О чем говорит неграмотность человека
Причины безграмотности или исповедь дисграфика
Прежде давайте разберёмся, что такое безграмотность? Само слово говорит о том, что это отсутствие грамоты. Раньше на Руси грамота говорила о том, что человек является образованным, их выдавали в учебных заведениях. Простой крепостной народ не учился в таких заведениях, вот они и говорили, что они без грамоты, то есть, не обучены. Писать, читать не умеют. Зато они умели работать и пахать.
Прошли века, слово безграмотность стало пониматься в переносном смысле. Сейчас безграмотный имеет несколько смыслов:
1. Человек, допускающий много грамматических или стилистических ошибок.
2. Человек не умеющий писать и читать.
3. Человек, не знающий основ предмета, плохо разбирающийся в области знаний.
Как можем заметить, чаще всего безграмотными называют людей в смыслах 1 и 3. Иначе, как эти «граматеи» умудряются пользоваться интернетом?
Определившись с терминами, перейдём к сути. Откуда такое засилье граматеев? Всё просто, большая часть из нихявляются школьниками. Кто-то из них совсем ещё маленькие, другие уже достаточно взрослые (15+ лет). Встречаются и взрослые люди, которые пишут с ужасными ошибками, например я. Но об этом чуть позже, давайте сначала расставим все точки над i со школьниками.
Дошкольники – «зародыш личинки человека». От 2 до 6 лет. Критиковать его грамотность вообще кощунство, он то ходит ели-ели, а уже что-то пытается писать. Вообще вундеркиндище!
Школьник начальных классов (1-4) — это «личинка человека». Мозг личинки ещё не сформирован. Знаний пока, что нет. Но энергии хватит на целую атомную станцию! На таких и сердиться грешно, маленькие ещё они, им можно писать с ошибками. Они банально ещё многих правил русского языка не знают. Но им хочется блеснуть, показать, что какие они суперумные и пуперкрутые. Это нормальное явление, они подражают старшим. Поэтому не редко устраивают эпические срачи — срачи ради срача. Им это интересно, через срачи они познают мир. А чё вы хотели? Личинки (у мухи, например) растут в углеводородной среде особой контестенции (дальше вы поймете, почему это слово так написано). Для них — это самая вкусняшка. С возрастом тяга к срачам проходит. Правда не у всех, некоторые просто из состояния личинок не выходят и просто дальше не развиваются.
На очереди школьник средних классов (5-9) – «куколка человека». Этим товарищам не до грамматики, у них кипят гормоны, так сказать растут крылья. Они чуть что звереют, пишут побыстрее, нередко не читают, что пишут. Отсюда и опечатки. Среди них есть процент правильно пишущих, но он меньше основной массы. Правила, они знают, но многие просто из лени не используют их. Есть и те, кто на учёбу и во все забил. Большая часть пишут ради того, чтобы скорее донести свою мысль. Изъясняются они на порядок лучше «личинок человека».
Старшая школа (9-11 классы) – «вылупившееся насекомое, с не расправленными крыльями». «Практически человек». Самые адекватные среди «стадий становления человеком». 30% уже к 11 классу становятся людьми, другие в течении последующих пару годов. И малая часть перестаёт развиваться. Самая грамотная часть среди безграмотных. Адекватны, если допускают ошибки, то по невнимательности или лени проверять тексты.
Человеки – уже созревшие люди. Студенты, рабочие и тому подобное. Пишут как правило грамотно, умеют выражать свои мысли. Это касается большей части тех, кто учился в ВУЗах или занимался своим самообразованием. Во всём всегда есть исключения! Среди них безграмотных мало, либо это личинки или куколки по неким причинам отстающие в развитии или более не развивающиеся, либо подобные мне.
С неразвивающимися я думаю всё понятно, но что я подразумеваю над подобными мне? Печальную прослойку населения страдающей дисграфией.
Дисграфия — это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности.
Дисграфия — определённое нарушение письма, при дисграфии нарушается написание по фонетическому принципу, в результате чего возникает большое количество специфических ошибок, искажающих звуковой состав слова. Дисграфия не является изолированным нарушением, помимо дисграфии наблюдаются ещё некоторые расстройства устной речи и других психических функций в зависимости от того, какой компонент недостаточно сформирован.
У меня она самая. Помните как я написал слово контестенция? Вот я её так слышу, так и пишу.
Раньше у меня были такие ошибки как: лутше, шлюфовать, матереальный и многие другие. В шутку я прозвал это безграмадностью™, потому, что меня очень долго в интернете из-за этого не воспринимали в серьёз. И только дрессировкой и word’ом я преодолеваю вот свою эту особенность.
Мне 21 год, я студент химик. На первом курсе, один профессор смотрел мою домашнюю работу и сказал: «Пишешь ты хорошо и умно, но вот почему так безграмотно?» Я ему ответил, что: «Пишу либо умно, либо грамотно». Он засмеялся.
Так оно и есть в жизни. Я могу либо писать, что думаю, и тогда будет несусветная ахинея, ужас филолога. Или писать грамотно, но тогда на 1000 символов, придётся угрохать 30 минут редактуры. Что и было сделано с этим текстом. Контестенцию я не смог исправить, даже гугль не понимает, что за слово я имею в виду. Вот до того, сильным бывает эта самая безграмадность. К слову как она пишется? В тексте я её исправлять не буду, оставлю для примера.
Могу кстати объяснить, почему дисграфия у меня осталась со школьных годов. Я про свой диагноз узнал относительно недавно, где-то с год назад.
В школе я был хорошим учеником, учёба мне нравилась. Все предметы казались лёгкими кроме двух – русского языка и чтения. Я когда читал, не мог понять текст (да и сейчас нужно сильно концентрироваться, чтобы понять смысл текста сразу). С русским языком всё было интереснее, правила я учил. Рассказывал. Как начинался диктант, так учителя вешались. От 4 до 15 ошибок минимум. Ни один диктант за все 11 лет учёбы не написал на 5. Максимум на 4 и то один раз. Все остальные 2 как правило, реже на 3. Учителя думали, что я над ними издеваюсь, у меня время от времени, почерк то мелкий, то крупный был. А нет, оказывается это всё следствия запущенности дисграфии. Вообщем, за 11 лет они не удосужились, как-либо попробовать мне помочь научиться грамотному письму, более того, я всё время конфликтовал с учителем русского языка. В итоге всё желание познавать этот предмет отбили. Хотя я очень люблю русский язык, он очень красивый, эмоциональный. Но с грамматической точки зрения мне он не даётся.
В 11 классе нужно было писать ЕГЭ по русскому языку. Как быть я не знал. Я после многолетней ругани с училкой полностью на него забил. Пришлось ходить к репетитору. Она меня за год сумела выдрессировать делать то, что нужно, чтобы решить эти тесты. И у неё это прекрасно получилось. Правила я освоил, разбивать на корни и всё такое. Но вот ударение находить никак не давалось, да и грамотность как была никакой, так и осталась.
Итог потряс всех в школе, я написал на 72 балла этот экзамен. При этом в сочинении было более 11 грамматических ошибок! По всем остальным критериям оно было написано хорошо.
Вот такая вот неприятная штука – дисграфия. И проблема не в том, что книжек мало читаю, или правила не знаю, а в самой психике, работе мозга. Хотя при этом далеко не дурак.
Так, что господа грамманаци, найдите другой способ докапываться к людям, нежели к грамматики.
Многие общаются в интернете как в жизни, то есть, как пишут, так и говорят. Школьники – за что их винить в неграмотности? Они ещё только жить начинают, им пока не до неё. Вот вырастут, тогда да. А сейчас нет. Главное, чтоб люди друг друга понимали. Слова сами по себе ничего не стоят, важен лишь смысл, которые они несут. Точно так же и символы. Слова и символы помогают лишь лучше воспринимать информацию, но не более. Для меня лично важна суть слов, а не то, как они выглядят. Это как с конфетой, упаковка невзрачная, а на вкус нямка-зачётная. Или как со старыми играми – графон не как в круизисе, зато сюжет и геймплей (раньше долгое время писал из-за безграмадности геймплейм, почему безпонятия) карает!
Вот такой размышлизм про грамотность.
Как безграмотность влияет на успех в учёбе и работе
Роковые ошибки
Наносит ли безграмотность ощутимый, осязаемый ущерб или же вред от неё исчерпывается школьными двойками да детскими слезами, пролитыми над тетрадями в линеечку? Автор статьи рассказывает, как речевые ошибки портят не только наш язык, но и нашу жизнь.
Неграмотность стоит денег
Мой муж никогда не покупает мясо, если видит, что на ценнике, притулившемся возле куска свинины, написано карбонаТ.
Скажете, что это неуместная разборчивость? Отнюдь нет, в таком поведении есть глубокий расчёт. Карбонатом называют соль угольной кислоты, а запечённый кусок свиного филе — это карбонаД. Если продавец путается в названиях, значит, он не понимает, чем торгует. Зачем покупателю рисковать, связываясь с таким продавцом?
Меня же, например, от любого товара или услуги отвращает слово активности (в русском языке существительное активность не образует формы множественного числа; активности — это калька с английского). И я уверена, что у каждого человека есть свой перечень слов-уродцев, которые становятся причиной отказа от покупки. Жаль, что об этом не знает или не хочет знать продавец, упорно не видящий в ошибках никакого греха.
Чем выше уровень образования у вашей целевой аудитории, тем больше вероятность, что речевые ошибки станут роковыми для ваших продаж — покупатели будут от вас отворачиваться.
Потеря лица
На то, как разговаривают публичные личности, общество обращает большое внимание. Иногда это внимание становится неприятной неожиданностью для персоны, особенно если она легкомысленно относится к качеству своей речи.
И тогда неграмотность, которую человек прежде не замечал и которая раньше ему якобы не мешала, становится причиной общественного недоверия и полной, как говорят японцы, потери лица.
Проиллюстрировать этот вывод может выступление бывшего губернатора Липецкой области, недавно облетевшее за пару дней весь Интернет. Высокопоставленный чиновник пытался высказаться по поводу повышения пенсионного возраста, но в буквальном смысле настолько не мог связать и двух слов (путал падежи и извратил грамматику), что его мысль, какой бы она ни была изначально, зрителям так и не открылась.
Люди, посмотревшие это выступление, конечно, увлечённо обсуждали «красноречие» губернатора. Но ещё они задавались более неприятным вопросом: как вообще такой человек может занимать столь высокий пост? Этот поворот общественного мнения оказался расплатой за косноязычие.
Один из выразительных признаков низкого уровня владения языком — неразличение стилей речи. Если некто с алкоголиками разговаривает так же, как с академиками, а с академиками — так же, как с алкоголиками, то его общение, по крайней мере, малоэффективно. Но если этот некто, в принципе, неспособен переключаться между стилями, то рано или поздно он осрамится
Причины безграмотности и добровольная безграмотность
Отрицать тот факт, что уровень грамотности многих людей сегодня оставляет желать лучшего, просто глупо. Так же глупо, как и отрицать, что грамотность в жизни необходима каждому человеку. (На эти темы, кстати, советуем почитать наши статьи «Грамотность. Нужна ли она в современном мире» и «Почему важно быть грамотным».)
Но любой человек, заинтересованный в саморазвитии и самообразовании, должен знать не только, как повышать уровень грамотности, но и понимать, какие вообще у безграмотности могут быть причины. Это не только сделает его более эрудированным, но и поможет предупредить возникновение безграмотности у себя и своих близких.
За основу нашей статьи мы взяли идеи советского и российского лингвиста и академика, специалиста по русскому языку Льва Владимировича Щербы, внесшего огромный вклад в изучение природы безграмотности. Причины этого явления, выявленные ученым еще 80 лет назад, не потеряли своей актуальности даже в наше время.
Причины безграмотности по Л. В. Щербе
О том, что уровень грамотности сильно упал, можно судить уже по результатам экзаменов, которые сдает молодежь, поступающая в институты и университеты, при проверке грамотности специалистов, проведении тестов в школах и т.д. По мнению Л. В. Щербы, низкий уровень грамотности вообще стал чуть ли ни общественным бедствием.
Первую причину этого бедствия ученый видит в реформе орфографии (имеется в виду реформа русского языка 1918 года), изначально преследовавшей цель облегчить достижение людьми полной грамотности, но приведшей в итоге к противоположным результатам. Эта реформа облегчила орфографию, но в то же время подорвала ее престиж.
В результате реформы из русского языка были исключены буквы «ять», «фита», «i» и «ъ» в конце слов и частей сложных слов, изменены некоторые правила. Людям разрешили писать так, как еще совсем недавно не допускалось и за что ставили плохие оценки, не принимали на службу, лишали дипломов.
В итоге общественность сделала вывод, что орфография является вещью неважной, а писать можно, как хочется. Значение орфографии стало недооцениваться, и именно это стало благодатной почвой, на которой начала произрастать и развиваться безграмотность (и результаты этого мы в определенной степени наблюдаем сейчас).
Вторая причина состоит в методах обучения орфографии. Умение правильно писать рассматривается как механизм, основу которого составляет моторная и зрительная память. Исходя из этого, главным методом обучения грамотному письму явилось списывание с правильных образцов, а не та же диктовка.
Это приводит к тому, что чем грамотнее человек, тем меньше значения он придает самому процессу письма, но для действительности данная формула является излишне простой. Пусть автоматизм в процессе письма и является необходимым, но лишь до определенной степени, иначе человек рискует стать полностью безграмотным. Поэтому во время письма необходимо проявлять осознанность, избегать автоматизма.
Как говорил сам Л. В. Щерба, идеальным стало бы такое положение дел, где необходимый предел механизации письма достигается через сознательное к нему отношение. Сознательность должна всегда быть наготове, чтобы в любом нужном случае (когда автоматизм оказывается неэффективным) человек мог ею воспользоваться.
О третьей причине безграмотности можно сказать, что она заключается в том, что педагоги не умеют и не любят заниматься языком. Речь не о том, что учителя не любят русский язык как таковой – они любят его на инстинктивном уровне, без четкого понимания того, что конкретно и почему нужно в нем любить.
Чтобы педагоги могли успешно преподавать ученикам родной язык, они в первую очередь должны прививать им любовь к нему, но эта любовь должна быть не инстинктивной, а реально выраженной и имеющей осязаемые точки приложения. Относиться к языку необходимо, как к средству выражения чувств и мыслей человека. Кроме того, нужно демонстрировать его связь с литературой.
Говоря о третьей причине безграмотности, Л. В. Щерба указывает и на отсутствие качественных словарей русского литературного языка и этимологических словарей, полноценных сборников грамматики, разработанной синонимики и стилистики. Отсутствуют и хорошие лингвистические разборы произведений литературы, грамотные задачники и сборники упражнений по конкретным отделам языка (стилистике и т.д.)
Таковы три основные причины безграмотности, на которых акцентирует внимание выдающийся лингвист. Однако Л. В. Щерба указывает и на другие причины. Он видит их побочными, но все же говорит, что их ни коим образом нельзя сбрасывать со счетов. Рассмотрим эти причины вкратце:
Безусловно, идеи Льва Владимировича Щербы по поводу причин безграмотности соотносятся с реалиями сегодняшнего времени не по всем параметрам. Система образования за десятилетия, прошедшие с момента проведения Л. В. Щербой своих исследований, шагнула далеко вперед, появились новые образовательные стандарты, методы и технологии – все это так.
Однако многое из того, о чем говорит ученый, актуально и в наши дни. И в особенности это касается, конечно же, отношения ряда педагогов к процессу обучения своих подопечных – их незаинтересованности в воспитании действительно грамотных людей, отсутствии истинной любви к родному языку. О том, какие факторы на это влияют, следует поговорить отдельно, но это не является темой настоящей статьи.
Рассматривая воззрения Л. В. Щербы, мы по большей части преследовали цель натолкнуть читателя на мысли в правильном направлении, ведь современные возможности позволяют любому человеку самостоятельно повышать уровень своей грамотности, заниматься саморазвитием и самообразованием.
Но тут мы встаем перед еще одной проблемой – так называемой добровольной безграмотностью. Именно о ней мы хотим побеседовать во второй части сегодняшнего материала (а если вас заинтересовали исследования и мысли Л. В. Щербы, советуем почитать его нашумевшую в свое время статью «Безграмотность и ее причины»).
Добровольная безграмотность
Информацию для этой части статьи мы тоже взяли не из головы – ее основой послужила книга «Читай и становись богаче» известного американского писателя, спикера, оратора и бизнес-тренера Берка Хеджеса. Во второй главе своей работы автор рассказывает о феномене добровольной безграмотности. Что же это такое?
Понятие «добровольная безграмотность» обычно используется в отношении людей, совершенно не читающих книги, несмотря на обладание этой способностью. И Берк Хеджес считает это реальным бедствием, ведь проблема добровольной безграмотности остро стоит во всем мире, какую бы страну мы ни взяли. Люди умеют, но совершенно не желают читать.
Нет, люди, конечно же, читают, но читают не литературу, а какое-то чтиво. Посудите сами: что сегодня популярно – желтая пресса, газеты со слухами и откровенным бредом, глянцевые журналы о ерунде и прочие источники практически бесполезной и бестолковой информации. А то, что реально достойно чтения (мы имеем в виду книги), сегодня, как говорят, не в тренде.
Популярный американский писатель, журналист и общественный деятель Марк Твен однажды сказал, что человек, умеющий читать, но не делающий этого, ничем не лучше того, кто вообще читать не умеет. Хеджес в свою очередь, перефразируя Марка Твена, придает его высказыванию чуть больше жесткости и говорит, что человек, умеющий читать, но не делающий этого, намного хуже того, кто читать не умеет. Мы же считаем, что и в том, и в другом случае есть, о чем задуматься, ведь добровольная безграмотность способна привести к далеко идущим, но весьма не радужным последствиям.
Во многом как раз-таки по причине нежелания брать в руки книги уровень грамотности людей, мягко говоря, невысок. И в доказательство этого Хеджес приводит очень любопытную статистику (кстати, немало интересной статистики есть и в нашей статье «Грамотность. Нужна ли она в современном мире»), демонстрирующую грамотность жителей США (статистика была предоставлена Хеджесу Национальным институтом грамотности):
Это далеко не вся статистика, но даже ее с лихвой хватает, чтобы понять положение дел в области грамотности. И пусть вышесказанное касается лишь населения США, ситуация с грамотностью и в других государствах, в том числе и в России, оставляет желать лучшего, и людям в любом случае нужно становиться грамотнее (если вы не совсем понимаете, для чего это нужно, почитайте статью «Почему важно быть грамотным»).
Что же делать? Выход из ситуации безграмотности есть – это чтение. Умение читать является даром, который очень многие люди по какой-то причине воспринимают, как нечто само собой разумеющееся, совершенно его не ценят и, как следствие, растрачивают впустую. С позиции любого развитого, образованного и грамотного человека, это как минимум глупо.
Не все знают, но в 19 столетии, например, чернокожие рабы в Америке мечтали научиться читать, а их хозяева запрещали им это. Почему? Да потому что чтение делает умнее, открывает глаза на многие вещи, пробуждает желание быть независимым и свободным. Рабы, умеющие читать, представлялись рабовладельцам сущим кошмаром.
Мало того, был даже закон, который запрещал рабам получать образование, и этот закон карал виновных суровыми наказаниями. А людей, пытавшихся обучать рабов письму и чтению, штрафовали на баснословные суммы. Тех же рабов, кто пытался обучиться грамоте самостоятельно, избивали, хлестали плетью, им отсекали фаланги пальцев.
В былые времена люди пытались читать книги и учиться, рискуя быть покалеченными или вообще убитыми. Какой же ценностью для них обладало чтение?! Но для современного человека это умение потеряло всякую ценность, стало почти ненужным; этим умением человек просто не желает пользоваться.
В результате грамотность множества людей остается на одном и том же уровне. Звучит парадоксально, но общество осознанно принимает решение оставаться неграмотным – это и есть добровольная безграмотность. И здесь Хеджес приводит очень даже удачное сравнение: умение читать – это как призовой лотерейный билет на крупную сумму денег.
Этот билет просто так достается человеку, но он так ленится, что ему невмоготу встать с дивана, одеться и сходить в банк, чтобы забрать причитающиеся ему деньги. Большинство скажет, что такой человек – болван, но с чтением это большинство поступает точно так же, не понимая, что это и есть их лотерейные билет.
Кто-то ленив аналогично герою приведенного примера, для кого-то умение читать не представляет никакой ценности, кому-то доставляет удовольствие лишь просмотр приколов в Интернете и перелистывание страниц с картинками в глянцевых журналах. Так и растрачивается попусту данное нам сокровище – способность к чтению.
Но чтобы ситуация изменилась, не нужно сворачивать горы. Достаточно осознать то, о чем мы только что говорили, и начать ценить книги и умение читать по достоинству. Это первое и самое главное условие избавления от безграмотности. Вторым условием будет понимание того, что стоит читать, а что можно с легкостью отбросить в сторону.
Не каждая книга, к сожалению, достойна прочтения. Сегодня на полках книжных магазинов можно найти массу второсортного чтива, отнюдь не развивающего и делающего умнее, а отупляющего и засоряющего мозг. Поэтому вторым условием развития грамотности будет умение отличать хорошие книги от плохих.
Если вы пока еще не до конца понимаете, что же все-таки стоит читать, рекомендуем начать с нашей статьи «Как быстро повысить уровень грамотности», где мы как раз и ведем речь о том, на какую литературу нужно обращать внимание, а также даем дельные советы и рекомендации на эту тему.
И в заключение статьи скажем только, что советуем всегда помнить о том, по каким причинам люди остаются безграмотными, и понимать, что сегодня каждый может начать становиться грамотнее, а значит, лучше. Причем второе мы считаем наиболее важным, ведь именно это понимание задает направление для движения.
Выбор всегда остается за вами – что вы будете делать: читать и становиться умнее, мудрее и внутренне богаче? Или станете в трубу спускать богатство умения читать, которым владеете? Искренне надеемся, что вы выберете первый вариант. Поверьте, всего одно это решение способно в корне изменить жизнь человека. Так что желаем вам всегда иметь причины для наличия грамотности, а не ее отсутствия.
Почему люди пишут с ошибками, даже когда знают правила? Рассказывает нейрохирург
Расстраиваетесь, когда друг-филолог в очередной раз исправляет ошибку в переписке? Не беда. Напомните ему, что неграмотно писали многие известные личности! У Андерсена издатели даже не брали из-за этого рукописи, а за Маяковского запятые в тексте ставили друзья. Правда, на самом деле эти люди не были бунтарями против пунктуации. Они имели особое медицинское нарушение — дисграфию. «Диалог» побеседовал с врачом-нейрохирургом РНХИ имени профессора А. Л. Поленова Константином Самочерных и выяснил, чем она отличается от безграмотности и что происходит в голове в момент ошибки.
фото с сайта pixabay.com
Дисграфики, как отмечает эксперт, — это люди, которые не могут самостоятельно составлять тексты и правильно переносить их на бумагу. Такое происходит из-за нарушения психических функций, отвечающих за письменную речь.
«Обычно в момент письма у человека в головном мозге работают нейронные связи. Но они не действуют, если есть какие-либо поражения отделов коры головного мозга. Например, травмы, опухоли, нарушения мозгового кровообращения. Это приводит к дисграфии, и навык письма частично или полностью утрачивается», — говорит Константин Самочерных.
Из-за сбоев в организме дисграфикам становится труно воспринимать слова и предложения, а иногда даже отдельные слоги.
«Количество случайных ошибок на письме у них зависит от места поражения в головном мозге и его объёмов. К тому же, мы все с годами ошибаемся всё больше — от невнимательности. Это относится и к людям с дисграфией: возраст влияет на число неправильно написанных слов», — комментирует нейрохирург.
Типы ошибок у людей с подобными нарушениями бывают разные. Например, дисграфики могут неправильно произносить слова и писать их точно так, как слышат. А потому они пропускают или замещают какие-то буквы.
Другие правильно говорят, но при этом плохо различают звуки — в результате на бумаге они путают буквы, которые звучат похоже. Третьих затрудняет определить, сколько всего в слове звуков и как они идут по порядку. Ещё одна группа сталкивается с проблемами, когда нужно проспрягать глаголы или сделать из существительного прилагательное. А некоторые заменяют схожие по начертанию символы: к примеру, «в» на «д» или «т» на «ш».
«Неграмотный человек может делать ошибки из-за незнания правил русского языка. А вот взрослые с дисграфией, наоборот, хорошо знают нормы грамматики и орфографии. Но они совершают типичные ошибки, которые повторяются каждый раз при письменной передаче информации», — объясняет Самочерных.
Нейрохирург отмечает, люди с дисграфией должны наблюдаться у опытных специалистов: невролога, психолога и логопеда. Тогда расстройство письменной речи может перейти на лёгкий уровень. Но само по себе оно не пройдёт: бесконечное заучивание правил в этом случае будет попросту бесполезным.
фото с сайта pixabay.com
Сбои в нашем организме, по словам Константина Самочерных, влияют и на почерк. Например, если нарушится работа двигательного анализатора (системы, отвечающей за анализ сигналов от органов движения — ИА «Диалог»), в почерке появится непостоянный наклон и размер букв, а ещё пропадут прямые длинные штрихи. Это происходит из-за того, что в мозг больше не поступает информация от рецепторов пишущей руки и расстраивается координация движений.
«Синдром паркинсонизма (неврологический синдром, характеризующийся тремором — ИА «Диалог») также сопровождают изменения почерка: он становится очень мелким, а дрожание создаёт ритмичную извилистость штрихов», — добавляет эксперт.
Волнистый почерк с изломами и неравномерными (то слишком большими, то слишком маленькими) буквами, отмечает специалист, появляется из-за поражения мостомозжечковых систем мозга — потому что в этом случае у человека дрожат руки при выполнении каких-либо действий.
Подготовила Евгения Чупова / ИА «Диалог»