О чем говорят воротынский и шуйский

Действенный анализ пьесы (12 стр.)

Наряжены мы вместе город ведать.
Но, кажется, нам не за кем смотреть:
Москва пуста; вослед за патриархом
К монастырю пошел и весь народ.
Как думаешь, чем кончится тревога?

Шуйский.

Воротынский.

Но месяц уж протек,
Как, затворясь в монастыре с сестрою,
Он, кажется, покинул все мирское.
Ни патриарх, ни думные бояре
Склонить его доселе не могли;
Не внемлет он ни слезным увещаньям,
Ни их мольбам, ни воплям всей Москвы…

Далее Воротынский подробно перечисляет все, что произошло за истекший месяц, т.е. все то, что Шуйский прекрасно знает и без него.

Шуйский в свою очередь сообщает Воротынскому о том, что он, Шуйский, был послан когда-то в Углич на расследование, и о всех остальных подробностях убийства царевича, о которых Воротынский знал и прежде (сам Годунов говорит позже о том, что молва приписывала убийство царевича ему).

Воротынский затем обвиняет Шуйского в том, что тот не изобличил вовремя «губителя», Шуйский оправдывается. Затем оба, перебивая друг друга, начинают выражать свою неприязнь к Борису.

Шуйский.

Какая честь для нас, для всей Руси!
Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,
Зять палача и сам в душе палач,
Возьмет венец и бармы Мономаха…

Воротынский.

Так, родом он не знатен; мы знатнее.

Шуйский.

Воротынский.

Ведь Шуйский, Воротынский…
Легко сказать, природные князья.

Шуйский.

Природные, и Рюриковой крови.

Воротынский.

А слушай, князь, ведь мы б имели право
Наследовать Феодору.

Шуйский.

Да, боле,
Чем Годунов.

Воротынский.

Далее Шуйский предлагает начать настраивать народ против Бориса, с тем чтобы избрали на трон кого-либо из князей. Воротынский почему-то вдруг отступает, ссылаясь на популярность Бориса в народе. Шуйский прекращает разговор.

Что происходит в этой первой сцене? Есть ли тут какой-либо конфликт, в нем он состоит и между кем происходит?

Именно этот момент и изображен поэтом в начале пьесы. Очевидно, известные нам обстоятельства и должны побуждать к действию и Шуйского, и Воротынского. Но понять, в чем суть их действия, далеко не просто. Зачем они сообщают друг другу то, что оба отлично знают? Может быть, они, желая объединить свои силы в борьбе против Годунова, предварительно проверяют, выясняют позиции друг друга? Но тогда непонятно, почему такой опытный, хитрый политикан, каким был Шуйский (он таким и раскрывается далее в пьесе), почему он, не услышав ни одного слова от Воротынского против Бориса, вдруг совершенно откровенно, не боясь никаких последствий, начинает поносить Бориса последними словами («татарин, зять Малюты, зять палача и сам в душе палач…»)?

Непонятно и поведение Воротынского. Почему он, едва успев предложить «наследовать Феодору», тут же пасует:

…немало нас наследников Варяга,
Да трудно нам тягаться с Годуновым:
Народ отвык в нас видеть древню отрасль
Воинственных властителей своих…
…а он умел и страхом, и любовыо,
И славою народ очаровать.

Что же, минуту назад он не знал о том, как народ относится и к боярам, и к Годунову? Может быть, действия Воротынского есть следствие трусливого характера, жаждущего власти, но боящегося что-либо предпринять для этого? В таком случае все действия Шуйского направлены на то, чтобы снять всяческие опасения у Воротынского. Шуйский поэтому так откровенно высказывает свою ненависть к Годунову, чтобы призывать к действию против него. И это ему удается: Воротынский все более смелеет и, наконец, откровенно заявляет о правах наследия на трон. Правда, он вдруг неожиданно пасует. Если действие пьесы в этой сцене именно таково, то конфликтным моментом между боярами является нерешительность Воротынского. Иными словами, если бы не характер Воротынского, то они объединились бы с Шуйским и тогда неизвестно, чем бы кончилась история избрания Бориса на царский престол.

В таком случае первая сцена, вводящая нас в пьесу, говорит о том, что одной из важнейших причин избрания Бориса на власть было то обстоятельство, что среди бояр были подчас трусливые, никчемные люди, и потому боярство представляло собой разрозненную массу, не способную к объединению. Но в этом ли видел Пушкин причину удачи Бориса? И, вообще, эта ли проблема интересовала создателя «Комедии о настоящей беде Московскому государству, о царе Борисе и Гришке Отрепьеве, писанной рабом Божиим Александром сыном Сергеевым Пушкиным в лето 7333 на городище Ворониче»?

В этом первоначальном варианте названия пьесы есть указание на то, что речь идет прежде всего о «беде Московскому государству», а потом уже о царе Борисе. В самой пьесе бесконечны ссылки на «народ», на «мнение народное», на «народную волю».

Мысль исследователей и практиков театра давно уже пришла к выводу, что в основе пьесы лежит проблема «народа и власти». И если этот вывод справедлив, то основной конфликт пьесы должен происходить между «народом» и «властью». Все действие пьесы должно вырастать именно из этого конфликта, т.е. действенно раскрывать мысль автора. В таком случае либо ошибаются все предыдущие исследователи либо конфликт между Шуйским и Воротынским и то, обнаруженное нами действие первой сцены, раскрывающее характер Воротынского, не относятся, очевидно, к единому, основному действию всей пьесы. Какое же из этих двух положений ближе к истине? Рассмотрим первое.

Если В. Волькенштейн прав, то, может быть, эта пьеса Пушкина относится именно к тем пьесам, где «в первом акте изображаются обстоятельства и нарастающие события, способствующие возникновению единого действия, но это действие еще не начинается»?

Теперь рассмотрим, насколько правомочно, истинно может быть второе положение, положение о четкой энергичной действенной основе так называемой экспозиции «Бориса Годунова». Для этого пойдем на следующее допущение, которое лишь поначалу кажется неожиданным.

Источник

«Борис Годунов» — краткое содержание и пересказ по главам трагедии А. С. Пушкина

Краткие сведения о произведении

Главный герой трагедии

Другие персонажи

Соратники и приближённые Лжедмитрия:

Очень краткое содержание для читательского дневника

После смерти царя Фёдора Иоановича народ уговорил его шурина, Бориса Годунова, стать царём. Тот не сразу, но согласился.

Тем временем из Чудова монастыря сбежал молодой монах Гришка Отрепьев, который задумал выдать себя за царевича Димитрия, спасшегося от гибели. Он мечтал стать московским царём.

Григорий хотел перейти литовскую границу. Там его чуть не поймали сторожевые приставы, но ему удалось убежать. Заручившись помощью литовских князей и польских магнатов, Отрепьев набрал войско и повёл его на Русь.

Самозванцу удалось переманить на свою сторону воеводу Басманова. Большая часть народа признала Самозванца за сына Грозного, Димитрия, и ринулась в Кремль расправляться с царём Феодором, который стал царём после смерти своего отца, Бориса Годунова.

Боярин призвал народ приветствовать нового царя — Димитрия Ивановича, но народ молчал, объятый ужасом.

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

Глава 1. Кремлёвские палаты (1598 года, 20 февраля)

Происходит разговор князей Шуйского и Воротынского. Они говорят о том, что весь народ пошёл к монастырю, чтобы просить Бориса Годунова принять царский венец.

Шуйский говорит, что если Годунов не согласится взойти на престол, то кровь маленького царевича Димитрия пролилась понапрасну. Воротынский сомневается в том, что в гибели царевича виновен Годунов. Шуйский говорит, что был послан в Углич расследовать гибель Димитрия и нашёл свидетельства вины Годунова. Но тот был так спокоен, что Шуйский не решился его обвинить.

Шуйский сказал, что если бы он объявил царю Феодору о вине Годунова, тот бы не поверил, так как полностью находился под влиянием Бориса, а Шуйского бы за навет сослали в заточение.

Воротынский предположил, что совесть мешает Борису вступить на престол, но Шуйский возразил, что тот перешагнёт через это и станет царём.

Князья стали рассуждать о том, что они родом знатнее Годунова и каждый из них мог бы быть царём, но Борис сумел своей смелостью заслужить любовь народа.

Шуйский, взглянув в окно, сказал, что народ возвращается.

Глава 2. Красная площадь

Вышел на Красное крыльцо верховный дьяк Щелкалов и объявил решение Думы. Собор решил завтра просить царицу, чтобы уговорила Бориса принять царский венец. К нему пойдут святейший патриарх, бояре, дворяне и весь народ московский.

Глава 3. Девичье поле. Новодевичий монастырь

Народ стоит на коленях перед монастырём в надежде, что патриарх и бояре уговорят Бориса стать царём.

Когда Годунов согласился принять венец, народ возликовал.

Глава 4. Кремлёвские палаты

Борис говорит патриарху и боярам, что принимает со смирением власть. Бояре уверяют его, что не изменят своей присяге. Они с новым царём уходят поклониться гробам прежних властителей России.

Воротынский напоминает Шуйскому об их разговоре, но тот говорит, что притворным злословием хотел его испытать, узнать его тайные мысли.

Глава 5. Ночь. Келья в Чудовом монастыре (1603 года)

Отец Пимен дописывает последнее сказание в летописи.

Пробуждается Григорий и говорит Пимену, что ему снился всё тот же проклятый сон. Снилось, что взошёл он на башню, а внизу московский народ со смехом указывал на него. Во сне он падал с башни. Пимен посоветовал Григорию смирять себя постом и молитвой, чтобы не было таких сновидений.

Пимен сказал, что цари тоже утешались в молитве. Григорий спросил о смерти царевича Димитрия. Пимен был в то время в Угличе, в монастыре. Узнав об убийстве, все горожане сбежались к дворцу царицы. Схватили подозреваемых в убийстве, и они сказали, что велел это сделать Годунов.

Григорий спросил каких был лет Димитрий. Пимен ответил, что лет семи, что ныне он был бы ровесником Григория.

Глава 6. Палаты патриарха

Патриарх и игумен Чудова монастыря разговаривают об убежавшем из монастыря иноке Григории Отрепьеве. Перед побегом он сказал, что будет царём в Москве. За такую ересь патриарх решил, чтобы его поймали и сослали в Соловецкий монастырь на вечное покаяние.

Глава 7. Царские палаты

Входит царь, и из его монолога ясно, что хотя он шестой год царствует спокойно, в его душе нет покоя. Годунов огорчён, что народ подозревает его в гибели многих людей. У царя плохое предчувствие, у него кружится голова «и мальчики кровавые в глазах». Он признаёт, что всё-таки у него совесть нечиста.

Глава 8. Корчма на литовской границе

В ней остановились 2 бродяги-чернеца (то есть монахи) и мирянин Григорий Отрепьев. Они хотят достичь границы. От хозяйки корчмы Григорий узнал, что у границы сделали царские заставы, чтобы поймать кого-то, бежавшего из Москвы.

Когда в корчму зашли приставы и по описанию в царском указе узнали в Григории беглого еретика, он выпрыгнул в окно и скрылся.

Глава 9. Москва. Дом Шуйского

За ужином один из гостей, Пушкин, поведал Шуйскому, что ему из Кракова племянник, Гаврила Пушкин, написал, что сын Грозного Димитрий жив. Он был слугою в Литве у князя Вишневецкого, а затем признался, что он сын Грозного, Димитрий. Польский король Сигизмунд обещал ему помочь занять московский престол.

Шуйский сказал, что если эта весть дойдёт до народа, быть беде. Он и Пушкин поняли, что нынешний царь может потерять престол.

Глава 10. Царские палаты

Годунов узнал от Шуйского, что в Кракове объявился самозванец и польский король за него. Он сказал, что народ может поверить самозванцу, что он царевич Димитрий.

Царь приказал, чтобы Россия оградилась от Литвы заставами. Когда Шуйский ушёл, Годунов говорит себе, что понял, почему 13 лет ему всё снился убитый царевич. В конце монолога он воскликнул: «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!»

Глава 11. Краков. Дом Вишневецкого

Самозванец уверяет patera Черниковского, что когда станет царём, весь русский народ перейдёт в католичество.

Вошла толпа русских поляков. Они попросили Самозванца взять их на службу. Среди них был князь Курбский, опальные бояре из Москвы, казачий атаман Карела.

Самозванец объявил, что всех их берёт в поход на Москву.

Глава 12. Замок воеводы Мнишка в Самборе

Из разговора Мнишка и Вишневецкого понятно, что Мнишек посоветовал своей дочери Марине не упустить Димитрия, и она его обворожила.

Глава 13. Ночь. Сад. Фонтан

Самозванец пришёл на тайное свидание с Мариной. Она сказала, что решила стать его супругой. Самозванец счастлив и готов отказаться от намерения добиваться русского царского трона. Но Марина говорит, что согласна стать его женой, только если он будет бороться за московский престол.

Досадуя, что она любит только за то, что он может стать царём, Самозванец признаётся, что он бедный инок, а не Димитрий.

Марина рассердилась, что он признался в этом, и пригрозила раскрыть перед всеми этот обман. Но Самозванец сказал, что если даже король поверит Марине, он заставит её молчать. Королю неважно, кто на самом деле Самозванец, который является лишь предлогом раздоров и войны с Россией.

Марина сказала: «Наконец я слышу речь не мальчика, но мужа». Она решила забыть безумный порыв Самозванца и снова считать его за Димитрия.

Марина настойчиво советовала ему скорее вести полки на Москву и занять царский трон.

Глава 14. Граница литовская (1604 года, 16 октября)

Первым прискакал к границе князь Курбский. Он, воспитанный за границей, где жил в изгнании его отец, рад, что возвращается в Отечество.

А Самозванец печален, так как его совесть нечиста — он ведёт литовские войска на русский народ. Но он верит, что его грех падёт не на него, а на Бориса-цареубийцу.

Полки перешли границу.

Глава 15. Царская Дума

Царь послал на помощь воеводам Трубецкого и Басманова, чтобы усмирили Самозванца, войска которого осадили Чернигов.

Чтобы показать обман злодея, патриарх посоветовал перенести святые мощи Димитрия из Углича в Кремль. Борис был смущён этим советом и молчал.

Князь Шуйский сказал, что народ может возмутиться, что святые мощи потревожили из-за мирских дел. Чтобы не волновать умы людей, Шуйский изъявил готовность пойти на площадь и изобличить перед народом обман Самозванца.

Глава 16. Равнина близ Новгорода-Северского (1604 года, 21 декабря)

Во время битвы некоторые воины убегают. Их пытаются остановить капитаны Маржерет и Вальтер Розен, но это им не удаётся.

Ляхи побеждают русских и ликуют. Димитрий велит ударить отбой, чтобы пощадить русскую кровь.

Глава 17. Площадь перед собором в Москве

Народ ждёт, когда выйдет из собора царь. Говорят, что там поют вечную память царевичу Димитрию, а Гришку Отрепьева дьякон предал анафеме.

Подошёл юродивый в железной шапке и сказал мальчишкам, что у него есть копеечка. Один из мальчишек вырвал копеечку и убежал. Юродивый заплакал: «Взяли мою копеечку; обижают Николку!»

Когда царь вышел из собора, юродивый ему пожаловался на детей и попросил, чтобы царь велел их зарезать, как зарезал он маленького царевича.

Бояре закричали, чтобы его схватили, но царь сказал, чтобы оставили его и попросил юродивого, чтобы он молился за него. Но Николка сказал вслед царю, что Богородица не велит молиться за царя Ирода.

Глава 18. Севск

Самозванец допрашивает русского пленника, дворянина Рожнова. Тот рассказал, что Годунов встревожен поражением в битве и послал командовать войсками Шуйского, а Басманова отозвал в Москву.

Пленник сообщил, что войско Бориса насчитывает тысяч 50 воинов.

Хотя у самозванца только 15 тысяч воинов, но он решил завтра вступить в бой с русскими.

Глава 19. Лес

Войско Лжедмитрия побито русским войском. Ляхи сообщили, что Курбский погиб в сражении. Самозванец решил ночевать в лесу, а потом идти в Рыльск.

Глава 20. Москва. Царские палаты

Царь говорит Басманову, что Самозванец собрал рассеянное войско и угрожает русским со стен Путивля.

Царю сообщили, что его ждут иноплеменные гости, и он ушёл.

Вскоре поднялась паника из-за того, что у царя хлынула кровь из ушей и уст.

Борис призвал к себе сына, Феодора. Он велел царевичу, когда вступит на престол, сделать своим советником Шуйского, а командовать войском послать Басманова.

Боярам и Басманову царь приказал целовать крест Феодору и попросил их поклясться верно служить молодому царю. Они поклялись, и царь приготовился спокойно умереть.

Глава 21. Ставка

К Басманову явился от Самозванца Пушкин и сказал, что тот предлагает дружбу и высокий сан в московском царстве.

Басманов сначала отказался предать Феодора, которому присягал. Потом, подумав о том, что многие города сдавались Самозванцу без боя, что большая часть народа признаёт его за царевича Димитрия, Басманов решил перейти с войском на сторону Отрепьева.

Глава 22. Лобное место

Пушкин говорит народу, что Россия покорилась Димитрию и что все должны признать его за законного владыку.

Народ кричит: «Да здравствует Димитрий!» Толпа ринулась в Кремль убивать Феодора.

Глава 23. Кремль. Дом Борисов. Стража у крыльца

Дети Годунова, Феодор и Ксения, заключены под стражу. К ним пришли четверо бояр и трое стрельцов.

Народ слышит в доме шум драки, женский визг и хочет зайти туда, но двери заперты.

Народ, объятый ужасом, молчал. Боярин велел людям кричать: «Да здравствует царь Димитрий Иванович!» Но народ безмолвствовал.

Заключение к краткому пересказу

В исторической трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» раскрыты следующие темы:

Основная мысль (идея) этого произведения заключается в том, что попрание совести ведёт людей и государство к катастрофе.

В пушкинской трагедии символ попранной совести — «тень» убитого царевича Димитрия.

Краткое содержание трагедии может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.

Источник

Борис Годунов краткое содержание.

1598 год. Кремлевские палаты. Два князя, Шуйский и Воротынский, делятся друг с другом своими опасениями. В Москве неспокойно. Народ волнуется. Престол после смерти царя и убийства царевича Димитрия пустует. А Борис Годунов, не внемля ни воплю всей Москвы, ни голосу Великого Собора, ни патриарху с думными боярами, затворился в Новодевичьем монастыре с сестрою, и отказывается взойти на престол. Москва пуста, все вслед за патриархом направились к монастырю узнать решение Бориса. Шуйский уверяет Воротынского, что Годунов, поморщившись немного, согласится принять венец, но его собеседник продолжает сомневаться. Его страшит неизвестность, что же будет, если престол останется не занятым. Шуйский говорит Воротынскому, что это Борис сгубил царевича Димитрия, и кровь невинного младенца мешает ему стать царем. Но теперь это уже не важно. В голову князьям приходит мысль, что они родовитее и знатнее Годунова и имеют больше прав наследовать царю Феодору. Они решают, что, когда Годунов перестанет хитрить, нужно будет искусно волновать народ, чтобы он оставил Бориса и выбрал царя из своих князей. Их разговор прерывается воз-вращением народа, и князья спешат узнать, что решил Годунов.

Они приходят на Красную площадь. Народ в смятении, Борис неумолим. На Красное крыльцо выходит верховный дьяк Щелкалов и оглашает решение Думы: Собором постановили последний раз отведать силу просьбы. Утром святейший патриарх, отпев торжественный молебен, с боярами, дворянами, выборными людьми и московским православным народом пойдет молить царицу благословить Бориса на царство.

Утро. На поле перед Новодевичьим монастырем собрался народ. Все с нетерпением ожидают известий. Борис и патриарх вошли в келью к царице. Народ стоит на коленях, кругом раздается вой и плач. И вот разносится весть, что Борис согласился стать царем. Да здравствует Борис!

В кремлевских палатах собрались Годунов, патриарх и бояре. Борис обещает править государством честно, во славу народа, не изменить присяге. Шуйский с Воротынским там же. Воротынский напоминает Шуйскому об их недавнем решении, но тот говорит, что ничего не помнит, да и не время сейчас помнить — оказывается, он притворным злословьем лишь проверял Воротынского. И они следуют за царем.

Ночь. Келья в Чудовом монастыре. Отец Пимен перед лампадой пишет последнее сказание своей летописи.

Ещё одно, последнее сказанье — И летопись окончена моя, Исполнен долг, завещанный от бога Мне, грешному. Недаром многих лет Свидетелем господь меня поставил И книжному искусству вразумил.

Спящий ранее монах Григорий пробуждается. Ему в который раз снится один и тот же сон. Он поднимается по крутой лестнице на башню. С высоты ему видится Москва, как муравейник, внизу толпа народа, и все указывают на него пальцами со смехом, ему становится стыдно и страшно, и, падая, он пробуждается. Григорий просит Пимена благословить его. Монах благословляет и говорит, что в этом сне нет ничего страшного, просто играет младая кровь. Нужно смирять себя молитвой и постом, тогда сны будут чисты и легки. Но Григорий завидует Пимену, молодость которого прошла в боях под башнями Казани, он отражал рать Литвы при Шуйском, видел роскошный двор Иоанна. Пимен отвечает молодому монаху, что не нужно сетовать на малое количество искушений в жизни. Не нужно прельщаться славой, роскошью и женской любовью. И царь Иоанн, и сын его Феодор искали успокоенья от тяжести царского венца в спокойствии монастырской жизни.

После этого Григорий спрашивает Пимена о смерти царевича Димитрия, и старый монах рассказывает ему, что был в Угличе, месте убийства, как раз в то время. Злодеев сразу же схватили, и они под топором покаялись — и назвали главного виновника, Бориса. На вопрос, сколько лет было бы сейчас царевичу, Пимен отвечает, что он был бы ровесником Григория.

Зазвонили к заутрене, и разговор монахов прерывается. А в душу молодого Григория запала одна мысль. И через три дня отец игумен сообщает патриарху, что молодой монах Григорий Отрепьев, сын галицкого боярина, сбежал из монастыря, объявив, что он будет «царем на Москве», назвавшись оставшимся в живых царевичем Димитрием. Патриарх приказывает поймать еретика и сослать в Соловецкий монастырь на вечное покаяние, а царю о происшедшем не докладывать.

А в царских палатах Борис Годунов предается мрачным мыслям. Прошло шесть лет, как он царствует на Руси. Но нет счастья в душе его.

Он правил мудро и спокойно, но «живая власть для черни ненавистна, они любить умеют только мертвых». Когда начался голод, Годунов открыл для народа житницы и рассыпал перед ним злато, нашел работу обездоленным. Когда пожар истребил их дома — отстроил новые. Но народ обвинил его в этом пожаре — «вот черни суд: ищи ж ее любви». Кто бы ни умер — во всем винят царя, и в смерти жениха дочери, и в ускорении кончины Феодора, и в отравлении его сестры царицы, смиренной монахини. Царя преследует нечистая совесть, «как молотком стучит в висках упрек, и все тошнит, и голова кружится, и мальчики кровавые в глазах. » Борис и рад бы бежать, да некуда.
Корчма на литовской границе. За столом сидят бродяги-чернецы Мисаил и Варлаам, Григорий Отрепьев, одетый мирянином, и хозяйка. Хозяйка приносит вина, все пьют, чернецы затягивают песню. Но Григорий не подпевает, душа его. неспокойна, он мечтает скорее перебраться в Литву. Отрепьев спрашивает у хозяйки, далеко ли до Литвы, и та отвечает, что к вечеру можно и поспеть, кабы не царские заставы, сторожевые приставы, ищущие кого-то, сбежавшего из Москвы, и задерживающие всех.

В Москве, в доме Шуйского, заканчивается пир, гости допивают по последнему ковшу во славу великого государя и расходятся. Остается только Пушкин. Шуйский отсылает слуг, и Пушкин рассказывает ему важную новость. К нему от племянника из Кракова прискакал гонец, который рассказал, что сын Ивана Грозного Димитрий жив и объявился у литовского короля. Он ловок,приветлив и по нраву всем. Латинские попы с ним заодно, король его обласкал и обещал подмогу. Шуйский и Пушкин, недовольные переменами в государстве, решают пока никому об этом не говорить, хотя угроза царю Борису более чем явная.

Однако на другой же день Годунову доносят слуга Пушкина и дворецкий Шуйского, что к Пушкину приезжал гонец из Литвы, что он имел тайный разговор с Шуйским. Шуйского вызывают к царю, и тот, боясь расправы, рассказывает царю все о самозванце, назвавшемся царевичем Димитрием, и о надвигающейся угрозе, ведь если литовское войско перейдет границу, имя царевича привлечет на его сторону всю чернь, питающуюся баснями. Годунов распоряжается сей же час усилить заставы на границе с Литвой. Шуйский уходит, и царь остается один. Он в смятении. Тень из прошлого, тяжелым грузом лежащая на его совести, преследует его.

В Кракове, в доме Вишневецкого, самозванца благословляет католический священник. Там же Отрепьев встречает толпу русских и поляков, пришедших просить у него меча и службы, всех принимает под свои знамена и объявляет, что завтра они выступают в поход. Отдельно самозванцу представляют молодого Курбского, сына героя Казани, и вольного шляхтича Собаньского. Поэт приносит Григорию воспевающие его стихи. Все воздают ему почести и признают Димитрием, великим князем московским.

Во время похода самозванец останавливается в замке воеводы Мнишека в Самборе и влюбляется в его дочь, Марину. Все уже готовы выступить на завоевание Руси, но влюбленный Григорий медлит. Ночью, в саду, у фонтана происходит тайное свидание Марины и самозванца. Григорий признается ей в любви, но холодная расчетливая девушка говорит, что явилась не для того, чтобы слушать речи любовника, она верит, что он любит ее, и решила соединить с ним свою судьбу, но сейчас нужно действовать, двигать армию на Русь, пока не остыла приверженность его сподвижников, и Годунов не успел принять мер для обороны. Она стыдит Отрепьева за его нерешительность. Страшная мысль поражает влюбленного юношу, он понимает, что Марина любит не его, а его титул. Он признается ей, что на самом деле он самозванец, Гришка Отрепьев, беглый монах. Холодная Марина смеется над ним, говоря, что неужели он подумал, что этим признаньем мог умилить ее тщеславие. Он достоин позорной плети. А что будет, если она перед всеми раскроет его обман? Тогда самозванец гордо отвечает, что не боится ее, что русскому царевичу поверят больше, чем польской деве. И ее, мятежницу, заставят молчать. Удовлетворенная таким ответом, честолюбивая девушка говорит, что вновь видит перед собой Димитрия, а не жалкого оборванца, и готова остаться с ним.

Марина уходит, и Отрепьев решает завтра же выступить на Русь.

И вот уже войска самозванца переходят русскую границу. Все находятся в возбужденном состоянии. Молодой Курбский готов пролить кровь за своего царя.

Вот, вот она! вот русская граница! Святая Русь, Отечество! Я твой! Чужбины прах с презреньем отряхаю С моих одежд — пью жадно воздух новый: Он мне родной. теперь твоя душа, О мой отец, утешится, и в гробе
Опальные возрадуются кости! Блеснул опять наследственный наш меч, Сей славный меч, гроза Казани тёмной, Сей добрый меч, слуга царей московских! В своём пиру теперь он загуляет За своего надёжу — государя.

А Отрепьев тихо едет с поникшей головой. Он понимает, что прольется русская кровь, что он ведет иностранные полки на своих братьев. Но в душе его есть надежда, что его тяжкий грех падет на Годунова, цареубийцу.

Тем временем в Москве, в царской думе, Годунов собрал патриарха и бояр, чтобы обсудить сложившееся положение. Он приказал Трубецкому и Басманову собрать войска и оказать помощь воеводам, ведь самозванцем уже осажден Чернигов. Басманов обещает, что не пройдет и трех месяцев, как замолчит и слух о самозванце, а его самого, как зверя, привезут в Москву в железной клетке. Щелкалову царь приказал во все концы разослать указы к воеводам, чтобы они садились на коней и высылали людей на службу. Патриарх благословил начинания царя и рассказал, что сам бог послал средство для разоблачения Лжедмитрия. К нему пришел старый пастух и поведал чудную тайну. Пастух этот был слеп от рождения, он лечился, но ничего не помогало. И вот в глубоком сне он услышал детский голос, который сказал ему, чтобы он шел в Углич и помолился над могилой царевича Димитрия, тогда зрение вернется к нему. На вопрос пастуха, с кем он говорит, голос ответил, что он сам царевич Димитрий, царь небесный принял его в лик ангелов своих, и теперь он великий чудотворец. Про-

снувшись, старый пастух сделал все так, как велел ему голос, и прозрел.

Рассказ этот вызвал общее смущение. Борис отер от выступившего цота лицо платком. Еще более он взволновался, когда патриарх предложил перенести святые мощи царевича в Кремль, поставить их в Архангельском соборе, тогда народ ясно увидит обман, а мощь бесов рассеется.

Завидев волнение царя, князь Шуйский опровергает патриарха, сказав, что никто не ведает пути Всевышнего. А народ может подумать, что святыню неправедно используют в мирских целях, и станет только хуже. Шуйский, расследовавший дело об убийстве царевича, сам на площади сможет обнаружить злой обман.

«Да будет так», — говорит Годунов и удаляется вместе с патриархом, оставив бояр размышлять над столь сильным эффектом, который произвело на него предложение патриарха.

А на полях сражений войска самозванца побеждали царских воинов, и это отражалось на обстановке в Москве. Люди начинали по-настоящему верить, что самозванец — настоящий царь, он выигрывает битвы, на его стороне бог. Многие возмущались, что в соборе живому царевичу поют вечную память. Годунов все больше терял доверие народа. Однажды, выходя из церкви, он увидел плачущего юродивого и спросил, о чем он плачет. «Николку маленькие дети обижают, — ответил юродивый, — вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича». Бояре захотели схватить Николку, но Годунов не позволил им. Он сказал юродивому, чтобы тот молился за него. Но вслед ему Николка прокричал: «Нельзя молиться за царя Ирода — богородица не велит».Самозванец занял Севск. От пленного он узнает, что солдат в русском войске намного больше, чем у него, что в Москве за одно упоминание о самозванце режут языки и рубят головы, что в полках его противников об Отрепьеве говорят, что он, хотя и вор, а молодец. Но, опьяненный удачей и постоянными победами, Лжедмитрий бросает свое пятнадцатитысячное войско на пятидесятитысячную русскую армию и терпит поражение. Все его войско начисто разбито. Он сам, чудом спасшись, и несколько его единомышленников скрываются в лесу.

Прошло немного времени. В царских палатах Годунов беседует с Басмановым. Он говорит о том, что все без толку, войско самозванца разбито, но он собрал новое, и опять угрожает Руси со стен Путивля. А народные волнения становятся все опаснее, чернь бунтует. Басманов выходит, и сразу за этим поднимается тревога, царю стало плохо, он умирает.

Подите все — Оставьте одного Царевича со мною. Умираю;

Годунов умирает, приказывая боярам присягать сыну его Феодору.

Пушкин, настроенный против молодого царевича, пытается склонить Басманова на свою сторону. Когда тот, верный присяге, отказывается, Пушкин выходит к народу и, назвав себя посланником царевича Димитрия, открыто призывает всех к бунту. Люди, признав законной власть Лжедмитрия, врываются в Кремль и вяжут сына Годунова.

В камеру, где заперли царевича Феодора и его мать, входят Голицын, Мосальский, Молчанов, Шерефединов и трое стрельцов. Слышатся звуки борьбы и женский крик.

Потом Мосальский выходит на крыльцо и объявляет народу, что Мария Годунова и ее сын Феодор отравились ядом. Он призывает всех славить царя Димитрия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *