О чем говорят эмоции человека
Тайные сигналы: о чем говорят наши чувства
Боль, гнев, обида разрушают наши отношения, отравляют жизнь, мешают общению. Мы сможем управлять ими, если поймем их полезное предназначение. Пошаговый практикум с пояснениями.
Лидия Осипова и Елена Улитова – психотерапевты, тренеры международного уровня, заслуженные профессионалы психотерапии, действительные члены Профессиональной психотерапевтической Лиги, авторы обучающих программ в Центре помогающей психологии «Линия времени».
Мы часто жалуемся на свои чувства. Например, не можем общаться с близкими, потому что злимся на них. Мы хотим избавиться от гнева, чтобы он нам не мешал.
Но что будет, если мы действительно избавимся от гнева? Скорее всего, на его место придут другие неприятные чувства: бессилие, обида, отчаяние. Поэтому наша задача не избавиться от своих чувств, а научиться управлять ими. Если чувство гнева будет нам подконтрольно, то его появление поможет разрешить проблемные ситуации, которые возникают в нашей жизни. Чтобы научиться управлять чувствами, нужно в первую очередь взять на себя полную ответственность за их появление.
Как это сделать? Прежде всего, поняв, какую пользу приносит нам то или иное чувство. Приняв полезное предназначение чувств, и того поведения, в котором они проявляются, мы сможем этим поведением управлять.
Каждое чувство – сигнал о потребности
Каждое чувство – это сигнал какой-либо потребности. Если мы зададим себе вопрос: «На какую потребность указывает мое чувство?», сможем найти способы поведения, которые помогут удовлетворить эту потребность. Также мы можем отказаться от этой потребности, если она не жизненно необходимая. Вовремя удовлетворяя потребности, мы не дадим чувству разрастаться и поглощать нас. Это и есть управление своими чувствами. Естественно, если потребность удовлетворена, то чувство, которое нас раздражало (сигнализировало о неутоленной потребности), уступает место другому чувству – удовлетворению.
Беда в том, что мы часто не воспринимаем раздражающие чувства как собственные образования, принадлежащие нам. А вот сумев понять его (чувства) полезное предназначение, можно изменить отношение к нему и, соответственно, присвоить. Чувство становится моим собственным проявлением, союзником.
Примеры сигналов, которые подают чувства
Обида, как правило, сообщает, что какие-то важные вещи в партнерских отношениях не проговариваются. Мы испытываем потребность в поддержке, но не сообщаем об этом.
Тревожность перед экзаменом, например, может быть сигналом о том, что следует получше подготовиться. А тревожность во время важной встречи дает предупреждение, что надо более четко контролировать ситуацию.
Беспокойство может сигнализировать о необходимости что-то предусмотреть в будущем.
Бессилие – необходимость попросить о помощи другого человека.
Ярость – мои права в чем-то нарушены, и необходимо восстановить справедливость.
Ревность – я слишком сильно сосредоточен на контроле за жизнью другого человека и забываю о своих задачах.
Практикум управления чувствами
Этот пятишаговый практикум поможет понять, в чем полезное предназначение ваших чувств, и при желании изменить привычное поведение на более эффективные действия.
1. Список чувств
Составьте свой список чувств. Просто выпишите в столбик названия разных чувств, которые вам вспоминаются. Выписывайте именно в столбик, так как место справа еще потребуется для выполнения других заданий. Не рекомендуем пользоваться списками, скачанными из интернета. Суть задания именно в том, чтобы активизировать память на чувства и их названия. А прочитанный список, как выяснено опытным путем, практически в памяти не удерживается. Пополняйте ваш список в течение нескольких дней. Вот когда поймете, что больше не можете вспомнить ни одного названия, тогда можно воспользоваться интернет-шпаргалкой и добавить те чувства, которые оказались за пределами вашего опыта.
2. Оценка
Возьмите ваш список чувств и отметьте справа от каждого, как вы (или вообще люди) его воспринимаете: как «плохое» или «хорошее» или, скорее, приятное и неприятное. Каких чувств оказалось больше? Обдумайте, в чем разница между теми чувствами, которые приятны, и теми, которые неприятны?
3. Переоценка
Вместо привычного большинству из нас разделения чувств на «хорошие» и «плохое» переосмыслите их как чувства, которые побуждают к действию, и чувства, которые завершают выполненное действие или удовлетворение потребности. Поставьте в своем списке новые отметки справа от названий чувства. Вполне вероятно, что во время выполнения этого задания вы вспомните новые чувства. Дополните ими список.
4. Предварительные выводы
Сравните, каких чувств больше среди побуждающих к действию: приятных или неприятных. А каких чувств больше среди завершающих действие? Обдумайте выводы, которые вы можете сделать из этого опыта. Как вы сможете это использовать для себя и других?
5. Предназначение чувств
Возьмите свой список. Справа можете написать полезное предназначение каждого чувства. Определите потребность, на появление которой оно указывает. Исходя из характера этой потребности, сформулируйте вероятное полезное предназначение чувства. У вас получится, например, такая запись: «Обида – сигнал о том, что я не умею предъявлять свои права». Проанализируйте, о чем говорят вам эти чувства. К каким действиям они вас побуждают? От чего защищают или к чему призывают? В чем их полезная часть. Что вы надеетесь получить от окружающих или от себя, когда у вас возникают такие чувства?
Таких вариантов может быть несколько, и это хорошо. Они могут отличаться у разных людей. Это помогает пониманию не только себя, но и других людей. Ведь за выражаемым чувством стоит потребность. И можно реагировать прямо на потребность, а не на слова, сопровождающие чувство.
Эмоции — что, как и почему?
Экстракт психологической теории
У нас есть большой и подробный (бесплатный) курс о том, что такое эмоции, откуда они берутся, что означают и как научиться в них разбираться — все, что нужно знать об эмоциях, там уже есть. Но никогда не помешает четко и кратко повторить самое главное.
Только не воспринимайте нижеизложенное как пустые психологические лозунги, в которые нужно просто поверить. Написано все это для того, чтобы запустить мыслительный и исследовательский процесс, а не для того сразу же выдать готовые ответы. И не принимайте простоту за легковесность! При всей очевидности этих идей, даже практикующие психологи порой упускают их из виду.
Итак, эмоции…
#1: Эмоции не врут и не ошибаются
В отличие от мыслей, которые существуют в виртуальной ментальной среде и могут функционировать в отрыве от объективной действительности, эмоции всегда жестко связаны с реальностью. И если про возникшую мысль можно сказать «я просто так подумал», то эмоция «просто так» никогда не возникает.
Эмоция — есть реакция на событие (внешнее или внутреннее). И эта реакция не бывает ошибочной, она не лжет и не заблуждается. Если какая-то эмоция возникла, то отвертеться уже нельзя. Неправильно подумать о чем-то можно, а неправильно почувствовать — нельзя. Интеллектуально ошибиться можно, эмоционально — нельзя. В рассуждениях можно заблуждаться, в переживании эмоций — нельзя.
Если вы увидели паука и подумали, что это тарантул, есть вероятность, что подумали вы неправильно — ошиблись, заблуждаетесь. Но если вы испытали страх, никакой ошибки быть не может — здесь и сейчас вы боитесь этого паука.
#2: Эмоции — это наше отношение
Мысли содержат в себе информацию о наблюдаемом событии, явлении или объекте — то, что мы по этому поводу думаем. Эмоции — это то, как мы к данному событию или явлению относимся. Мышление — процесс вычислительный, требующий времени. Эмоции — мгновенны и не требуют калькуляций, а являются прямой реакцией организма и психики на исходное событие.
Сода и уксусная кислота соединяясь вступают в химическую реакцию. Им не нужно для этого думать. Реакция продиктована химическими свойствами элементов и начинается мгновенно. Так и эмоция — есть прямая и непосредственная реакция на то, что попало в наше восприятие. И эта реакция отражает нашу индивидуальную структуру, которая в данной конкретной ситуации выдает данные конкретные эмоциональные эффекты.
#3: Эмоции могут быть противоречивыми
Один и тот же объект может вызывать у нас целый спектр эмоциональных переживаний. Например, тот же самый паук может вызвать у нас одновременно страх и интерес или вызывать отвращение в целом, но при этом нам может нравиться его окрас.
Это свойство эмоционального восприятия лежит в основе психологических внутренних конфликтов. Например, к одному и тому же человеку мы можем одновременно испытывать противоположные чувства — любить и ненавидеть, бояться и испытывать притяжение. Эта ситуация совершенно нормальна и не является признаком психологической проблемы. Напротив, ожидание и тем более требование от себя полной согласованности эмоциональных реакций — это грубая психологическая ошибка.
Обратите внимание, что в случае подобных противоречий эмоции будут привязаны к разным аспектам объекта. Нравятся глаза, не нравится форма носа. Радует чувство юмора, пугает буйный нрав. То есть каждая из эмоциональных оценок по отдельности никакого противоречия в себе не содержит.
#4: Не бывает неправильных эмоций
Сода не может среагировать на уксус как-то неправильно. Реакция жестко продиктована свойствами соды и уксуса — вопрос о правильности или неправильности здесь вообще не стоит. Однако, с точки зрения плохо осведомленного наблюдателя, реакция может быть неожиданной — не той, что предполагалась. Например, мать может обнаружить, что испытывает негативные эмоции к своему ребенку — это для нее неожиданно. Но с точки зрения эмоциональной механики, возникшая эмоция совершенно нормальна и естественна, хоть и может быть не вполне обычной.
Сами по себе эмоции не хорошие и не плохие — подобные оценочные категории к ним вообще неприменимы. Нам может быть не понятно, почему возникла та или иная эмоция, нам может не нравиться, что она возникла, но все это не говорит о том, что эмоция какая-то неправильная. Сода не виновата в том, что она шипит, попадая в уксус. Проблема возникает только, если сода сравнивает себя с сахаром, а уксус с чаем — там ничего не шипит, да.
В наличии эмоций, какими бы они ни были, нет и не может быть никакой проблемы. Мы — живые люди и реагируем так, как реагируем. Никакого регламента правильных эмоциональных реакций не существует. Однако в нашей культуре некие рамки все-таки устанавливаются. Например, считается, что ребенок должен безусловно любить своих родителей. Но в реальности это далеко не всегда так, и если никаких позитивных чувств к своим родителям ребёнок не имеет, это нормально — так бывает.
#5: Эмоции имеют биологическую основу
Базовые эмоциональные реакции по своей природе инстинктивны — они не зависят от воспитания, культуры или религии. Эмоции ребенок испытывает с самого рождения, задолго до того как научится говорить или хотя бы понимать происходящее вокруг. На более поздних этапах развития сознания мышление может принимать участие в формировании эмоционального фона, но первоначально — сначала эмоции, потом мысли.
И будучи биологическим механизмом определяющим взаимодействие организма с внешним миром, те или иные эмоции у нас присутствуют всегда. Невозможно быть живым и ничего не чувствовать. Мы чувствуем эмоции непрерывно, хотя бы в виде того, что мы называем «настроением».
Человек разумный в своей основе, в самой своей сердцевине имеет иррациональное начало — эмоции. Исходное наше восприятие окрашивается эмоциями еще до того, как до сознания. Мы не видим мир в чистом виде, мы всегда видим мир плюс наше к нему отношение. Мы не можем не оценивать происходящее, можем только быть осознанны в своем отношении.
#6: Эмоции говорят что-то о нас
С одной стороны, эмоция — это наша ответная реакция на то, с чем мы столкнулись. Увидели змею — испытали страх, который говорит нам, что перед нами что-то потенциально опасное. То есть эмоция сообщает нам некоторые субъективно полезные сведения о том, что мы видим. Но какой-нибудь другой человек, увидев эту же самую змею, испытает не страх, а, скажем, интерес. И эта эмоция тоже будет субъективно ценной. Но ни страх, ни интерес не имеют отношения к самой змее — сама по себе она не страшная и не интересная.
С этой точки зрения, испытываемые нами эмоции больше говорят о нас, чем о воспринимаемом объекте. Если человек испугался змеи, то это объективный факт о данном человеке — он боится этой змеи. Но о самой змее это ничего нам не говорит — если, глядя на нее, мы испытываем какие-то эмоции, то это исключительно на нашей совести, змея тут не при чем!
Поэтому если нас раздражает другой человек, это не значит, что он плохой. А если вызывает симпатию, это не значит, что он хороший. Но о себе мы теперь можем сказать: во мне есть что-то такое, из-за чего один человек мне нравится, а другой нет. Если я раздражаюсь, во мне есть что-то такое из-за чего это раздражение происходит. Сам раздражитель — только триггер эмоциональной реакции, а не ее источник. И точно так же с симпатией: красота в глазах смотрящего.
Мы не виноваты в том, что мы чувствуем то, что мы чувствуем. Но мы несем за это полную и безоговорочную ответственность. Если мы что-то чувствуем, дело в нас!
#7: Вызвать чужую эмоцию невозможно
Следствие пункта #5. Если эмоции являются нашим собственным порождением, а объект является лишь спусковым крючком, поводом для их возникновения, то нет никакой возможности напрямую вызвать эмоцию в другом человеке.
Например, невозможно человека оскорбить — человек всегда оскорбляется сам. Мы можем намеренно создать условия, в которых другой человек в силу своих индивидуальных особенностей вероятно почувствует себя оскорбленным или обиженным. Но напрямую вызвать чувство оскорбленность или обиды невозможно.
Распространенное в человеческих отношениях манипулирование оказывается возможным только потому, что люди живущие в одном обществе имеют похожие больные места, на которые можно надавить и вызвать предсказуемую эмоциональную реакцию. Но всегда найдется человек, который в той же самой ситуации испытает совершенно иные эмоции.
#8: Вызвать свою эмоцию невозможно
Еще одно следствие из пункта #5. Эмоция не является предметом нашего выбора — это реакция всей системы в целом на среду в которой она оказалась. Сода, попадая в уксус, вызывает бурную шипящую реакцию с выделением углекислого газа — таково ее свойство. Но сода не может зашипеть просто так, без уксуса. Для данной конкретной реакции ей нужна кислота.
Так и человек не может испытать или создать у себя какие-либо эмоции на ровном месте. Будет кислая среда — будет кислая эмоция. И никак иначе. Любые попытки намеренно спровоцировать у себя какие бы то ни было эмоции невозможно. Невозможно полюбить то, что не любится само собой. Невозможно испытать интерес к тому, что не интересно. Невозможно захотеть то, чего не хочется.
А из этого уже следует и противоположное: имеющуюся эмоцию невозможно остановить до тех пор, пока мы остаемся в среде, которая её порождает, или пока в нас не прогорит тот специфический внутренний элемент, который вступил в реакцию. Сода в уксусе будет шипеть, пока не закончится сода или уксус, и никак иначе — остановить уже идущую реакцию нельзя.
#9: Эмоции содержат импульс к действию
Еще одно принципиальное отличие эмоций от мыслей. Эмоция — это не просто реакция и отношение, это еще и импульс к действию. Страх — это только реакция на потенциальную опасность, но и энергия для того, чтобы этой опасности избежать. Интерес — это не просто обнаружение чего-то ценного в познавательном смысле, но и энергия, чтобы этот интерес реализовать — приблизиться и рассмотреть внимательнее.
Злость: «Мне не нравится!» «Я против!»
Мотив к действию: я хочу изменить ситуацию! Нужно повлиять, устранить препятствие, и, возможно, разрушить (в зависимости от интенсивности).
Радость: «Мне нравится» «Это хорошо для меня!»
Мотив: я хочу продолжить! Ещё! Нужно к этому стремиться!
Страх: «Мне что-то угрожает!»
Мотив: я хочу избежать опасности! Мне нужно защитить себя!
Грусть: «Я утратил что-то важное и не могу этого изменить»
Мотив: я хотел бы вернуть утраченное, но мне нужно смириться.
Интерес: «Это интересно! Это ценно!»
Мотив: я хочу узнать получше! Мне нужно это исследовать!
Удивление: «Ого! Что-то непонятное!»
Мотив: я хочу понять! Нужно разобраться!
Неприязнь: «Я недоволен! Это неприятно!»
Мотив: я не хочу этого! Нужно избежать контакта!
Стыд: «Я сделал что-то плохое!»
Мотив: я хотел бы быть другим! Мне нужно исправить ошибку!
Нежность: «Мне очень приятно и ценно это!»
Мотив: я хочу с этим быть! Мне нужно это сохранить!
Мышление не способно создавать устойчивый мотив к действию. Все, что нас по-настоящему в жизни мотивирует, имеет эмоциональную природу. Именно поэтому попытки заставить выполнять себя ценную, с рациональной точки зрения, работу заведомо обречены на провал. Рассудок формирует только идеи, он не способен создать мотивацию. Энергия к действию содержится в эмоциях.
#10: Эмоция не есть поведение
Возникновение эмоции напрямую связано с ситуацией, в которой мы находимся. Контролировать эмоции мы не можем — они появляются без нашего спроса и ведома. И все они абсолютно нормальны и естественны. Однако, с точки зрения жизни в обществе, проявлять все эмоции без разбора было бы не разумно. И это то, что нас отличает от животных — наше поведение не связано напрямую с эмоциями.
Возникающие эмоции что-то говорят о нас, как о людях, но еще больше о нас говорят наши поступки, наше поведение. Экстремально сильная эмоция (аффект) всегда подчинит себе поведение, но своем обычном диапазоне интенсивности эмоции носят лишь совещательных характер. Мышление, рассудок, здравый смысл — более высокий уровень сознания, который может принять решение пойти наперекор имеющимся эмоциям.
Поэтому неправильным будет сваливать ответственность за свое поведение на неконтролируемые иррациональные эмоции. Зрелое сознание вполне может держать под контролем их проявление. Поэтому именно наше поведение — то, что нас по-настоящему характеризует. Не эмоции, не мысли и намерения, а то, что мы в конечном счете делаем или не делаем.
#11: Чувства — это…
Первоначальные эмоции, из которых соткана переживательная сфера человеческого сознания, очень просты и узконаправленны. Однако вместе с развитием и усложнением сознания, мы все больше имеем дело не с чистыми отдельными эмоциями, а с комплексными переживаниями включающими в себя сразу же несколько эмоций в связке с ментальными конструкциями: мыслями, установками, убеждениями. Эти эмоционально-смысловые комплексы называются чувствами.
Например, чувство одиночества может быть смесью из грусти и боли возникающих в связке с желанием близости, убеждением о ценности такой близости, страхе эту близость не получить никогда и сомнениями в себе по этому поводу.
Любовь, ревность, обида — это все комплексные переживания, в которых отдельные самостоятельные эмоции переплетены между собой и связаны с имеющейся у человека системой убеждений. Поэтому, например, любовь боится анализа — расщепления на составляющие элементы — в результате которого, оказывается, что «в борще нет борща». И по этой же причине психологическая деконструкция ревности, обиды и прочих подобных чувств приводит к расслаблению и отпусканию.
#12: Эмоции выражаются невербально
Будучи частью механизма биологической обратной связи, который заложен в человека от природы, а не от воспитания, эмоции, как таковые, не нуждаются в словах. И то, что мы придумали для отдельных эмоций свои названия, не означает, что слова — лучший способ для их выражения. Наоборот, к словам как средству передачи своих эмоциональных переживаний мы прибегаем в самую последнюю очередь.
Свои собственные эмоции мы переживаем, прежде всего, на телесном уровне, и только затем появляется мысль, описывающая содержание эмоции привычным для нас образом. Но никакое описание не способно вместить в себя саму эмоцию, оно может на нее только указать, сослаться. И то же самое происходит с восприятием чужих эмоций — их мы считываем не из того, что человек говорит о своих переживаниях, а из того, как он это делает.
Наши эмоции проявляются в нюансах нашего поведения: в интонациях, в позе, в мимике и только в последнюю очередь — в наших словах. Способность транслировать чувства и эмоции в словах — это литературное искусство, доступное далеко не каждому. И именно этот эффект лежит в основе нашего инстинктивного недоверия к другому человеку, которое возникает, когда сигналы на вербальном и невербальном уровнях не совпадают — тогда мы инстинктивно чувствуем подвох и опасность.
#13: Мы не чувствуем, что чувствуют другие
Мы способны считывать эмоциональное состояние человека по его невербальным проявлениям, но мы неспособны воспринимать чувства другого человека непосредственно. Все что нам доступно — это догадки и предположения.
Если, глядя на человека, мы чувствуем печаль, это не значит, что и сам человек чувствует такую же печаль. Это означает только то, что вид этого человека здесь и сейчас вызывает у нас печаль. Если мы видим чужие страдания и испытываем жалость к этому человеку, это еще не значит, что человек тоже себя жалеет — фактически он сам может переносить свои страдания более стойко, чем мы, глядя на него.
Человеческое сочувствие возможно, но не в том смысле, что мы можем по-настоящему разделить печали и радости другого человека. Сочувствие подразумевает коммуникацию и верификацию — снятие своих проекций и получение более точных сведений о состоянии другого человека, чем наше субъективное впечатление.
ПОНИМАНИЕ СВОИХ ЭМОЦИЙ — ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО!
Эмоциям нет дела, понимаем мы их или нет — они сильнее всех наших заблуждений и сопротивлений. Если эмоции того захотят, они заставят сойти с ума и пойти вразнос даже самого рационального человека. Эмоции реально могут разрушить психику, но изначальная их цель в другом — в том, чтобы помочь нам выжить и реализовать свою жизненную задачу. И если какой-то человек не видит жизни ни радости, ни смысла, мы у него всегда обнаружим хроническую глухоту к своим эмоциям.
Эмоции — это то, что наполняет нашу жизнь вкусом и значением. И если по какой-то причине мы отказываемся жить в согласии со своими чувствами, то нас ждет жизнь полная страданий — от тихой отравляющей все депрессии до настоящего сумасшествия и совершения поступков выходящих далеко за грань разумного.
Согласие с собой, другими людьми и миром вокруг целиком и полностью зависит о того, насколько человек осознан в отношении своих эмоций и понимает ли он роль и функцию эмоций в своей жизни. Именно поэтому любая психологическая работа начинается с решения этой задачи — познакомиться со своими эмоциями, научиться их ясно видеть, считывать их смысл и содержание.
А если вас интересует развитие и раскрытие своего потенциала, то понимание своих эмоций и навык свободного ориентирования в эмоциональном пространстве — это то, без чего развитие неизбежно превратится в бесконечную ходьбу по кругу. Искреннее, честное изучение себя — это прежде всего изучение своих эмоций. И именно это выводит нас на новые уровни сознания.
И если вы уже много лет занимаетесь психологией и вам кажется, что для вас здесь все очевидно, будьте осторожны — здесь очень легко обмануться. И составляя программу курса, мы обнаружили это на себе: очевидные вроде бы истины оказались глубже, чем казались. Поэтому, даже если вы уже хорошо знакомы с психологией, есть смысл пробежаться по всем темам и перепроверить свое понимание.
Эмоции
Чувства и эмоции человека
Выберите букву:
Чувства человека
Чувства и эмоции тесно связаны с нашими внутренними качествами, они просто являются отражением того, что происходит у нас внутри. Мы часто боимся и отрицаем собственные эмоции, путаем эмоции с чувствами, чувства с состояниями.
Совершенно невозможно разобраться со своими проблемами, если не можешь даже определить, что ты чувствуешь к тому или иному человеку или ситуации, или по поводу того или иного события.
Что вызывает чувства и эмоции
Не только наши чувства и эмоции не осознаются сами по себе, но и их причины остаются для многих загадкой.
Врожденные эмоции человека
Пора «вынуть голову из песка» и разобраться, что мы чувствуем на самом деле, что вызвало у нас эту эмоцию и кто нас «научил» чувствовать именно так, а не иначе.
Далее, для вашего удобства, я привела список эмоций, чувств и состояний, по возможности стараясь не только пояснять, что означает та или иная эмоция, но и указывать какие процессы лежат в ее основе.
Читайте и удивляйтесь 🙂
Ксения Голицына,
Эмоциональный терапевт, психолог
2012г
Официальный сайт wayto.life
Практика благодарности: wayto.life/pay
Азарт при занятии любимым делом; азарт предпринимателя; азарт при освоении новых знаний.
Азарт игрока в казино.
Беспокойство – эмоциональное состояние, характеризующееся испытанием волнения, тревоги, неудобства, неприятным предчувствием дурного. Возникает под влиянием мало понятных и неизвестных факторов внешней среды или внутреннего состояния самого человека.
Благодарность – чувство обязанности, уважения и любви к другому человеку (в частности, выраженные в соответствующих действиях) за оказанное им благодеяние.
Довольство малым – отсутствие в сознании мотива избыточности (см.), нежелание иметь много имущества, денег, удовольствий, постоянное ощущение счастья от того, что имеешь самое необходимое.
Мстительность (жажда мести) – желание и стремление принести вред объекту в ответ на вред индивиду с его стороны. Может сочетаться с ненавистью, презрением, завистью, ложным стыдом, ревностью, боязнью, что причинят новый вред, если не будет активного противодействия (отомстить, чтоб было неповадно).
Надменность – большая гордость, напыщенность.
Недоумение – состояние сомнения, колебания, как следствие того, что субъект не может понять, в чем дело.
Неловкость – чувство стеснительности, стыда. Может быть следствием социальной тревоги, обнаруженной лживости собеседника, сензитивности, незаслуженной или чрезмерной похвалы, присущей индивиду щепетильности, беспокойства о последствиях происходящего. Может перейти в стыд, смущение, раздражение.
Ненависть – глубокая длительная интенсивная злость и враждебность к кому-либо, чему-либо, часто в сочетании с желанием вреда объекту такой эмоции. Обусловливается представлениями индивида о том, что объект ненависти опасен, вреден для него, для других людей, для чего-то ценного в его глазах; в частности, ненависть может быть по религиозным или политическим причинам. Ненависть может быть связана с прошлыми отрицательными поступками ее объекта или переходить на объекты, достаточно связанные с ним – его друзей, родственников, сторонников.
Нерешительность – опасение, недоумение, неуверенность, сомнение, как комплекс.
Нетерпение – нехватка терпения, спокойного ожидания, беспокойное стремление. Может быть обусловлено желанием контролировать всех и вся, неспособностью воспринимать мир таким, какой он есть, прибывать все время в будущем, не уметь находиться в «здесь и сейчас».
Неуверенность в себе – боязнь предпринимать какие-либо требующиеся действия из-за сомнения в своих силах, возможностях, способностях произвести их успешно, боязни потерпеть провал, комплекса неполноценности. Может появиться в следствии воспитания родителями с гипперопекой, либо слишком строгими и властными родителями. И те и другие родители не дают ничего ребенку делать самостоятельно, принимать свои собственные решения и нести за них ответственность, в следствии чего появляются сомнения в своих силах и инфантильность.
Обескураженность – состояние растерянности, озадаченности, неуверенности в себе в связи с чьим-то воздействием, какими-то неудачами.
Обреченность – состояние человека, когда он понимает, что скоро должен умереть или что ему суждена неполноценная жизнь.
Озабоченность – поглощенность заботами, беспокойная озадаченность.
Озадаченность – состояние затруднения, непонимания, что делать.
Озорство – чрезмерное задорное поведение, нарушающее общественную норму, наглое самовольничание.
Омерзение – крайнее отвращение.
Оскорбленность – чувство индивида, когда ему нанесли тяжелую обиду; обида в сочетании с чувством сильного унижения, вызванная кем-то, чаще всего сугубо намеренно. Может быть следствием комплекса неполноценности или комплекса превосходства. Может сочетаться с гневом, возмущением, стыдом, желанием мести.
Осторожность – предусмотрительность относительно возможной опасности. Осторожность и предусмотрительность подчас истолковывают как страх.
Отверженность – чувство, проявляющееся во враждебной установке по отношению к обществу, девиантном поведении, грубых нарушениях общения. Основой для формирования отверженности часто служит социальная дезориентация. Противостояние носит активный и обоюдный характер. Для людей, испытывающих чувство отверженности, характерно представление о несправедливом устройстве мира и самосознание изгоя, отвергаемого обществом. Может быть следствием субъективного недостатка любви, как окружающих, так и к себе самому. Тесно связана с комплексом неполноценности.
Оторопь – растерянность и страх вследствие внезапности чего-либо; панический страх.
Отрешенность – отсутствие чувства эмоционального участия в чём-либо, погруженность в себя, безразличие к окружающему, ощущение эмоциональной свободы, отсутствие чувства эмоционального участия в проблеме, ситуации, другом человеке и т.д. Однако, отрешенность может быть и механизмом защиты, который направлен на предотвращение формирования тесной эмоциональной связи одного человека с другими.
Отчаяние – состояние крайней безнадежности, ощущение безвыходности, сопровождающееся мыслями о бессмысленности существования, бесперспективности, безнадежности прилагаемых усилий для того, чтобы улучшить сложившееся положение дел. Обычно указывает на серьёзный психологический кризис личности или её сложную жизненную ситуацию.
Отчуждение – отстраненность человека от внешнего мира, других людей, недостаток или отсутствие тёплых отношений с ними. Отчужденность проявляется в таких отношениях человека с миром, при которых продукты его деятельности, он сам, а также др. люди и социальные группы осознаются им как противоположные ему самому (от несходства до враждебности). Отчужденность может быть и отдалением человека от самого себя, от своей «сущности».
Оцепенение – состояние неподвижности под влиянием какого-нибудь сильного чувства, потрясения.
Печаль – состояние грусти, скорби, тоски, горя. Отрицательная эмоция, направленная в прошлое или настоящее. Траурное состояние, настроение, возникающее в процессе принятия тяжёлой утраты кого-либо, чего-либо или признанием ненадёжности определённых источников удовлетворения. Характеризуется поглощённостью ощущением собственного несчастья, кажущимся чем-то исключительным, никому непонятным или даже несправедливым («Вам не понять моей печали. »).
Подавленность – состояние угнетенного настроения, мрачной безнадежности, пессимизма, возникающее в результате поражения в межличностном конфликте, где отстаивались значимые цели и интересы.
Подозрительность – склонность к недоверию, чрезмерная критичность как душевное свойство. Подозрительность расценивают как психологическую проекцию. Принято думать, что, проявляя недоверие к другим людям, подозревающий переносит на них собственную склонность к обману.
Покой (душевный покой) – безмятежное состояние души, отсутствие тревоги.
Покорность – смиренное предание себя власти другого, чужой воле, вежливая уступчивость и послушность. В психоанализе – акт уступки другим. Аналитики склонны относить покорное поведение к рубрикам пассивность и мазохизм.
Порыв – сильное кратковременное проявление какого-либо чувства.
Потерянность – расстроенность и растерянность.
Превосходство – необоснованная, нереалистическая убеждённость индивида в том, что он в чём-то значительно превосходит окружающих его людей. Обычно сочетается с недооценкой или осознанным умалением достоинств, достижений, прав и интересов других людей. Рассматривается, гипотетически, как защита от комплекса и/или чувства неполноценности. Люди, действительно выделяющиеся среди окружающих какими-либо выдающимися качествами и даже вполне это осознающие, большей частью не нуждаются в ощущении своего превосходства
Признательность – чувство благодарности.
Равнодушие – безразличие, отсутствие интереса, безучастие, холодность, косность души.
Радость – наслаждение, внутреннее чувство удовольствия вследствие желанного случая. Радость может сочетаться с благодарностью, удовлетворением, облегчением, благодушием, весельем, счастьем, удивлением, благочестием. Может быть следствием ответной любви, успеха, осуществленной мечты. Может смениться разочарованием; происходит достаточно быстрая десенсибилизация.
Радушие – душевная готовность быть полезным, делать добро другим.
Раздражение (раздраженность)– состояние досады, гнева, недовольства. Раздражение может быть нескрываемым (сочетаясь, например, с ироничностью речи) и подавляемым (сочетающимся со сдержанностью). Может сочетаться с нетерпением. Может быть следствием неприятного сообщения, ожидания, особенно длительного; необходимости общения с неприятным собеседником, в том числе следствием его внешнего вида, манеры общения и поведения в целом; надоедливости собеседника, предшествующего расстройства настроения. Но причины частого раздражения кроются в общем непринятии людей или событий такими, какие они есть. Раздражение может возникать в результате не оправдавшихся ожиданий.
Рассеянность – нарушение способности сосредоточиваться, действовать целенаправленно, когда индивид непроизвольно отвлекается от дела, думая о другом предмете, делая что-то невпопад. Может быть следствием усталости, озабоченности, легкомыслия и др.
Ревность – аффективное состояние, предполагающее наличие чувства любви и основанное на стремлении к обладанию объектом любви. Негативное чувство, возникающее при ощущаемом недостатке внимания, любви, уважения или симпатии со стороны очень ценимого, прежде всего любимого, человека, в то время как это мнимо или реально получает от него кто-то другой. Ревность в большинстве случаев представляет собой исключительную претензию на «владение» другим человеком, с которым существует эмоциональная связь. Ревность возникает, когда эта претензия мнимо или на самом деле ставится этим человеком под вопрос, что вызывает сильный, порой иррациональный страх его потери. Кроме отмеченных особенностей ревность предполагает также бессознательное желание устранить или опередить противника.
Робость – нерешительность, упадок духа.
Симпатия — чувство устойчивой эмоциональной предрасположенности человека к другим людям, одобрительное эмоциональное отношение человека к другим людям, их группам или социальным явлениям.
Скорбь – психическое состояние, обусловленное глубокими переживаниями утраты и сопровождающееся значительным снижением интереса к внешнему миру, погруженностью в себя и поглощенностью мучительными воспоминаниями. Скорбящий человек меняется и внешне: сохнет, худеет, делается некрасивым, понурым, «убитым горем».
Скука – эмоция, указывающая на то, что индивид не в состоянии найти интересы и занятия, которые полностью захватили бы его. Это может быть связано как с внешними причинами (одиночное заключение, монотонная работа и др.), так и внутренними ограничениями. Скука – это состояние, в котором индивид осознаёт, что ему чего-то не хватает, но не понимает, чего именно. Психическое состояние, характеризующееся неспособностью человека устанавливать такие отношения с окружающим миром, другими людьми и самим собой, которые могли бы эмоционально захватить его и пробудить интерес к созидательной деятельности.
Смех – специфически человеческое переживание неожиданной радости торжества ценностной нормы (желаемого должного) и понимания этого торжества. Смеется только человек и только над проявлениями человеческого.
Смирение – сознание своих слабостей и недостатков, чувство сокрушенности, раскаяния, скромность. Отношение человека к самому себе и выражающееся в принижении своего достоинства, в неверии в свои силы и умалении своих возможностей, в покорности по отношению к внешним силам, в готовности подчиниться судьбе, признать свое поражение, отказаться от надежд на лучшее будущее.
Сожаление – чувство неуверенности, сомнения в правильности принятого и осуществляемого решения, сочетающееся с мыслью о том, что позже об этом придется пожалеть. Это чувство печали, огорчения по поводу утраты чего-либо, потери, ухудшения, снижения и т.п. Сожаление проявляется как скорбь, грусть, жалость, печаль, огорчение в связи не только с самой утратой чего-то имеющегося или лучшего, но и с осознанием, что нельзя ничего вернуть, изменить случившегося. Таким образом, сожаление – это далеко не горе, ибо всегда возникает на уровне сознания, осмысления случившегося, трезвого подхода к анализу и оценке. Можно сказать, что это чувство, рационализированное разумом и управляемое им.
Сомнение – колебание мысли, нерешительность, неуверенность, недоумение – как интеллектуально-эмоциональное целое. Это состояние ума, в котором возникает воздержание от окончательно определённого суждения, или/и раздвоения (троення и т. п.) его становления, из-за неспособности сознания сделать однозначный вывод.
Сопереживание бывает двух видов:
Сострадание – жалость к другому человеку, сочувствие в его беде.
Спокойствие – это душевное уравновешенное состояние покоя, смирения, умиротворенности, гармонии души, духа и тела. Это состояние отсутствия тревог, забот, болезней и, напротив, испытание удобства, благополучия. Спокойствие, по утверждению философов и психологов, это торжество над разумом, приближение к истине. Испытание спокойствия – это движение духа к свободе.
Страх – эмоция, возникавшая в ситуации угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Страх возникает при предвосхищении страданий. При неосознанности или неопределенности источника опасности возникает состояние тревоги. Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности. В случае, когда страх достигает силы аффекта (панический страх, ужас), он способен навязать стереотип поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия). Страх выступает и как средство воспитания: например, сформированный страх осуждения используется как регулятор поведения.
Счастье — состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. В последнее время представления о счастье связаны с конкретными условиями человеческого бытия, положением людей в обществе, характерными для данной эпохи ценностями и идеалами, а также с истолкованием человеком смысла жизни. Но как бы человек ни понимал счастье, стремление быть счастливым отражает неудовлетворенность его своей жизнью, потребность в преодолении препятствий на пути к желанной цели, к идеалу. Если счастье для человека обнаруживается в чем-то внешнем, а не в себе самом, то для него оно всегда будет только временным.
Уверенность — психическое состояние человека, при котором он считает некоторые сведения истиной. Уверенность является психологической характеристикой веры и убеждений человека. Уверенность может быть как результатом собственного опыта личности, так и результатом воздействия извне. Например, уверенность может появиться у человека помимо (а иногда и против) его воли и сознания под воздействием внушения. Чувство уверенности личность может вызвать у себя и путём самовнушения (например, аутогенной тренировки).
Увлечение (сверхценное) – одностороннее и интенсивное увлечение, занимающее неподобающее место в жизни человека, имеющее для него несоразмерно большое значение, особый смысл. Способность сильно увлекаться чем-либо или кем-либо связана с системой личностных ценностей и идеалов. Это, например, спортивный фанатизм, за которым, возможно, скрывается чувство неполноценности, или слишком пристальное внимание, уделяемое своей внешности, за которым может скрываться неуверенность в себе.
Удрученность – угнетенное, мучительное, томительное состояние (от нищеты, болезни, других неблагоприятных обстоятельств, вследствие серьезных неудач).
Ужас – внезапный и сильный страх, внутреннее содрогание, высшая степень страха, пронизанного отчаянием и безнадежностью при столкновении с чем- то угрожающим, непознаваемым и чужим; головокружение от предчувствия тотального фиаско. Ужас для человека всегда принудителен, навязан извне — и в том случае, когда речь идет о психическом наваждении.
Умиление – чувство покойной, сладостной жалости, смирения, сокрушения, душевного радушного участия, доброжелательности.
Унижение – индивидуальные или групповые действия, направленные на понижение статуса человека обычно каким-то смущающим или обижающим человека путем. Некоторыми общими действиями, считающимися унижающими, являются оскорбительные слова, жесты, телодвижения, пощечины, плевки в его сторону и т. п. Некоторые специалисты считают, что ключевым моментом является то, что унижение определяется сознанием самого униженного. Для того чтобы быть униженным, человек должен считать это действие унижающим. Для некоторых людей унижение является удовольствием и источником возбуждения (напр., в сексуальных ролевых играх), но для подавляющего числа – тяжелым испытанием, которому они не хотят подвергнуться. Унижение сопровождается крайне болезненным эмоциональным потрясением и затрагивает самые чувствительные части человеческого самоуважения. Если ударить по нему слишком сильно, даже скромный человек может ответить агрессией.
Уныние – безнадежная грусть, упадок духа, потеря надежды на достижение желанного или насущного.
Упоение – состояние восторга, наслаждения, «восхищенье, восторг, нравственное, духовное охмеленье».
Фрустрация – состояние, возникающее в результате переживания по поводу невозможности достижения намеченных целей и удовлетворения влечений, крушения планов и надежд.
Эйфория – психическое состояние радостного возбуждения и энтузиазма, сопровождающееся приподнятым настроением, возбуждением, ликованием.
Обязательно поделись