О чем говорится в рассказе человек в футляре

Краткое содержание Чехов Человек в футляре

В старом сарае сидели два охотника: ветеринарный врач и учитель. Спать ещё не хотелось, поэтому они развлекали друг друга интересными историями.

Учитель вспомнил случай о своём товарище, который работал вместе с ним в гимназии. Странный это был тип. Даже в солнечную погоду он ходил с зонтиком и в калошах. И все вещи, которые у него были, тоже находились в чехлах и чехольчиках.

Дома он тоже жил, как в футляре, за закрытыми окнами и дверями. Когда ложился спать, прятался под одеяло с головой. Служанку себе в наём не брал, боялся, чтобы плохо о нём не подумали. Готовил и убирал у него вечно пьяный повар.

В гимназии его боялись не только ученики, но и учителя и сам директор. Всё он делал по правилам, осуждал тех, кто уклонялся от своих обязанностей. На совещании в гимназии постоянно жаловался, что учащиеся на уроках шумят, что молодёжь ведёт себя плохо.

Однажды к ним в гимназию назначили нового преподавателя по географии, который приехал со своей сестрой Варей. Всем понравились их шумные и весёлые характеры. Девушка прекрасно исполняла украинские песни.Все были от её пения в восторге, и Беликов тоже. Местные дамы решили познакомить их поближе: то в театре вместе посадят, то в гости пригласят. Так они незаметно сблизились и стали встречаться. С предложением Беликов не торопился, считал, что надо подумать перед таким серьёзным шагом. Но вдруг случилось непредвиденное событие. Кто-то нарисовал на Беликова карикатуру. На ней он был изображён вместе с Варей, идущими под зонтом по улице.

Такие рисунки получили все преподаватели учебных заведений в городе. Беликову тоже достался экземпляр. Можно представить его состояние. Даже тем, кто относился к нему неприязненно, стало его жалко. Но тут Беликов увидел, как мимо него проехали на велосипеде Варя с братом. Он был возмущён до глубины души. На следующий день он пришёл к брату Вари и начал отчитывать его за такое поведение, а также за поведение его сестры.

Беликов считал, что учителям, а также женщинам неприлично разъезжать по городу на велосипеде. Закончилось это тем, что разгневанный учитель географии столкнул Беликова с лестницы. Возвратившаяся домой с двумя подругами Варя увидела эту сцену и громко рассмеялась. Беликов был в отчаянии. Он понял, что такого позора он не перенесёт. Он вернулся домой, слёг и больше не поднялся. Хоронили его в холодный и дождливый день, прячась под зонтиками. А лицо Беликова в гробу было спокойным и довольным, как будто его устраивал этот футляр.

Главная мысль

Рассказ учит жить счастливой и полноценной жизнью, не обращать внимания на мелкие неприятности.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Чехов. Все произведения

Человек в футляре. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Все изложение начинается с незамысловатого предисловия, из которого следует, что автор опубликовал три книги. Имя автора – Бредли Пирсон. Всю свою сознательную жизнь он проработал на посту инспектора в налоговой.

Однажды, в теплый погожий денек стоял Ёж у своего дома. Делать было нечего, и он решил сходить на поле и посмотреть, как растет брюква. На поле Ёж встретил Зайца

На берегу лесного озера жили в избушке брат с сестрой – Иван и Марья. Брат часто отлучался по делам, сестра его дома хозяйничала и брата ждала. Уходя, он всегда предупреждал её, чтобы она ночью из избы не выходила

Глубоко в лесу жил в избушке лесничий Чернобородый вместе с семьей – женой и двумя сыновьями, 12 и 9 лет. Не были братья дружными между собой, и это очень огорчало отца.

Источник

О чем говорится в рассказе человек в футляре. Смотреть фото О чем говорится в рассказе человек в футляре. Смотреть картинку О чем говорится в рассказе человек в футляре. Картинка про О чем говорится в рассказе человек в футляре. Фото О чем говорится в рассказе человек в футляре

Название произведенияЧеловек в футляре
АвторАнтон Чехов
ЖанрРассказ
Год написания1898

Главные герои

Краткое содержание

«У этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний»

Он словно боялся действительности, отрицал настоящее и хвалил прошлое, и даже предмет, который он преподавал, служил ему своеобразным футляром.

«И мысль свою Беликов также старался запрятать в футляр. Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь»

«придет к учителю, сядет и молчит и как будто что-то высматривает. Посидит, этак, молча, час-другой и уйдет. Это называлось у него «поддерживать добрые отношения с товарищами»

Страх не оставлял Беликова и дома, он прятался от него в крошечной спальне, таком же футляре, как и его одежда. Он боялся, что его зарежет повар Афанасий, и прятался под одеялом, страшился воров, и даже ночью ему снились кошмары.

Однажды Беликов чуть не женился на сестре учителя истории и географии Михаила Саввича Коваленко, украинке Вареньке.

«лет тридцати, …высокая, стройная, чернобровая, краснощекая, …не девица, а мармелад, и такая разбитная, шумная, всё поет малороссийские романсы и хохочет»

«Вы катаетесь на велосипеде, а эта забава совершенно неприлична для воспитателя юношества… Когда я увидел вашу сестрицу, то у меня помутилось в глазах. Женщина или девушка на велосипеде — это ужасно!»

Беликов объясняет, что это может дойти до попечителя, и Михаил Саввич выходит из себя, грубо осаживая учителя. Тот оскорбляется, заявляет, что Коваленко неуважительно отзывается о власти (хотя этого не было), они окончательно ссорятся, и Беликов уходит, обещая донести на ссору директору. Вспыльчивый Коваленко спускает его с лестницы на глазах вошедшей Вареньки, которая, видя нелепый вид «жениха», смеется во все горло. Так завершилось всё: и сватовство, и земное существование Беликова : дня через три повар Беликова Афанасий приходит к Буркину и просит вызвать доктора – учителю плохо. Месяц спустя он умирает.

«… когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Да, он достиг своего идеала!»

Закончив рассказ, Буркин выходит полюбоваться лунной ночью. Село кажется не стесненным ничем ни извне, ни снаружи.

«… мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт — разве это не футляр? А то, что мы проводим всю жизнь среди бездельников, сутяг, глупых, праздных женщин, говорим и слушаем разный вздор — разве это не футляр?»

Перед сном оба охотника слышат, как ходит вокруг сарая жена старосты Мавра.

Источник

Кратко «Человек в футляре» А. П. Чехов

«Человек в футляре» включен Чеховым в трилогию «маленьких» рассказов, кроме него в этом цикле представлены произведения: «Крыжовник» и «О любви».

«Человек в футляре» — это переосмысленный авторский взгляд на проблему «маленького человека» в литературе. Герой рассказа Чехова в корне отличается от знакомого всем гоголевского персонажа-одиночки, тем, что представляет собой буквально целое общественного явления.

Очень краткий пересказ рассказа «Человек в футляре».

Два охотника, Буркин и Чимша-Гималайский, останавливаются на ночь в сарае. Один из них — учитель, другой — ветеринар. Первый из них рассказывает второму историю учителя греческого языка Беликова.

Коллега Буркина был необычным человеком — уединенно жил и был крайне озабочен мнением окружающих, особенно тех, кто стоял выше по должности. Его ежедневное поведение и внешний вид подтверждали привычку постоянно чего-то опасаться.

Даже в солнечную погоду Беликов “упаковывал” себя в “футляр” из зонта, калош и тёмных очков. Порой казалось, что своим состоянием “как бы чего не вышло” учитель заражал весь городок.

Затем в гимназию устроился новый учитель Коваленко, сестра которого приглянулась нелюдимому Беликову. Надо сказать, Варенька нравилась всем — жизнерадостная, общительная, приятной наружности. Местные дамы сразу решают поженить Варю и Беликова. Всё это выглядело очень мило пока кто-то не нарисовал карикатуру на эту пару.

Невинная шутка весьма расстроила Беликова. А когда он увидел девушку на велосипеде, его мир вообще перевернулся. Беликов даже отправился с беседой к брату Вареньки. Ведь это же верх неприличия: женщина на велосипеде! Однако Коваленко так не считал и спустил Беликова с лестницы. Всем, даже Вареньке, эта ситуация показалась забавной.

Всем, но не Беликову, который в ужасе поспешил домой. Мысль, что о происшедшем узнает весь город довела его до болезни и, спустя месяц, он умер. Во время похорон стояла дождливая погода.

Провожающим покойника казалось, что они освободились от его влияния, но на самом деле жизнь в городе ничуть не изменилась. А сам усопший, лёжа в гробу, выглядел чуть ли не счастливым. Ведь он теперь был навечно защищён футляром.

Главные герои и их характеристика:

Чехов мастерски подобрал для своего произведения персонажей: кажется невозможно их совместить, но они работают в одной гимназии и уживаются в небольшом городке.

Именно этот контраст помогает читателю прочувствовать острые вопросы морали, личного выбора и совести, поднятые автором рассказа.

Краткое содержание рассказа «Человек в футляре» подробно по плану.

I. Жизнь за стенками «футляра».

Одинокий мужчина чуть старше среднего возраста преподавал греческий язык в гимназии. Окружающие звали его «человек в футляре» за его излишнюю боязливость и ведение замкнутого образа жизни.

Для всего у него был предусмотрен свой футляр или чехол: для часов, для ножа, для зонта и т.д. У учителя этого была ещё и необычная привычка — приходить с визитом в дом к кому-то из коллег и молча там сидеть.

Таким образом, он выполнял «товарищеские обязанности». Он был строг к себе и ко всем кого встречает на пути. За это его побаивались. Даже директор гимназии относился к нему с опаской.

II. Отношения с Варенькой.

В гимназию устроился новый педагог — Михаил Коваленко. У него была незамужняя сестра Варя. Жизнерадостная, певучая и смешливая девушка очаровывает всех вокруг себя, даже Беликов проникся к ней симпатией.

Педагогический коллектив надеялся “свести” этих двоих в пару, вдруг, тогда господин Беликов станет мягче. Был даже некий прогресс: Беликов ходил в гости к Коваленко, но предложение девушке делать не спешил.

Он беспокоился: «как бы чего не вышло», ведь «брак это дело серьёзное», а Варенька была уж больно бойкой особой.

III. «Велосипедная история».

А потом всё испортил случай. Сначала кто-то неудачно подшутил, изобразив на пару карикатуру, да ещё распространив её по всему педсоставу. Беликов очень тяжело перенёс эту ситуацию.

Не успел он оправиться, как увидел свою пассию и её брата во время велосипедной прогулки. Тут он стал мрачнее тучи, так как пребывал в полной уверенности, что женщина ни в коем случае не должна ездить на велосипеде. Это очень неприлично.

IV. Беликов опозорен.

Выкинуть из головы события, что произошли с симпатичной ему женщиной, Беликов не мог. Он даже не высидел весь рабочий день, отпросился. Вечером отправился к Коваленко, но застал дома только Михаила, который, мягко говоря, недолюбливал зануду-учителя.

Беликов попытался провести что-то вроде воспитательной беседы с Коваленко. Сказал, что на велосипеде неприлично кататься, особенно женщинам и педагогам. Однако у Коваленко на это было собственное мнение, он в сердцах столкнул надоедливого Беликова с лестницы и тот упал.

На беду в это время подошла Варенька с двумя знакомыми дамами. Она подумала, что её ухажер свалился по нелепой случайности и рассмеялась от всей души. Это стало страшным позором для учителя греческого. Он поспешил домой, там занемог, слёг и уже через месяц его не стало.

V. Мир после ухода Беликова.

Беликова похоронили. многие чувствовали облегчение по этому поводу. Не станет зануды — станет проще и веселее жить. Так думали все. Но жизнь в гимназии и в городе ничуть не изменилась. Она так и осталась серой, скучной, обыденной.

Когда Буркин поставил точку в своём повествовании, Иван Иваныч сделал вывод: жизнь в душном городе, в тесных комнатах, ненужная писанина на службе и надоевшая игра в винт по выходным — ни чем не лучше футляров Беликова.

Кратко об истории создания рассказа.

Сатирический рассказ «Человек в футляре» был написан в начале лета 1898 года, он завершал небольшую трилогию. На момент написания произведения А.П. Чехов уже был серьёзно болен.

Обнаруженная в его организме чахотка не давала талантливому писателю работать «на всю катушку», но, несмотря на спад активности творческого процесса, он достойно завершил свою «летнюю» трилогию.

Рассказ вышел в печать в этом же году в журнале «Русская мысль».

Источник

«Человек в футляре» Чехова: жизнь не прощает тех, кто прячется от нее

Антон Павлович Чехов – автор множества известных произведений, которые отличаются удивительной точностью сатирического описания человеческих пороков. Так, один из рассказов писателя «Человек в футляре», смысл которого показать ограниченность общества, в 1889 году был включен автором в сборник «Маленькая трилогия». Сейчас же по теме «Человек в футляре — смысл жизни» в школах пишут сочинения.

Человек в футляре: смысл и краткое содержание

Рассказ повествует о жизни учителя в местной гимназии — Беликова. Смысл названия рассказа «Человек в футляре» заключен в образе главного героя. Ведь он даже в солнечную теплую погоду носит галоши и пальто с высоко поднятым воротником. Они для него словно «футляр», этакий способ спрятаться от того, что происходит вокруг.

При этом герой имеет и внутренние барьеры. Он все время переживает, как бы чего не случилось. Этот страх у него настолько силен, что он заражает им окружающих. Беликов старается быть полноценным членом общества. Он регулярно совершает дружеские визиты к коллегам. Однако в гостях не разговаривает, а просто сидит, молчит.

Мрачную жизнь города, наполненную страхом и фразой «как бы чего не вышло», нарушают новые преподаватели: Михаил и Варенька. Они брат с сестрой. Варвара – жизнерадостная, позитивная, яркая, привлекательная дама. Она очаровала всех с первого взгляда.

Местные женщины сразу же задумали женить учителя греческого на ней. На многочисленных встречах, вечерах Беликова и Вареньку старались подтолкнуть друг к другу. Варвара же была и не против выйти замуж за учителя древнего языка. Он также испытывал к ней симпатию.

Но в один момент он увидел Варвару и брата катающимися на велосипеде. Это, по его мнению, совершенно неприемлемое поведение шокировало его до глубины души. Он попытался поговорить на эту тему с Михаилом. Однако суровый брат Варвары грубо прервал его и вытолкнул из квартиры. В результате этого события герой начал чахнуть. А после продолжительной болезни он скончался.

Интересно! Коллеги же, во время похоронной церемонии, отметили изменение выражения его лица. Оно словно стало счастливым, умиротворенным. В рассказе Чехова «Человек в футляре» смысл, в том, что и после смерти герой попал в тот же самый футляр.

Объяснение сюжета

В рассказе «Человек в футляре» смысл заключается в том, что столь ограниченные люди, тянут общество на дно. Они тормозят перемены к лучшему и не способны радоваться простым вещам. Ведь он был в ужасе даже от того факта, что Варвара ездит на велосипеде. Событие шокировало его до онемения от ужаса.

Несмотря на профессию, Беликов не жалует книги. Его интересуют только газеты. Тот факт, что он преподает фактически мертвый, греческий язык дополнительно акцентирует внимание на том, что он стоит на месте.

Беликов хотел бы ни с кем не общаться. Но он понимает, что человек должен иметь друзей. Потому он систематически навещает коллег. Ему кажется, что так он поддерживает дружеские отношения.

Важно! В рассказе «Человек в футляре» смысл в основном заключен в том, что главный герой живет, прячась от жизни. Его «футляр» призван защищать его, но именно он убивает его. Постоянное ощущение страха, повышенная тревожность преследует его постоянно.

В чем суть концовки

«Беликовщина» – проблема общества в целом. Чехов несколько утрированно изобразил патологическое влияние подобных людей на общество. Фразеологизм «Футлярщина» применяется для описания членов общества, которые ведут асоциальную жизнь, ограждая себя от всего нового и непривычного. При этом они «заражают» своим страхом всех вокруг.

Читатели, задумываясь, в чем смысл рассказа «Человек в футляре» Чехова, анализируют собственное окружение. Зачастую они находят таких людей около себя. «Беликовы» ведут никчемную жизнь, от них нет пользы, они не имеют никаких целей и желаний.

В рассказе «Человек в футляре» смысл выражения «как бы чего не вышло» выступает девизом главного героя. Такие люди как Беликов не просто избегают изменений в жизни, они не впускают в нее даже чувства. Ведь любовь может повлечь за собой перемены, а это страшно. Молодые люди должны осознавать бедность и бессмысленность такого существования. Важно искоренить «футлярщину», в противном случае она заразит всех и доведет до еще одного футляра. Деревянного.

Источник

А. П. Чехов «Человек в футляре»: анализ рассказа

Антон Павлович Чехов — автор многих новаторских произведений, где читатель видит не только тонкую сатиру, но и детальное описание человеческой души. Когда знакомишься с его творчеством, начинает казаться, что он не только прозаик, но и весьма одаренный психолог.

История создания

«Человек в футляре» — один из трех рассказов из серии «Маленькая трилогия», над которым автор работал около двух месяцев в 1898 году. Также в неё входят рассказы «Крыжовник» и «О любви», которые Антон Павлович писал в Мелиховке, где жил с семьей. Работу над ними он едва успел закончить, ведь уже страдал туберкулезом и писал все меньше и меньше.

О чем говорится в рассказе человек в футляре. Смотреть фото О чем говорится в рассказе человек в футляре. Смотреть картинку О чем говорится в рассказе человек в футляре. Картинка про О чем говорится в рассказе человек в футляре. Фото О чем говорится в рассказе человек в футляре

Нельзя быть точно уверенным, что Чехов писал о каком-то конкретном человеке, скорое всего, центральный образ «Человека в футляре» является собирательным. Современники писателя выдвигали несколько кандидатур, которые могли бы послужить прототипами для Беликова, но все они имели лишь небольшое сходство с героем.

Жанр, конфликт и композиция

Читателю достаточно легко знакомиться с произведением, ведь оно написано простым языком, который, тем не менее, способен вызывать огромное количество впечатлений. Стиль выражается и в композиции: текст разбит на небольшие смысловые фрагменты, акцентирующие внимание на самом главном.

В рассказе мы наблюдаем конфликт между двумя героями. Автор противопоставляет Коваленко (жизнеутверждающую, активную позицию, позитивное мышление) и Беликова (пассивное и безжизненное прозябание, внутреннее рабство), что помогает ему еще лучше раскрывать поставленную проблему. Футляр становится художественной деталью, которая описывает всю суть и смысл произведения, показывает внутренний мир героя.

О чем говорится в рассказе человек в футляре. Смотреть фото О чем говорится в рассказе человек в футляре. Смотреть картинку О чем говорится в рассказе человек в футляре. Картинка про О чем говорится в рассказе человек в футляре. Фото О чем говорится в рассказе человек в футляре

Литературный жанр – рассказ, который входит в состав «маленькой трилогии» из трех отдельных, но совмещенных одной идеей рассказов. «Человек в футляре» написан с явной сатирической окраской, таким приемом писатель высмеивает саму сущность «маленького человека», который просто-напросто боится жить.

Смысл названия

Укромный мирок запретов и барьеров кажется обитателям футляров намного лучше, они окружают себя некой оболочкой, чтобы влияние внешнего мира никак не коснулось их. Однако жить взаперти с собственными порядками и установками тесно, другой человек туда не вместится. Получается, житель душного, закупоренного уголка обречен на одиночество, поэтому название рассказа принципиально подается в единственном числе.

Главные герои

О чем говорится в рассказе человек в футляре. Смотреть фото О чем говорится в рассказе человек в футляре. Смотреть картинку О чем говорится в рассказе человек в футляре. Картинка про О чем говорится в рассказе человек в футляре. Фото О чем говорится в рассказе человек в футляре

Главным героем рассказа является Беликов — учитель греческого языка в гимназии. Он устанавливает определенные правила в своей жизни, и больше всего боится, что что-то пойдёт не так, как было задумано. Беликов даже в самую ясную и тёплую погоду одет в калоши и тёплое пальто с поднятым воротником, он прячет своё лицо за темными очками и шляпой, чтобы как можно лучше оградить себя от влияния окружающей среды: не только природной, но и социальной. Его пугает современная реальность и раздражает все, что происходит вокруг, именно поэтому учитель облачается в некий футляр и внешне, и внутренне.

Михаил Коваленко — новый учитель истории и географии, который приезжает работать в гимназию вместе со своей сестрой. Михаил — молодой, общительный и жизнерадостный мужчина высокого роста, большой любитель посмеяться и даже похохотать от души.

Его сестра Варенька — женщина 30 лет, очень жизнерадостная и счастливая, обожает веселиться, петь и плясать. Героиня проявляет интерес к Беликову, который, в свою очередь, уделяет ей время и соглашается на прогулки, чтобы порассуждать о том, что брак — это слишком серьезная вещь. Женщина все же не теряет надежды расшевелить кавалера, что выдает в ней такие качества, как настойчивость и целеустремленность.

О чем говорится в рассказе человек в футляре. Смотреть фото О чем говорится в рассказе человек в футляре. Смотреть картинку О чем говорится в рассказе человек в футляре. Картинка про О чем говорится в рассказе человек в футляре. Фото О чем говорится в рассказе человек в футляре

Тема любви в рассказе раскрывается в отношении Вареньки к Беликову. Девушка пытается заинтересовать героя и возвратить его к полноценной жизни. Она до последнего верит, что он еще может измениться к лучшему. Но он закрывается и от неё, ведь его начинают пугать перспектива брака и навязчивые разговоры коллег об их женитьбе.

Чехов объясняет читателю, что самое страшное, что может случиться с человеком — это равнодушие к жизни. Беликов настолько замкнулся в себе, что перестал различать краски мира, получать удовольствие от общения, стремиться к чему-то. Ему уже все равно, что происходит за пределами его футляра, лишь бы были соблюдены многочисленные приличия.

Человек в футляре — собирательный образ робких людей, которые боятся своих же чувств и эмоций. Они абстрагируются от окружающего мира и замыкаются в себе. Поэтому тема одиночества тоже является важной в рассказе Антона Павловича Чехова.

Основные проблемы

О чем говорится в рассказе человек в футляре. Смотреть фото О чем говорится в рассказе человек в футляре. Смотреть картинку О чем говорится в рассказе человек в футляре. Картинка про О чем говорится в рассказе человек в футляре. Фото О чем говорится в рассказе человек в футляре

Консервативность. Автор с ужасом и жалостью осознаёт, что некоторые его современники создают себе оболочку, в которой погибают морально и духовно. Они существуют в мире, но не живут. Люди плывут по течению, более того, они даже не могут позволить судьбе вмешаться и поменять что-то в лучшую сторону. Эта боязнь новых событий и перемен делает людей пассивными, неприметными и несчастными. Из-за обилия таких консерваторов в общество и образуется застой, через который сложно пробиться молодым побегам, способным развиваться и развить страну.

Проблемабессмысленности жизни. Для чего жил Беликов на земле? Он так и не сделал никого счастливым, даже самого себя. Герой трясётся над каждым своим поступком и постоянно вторит: «Как бы чего не вышло». Минуя вымышленные горести и страдания, он упускает само счастье, таким образом, его цена психологического комфорта чересчур велика, раз уничтожает саму сущность бытия людей.

Перед читателем вырисовывается проблема счастья, точнее, проблема его достижения, сути и цены. Герой заменяет его на покой, но, с другой стороны, он сам вправе определять, что для него наивысшая ценность.

Проблема страха перед любовью. Люди, которые окружают его, так же несчастны, они оказываются по ту строну вымышленного футляра, Беликов просто не может открыться и подпустить кого-то ближе. Герой так и не смог развить свои чувства к понравившейся девушке, он просто испугался их и остался ни с чем.

О чем говорится в рассказе человек в футляре. Смотреть фото О чем говорится в рассказе человек в футляре. Смотреть картинку О чем говорится в рассказе человек в футляре. Картинка про О чем говорится в рассказе человек в футляре. Фото О чем говорится в рассказе человек в футляре

Проблема социопатии. Учитель боится общества, презирает его, отгораживается, не позволяя никому из окружающих людей себе помочь. Они бы и рады, но он сам не позволяет это сделать.

Главная мысль

Чехов был не только врачом по образованию, но и лекарем душ по призванию. Он осознавал, что болезнь духовная подчас оказывается опаснее физического недомогания. Идея рассказа «Человек в футляре» — это протест против одинокого закрытого прозябания под оболочкой. Автор вкладывает в произведение мысль о том, что футляр нужно безжалостно сжечь, чтобы почувствовать свободу и относиться к жизни с легкостью.

Иначе судьба замкнутой личности может сложиться плачевно. Так, в финале главный герой умирает в одиночестве, не оставив ни благодарных потомков, ни последователей, ни достижений. Писатель показывает нам, как никчемно может закончиться земной путь «футлярного» человека. Коллеги и знакомые, которые присутствуют на его похоронах, мысленно счастливы, что, наконец, распрощались с Беликовым и его назойливостью.

Антон Павлович вкладывает в своё произведение социально-политический подтекст, подчеркивая важность социальной активности и гражданской инициативы. Он выступает за насыщенную и полноценную жизнь, наделяет главного героя отталкивающими чертами характера, чтобы доказать людям, как убого и жалко выглядит обитатель «футляра», растрачивающий себя впустую.

О чем говорится в рассказе человек в футляре. Смотреть фото О чем говорится в рассказе человек в футляре. Смотреть картинку О чем говорится в рассказе человек в футляре. Картинка про О чем говорится в рассказе человек в футляре. Фото О чем говорится в рассказе человек в футляре

Таким образом, Чехов описывает удел многих клерков, которые серо жили в душном городе, разбирая никому не нужные бумажки. Он иронично обыгрывает тип «маленького человека», нарушая литературную традицию изображать его в идиллических тонах. Его авторская позиция — не созерцательная или сентиментальная, а активная, не терпящая компромиссов. Жители футляра не должны смаковать свое ничтожество и ждать жалости, им надо меняться и выдавливать из себя раба.

Чему учит автор?

Антон Павлович Чехов заставляет нас задуматься над своей собственной жизнью и задаться интересным вопросом: «А не строим ли мы себе тот же самый футляр, что был у главного героя Беликова?». Автор в прямом смысле учит нас жить, на примере показывая, как может потускнеть и пропасть личность, пресмыкающаяся перед условностями и стереотипами. Чехов действительно смог внушить людям отвращение к серой, никчемной жизни, показать, что бездействие и безразличие – это самое страшное, что может случиться с нами.

Боязнь открытий и свершений губит в человеке личность, он становится жалким и беспомощным, не способным проявлять даже самые простые чувства. Писатель верит, что человеческая натура гораздо богаче и способнее, чем то, во что страх и лень ее превращают. Счастье, по Чехову, заключается в полноценной жизни, где есть место сильным эмоциям, интересному общению и индивидуальности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *