О чем говорят приоткрытые губы
О чем говорят приоткрытые губы
Самой известной обладательницей эротичных полных губ была Мэрилин Монро, которая вдохновляла на подвиги почти все мужское население планеты. Но не всем людям природа дарит губы правильной и красивой формы, многие довольствуются тонкими или толстыми губами, а некоторые даже наследуют губы асимметричной формы.
Сегодня нет проблем придать желаемую форму губам с помощью пластической операции, особенно полезно делать хирургическую коррекцию рта обладательницам тонких губ. Ведь каких только пороков не приписывают тонкогубым людям. Они и завистливые, и злобные, и корыстные и вообще, они способны на любые подлости и лучше с ними не иметь никаких дел.
На самом деле, далеко не все люди с тонкими губами, соответствуют такой характеристике. Тонкие губы больше всего встречаются у жителей Крайнего Севера, а толстыми и мясистыми губами могут похвастаться представители африканских племен. Утверждать, что жители Африки добры и щедры, чем те, кто родился в Якутии, было бы крайне неправильно. Ведь понятно, что у каждого народа есть люди с разным характером, независимо от того, что форма губ у них одинаковая.
Изучением зависимости характера человека от внешнего облика занимается наука физиогномика. Физиономисты трактуют об основных чертах характера человека не только по ширине губ, но и по величине рта, яркости кожи, расположения верхней и нижней губы относительно друг друга и других мелких деталей. Давайте и мы посмотрим точнее, что можно сказать о человеке, взглянув на его губы.
Однако люди с маленьким ртом постоянно озабочены борьбой за выживание, они не способны проявить настойчивость и силу воли. Узкие тонкие губы при большой форме рта говорят о чрезмерной строгости характера. Человек с такими губами любит критиковать не только других, но и сам страдает от завышенной самокритики. Хозяева узких и тонких губ независимые люди, большинство из них страдают от нехватки общения и одиночества.
2. Губы правильной формы средней толщины. Главной чертой характера людей с губами средней толщины является их естественность. При любых ситуациях они умеют оставаться самим собой, что притягивает к ним других людей, словно магнитом. Доброта, заботливость, бесконфликтность и дружелюбность выгодно отличает их от представителей губ других форм. Жить с обладателями губ средней толщины легко и просто, так как семейный союз с ними бывает надежным и крепким. В семье и жизни они проявляют себя верными друзьями и помощниками.
3. Полные губы припухлой формы. Полные губы припухлой формы говорят о насыщенной жизни человека. Это люди, которые живут по принципу: «Все или сейчас, или никогда!». По характеру это капризные натуры, которые обожают быть в центре всеобщего внимания. Очень часто обладатели таких губ ищут наслаждения и легкую жизнь, ради достижения которой могут быть циничными, расчетливыми и бессердечными. Женщины с пухлыми губами крутят мужчинами, как хотят, поэтому они никогда не бывают одинокими. В семейной жизни они проявляют себя хорошими женами и замечательными матерями.
6. Любые губы асимметричной формы. Неровные губы придают рту кривую форму и поэтому вызывают у людей неприязнь. Видимо из-за этого, любые губы асимметричной формы считаются знаком лживости и злословия. Но как показывает история, много людей с добрым характером имеют некрасивую форму рта. Например, ведущая телепередачи «Аншлаг» Регина Дубовицкая и замечательная актриса Голди Хоун сумели достичь в этой жизни многого, несмотря на асимметричную форму рта.
— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»
Читай по губам: что форма губ расскажет о вас
Учимся распознавать личность по чертам лица
Японская пословица гласит, что губы не менее красноречивы, чем глаза. Об этом упоминал и Аристотель, который увидел взаимосвязь между формой губ и внутренней энергией человека. Так в Древней Греции возникла физиогномика – метод описания личности и качеств характера, исходя из черт лица и его выражения. Поразительно, но такие мелочи, как уголки губ, размер рта, яркость кожи, изгиб, толщина и геометрия губ могут выдать в человеке настойчивость и слабость, чувственность и твердость, глупость и тщеславие. ELLE выяснил, как губы могут стать детектором личности.
Полные губы правильной формы во все времена были признаком чувственности и повышенной сексуальной энергии. Признанные красавицы прошлого и настоящего – Мэрилин Монро, Бриджит Бардо, Ким Бейсингер, Анджелина Джоли – будоражат мужское воображение пухлыми губами, олицетворяя подчеркнутую женственность и пристрастие к удовольствиям. Такая форма губ характера для людей, предпочитающих жить насыщенной жизнью. Все сейчас или никогда – таков их девиз. По характеру это капризные натуры, которые любят быть в центре внимания. При этом обладатели полных губ имеют твердую волю и отлично контролируют себя. Очень часто они ищут легкости и наслаждения, могут быть циничны и расчетливы в достижении целей, но обладают самоиронией. Женщины с такими губами избалованы мужским вниманием. Но, несмотря на склонность к флирту, проявляют себя хорошими женами и матерями.
Расшифрован язык женского тела
«Я хочу вам понравиться»: о чем говорят невербальные реакции
Наше тело тоже умеет говорить. И нередко делает это без спросу, выдавая нас с головой. Неосознанно считывая телесные сигналы других, мы списываем это на «озарение», «интуицию», «искру» и даже «любовь с первого взгляда». И удивляемся «проницательности» ближнего, забывая, что сами невольно выдаем свои тайны своим же телом.
Зная азбуку невербальных сигналов, можно научиться расшифровывать чужие, а свои контролировать, а также без лишних слов доносить до «объекта» нужную вам информацию. Именно поэтому изучение языка тела входит в обязательную подготовку шпионов во всем мире. С помощью специалиста по этому любопытному предмету «МК» узнал его азы и примеры использования в личной жизни.
Дело было в офисе…
Специалист по расшифровке невербальных сигналов тела проводит диагностику «по сигналам тела»:
— Нередко ко мне за помощью обращаются мои собственные друзья и знакомые, — делится Игорь Георгиевич. — Например, Дмитрий, сын моей хорошей знакомой, с их помощью принял верное решение.
29-летний Дмитрий вышел на новую работу — очень престижную и перспективную. Компания международная, часть руководства иностранцы. Вскоре ему стало казаться, что к нему неровно дышит его начальница-англичанка.
— Мне Джоан тоже нравилась, хоть она и постарше меня, — вспоминает сегодня Дмитрий. — Иногда я был почти уверен, что она ждет, когда я сделаю первый шаг. Но учитывая, что дело было в офисе, я очень боялся совершить ошибку. Если бы знаки внимания со стороны леди-босса оказались моей фантазией, то, начав с ней флирт, я рисковал вылететь с этой работы — вдруг Джоан решит, что это харассмент?! Но если она действительно хочет и ждет, а я молчу, то это как-то не по-мужски! В общем, я так заморочился, не знал, что делать.
О «телотерапевте» Дмитрий слышал от матери и решил обратиться. Изложил свою проблему: чтобы назначить начальнице свидание, ему надо быть на 100% уверенным в том, что его симпатия взаимна. С консультации Дмитрий вышел с рекомендацией внимательно наблюдать за «объектом» в течение недели и со шпаргалкой в кармане.
На 8-й день Дмитрий пригласил Джоан в кино — и не ошибся! За ужином после сеанса она призналась ему, что давно ждала этого. А мы заглянули в шпаргалку Дмитрия.
Шпаргалка для мужчин. Женские сигналы, свидетельствующие о наличии симпатии и эротически окрашенного интереса к объекту (посылаются неосознанно).
Идти на контакт можно и нужно, если при виде вас дама:
Покрывается румянцем. Это не совсем то, что краска стыда. Когда рядом объект повышенного сексуально окрашенного интереса, температура тела женщины повышается. Визуально это может выражаться в появлении румянца или испарины на лице. Присмотритесь: если это так, эта женщина почти ваша.
Поглаживает плечи. Если поглаживание медленное и чувственное, это не что иное, как ее неосознанное стремление привлечь ваше внимание к своей груди. Разумеется, такое может быть только в том случае, если вы интересны ей именно как потенциальный партнер.
Касается рта. Любым способом — кончиком пальца, облизывая губы или грызя кончик карандаша. Все это верные сигналы того, что ее интерес к вам не просто дружественный.
Слегка приоткрывает губы. Сплошная физиология! Во время секса, благодаря приливу к ним крови, губы становятся полнее. А присутствие интересующего ее объекта автоматически запускает в организме женщины тот же механизм. Результат: при виде вас ее губы невольно и едва заметно приоткрываются.
Играет украшением на шее. Мерные, повторяющиеся движения, направленные на область шеи и ключиц, сигнализируют о ее жажде ласки. Очевидно, вашей, раз рядом в этот момент именно вы.
Трогает свои волосы (например, накручивает локон на палец) или поправляет прическу. Непроизвольное касание волос — признак довольно сильного влечения.
Приводит себя в порядок — одергивает одежду, стряхивает несуществующую пылинку и т.п. Это довольно откровенное невербальное заявление: я хочу вам понравиться!
Приводит в порядок вас — поправляет галстук, повязывает шарф, одергивает пиджак или приглаживает ваши волосы. Естественно, такое возможно, если вы достаточно близко знакомы. Все это жесты «опеки» или «собственницы», запрограммированные в каждой женщине и изначально адресованные потомству. Естественно, что в жизни она применяет их не только к ребенку, но и к тем, кто ей небезразличен. Выполняя ритуал «собственнических жестов», она как бы помечает вас как «свою территорию», отпугивая тем самым соперниц.
Лекарство от скуки?
Вот еще пример обращения к «телотерапевту». Совета просит 38-летняя Наталья:
— Мы с Евгением нашли друг друга на сайте знакомств и вот уже два месяца регулярно встречаемся: ходим в кино, гуляем, беседуем. Мне он нравится с каждым разом все больше, но вот его отношение к себе я понять не могу. Встречи назначает он сам, то есть вроде как хочет общаться. Но при этом «продолжения банкета» не инициирует: ко мне в гости не просится, к себе не зовет. В какой-то момент мне стало казаться, что мы просто дружим. Он недавно пережил развод, ему одиноко, вот и нашел пару для прогулок. А недавно между нами случился интим, инициатива полностью исходила от меня. Я первая полезла к нему целоваться в кинотеатре, сама предложила поехать ко мне. Евгений не отказался, в постели был на высоте, но… Так ничего и не прояснилось! Он будто бы исполняет свой долг, что ли. Как понять, он такой мало эмоциональный от природы или он ко мне ничего не испытывает?!
Вместе с консультацией Наталья получает памятку, в которую нам тоже разрешает заглянуть.
Шпаргалка для женщин. Мужские сигналы в случае наличия эротически окрашенного интереса к объекту (посылаются неосознанно).
Мужчина хочет вас, если при виде вас он…
Моделирует торс. Если женщина небезразлична ему в сексуальном плане, мужчина разворачивает торс в ее сторону и демонстрирует его. Отмечено, что мужчины обычно как бы указывают самой важной для продолжения рода частью тела на самую значимую для них персону в помещении. Иными словами, его таз и грудь будут развернуты фронтально к вам, даже если глаза будут при этом обращены в другую сторону. Для чистоты эксперимента лучше провести его в месте, где есть другие женщины.
Поглаживает галстук. Стрелка галстука указывает на пенис. И этим все сказано.
Поигрывает мускулами (или кошельком). Смысл этих жестов в том, чтобы показать вам свою мужскую состоятельность. Игра мышцами, заканчивающаяся хрустом пальцев, — проверенный сигнал мужской симпатии. Если мускулатура не особо развита, это может быть любая другая мужская самопрезентация. Он может крутить в руках платиновую кредитку или звенеть мелочью в кармане брюк. Для вас это равноценные сигналы его интереса.
Скользит взглядом. Обратите внимание, как именно он смотрит вам в лицо. Если он смотрит на ваши губы — это хороший знак. А если во время разговора его взгляд неоднократно скользит от ваших глаз вниз ко рту и снова возвращается к глазам — это сигнал очень сильного влечения!
Улыбается, наклонив голову. Так мужчина подсознательно демонстрирует свою самую непосредственную, уязвимую сторону, ожидая от вас улыбки одобрения. Этот жест можно расценивать как визуальный вопрос: нравлюсь ли я вам? Готовы ли вы меня полюбить?
Кивает. Сам по себе кивок не имеет сексуального подтекста. Вопрос в количестве. Если мужчина кивает на каждое ваше слово, это происходит у него неосознанно. И говорит о том, что вопрос о вашей привлекательности он уже решил для себя положительно. Вот и кивает.
Пытается к вам прикоснуться. Передавая вам что-либо, будто случайно касается вашей руки. Мимоходом убирает прядь волос с ваших глаз. Садится так близко, что касается ваших ног. При разговоре будто бы невзначай накрывает вашу ладонь своей. Открывая перед вами дверь, берет вас за руку выше локтя или приобнимает за плечи… Использование любого предлога, чтобы прикоснуться к вам, — это сигнал о том, что мужчина хочет перейти к более активному прикосновению сексуального характера.
Понимают друг друга без слов
— Я подозреваю, что муж мне неверен, — делится 34-летняя Кристина. — И самое ужасное, мне кажется, что у него что-то с моей лучшей подругой Катей! Мне и самой в это страшно поверить, поэтому я убеждаю себя, что все придумала. Но когда вижу их рядом (а Катька часто у нас бывает), то прямо физически ощущаю, как между ними летят искры! Есть ли способ проверить догадки без унизительной слежки или сцен ревности?
— Такой способ есть, — отвечает «телотерапевт», — благо природа предусмотрела общие для обоих полов сигналы, недвусмысленно выражающие сексуально окрашенную симпатию. Для облегчения расшифровки советую иметь при себе распечатку.
Шпаргалка для обоих полов. Мужчина и женщина, испытывающие друг к другу влечение, неосознанно обмениваются следующими невербальными сигналами.
«Сканирование» лица. И мужчинам, и женщинам тяжело не смотреть пристально, когда им кто-то нравится. Когда нас кто-то привлекает, мы внимательно следим за лицом этого человека, контролируя его реакцию на наши слова. Наличие перманентного зрительного контакта между двоими — свидетельство наличия между ними симпатии.
Расширение зрачков. Сам по себе пристальный взгляд может означать интерес к вам как к человеку вообще, но расширяющиеся при этом зрачки — стопроцентный признак сексуальной заинтересованности. При взгляде на вас зрачки вашего визави расширяются — собеседник к вам неравнодушен.
Отзеркаливание. Если собеседник чутко реагирует на малейшие изменения выражения вашего лица и на ваши движения посредством подсознательной мимикрии (имитирования), значит, очень хочет вам понравиться. Человек, испытывающий симпатию, инстинктивно пытается «поймать волну» своего объекта и настроиться на нее.
Смягчение черт лица. Еще древние заметили, что влюбленные хорошеют. Когда мы видим того, кто нам нравится, черты нашего лица непроизвольно смягчаются, становясь более привлекательными. Резкие линии исчезают, а глаза будто улыбаются. Самый явный признак влечения — еле сдерживаемая улыбка. Каждый из нас замечал: при виде объекта симпатии наш рот сам по себе растягивается до ушей.
Прощай, любить не обязуйся…
31-летней Анне кажется, что возлюбленный к ней охладел и собирается бросить. Он ничего не говорит, но девушке очень важно знать правду.
— Дело в том, что мы любовники. У Юры жена, у меня муж. Но около года назад между нами вспыхнула такая страсть, что мы не смогли устоять. С тех пор встречаемся тайком. Но только мой муж, по-моему, обо всем догадывается. Я с ним холодна, все время думаю о Юре. Если я не изменюсь в ближайшее время, моя семья разрушится безо всяких признаний, а Юра все тянет. У него-то в семье все чудесно, жена то ли не наблюдательная, то ли просто не хочет знать. А в последнее время меня преследует мысль, что Юра ко мне изменился. На словах все так же клянется в любви, но что-то с ним не то… Мне хотелось бы знать правду, чтобы не остаться у разбитого корыта.
По словам «телотерапевта», охладел ли к вам партнер, можно понять по тому, как он ведет себя после интима:
— Существуют так называемые «телесные барьеры», сигнализирующие о том, что влечение к партнеру имитируется. Они в равной мере свойственны и мужчинам, и женщинам. Считав подобные сигналы у возлюбленных, следует насторожиться и внимательнее присмотреться к качеству ваших отношений.
Шпаргалка охлаждения. Такие сигналы любовники подают после близости, неосознанно давая понять, что партнер им наскучил.
Вытягивают ноги с перекрещенными лодыжками, взгляд в сторону — пренебрежение, отстраненность.
Закидывают ногу на ногу, дробно покачивая верхней — нетерпение, раздражение.
Складывают ладони «домиком» и поднимают их ко рту — принятие неприятного решения, намерение уязвить.
Прикрывают рот (рукой, газетой, книгой — не важно) — главнейший признак отсутствия сексуального интереса.
Отводят взгляд. Если на половое влечение указывает возрастающая интенсивность взгляда, то на его отсутствие также явно укажет слабый зрительный контакт или его отсутствие.
Держат нечто на уровне груди. Если, общаясь с вами, ваш визави все время держит между вами какой-то предмет (бокал, телефон, сигарету, книгу и пр.) — это подсознательно возведенная им преграда между вами.
Она ощипывается, он чавкает…
— Глеб на курс старше меня, — рассказывает 20-летняя Полина. — Мне он давно был симпатичен, а недавно и сам созрел и позвал меня на свидание. Пригласил в клуб, где диджей его друг. Там было весело, мы много танцевали, но после той вечеринки он мне не звонит, а написал только один раз и то «на, отцепись». Вдруг я его чем-то разочаровала?!
«Телотерапевт» подтверждает, что мужчину действительно можно разочаровать на подсознательном уровне, при этом он сам не поймет, что случилось:
— Особенно это касается первых свиданий, если до этого женщина нравилась издалека, чисто внешне. Но первый плотный личный контакт совсем другое. Именно после первого свидания многие мужчины обнаруживают, что их избранница вовсе не такая, какой им казалась.
Оказывается, существуют женские жесты и позы, которые мужчины подсознательно воспринимают как асексуальные. Некоторые из них на самом деле свидетельствуют об интересе к партнеру и попытках дамы побороть смущение, но впечатление на кавалера производят совершенно иное.
ШПАРГАЛКА: мужчин отталкивает, когда женщина…
Ведет себя по-мужски (использует резкие движения, слова и не смущается).
Без конца «ощипывается», прихорашивается при всех.
Стоит с расставленными ногами и руками на бедрах.
Качает руками взад и вперед.
Стоит со скрещенными на груди руками.
Очень громко разговаривает и нарочито томно тянет слова.
— Мы с Володей познакомились в Интернете, — делится 45-летняя Светлана. — Как-то очень быстро съехались, вот уже 4 месяца живем вместе. Володя хозяйственный, хорошо относится к моему 13-летнему сыну; когда мы дома, у нас все хорошо. Но стоит нам выйти куда-нибудь в люди — в гости, в театр, в кафе, — как он начинает меня жутко бесить! Я сама не понимаю, в чем дело. При посторонних в его поведении появляется что-то отталкивающее… Нормально ли такое двойственное отношение?
По словам специалиста, женщины тоже нередко испытывают отторжение к мужчине на подсознательном уровне, причем не всегда, а в определенной ситуации:
— Вроде бы ничего дурного мужчина не делает, но что-то в его поведении женщину упорно раздражает. Дело может быть в телесных сигналах, которыми можно как привлечь, так и оттолкнуть.
ШПАРГАЛКА: женщин отталкивает, когда мужчина…
Демонстрирует промежность (сидит или стоит с широко расставленными ногами).
В общественном месте (офис, кинотеатр, ресторан, гости и пр.) разваливается на стуле, вальяжно вытянув вперед ноги и закинув руки за голову.
Глядит поверх солнцезащитных очков.
Бросает взгляды на свое отражение в зеркале.
Задерживает взгляд на других женщинах.
Шмыгает носом. Плюется и громко сморкается.
Описания внешних проявлений эмоций
Приведём описание внешних проявлений некоторых переживаний, особенно эмоций и чувств.
1. Смущение (замешательство):
2. Радость:
Выражения радости видны уже у младенцев. На мать они реагируют улыбкой, в которой участвуют большая скуловая мышца и круговая мышца глаза, — улыбка Дагена. В улыбке незнакомому человеку активизируется только большая скуловая мышца. Вообще говоря, улыбок разного типа достаточно много. И.Е.Репин представил такие виды смеха: тонкая улыбка, вульгарная улыбка, простодушный смех, развесёлый смех, зубоскальный смех, здоровый смех (толстяка), дюжий смех (готовый вылиться в дюжую потасовку), глупый смех (дегенерата с малой головой и оттопыренными ушами), простоватый смех (недалёкого, дебелого субъекта), добродушный смех, саркастическая улыбка, тонко-ироничная улыбка, ехидная улыбка (у человека «себе на уме»), улыбка разини (всего 14).
| Научитесь распознавать эмоции других людей по их проявлениям. Обратитесь к социальному психологу. |
Л.Н.Толстой, как известно, описал 97 оттенков улыбки, выражающих не только радость, но и другие чувства (он знал и о существовании 85 разных выражений глаз). На высоте проявления радость достигает степени ликования, при этом возникает двигательное и речевое оживление, иногда с речевыми итерациями радости. Как, к примеру, у А.С.Пушкина, который, чрезвычайно обрадованный творческой удачей, вдруг быстро заходил взад-вперёд, то и дело приговаривая: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!».
3. Внимание к чему-то внезапному, неожиданному:
4. Умственное напряжение:
5. Напряжение воли (по Дарвину):
6. Печаль:
7. Злоба:
8. Страх:
Внешние проявления страха близки к таковым удивления, это подтверждает родственный характер страха и удивления. Отличие их, полагают, состоит в том, что страх ориентирован на последствия угрожающей ситуации, а удивление — на её причины. В проявлениях недоумения и растерянности часто добавляется такой характерный жест, как разведение рук в стороны — знак невозможности действовать или что-то понять.
9. Гнев или «приступ к драке» (Дарвин):
Гнев — один из элементов триады враждебности, включающей также отвращение и презрение. Этот аффект намного чаще других трансформируется в патологический.
10. Подозрительность:
11. Зависть (из описания Овидия):
В зависти сочетаются элементы враждебности и печали. Уже в Библии говорится о телесных расстройствах, которые зависть вызывает. У.Шекспир называет ей зеленоокой, возможно потому, что зависть может повлечь и нарушения пигментного обмена;
12. Сомнение (по картине А.А.Иванова «Явление Христа народу», изображение группы из шести сомневающихся в появлении Христа людей):
13. Негодование:
14. Стыд:
15. Самоуверенность:
16. Скука:
17. Расположение к кому-либо:
18. Ухаживание (у женщин):
19. Ухаживание (у мужчин):
20. Открытость:
21. Закрытость:
22. Внимание (к собеседнику):
23. Отвращение:
24. Досада:
25. Жеманство:
26. Раскаяние:
выражение печали, убитого вида (вплоть до обезображивания своей внешности — рудимента разрывания одежд и посыпания головы пеплом);
выражение мольбы к высшим силам в виде воздетых к небу рук (просьбы о прощении, помиловании). Раскаяние может принять форму молитвенного экстаза;
сжатие кулаков (досада, гнев в отношении себя и своего недостойного поведения);
плач с закрытыми руками глазами, отдаление от других людей (чувство стыда). Разные формы раскаяния (с преобладанием одного из приведённых его признаков) с высокой точностью представлены на картине А.А.Иванова «Явление Христа народу», где изображена группа кающихся в своём грехе людей.
27. Подобострастие — обман путём подражания приятным манерам с целью произвести выгодное впечатление. Осуществляется преувеличенным изображением внешних проявлений уважения, расположения к кому-либо, чем достигается порой эффект раболепия, пресмыкания и низкопоклонства. Тело подпевалы при этом до предела наклонено вперёд, лицо копирует мимику объекта прислуживания или изображает умиление, заискивающий взгляд не отрывается от важной персоны, выражая готовность угадать и исполнить любое её желание. В то же время в облике холуя незаметно признаков напряжения ума и воли, отчего становится ясно, что при других обстоятельствах он и не подумает о человеке, который в данный момент ему нужен только из побуждений корысти. Превосходное изображение раболепия представляет картина В.Е.Маковского «Деловой визит».
28. Удивление:
Художественное представление удивления особенно хорошо удалось Леонардо да Винчи в полотне «Тайная вечеря». Почти все апостолы, каждый в чём-то по своему, демонстрируют удивление в ответ на совершенно неожиданные слова Христа о предательстве. Не изумлён лишь любимец Христа Иуда.
29. Умиление:
Умилиться, быть тронутым до глубины души, до слёз — душевное состояние на исходе печали А.А.Иванов запечатлел у старца, опирающегося на палку, и человека, стоящего подле мальчика. Поэтическое изображение умиления находим у М.Ю.Лермонтова:
С души, как бремя, скатится, Сомненье далеко —
И верится, и плачется, И так легко, легко!
И.А.Сикорский указывает, что умиление может стать чертой характера и естественным исходом гнетущих настроений. Такое соотношение, заключает он, является природной особенностью русского, а может быть, и славянского народного гения.
30. Недоумение:
Примером изображения недоумения может служить картина I.B.Greus «Разбитый кувшин», на котором запечатлена сражённая каким-то несчастьем девушка. Недоумение, указывает А.И.Сикорский, стоит близко к удивлению, но отличается от него тем, что оно более соответствует умственному состоянию, тогда как удивление более входит в область чувства и эмоций.
31. Тревога (боязнь, опасение, ожидание бедствия):
32. Симуляция актов экспрессии проявляется сокрытием подлинных и искусственным изображением других переживаний. При этом нарочито изображаются внешние проявления ума, воли или эмоций.
Симуляция ума (точнее, его диссимуляция) обычно есть изображение равнодушия, невнимания к тому, что на самом деле индивида очень заботит. Он делает вид, будто не замечает, не слушает и не понимает происходящего. Иногда бывает и так, что симулянт изображает подобие человека глубокой мысли и высокого ума. Тут в его распоряжении много разных не слишком понятных слов, прочитанных книг, общих рассуждений. По-настоящему умный человек всегда очень прост в словах, обхождении и понятен даже ребёнку. Симуляция воли обнаруживает себя в позе Зевса. Это поза откинувшись назад и гордо поднятая голова. Но в то же время рот полуоткрыт или губы сжимают папиросу, а руки за что-нибудь держатся (признаки неуверенности в себе). Это хорошо показано в картине В.Н.Бакшеева «Неудачники».
Симуляция высших чувств обнаруживается, в частности, в таких проявлениях, как поза фарисея. В картине «Христос и грешница» (H.Hoffmann) лицемер изображён с высоко поднятой головой и одновременно с молитвенно сложенными руками, покорность явно не вяжется тут с заносчивой позой. К кому же фарисей смотрит в сторону главнейших участников сцены, явно ожидая одобрения своего благочестия. Также противоречат смирению упитанное тело и нарядная одежда лицедея, они никак не ассоциируются с ожиданием аскетизма человека, для которого превыше всего стоят ценности духовного порядка. В картине В.Е.Маковского «Вечеринка» изображена симуляция пафоса. Девушка стоит с гордо откинутой головой и выпрямленным с наклоном назад телом.
Это должно бы означать воодушевление, высокий порыв духа. Но в то же время заметны дугообразные брови (нет напряжения мысли), а главное — нет движения рук, они пассивно лежат на спинке стула и даже наклоняют его от себя (знак неуверенности, безволия). Видно также, что окружающих не трогает то, в чём она хочет их убедить, им скучно, а некоторых из них даже клонит в сон. Это потому, что героиня картины своей позой определённо говорит: «Поговорить о чём-то возвышенном я очень даже могу, но делать что-нибудь такое же, — уж нет, увольте».
33. Походка также может сказать нечто важное о её обладателе. Различают несколько типичных видов походки.
Походка скрытности: руки во время ходьбы прочно покоятся в карманах, это выказывает скрытность, излишнюю критичность в отношении других и склонность к их подавлению. Решительная походка: быстрая, с размашистыми движениями рук; она как бы говорит, что цель ясна и теперь дело только за тем, чтобы к ней идти не останавливаясь. Походка угнетённая: голова опущена вниз, ноги волочатся, руки находятся в карманах; она сообщает: всё потеряно, нет смысла ни говорить, ни что-нибудь делать.
Импульсивная походка (походка Черчилля): энергичная ходьба с руками на бёдрах, сменяющаяся вялостью, «летаргией», а затем очередным всплеском бодрости; в ней сказывается неуравновешенность характера, а быть может, и удачное сочетание своеволия, коварства и цинизма алкоголика, то и дело замышляющего что-то вероломное. Походка диктатора (походка Муссолини): с поднятой вверх головой, негнущимися ногами и подчёркнуто энергичными движениями рук; это явная игра на зрителя, которому надлежит видеть в дуче уверенного в себе вождя. Походка мыслителя: ритуально неторопливая, как бы самоуспокаивающая и подавляющая эмоции, нередко с руками за спиной или занятыми чем-то давно привычным, чтобы и они не мешали думать. Существуют и другие типы походки: топ-модели, моряка, военного человека и т. д.
34. К числу проявлений экспрессивности следует отнести и некоторые особенности речи, поскольку в ней выражаются не только мысли, но и личностные, а также характерологические качества. Так, размеренная речь свойственна сангвиникам, ускоренная — холерикам, медлительная — флегматикам, неуверенная и неровная — меланхоликам. В речи часто проявляются те или иные эмоциональные состояния. В подтверждение приведём здесь только фрагмент стихотворения А.И.Полежаева «Цепи»:
Я зрел: надежды луч прощальный Темнел и гаснул в небесах,
И факел смерти погребальный С тех пор горит в моих очах! Любовь к прекрасному, природа, Младые девы и друзья,
И ты, священная свобода — Всё, всё погибло для меня!
Без чувства жизни, без желаний, Как отвратительная тень, Влачу я цепь моих страданий — И умираю ночь и день!
В этих строках очевидно свидетельство едва ли не болезненной печали, гнетущей и парализующей волю к жизни тоски. Во всяком случае, можно определённо говорить о готовности поэта к самой настоящей депрессии.
35. Некоторое значение в качестве актов экспрессии имеют татуировки. Например, наколка «Серун» указывает на то, что индивид когда-то идентифицировал себя с определённой идеологией. Татуировка расшифровывается так: «Сталинизм есть раскрепощение угнетённых народов». Другая — «ИзаИда» — звучит так: «Иди за Ильичём, детка». Но это всего лишь примеры фанатизма, способного дискредитировать и самую светлую идею. Гораздо чаще в татуировках выражаются более прозаические, низменные и пошлые идентификации.
36. Мимические признаки обмана (Изард, 1999):
В заключение следует сказать, что распознавание эмоций и вообще переживаний человека часто бывает сопряжено с немалыми трудностями. Это связано с тем, что, во-первых, информация о переживаниях поступает наблюдателю по многим каналам в одно и то же время (слова, голос, выражение лица, жесты, позы и т. д.), воспринимать и оценивать такой поток разнородных впечатлений достаточно сложно. Во-вторых, редко бывает так, что человек испытывает только одно какое-то переживание, даже только одну эмоцию. Обычно возникает несколько эмоций сразу. Например, индивид не только ощущает страх, он так или иначе реагирует на этот страх, ему в это время может быть стыдно, он бывает недоволен собой или чувствует вину, тревогу и др.
В-третьих, во внешних проявлениях переживаний много индивидуального и культурально обусловленного, но, вероятно, ещё больше неискреннего или наигранного, поскольку реакции человека очень часто бывают рассчитаны на окружающих. Наедине с собой люди реагируют совсем иначе, чем в чьём-то присутствии. Тем не менее всё сказанное здесь об актах экспрессии может, полагаем, быть полезным клиницисту в плане идентификации душевных состояний пациента, а также для более точного и конкретного описания своих наблюдений.
Далеко не всегда в клинической практике удаётся использовать детекторы лжи, с их помощью можно узнать лишь об относительно простых вещах («лжёт» индивид в данный момент или нет). Многие люди с трудом дифференцируют свои эмоции, поскольку делать это бывает достаточно сложно, или даже не вполне их осознают, как это свойственно алекситимии и особенно психической анестезии. Поэтому наблюдение за актами экспрессии нередко является основным или даже единственным источником информации о душевных состояниях пациентов.