О чем говорит принцип коэволюции природы и общества
Концепция коэволюции общества и природы. экологические ценности современной цивилизации.
Термин коэволюции, т.е. гармонического развития природы и общества, обеспечивающего стабильное развитие окружающей человека среды, в настоящее время широкое распространение нашел в современной философской литературе. Анализу этой проблемы посвящены многие научные статьи и отдельные монографические исследования. Значительный вклад в разработку этой проблемы внес академик Н.Н. Моисеев.
Понятие коэволюции впервые было употреблено биологами для описания ситуации совместного развития, например, бабочки и цветка, т.е. по сути, оно выражало идею взаимного приспособления биологических видов. Н.Н. Моисеев под коэволюцией понимает соразвитие (т.е. совместное развитие) элементов одной системы, сохраняющей свою целостность и естественный (эволюционный) канал развития.
Применительно к природе и обществу коэволюция предлагает такое их развитие, которое не разрушает стабильности окружающей среды (биосферы) и создает необходимые условия развития общества, в рамках определенной системы экологических запретов и императивов. В свою очередь, деятельность общества должна быть максимально приближена (адаптирована к естественным процессам, происходящим в биосфере. Человеку следует считаться с законами развития природы, иначе она же отомстит за каждую допущенную по отношению к ней ошибку.
Коэволюционное развитие природы и общества являются необходимым условием устойчивого развития как самой природы, так и социальной среды.
Принцип коэволюции, т.е. соответствия во взаимодействии природы и общества, выступает в качестве необходимого условия выживания человечества, сохранения его как составной части биосферы.
Эту проблему нельзя решить чисто техническими средствами. Необходимо качественно изменить природу общества, необходима новая цивилизация с иным миропредставлением, для которой совокупность экологических императивов (запретов) будет столь же органически присуща, как и стремление к сохранению жизни человека.
Коэволюционная стратегия взаимодействия природы и общества исторически изменчива и по-разному была представлена и каждую конкретно-историческую эпоху.
Во взаимодействии природы и общества можно выделить четыре основных коэволюционных этапа.
Второй этап коэволюции природы и общества связан с неолитической революцией, и его можно назвать аграрным. В этот период не происходит существенных нарушений в коэволюционном равновесии между природой и обществом. Ведущей сферой деятельности здесь становится земледелие и животноводство. В качестве источников энергии используется мускульная сила человека и животных, а также энергия ветра и воды.
Четвертый этап коэволюционного взаимодействия природы и общества связан с современной научно-технической революцией. Это время небывалого развития науки и техники, превращения научно-технической деятельности общества в ведущую сферу, обеспечивающую дальнейший прогресс человечества.
Грандиозные преобразования, связанные с научно-технической революцией, поставили человечество на грань выживания и привнесли значительные сомнения в вопрос о возможности коэволюционного развития природы и общества.
Экология – наука, изучающая взаимоотношение организмов друг с другом и со средой их обитания, где человеческая деятельность выступает основным фактором динамики природных процессов.
Противоречие между безграничными потребностями развития общества и ограниченными возможностями биосферы удовлетворять их – основная причина биологического кризиса, принявшего глобальный характер.
В методологическом плане ошибочны как преувеличение роли природы, так и недооценка географических факторов. Во второй половине XX в. утверждается представление о необходимости коэволюции, т.е. совместной, согласованной эволюции природы и человечества, о целесообразности ограничить бесконтрольное и непродуманное использование научно-технической мощи к природе, о необходимости сопоставлять цели деятельности с её средствами и последствиями. Стратегия коэволюции своими корнями уходит в китайскую культурную традицию “у-вэй” (действия людей, направленные на природу и способствующие реализации её собственных сил).
В идее коэволюции акцентируется внимание не на борьбу за существование и отбор, а на процессы кооперации, сотрудничества, взаимного обмена энергией. В противном случае возможны два варианта: а) деградация к дочеловеческой природе, её низшим состояниям; б) превращение человека в простой фактор технического прогресса.
Соврем наука к экологической проблеме подходит системно и усматривает комплекс направлений:
а) научно-технический прогресс, позволяющий разрабатывать и внедрять наукоёмкие, экономически эффективные и одновременно антропоморфные и экологически чистые технологии;
б) всеобщее социальное переустройство в направлении роста гуманизма и демократии;
в) перестройка правовых и политических взаимоотношений между странами, международное сотрудничество в борьбе за выживание человека;
г) формир новой экологической парадигмы, которая утверждает высшую ценность природы;
д) формир экологически воспитан, компетентного и ответственного человека.
Коэволюция с природой как один из путей развития цивилизации. Теория коэволюции общества и природы Н.Н. Моисеева
Термин коэволюции, т.е. гармонического развития природы и общества, обеспечивающего стабильное развитие окружающей человека среды, в настоящее время широкое распространение нашел в современной философской литературе. Анализу этой проблемы посвящены многие научные статьи и отдельные монографические исследования. Значительный вклад в разработку этой проблемы внес академик Н.Н. Моисеев.
Понятие коэволюции впервые было употреблено биологами для описания ситуации совместного развития, например, бабочки и цветка, т.е. по сути, оно выражало идею взаимного приспособления биологических видов. Н.Н. Моисеев под коэволюцией понимает соразвитие (т.е. совместное развитие) элементов одной системы, сохраняющей свою целостность и естественный (эволюционный) канал развития.
Применительно к природе и обществу коэволюция предлагает такое их развитие, которое не разрушает стабильности окружающей среды (биосферы) и создает необходимые условия развития общества, в рамках определенной системы экологических запретов и императивов. В свою очередь, деятельность общества должна быть максимально приближена (адаптирована к естественным процессам, происходящим в биосфере. Человеку следует считаться с законами развития природы, иначе она же отомстит за каждую допущенную по отношению к ней ошибку.
Коэволюционное развитие природы и общества являются необходимым условием устойчивого развития как самой природы, так и социальной среды.
Принцип коэволюции, т.е. соответствия во взаимодействии природы и общества, выступает в качестве необходимого условия выживания человечества, сохранения его как составной части биосферы.
Эту проблему нельзя решить чисто техническими средствами. Необходимо качественно изменить природу общества, необходима новая цивилизация с иным миропредставлением, для которой совокупность экологических императивов (запретов) будет столь же органически присуща, как и стремление к сохранению жизни человека.
Коэволюционная стратегия взаимодействия природы и общества исторически изменчива и по-разному была представлена и каждую конкретно-историческую эпоху.
Во взаимодействии природы и общества можно выделить четыре основных коэволюционных этапа.
Второй этап коэволюции природы и общества связан с неолитической революцией, и его можно назвать аграрным. В этот период не происходит существенных нарушений в коэволюционном равновесии между природой и обществом. Ведущей сферой деятельности здесь становится земледелие и животноводство. В качестве источников энергии используется мускульная сила человека и животных, а также энергия ветра и воды.
Четвертый этап коэволюционного взаимодействия природы и общества связан с современной научно-технической революцией. Это время небывалого развития науки и техники, превращения научно-технической деятельности общества в ведущую сферу, обеспечивающую дальнейший прогресс человечества.
Создавая невиданные ранее возможности и средства для покорения природы, научно-технический прогресс вместе с тем способствует и ее разрушению, усугубляет и без того сложную экологическую ситуацию, лишая человечество перспектив развития.
Грандиозные преобразования, связанные с научно-технической революцией, поставили человечество на грань выживания и привнесли значительные сомнения в вопрос о возможности коэволюционного развития природы и общества.
Такие сомнения, в частности, высказывают В.И. Данилой-Данильян и Г.М. Лыч. Они не допускают того, чтобы естественный процесс эволюции биосферы целенаправленно регулировался человеком. С таким подходом вряд ли можно согласиться. Человек уже сейчас управляет многими природными процессами. Поэтому привнесение регулятивной компоненты в управление природой «вещь» вполне допустимая. Человек своей преобразовательной деятельностью нарушил баланс в соотношении природы и общества он должен и восстановить между ними коэволюционное равновесие.
Примерно 20 лет назад в Вычислительном Центре АН СССР под руководством Н.Н. Моисеева была создана и исследована принципиально новая компьютерная модель, объединившая модели атмосферной и океанической циркуляции с моделью углеродного цикла (основного осуществляемого в биосфере круговорота), включающего энергетику биосферы. Целью разработки такой модели было выяснение, как будет вести себя биосфера после того, как человек окажет на нее самые разнообразные крупномасштабные воздействия.
Результаты оказались неожиданными. Во всех случаях, когда возмущение превосходило некоторый порог (к примеру, энергия воздействия превышала 2—3 тыс. Мт), биосфера никогда не возвращалась в первоначальное состояние: изменялась циркуляция атмосферы, структура океанических течений, распределение температур и выпадение осадков. Но самое главное — изменялся характер биоты. Возможно, она и сохранится, но станет совершенно другой, и, что весьма существенно, из биосферы исчезнет человек.
Полученные результаты означали, что стратегия выживания человечества должна быть согласована с эволюцией биосферы.
По мнению Н.Н. Моисеева, обеспечение коэволюции человека и биосферы (или реализация стратегии устойчивого развития) требует создания на базе экологии новой синтетической научной дисциплины, которая должна быть неизмеримо шире существующих ныне естественнонаучных и экономических программ. Создание такой науки ни в коем случае нельзя откладывать, поскольку биосфера уже подошла к пределу своих возможностей противостоять антропогенным воздействиям.
Отрадным является тот факт, что появились первые запреты, основанные на серьезных научных исследованиях: ограничение выбросов фреонов, разрушающих озоновый слой; на очереди ограничение углеродных выбросов, предопределяющих парниковый эффект. Все эти запреты окажутся весьма болезненными для экономики, но человечество будет вынуждено их выполнять, чтобы защитить себя от самоуничтожения. Самым трудным для многих стран, по мнению Н.Н. Моисеева, будет ограничение рождаемости и переход к семье с одним-двумя детьми.
Альтернативой осуществления коэволюции, стратегии устойчивого развития, считает Н.Н. Моисеев, будет общепланетарный экологический кризис, борьба за ресурсы, которых заведомо не хватит на всех, деградация биосферы и исчезновение человека как биологического вида.
Что такое коэволюция человека и природы?
Ценность – понятие, указывающее на большое социальное, человеческое значение объектов и явлений. Экологические ценностивыражают значимость, важность отношений с природой и сохранения экологии на надлежащем уровне.Современный этап взаимоотношения общества и природы отличает от других то, чтоэкологические ценности в современной культуре вычленены, представлены в идеях, принципах, концепциях, программах, нормах морали и права. Это такие ценности, как ценность жизни, запрет войны, целостность биосферы, биологическое разнообразие, устойчивость экосистем, разумное природопользование, экономия ресурсов, экологическая безопасность и другие ценности экологического сознания и поведения человека.Ценность устойчивого поддерживаемого совместного (человечество и природа) развития, чтобы не наступили необратимые процессы.
Большую роль в создании новых экологических ценностей сыграла общественная организация «Римский клуб».
Каковы Основные стратегии научного исследования природы?
В культуре и философии интерес к природе присутствовал имманентно. Совершенно новую форму и содержание этот интерес обнаруживает вместе с появлением науки, поскольку наука (ее естественнонаучная часть) – это специализированная познавательная деятельностьпо изучению природы. В исследовании природы наука руководствуется общими ориентирами, общими подходами, которые можно назвать стратегиями. Систематизация этих общих подходов, общие стратегий помогает ориентироваться в логике развития науки.
Стратегии научного исследования природы можно рассмотреть:
— в синхронном варианте, рассматривая те отрасли знания, которые в современных условиях обеспечивают исследование природы;
— в диахронном варианте,в историческом времени, рассматриваяприращение предметных областей науки(на что она нацелена)и изменение научного инструментария.
Какие стратегии современной науки исследуют природу?
Синхронный подход. В современных условиях, в начале нового тысячелетия основные стратегии изучения природы базируются на наиболее динамично развивающихся областях знания. В этом отношении могут быть выделены следующие стратегии:
— геобиохимическая стратегиярассматривает геологические, химические процессы и органическую природу. Термодинамика неравновесных процессов, теория эволюционного катализарассматривают особые химические объекты с неравновесной структурой и функциональной организацией. Такие объекты способны к прогрессивной эволюции. Теория синтетической эволюции, теория биосферы и ноосферы (В.И. Вернадский)представилиЖизнь как целостный эволюционный процесс (физический, химический, биологический), включенный в качестве особой составляющей в космическую эволюцию.
— социально-экологическая стратегиярассматривает взаимодействие природы и общества.Часть природы, непосредственно связанная с жизнью общества, традиционно носит название географической среды. Географическая среда не только предоставляет условия для существования человека и общества, но и определенным образом воздействуют на их развитие.На современном этапе общественного развития характер отношений в системе «человек-природа-общество» определяется как кризисный, представляет собой глобальную экологическую проблему.В ХХ веке стремительно развивается экология и социальная экология.Конец XX – начало XXI в. характеризуется поиском новых ориентиров в отношении человека к природе. Они многомерно представлены в концепциях инвайронментального консерватизма, экологизма, универсальной этики и биоцентризма.
На рубеже XIX и XX вв., благодаря развитию естествознания, социальной экологии, синергетике возникает общенаучная картина природы как саморазвивающейся и самоорганизующейся системы. Она становится фундаментальной исследовательской программой науки, определяет современную НКМ.
Современной теорией самоорганизации является синергетика.Синергетика – современная теория самоорганизации, которая исследует открытые системы любой природы и свойственные им процессы самоорганизации, нелинейности, неравновесности, глобальной эволюции.Благодаря синергетике, самоорганизация (включающая все процессы самоструктурирования, саморегуляции, самовоспроизведения) начинает рассматриваться как одно из основных свойств Универсума, природы.Представления об открытых саморазвивающихся системах находят подкрепление в самых различных отраслях знания.
Таким образом, стратегии, между которыми имеется внутренняя связь, в совокупности обеспечивают комплексный подход к изучению природы.
Диахронный подход.
1. простые механические системы, которые были объектом классического естествознания, более сложные
2.саморегулирующиеся системы, которые стали объектом исследования кибернетики и теории систем и, наконец,
3. сложныесаморазвивающиеся и самоорганизующиеся системы, исследование которых потребовало интеграции в единую исследовательскую программу системного подхода и синергетического подхода.
1. Исследование простых систем механического типа и присущих им динамических закономерностей давало возможностьоднозначного предсказания координат и импульса движущихся систем, не допускаловлияния фактора времени на характер системы, сводило все связи к причинно-следственным.
Причинность становится универсальной формой выражения законов науки. Формируется механистический (лапласовский) детерминизм. Суть его можно выразить в допущении строго однозначной связи между причиной и следствием, разложения объекта на составные элементы без риска потери общего качества объекта. Детерминистская стратегия исследования природыв это время опиралась на механическую причинность и была универсальной для всей системы науки.Современныйдетерминизм не исключает объективный характер случайных процессов, исследует вероятностную причинность, которые представлены в квантовой механике, термодинамике.
2. Переход науки в нач.-сер. 20 в. к исследованию системных природных и социальных объектов (демографические процессы, эволюция видов, технические системы, системы связи) сделал необходимым появлениесистемной стратегии научного исследования природы. В 40-х – 50-х г.г.20 в. возникает общая теория систем и формируется системный подход. Он обнаруживает большую эвристику, прежде всего в биологии, которая смогла исследовать структурные уровни организации живой материи, создать синтетическую теорию эволюции.Системное рассмотрение объекта предполагает, прежде всего, выявление целостности исследуемой системы, ее взаимосвязи с окружающей средой, анализ в рамках целостной системы свойств составляющих ее элементов и их взаимосвязи между собой. Кибернетический и системный подходы показали, что свойство сложных систем к саморегуляции основано на информационной прямой и обратной связи систем со средой. Системная стратегия становится универсальной для 20 в.
3.Современная наука (физика, химия, социальные науки) подошла к исследованию сверхсложных самоорганизующихся и саморазвивающихся систем – биосферы, экономики, демографии и др. Теория систем и синергетика рассматривают процессы самоорганизации и эволюции систем любой природы. Эволюционно-синергетическая стратегия изучения природыформирует современную НКМ.
В современном естествознании работают и обновленная детерминистская, и системная, и эволюционно-синергетическаястратегии.
Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 2074 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Коэволюционная теория развития общества и природы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие коэволюции
Коэволюция – это понятие, подразумевающее совместимость, согласованность, оно используется в философии и биологии в двух основных смыслах:
Концепция коэволюции природы и общества, впервые была сформулирована Н.В. Тимофеевым-Ресовским, и должна была определять оптимальное соотношение интересов человечества и остальной биосферы. При этом необходимо избегать две крайности: стремление к тотальному господству человека над природой. В соответствии с принципом коэволюции, человечество, для обеспечения своего будущего, должно не только изменить биосферу, в процессе приспособления ее к своим потребностям, но и претерпевать собственные изменения, приспосабливаясь к объективным требованиям природы.
Чтобы реализовать обозначенный процесс человечеству необходимо соблюдать, в первую очередь, экологический и нравственный императивы. Первое требование – запретить те виды деятельности людей, которые вызывают изменения в биосфере, несовместимые с самим существованием людей.
Коэволюционное развитие природы и общества
В современно литературе освещено несколько подходов к периодизации взаимодействия природы и общества, основанных на различных аспектах. Общим выступает подход, основой которого является характер взаимодействия и особенности формирующейся при этом социоприродной сферы, а также факторов ее развития и функционирования. В соответствии с данным подходом, вся история взаимодействия человека и природы разделено на три периода:
Готовые работы на аналогичную тему
Коэволюцией общества и природы подразумевается их совместная, взаимосвязанная эволюция. Эволюция природы протекает значительно медленнее по сравнению с социальной или научно-технической эволюцией в обществе. В связи с этим природа успевает адаптироваться к антропогенному воздействию. Обществу необходимо ввести сознательные ограничения на воздействие на природную среду, для сохранения возможности дальнейшей коэволюции. Такое совместное развитие природы и общества, которое и обеспечивает коэволюцию, называют устойчивым.
Чтобы на практике реализовать принцип коэволюции, человечество должно соблюдать два императива – экологический и нравственный.
Экологический императив – это категорические повеления морального отношения людей к природной среде. Принятие человеком на себя всей ответственности за соблюдение правил безопасного поведения на Земле. Такие повеления основаны на обращенности в будущее и одном из основополагающих принципов экоэтики – принципе предосторожности. В связи с этим императив состоит из совокупности запретов на те типы деятельности людей, особенно производственной, которые могут вызвать необратимые изменения в биосфере, несовместимые с существованием на Земле людей.
Соблюдение данных требований академик Н.Н. Моисеев – автор экологического императива – считает обязательным не только для тех, чья деятельность непосредственно хозяйственного характера, но и для политиков, от которых и зависят способы разрешения массы проблем экологии, а также для каждого человека. Главными положениями экологического императива считают:
Нравственный императив предполагает необходимость изменений в мировоззрении людей, поворот к общечеловеческим ценностям и принципам, в первую очередь к принципу уважения любой жизни и нравственно-понимающего отношения к природе. Нравственный императив выдвигает требование переоценить традиционные потребительские идеалы, переход от субъект-объектных к субъект-субъектным отношениям с природой.
Коэволюционная теория развития общества и природы — Эволюция природы и общества.
Эволюция природы и общества.
Природа не является чем-то неизменным, застывшим, она постоянно изменяется, развивается под воздействием своих внутренних противоречий. Совокупность природных процессов, в их динамике и развитии, называют эволюцией природы.
На определенном этапе этой эволюции в природе зарождается, и постепенно обосабливается от нее, человек и общество.
С этого момента единая эволюция природы, как бы раздваивается на эволюцию собственно природы и эволюцию общества или, как сказал бы философ, эволюцию материи и эволюцию духа.
На первых порах социальная эволюция всецело зависит от эволюции природной и не оказывает на нее существенного влияния.
По мере развития общества и перехода его в индустриальную фазу, производственная деятельность людей начинает оказывать столь значительное воздействие на природу, ее эволюционные процессы, что правомерно говорить о взаимодействии эволюции природной и эволюции социальной. Такое тесное переплетение, взаимодействие и взаимовлияние двух сил – природной и социальной, принято называть КОЭВОЛЮЦИЯ.
Рассматривая человека и природу в их единстве и связи, можно выделить
исторические этапы и типы их взаимодействия.
На первом этапе, когда человек только формировался, можно говорить о стихийном характере их взаимодействия. То есть человек еще не осознавал в полной мере своих отношений с природой.
Его влияние на природу было ничтожно, но сам он, напротив, всецело был зависим от природы. Природные факторы существенно влияли на выживаемость человека, ускорение или замедление развития его культуры.
Этот тип отношения характеризуется относительным тождеством человека и природы.
На втором этапе человек начинает постепенноосвобождатьсяотприродной зависимости. От присваивающего отношения к природе он переходит к производящему.
Если ранее он добывал средства к существованию путем собирательства и охоты, то теперь он начинает производить их сам, посредством растениеводства и скотоводства. Этот переход осуществлялся в период неолита, т.е.
новокаменного века и получил название «неолитическая революция».
На третьем этапе воздействие человека на природу многократно возрастает. Старое, по преимуществу аграрное, общество традиционного типа уступает место новому, индустриальному обществу.
Для него характерен переход от ремесленного, кустарного производства к промышленному, массовому производству, что повлекло за собой небывалый рост потребления ограниченных природных ресурсов.
Отношение между человеком (его деятельностью) и природой можно характеризовать как их противоречие.
Современный, четвертый этап, характеризуется кризисом отношений человека и природы. Его принято называть экологический кризис.
Суть его состоит в том, масштабы человеческого воздействия на природу сегодня достигли того предела, когда природа уже не в состоянии самостоятельно восстанавливать, нарушаемое человеком экологическое равновесие.
Причинами этого кризиса являются, с одной стороны, недостаточное развитие науки и техники, не позволяющее сегодня предложить нейтральные для природы производственные технологии. С другой стороны, человеческий эгоизм.
Ведь природа для современного человека это не «природа-мать», а только материал, средство для удовлетворения его возрастающих потребностей.
Поскольку главная причина кризиса лежит в духовной, нравственной сфере, то и разрешена она будет не научно-техническими и технологическими средствами, а путем формирования новой экологической культуры, нового экологического мировоззрения.
Эволюционная и революционная теории развития общества
Социологирассматривают общество как изменяющуюсясистему. Почемув одних обществах прогрессивные изменениянарастают быстрыми темпами, а другиезастыли на том же экономическом,политическом и духовном уровне?Человечеству всегда хотелось ускоритьразвитие экономики и общества в целом.
Но в разных странах добивались этогоразными путями – одни путем ведениязахватнических войн, другие путемпроведения прогрессивных реформ,нацеленных на преобразование обществаи хозяйства.
В ходе истории развитиячеловечества определились два путиразвития общества – эволюционный(постепенные, медленные, количественныепреобразования) и революционный(относительно быстрые, коренные,качественные изменения).
Эволюционныйпуть(слово«эволюция» происходит от латинскогослова, означающего «развертывание») –путь мирного ненасильственногопреобразования общества состоял в том,чтобы спокойно, без рывков и попыток«перепрыгнуть через время» и способствоватьпрогрессу, т. е. улавливать передовойопыт и перенимать передовой опыт другихгосударств.
Социальный эволюционизм представляет собой попытку глобального осмысления исторического процесса, как части общего, бесконечно разнообразного и активного процесса эволюции Космоса,планетарной системы, Земли, культуры.
Наиболееяркосоциальный эволюционизм представленв системе английского социолога Г.Спенсера.
Суть социальной эволюции состоит вусложнении форм общественной жизни, ихдифференциации и интеграции на новомуровне организации.
Основная идея социального эволюционизма– идея существования исторических стадий человеческого общества,развивающихся от простого к дифференцированному, от традиционного к рациональному, от непросвещенного к просвещенному, от нечетко интегрированного к интегрированному обществу. Естественным пределом всех эволюционных процессов в этом случае оказывается состояние динамического равновесия, обладающего инерцией самосохранения и способностью адаптации к новым условиям.
Концепция коэволюции общества и природы. Экологические ценности современной цивилизации
Человеку характерна особая – трудовая деятельность. Орудия труда развились в такое явление как техника. Теперь между человеком и природой стоит и сама техника, и результаты технической деятельности (то, что называют цивилизацией в узком смысле).
Вернадский говорил о преобразовании биосферы в ноосферу (ноосфера – биосфера, преобразованная разумом человека; «ноо» — разум). Но пока что вместо ноосферы мы создали техносферу.
В итоге происходит то, что предсказывал русский философ Бердяев: теперь техника подчиняет себе человека, заставляет работать на себя, обслуживать себя, пытаясь подчинить себе и природу.
Очень важны понятия «первая природа» — так, как она существует сама по себе (лес, например), и «вторая природа» — преобразованная человеком и зависящая от него (парк, например).
Сегодня вся биосфера становится «второй природой», «естественное» превращается в «искусственное».
Важным шагом в углублении понимания проблем взаимосвязи общества и природы в 20 веке стало учение В. И. Вернадского о ноосфере. По его мнению, ноосфера — это такая степень развития биосферы, при которой разумная деятельность человека становится по своему масштабу и содержанию важным преобразующим фактором планетарного значения.
Сегодня данное понимание закрепляется понятием антропного принципа. Человек становится антропогенным фактором эволюции природы.
Наукой, общественной практикой и самой историей доказано, что природа и общество — это единая система, они настолько связаны, что воздействуют друг на друга. В этой их связи природа выступает как естественная основа, объективная причина возникновения, основа развития общества.
Эволюционные теории развития общества
ерберт Спенсер (1820-1903) — английский философ и социолог, один из основоположников позитивизма. Он много времени уделял взаимосвязи природы и общества.
Основываясь на научных фактах и данных Спенсер распространил идею эволюции на все без исключения явления и процессы в природе и обществе — космические, химические, биологические и социальные.
Спенсер считал, что даже психология и культура естественны по происхождению и поэтому все естественное и природное развивается по законам природы, а следовательно— эволюции. Общество, будучи формой природного бытия, подчиняется тем же законам эволюции.
Анализ органической природы для Спенсера явился одной из методологических основ исследования общества и его процессов. Эти два начала: описание структуры общества как особого организма и идеи эволюции — определили тот факт, что Спенсер считается основоположником двух направлений в социологии: органицизма и эволюционизма.
Эволюционная теория Герберта Спенсера — одна из популярнейших теорий в 19 в.Социологическая система Спенсера базируется на трех основных элементах:• эволюционной теории,• органицизме, (рассмотрение общества как определенного рода организма),• учении о социальной организации — структурных механизмах и институтах.
По аналогии с биологическим организмом Спенсер рассматривал общество как сложный организм, исходным элементом, которого выступает индивид. Правда соотношение части и целого он трактовал особым образом.
Индивид, хотя и выступает частью целого (общества), тем не менее это не обычная часть органического целого, а такая, которая характеризуется многими признаками целого, но обладает относительной свободой в рамках целостной структуры общественной организации. Спенсер выделял черты сходства биологического и социального организмов:1. рост, увеличение в объеме,2.
усложнение структуры,3. дифференциация функций,4. рост взаимодействия структуры и функций,возможность временного существования частей при расстройстве Аналогия с биологическим организмом сказалась и на трактовке идеи эволюции Спенсера.
Общество возникает как объединение индивидов в связи с ростом численности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи.• дифференциация заключается в движении от однородного к разнородному, в усложнении строения. Первобытное общество — простое и однородное.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института