О чем говорится в первом четверостишии стихотворения пророк
Александр Сергеевич Пушкин «Пророк»
Александр Сергеевич Пушкин «Пророк»
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
История создания
История стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Пророк» интересна тем, что предположительно, оно было лишь частью цикла, состоящего из четырех частей. Но три части остались загадкой. Они не дошли до наших дней или просто не были написаны. Впервые «Пророк» опубликовали «Московском вестнике» за 1828 год. М. П. Погодин утверждал, что «должны быть четыре стихотворения, первое только напечатано».
А.С. Пушкин «Пророк»: анализ стихотворения
Стихотворение «Пророк» было написано в 1826 году и сразу завоевало читательскую любовь, а фраза «глаголом жги сердца людей» стала «крылатой». Удивительно, что созданный в жанре «оды» пророк отличается по содержанию от классических произведений такого жанра. Авторы «од», как правило взывали к благодарности земной, к признанию у читателей, правителей и адресованы были людям, эта ода обращается к высшим силам, что и неудивительно — Александр Сергеевич Пушкин относился к земной славе прохладно, если не сказать равнодушно.
«Пророк» — это рассуждение о призвании творца, о его высшей миссии. Лирический герой стихотворения не хочет, чтобы высокое искусство служило земным страстям, но жаждет, чтобы оно возносило людей до небес, помогало им постичь суть явлений. О своем даре А. С. Пушкин говорит, как о дарении шестикрылого Серафима. Поэт пишет об испытаниях, которые ему пришлось пройти, чтобы осознать свое истинное призвание.
Стихотворение сталкивалось с критикой о том, что автор в нем восхваляет самого себя, но это ложное представление. Пушкин пишет о том, что все усилия человека могут не получить признания в его земной жизни, но есть и высшее признание — Сил Небесных. Чтобы подчеркнуть это, автор пишет в возвышенном стиле.
В качестве художественных приемов А.М. Пушкин использует устаревшие слова и выражения:
А союз И подчеркивает торжественность в этом произведении: «И их наполнил…», «и внял…», «и горний» и т. д. Автор использует яркие образные сравнения («легкими, как сон», «как у испуганной орлицы»). Кульминация произведения – новое рождение пророка описано с помощью противопоставления «грешного языка» «жалу змеи», а сердца – раскаленному углю.
Тему этого произведения впоследствии развивал М. Ю. Лермонтов, который тоже предавался философским размышлениям в своем творчестве.
Смоктуновский читает стихотворение «Пророк»
Иннокентий Михайлович Смоктуновский читает стихи Александра Сергеевича Пушкина в фильме «Вновь я посетил…» (Творческое объединение «Экран» 1982 год).
Стихотворение и анализ «Пророк»
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, –
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, –
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Краткое содержание
Стихотворение «Пророк» было написано А.С. Пушкиным в 1826 году, опубликовано два года спустя, в 1828 году, в «Московском вестнике».
В центре сюжета – изможденный путник, едва волочащий ноги по «мрачной пустыне». На перепутье ему является «шестикрылый серафим» (божественный ангел) и слегка касается его «зениц». Путник открывает глаза, и его взору предстает то, что недоступно обыкновенному человеку.
Когда серафим прикоснулся к ушам будущего пророка – ему стали слышны совсем новые, незнакомые звуки.
Затем божий посланник вырывает у путника язык, вкладывая вместо него жало змеи. Этот образ автор использует неспроста. Во-первых, считается, что змея – это символ мудрости, а, во-вторых, острого, жалящего языка, как огня боятся те, кто не желает слышать правду.
Наконец, ангел вынимает из груди странника сердце, а вместо него помещает горящий уголь.
Завершив свой ритуал, божественный посланник покидает путника. Перенесший неимоверные страдания, лишенный всего человеческого, грешного, тот лежит на земле, подобно трупу. Внезапно с небес доносится воззвание Господа:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Анализ
История создания
По своей сути это произведение не что иное, как размышление на философские темы: о миссии поэта и о роли поэзии в обществе.
Пророк. Библейская живопись
Как и множество других гениальных творений, «Пророк» создавался Пушкиным в Михайловском. Толчком к его написанию послужило известие о трагической судьбе декабристов, пятеро из которых были казнены, а остальные сосланы в Сибирь. Поскольку, практически все эти люди были друзьями поэта, эта новость вызвала у него глубочайшее потрясение.
Незадолго до этого брат переслал Пушкину Закон Божий. Поэт настолько увлекся сюжетами из этой книги, что один из них решил сделать основой нового стихотворения. Выбранная им легенда гласила, что однажды пророк Исайя повстречал ангела, посланника Бога, серафима. Эта встреча стала для Исайи судьбоносной – ему открылась истина, и он стал проповедовать смертным Закон Божий.
При написании «Пророка» Пушкин старался не уходить далеко от сюжета, и ему это удалось. Только вместо пророка, который повстречал серафима, автор подразумевал поэта, которого ждало перерождение для духовного служения людям и отечеству. Призванием, как пророка, так и поэта, Пушкин считал особую просветительскую миссию, способность донести до масс правду без каких-либо искажений. Поэт верил в святость искусства и считал, что оно не должно подчиняться политике.
Персонажи и образы
В начале произведения перед читателем предстает обычный человек, томящийся в пустыне (пустыню нужно рассматривать, как неволю поэта). В финале он перерождается в пророка, наделенного особой миссией.
Несмотря на то, что образ пророка напрямую связан с евангельским героем, для пророка-поэта Пушкиным обозначена иная задача. Поэт, как пророк, должен глаголом жечь сердца людей, раскрывать перед ними всю красоту поэзии. Полное перерождение дает ему право осуществить эту цель.
Осознавая, что простой поэт не наделен способностью Исайи открыть людям истину, автор вводит в произведение образ серафима, посланного Богом. Ангел совершает действия, направленные на перерождение героя, и это перерождение сопровождается невыносимой болью и мучениями.
В последних строках слышится наставление Бога, которое определяет жизненный путь и цель, которую должен выполнить пророк.
Композиция
В стихотворении прослеживается классическая линейная композиция со всеми сопутствующими элементами.
В экспозиции читатель знакомится с человеком, бредущим по пустыне.
Завязка представляет собой встречу путника с серафимом.
Развитие действия начинается с манипуляций ангела, преображающих человека.
Кульминация показывает, как обессилевший от боли, новоиспеченный пророк, словно труп, лежит на земле.
Развязка представлена напутствием Бога своему новому посланнику.
Условно стихотворение можно поделить на три части. В каждой из них происходит постепенное перерождение героя. Сначала он «влачится» по пустыне, этим выражением автор дает понять, что поэт находится в духовном поиске. Далее, «на перепутье» ему встречается серафим. Поскольку в пустыне однозначно не может быть никаких перепутий, Пушкин специально обозначает его, чтобы показать, что поэту необходимо сделать правильный выбор.
Во второй части происходит преображение героя. У него появляется особый взгляд на мир и чуткий слух, позволяющий услышать до этого неслышимое. Он лишается грешного языка и человеческого сердца. Заканчивается произведение призывом Бога проповедовать людям истину.
Стихотворение относится к литературному направлению классицизм. Здесь четко обозначены время и место действия. Но, поскольку повествование ведется от лица героя, то эмоции, переживаемые им, говорят о том, что в произведении присутствуют и элементы романтизма.
По роду стихотворение относится к философской лирике. По жанру его можно назвать элегией или духовной одой.
Размер и средства художественной выразительности
«Пророк» написан четырехстопным ямбом, размером, который характерен для произведений Пушкина периода его творческой зрелости.
Автор использовал перекрестную рифму в первых четырех строках, парную – в следующих четырех и кольцевую – в последующих строках. Этот прием выбран сознательно, чтобы разнообразить произведение, сделать его сложнее и многослойнее.
Если говорить о средствах художественной выразительности, то здесь в достаточном количестве метафор: «неба содроганье», «угль, пылающий огнем», «глаголом жги сердца людей», «духовной жаждою томим»; эпитетов: «шестикрылый», «грешный», «десницею кровавой», «трепетное сердце»; сравнений: «как у испуганной орлицы», «как труп», «легкие как сон».
Также используется аллитерация: «ОтверЗлись веЩие ЗениЦы», «И гаД морСких поДвоДный хоД»; возвышенный стиль произведению придают старославянизмы: «вещий», «десница», «уста», «зеницы» и церковные слова: «серафим», «зеницы», «десница», «уста», «восстань», «виждь», «внемли».
В стихотворении очень много глаголов, благодаря которым читатель ощущает стремительность действия. Также они делают повествование необыкновенно жизненным и ярким.
Проблематика и основная идея произведения
Чтобы понять, какую проблему поднимал Пушкин в стихотворении, читателю стоит обратить внимание на взаимоотношения пророка и окружающего мира. Пророк стремится все делать во благо общества, так как в этом заключается его прямая миссия. Но, в начале произведения читатель видит совсем иной образ – отверженный герой бесцельно бредет по пустыне. Только с постепенным приобретением божественного предназначения ему открывается его истинная задача – доносить до людей истину, дарить прекрасное миру.
Таким образом, автор затрагивает проблему честного, открытого творчества. Главную мысль произведения Пушкин вложил в уста Бога: цель пророка (поэта) – в раскрытии своего таланта, в том, чтобы дать почувствовать людям всю силу и красоту поэзии.
Идея стихотворения заключена в том, что поэт своим творчеством должен зажигать сердца людей, не снимая с себя ответственности, возложенной Богом.
Анализ стихотворения «Пророк» Пушкина
Всего получено оценок: 302.
Всего получено оценок: 302.
Духовная ода «Пророк» – хрестоматийное стихотворение, которое демонстрирует филигранный стиль Александра Пушкина, его умение вкладывать идею в метафоричные выразительные образы. Стихотворение изучают в 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Пророк» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Пророк.
История создания – произведение было создано в 1826 г., в имении Михайловское после того, как поэт узнал о казни своих друзей-декабристов.
Тема стихотворения – роль и предназначение поэта.
Композиция – По смыслу стихотворение можно разделить на две части: рассказ о том, как серафим превратил человека в поэта-пророка, обращение ангела к своему творению. На строфы произведение не делится.
Жанр – ода.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, в стихотворении использованы все виды рифмовки.
Метафоры – «духовной жаждою томим», «внял я неба содроганье», «он к устам моим приник и вырвал грешный мой язык», «угль, пылающий огнём, во грудь отверстую водвинул», «глаголом жги сердца людей».
Эпитеты – «шестикрылый серафим», «горний ангелов полёт», «дольняя лоза», «грешный язык», язык «празднословный и лукавый».
Сравнения – «персты, лёгкие как сон», «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы», «как труп в пустыне я лежал».
История создания
История создания произведения связана с печальным событием – казнью друзей Пушкина, которые были участниками декабристского движения. Под впечатлением горькой потери в 1826 г. был написан «Пророк». Видимо, те, кому посвящено произведение, ассоциировались у автора с пророками.
Впервые стихотворение было опубликовано в 1828 г. в «Московском вестнике». Критики неоднозначно восприняли пушкинское творение, так как считали, что им поэт пытался вознести себя над другими служителями пера.
В стихотворении поднимается вечная философская проблема предназначения поэта и поэтического творчества. Исследователи утверждают, что источниками для её раскрытия стали шестая глава книги пророка Исайи и Коран. Пушкин оперся лишь на некоторые детали из священных книг, отсылки к конкретному сюжету мы не найдем.
В центре стихотворения лирический герой. Этот образ сложный, так как в нём воплотился поэт-пророк и сам автор. Герой рассказывает, как он блуждал по пустыне, где встретился с ангелом. « Шестикрылый серафим » оказался посланником Бога. Он превратил человека в пророка.
Начал он с глаз. Через лёгкое прикосновения к ним главный герой получил дар видеть то, что скрыто от простых глаз. После прикосновения Божественного посланца к ушам, рождающийся пророк услышал голоса неба, птиц, подводных «гадов» и растений. Язык был заменён на змеиное жало. И это не удивительно, ведь оно традиционно символизирует мудрость. Наконец, дело дошло до сердца. В Пушкинском понимании, у пророка вместо него пылающий уголь.
После перевоплощения герой был в изнеможении: как труп, но к жизни его вернул голос Бога. Он призвал восстать и идти к людям, чтобы доносить им вечные истины. То, что под образом пророка скрывается поэт, становится понятно в последней строчке: « Глаголом жги сердца людей ».
Таким образом, Пушкин по-своему интерпретировал традиционную для литературы тему. Настоящий мастер слова должен, по его мнению, слышать и видеть всё, что происходит на земле, на небе и под водой. Но и такого восприятия для него недостаточно – нужно уметь пропускать всё сквозь пламенное сердце и доносить людям без «празднословных и лукавых » слов. Только в таком случае можно называть себя пророком.
Композиция
Композиция стихотворения несложная. По смыслу его можно разделить на две части: рассказ о том, как серафим превратил человека в поэта-пророка, обращение ангела к своему творению. На строфы произведение не делится, его строчки сплетаются между собой замысловатой рифмовкой: автор использует все виды рифмовки. Из-за особенностей сюжета в монолог лирического героя автор вписывает прямую речь – обращение шестикрылого серафима.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Автор использовал мужские и женские рифмы.
Жанр – ода, то есть торжественное стихотворение. На принадлежность к оде указывает и множество старославянизмов.
.
Средства выразительности
Система образов определяет особенности лексического состава стихов, поэтому в них много церковной и старославянской лексики: серафим, десница, глас, Бог, пророк, виждь, внемли.
Урок «Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Пророк»
Урок «Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Пророк»
Цели: основываясь на анализе стихотворения «Пророк», показать новое понимание Пушкиным поэтического дара – служение, исполнение воли Бога.
Задачи: обучение анализу стихотворения; формирование навыков сопоставительного анализа текстов, умения выделять ключевые слова, систематизировать необходимую информацию, анализировать, сравнивать и обобщать информацию; развитие творческих способностей и монологической речи учащихся; воспитание высоких человеческих идеалов.
Оборудование: портрет А. С. Пушкина, рисунки учащихся о Пушкине, тексты произведений А. С. Пушкина и библейской легенды, карточки для парной работы.
1. Вступительное слово учителя.
Говоря о поэзии Пушкина сегодня, обойдёмся без штампов: «гений», «светоч», «солнце». Мы верим в них, но оттого, что мы их лишний раз повторим, особого смысла они не приобретут. Пушкин – поэт, и поэт настоящий.
— Что же значит быть настоящим поэтом?
(Быть настоящим поэтом – это значит нести людям правду, быть всегда и во всём искренним и честным, говорить о том, что тревожит сердца людей, помогать им в поисках ответов на многие вопросы, поднимать злободневные темы.)
— Что же значит истинная поэзия?
(Истинная поэзия та, которая тревожит сердца, не оставляет равнодушными, которую хочется перечитывать по нескольку раз.)
3. Стратегия «До и после».
— Заполните таблицу.Каким должен быть поэт?
Какой должна быть поэзия?
— Вторую часть таблицы заполняйте по ходу работы на уроке.
4. Мозговой штурм (текст на листах).
— Для христианской культуры важнейшим фундаментом духовности есть Библия. В этой замечательной книге можно найти ответы на все жизненные вопросы. В книге «Исход», там, где подробно рассказывается об устроении Скинии, специально говорится и о мастере-художнике, который должен выполнить эту непростую работу:
«И сказал Господь Моисею, говоря: смотри, Я назначаю именно Веселеила … и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, работать из золота, серебра и меди …, резать камни для вставливания и резать дерево для всякого дела; и вот, Я даю ему помощником Аголиава … и в сердце всякого мудрого вложу мудрость, дабы они сделали всё, что Я повелел тебе» (Исх. 31, 1-6).
— Сформулируйте тонкие вопросы к этому фрагменту.
(Какими качествами Бог наделил назначенного им помощника Моисею?)
— Сформулируйте толстый вопрос, вытекающий из тонкого?
(А почему именно эти качества необходимы настоящему мастеру?)
— В этих словах свыше обозначены главные параметры личности художника, дан ответ на вопрос, каким должен быть истинный художник. Какое первое качество выделено?
(Первым же и важнейшим качеством показана исполненность Духом Божиим.)
— Что же значит быть исполненным Духом Божиим?
(Бог есть Высшая Истина, Создатель, Творец, Художник. Быть исполненным Духом Божиим – это значит обладать именно такими качествами: нести высшие истины, быть создателем, творцом, художником.)
— Лактанций в своём трактате «О Божественном творчестве» сказал, что человек есть произведение совершеннейшего Художника. Человек же создан по подобию Божию. Земная, жизненная задача человека, цель его бытия – обретение подобия Божия, стяжание Благодати Духа Святого. И человек и мир есть показатели Божественного творчества. Истинный художник всегда стремится в своём творчестве прикоснуться к Высшей Истине, то есть приблизиться в человеколюбии к Богу: возлюбить ближнего, благодетельствовать ему, принять на себя его бремя, раздать нуждающимся своё достояние. Добродетели есть высшее украшение человека, тем более художника.
— Назовите ряд контекстуальных синонимов к слову художник.
(Создатель, творец, благодетель.)
— Великое искусство всегда стремится к абсолютным ценностям: к Добру, к Красоте, к Богу. Высокое осознание назначения поэта, его ответственности перед Богом характерно для всего творчества Пушкина. Оно пришло очень рано, почти сразу, оно жило в подсознании, в генетической памяти юного поэта. Ведь Пушкин – гений, а русский гений не может не знать Бога. И совсем не случайно молодое сердце трепетало на знаменитом лицейском экзамене, когда произошла единственная встреча Пушкина и Державина. Между ними осталась тайна взгляда, тайна разговора сердец. И это было признание. Признание одним и осознание другим, что отныне именно ему, Пушкину, и только ему вручена чудесная «святая лира», что теперь крест водружён на его рамена. И как поразительно точно, как просто и как рано, в 1819 году, юный поэт скажет то, что спустя 17 лет ещё раз подтвердит в своём «Памятнике»: «И неподкупный голос мой был эхо русского народа».
5.Определение темы и задач урока.
— Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
(Тема поэта и поэзии, задачи художника. Нам предстоит подробно проанализировать стихотворение Пушкина «Пророк» и определить назначение поэта в мире.)
1.Чтение с остановками.
— Послушаем 6 главу из Книги пророка Исаии (Ветхий Завет, Библия).
«1. В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесённом, и края риз Его наполняли весь храм.
2. Вокруг Его стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.
3. И взывали они друг к другу, и говорили: свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!
4. И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями.
— О каком престоле идёт речь?
— Кто такие серафимы?
— Что значат их слова «свят, свят, свят»?
(Они подчёркивают святость Бога. Святость Божия властно призывает и человека к святости, то есть к очищению от греха.)
— Объясните смысл слов «Вся земля полна славы его».
(Человек, очищаясь от греха, становится причастным святости Божией.)
— «Дом наполнился курениями». О каких курениях идёт речь?
(«Курения» (облако) – «знак присутствия Бога на Синае, в Скинии, и в храме иерусалимском».)
— Почему человек ощутил себя несчастным?
(Он попал в совершенно иной для него мир – мир святости, а сам он был бесконечно грешным.)
— В чём был его грех?
(Он жил среди народа с нечистыми устами, он сам был с нечистыми устами.)
— «И глаза мои увидели Царя, Господа Саваофа». Что дальше произойдёт? Выразите свои предположения о дальнейших событиях.
(Возможно, он увидит в его глазах укор, возможно, сочувствие, возможно, приговор.)
— Нарисуем «Дерево предсказаний».
— Узнаем из текста, что дальше происходит?
6. Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника.
7. И коснулся уст моих, и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твоё удалено от тебя, и грех твой очищен.
8. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдёт для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня.
9. И сказал он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите и не уразумеете; и очами смотреть будете, и не увидите.
— Как поступил серафим с грешником?
(Он взял горящий уголь и коснулся его уст, чем избавил его от греха.)
— Какую способность получил прежде грешный человек?
(Он смог услышать голос Бога. И произошло это только после его очищения.)
— Что значат слова: «Вот я, пошли меня»?
(Готовность его на служение Богу.)
— Какую просьбу Бога должен он выполнить?
(Пойти и сказать… Ему позволено сказать за Бога. Он стал духовно чистым, то есть стал устами Бога.)
— Как называется человек, который истолковывает волю Бога?
( Пророк. Пророк – истолкователь воли бога, предсказатель будущего.)
— Почему же народ не сможет услышать и понять его?
(Возможно, народ ещё грешен, в отличие от очищенного от грехов человека.)
— Прочитаем, какой ответ на этот вопрос даст нам библейский текст.
10. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи они сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтоб Я исцелил их.
11. И сказал я: надолго ли, Господи? Он сказал: доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет.
12. И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле.
13. И если ещё останется десятая часть на ней, и возвратится, и она опять будет разорена; но как от теревинфа и как от дуба, когда они срублены, остаётся корень их, так святое семя будет корнем её».
— Почему же народ не смог услышать пророка?
(Потому что народ был грешен, груб сердцем.)
— Как приняли проповедь пророка?
(Проповедь пророка наталкивается на непонимание слушателей. Бог не желает этого ожесточения, но предвидит его; включаясь в Его замысел, пророк открывает грех, таящийся в глубине сердца, и ускоряет Суд.)
— В чём смысл слов «Надолго ли, Господи?»?
(Пророку трудно примириться с окончательным осуждением своего народа. В Своём ответе Господь, не погашая этой надежды, возвещает, что спасению будет предшествовать тяжкое испытание».)
— Есть ли надежда на спасение Израиля?
(Да. Залог надежды изображён аллегорически. «Израиль не будет истреблён окончательно, но возродится, подобно срубленному дереву, сохраняющему в корнях силу жизни для новых побегов».)
— То есть, при каком условии возможно возрождение?
(При условии духовного очищения. Только тогда святое семя снова пустит корни.)
— Название и содержание стихотворения Пушкина «Пророк» позволяют предположить обращение Пушкина к библейской книге пророка Исайи, который находился в отчаянии, видя, что окружающий его мир погряз в беззаконии и пороках. В поэзии декабристов образ библейского пророка воплощал гражданское достоинство и цареборческий дух. У Пушкина этот образ символизирует идеального поэта. Время написания стихотворения — 1826 год. Это была тяжелая для Пушкина пора духовного кризиса, вызванного известием о казни декабристов.
2. Чтение стихотворения «Пророк».
3. Анализ стихотворения.
Перед началом фронтального анализа раздаю парам задания для самостоятельной работы.
Выпишите использованные в стихотворении устаревшие и старославянские слова и укажите их роль в стихотворении.
Какие изобразительно-выразительные средства помогают автору в выражении идеи?
Подсчитайте, сколько глаголов использовано поэтом в 30 строчках стихотворения. Какова их роль?
а) Фронтальная работа.
— Определите жанр этого стихотворения и аргументируйте свой выбор.
(Притча – небольшой рассказ нравоучительного характера, содержит поучение в иносказательной, аллегорической форме. Легенда – народное предание о выдающемся событии или поступке человека. Но библейская легенда – это лишь художественный приём, за аллегорией и символикой отчётливо проступают мысли Пушкина о высоком назначении поэта и поэзии.)
— Объясните значение выражений: «духовная жажда», «пустыня мрачная», «горний ангелов полёт», «вещие зеницы», «грешный язык, и празднословный, и лукавый», «отверстая грудь».
— О чём говорится в первом четверостишии?
(Первое четверостишие – это экспозиция и одновременно завязка, изображающая поэта, томимого духовной жаждой и стоящего на перепутье. В более раннем варианте у Пушкина были строки «великой скорбию томим», прямо указывающие на его переживания по поводу казни декабристов.)
— Каким показан путник вначале?
(Одиноким, полумёртвым, с трудом перемещающимся по пустыне, совершенно бессильным, опустошённым. Кроме того, он ещё и бесцелен: он находится на перепутье.)
— Завязка – появление серафима. Какую роль в судьбе поэта он сыграл?
(«Пустыня мрачная» озаряется явлением серафима, который энергично и стремительно начинает спасать путника. Начинается чудо оживления одинокого и усталого поэта. Серафим, проводя кровавую операцию, наделяет его новыми качествами.)
— Далее – развитие действия. Каковы поначалу действия серафима?
(Очень осторожны: «Перстами лёгкими как сон моих зениц коснулся он». Серафим нарушает предшествовавший этому покой, преображает путника, убирает всё человеческое, грешное: открывает ему глаза, уши, даёт мудрый язык, объективно думающее сердце.)
— Как показано усиление воздействия Божьего посланца на путника? Проследите по тексту.
(Градацией глаголов: коснулся – вырвал – рассёк.)
— А каковы последствия этих действий?
(Драматичные: «Отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы», «И внял я неба содроганье». Так как это был обычный смертный, то такие страдания не могли окончиться бесследно, ведь освобождение от человеческой природы рождает страдания: «Как труп в пустыне я лежал».)
— Каким стал прежде усталый путник?
(Совершенно другим. Для него теперь нет тайн, он открыт всему миру, и это прекрасно и страшно одновременно.)
— А стал ли он пророком? В какой момент это произошло?
(Когда он услышал голос Бога, дающего ему цель.)
— Какова теперь его новая миссия, миссия пророка?
(Миссия пророка ужасна и одновременно прекрасна: «глаголом жечь сердца людей», очищать мир от скверны, а это невозможно без страданий. Голос пророка должен быть правдивым и мудрым, а сердце – горячим, полным вечно живой любовью к людям.)
— Каково символическое значение слов: «Восстань, пророк. »?
(Это не только призыв путнику встать, так как он лежал, как труп, это пробуждение к протесту, к сопротивлению тому, что видит и что слышит пророк вокруг себя.)
— К каким действиям призывает Бог пророка?
(Бог взывает к новому пророку наказать людей за их грехи.)
— А для чего это нужно?
(Для очищения, нравственного возрождения. Чтобы стать голосом Бога, необходимо от многого отрешиться. Эти слова были слишком смелыми для 1826 года, но Пушкин твёрдо выражал своё мнение.)
— Какова тема этого стихотворения?
(Темы две: жестокое преображение человека и горькая миссия пророка.)
— Какова авторская идея? Ради чего Пушкин написал это стихотворение?
(Поэт верил, что когда-нибудь на землю придёт пророк и накажет людей за их грехи, в частности, правительство за неоправданное, по его мнению, наказание декабристов. Пушкина настолько переполняют эмоции по поводу убитых или сосланных в Сибирь друзей, что в прямой форме он их сразу вылить не может, к тому же сделать это ему мешает возможность разоблачения его стихов и наказания за сообщничество с декабристами, он использует косвенную форму.)
б)Проверка заданий, выполненных в парах.
Задание №1. Выпишите использованные в стихотворении устаревшие и старославянские слова и укажите их роль в стихотворении.
(Старославянизмы: влачился, жажда, вещий, содроганье, прозябанье, празднословный, глас, воззвал, восстал, виждь, внемли, глагол.
Устаревшие слова: персты (пальцы), зеницы (глаза), уста, десница (рука), серафим, пророк.
Старославянские и устаревшие слова в стихотворении позволяют раскрыть высоким слогом тему творческого служения поэта людям. Они создают напряжённый тон, взволнованность, эмоциональность, торжественность.)
Задание № 2. Какие изобразительно-выразительные средства помогают автору в выражении идеи?
(Эпитеты: «пустыня мрачная», «лёгкими перстами», «вещие зеницы», «грешный язык», «кровавая десница», «трепетное сердце».
Сравнения: «перстами лёгкими, как сон», «как у испуганной орлицы», «как труп в пустыне я лежал».
Инверсия прилагательных: «сердце трепетное», «десницею кровавой».
Анафора: 13 строк стихотворения начинается союзом И, что указывает на быстротечность и непрерывность превращений поэта в пророка.
Синтаксический параллелизм: И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье».
Использованные автором художественные средства позволяют показать драматизм превращения поэта в пророка.)
Задание №3. Подсчитайте, сколько глаголов использовано поэтом в 30 строчках стихотворения. Какова их роль?
(В 30 строчках стихотворения Пушкин использовал 23 глагола, которые отличаются особой выразительностью, богатством лексических значений. Они обозначают либо действие-поступок, либо повеление действовать. Среди всех глаголов – 5 глаголов в повелительном наклонении, остальные глаголы в прошедшем времени.)
в) Возвращение к стратегии «До и после».
— Как изменились, обогатились ваши представления о поэте и задачах поэзии после анализа стихотворения «Пророк»? Заполните правую колонку таблицы.
— Что нового вы включили в неё?
г) Сопоставление двух стихотворений Пушкина.
— На модульных уроках мы изучали цикл стихотворений Пушкина «Подражание Корану». Заключительным стихотворением цикла является стихотворение «И путник усталый…». Сопоставим это стихотворение с «Пророком», заполним сводную таблицу.
Герой блуждает по знойной пустыне.
Где оказался герой стихотворения?
Герой блуждает по мрачной пустыне.
Что есть для него пустыня?
Пустыня – мир людей, погружённых в суету каждодневных забот.
Путник усталый томится от жажды, вызванной зноем пустыни. Он не терпит физических лишений.
Причина страданий героя?
Путник томится духовной жаждой, он жаждет Бога. Он устал от одиночества и праздности, от земных сует.
Путник ропщет на Бога, потеряв надежду на спасение, не верит в заботу творца о своём творении. Он привязан ко всему земному.
Отношение героев к проблеме?
Герой оставил все земные привязанности позади, чтобы стать к Богу ближе.
Сон долог, но физически, духовно не ощутим.
Сон в жизни героев?
После произошедшего чуда он снова обретает молодость, даже верную ослицу. Он стремится к своим прежним земным благам. Но он ощущает и святые восторги, а это уже знак начала подлинного духовного воскрешения. Он с богом пускается в путь.
Каков герой в финале стихотворения?
Он уже не может жить прежней, обычной жизнью, он теперь – образец высокого служения Богу и людям. Он пророк, который выполняет волю Бога.
Символ поэта, вдохновенного богом, но не отказавшегося от прежних земных благ. Отсутствие жертвенности.
Символ поэта-пророка, проповедника слова Божия, символ высочайшей ответственности перед людьми и Богом. Символ жертвенности. Поэт – пророк.
— Обратимся к эпиграфу. Прокомментируйте его смысл.
1. Работа с цитатами.
Литературовед В. Непомнящий пишет: «Пророк» написан не словами, а огнём и кровью». Согласны ли вы с данным утверждением? Аргументируйте своё мнение.
Литературовед В. Непомнящий пишет: «Весь мир ради человека – это главный смысл «Пророка» … вся истина художественного мира Пушкина». Согласны ли вы с мнением критика. Аргументируйте свой ответ.
Философ, священник С. Булгаков заметил, что «в зависимости от того, как мы уразумеваем «Пророк», мы понимаем и всего Пушкина». Согласны ли вы с мнением философа? Аргументируйте своё мнение.
2. Работа над синквейном.
Видит, понимает, говорит.
Исполнен святой воли Бога.
Опорные слова: носитель правды, воплощение высшей справедливости, высшая мудрость, всезнание.
Прочитать «Памятник» Горация, Державина и Пушкина, найти общие и отличительные черты. Составить сводную таблицу, самостоятельно определив линии сравнения.