О чем говорит почерк человека проект
О чем говорит почерк человека проект
Исследовательские работы и проекты
Что говорит о человеке почерк?
В процессе работы над исследовательским проектом по психологии на тему Что говорит о человеке почерк автором была поставлена цель дать психологическую характеристику учащихся 10Б класса, руководствуясь теорией зависимости почерка от характера человека.
Подробнее о работе:
Данная исследовательская работа по психологии на тему «Что говорит о человеке почерк» содержит раскрытие теории взаимосвязи почерка и характера человека. В работе описывается типическое и индивидуальное в характере, черты характера, определяется связь почерка и характера путем проведения анализа почерка одноклассников и сопоставления результатов с психологической характеристикой человека.
Оглавление
Введение
1. Графология. Наука о почерке.
1.1. История графологии.
1.2. Современные методы исследования.
1.3. Анализ почерка. Основные принципы.
2. Взаимосвязь почерка и характера человека.
2.1. Типическое и индивидуальное в характере.
2.2. Черты характера.
2.3. Связь почерка и характера.
3. Выявление взаимосвязи характера и почерка подростков.
3.1. Графологический анализ почерка учащихся 10 Б класса.
3.2. Определение характерологических особенностей учащихся 10Б класса.
3.3. Взаимосвязь характера и почерка учащихся 10 Б класса.
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Актуальность исследования. Ещё в глубокой древности люди начали обращать внимание на связь между почерком и характером. Почерк – это основа нашей жизни. Мы пишем дома, на работе, в школе, и по качеству почерка судят о нас самих. От почерка зависит многое: и восприятие самого себя, и как нас видят окружающие, и оценки в школе, и самооценка, и характер.
А ведь почерк каждого человека абсолютно индивидуален. И хотя на протяжении жизни манера письма меняется, так как изменяются обстоятельства жизни и физическое развитие человека, в почерке, как и в поведении, и в речи раскрывается внутренний мир человека, особенности воспитания, обучения, умственные способности.
Цель исследования: дать психологическую характеристику учащихся 10Б класса, руководствуясь теорией зависимости почерка от характера человека.
Объект исследования: почерк одноклассников, участвующих в эксперименте.
Предмет исследования: взаимосвязь почерка и личностных характеристик человека.
Гипотезой исследования: характер человека можно определить по его почерку.
Методы исследования:наблюдение, опрос, сравнительный анализ.
Исследовательская работа «О чём говорит твой почерк»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
Научное общество учащихся
О чём говорит твой почерк.
Выполнил: Конев Георгий
1. Истоки графологии как науки…………………………………………………5
2. Возможности анализа почерка………………………………………………8
3. Почерк и индивидуальность человека……………………………………….11
4. Исследование черт особенностей характера по почерку человека…………………………………………………………………………16
Список используемой литературы …………………………………………28
Ещё в глубокой древности люди начали обращать внимание на связь между почерком и характером. Почерк – это основа нашей жизни. Мы пишем дома, на работе, в школе, и по качеству почерка судят о нас самих. От почерка зависит многое: и восприятие самого себя, и как нас видят окружающие, и оценки в школе, и самооценка, и характер. А ведь почерк каждого человека абсолютно индивидуален. И хотя на протяжении жизни манера письма меняется, так как изменяются обстоятельства жизни и физическое развитие человека, в почерке, как и в поведении, и в речи раскрывается внутренний мир человека, особенности воспитания, обучения, умственные способности.
Оказывается, существует даже целая наука – графология , которая изучает законы зависимости между почерком и личностью, характером человека.
Графология (от др. греч. γράφω — «пишу» и λόγος — «учение») — это учение, согласно которому существует устойчивая связь между почерком и индивидуальными особенностями личности.
Данную проблему изучали такие исследователи, как И. Гольдберг, Е.Л. Исаева, Е.И. Рогов, В.Тараненко, И. В. Щеголев и другие.
В настоящее время в развитых странах графологии придается большое значение. Спецслужбы и правоохранительные органы практически всех государств имеют в своем штате специалистов-графологов. Графология входит в программу обучения дипломатов ряда европейских государств. Также многие фирмы пользуются услугами экспертов-графологов, составляющих характеристики на специалистов, принимаемых на работу, а также для оценки некоторых черт конкурентов. Графология с успехом применяется в бизнесе, медицине, спорте, педагогике и в других областях.
Цель нашего исследования: изучить особенности почерка обучающихся 8 класса и составить на их основе характеристики, руководствуясь теорией зависимости почерка от характера человека.
Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи :
проанализировать литературу по проблеме науки о почерке – графологии, выявить основные закономерности анализа почерка;
изучить взаимосвязь почерка с индивидуальными особенностями личности человека;
3. проанализировать почерк учащихся 8 класса и составить по нему психологические портреты обучающихся;
Гипотеза: мы предполагаем, что характер человека можно определить по особенностям его почерка.
Объект исследования: почерк одноклассников, участвующих в исследовании.
Предмет исследования: влияние личностных особенностей на почерк человека.
Методы исследования: наблюдение, тестирование, обобщение.
Истоки графологии как науки
Никто не рождается с умением писать, у каждого человека этот навык приобретается позднее. На первых порах каждую букву вырисовывают, однако со временем этот процесс становится чисто автоматическим. В процессе письма мы не задумываемся о том, как мы пишем. Наши мысли направлены на то, что мы пишем, так что собственно процессом письма управляет подсознание. Следовательно, вполне естественно, что между почерком и психическим состоянием человека существует определенная зависимость, и каждый штрих в буквах неизбежно несет в себе отпечаток личности автора. (Зуев-Инсаров)
К настоящему времени разносторонне изучена, такая наука как графология , которая изучает законы зависимости между почерком и личностью, характером человека.
По мнению ряда учёных, графология – это наука, которая изучает и оценивает почерк с целью определения особенностей характера, предрасположенностей и склонностей. Другие исследователи говорят о том, что она является интересным и ценным способом, позволяющим понять самого себя и познать природу других людей. Как и в мимике, и в жестах, и в других манерах, в почерке выражается личность: он отражает мысли, чувства и привычки, имеющие место в тот момент, когда пишущий опускает ручку на бумагу.
Изучая происхождение и развитие анализа почерка, писанная история свидетельствует о том, что графология в том виде, в каком мы её знаем сейчас, возникла не более трех столетий назад. В то же время существует много упоминаний об этом предмете во многих древних документах. Так, в письме императора Нерона говорится: «Я боюсь этого человека, потому, что его почерк показывает, что у него – предательская натура». В трудах Конфуция сказано: «Бойтесь человека, почерк которого напоминает движение тростника, колеблемого ветром».
Первая известная в настоящее время книга, специально посвящённая графологии, вышла в свет в 1630 году и была написана итальянским профессором Камилло Бальдо. Его длинное название в переводе гласило «Как узнать природу и качества человека, взглянув на букву, которую он написал». В своё время книга произвела определенное впечатление на читающую публику, но не более, так как в то время люди считали, что для того чтобы понять характер человека по почерку, необходимо обладать даром ясновидения или интуиции.
Примерно через двести лет к теме почерка вернулись во Франции, когда учёный церковник аббат Фландрэн заинтересовался книгой Бальдо. Аббат решил, что она заслуживает серьезного обсуждения и анализа. Он создал группу, участники которой занялись вопросом и подвергли классификации почерки людей, отличающихся друг от друга по интересам и роду занятий. Участники исследования выработали правила, которые легли в основу современного анализа почерков.
Для того, чтобы окрестить новую науку аббат использовал два греческих слова – «графо» (писать) и «ологи» (наука). Так и родилось имя новой науки – графология.
Ученик Фландрэна аббат Мишон более интенсивно развил графологические исследования и превзошёл своего учителя. В 1872 году он написал книгу «Система графологии». Так впервые было употреблено слово «графология».
С XIX века в различных странах возникли графологические общества. В Европе графология рассматривается с должным вниманием и занимает достойное место в работе психолога и психиатра. Она включена в учебные программы по психологии в университетах многих европейских стран.
В России первой серьезной работой по почерковедческому анализу стала книга Ильи Федоровича Моргенштерна «Психографология», вышедшая в конце XIX в. и переизданная в 1994 г. Наиболее выдающимся русским исследователем в области графологии в XX в. стал Д. М. Зуев-Инсаров. Ему принадлежат такие работы, как «Почерк и личность», «Строение почерка и характер» и другие.
В Соединенных Штатах графология является еще сравнительно юной наукой. Ее основоположниками в этой стране явились Луи Райс и де Уитт Б. Лукас, книги которых по графологии стали первыми публикациями по этому предмету в США. Графологии стали обучать на очных и заочных курсах, а затем включать этот предмет в учебные программы.
Изучение личности с помощью почерка является более естественным и удобным, чем тестирование. Ввиду того, что почерк является статичным предметом анализа, этот материал для исследования превосходит столь неуловимые и трудные для фиксирования мимику, жесты и походку.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что на протяжении многих веков проблема почерка занимала многих ученых и исследователей, некоторые посвятили этой проблеме свою жизнь. Но многое осталось неизведанным, и хочется пожелать исследователям добиваться своих целей. Надеемся, что в будущем приоткроется завеса тайн над проблемой почерка и его анализа.
Возможности анализа почерка
Габриель Тард утверждал: «Зачем мне фотография человека, для меня гораздо важнее клочок исписанной им бумаги, так как в нем выражается преступность, настроение духа и тому подобное».
Как и сам человек, почерк уникален, поэтому его характерные детали говорят об определенных качествах личности. Почерк даёт возможность судить о чувствах, личных пристрастиях, эмоциональном и физическом здоровье, общественном поведении, образе мыслей, способностях и талантах, недостатках характера и навыках общения. Размер букв, наклон, сила нажима, особенности пунктуации и различные петли помогают выявить в каждом человеке индивидуальность с особыми, только ему присущими качествами.
Зигмунд Фрейд писал: «Без сомнения, посредством почерка человек выражает свою индивидуальность». А Бенджамин Дизраэли, премьер-министр Англии, живший в XIX веке говорил: «Почерк автора, как и все произвольные действия человека, имеет сходство с его характером». Многие известные люди тоже придерживались данного мнения: это Альберт Эйнштейн, Эдгар Аллан По, Жорж Санд и другие. В обычной повседневной жизни знание принципов зависимости почерка человека от его характера поможет правильно понять его и найти с ним общий язык.
Но, тем не менее, у анализа почерка существуют пределы возможностей. Нельзя определить принадлежит ли почерк мужчине или женщине, то есть графолог не может отгадать пол писавшего. Почерк не показывает и возраст автора письма, так как письмо раскрывает умственный, а не хронологический возраст. Нельзя узнать по почерку женат мужчина или холост, замужем женщина или одинока, есть ли дети у автора письма, характер работы, род занятий или увлечения, принадлежат ли люди к одной и той же семье, потому что почерки не обладают семейным сходством.
Однако по И.Голдберг, почерк раскрывает не столько внешние, фактические данные, сколько нутро человека. Она описывает «типичные женские» и «типичные мужские», «типичные юные, зрелые и старые» почерка. От обычной, среднестатистической женщины можно ожидать большую округлость и полноту букв, большую степень связанности, меньшее количество острых углов и резких росчерков, форма неупрощенная, возможно с украшениями, «разгонами», глубокими «гирляндами», разброс высоты меньше, почерк выглядит «гармоничнее» или более эстетичен, чаще у женщин – лучшая читабельность.
Мужчины пишут часто мельче или резче женщин, выделяются угловатости, острые штрихи, «палки», упрощенность форм (иногда от букв остается «скелет»), часто плохая читаемость, прямонаклонность почерка.
Почерк может открыть наличие состязательного духа, способность ясно мыслить, четко действовать, проявлять упорство в достижении цели, присутствие финансовой расчетливости, а также других качеств, которые помогают человеку преуспеть. Графолог может рассказать человеку о его характере, его склонностях, его способностях и темпераменте, что позволит ему направить свои действия.
По исследованиям Е.Л Исаевой, несмотря на то что практически все люди учатся писать по прописям и следуют рекомендациям учителя, неизвестно ни одного случая точного копирования данного учебного пособия. Кроме того, в каждом почерке есть своеобразные «добавки», которые иллюстрируют персональные движения руки, а также каждый человек при письме исключает те движения, которые не совсем ему удобны.
Поэтому так важно видеть, насколько почерк отличается от написания букв в прописи. В том случае, если он сильно его напоминает, человек стремится действовать соответственно общепринятым нормам и старается мыслить «как все». И наоборот, люди, далеко отступившие от «правильного» стиля письма, обычно действуют согласно собственным нормам и отличаются независимым образом мыслей. Что касается графологического анализа, в нем важны отклонения от нормы, так как именно они могут сообщить о личности больше всего интересных сведений.
Проанализировав литературу по данному вопросы, мы выявили, что по почерку можно определить оптимист человек или пессимист, щедрый или бережливый; отношение к деньгам, интроверт, экстраверт или амбоверт, есть ли чувство юмора и воображение, скрытый человек или откровенный.
Итак, как уже было сказано, чрезвычайно важно иметь в виду, что анализ почерка не позволяет отгадывать или предсказывать судьбу человека. В том числе и потому, что они в руках человека и зависят лишь от него. Однако графолог может рассказать человеку о его характере, его склонностях и темпераменте, нынешнем или постоянном состоянии, что позволит ему направлять свои действия. Графолог может указать на наличие сильных и слабых сторон испытуемого, а последний может воспользоваться информацией для того, чтобы всемерно укрепить свои достоинства и свести к минимуму свои недостатки.
Научно-исследовательский проект «Почерк и характер человека»
«Влияние характера на почерк человека»
Акиева Тавифа Казбековна
Дзбоева Нонна Руслановна
Место выполнения работы:
Глава I Почерк и его особенности___________________________________с. 5
Глава I I Практическое исследование: анализ почерка учащихся 7-8 классов___________с.6
Приложение _________________________________________________ с.11
Библиографический список______________________________________ с.12
Тема моего исследования интересная и актуальная.
В процессе письма люди не задумываются о том, как пишут. При письме мысли направлены на то, что нужно написать. Так что, процессом письма управляет подсознание. Каждый штрих в буквах неизбежно несет в себе отпечаток личности автора. Сознание «выражает себя» через устную речь, подсознание может «выражать себя» и через почерк.
Цель работы: определение зависимости между особенностями почерком и характером
Гипотеза: черты характера человека раскрываются в способе написания букв и знаков.
— изучить научную и публицистическую литературу по исследуемой теме
— найти интересные факты о почерке
-провести экспериментальное исследование характера человека по почерку
-составить показательные диаграммы и таблицы, на основе результатов исследования;
— Изучение литературы по данной тематике.
— Обобщение и систематизация информации.
В исследовании участвовало: 60 учащихся среднего звена в возрасте от 13 до 15 лет.
Результаты: в ходе исследования почерка я подтвердила свою гипотезу и пришла к выводу, что у каждого человека свой неповторимый почерк. Изучая особенности почерка можно понять черты характера человека.
В итоге проведенного исследования я убедилась, что почерк зависит от характера человека, является скрытым информатором о человеке и наравне с особенностями его внешнего вида, поведения и привычек, дополняя наши впечатления о нём, позволяет делать определенные выводы. Видимо, и впрямь почерк – это своеобразный «слепок» личности.
«Зачем мне фотография человека, для меня
гораздо важнее клочок исписанной бумаги,
так как в нем изображается преступность, радость,
печаль, озлобленность, настроение духа. »
Французский ученый Д.Тарт
Проявления индивидуальных черт характера и ума неизбежно вызывают изменения в написании букв. Все ученики пишут по разному. Учителей русского языка прежде всего волнует – разборчивость почерка, узнаваемость слов, чтобы написанные нами тексты могли быть ими прочитаны.
Каждый из нас обладает не только уникальной внешностью, своим характером, темпераментом, голосом, но и имеет свой собственный почерк. Почерк любого человека характеризует его своеобразный внутренний мир, особенности темперамента и даже настроения. У каждого человека есть свой стиль жизни, свои устои. Изначально, во время становления характера человека, устанавливается и почерк.
Что такое почерк? В словаре русского языка С. И. Ожегова даётся такое толкование этому слову:
Интересные факты о почерке
Еще в глубокой древности люди начали обращать внимание на связь между почерком и характером. До нас дошло изречение императора Нерона: «Я боюсь этого человека, его почерк показывает его предательскую натуру» . Конфуций отмечал, что «почерк может достоверно указать, происходит ли он от великодушного человека или от того, кто лишён вкуса»
Французский император Наполеон менял почерк на протяжении жизни (их у него насчитывают около семи). С годами почерк Наполеона становился все запутаннее и неразборчивее. Видны взлеты, победы, триумфы и поражения.
Лермонтов часто менял почерк, но даже когда он старался писать ровно и красиво, строчки всегда загибались вверх, а буквы «выскакивали» то вниз, то вверх. В одной из книг по графологии почерк Лермонтова рассматривается как типичный образец почерка неуравновешенной личности.
В мире не существует двух одинаковых почерков, так же как и одинаковых характеров. Даже если на первый взгляд, кажется, что почерки и характеры людей похожи как две капли воды, на самом деле это не так, они индивидуальны. Даже если мы попытаемся изменить свой почерк, опытный эксперт, сличив наш измененный и обычный почерк, легко найдет его общие элементы и выявит писавшего.
Открытие немецкого ученого Вильгельма Прейера позволило сделать вывод, что «подчерк руки» оказывается на самом деле » подчерком мозга».
В настоящее время в развитых странах графологии придается большое значение. Спецслужбы и правоохранительные органы практически всех государств имеют в своем штате специалистов-графологов. Графология входит в программу обучения дипломатов ряда европейских государств.
Практическое исследование характера человека по почерку
Способность анализировать почерк не является даром, с которым рождается человек. Исследовать почерк могут не только специалисты графологи, но и обычные школьники. Я решила выступить в роли графолога и выяснить, как характер учащихся отражается в их подчерке.
Мною было проведено исследование почерка 60-ти учащихся 7-8 классов. (Приложение № 1) С целью получения образцов почерка исследуемые написали произвольные тексты свободного содержания. (Приложение № 2) Отсутствие заданной темы исключало факт шаблонности написания и давало возможность выразиться самостоятельно.
( При исследовании почерка пользовалась увеличительным стеклом для того, чтобы тщательно рассмотреть все черточки и крючки, которые появляются перед началом буквы или в ее конце)
В образцах были исследованы семь характеристик почерка:
Почерк, который идет точно по прямой, принадлежит человеку, которого нелегко расстроить мелкими неприятностями или заявлениями других людей. Такой человек тщательно обдумывает свои мысли и поступки и удерживает свое настроение под контролем.
Такой человек не теряет духа, сохраняет веру и надежду и обычно стремится продвинуться вперед. Он — доброжелательный товарищ, хорошо приспосабливается к окружающей обстановке.
Иногда строка взбегает вверх под большим углом. Так пишет неисправимый оптимист, суждения которого часто оказываются ошибочными из-за того, что он ходит по земле, высоко задрав голову, и не замечает реальной окружающей обстановки. Тем не менее, такой человек по-своему счастлив.
Противоположным примером является строка, которая постоянно опускается вниз. Это — пессимист. Если спуск строки вниз не столь ярко выражен, то, возможно, пессимизм представляет собой лишь смесь осторожности и критичности, а такая черта характера не является плохой.
Правда, не исключено, что это лишь временное состояние человека. Хорошо было бы просмотреть образцы почерков «пессимиста», сделанные за некоторое время до данного анализа, и обратить внимание на то, как шла строка раньше. Бывает, что самый бодрый человек испытывает временное ухудшение здоровья или на него сваливается какое-нибудь несчастье, что вызывает у него депрессию. Такое состояние автоматически заставляет его почерк спускаться вниз. Однако, как только условия меняются, строка с удивительной быстротой возвращается к своему обычному положению — ровному или бегущему вверх
У оптимиста и весельчака строчки непременно в конце поднимаются вверх. Такие люди хорошо приспосабливаются к окружающим и легки в общении.
Упрямый, настырный характер имеют люди, пишущие с большим количеством крючков и узелков. Если почерк испещрен петлями, полукругами, дугами, то это обозначает самонадеянность, беспечность.
Наклон вправо (не слишком сильный), свидетельствует о дружелюбии, теплоте. Пишущие так могут держать свои эмоции под контролем, неплохо ладят с другими и искренне тянутся к общению.
Наклон влево свидетельствует о том, что интеллект контролирует эмоции.
Отсутствие наклона (вертикальный почерк) свидетельствует о равновесии между разумом и сердцем.
Широкие поля со всех сторон листа свидетельствуют о тяге к изысканным предметам, желании тратить деньги на приобретение редких и ценных вещей.
Величина букв может рассказать об отношении человека с окружающими его людьми.
Средний размер букв (высота 3 мм) – признак дипломатичности.
Мелкий (меньше 3мм) – человек умный, скрытный, скромный.
Крупный (больше 3мм) – человек активный, самоуверенный, общительный, смелый
Проектная работа по теме «ЧТО ГОВОРИТ О ЧЕЛОВЕКЕ ЕГО ПОЧЕРК».
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2» г.Тарко-Сале Пуровского района
Исследовательский проект по психологии на тему:
«ЧТО ГОВОРИТ О ЧЕЛОВЕКЕ ЕГО ПОЧЕРК».
Выполнила: Климкина Юлия
учащаяся 9 «г» класса
Бондарева Ольга Сергеевна
г. Тарко – Сале, 2020 г.
1.2. Возможности анализа почерка……………………………………….…. 5
1.3. Как проводить анализ почерка……………………………………….…. 6
1.4. Почерк человека зависит от характера. А что такое характер. 9
2.1 Исследование вопросов связи между различными типами характеров и почерками учащихся.…………………………………………………………. 11
«Как нет людей одинаково говорящих, так и нет людей одинаково пишущих».
Аристотель
Актуальность исследования. Ещё в глубокой древности люди начали обращать внимание на связь между почерком и характером. Почерк – это основа нашей жизни. Мы пишем дома, на работе, в школе, и по качеству почерка судят о нас самих. От почерка зависит многое: и восприятие самого себя, и как нас видят окружающие, и оценки в школе, и самооценка, и характер.
А ведь почерк каждого человека абсолютно индивидуален. И хотя на протяжении жизни манера письма меняется, так как изменяются обстоятельства жизни и физическое развитие человека, в почерке, как и в поведении, и в речи раскрывается внутренний мир человека, особенности воспитания, обучения, умственные способности.
Цель исследования: с помощью проведённого исследования выявить, наличие взаимосвязи характера с почерком учащихся в 9 г классе.
Объект исследования : почерк одноклассников, участвующих в эксперименте.
Предмет исследования : взаимосвязь почерка и личностных характеристик человека.
Гипотезой исследования : характер человека можно определить по его почерку.
Методы исследования : наблюдение, опрос, сравнительный анализ.
· познакомиться с наукой графологией;
· изучить основные закономерности графологического анализа
· проанализировать почерк учащихся 9 Г класса;
Первая известная ныне книга, посвященная графологии, вышла в свет в 1630 году и была написана итальянским профессором Камилло Бальдо. Книга называлась «Как узнать природу и качества человека, взглянув на букву, которую он написал». В этой книге он записал известные на то время толкования индивидуальных качеств человека по его почерку, что и легло в основу первого справочника по графологии.
Ученик Фландрена Мишон более интенсивно развил графологические исследования и превзошел своего учителя. В 1872 году он написал книгу «Система графологии». Около 1880 года работа Мишона получила дальнейшее развитие в исследованиях Крепье-Жамена, в которых были применены более четкие методы классификации различных черт характера, которые выявил анализ почерка.
Графологией заинтересовались в Германии, затем в Англии, где многие интеллектуалы посвятили много времени совершенствованию анализа почерка. Графологами-любителями были премьер-министр Англии Дизраэли и американский писатель Эдгар Аллен По.
Существовало и Русское научное графологическое общество, председателем научной комиссии которого в 20-е годы был Д. М. Зуев-Инсаров, автор популярной книги «Почерк и личность». Однако в 1940 году профессор Познышев С. В. провел специальное исследование, в результате которого не усмотрел в графологии научных основ. На ней, несмотря на доброжелательное отношение многих видных людей, был поставлен крест. Впрочем, в те годы такая же печальная судьба постигла и некоторые другие науки, в полезности которых сегодня никто не сомневается.
С XIX века в различных странах возникли графологические общества. В Европе графология рассматривается с должным вниманием и занимает достойное место в работе психолога и психиатра. Она включена в учебные программы по психологии в университетах многих европейских стран.
В Соединенных Штатах графология является еще сравнительно юной наукой. Ее основоположниками в этой стране явились Луи Райс и де Уитт Б. Лукас, книги которых по графологии стали первыми публикациями по этому предмету в США. Графологии стали обучать на очных и заочных курсах, а затем включать этот предмет в учебные программы.
1.2. Возможности анализа почерка.
Как и сам человек, почерк уникален, поэтому его характерные детали говорят об определенных качествах личности. Почерк даёт возможность судить о чувствах, личных пристрастиях, эмоциональном и физическом здоровье, общественном поведении, образе мыслей, способностях и талантах, недостатках характера и навыках общения. Размер букв, наклон, сила нажима, особенности пунктуации и различные петли помогают выявить в каждом человеке индивидуальность с особыми, только ему присущими качествами. Несмотря на то что практически все люди учатся писать по прописям и следуют рекомендациям учителя, неизвестно ни одного случая точного копирования данного учебного пособия. Кроме того, в каждом почерке есть своеобразные «добавки», которые иллюстрируют персональные движения руки, а также каждый человек при письме исключает те движения, которые не совсем ему удобны.
Поэтому так важно видеть, насколько почерк отличается от написания букв в прописи. В том случае, если он сильно его напоминает, человек стремится действовать соответственно общепринятым нормам и старается мыслить «как все». И наоборот, люди, далеко отступившие от «правильного» стиля письма, обычно действуют согласно собственным нормам и отличаются независимым образом мыслей. Что касается графологического анализа, в нем важны отклонения от нормы, так как именно они могут сообщить о личности больше всего интересных сведений.
Зигмунд Фрейд писал: «Без сомнения, посредством почерка человек выражает свою индивидуальность». А Бенджамин Дизраэли, премьер-министр Англии, живший в XIX веке говорил: «Почерк автора, как и все произвольные действия человека, имеет сходство с его характером». Многие известные люди тоже придерживались данного мнения: это Альберт Эйнштейн, Эдгар Аллан По, Жорж Санд и другие.
В обычной повседневной жизни знание принципов зависимости почерка человека от его характера поможет правильно понять его и найти с ним общий язык.
1.3. Как проводить анализ почерка.
Идеальный образец почерка должен быть на большом листе обычной белой бумаги, не разлинованной и без полей. Для текста лучше не переписывать что–либо из книги или газеты, а предложить человеку написать то, что приходит ему в голову. В этом случае почерк будет более естественным. Желательно получить и подпись человека, потому что подпись отличается от остального текста.
Помимо образца почерка, полученного непосредственно для анализа, желательно наличие образчика письма, подготовленного ранее, когда испытуемый не знал о том, что будет проводиться анализ его почерка. Если для образца выбрано письмо, состоящее из нескольких страничек, обращайте внимание на последнюю страницу, так как к концу письма автор уже не прилагает сознательные усилия для того, чтобы красиво выводить буквы. На последней странице почерк максимально естественен.
Анализ почерка осуществляется одинаково, вне зависимости от пола писавшего. В процессе графологического анализа необходимо учитывать стиль жизни того или иного человека, влияние окружающих условий, физическое состояние, ситуацию во время написания текста, вплоть до позы пишущего и качества бумаги и ручки, не говоря уже о возрасте, температуре тела, состоянии здоровья и так далее.
Как определить характер человека по его почерку? Мы знаем, что почерк является скрытым информатором о человеке и наравне с особенностями его внешнего вида, поведения и привычек, дополняя наши впечатления о нем, позволяет делать определенные выводы.
Сегодня разработана целая система признаков почерка, каждый из которых отражает определенную внутреннюю черту личности. Остановимся на самых общих:
Сильный нажим характерен для уверенных в себе и энергичных людей, обладающих высокой работоспособностью. Такие люди, как правило, очень общительны и привлекают своей целеустремленностью и оптимизмом. Они могут быть критичными, склонными к проявлению силы.
Легкий нажим чаще всего бывает у крайне чувствительных и романтичных натур. Это мечтатели, сконцентрированные в первую очередь на своем внутреннем мире. Ответственны, но неторопливы, делают все аккуратно, стараясь не допускать ошибок. Зачастую такой нажим является признаком слабо вольности.
Небольшой наклон влево чаще всего встречается у индивидуалистов: собственные интересы они всегда ставят выше групповых. Такие люди отличаются критическим складом ума.
Обладатели сильного наклона влево самодостаточны и независимы, всегда имеют собственную точку зрения на любую проблему.
Небольшой наклон вправо – наиболее распространенный наклон почерка, присущий людям спокойным и уравновешенным. Они всегда открыты к общению, но и не прочь побыть какое-то время наедине с собой. Склонны к переменам настроения.
Сильный наклон вправо свидетельствует о целеустремленности и настойчивости. Такие люди, как правило, максималисты и стремятся быть первыми во всем, поэтому если решаются на что-то, то на условии, что получают или все, или ничего. Влюбчивы и очень ревнивы.
Если почерк вертикальный, то это говорит о внутренней гармонии, балансе рациональности и эмоциональности одновременно. Люди с таким почерком тщательно анализируют ситуацию и только после этого принимают решения. Самая главная черта характера – упрямство.
Размер букв говорит об общительности человека. Например, обладатели крупного почерка (более 3 мм) открыты, эмоциональны и легко находят общий язык с людьми. У них много друзей. По натуре они лидеры и душа любой компании. Могут любого убедить в своей правоте.
Мелкий почерк (меньше 3 мм) говорит о том, что его обладатель – человек сдержанный, расчетливый, скрытный и замкнутый. Ему можно доверять ответственную работу, так как он умеет полностью концентрироваться на деле.
Широкий почерк – широкая душа! Так пишут люди творческие и талантливые. Узкие буквы – признак рациональности и бережливости.
Округлые буквы указывают на доброту и отзывчивость, а также способность идти на компромиссы. Если встретишь человека с таким почерком, знай: на него можно положиться, он всегда поддержит в трудную минуту.
Угловатые буквы – признак эгоизма. Человек с таким почерком стремится к независимости, не любит, когда ему указывают, как и что нужно делать.
5. Расположение строк на странице.
Если на не разлинованном листе строки текста поднимаются вверх, то человек, писавший его – оптимист. У пессимиста строчки опускаются вниз. Прямые строки характерны для людей спокойных, рассудительных, уравновешенных, реально оценивающих свои возможности. Неровные, волнообразные строки говорят о частой смене настроения, неуравновешенности, хитрости.
Поля, оставляемые слева на письме, указывают на отношение человека к материальным ценностям. Узкие поля говорят о бережливости, а широкие – о щедрости. Если левый край книзу расширяется, то это подчёркивает расточительность, а сужающийся левый край выдаёт человека скупого и жадного.
7. Характер написания слов.
Слитный почерк, когда все буквы в слове связаны между собой, является признаком хорошего логического мышления. Если же буквы не связаны друг с другом, то это указывает на развитую интуицию.
8. Общая оценка. (почерк старательный, буквы выведены аккуратно; почерк неровный, некоторые слова читаются с трудом; почерк небрежный, неразборчивый, буквы написаны кое-как).
Каллиграфический почерк характеризует человека как обязательного, аккуратного, но несамостоятельного. Правильный почерк указывает на спокойствие и уравновешенность. Размашистый почерк бывает у людей активных, любознательных, с весёлым нравом. Неразборчивый почерк говорит об энергичности, беззаботности, а также нервозности.
О многом может рассказать подпись человека. По ней можно узнать даже о тех чертах характера, которые человек скрывает от окружающих и самого себя. Так стандартная, незамысловатая подпись указывает на уверенность в себе и смелость. Подпись, состоящая из петель, встречается у хитрых и наблюдательных людей. Зачеркнутая подпись говорит об импульсивности и энергичности, а подчеркнутая – о предприимчивости. Робкий и замкнутый человек обводит подпись или несколько ее букв в кружок. Зигзагообразный росчерк говорит о неуравновешенности. Росчерк в виде черты – признак эмоциональности. А если росчерк отсутствует, то это характеризует человека как умного и расчетливого.
Вот еще несколько признаков почерка:
· предприимчивые люди, способные легко ориентироваться в незнакомой обстановке, пишут, как правило, бегло и размашисто;
· у человека уравновешенного, постоянного во взглядах и привязанностях, ровного в отношениях, почерк разборчивый, аккуратный, не очень старательный, буквы не одинаковые по высоте, без сильного нажима, с равными промежутками между словами;
· если буквы в словах стоят отдельно друг от друга – слабая воля, слитно – хорошая стрессоустойчивость;
· небольшое расстояние между соседними словами может указывать на слабовыраженное чувство субординации;
· излишнюю осторожность выдают большие пробелы на концах строк из-за нежелания переносить слова;
1.4.Почерк человека зависит от характера. А что такое характер?
Слово «характер» общеупотребительное.
Во-первых, мы его употребляем, когда хотим оценить поведение человека.
В-третьих, слово «характер» мы употребляем, когда речь идет о таких формах поведения, которые выражают личность человека, его отношение к миру (ведь никому не придет в голову назвать характером привычку ежедневно чистить зубы или заниматься утренней гимнастикой, хотя это привычная форма поведения человека).
Таким образом, в моей работе речь идет о поведении, притом привычном поведении и поведении, в котором выражается личность человека. Теперь перейдем к раскрытию понятия «характер»
Свойства личности, выражающие отношения человека к действительности, всегда образуют некоторое своеобразное сочетание, представляющее не сумму отдельных особенностей данного человека, а единое целое. Которое называют характером человека. Слово «характер» греческого происхождения и в переводе означает «черта», «примета», «признак», «особенность».
Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент влияет на форму проявления характера. Своеобразно окрашивая те или иные его черты.
Уровень способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Например, о таких способностях, о способности продуцировать оригинальные и творческие идеи в выполнении организации работы, говорит почерк человека, который не связывает буквы.