О чем говорят любимые игрушки вашего ребенка
Кукла, конструктор и мишка: как предсказать будущее ребенка по его любимой игрушке
Взрослые зря недооценивают игры. Ведь игры для ребенка — это создание собственного мира, которым он может управлять. Поэтому по любимым игрушкам можно очень многое рассказать о крохе. В том числе и предсказать его будущую профессию.
Не знаю, как вам, а меня задача придумать подарок детям вводит в ступор. С одной стороны, дареному коню в зубы не смотрят, но с другой — это точно не про сюрприз ребенку. Если выберешь на свой вкус да вдруг не угадаешь — малыш со всей присущей ему искренностью и прямолинейностью сильно расстроится. И к чему тогда подарок, от которого ни счастья, ни радости.
Своему чаду проще выбирать: знаешь, что полки завалены машинками и танками, другой продукции не признает. А чужому ребенку как подарить нужную вещь? Друг сына Степа равнодушен к технике, у него увлечение позаковыристее — он минералы собирает, тащит в дом каждый камушек с надеждой отмыть в нем барит или жадеит. Соседская девочка пяти лет все повторяет за мамой, у нее в детской имеется весь инвентарь хозяйки только в игрушечном варианте: микрокухня с микрочайником, микропылесос и микроутюг.
Мои племянники-дошкольники — те вообще большие затейники, они в масштабе квартире делают геологоразведочный лагерь с палатками из одеял и стульев. Напрашивается вопрос, выбирая себе занятие, дети показывают свои способности, то, что им нравится и легко дается? Следуя этой логике, можно предположить, что мой сын вырастет военным, друг его геологом, соседская девочка — будет домохозяйкой, а племянники — путешественниками.
Но, по мнению психологов, трактовать так буквально нельзя, хотя любимые игры действительно могут многое рассказать о ребенке.
Почему у каждого ребёнка должна быть любимая игрушка
Игрушки — обязательный атрибут мира детства. При этом плюшевые мишки или куклы нужны ребёнку не только для развлечения. Почему для малыша так важна любимая игрушка? И как она может помочь родителям в воспитательном процессе? На эти вопросы отвечает психолог и игротерапевт Ирина Катин-Ярцева.
Мишка вместо мамы
У очень многих детей есть любимая игрушка, с которой они не расстаются. У совсем маленьких детей это может быть одеяльце, тряпочка, пустышка: прикосновения к этой вещи напоминают ребёнку материнское тепло. О таких игрушках написаны целые книги, а в некоторых языках для них даже есть отдельное слово. Основная функция такой игрушки — заменять мать в периоды её временного отсутствия, а также помогать ребёнку переходить от слияния с ней к относительной самостоятельности, психическому отделению. Малыш переносит на игрушку чувства к матери, это помогает ему справляться с её отсутствием, совладать со своими переживаниями в тот период, когда он начинает осознавать себя как отдельную личность.
Ребёнок не расстаётся с мишкой или куклой? На определённом этапе это нормально. Он может долго и горько плакать, потеряв её, а также эмоционально реагировать на изменения, происходящие с игрушкой (например, если она потеряла цвет и утратила запах после стирки или сломалась). Это происходит именно потому, что игрушка становится для малыша вместилищем его сильных чувств. В норме к 2−4 годам чувства ребёнка к любимой вещи постепенно становятся менее яркими. Взрослея, он может прибегать к помощи привычной игрушки время от времени: при подготовке ко сну, в одиночестве, в состоянии тревоги или печали.
Иногда родителей пугает жестокое обращение ребёнка с игрушкой: например, если он наказывает мишку, бросает его. Но это нормально, такое поведение отражает присущую людям двойственность по отношению к любимым. Кроме того, это означает, что ребёнок способен выражать свои эмоции на символическом уровне, различая реальную маму, которой он не хочет сделать больно, и неодушевлённый предмет. Если ребёнок сломал игрушку, помогите ему починить её или сделайте это вместе.
Но не всегда привязанность к игрушке — это норма. Стоит насторожиться, если для ребёнка очень важным становится объект, не напоминающий человека или животное: ключи, вилка, палочка, крышка от банки, кусочек пластилина или телефон. Такое часто проявляется в поведении детей с аутистическими чертами. Когда ребёнок повсюду носит с собой целый мешок игрушек, это свидетельствует о высоком уровне тревоги. Если дети 6−7 лет и старше не расстаются с любимой игрушкой, это также сигнал о неблагополучии.
Как игрушки помогают вам в воспитании
Главное назначение любимой игрушки — облегчать для малыша трудные моменты. Поэтому включайте её в ритуал отхода ко сну: пусть ребёнок уложит её спать, пусть она послушает сказку вместе с ним. Если вы на время оставляете ребёнка, любимая игрушка должна быть там, где он сможет её взять.
Игрушка успокаивает
Чтобы восстановить душевное равновесие, ребёнку важно многократно проиграть случившееся или ожидаемое событие на игрушках.
Вот кукла-мама собирает вещи в роддом, а кукла-ребёнок — грустная. «Куда ты уезжаешь? Когда ты вернешься?» — спрашивает кукла-ребёнок. «Я еду в роддом и пробуду там неделю», — отвечает кукла-мама. Она обещает часто звонить и прислать фото нового малыша. Кукла-мама едет в роддом на машине, там её встречают игрушечные доктора. Она рожает малыша и отдыхает. Что же делает кукла-ребёнок? Вот гуляет с папой, вот помогает готовить ужин, вот соскучилась по маме и рассматривает её фотографии, звонит ей. Кукла-ребёнок грустит и немножко злится на маму, что она уехала. И вот кукла-мама едет с малышом домой. Кукла-ребёнок очень-очень рад! Она обнимает маму и чувствует себя счастливым.
Или, например, куклу-ребёнка покусала собака, и она плачет, злится. Кто же спасёт её? Ах, вот и супергерой, он летит на помощь! Вот сейчас он прогонит эту злую собаку!
Ожидаемые события нужно проигрывать во всех вариантах, которые могут случиться. А уже произошедшие неприятности можно изображать так, как захочет ребёнок. В игре стоит давать малышу полную свободу для проявлений чувств — как светлых, радостных, так и негативных. Чем больше пара ребёнок выпускает в игре, тем меньше вероятность, что он будет так вести себя в жизни.
Если вы всё же беспокоитесь, не перепутает ли ребёнок игру и реальность, можно сказать ему следующее: «Да, понарошку в игре можно делать всё, что нельзя в жизни».
Игрушка обучает
Полезно использовать игрушку для того, чтобы учить ребёнка играть: сначала он совершает с ней предметные действия (искупать куклу, покормить, уложить спать), а затем формируется полноценная сюжетно-ролевая игра (дочки-матери, игра в школу, в кафе, в автосервис, в больницу).
Сама по себе игра — лучший способ помочь ребёнку переработать свои эмоции, адаптироваться к новым условиям и гармонично развиваться. Более того, взаимодействие с разными игрушками стимулирует развитие речи, творчества, воображения, мышления и внимания.
И, конечно, нужно понимать, что любая игрушка — лишь инструмент в этом процессе, она не заменяет полноценного участия взрослого. Роль родителя тут огромна: он может помочь ребёнку понять, какие чувства тот испытывает, проигрывая сценку с куклой.
Например, она капризничает и не хочет идти в садик: «Бедная кукла, она хочет ещё поспать и побыть с мамой, она сердится и расстроена, что её заставляют вставать и одеваться». Малыш понимает, как устроены интересующие его объекты окружающего мира («Будем строить дом… Сначала экскаватор выкопает яму под фундамент…»), какие правила в нём нужно соблюдать («Мишка хочет перейти дорогу, но он должен подождать, пока загорится зелёный свет»).
Когда любимой игрушки нет
В некоторых культурах игрушку новорождённому выбирают и кладут в колыбель родители. В других ребёнок сам выбирает себе игрушечного друга. Вы можете предложить ему несколько вариантов, но решение остаётся за ним, главное — не заменять выбранное им по своей воле.
Часто родители просто не отмечают как любимую игрушку одеяльце или пустышку, но эти вещи вполне могут выполнять такие функции. А иногда бывает так, что ребёнку просто не нужна любимая игрушка, потому что вместо игры с неодушевлённым предметом ему позволено делать всё, что он хочет, с мамой.
Поэтому особенно важно соблюдать баланс между своими интересами и потребностями ребёнка. С одной стороны, нужно быть внимательными и чувствительными к малышу, стараться дать ему необходимый комфорт. С другой, помните, что ваш комфорт и жизненные силы — залог выживания и здоровья ребёнка. Когда вы поступаетесь для него чем-то жизненно важным — сном, едой, терпите боль — это вызывает у вас гнев.
Лучше помочь малышу пережить фрустрацию, слезы и раздражение, побыть с ним в этот момент, чем копить злость на него. Проговаривайте вслух ваши и его чувства.
«Ты хочешь, чтобы я прямо сейчас взяла тебя на руки, но сначала я хочу поесть. Тебе придётся немножко подождать. Да, я вижу, что ты сердишься, очень сердишься! Сейчас я доем и возьму тебя на ручки, покачай пока твоего любимого кролика».
«Нет, меня нельзя бить. Я чувствую, что ты просто в ярости! Ты можешь побить игрушку, подушку, да, вот так, сильно-сильно!»
«Ты не можешь уснуть, и поэтому плачешь, а я слишком устала, чтобы тебя качать. Я просто положу тебя, а мишку — тебе под бочок. Ты плачешь, потому что сердишься и обессилен, тебе так грустно. Но мы оба вполне можем это пережить, и я побуду рядом, а мишка обнимет тебя».
Пусть игрушка будет не только другом для ребёнка, но и помощником для родителей!
Консультация для родителей «ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ»
Консультация для родителей
«Любимые игрушки детей»
Выполнила: Соловьева О.М.
Консультация для родителей
«Любимые игрушки детей»
У каждого ребёнка дошкольного возраста есть любимая игрушка. У кого-то красивая кукла, у кого-то машинка с дистанционным управлением, а у кого-то плюшевый мишка. Привязанность к игрушкам у детей неспроста. Малыши воспринимают их как одушевлённые и соответственно относятся к ним: укладывают спать, кормят, переживают, не страшно ли игрушке в тёмном ящике, требуют уложить её рядом с собой на кровать.
Любимая игрушка для ребёнка – это и лучший друг и его второе Я. Если расспросить малыша, какое у его игрушки настроение, то он расскажет нам о своих тайных переживаниях. А если спросить его, что хотел бы его супермен на день рождение, то никогда не ошибётесь с подарком.
Взрослым необходимо относиться к игрушке с должным почтением, как к живой, и она, т. е ребёнок в его роли, отплатит доверием и благодарностью. То, что малышу сложно рассказать нам про себя, он легко расскажет про свою игрушку.
Придумывайте и рассказывайте ребёнку сказки о его любимой игрушке. С ней ему будет гораздо легче отождествиться, т. е встать на её место, научиться переживать и поступать, как она. Героями сказок лучше делать игрушки ребёнка. Разыграйте целый спектакль, рассказывая сказку.
Кроме мягких зверушек и кукол, детям необходимы и другие игрушки для их полноценного развития. В первую очередь, это большие и маленькие мячики, конструктор и другие строительные материалы. Первый конструктор ребёнка – это кубики. Конструктивная деятельность развивает у малышей все интеллектуальные процессы, а также мелкую моторику и воображение, знакомит с пространством, законами физики (как построить высокую башню, чтобы она не упала, развивает глазомер (как построить мост, чтобы под ним смогла проехать машина). Также ребёнку нужны наборы доктора, парикмахера, игрушечная мебель, машинки, наборы детской посуды. Ведь все эти игрушки активно знакомят малышей с жизнью взрослых. В различные настольные игры можно начинать играть с 5 лет.
Особое отношение у детей вызывают игрушки, сделанные родительскими руками: вырезанные из дерева солдатики, сшитые куклы, домик для кукол из спичечных коробков и т. д. Дети чувствуют ту любовь, которую взрослые проявили, создавая игрушку для ребёнка.
Консультация для родителей «Любимые игрушки детей»
Рауза Тахташева
Консультация для родителей «Любимые игрушки детей»
У каждого ребёнка дошкольного возраста есть любимая игрушка. У кого-то красивая кукла, у кого-то машинка с дистанционным управлением, а у кого-то плюшевый мишка. Привязанность к игрушкам у детей неспроста. Малыши воспринимают их как одушевлённые и соответственно относятся к ним: укладывают спать, кормят, переживают, не страшно ли игрушке в тёмном ящике, требуют уложить её рядом с собой на кровать.
Любимая игрушка для ребёнка – это и лучший друг и его второе Я. Если расспросить малыша, какое у его игрушки настроение, то он расскажет нам о своих тайных переживаниях. А если спросить его, что хотел бы его супермен на день рождение, то никогда не ошибётесь с подарком.
Взрослым необходимо относиться к игрушке с должным почтением, как к живой, и она, т. е ребёнок в его роли, отплатит доверием и благодарностью. То, что малышу сложно рассказать нам про себя, он легко расскажет про свою игрушку.
Придумывайте и рассказывайте ребёнку сказки о его любимой игрушке. С ней ему будет гораздо легче отождествиться, т. е встать на её место, научиться переживать и поступать, как она. Героями сказок лучше делать игрушки ребёнка. Разыграйте целый спектакль, рассказывая сказку.
Кроме мягких зверушек и кукол, детям необходимы и другие игрушки для их полноценного развития. В первую очередь, это большие и маленькие мячики, конструктор и другие строительные материалы. Первый конструктор ребёнка – это кубики. Конструктивная деятельность развивает у малышей все интеллектуальные процессы, а также мелкую моторику и воображение, знакомит с пространством, законами физики (как построить высокую башню, чтобы она не упала, развивает глазомер (как построить мост, чтобы под ним смогла проехать машина). Также ребёнку нужны наборы доктора, парикмахера, игрушечная мебель, машинки, наборы детской посуды. Ведь все эти игрушки активно знакомят малышей с жизнью взрослых. В различные настольные игры можно начинать играть с 5 лет.
Особое отношение у детей вызывают игрушки, сделанные родительскими руками: вырезанные из дерева солдатики, сшитые куклы, домик для кукол из спичечных коробков и т. д. Дети чувствуют ту любовь, которую взрослые проявили, создавая игрушку для ребёнка.
Комплексное занятие по речевому развитию в первой младшей группе «Мои любимые игрушки» Комплексное занятие в первой младшей группе на тему «Мои любимые игрушки» Цель: активизировать словарный запас слов детей через стихи.
Конспект НОД по образовательной деятельности познавательное развитие «Заболели зверюшки — любимые игрушки» Программное содержание: дать детям представление о том, что мама дома выступает в роли врача (лечит, ухаживает, утешает); уточнить названия.
Конспект занятия для детей раннего возраста «Любимые игрушки» Проблема: «Поможем любимым игрушкам» Игровая мотивация: «Оказать помощь игрушкам, попавшим в беду» Цель: развивать наглядно-действенное.
Проект «Любимые игрушки» Актуальность разработки и реализации педагогического проекта В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания:.
Развлечение «Мои любимые игрушки» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №7 «Умка» Развлечение. Тема: «Мои любимые.
Творческий проект в первой младшей группе «Мои любимые игрушки» Творческий проект в первой младшей группе «Мои любимые игрушки» Цель: «Научить детей играть дружно, бережно относиться к играм и игрушкам».
Эмоциональное развитие детей раннего возраста на примере проекта «Любимые игрушки» Исполнители: Балаганская Ксения Евгеньевна, Береговая Татьяна Владимировна Тип проекта: Творческий, групповой, долгосрочный Актуальность:.
Любимая игрушка ребенка: навязчивая привычка или необходимость?
Приветствую, драгоценные читатели!
Невозможно представить любого ребенка без игрушек. У каждого они есть. До 3 лет малыш довольно активно познает этот мир, он его просто поглощает.
Когда ребенок играет, он проецирует на себя те или иные модели поведения, которые он видит от родителей, в детском саду, в магазине, в парке — везде.
Игрушка для него неотъемлемый спутник детства, при помощи которого ребенок строит модель поведения в будущую жизнь.
Так ли безобидны игрушки, особенно любимые в жизни маленького ребенка? Должна ли быть у ребенка любимая игрушка? Какую роль в его характере могут они сыграть и какое влияние оказывают на психическое и эмоциональное состояние малыша?
Ведь есть дети у которых нет любимой игрушки: ни одну они так особо не выделяют. С чем это может быть связано, давайте разбираться.
Зачем ребенку любимая игрушка?
Любая игрушка безусловно влияет на развитие ребенка, как на психическое так и эмоциональное. С ней можно разделить свои беды и радости.
Присутствие верного друга успокаивает в трудный момент, усыпляет вечером, спасает от одиночества, жалеет, помогает мечтать и фантазировать.
Взрослого тоже привлекают игрушки, но он их оценивает по — другому. Благодаря приобретенному жизненному опыту, взрослый может оценить качество, функции, эстетическую сторону игрушки и соответственно бережно к ней относится.
Ребенок, в силу своего возраста и отсутствия подобного опыта, интересуется игрушкой совсем с другой стороны, ему интересны ее физические свойства: как можно на нее надавить, как кинуть, как обнять и пр.
Исследования психологов показали, что фактура игрушки говорит нам о чувствах, которые испытывает малыш. Если это приятный мягкий плюш, то это чувства нежности и улыбку.
Если это нечто жестковатое или прохладное, как пластик например, могут принять далеко не все дети в качестве постоянного союзника. Любимая игрушка — это верный друг, который всегда рядом, в любую минуту окажется под рукой и не помнящий зла.
Когда он появился?
Этот загадочный друг? Вроде бы не было, но вот уже теперь ребенок не выпускает его из рук и не может без него заснуть, а порой и гулять хочет идти с ним.
И уже в столь юном возрасте малыш определяет для себя, чем ему нравится больше заниматься. Он уже выбирает себе плюшевого или какого-то другого компаньона, которого везде берет с собой. А в состоянии стресса готов на все, лишь бы тот был рядом.
Порой мы сами можем подтолкнуть ребенка к выбору этой игрушки: так укладывая ребенка спать мы кладем к нему в кроватку мягкого мишку или зайчика.
И ребенок обнимая его, чувствует мягкость, ему приятно и он засыпает. Так легче переносится расставание с мамой, и происходит первое знакомство. Кажется, что друг может его защитить и утешить. С психологической точки зрения, это опора и поддержка для малыша.
Как относиться родителям?
Если у вашего ребенка есть любимый друг и он постоянно таскает его при себе:
Я здесь немного не согласна. Довольно часто стираю игрушку. У нас, например, постоянно таскается по всей квартире и ласково названа Лялей. Ребенок может лечь на пол и положить ее под голову, потом помазюкать ею пол, покормить кашей или раскрасить гуашью.
Вообщем игрушка переживает различные манипуляции и поэтому я говорю сыну, что давай пойдем покупаем Лялю. Чтобы вечером она спала с тобой в кроватке.
Как ни странно, но ребенок соглашается, он сам кладет ее в стиральную машину, мы вместе нажимаем кнопочки и … эти испуганные глазенки, когда Ляля закружилась.
Успокаиваю, что она покупается и вернется к тебе чистенькая и ароматная, как новая. Благо сохнет не долго, и к вечеру готова опять нести свою нелегкую службу.
Используем любимую игрушку в корыстных целях
Например любимая игрушка может нам помочь найти общий язык со своим малышом. И даже в некоторых случаях заинтересовать его теми делами, которые он не хочет делать.
Вместо заключения
Никогда не заставляйте своего ребенка выбрасывать старые не нужные ему игрушки или быть может сломанные. Ведь это же кусочек его детства.
Лучше уберите пока с глаз долой, глядишь еще и пригодится для какой-нибудь поделки и будет тогда новая жизнь у старой игрушки.
Да конечно, не во всякой квартире возможно хранить такие сокровища, я вот например старые игрушки применяю как украшения в саду.
По крайней мере если хотите избавиться от старого хлама, будьте уверены, что игрушка больше не понадобится своему хозяину или это будет не у него на глазах.
Опытные психологи могут составить яркий портрет ребенка по его любимой игрушке: какая она, какой материал или фактура и прочие признаки — все говорит о чертах будущего характера ребенка.
Но до 3 лет игрушки и игры могут меняться и делать подобного рода заключения еще рановато.
Позже, уже после 6 лет вы можете наблюдать и делать ассоциативные сравнения ребенка и его игрушек, которым он отдает предпочтения. А может подрастая у него уже и вовсе не будет особенной игрушки и он будет больше времени проводит с реальными друзьями.
Всегда наблюдайте за своим малышом, если он способен днями на пролет играть с игрушками и предпочитать это общению со сверстниками, то это должно вас насторожить. Ребенку необходим именно физический контакт.
Любите свои игрушки и будьте счастливы, до новых встреч!