призвано лишний раз подчеркнуть одиночество героя, его обособленность от всего мира, душевные переживания и терзания: в ночном небе даже «звезда с звездою говорит», а герою даже поговорить не с кем, он один в этом мире и ему некому излить свои душевные переживания.
Композиция произведения разделена на две противоположные по чувствам части: первая — это лирическое описание незамысловатой, но безусловно величественной и великолепной природы южной ночи, наполненной миром, спокойствием и гармонией «Ночь тиха, пустыня внемлет Богу», вторая часть раскрывает нам чувства и душевные переживания героя, полного отчаяния и тоски, раздираемого мучительными вопросами, на которые он и сам не знает ответа. Финал произведения созвучен началу: герой стремиться обрести покой в единении с природой, её красота успокаивает его душевные раны и придает ему сил идти дальше. В произведении используется контрастное противопоставление спокойствия и умиротворения ночной природы с душевными терзаниями героя, который уже ничего не ждет от жизни и разучился получать удовольствие от самых простых жизненных радостей.