О чем говорит детский рисунок
Анализ детских рисунков. Что в них видят психологи?
Давайте узнаем, что именно видят психологи в детских рисунках?
У детей какого возраста можно анализировать рисунки
В пять лет художник уже достаточно умел, чтобы прорисовать крупные детали (руки, ноги, глаза, рот), а к шести годам на рисунках появляются и более мелкие детали: нос, пальцы. Часто дети рисуют в манере Пикассо – голова персонажа в профиль, но с двумя глазами.
Наконец, к семи годам нарисованные люди оказываются одеты, причем в соответствии с полом и возрастом, у них появляются головные уборы и прически и даже шеи!
” Рисунки детей с 4 до 7 лет наилучшим образом подходят для анализа их психологического состояния.
Анализируем рисунок семьи
Наиболее популярная тема – рисунок собственной семьи. Опытному психологу он может сказать многое, но и обычные мамы и папы могут почерпнуть из рисунка массу полезной информации. Прежде всего обратите внимание на тревожные признаки.
Расположение фигур на рисунке
Расположение членов семьи на картинке очень точно указывает на их взаимоотношения. Часто дети «удаляют» нежелательный персонаж из своего произведения, объясняя это тем, что «папа на работе», а сестра «в соседней комнате». Это не значит, что отношения разрушены окончательно, зачастую брат или сестра отправляются на рисунке «в другую комнату» после бурной ссоры.
И наоборот, любимые родственники могут появиться на картинке, даже если они живут далеко, так часто бывает с дедушками и бабушками.
Самого близкого и любимого родственника ребенок изображает рядом с собой. Если кто-то из персонажей оказывается отделен от других, то, скорее всего, и из семейного круга ребенок его мысленно исключает. Это может быть работающий папа, брат или сестра, которые значительно старше по возрасту.
” Плохой признак – если этим «изгоем» оказывается сам ребенок, это действительно тревожная ситуация!
Изображение себя
Себя ребенок, как правило, изображает либо в центре рисунка (это обычная ситуация для семьи с единственным ребенком), либо рядом с центральной фигурой. Изображая себя с краю композиции, отдельно от родителей, ребенок показывает, что чувствует свою изоляцию от родных. Иногда он дает этому сюжетное объяснение, которое подтверждает опасения наблюдателя: «Все празднуют, а я наказан (должен спать, читать, играть один)».
Поза счастливого и уверенного в себе ребенка максимально открыта: ручки и ножки «в растопырку». Если ребенок дает себе труд нарисовать себя с прижатыми к телу руками, это символизирует его неуверенность в себе. Слишком короткие руки или их отсутствие – опасения собственной неумелости. Может быть, вы слишком часто критикуете малыша?
Обычно ребенок изображает размеры фигур пропорционально реальным персонажам: родителей побольше, себя – поменьше, младшего брата и сестренку – совсем маленькими. Приуменьшение нарисованного себя говорит о неуверенности, потребности в заботе и, быть может, страхе.
Еще одна ситуация, говорящая о неуверенности – «отрыв» ребенка от земли, когда все персонажи прорисованы в верных пропорциях, но ребенок как бы повисает между родителями: его голова находится на одном уровне со взрослым, а ноги не достают до пола. Часто родители такого маленького художника даже не догадываются, что он испытывает дискомфорт: ведь они общаются с ним на равных!
Страх и агрессия на детских рисунках
Психологи знают о признаках страха и агрессии на детских рисунках, которые зачастую остаются незаметны для родителей.
Большие, просто огромные руки-грабли появляются у того члена семьи, кто отличается агрессивным поведением. Если ребенок изображает таким самого себя, то, вероятно, ему постоянно приходится подавлять в себе злость.
Четко прорисованные яркие зрачки – признак тревоги ребенка, также как и жесткая штриховка с нажимом.
Наконец, гипертрофированные кулаки, зубы, острые ногти – самое яркое свидетельство агрессии. Если ребенок рисует таким себя, то, скорее всего, он чувствует постоянную потребность в защите, которую семья не может ему обеспечить.
Секс и детские рисунки
Вопреки бытующим опасениям, изображение половых органов на рисунках 3-4-летних детей вовсе не свидетельствует о том, что кто-то развращает малыша, скорее о его интересе к собственному телу и о различии между полами, о котором он только что узнал.
А вот если ребенок 6-7 лет изображает себя с физиологической атрибутикой взрослого: девочка с четко выделенным бюстом, мальчик – с бородой и усами – это может насторожить. Впрочем, чаще всего такие рисунки свидетельствуют о потребности ребенка во внимании, стремлении приукрасить себя любыми способами. Именно поэтому дети, изображая семью, уделяют особое внимание своей фигуре: тщательно прорисовывают одежду, аксессуары, украшения (малышки часто дорисовывают себе короны). Эта картинка кричит: «Эй, все посмотрите, наконец, на меня! Я же принц (принцесса)!»
Однако вам все же следует еще раз обратить внимание на окружение ребенка. Точно ли никто не проявляет к нему подозрительного внимания, не оказалась ли ребенку доступна неподходящая для его возраста информация (например, порнофильм, порножурнал), которая может его напугать?
Детский рисунок и цвет
Большинство специалистов опираются на интерпретацию цветов Макса Люшер, психолога и исследователь в области цвета. Он пришел к выводу, что выбор цвета отражает психологические состояние человека и даже свидетельствует о его телесном здоровье.
Вот как можно определить значение цвета в детском рисунке.
темно-синий – сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;
зеленый – уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;
красный – сила воли, агрессия, повышенная активность, возбудимость;
желтый – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;
фиолетовый – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);
черный – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;
если ребенок предпочитает простой карандаш и не раскрашивает рисунок – безразличие, отстраненность, желание закрыться.
Рекомендации родителям
Экспериментируя с самостоятельным анализом детского рисунка, постарайтесь, чтобы ребенок выполнил его с желанием, в спокойной обстановке, не отвлекаясь.
Обратите внимание на следующие факторы.
Композиция рисунка. Разместились ли персонажи в центре картины или в уголке, всем ли хватило места на картинке, в каком порядке нарисованы члены семьи.
Какие цвета использует ребенок.
Каким деталям он уделяет повышенное внимание. Как прорисованы руки, ноги, лица персонажей, всегда ли одинаков нажим карандаша.
Какие необычные элементы есть на рисунке. Есть ли что-то лишнее (например, солнце в комнате, несуществующие домашнее животное или члены семьи), или, напротив, чего-то недостает (кого-то из членов семьи).
Как ребенок изображает себя, каким деталям уделяет повышенное внимание, где видит себя в семейной иерархии.
Надеемся, этот маленький эксперимент поможет вам достигнуть взаимопонимания с ребенком!
Психология детского рисунка с примером
Самые маленькие «художники» (до 3-х лет) выводят на листке бумаги, казалось бы, бессмысленные линии и круги.
Чуть позже (к 4-5 годам) появляется замысел рисунка – малыш рисует маму, папу, животных, дом. Как он рисует человека, какие цвета при этом использует – все это может дать психологу достаточную информацию для интерпретации детского рисунка.
Специалист, используя детские психологические тесты по рисункам, может почувствовать настроение малыша, выявить причину страхов, уловить скрытое напряжение и даже серьезные проблемы психического развития. Получить представление о душевном состоянии крохи могут и родители, не обладающие профессиональными навыками в психологии детского рисунка. Для этого достаточно попросить ребенка нарисовать семью, предоставив ему карандаши или фломастеры всех возможных цветов.
Психология творчества: о чем говорят детские рисунки
Интерпретация рисунка по цвету
Взгляните на творение малыша и попробуйте догадаться, о чем говорит детский рисунок по основному цвету. Психология трактует цвета следующим образом.
Однозначно вызвать беспокойство должно преобладание темных оттенков на детском рисунке. По этому поводу психология говорит следующее.
Преобладание этих цветов говорит о проблемах, с которыми лучше сразу обратиться к психологу.
Нажим на карандаш
Слабый нажим говорит о робости и пассивности. Если малыш постоянно стирает линии резинкой, это признак неуверенности и тревожности. Сильный нажим – свидетельство эмоциональной напряженности. А если нажим такой силы, что бумага рвется, это говорит о конфликтности и гиперактивности.
Положение и размер рисунка
Изображение в верхней части листа – признак высокой самооценки или мечтательности. Расположение мелкого рисунка в нижней части страницы – эмоциональное неблагополучие, низкая самооценка, депрессия.
Если рисунок получился настолько крупным, что малыш приклеил к нему другой листок, чтобы дорисовать недостающее, это показатель тревожного состояния. Также такие рисунки часто рисуют гиперактивные дети.
Анализ детского рисунка
Интерпретацией рисунка человека в психологии занимаются арт терапевты, психологи, социальные работники. Интерпретируя детский рисунок, важно учитывать возраст малыша. Люди у трехлеток получаются «головоногими», это нормально. Однако о психологии детского рисунка с точки зрения психоэмоционального состояния «художника» все же лучше судить, когда малышу 4, 5 или 6 лет.
Безрадостные лица на рисунке или их отсутствие, угрожающая мимика и жесты – могут свидетельствовать об эмоциональном неблагополучии ребенка. Однако специалисты успокаивают: по одному рисунку судить не стоит. Совсем другое дело, когда все рисунки ребенка, созданные в разные дни и месяцы, имеют схожую тенденцию к мрачности.
Анализируя детский рисунок, стоит обратить внимание на его структуру, сравнив реальный состав семьи с изображенным на бумаге. Например, девочка Оля не нарисовала среди прочих членов семьи свою младшую сестренку. Налицо ревность к младшей сестре, ощущение недостатка внимания. О том же говорит и то, если Оля рисует свою сестру крупнее по размеру, чем себя.
Если малыш не изобразил себя, это признак одиночества и серьезный повод задуматься об отношениях в семье.
Во время психологической расшифровки детских рисунков посмотрите, чем заняты изображенные на нем члены семьи. Когда они вместе занимаются каким-то делом, нарисованы близко друг от друга, все это признак семейного благополучия. А вот разрозненность персонажей говорит о разладе в семье.
Детские психологические тесты по рисункам
Специалисты в своей работе часто используют детские психологические тесты по рисункам для детей, в которых просят ребенка нарисовать семью, такую же девочку, такого же мальчика или другие ситуации. По рисунку оценивается психоэмоциональное состояние и личностное развитие крохи. Рассмотрим на примерах.
Психологический анализ детского рисунка с примером.
Обратим внимание, что если на рисунке солнце изображено в комнате, ребенку недостает семейного тепла.
А вот второй пример.
Члены семьи прижаты к краю листа. Штриховка, темные тона и плотность изображения говорят о тревожности. Папа нарисован крупнее мамы (крупнее не только комплекция, но и голова). Он – более значимая фигура в семье.
В заключение хотим предостеречь родителей от поспешной интерпретации детских рисунков и тем более постановки диагнозов. Хотя на первый взгляд в психологии детского рисунка разобраться несложно, существует множество нюансов, о которых знают только специалисты. Однако, если в творении маленького «живописца» вас что-то насторожило и это продолжает повторяться, не откладывайте визит к психологу.
Скачайте чек-лист «Творческий беспорядок» в квартире, как его контролировать!
Что рисуют дети: первые звоночки, когда ребенку нужен психолог
Почти все дети рисуют с удовольствием. Рисунок — это и детская фантазия, и отражение того, что ребенок увидел, чему научился или что пережил. В рисунке отражается внутренний мир маленькой личности, через рисунок ребенок как бы «рассказывает» о том, как воспринимает себя и ощущает свое место в мире. Как научиться понимать внутренний мир своих детей через рисунки — рассказывает психолог семейного центра «Семья» Вероника Александрова.
В каракулях скрываются эмоции
«Рисунки детей до 5 лет мы не анализируем, так как до трех-четырех лет дети только учатся держать и пользоваться карандашами, фломастерами, кистями и красками. Они учатся различать цвета, знакомятся с палитрой различных оттенков. Задача родителей на раннем этапе развития ребенка (от года до четырех лет) — обогащать среду разнообразными художественными средствами и создавать условия для художественных творческих экспериментов, постоянно поощряя и подбадривая малыша», — говорит специалист.
Первые рисунки всех детей — это «головоноги» (кружочки с палочками). А вот рисунки пятилетних детей уже более информативны. По ним можно понять, о чем ребенок думает, как и что он представляет, что он чувствует, и где могут быть скрытые внутренние проблемы. Какие рисунки наиболее информативны?
Когда нужна помощь специалиста
Иногда рисунок может стать сигналом, что с ребенком не все в порядке и родителям стоит обратиться к психологу или к врачу. Мы ни в коем случае не призываем ставить диагноз и делать какие-то выводы только на основании рисунков, но на некоторые моменты мы хотели бы обратить особое внимание. Вот несколько тревожных сигналов, которые не стоит игнорировать.
Общее впечатление
Посмотрите на рисунки в целом. Какие эмоции они передают, какое общее впечатление складывается. Попытайтесь представить, какие эмоции ребенок испытывал, пока рисовал: радовался, грустил, злился или сожалел о чем-то. Лучше всего смотреть несколько рисунков, а не один. Отдельная картинка может говорить лишь о мимолетном состоянии, впечатлении ребенка.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Что значит детский рисунок?
Дети очень любят рисовать. Они изображают на бумаге все, что чувствуют и замечают вокруг. В рисунках отражаются все проблемы и еще не заданные вопросы детей. Рисует ребенок так, как он видит и цвет, и форму предметов, и их отношения, а это и позволяет нам, взрослым, извлечь полезный урок. Научившись «читать» рисунки своего ребенка, мы сможем понять, где и когда допустили ошибку в его воспитании и можно ли ее исправить.
Рисуя — играем…
Психологи утверждают, что рисунок для ребенка — не искусство, а его речь: он «говорит» о вещах, ситуациях с помощью картинок, пока его речь — и устная и письменная ‑еще бедна и несовершенна. И эта роль рисунка сохраняется лет до десяти, пока не появится ряд иных средств выражения, а собственные рисунки не покажутся ребенку смешными и неуклюжими. Но от пяти до десяти лет — это «золотой век» детского рисунка, подготовка к которому начинается с двух лет. «Настоящий» же рисунок появляется года в четыре. В это время уже каждый рисунок можно рассматривать с точки зрения освоения ребенком основных графических факторов: пространства, линии, цвета.
Обычно рисунок занимает все пространство бумаги. Часто замыслам ребенка становится тесно на листе, и они выходят за его пределы на стол, стену, пол. Только со временем — лет в пять — научится ребенок придерживаться границ листа. Если же этого не произошло, полезно обратиться к рисованию с помощью метода разделения пространства на квадраты. Потренируйте ребенка в копировании рисунков. Самое главное в таком упражнении — обратить его внимание на пересекающиеся линии как на образце для копирования, так и на чистом листе бумаги: это те «опоры», которые должны помочь удержать изображение в определенном, указанном месте листа.
Считается, что до четырех лет ребенок может рисовать, как ему заблагорассудится: человеческие фигурки и предметы могут быть увеличенными или уменьшенными, дорисованными или недорисованными, расположенными в любом месте на листе бумаги — внимание маленького рисовальщика еще очень рассеянно и перескакивает с одного предмета на другой. Поэтому появляется множество незаконченных рисунков или таких, где одни каракули «налезают» на другие. Не огорчайтесь: рисовать для ребенка — значит говорить: сразу и обо всем.
Но вот ребенку исполняется четыре года, и его рисунки уже можно использовать как своеобразный личный дневник. Помните, самый важный для малыша объект, как правило, располагается в центре рисунка, все остальное вращается вокруг него, и это может быть все, что угодно.
Иногда родители сетуют на такое несовершенство детских рисунков: на них представлено то, чего, по нашему взрослому разумению, просто не может быть. Типичный пример — эффект «прозрачности»: ребенок изображает то, что не может быть видно на изображении (пример — дом с предметами внутри). В этом нет ничего «ненормального», напротив, порадуйтесь тому, что ваш малыш знает и как устроен дом, и какие вещи скрываются за его непроницаемыми для взгляда стенами.
Рисуя — учимся…
Чаще всего в рисунке ребенок использует линию. Она появляется уже в «мараниях» двухлетнего художника, становясь со временем более совершенной основой настоящего рисунка.
Рисование — сложная работа для малыша: надо научиться передвигать карандаш в нужном направлении пока еще непослушными пальчиками под контролем глаз, тоже не до конца усвоивших важность своей роли — контролировать движения руки. И это помимо чисто «художественных» задач: «нарисовать кота Ваську, у которого пушистый хвост, острые когти и который бегает так быстро, как ракета, — не догонишь ни за что».
Рисование — очень серьезная работа: развивая руку, мы развиваем мозг. Загляните в любой учебник по психологии и убедитесь в их нерушимой нервно-психической связи. Поэтому помогите своему малышу освоиться с карандашами и фломастерами. Существует много хороших книг и альбомов для раскрашивания, в которых, проводя разнообразные линии, ребенок учится психомоторной координации.
Если вашему ребенку уже исполнилось четыре года, обратите внимание на то, какие линии составляют его рисунки. Степень нажима, умение провести линию под разным углом могут говорить и о развитии ручных навыков, и об эмоциональном самочувствии. Неровные прерывистые, спускающиеся линии подскажут внимательным родителям, что ребенка что-то беспокоит или вызывает неуверенность в себе. «Колючие, агрессивные» линии могут появиться в ответ на ваше излишне жесткое «управление» и т.д. Помните: особенности рисунков вашего ребенка — это повод задуматься над своей стратегией воспитания, а не стимул к директивному указанию «не смей проводить такую линию!». Нельзя воздействовать на результат — уже готовый рисунок — это своеобразный экран, отражающий мысли и переживания вашего ребенка.
Рисуя — чувствуем…
Отношение к цвету — объект многочисленных исследований психологов. Ограничимся некоторыми замечаниями, необходимыми для понимания того, что чувствует и думает ребенок, рисуя. Считают, что человек обладает врожденным чувством цвета. Одни предпочитают оттенки красного, другие — синего. Большую роль играют и условия жизни ребенка (сельская местность или город), и принадлежность к определенной культуре. Психологи установили, что каждый цвет несет в себе определенный символ: страха, горя, гнева, любви. Однако, не все однозначно — в разных культурах один и тот же цвет имеет разное значение: в Китае, например, цвет траура и печали — белый, а лиловый цвет во многих странах является символом любви и счастья.
Вначале ребенок использует небольшой набор карандашей или красок — это основные цвета: красный, синий, зеленый. Причем каждый цвет, каждый оттенок — открытие, которое завораживает, новый цвет кажется самым красивым, самым привлекательным. Один трехлетний мальчик, открывший для себя оранжевый цвет, на вопрос: «Какие глазки у твоей маленькой сестрички?» убежденно отвечал «оранжевые».
Постепенно выбор цвета при рисовании будет все более осознанным, подчиняясь задачам художественного изображения. Не стоит, однако, ждать, когда чувство цвета спонтанно разовьется у ребенка, ему можно в этом помочь: как можно раньше дайте наборы разноцветных карандашей, фломастеров, обращая его внимание на оттенки. Поощряйте желание ребенка экспериментировать с цветом. Дайте ему почувствовать разницу между красным и зеленым яблоком, между ласковым и бурным морем и т.д., но делайте это ненавязчиво, не директивно и наберитесь терпения, если богатство цветовой палитры появится не сразу. Если ребенок рисует синего кота, возможно, он просто развлекается, а не сочетает выбранный им цвет с рисуемым объектом, так как сочетаемость цвета с объектом его пока совсем не интересует. Если ребенок окрашивает человеческую фигурку красным, это может означать — в зависимости от обстоятельств — как агрессивность, страх, так и хорошее настроение, праздник. Строго установленных закономерностей здесь нет — их вам может заменить ваше знание своего ребенка.
Попросите ребенка рассказать, с какими чувствами ассоциируются цвета его собственных рисунков (или иллюстраций в книгах и журналах). Когда он раскрашивает рисунок, поинтересуйтесь, какой запах у этого предмета, горячий он или холодный, шероховатый или гладкий, с чем еще его можно сравнить? Или, наоборот, попросите ребенка нарисовать что-то блестящее, холодное, прозрачное. Пусть ребенок попробует передать все эти характеристики предмета с помощью своего рисунка, используя соответствующий цвет, линии, расположение на листе…. Отметьте для себя постоянные сочетания цвета и чувства вашего ребенка — вот вы и получили своеобразное пособие для уточнения переживаний малыша. Только учтите, язык цвета очень переменчив.
Во время занятий с ребенком не проявляйте излишней настойчивости, обучая тому, «как надо». Объясняйте так, чтобы ребенок больше спрашивал. Приходится иногда сожалеть, что современным мамам и папам частично известны некоторые психологические тайны — что-то рассказали знакомые, что-то прочитали сами, а в результате: «Почему ты рисуешь такие руки и зубы? Психолог сказал, что это нехорошо!».
Или известен случай, когда педагог, своеобразно понимая свои профессиональные задачи, запретил своему ученику использовать черную краску в акварелях, а мальчик, проведя фиолетовую линию, подписал под ней: черная!
От теории к практике
Начнем с самого главного в рисунках детей. Человеческая фигура — один из излюбленных объектов детского творчества. Примерно в 70 случаях из 100 она будет в центре внимания маленького рисовальщика. «Виноват» в этом современный уклад жизни: пока не полностью и не во всем, к счастью, человека заменили машины, пока еще ребенок с рождения окружен любящими мамой, папой, бабушками и т.д. Уже с первой улыбкой, обращенной к вам, малыш не только обожаемое всеми домашними существо, его улыбка — первый успешно сданный экзамен на готовность к общению.
Теперь от вас во многом зависит, чтобы интерес к людям у него не ослабевал. Это очень важно для социализации ребенка, да и просто потому, что по-настоящему человек бывает счастлив только когда любит и любим, когда его понимают и он понимает, сочувствует людям. А это своего рода талант и развивать его нужно как можно раньше. О неблагополучии в его развитии вам могут рассказать рисунки, где изображение всевозможных машин оттеснит или полностью затмит портреты членов семьи, которые, в лучшем случае, будут выступать как незначительные придатки к ним.
Если вы собираете и храните рисунки своего малыша, вы можете заметить, как меняется с возрастом изображение человека: от круга или овала, представляющего голову с присоединенными к ней руками и ногами (такие рисунки 3–4‑летних детей получили название «головоногов») к выделению и правильному прорисовыванию отдельных частей тела — рук, ног и деталей одежды. Как правило, к шести годам ребенок, уже вполне овладев навыками изображения человеческой фигуры в довольно сложных пространственных ракурсах, переходит к сложным рисункам, с максимально насыщенным разнообразным фоном: машинами, животными, вещами, передавая с их помощью профессию или занятие персонажа.
С возрастом совершенствуется не только техника изображения фигуры человека. Все чаще ребенок, неосознанно или вполне сознавая, выражает свое отношение к нему. Маленький художник пристально всматривается в людей и в самого себя.
А какую пищу для воображения дают автопортреты, постегивая прогнозы родителей в отношении будущих профессиональных увлечений ребенка или черт его характера. Чрезвычайно интересно следить за эволюцией автопортретов ребенка: как постепенно с возрастом меняются его вкусы и пристрастия, что главное выделяет он в себе в тот или иной период жизни.
И здесь стоит упомянуть о первой влюбленности старших дошкольников, весьма сведущих в этом возрасте в вопросах симпатии и антипатии. Шестилетние дети могут использовать богатейшую палитру изобразительных средств для выражения своего особого отношения. Девочки, как правило, рисуют необыкновенные наряды и букеты цветов, а мальчики, не могут устоять перед искушением приукрасить образ техническими атрибутами.
Иногда дети рисуют людей абсолютно одинаковыми. Это может быть связано с некоторой задержкой эмоционального развития, но чаще объясняется одинаковостью социальных ролей изображаемых людей. Так, например, младшие школьники нередко изображают одинаковыми ребят своего класса: все они ученики и это в них самое главное на этот момент.
Об особом отношении ребенка к изображенным людям говорит, помимо цвета, и внимание к таким деталям, как украшения, бантики, рюшечки, оборочки, пуговицы, карманы, медали и т.д. Таких подробностей одежды, украшений на изображении любимого человека больше, чем у нелюбимого.
Немало полезной информации об отношениях в семье можно почерпнуть из детских рисунков. Обилие мам, готовящих обед, накрывающих на стол или убирающих квартиру и пап, читающих на диване, ремонтирующих машину, говорит о современном обществе и распределении ролей в нем не меньше, чем картины «взрослых» художников. Представ в роли «заядлых реалистов», дети не перестают быть фантазерами. Им очень нравятся задания, в которых нужно изобразить себя и своих близких в виде каких-либо животных. Предложив ребенку такое задание, будьте мудры и терпимы, даже если он изобразил вас в облике животного, совершенно вам не симпатичного. Одна мама обиделась и не стала выяснять, почему сынишка изобразил ее в виде змеи. А ведь стоило бы расспросить его: может быть, своим рисунком он хотел подчеркнуть мудрость мамы или ее грациозность. Ну а если пояснения малыша вас не обрадуют лестными сравнениями, задумайтесь над причинами этого: может быть, где-то вы допустили ошибку, были чересчур, по его мнению, жестки и несправедливы. Попытайтесь понять, стать чуточку терпимее, мягче, и тогда вы не получите рисунок своей семьи, в центре которого не кто-то из родных а, например, громадных размеров попугай или собака, ибо именно они, а не вы занимают центральное место в жизни ребенка.
Как часто мы, не задумываясь, говорим: «кручусь, как белка», «устал, как собака», «тружусь, как пчелка». Удивительно ли после этого появление таких рисунков: трудяга-мама в виде лошадки с притороченной к седлу метлой, мечется по дому, папа пчелкой улетает куда-то прочь, младший брат в виде каркающий вороны, летает возле мамы, а сам автор рисунка в образе жалящей кобры подползает к ней за своей порцией внимания.
Иногда в рисунках детей кто-то из близких или он сам отсутствует, а ребенок поясняет это таким образом «мама гуляет с сестренкой» или «я — у бабушки». Так реагируют старшие сестренки или братишки на появление в семье младших. Это тревожный сигнал для родителей: ребенок чувствует себя обделенным, изолированным от замечательного события, свершившегося в семье — появления в ней «новенького». Смелее включайте старшего в свои заботы о малыше, пусть он убедиться, что ваша любовь не разделилась, а усилилась.
На первый взгляд, может показаться, что анализ детских рисунков — не такая уж сложная задача. Однако хотелось бы предостеречь родителей от жестких формулировок и постановки психологического диагноза. Ведь за кажущимися простотой и изяществом метода стоит множество нюансов, взаимосвязей отдельных проявлений и особенностей. Кроме того, человек, анализирующий рисунок, рассматривает его через призму своего личного опыта и состояния в данный момент времени. Поэтому не стоит самостоятельно делать далеко идущих выводов. А если что-то в рисунке ребенка насторожило или озадачило родителей, лучше не откладывать визит к специалисту. Пусть поможет разобраться!
Автор: Ганошенко Наталья Ивановна, кандидат психологических наук