О чем говорится во вступлении медного всадника
Поэма «Медный всадник» – повествование о трагической участи простого обитателя Петербурга, потерявшего во время наводнения любимую девушку, а вместе с ней – все мечты и надежды на будущую жизнь.
В «Медном всаднике» Пушкин поднимает тему «маленького человека» и тему роли Петра I в судьбе России. Основной конфликт произведения – противостояние личности и власти.
Евгений – бедный чиновник, который мечтает о семье, спокойной размеренной жизни. Сходит с ума, не в силах смириться со смертью любимой девушки во время наводнения.
Петр I – оживающий в воображении Евгения образ памятника царю.
Параша – возлюбленная Евгения, которая гибнет во время наводнения в Петербурге.
У безлюдных берегов Невы стоял когда-то Петр I, размышляя о времени, когда здесь будет основан город:
««Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно»».
По прошествии ста лет на месте, где раньше не было ничего, кроме ««тьмы лесов»» и болотных топей, ««вознесся пышно, горделиво»» молодой город. ««Юный град»» затмил красотой, богатством и мощью саму Москву. Автор признается в любви к городу, ««Петра творенью»», и верит, что созданный волею правителя, он будет многие века стоять ««неколебимо как Россия»», а побежденная стихия финских волн забудет о своем былом величии и не будет беспокоить ««вечный сон Петра»».
Повествователь приступает к рассказу о тяжелом времени, воспоминание о котором еще свежо.
Поздним ненастным вечером ноября герой по имени Евгений вернулся из гостей домой.
««Наш герой
Живет в Коломне; где-то служит,
Дичится знатных и не тужит
Ни о почиющей родне,
Ни о забытой старине»».
Тяжелые мысли о бедности, о своей жизни, в которой еще предстоит заслужить ««независимость и честь»», не дают ему заснуть. К тому же из-за непогоды вода в Неве поднималась и, скорее всего, уже смыла мосты, – теперь Евгений несколько дней не сможет увидеть любимую девушку Парашу, живущую ««у самого залива»», на другом берегу. Евгений размечтался о жизни с Парашей, об их совместном будущем и, наконец, заснул.
Наступивший день был ужасен:
««Нева вздувалась и ревела,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась»».
Площади превратились в озера, и в них ««широкими реками вливались улицы»«. Вода разрушала дома и уносила людей, обломки жилищ, мосты, – все, что встречалось на пути.
На мраморном льве возле одного из новых богатых домов города неподвижно сидел среди общего хаоса Евгений. Он не видел и не слышал ни ветра, ни дождя, бьющего по лицу – он тревожился о судьбе возлюбленной. Молодой человек в отчаянии неотрывно смотрел туда, где, ««словно горы, из возмущенной глубины вставали волны, буря выла, неслись обломки»», – туда, где жила Параша со своей матерью. Герою казалось, он видит и некрашеный забор, и их ветхую лачугу.
Евгений сидел, не в силах сдвинуться с места. Вокруг везде была вода, а перед ним – обращенный к нему спиной ««кумир на бронзовом коне»». Памятник Петру I возвышался над бушующей Невой.
Наконец вода начала спадать. Евгений, ««душою замирая, в надежде, страхе и тоске»», наняв перевозчика, плывет к любимой. Выйдя на берег, герой бежит к дому, где жила Параша, он не верит глазам, ходит вновь и вновь вокруг места, где жила девушка, и не находит ее дома – он смыт Невой. ««Полон сумрачной заботы»», Евгений громко говорит сам с собой, а потом смеется.
Наступил следующий день, Нева успокоилась, город вернулся к прежней жизни. Жители шли на службу, возобновилась торговля.
Только Евгений не смог перенести гибели любимой, его ««смятенный ум»» не выдержал потрясения. Занятый мрачными мыслями, он скитался по городу, не возвращаясь домой. Так прошла сначала неделя, потом месяц. Молодой человек спал, где придется, кормился подаянием. Бывало, дети бросали вслед ему камни, его стегали плети кучеров, когда он, не разбирая дороги, едва не попадал под колеса повозок. Внутренняя тревога съедала его.
««И так он свой несчастный век
Влачил, ни зверь ни человек,
Ни то ни сё, ни житель света,
Ни призрак мертвый…»»
Однажды в конце лета, ночуя возле невской пристани, Евгений был разбуежн наступающим ненастьем. Шел дождь, выл ветер, бурлила Нева. Вспомнив пережитый ужас наводнения, герой начал бродить по улицам. Со страхом внезапно остановился – он очутился возле дома, где спасался от бушующей реки в ночь гибели Параши. На крыльце большого нового дома все также сидели изваяния львов, а неподалеку высился на бронзовом коне Петр. Евгений узнал и место, где ««потоп играл»», и львов, и того, ««чьей волей роковой под морем город основался»». Именно Петра считает виновником своего горя.
Стиснув зубы, сжав пальцы, задрожав от переполнявшей злобы, взглянул он в глаза Петра и прошептал с угрозой: ««Ужо тебе. »» И вдруг бросился прочь: герою показалось, что лицо царя вспыхнуло гневом и всадник начал поворачиваться в его сторону. Всю ночь бежал Евгений от мнимого преследования Петра – куда бы ни сворачивал он, везде слышался ему топот конских копыт ожившего ««медного всадника»».
С тех пор всегда, когда Евгений оказывался возле памятника, он смиренно опускал глаза, снимал картуз и прижимал руку к сердцу, ««как бы смиряя его муку»».
Герой так и не смог пережить потерю и прийти в себя. Мертвого ««безумца»» Евгения нашли весной у порога ветхой лачуги, которую наводнение занесло на безлюдный остров у взморья. Здесь же, на острове, его и похоронили.
Рассказывая историю Евгения, автор подводит нас к выводу о том, что противоречия между властью и маленькими людьми не исчезают и не разрешаются – они всегда трагически взаимосвязаны. Пушкин впервые в русской литературе показал неразрешимость между государственными интересами и интересами простого человека. Именно поэтому образы главных героев в изображении автора неоднозначны: мы видим Петра – преобразователя и Петра-самодержца, Евгения – мелкого чиновника и бунтаря, возмутившегося действиями самого царя.
После чтения пересказа «Медного всадника» читатель готов к восприятию неповторимых пушкинских образов и языка поэмы.
«Медный всадник» А. С. Пушкин Кратко
Александр Сергеевич Пушкин
Поэма «Медный всадник» Краткое содержание
В поэме «Медный всадник» великий русский поэт, главным образом, акцентирует внимание читателя на проблеме маленького человека и трагичности его судьбы на фоне величия окружающего мира. Таким миром в произведении становится главное «детище» Петра I город на Неве Петербург, попавший во власть стихии, в поединке с которой человеку не победить. Наводнение олицетворяет собой власть, а Евгений, потерявший из-за него любимую девушку и вместе с ней смысл жизни, — представителя простого люда. Для доподлинного понимания произведения недостаточно прочтения его краткого содержания, но получить общее представление о сюжете, героях и обстоятельствах, с которыми они сталкиваются, вполне реально.
Очень краткий пересказ сюжета поэмы «Медный всадник»
Наводнение на улицах Петербурга, о котором говорит автор поэмы, было серьёзнейшим испытанием для его жителей за всю историю города. Оно принесло разрушения и гибель множества людей. В числе жертв оказалась невеста скромного чиновника Евгения. Герой на фоне своего горя сошёл с ума. Ему казалось, что оживший памятник Петру преследует его на улицах города. В конце повествования рыбаки находят бездыханное тело Евгения.
Краткая характеристика героев поэмы «Медный всадник»
Краткое содержание поэмы Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник» подробно по частям
Поэма «Медный всадник» включает в себя предисловие, вступление и две части повествования. С их содержанием можно ознакомиться ниже.
Предисловие
Здесь автор объясняет читателю, что его история основывается на реальных событиях, сведения о которых были им почерпнуты из архивов.
Вступление
Читатель знакомится с величественным Петром I, который размышляет о возведении города. Спустя сто лет на задуманном месте вырос молодой и величавый Петербург. Автор искренне восхищен его красотой и признаётся городу в любви: «Люблю тебя, Петра творенье..».
Часть I. Знакомство с Евгением. Наводнение.
Ноябрь. Поздний вечер. Евгений возвращается из гостей. Его одолевают мысли о бедном существовании, долгом пути к выслуге. Погода портится, черные думы сгущаются. Но лучиком в этом «тёмном царстве» для героя становится мечта о будущем рядом с любимой девушкой Парашей. Она живёт на другом конце города, у залива. Из-за непогоды вряд ли Евгений сможет увидеть её в ближайшее время. Герой засыпает с мыслями о возлюбленной.
Часть II. Страшные последствия потопа.
Буря утихла. Вода стала отступать. Евгений спешит к месту, где стоял ветхий домишко его невесты. Но домик смыло страшными волнами. Осознав, что его любимой больше нет, Евгений теряет рассудок.
С наступлением нового дня, жизнь возвращается в город. Люди спешат на службу, открываются лавки. Но для героя поэмы потерян смысл существования. Он бесцельно скитается по городу, он бросает и службу, и дом. Спит где придётся, ест что попало, дети швыряют в него камнями, возницы бьют плетями, прогоняя с дороги.
В конце лета, когда над городом разразилась гроза, Евгений оказался на том самом месте, где был во время потопа. Он видит памятник Петру и винит его в своём горе. Затем герой бросается бежать. Ему кажется, что медный всадник ожил и преследует его по пятам. С той минуты, он в страхе, смиренно опускал глаза при виде памятника. А по весне бездыханное тело Евгения нашли рыбаки на одном из островов. Там беднягу и похоронили, как неизвестного.
Кратко об истории создания поэмы «Медный всадник» и её прототипах
В сюжет поэмы легла реальная история наводнения в Петербурге в 1824 году. Сам автор наводнения не видел, но основывался на показания очевидцев, статьи журналов того времени, архивы. Меньше чем за месяц написал Пушкин свою поэму в 1833 году в Болдино. Однако процесс создания требовал от поэта полной самоотдачи, он переписывал каждый стих чуть десятки раз, добиваясь, таким образом, идеальной формы.
Идея об «оживающем памятнике», возможно, была почерпнута классиком из истории о том, как Александр I помышлял перевезти памятник Петру из города. Он передумал, после того, как ему рассказали о сне одного майора, который видел скачущего медного всадника на улицах Петербурга и слышал грозные слова Петра Великого, обращенные к императору: “Молодой человек! До чего ты довел мою Россию! Но покамест я на месте, моему городу нечего опасаться”. Есть и другое предположение. Возможно, Пушкин вдохновился идеей «оживить» памятник из произведения «Дон Жуан».
Поэма «Медный всадник» по объёму относится к самым небольшим произведениям великого русского поэта, при этом она вмещает в себя благоговение перед мощью самодержца и его бессмертного творения Петербурга, историю любви, жуткие сцены страшного потопа и раскрытие проблемы «маленького человека» на фоне большого жестокого мира.
А.С. Пушкин «Медный всадник»: сюжет и краткое содержание по частям поэмы
(Иллюстрация Бенуа к «Медному всаднику» Пушкина 1899-1905 годы)
«Медный всадник» А. С. Пушкина — необыкновенное произведение даже среди шедевров великого поэта. В нём — гимн императору-творцу и неразрешимая трагедия жизни, глубокая философия и горе маленького человека, который любит и страдает.
«Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье…» — и перед нами из самых простых слов вырастает величественная каменная громада северной столицы. Здесь живёт мелкий чиновник Евгений. Небогатый, но трудолюбивый, он мечтает о простом счастье с любимой Парашей (Прасковьей). Но всё рушит стихия — страшное наводнение, случившееся в Петербурге 7 (19) ноября 1824 года. Параша гибнет, и Евгений, будто тронувшись умом, обвиняет в трагедии Петра — Медный всадник, памятник императору-строителю.
В поэме Пушкин преклоняется перед гением и волей Петра, вздёрнувшего «Россию на дыбы», а в истории Евгения изображает судьбу простого человека, хранителя традиций и основ общества, жизнь которого разрушили петровские реформы. Личной волею сломав национальный уклад, царь-реформатор будто впустил хаос в народную жизнь. Решительно нет никакой возможности ответить, на чьей стороне поэт-философ. Потому интерпретация произведения до сих пор — предмет непримиримых споров.
Главные герои
Евгений
Евгений — представитель многочисленной петербургской страты (социальной группы) мелких чиновников. Он живёт в Коломне — районе «респектабельных бедняков», ещё деревянной, с садами и огородами — только в 1761 году Елизавета, дочь Петра, укажет строить в районе из камня. Живёт герой только жалованьем, потому беден. Он — типичный мещанин: мечтает жениться, «трудиться день и ночь готов», чтобы обустроить простой дом, где будет жить с Парашей и детьми — в любви и согласии до самой смерти. Эта «бледность» героя — характеристика петербуржца, простого человека «вообще» — таких тысячи, миллионы.
Евгений — представитель «третьего сословия», обедневших дворян, потерявших достаток, но хранящих культуру, нравственные основы общества. Потому Пушкин даёт ему соответствующее имя: Евгений с греческого — «благородный». Во многом герой напоминает самого Пушкина — обедневший дворянин, жизнь на жалованье, мечта о семейном счастье, не ставшая реальностью
Петербург и Медный Всадник
(Медный всадник. Автор снимка: Usynin)
«На берегу пустынных волн…» — так начинается «петербургская повесть» «Медный всадник». Безлюдные, мрачные северные воды через 1 строфу, словно по мановению руки волшебника, превращаются в «юный град, полнощных стран краса и диво». Так возникает город-призрак, город-миф.
Петербург в поэме — символ империи, власти, силы, победившей стихию — Хаос. Город прекрасен: «громады стройные теснятся дворцов и башен», блистает одетая в гранит Нева, «мосты повисли над водами», словно кто-то спустил их с небес, кругом — тёмно-зелёные сады, богатые пристани, около которых — толпы кораблей со всех концов земли…
В поэме город безжалостен к человеку. Он выстроен на показ, для государства, для блеска и величия. Даже страшное наводнение всего на день ломает его «машину». А через день всё возвращается на места: спешат чиновники, торговцы открывают прилавки, чужое горе никому не интересно.
Вода, поднявшаяся над гранитом, так же бессильна перед властью Петра, как бессилен протест Евгения, пригрозившего памятнику и тут же бросившегося бежать.
Призрачность Петербурга в том, что он не должен стоять на гиблом месте, среди болот. А он стоит — на костях. Так Пётр сломал законы природы, сломал старый народный уклад, надеясь привить европейский. Но если с городом всё удалось, то с человеческой жизнью — нет.
Медный Всадник восседает на вздыбленном коне, и Пушкин сравнивает коня с Россией, которую император поднял «на дыбы».
Сюжет
Евгений служит мелким чиновником в Петербурге, мечтает о свадьбе, семье, детях. В ноябре 1824 года Нева входит из берегов, и в наводнении гибнет любимая героя — Параша. Евгений сходит с ума и целый год бродит по городу.
Однажды осенью он оказывается у памятника Петру Первому — у Медного Всадника. Он вдруг понимает, кто виновен в его трагедии, и грозит «истукану». А потом бросается бежать, слыша за собой «тяжёло-звонкое скаканье».
Весной тело Евгения находят на удалённом острове на пороге домика, разрушенного наводнением.
Краткое содержание по главам
Предисловие
Пушкин сообщает читателю, что всё «описанное в сей повести» — истинно. За подтверждением всякий сомневающийся может заглянуть в «известие, составленное В. Н. Берхом».
Автор намеренно отсылает читателя к Берху Василию Николаевичу — историку российского флота и географических открытий: так Пушкин настраивает на то, что всё сказанное — быль.
Этому же служит и определение жанра, данное самим автором, — «повесть».
Вступление
Пётр Первый стоит на берегу Невы и смотрит вдаль:
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там…
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
(Памятник императору Петру I (Медный всадник). Автор снимка: Aniacra)
Пушкин не называет императора по имени, а говорит «он». И у читателя невольно возникают ассоциации с картиной сотворения мира. Проходит 100 лет, и перед нами — прекрасный город, «полнощных (ред. — северных) стран краса и диво», со стройными громадами дворцов, гранитными берегами Невы, шумными и богатыми пристанями.
Автор признаётся в любви к «младшей столице»: «Люблю тебя, Петра творенье…». Он любуется городом в свете белых ночей, «спящими громадами» улиц, в блеске балов, его военными парадами, ледоходом на Неве.
Часть первая
Ноябрь. Нева, «как больной», мечется в гранитных берегах. Из гостей домой возвращается Евгений. Он долго не может заснуть и мечтает, как женится на любимой Параше, как будет много работать, переживает, что из-за непогоды «с Парашей будет он дни на два, на три разлучен».
Утром непогода усилилась. Над берегами Невы толпился народ, «любуясь брызгами, горами и пеной разъяренных вод». Но случилось страшное:
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась. Пред нею
Всё побежало, всё вокруг
Вдруг опустело — воды вдруг
Втекли в подземные подвалы,
К решеткам хлынули каналы…
Река сносит всё — дома, мосты, вымывает гробы из земли, губит людей… Евгений, застигнутый наводнением, спасается на «звере мраморном верхом» — сторожевом льве у дома на «площади Петровой». Он бледен и смотрит только в одну сторону — туда, где дом его Параши и где «вставали волны там и злились, там буря выла…»
Медный всадник — анализ произведения
Поэма «Медный всадник» является одним из важнейших произведений А.С. Пушкина. В ней наслоено множество смыслов и аллюзий, разобраться в которых достаточно сложно. Здесь и восхваление Петербурга и история возникновения Северной столицы, и трагедия маленького человека. Каждое описание наполнено смыслом, значением, изложено великолепным языком.
О чем поэма «Медный всадник»
Поэма «Медный всадник» рассказывает о противоречии между интересами государства и счастьем отдельной личности. Противоречие в поэме усугубляет контраст: мелкий чиновник взбунтовался против императора — основателя Петербурга.
Очень краткое содержание «Медный всадник»
Во вступлении автор рассказывает об истории возникновения Санкт-Петербурга, который появился на свет благодаря военным успехам и дальновидности Петра I. У Евгения — мелкого служащего стихия (наводнение) забрала любимую девушку. Евгений не может пережить несчастья, которые обрушились на его голову. Молодой человек сходит с ума и грозит изваянию Петра как виновнику своих бед.
Время и место сюжета
Персонажи повести — современники Пушкина. Местом сюжета является Санкт-Петербург — новая столица Российской империи. Как многие современники, автор любил этот город и восхищался им.
Время было выбрано не случайно — в 1824 году непогода стала причиной большого наводнения, которое унесло десятки жизней петербуржцев. Эта трагедия легла в основу сюжета поэмы.
Главные герои поэмы
Число персонажей поэмы невелико — композиция произведения основана на мыслях и поступках трех действующих лиц.
Второстепенные герои
Краткое содержание поэмы Пушкина «Медный всадник» по частям с цитатами
Сюжет поэмы разворачивается в Санкт-Петербурге, во временной шкале он разделен на две части. Первая относится к моменту возникновения замысла о строительстве новой столицы новой империи и занимает пятую часть всего сюжета. Вторая часть разворачивается осенью 1824 года.
Предисловие
Предисловие имеет следующее содержание:
Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов. Любопытные могут справиться с известием, составленным В. Н. Берхом.
Вступление
В начале поэмы перед читателем разворачивается сцена, где главным героем выступает Петр I. После того, как русским войскам удалось отбить балтийский берег, царь стоит «на берегу пустынных волн».
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел
Молодой император решил возвести здесь новый город, который стал бы торговым и промышленным центром России. Замысел удалось воплотить в жизнь, и Петербург «Вознёсся пышно, горделиво», стал одним из красивейших европейских городов.
Часть 1. Знакомство с главным персонажем
Осень 1824 год петербуржцев не радовала — дождило неделями, а штормовой ветер пронизывал насквозь. Евгений возвратился из гостей в свою холостяцкую квартиру. Здесь было пусто и неуютно. Молодой человека не мог заснуть, думал о будущем.
Редеет мгла ненастной ночи
И бледный день уж настает…
Он надеялся сделать предложение любимой девушке, мечтал о своей Параше. Евгений представлял, как девушка примет его предложение, и они будут жить долго и счастливо. Но для женитьбы не хватало денег. Молодой человека надеялся, что Параша подождет, пока он сможет накопить нужную сумму. А дождь за окном усиливался.
Наступал канун страшного события. Из-за обильного дождя Нева стала выходить из берегов. Евгений начал беспокоиться о своей невесте и ее матери. Женщины жили на острове и были беззащитны перед стихией.
Молодой человек сидел на каменном изваянии льва и не мог сдвинуться с места. За его спиной «стоит с простёртою рукою кумир на бронзовом коне». Душа Евгения болела, но он был бессилен помочь своей невесте. Оставалось лишь надеяться, что все обойдется.
Часть 2. Последствия стихийного бедствия
Черезнекоторое время ненастье стало утихать, Нева вернулась в свои берега. Дождь прекратился. Среди хаоса и разрушения Евгению удалось раздобыть лодку.
Перевозчик согласился отвезти молодого человека на остров, где жила его невеста с матерью. Но на острове домик любимой Евгений не нашел. Строение просто смыло мутной водой Невы, и от жильцов не осталось никаких следов. Невеста Евгения и ее мать утонули, их тела похоронила река.
Жители острова постепенно навели порядок, жизнь стала идти своим чередом. Но для Евгения мир разрушился. Молодой человек испытал сильнейшее потрясение, он не мог принять утрату самых близких ему людей. Главный герой постепенно теряет разум. Он перестал ходить на службу, потерял квартиру и стал питаться объедками.
Прошло время. Евгений все также скитается по улицам столицы без цели и смысла. Он забредает на площадь, где установлен памятник основателю города — Петру I. Царь горделиво восседает на коне, а сама скульптура сделана из меди. Измученный Евгений узнает правителя, «чьей волей роковой / Под морем город основался…», и решает, что царь виноват в его бедах. Именно Петр I повелел построить город в таком опасном месте, где потопы случаются очень часто, а река ведет себя непредсказуемо. Безумец высказывает памятнику все свои беды.
Евгению вдруг кажется, что самодержец хмурится, выслушивая оскорбления, молодой человек пугается и бежит прочь. Герою слышится за спиной громоподобный топот копыт, сотрясающий мостовую. С того времени Евгений, проходя мимо памятника, боялся поднять голову и заглянуть в глаза медному всаднику.
Домик погибшей невесты прибило к берегу. Рядом с развалинами находят тело Евгения. Несчастного тихо «похоронили, ради Бога».
Заключение. Главная мысль поэмы
Неразрешимость противоречия между благом государства и счастьем простого человека. Пушкин полностью признаёт правоту Петра I, не могущего учитывать в своих государственных делах интересы отдельной личности. В то же время поэт совершенно уверен в праве всякого человека требовать соблюдения его интересов.
Автор глубоко сострадает своему герою, поэтому в поэме нет эпилога, который возвратил бы читателя к величию Петербурга и примирил бы его с трагедией Евгения, оправданной исторически.
Как писать сочинение
Сочинение по произведению Пушкина «Медный всадник» должно включать в себя краткую историю создания произведения, основную мысль и заключение. Все тезисы можно свести к такому плану.
При раскрытии каждого пункта плана следует внимательно изучать отрывки из поэмы, ставить себя на место главного героя. В сочинении желательно дать ответы на такие вопросы, как:
Поиск ответов на эти и другие вопросы помогут лучше понять смысл поэмы и поступки ее главного героя.
История создания поэмы «Медный всадник»
А.С. Пушкин приступил к созданию поэмы в 1833 году, в период знаменитой «болдинской осени». Идея об ожившем монументе могла прийти из бессмертного произведения Мольера «Дон Жуан». По другой версии, поэт взял за основу рассказ о том, как сон одного майора помешал Александру I вывезти монумент из Петербурга. При работе Пушкин использовал документальные хроники наводнения и изучал рассказы очевидцев, переживших это стихийное бедствие. Каждый стих поэт переписывал по нескольку раз, добиваясь идеальной рифмы и звучания.
Несмотря на личную протекцию царя, цензоры не пропустили публикацию поэмы, и вернули ее Пушкину с множеством правок. Поэт справедливо оценил присланные замечания, как цензуру, о чем и написал в своем дневнике. Автор попытался внести в произведение правки с учетом пометок царя, но вскоре оставил эту затею: «Медный Всадник» был написан настолько хорошо, что любые изменения лишь портили четкий слог.
При жизни А.С. Пушкина поэма оставалась неопубликованной и была известна только узкому кругу друзей.
После смерти поэта в журнале «Современник» был опубликован полный текст «Медного всадника» с переработками Жуковского. Так, были вырезаны сцены бунта и прочие стихи, которые могли бы не понравиться цензорам. В урезанном виде поэму публиковали до начала XX века.
Медный всадник — памятник в Санкт-Петербурге
История создания монумента также интересна. На самом деле памятник выполнен из бронзы. «Медным» его сделала только поэма А.С. Пушкина.
Для того, чтобы верно воспроизвести в металле конскую стать, скульптору позировали два лучших жеребца императрицы. Гвардейцы специально ставили коней на дыбы, а Фальконе делал зарисовки.
Гранитная глыба для постамента искалась по всей стране. Нужный камень нашелся в 12 верстах от столицы. До реки волокли камень по бревнам, на огромной платформе из дерева. В Петербург его доставили на барже. Инженер Маринос Карбури, придумавший технологию перевозки валуна, получил крупную денежную премию.
Змея на постаменте создана руками русского скульптора Федора Гордеева. Она придает бронзовому изваянию устойчивость.
Интересно, что рука Петра I направлена на границы Швеции. В Стокгольме есть аналогичный памятник Карлу XII. Шведский король указывает рукой на берег России.
Экранизация
На большие экраны поэму удалось перенести еще сто лет назад. Первую ленту по мотивам поэмы снял А.Алексеев и называлась она «На берегу пустынных вод». Фильм, к сожалению, не сохранился. Известно лишь, что большая часть картины была посвящена именно строительству Петербурга, а не переживаниям главного героя.
Вторая попытка экранизировать поэму состоялась в 1915 году. Фильм назывался «В волнах безумия». Здесь речь шла о странностях убитого горем человека. Попытки снять сцены наводнения в Ярославле не состоялись — съемочная группа приехала слишком поздно. Снятые кадры не сохранились.
Историю создания бронзовой скульптуры экранизировали несколько раз. Последняя лента вышла в 2019 году. Фильм повествует о том, как был возведен монумент первому российскому императору.