О чем говорят обелиски толстокулаков
Загадка Асуанского обелиска
Там, где Нил прорезает Нубийское нагорье и вырывается на равнину, расположены знаменитые асуанские каменоломни. Начиная с эпохи Древнего царства, а возможно, и раньше, здесь добывали розовый гранит. Камень этот играл особую роль в жизни египтян: из него делали порталы храмов, саркофаги, статуи царей и, конечно же, массивные обелиски.
Один из таких остался незавершенным, так и не покинув пределы каменоломни. Это знаменитый Асуанский обелиск, до сих пор вызывающий интерес ученых-египтологов.
Само слово «обелиск» греческого происхождения, и означает оно «вертел». Египтяне же называли эти каменные столбы «бен-бен». Так именовали упавший с неба камень пирамидальной формы, который установили на столбе в священной столице — городе Иуну (греки называли его Гелиополисом).
Обелиск у храма в Луксоре
Все египетские обелиски так или иначе повторяют форму священного бен-бена: это столбы правильного квадратного сечения с пирамидальной вершиной, которая обычно покрывалась золотом или медью (разумеется, металлическое покрытие до сегодняшнего дня не сохранилось). Практически все известные монументы изготовлены из розового гранита.
Любопытно, что немалое их число находится за пределами Египта. После установления своего господства римляне начали вывозить обелиски в Италию. Сегодня Вечный город украшают тринадцать каменных столбов из Египта. В XIX веке настоящую охоту за египетскими древностями устроили французы и англичане. Не обошли они своим вниманием и обелиски. Поэтому их можно увидеть и в Париже, и в Лондоне, и даже в Нью-Йорке.
Наибольшего расцвета производство обелисков достигло в период Нового царства (XVI—XI вв. до н. э.). Особенно отличились в этом отношении фараоны Тутмос III и Рамсес II. Последний, как считается, за время своего правления успел воздвигнуть целых 23 глыбы. В среднем высота обелисков равнялась 20 метрам, вес каждого превышал 200 тонн. Практически все известные на сегодня монументы обильно покрыты иероглифами, славящими царей и их деяния.
Но самый большой из известных в Египте обелисков — Асуанский. Его длина составляет 41,8 метра! Он не был завершен, на нем нет никаких надписей, поэтому до сих пор не определена дата его изготовления. Но специалисты (почему-то) относят его ко времени Древнего царства, то есть к эпохе Великих пирамид.
Предполагается, что добыча камня для обелисков производилась следующим образом. Вначале в скале вырубали отверстия, затем в них забивали деревянные клинья, которые поливали водой. Дерево разбухало и разламывало породу. Получившиеся блоки выравнивали и при необходимости шлифовали. Еще древнеримский историк Плиний Старший I в. н. э.) упоминал, что разделка камня осуществлялась при помощи тонких пил, под полотно которых постоянно подсыпали мелкодисперсный песок, служивший абразивом.
Но с Асуанским обелиском все обстоит несколько иначе. Он расположен на поверхности и лежит под небольшим углом к гранитному массиву. По всему периметру монолит окружен узкой траншеей шириной менее одного метра. Таким образом, получается, что глыба выдолблена в скале и работы велись сверху, а не с боков. Какой инструмент при этом использовался? Понятно, что о применении пил говорить здесь не приходится.
Боковые стороны обелиска и окружающей его траншеи имеют следы большого округлого инструмента. Впрочем, аналогичные следы встречаются во множестве. И похожи они, скорее, на следы от гигантской стамески. Но можно ли представить себе стамеску с рабочей кромкой в 30 сантиметров, режущей гранит, словно пластилин? На самом монолите, кстати, имеются многочисленные следы пропилов и традиционной техники колки при помощи клиньев. Но они оставлены явно в более поздние времена, и эти попытки не нанесли существенного урона монолиту — ни расколоть, ни распилить его не удалось.
ИНСТРУМЕНТ, КОТОРОГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ
Можно предположить, что Асуанский обелиск остался незавершенным, поскольку в ходе работ, возможно, была допущена ошибка, и монолит повредился. Действительно, верхнюю часть камня пересекает продольная трещина, нарушившая его цельность. Но причины такого «брака» не обязательно кроются в просчетах строителей. Это могло быть, к примеру, результатом землетрясения.
Интересно другое. Раз уж древние египтяне начали вырезать подобный монолит, значит, они собирались его как-то транспортировать и устанавливать. И тогда возникает вопрос: каким образом монолит, расположенный внутри скалы и окруженный узкой траншеей по периметру, можно было отделить от каменного массива?
Пять лет назад на территории асуанских каменоломен открыли для посещения туристов еще один участок, расположенный позади лежащего исполина. И здесь находится еще один незаконченный обелиск. Он меньше своего огромного соседа, и сохранилась от него только треть. Оставшуюся часть также не успели отделить от материнской породы, но работы продвинулись дальше.
Древние каменотесы начали процесс отделения монолита от каменного массива. И здесь мы видим ту же технологию: следы «лопатки» вгрызаются в гранит, как в пластилин. Узкая траншея, где человеку негде даже размахнуться для удара инструментом по породе, огибает обелиск со всех сторон. Возможно ли сделать такое при помощи каменных отбойников или пил? Однозначно, нет.
И, кстати, о весе. Сегодня называют разные цифры, но чаще всего можно услышать, что вес Асуанского монолита составляет 1 200 тонн. Конечно, взвесить такого исполина никто не в состоянии, и его вес вычисляется арифметически. Хотя обелиск остался не отделенным от скалы, его размеры известны. Высота должна была бы составить 41,8 метра, а основание представляет собой квадрат со стороной в 4,2 метра. Стороны идут параллельно на всем протяжении, только в верхней части сужаются, образуя вершину.
Если принять среднюю плотность гранита за 2 600 кг на кубический метр, то легко можно вычислить вес монумента. И если не учитывать небольшое сужение у вершины, то расчетный вес Асуанского обелиска должен был бы составить примерно 1 900 тонн! Однозначно, это самый тяжелый в мире искусственный монолит.
И представьте себе: древние инженеры собирались такой монолит куда-то двигать и затем устанавливать. Конечно, Книга рекордов Гиннесса полна примеров, когда человек в одиночку сдвигал с места большегрузные автомобили, самолеты и железнодорожные вагоны. Но во всех этих случаях речь идет об огромных грузах, поставленных на колеса, и двигать их предстояло по ровной горизонтальной поверхности. Каким же образом можно было решить задачу транспортировки по неровной гористой местности цельного монолита весом почти в 1900 тонн?
НАСЛЕДНИКИ ИНОЙ ЭПОХИ
Искусство обработки гранита достигло в Древнем Египте небывалых высот. И оно вызывает не только уважение, но и изумление. Действительно, нельзя же объяснить все принципом «упорство и труд все перетрут». Дошедшие до нас образцы древнеегипетской гранитной архитектуры демонстрируют высочайший уровень технологии обработки и строительства. Причем чем дальше к истокам египетской цивилизации мы уходим, тем уровень этот выше.
О чем говорят обелиски толстокулаков
Увертюра «Старый клоун»
«Торжественная увертюра»
Музыка для хора и симфонического оркестра
Кантата «Песни Кузнецкой славы».
Смешанный хор. Солисты. Симфонический оркестр.
1. Увертюра «В Шорских горах»
2. Песнь первая. Интродукция
3. Песнь вторая. «Мечта»
4. Песнь третья. «Случай на шахте»
5. Песнь четвертая. «Сибирь была окраиной России»
6. Песнь пятая. «Расстрел на 107 километре»
7. Песнь шестая. «Колокольный звон»
8. Песнь седьмая. «Голубая вода Мрассу»
9. Песнь восьмая. «Шорская»
10. Песнь девятая. «Достойный сын страны»
Музыка для хора и оркестра русских народных инструментов
«Тобольские песни», Кантата на темы тобольских народных песен.
Смешанный хор. Солисты. Оркестр РНИ.
Смешанный хор. Оркестр РНИ.
Хоровые кантаты
«Тобольские песни», Кантата на темы тобольских народных песен.
Смешанный хор. Солисты. Фортепиано. Ударные инструменты.
«Казачьи песни».
Смешанный хор. Солисты. Фортепиано. Ударные инструменты.
Кантата «Скоро Троица».
Смешанный хор. Солисты. Фортепиано.
«Синайская кантата», кантата на темы народных еврейских песен.https://youtu.be/c9yoVpklsGw
Хоровой цикл из шести частей на иврите и идише.
Смешанный хор. Солисты. Фортепиано.
1. «Авину малкену» Духовный гимн «Отец наш, царь наш» (На иврите)
2. «Вот, портняжка» (на идише)
3. «Мазл тов» (на идише)
4. «Мотелю, Мотелю» (на идише)
5. «Рассказ бедуина» (Тропарь «Христос воскресе» на иврите)
6. «Вэсамахта» («Радуйся») на иврите и идише
слова: № 1 В. Цыбина; № 2 С. Пархоменко; № 3 Ф. Миронова
Детский хор. Солисты. Фортепиано.
1. «О чем говорят обелиски»
Хоровая музыка
«Три хора на стихи русских поэтов»
Смешанный хор a cappella
1. «Июньским утром», сл. С. Дрожжина
2. «Сосна и пальма», сл. М. Лермонтова
3. «Ночевала тучка золотая», сл. М. Лермонтова
«Два хора в старинном стиле»
Женский хор. Фортепиано.
«На светлой седмице» https://youtu.be/c8cvk
Женский хор. Фортепиано.
«В день Победы», сл. А. Ахматовой http://youtu.be/4czGr-ns09I
Смешанный хор a cappella
Женский (детский) хор. Фортепиано.
Гимн Кузбасской православной духовной семинарииhttp://youtu.be/hatuHsMHF9Y
Мужской хор. Фортепиано.
Гимн Новокузнецку 1 «Родной Новокузнецк», сл. И. Агафоноваhttp://youtu.be/Fai_ZoVmPTU
Смешанный хор. Фортепиано.
Смешанный хор. Эстрадно-симфонический оркестр.
Женский хор. Фортепиано.
«Не корите меня, не браните», рнпhttps://youtu.be/bCxhTA-5hCU
Женский хор. Фортепиано.
Смешанный хор. Фортепиано. Ударные инструменты.
Фортепианная музыка
Пьесы из цикла «Восемь иронических пьес для фортепиано»
4. Назидательное нравоучение
5. Предчувствие Кармен
«Барочная сюита»
Камерно-вокальная музыка для голоса и фортепиано
Десять романсов в стиле «Серебряного века»
№ 1 Поцелуй, сл. Е. Баратынского
№ 2 Искушение, сл. Е.Баратынского
№ 4 Блаженство, сл. А. Пушкина
№ 5 Вакхическая песня, сл. А. Пушкина
№ 6 Элегия, К.Батюшков
№ 10 Храни меня мой талисман, сл. А. Пушкина https://youtu.be/wEVo_kt0xp8
«Ответ посланника», сл. И. Агафоноваhttp://youtu.be/uWforMH8T7U
Музыка для детей и юношества
«Пожелание на Рождество», сл. И. Морсаковойhttp://youtu.be/-YE0JVeWQf8
«Чтобы в мире музыка звучала», сл. С. Пархоменкоhttp://youtu.be/xp1pCtmD7_M
«Кап, кап, кап», сл. Л. Белобородовойhttp://youtu.be/h37HcwhAXNc
«Я люблю тебя, мир мой родной», сл. Л. Белобородовойhttp://youtu.be/8rNmo_-O6XE
Хоровая музыка духовная
Духовные произведения. Песнопения Божественной Литургии.
Смешанный хор a cappella
Единородный Сыне (переложение для мужского хора) http://youtu.be/Hhr4YVXJMwc
Видехом свет истинный
Духовные произведения. Избранные песнопения.
Смешанный хор a cappella
Концерт «Кто ны разлучит от любве Божия» https://youtu.be/tgLWcn3tDts
Тропарь Донской иконе Божией Матери http://youtu.be/XRTr-joLQe8
Ирмосы Рождества Христова, для смешанного хора http://youtu.be/XA1HE-Dumjs
Тропарь Пасхи «Христос воскресе» на греческом языке https://youtu.be/NAFjKDZtdss
Светилен Пасхи «Плотию уснув»
«Богородице Дево, радуйся», концерт на Благовещение Пресвятой Богородицы http://www.youtube.com/watch?v=GCeFmtK0c1s
Хвалебная песнь Серафиму Саровскому http://youtu.be/oyrei2Cr4es
Кондак великомученику Пантелеимону http://youtu.be/8xoBtsiM3KQ
Хвалебная песнь свв. равноапп. Кириллу и Мефодию http://youtu.be/pTZf8JI20FY
2. Христос раждается (первый ирмос)
3. Рождество Твое (тропарь)
Духовные произведения отдельными сборниками
Произведения в составе других сборников (и статьи о композиторе)
Звукозаписи и видеозаписи
Из содерж.: Толстокулаков С. Свете тихий ; Богородице, Дево, радуйся ; Малое славословие ; Хвалите имя Господне ; Взбранной Воеводе ; Дева днесь (кондак Рождества); Душе моя ; С нами Бог; Великопостная ектения ; Ныне отпущаеши ; Богородице, Дево, радуйся; Ектения (F-dur) ; Приидите, поклонимся ; Херувимская ; Просительная ектения ; Милость мира ; Достойно есть ; И всех, и вся ; В память вечную ; Буди имя Господне ; Великого Господина ; Многолетие.
Хор Новокузнецкого Православного Духовного училища http://www.a-pivovarov.ru/work/choir/1997/?p=1
Из содерж.: Толстокулаков С.: Кондак Рождества Христова ; 3 глас Болгарского распева, гарм. С. Толстокулакова ; Богородице Дево, радуйся ; Хвалите имя Господне ; Днесь спасения ; Единородный Сыне ; Во царствии Твоем ; Приидите поклонимся; Святый Боже ; Сугубая ектения ; Заупокойная ектения ; Милость мира ; своб. обработка мелодии Знаменного распева С. Толстокулакова.
Хор Новокузнецкого православного духовного училища http://www.a-pivovarov.ru/work/choir/2001/
Из содерж.: Толстокулаков С. Тропарь Пасхи «Христос воскресе» ; Кондак Пасхи «Аще и во гроб» ; Светилен Пасхи «Плотию уснув» ; «Творче и создателю» ; «Под твою милость» ; «Богородице Дево, радуйся», концерт на Благовещение Пресвятой Богородицы ; «Величит душа моя Господа» ; Великая ектения (С-dur ) ; 102 пс. «Благослови, душе моя, Господа» ; 145 пс. «Хвали, душе моя, Господа» ; Ектения об оглашенных ; «Видехом свет истинный», «Буди имя Господне» ; «Многолетие».
Вып. 84. [Смотр композиторских сил города. Звучали песни А. Александрова, С. Толстокулакова, А. Ляпина, В. Серого].
Интернет-ресурсы
В Кузбассе выбрали лучшую шахтерскую песню
Песня С. Толстокулакова «Шахтерская лирическая» заняла 2 место.
В Новокузнецке прошел конкурс «Шахтерская песня-2014»
О композиторах города, принявших участие в этом конкурсе: Александре Ляпине, Александре Александрове, Михаиле Маслове, Сергее Толстокулакове, Елене Павловской.
Гала-концерт областного фестиваля-конкурса самодеятельных композиторов «Песни Кузбасского сердца»
Толстокулаков С. Б. награжден Дипломом лауреата II степени и премией.
1 ноября 2013г. в МАУ «Дворец культуры имени 50-летия Октября» г. Кемерово состоялся заключительный этап областного фестиваля-конкурса самодеятельных композиторов «Песни земли Кузнецкой»
Прибыткова А. Композиторская деятельность в Новокузнецке: Провинциальные акценты
О композиторах Новокузнецка: А. Ф. Ляпине, М. М. Маслове, А. А. Александрове, С. Б. Толстокулакове.
Сергей Борисович Толстокулаков
Толстокулаков Сергей Борисович, книги
Толстокулаков Сергей Борисович
Толстокулаков Сергей Борисович
Церковные песнопения сибирских композиторов и репертуарные проблемы современного клироса
Кантата «У Обелиска», I часть «О чём говорят обелиски»
23.04.15_23 У обелиска, ТолстокулаковПодробнее
Кантата «У Обелиска», I часть «О чём говорят обелиски»Подробнее
15.04.10_03_У обелиска, ч.2и3, С.ТолстокулаковПодробнее
«ОБЕЛИСК» Евлахина СофьяПодробнее
VI фестиваль_02_У обелиска, ТолстокулаковПодробнее
«О России петь. » концерт хоровой музыки 23 12 2015 Часть 7.1Подробнее
Нас не нужно жалеть. (1979) Михай ВолонтирПодробнее
М.Гоголин.3 элегии из цикла «Пять элегий на стихи русских поэтов.»Подробнее
Мы прыйшлі з перамогаю.Подробнее
Праздничный митинг у обелиска «Скорбящая мать»Подробнее
Кондак акафиста св. ап. Андрею Первозванному.Подробнее
Толстокулаков Сергей Борисович
Толстокулаков Сергей Борисович
Родился в 1955 г. в г. Омске.
В 1981 г. окончил Омское музыкальное училище им. В. Я. Шебалина по классу хорового дирижирования у преподавателя Веры Николаевны Перелыгиной, заслуженного работника культуры РСФСР.
В 1986 г. окончил Новосибирскую Государственную консерваторию им. М. Глинки, факультет хорового дирижирования в классе доцента, заслуженного работника культуры РСФСР Юрия Александровича Брагинского.
В Омском музыкальном училище занимался композицией с композитором Ильей Марковичем Хейфецем. Учась в консерватории, посещал уроки по композиции в классе профессора Георгия Николаевича Иванова.
По окончании консерватории работал руководителем академического хора областного «Дома учителя» г. Омска. Также работал преподавателем в Омском музыкально-педагогическом училище, одновременно работая по совместительству в Омском институте Культуры.
В это время написано много детских песен для хоров омских музыкальных школ и детских хоровых студий, которые успешно исполняются. В Омске также была написана кантата (триптих) для детского хора “У обелиска”. В Новокузнецке кантата неоднократно исполнялась Образцовым хором «Надежда» Дворца творчества детей и юношества им. Н.К. Крупской, лауреатом Международных конкурсов Бельгии, Словении, Италии, России, II Хоровой Олимпиады Южной Кореи. Многие детские песни и духовные произведения в Новокузнецке исполняются коллективами ДШИ № 47, Концертным хором «Консонанс» Культурного центра ОАО ЗСМК, лауреатом Московского конкурса «Звучит Москва», Хором Новокузнецкого училища искусств, дипломантом областного фестиваля-конкурса И. Дунаевского, Хором Кузбасской Государственной Педагогической Академии, Концертным хором студии духовно эстетического развития «Родник» Дома детского творчества № 4.
Будучи в Тобольске, работая четыре года вместе со своей супругой Ангелиной Толстокулаковой в регентском классе при Тобольской Духовной семинарии, написал много богослужебной православной музыки. А сотрудничая с профессиональным ансамблем русской народной песни «Круг» (г. Тобольск), написал хоровую кантату «Тобольские песни» для хора и солистов в сопровождении фортепиано и ударных инструментов, состоящую из 8-ми хоров на темы тобольских народных песен. С этой кантатой в мае 2002 года Новокузнецкий муниципальный камерный хор, лауреат Международных конкурсов, с большим успехом выступил на общероссийском фестивале «Хоровое вече Сибири» в г. Новосибирске.
В 2003 году в г. Новокузнецке написана семичастная кантата для смешанного хора, солистов, фортепиано и ударных инструментов «Казачьи песни», которая неоднократно исполнялась Новокузнецким муниципальным камерным хором.
Кроме хоровой музыки написаны пьесы для фортепиано и оркестра духовых инструментов, романсы и песни.
В настоящее время является преподавателем регентского отделения Кузбасской православной духовной семинарии и руководителем Новокузнецкого Камерного хора.
• За композиторский вклад в русскую православную духовную музыку в апреле 2002 года Толстокулаков С.Б. был награжден Патриаршей наградой — Орденом Русской Православной Церкви святого преподобного Сергия Радонежского III степени.
• В благословение за усердные труды во славу Русской Православной Церкви, как композитор и преподаватель НПДУ, в марте 2006 года награжден Патриаршей грамотой.
• 11 декабря 2013 года принят в члены Союза композиторов России.
• В декабре 2013 года награжден Медалью «20 лет Кемеровской и Прокопьевской епархии (1993-2013)».
• В 2008 году награжден Юбилейной медалью «15 лет Кемеровской и Новокузнецкой епархии».
• К трудам на благо святой Церкви и в связи с 60-летием со дня рождения в апреле 2015 года удостоен Ордена Русской Православной Церкви преподобного Серафима Саровского III степени.
• В апреле 2017 года награжден Медалью Кузбасской духовной семинарии «За заслуги перед Кузбасской духовной семинарией» III степени.
• Во внимание к трудам на благо Святой Церкви в октябре 2019 года удостоен Медали Русской Православной Церкви «Патриаршая благодарность».
• В августе 2020 года награжден Медалью Кузбасской духовной семинарии «За заслуги перед Кузбасской духовной семинарией» II степени.
Награжден грамотами и благодарственными письмами:
• Благодарственным письмом Управления культуры Администрации г. Новокузнецка, Объединения композиторов за участие в конкурсе-концерте «Песня года» – «Кузнецк-99»;
• Дипломом лауреата победителю областного фестиваля-конкурса самодеятельных композиторов «Кузбасс – моя необходимость», октябрь 2003, г. Кемерово;
• Благодарственным письмом Областного Центра народного творчества и досуга департамента культуры Кемеровской области за участие в зональном смотре областного фестиваля-конкурса самодеятельных композиторов «Кузбасс – моя необходимость», посвященного 60-летию Кемеровской области, 2003 г.;
• Дипломом Лауреата Областного конкурса, посвященного 60-летию Великой Победы, 2005 г.;
• Благодарственным письмом Администрации Кемеровской области композитору г. Новокузнецка, дипломанту областного музыкального конкурса, посвященного 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, 2005 г.;
• Дипломом I Всекузбасской православной выставки «Русь святая, храни веру православную!» за большой вклад в развитие православной культуры, сохранение духовного наследия России, возрождение православных традиций и духовное просвещение жителей Кузбасса, 2005 г.;
• Благодарственным письмом Начальника МУ «Управление культуры и молодежной политики» г. Междуреченска Л.В. Турчука за большой вклад в духовно-нравственное воспитание современного поколения и развитие хоровой музыки, февраль 2009 г.;
• Благодарственным письмом Главы г. Новокузнецка С.Д. Мартина за большой вклад в развитие культуры города и в связи с празднованием Дня работника культуры, 2009 г.;
• Почетной грамотой Губернатора Кемеровской области А.Г. Тулеева за сохранение и развитие культуры Кузбасса и вклад в организацию и проведение X Юбилейного фестиваля духовной, народной и военно-патриотической музыки, 2009 г.;
• Благодарственным письмом Начальника МУ «Управление культуры и молодежной политики» г. Междуреченска Л.В. Турчука за сохранение традиций русской национальной культуры и особый вклад в развитие современной хоровой музыки, 2010 г.;
• Дипломом лауреата II степени областного фестиваля-конкурса самодеятельных композиторов «Песни Кузбасского сердца», посвященного 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, от губернатора Кемеровской области А.Г. Тулеева, 2010 г.;
• Дипломом лауреата победителю областного фестиваля-конкурса самодеятельных композиторов «Песни Кузбасского сердца» от представительства Союза композиторов России в Кузбассе, Союза композиторов Кузбасса, 2010 г.;
• Дипломом лауреата открытого городского конкурса композиторов «Навстречу 400-летию града Кузнецкого» и Сертификатом на получение права записи фонограммы музыкального произведения от начальника Управления культуры Администрации г. Новокузнецка Н.А. Ищенко, 2012 г.
• Благодарственным письмом Начальника департамента Кемеровской области Л.Т. Зауэрвайн за добросовестный труд, высокий профессионализм, большой личный вклад в развитие музыкального искусства Кузбасса и в связи с 60-летием со дня рождения, 2015 г.
• Дипломом областного конкурса самодеятельных композиторов Кузбасса «Мелодии родного края» от Департамента культуры и национальной политики Кемеровской области, Кемеровского областного центра народного творчества и досуга, 2016 г.
• Благодарственным письмом Администрации Новокузнецкого областного колледжа искусств, оргкомитета Первого Открытого областного фестиваля-конкурса юных композиторов, импровизаторов и исполнителей на электронно-клавишных инструментах за работу в жюри фестиваля-конкурса, 2016 г.
• Дипломом I степени городского конкурса композиторов города Новокузнецка «Навстречу 400-летию града Кузнецкого» – 2017 г. в рамках празднования на федеральном уровне памятной даты 400-летия основания г. Новокузнецка Кемеровской области, 2017 г.
• Благодарственным письмом Общественного совета по формированию независимой системы оценки качества работы муниципальных учреждений в сфере культуры города Новокузнецка за большой вклад в развитие музыкального искусства и в честь празднования 400-летия г. Новокузнецка, 2018 г.
• Благодарственным письмом как члену Всероссийской общественной организации «Союз композиторов России» за профессиональное мастерство, личный вклад в развитие культуры, искусства Кузбасса и реализацию крупномасштабных творческих проектов от Департамента культуры и национальной политики Кемеровской области, Кемерово, 2019 г.
Музыка для симфонического оркестра
Увертюра «Старый клоун»
Музыка для хора и симфонического оркестра
Кантата «Песни Кузнецкой славы».
Смешанный хор. Солисты. Симфонический оркестр.
1. Увертюра «В Шорских горах»
2. Песнь первая. Интродукция
3. Песнь вторая. «Мечта»
4. Песнь третья. «Случай на шахте»
5. Песнь четвертая. «Сибирь была окраиной России»
6. Песнь пятая. «Расстрел на 107 километре»
7. Песнь шестая. «Колокольный звон»
8. Песнь седьмая. «Голубая вода Мрассу»
9. Песнь восьмая. «Шорская»
10. Песнь девятая. «Достойный сын страны»
Музыка для хора и оркестра русских народных инструментов
«Тобольские песни», Кантата на темы тобольских народных песен.
Смешанный хор. Солисты. Оркестр РНИ.
1. «Во тереме»
2. «Как под липой»
3. «Уж ты, рыбка»
4. «Кого ж я полюбила»
5. «Летели две птички»
6. «Не летай, соловей»
7. «Скажи, красавица»
8. «Выйди, верна манерна моя»
«Во кузнице», рнп.
Смешанный хор. Оркестр РНИ.
«Тобольские песни», Кантата на темы тобольских народных песен.
Смешанный хор. Солисты. Фортепиано. Ударные инструменты.
1. «Во тереме»
2. «Как под липой»
3. «Уж ты, рыбка»
4. «Кого ж я полюбила»
5. «Летели две птички»
6. «Не летай, соловей»
7. «Скажи, красавица»
8. «Выйди, верна манерна моя»
Смешанный хор. Солисты. Фортепиано. Ударные инструменты.
1. «Черный ворон»
2. «Последнее свидание»
3. «Проводы казака»
4. «Казак на чужбине» и 5. «Смерть Сереги казака»
6. «Казачья походная»
7. «Вдовья песнь»
Кантата «Скоро Троица».
Смешанный хор. Солисты. Фортепиано.
«Синайская кантата», кантата на темы народных еврейских песен.
Хоровой цикл из шести частей на иврите и идише.
Смешанный хор. Солисты. Фортепиано.
1. «Авину малкену» Духовный гимн «Отец наш, царь наш» (На иврите)
2. «Вот, портняжка» (на идише)
3. «Мазл тов» (на идише)
4. «Мотелю, Мотелю» (на идише)
5. «Рассказ бедуина» (Тропарь «Христос воскресе» на иврите)
6. «Вэсамахта» («Радуйся») на иврите и идише
«У обелиска»
слова: № 1 В. Цыбина; № 2 С. Пархоменко; № 3 Ф. Миронова
Детский хор. Солисты. Фортепиано.
1. «О чем говорят обелиски»
Хоровая музыка
«Три хора на стихи русских поэтов»
Смешанный хор a cappella
1. «Июньским утром», сл. С. Дрожжина
2. «Сосна и пальма», сл. М. Лермонтова
3. «Ночевала тучка золотая», сл. М. Лермонтова
«Два хора в старинном стиле»
Женский хор. Фортепиано.
1. «Agnus Dei»
2. «Ave Maria»
Женский хор. Фортепиано.
«В день Победы», сл. А. Ахматовой
Смешанный хор a cappella
«Поседевший парад», сл. Л. Танковой
Женский (детский) хор. Фортепиано.
Гимн Кузбасской православной духовной семинарии
Мужской хор. Фортепиано.
Гимн Новокузнецку 1 «Родной Новокузнецк», сл. И. Агафонова
Смешанный хор. Фортепиано.
Гимн Новокузнецку 2
Смешанный хор. Эстрадно-симфонический оркестр.
«Русь», сл. И. Никитиной
Женский хор. Фортепиано.
«Не корите меня, не браните», рнп
Женский хор. Фортепиано.
«Во кузнице», рнп
Смешанный хор. Фортепиано. Ударные инструменты.
Фортепианная музыка
Пьесы из цикла «Восемь иронических пьес для фортепиано»
1. Увертюра
3. Медведь танцует
4. Назидательное нравоучение
5. Предчувствие Кармен
6. Обида не проходит
8. Арлекино
1. «Прелюдия»
Камерно-вокальная музыка для голоса и фортепиано
«Осень», сл. А. Фета, романс
«Черемуха», романс
Десять романсов в стиле «Серебряного века»
№ 1 Поцелуй, сл. Е. Баратынского
№ 2 Искушение, сл. Е.Баратынского
№ 3 Желание, сл. А. Пушкина
№ 4 Блаженство, сл. А. Пушкина
№ 5 Вакхическая песня, сл. А. Пушкина
№ 6 Элегия, К.Батюшков
№ 7 Помнишь ли ты, сл. К.Аксакова
№ 8 Лес, сл. А.Фета
№ 10 Храни меня мой талисман, сл. А. Пушкина
«Признание», сл. И. Агафонова
«Ответ посланника», сл. И. Агафонова
«Колокольный звон», сл. И. Агафонова
Музыка для детей и юношества
Детский хор. Фортепиано.
«Пожелание на Рождество», сл. И. Морсаковой
«Чтобы в мире музыка звучала», сл. С. Пархоменко
«Кап, кап, кап», сл. Л. Белобородовой
«Я люблю тебя, мир мой родной», сл. Л. Белобородовой
«Песня о Родине», сл. И.Уткина
Хоровая музыка духовная
Смешанный хор a cappella
103 пс. «Благослови, душе моя»
Свете тихий
Ныне отпущаеши
Богородице Дево (4-хголосная)
Богородице Дево (в удвоении)
Духовные произведения. Песнопения Божественной Литургии.
Смешанный хор a cappella
Единородный Сыне (переложение для мужского хора) http://youtu.be/Hhr4YVXJMwc
Видехом свет истинный
Духовные произведения. Избранные песнопения.
Смешанный хор a cappella
Концерт «Кто ны разлучит от любве Божия» https://youtu.be/tgLWcn3tDts
Тропарь Донской иконе Божией Матери http://youtu.be/XRTr-joLQe8
Ирмосы Рождества Христова, для смешанного хора http://youtu.be/XA1HE-Dumjs
Тропарь Пасхи «Христос воскресе» на греческом языке https://youtu.be/NAFjKDZtdss
Светилен Пасхи «Плотию уснув»
«Богородице Дево, радуйся», концерт на Благовещение Пресвятой Богородицы http://www.youtube.com/watch?v=GCeFmtK0c1s
Хвалебная песнь Серафиму Саровскому http://youtu.be/oyrei2Cr4es
Кондак великомученику Пантелеимону http://youtu.be/8xoBtsiM3KQ
Хвалебная песнь свв. равноапп. Кириллу и Мефодию http://youtu.be/pTZf8JI20FY
2. Христос раждается (первый ирмос)
3. Рождество Твое (тропарь)
Духовные произведения отдельными сборниками
Произведения в составе других сборников (и статьи о композиторе)
Звукозаписи и видеозаписи
Хор Новокузнецкого Православного Духовного училища http://www.a-pivovarov.ru/work/choir/1996/?p=1
Из содерж.: Толстокулаков С. Свете тихий ; Богородице, Дево, радуйся ; Малое славословие ; Хвалите имя Господне ; Взбранной Воеводе ; Дева днесь (кондак Рождества); Душе моя ; С нами Бог; Великопостная ектения ; Ныне отпущаеши ; Богородице, Дево, радуйся; Ектения (F-dur) ; Приидите, поклонимся ; Херувимская ; Просительная ектения ; Милость мира ; Достойно есть ; И всех, и вся ; В память вечную ; Буди имя Господне ; Великого Господина ; Многолетие.
Хор Новокузнецкого Православного Духовного училища http://www.a-pivovarov.ru/work/choir/1997/?p=1
Из содерж.: Толстокулаков С.: Кондак Рождества Христова ; 3 глас Болгарского распева, гарм. С. Толстокулакова ; Богородице Дево, радуйся ; Хвалите имя Господне ; Днесь спасения ; Единородный Сыне ; Во царствии Твоем ; Приидите поклонимся; Святый Боже ; Сугубая ектения ; Заупокойная ектения ; Милость мира ; своб. обработка мелодии Знаменного распева С. Толстокулакова.
Хор Новокузнецкого православного духовного училища http://www.a-pivovarov.ru/work/choir/2001/
Из содерж.: Толстокулаков С. Тропарь Пасхи «Христос воскресе» ; Кондак Пасхи «Аще и во гроб» ; Светилен Пасхи «Плотию уснув» ; «Творче и создателю» ; «Под твою милость» ; «Богородице Дево, радуйся», концерт на Благовещение Пресвятой Богородицы ; «Величит душа моя Господа» ; Великая ектения (С-dur ) ; 102 пс. «Благослови, душе моя, Господа» ; 145 пс. «Хвали, душе моя, Господа» ; Ектения об оглашенных ; «Видехом свет истинный», «Буди имя Господне» ; «Многолетие».