О чем говорит быстрая речь
Почему люди быстро говорят?
Порой встречаются люди, которые говорят настолько быстро, что невольно удивляешься, как они это делают. Для кого-то это является преимуществом (вспомнить хотя бы Тину Канделаки и Эминема), но также часто торопливая речь становиться недостатком. Болтунов трудно понять, из-за чего невозможно нормально общаться. Но есть ли объяснение такого поведения? Почему некоторые не могут сдерживать темп разговора?
Причины быстроговорения
На самом деле, наука, в том числе психология, не может дать точного ответа, почему один человек говорит быстро, а другой медленно. Как правило, манера тараторить развивается у холериков, которые обладают эмоциональным и энергичным темпераментом.
Некоторые говорят очень бегло, так как на подсознательном уровне боятся, что у других нет времени их слушать, поэтому спешат высказать свои мысли. Данная проблема обычно уходит корнями в детство. Ребенку уделяли недостаточно внимания и мало слушали, отчего он старался уложить свой рассказ в как можно меньший промежуток времени. Во взрослой жизни надобность говорить быстро отпала, но привычка никуда не делась.
Также подобная модель поведения может развиться, если другие члены семьи склонны к быстроговорению. Для детей вообще нормально говорить немного торопливо, так как они еще не могут контролировать свою речь, в силу не полностью сформировавшейся психики. Но если так же будут говорить окружающие, то в подростковом возрасте быстроговорение укоренится в характере человека.
Можно смело сказать, что манера торопливо разговаривать формируется под воздействием многих факторов (темперамент, воспитание, наклонности, психологическое внутреннее состояние и прочее). Главное понимать, что просто «высокоскоростная» речь не является патологией или психическим расстройством. Болтун подчас не замечает свой недостаток, так как у него это получается легко и непринужденно. Однако, за быстроговорением могут скрываться нарушения речевого механизма.
Быстроговорение как болезнь
В медицине есть термин «тахилалия». Это расстройство, которое сопровождается повышением темпа речи в 2-3 раза, причем он может усиливаться в определенных ситуациях (при волнении). Кроме того, из-за патологии страдает произношение. Это главное отличие, которое указывает на болезнь. То есть, если здоровый человек хоть и говорит быстро, но четко выговаривает слова, то при наличии отклонений проявляются такие дефекты, как проглатывание слогов, запинки, повторения и т.д.
Подобные расстройства связаны с нарушением речевого механизма, которое может возникнуть под воздействием негативных факторов еще во внутриутробном периоде, либо после рождения.
Вместе с другими симптомами быстроговорение может указывать на серьезные недуги. Например, подобная ситуация встречается при биполярном расстройстве. Помимо того, что человек с данным заболеванием говорит слишком быстро, у него наблюдается спутанность слов, его речь становиться бессвязной. Почему это происходит? Тахилалия при БАР объясняется расстройством мышления, вследствие которого поток мыслей и информации настолько стремителен, что больной сам не успевает следовать за их ходом. Также болезнь мешает сосредоточиться на одной теме или задаче.
Громкая, неистовая речь встречается среди шизофреников. Также проблемы с темпом могут возникать у людей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, черепно-мозговыми травмами, гипокинетической дизартрией и прогрессирующим сверхядерным параличом. Все эти заболевания достаточно редки и имеют явные симптомы, чтобы их не заметить. Поэтому если вы склонны тараторить, то это скорее-всего просто привычка, а не болезнь, и ее можно исправить при помощи специальных упражнений.
Быстроговорение – признак незаурядного ума?
Часть ученых поддерживает теорию, что беглая речь – результат ускоренной работы мозга. Действительно, чтобы суметь сказать в 2 раза больше слов, притом без ошибок, мозг должен успеть произвести их, обдумать и «разложить по полочкам».
Данную теорию подтверждает один телевизионный эксперимент, который провели в начале 2000-х годов на канале «Дискавери». Исследованию подвергли Фран Капо – самую быстроговорящую женщину на планете, которая установила рекорд – 11 слов/секунду. Ее подключили к аппарату ЭЭГ и попросили читать книгу. На показателях ЭЭГ была замечена повышенная активность в отделе мозга, который называется центр Брока. Именно тут происходит обработка речи.
Нейробиолог, читавший ЭЭГ Капо, отметил, что у женщины особый талант. «Она способна объединить усилия своей нервной системы и выстроить все химические передатчики так, чтобы включалась только та часть ее мозга, которая связана с артикулированной речью и запоминанием мыслей» – говорит врач.
Влияние быстрой речи на окружающих
Замечали ли вы, что часто быстроговорящие люди обладают даром убеждения? Например, тяжело отвертеться от болтливого торговца на рынке, с большей вероятностью вы у него что-то купите. Такой же прием используют маркетологи, политики, «маги», работники аукциона и прочие. Ученые даже провели исследование, чтобы выяснить как на нас влияют быстрые разговоры: то ли нас убеждает уверенность этих людей, либо мы просто не успеваем обработать информацию, чтобы принять верное решение.
В ходе испытаний, проведенных еще в 90-х, было подтверждено, что речь со скоростью 195 слов/минуту, казалась людям более убедительной, чем при скорости 102 слов/минуту. По мнению слушателей, быстрый темп свидетельствовал об уверенности, объективности и превосходных знаниях рассказчика.
Некоторые используют такой прием специально и даже обучаются быстрой речи, чтобы влиять на окружающих. Однако, быстроговорение нужно использовать в подходящей ситуации и для определенной аудитории. В других исследованиях было доказано, что это не всегда работает, и может вызвать обратный эффект. Когда людям трудно успевать за докладчиком, его послание не доходит до умов слушателей.
Вывод такой: если вам пытаются навязать какую-то идею, то следует остерегаться быстроговорящих людей. Они могут применять психологические приемы, чтобы что-то продать. Если же вы хотите использовать этот способ убеждения в своей жизни, то будьте аккуратны, ведь слишком торопливая речь способна сработать против вас.
О чем говорит быстрая речь
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Тахилалия, или ускоренный темп речи относится к нейропсихическим расстройствам и зачастую проявляется на фоне первичного заболевания — нервного или психического.
Бесплатные занятия с логопедом
Тахилалия, или ускоренный темп речи относится к нейропсихическим расстройствам и зачастую проявляется на фоне первичного заболевания — нервного или психического. Речевое расстройство сопровождается повторами слов, «проглатываниями» окончаний, запинками, неправильным произношением слов или слогов. Особенно подвержены ему дети возбудимые, гиперактивные, с диагнозом СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).
Поэтому к диагностике и лечению тахилалии подходят комплексно. Необходимо, в первую очередь, выявить и устранить причину болезни — только так можно добиться хороших результатов. В противном случае недуг может остаться с человеком на всю жизнь и создавать немало трудностей.
Классификация нарушения речи по типу тахилалии
В норме человек говорит 10 – 12 звуков в секунду, при ускоренном темпе речи — до 30-ти.
Кроме того, выделяют несколько типов полтернов с разными нарушениями: моторными (при этом ребенок не только быстро говорит, но и неправильно произносит звуки), сенсорными (нарушено слуховое внимание), с трудностями подбора слов и формулировки речи.
Причины речевых нарушений
В основе причин и механизмов тахилалии лежат психогенные и соматические факторы, а также привычка. В зоне риска дети с неуравновешенной психикой, гиперактивные, легковозбудимые.
Если кому-то из ближайших кровных родственников поставлен диагноз тахилалия, то риск развития его у ребенка повышается.
Спровоцировать развитие заболевания может опухоль мозга, черепно-мозговая травма, нейроинфекция или психическое расстройство — шизофрения, например.
Не исключен и социальный фактор — ошибки в воспитании малыша, когда поощряется его подражание быстрой речи взрослых.
Симптомы тахилалии у детей
Самые характерные симптомы можно разбить на несколько групп:
1. Особенности речи. Она очень быстрая и нечленораздельная, ее крайне сложно понять. В ней преобладают повторы, «проглатывание» окончаний, перестановка слогов;
2. Навыки чтения и письма. Больные тахилалией испытывают трудности в этой области;
3. Особенности общей моторики. Движения стремительные, нервные, ребенок суетится;
4. Проблемы с вниманием и памятью. Ребенок быстро переключает внимание, не может сосредоточиться на чем-то одном, память плохая;
5. Реакции вегетативной нервной системы. Если ребенок возбужден, у него краснеет лицо, учащается сердцебиение, он потеет.
Эти симптомы являются поводом показать ребенка неврологу.
Комплексная диагностика заболевания
В диагностике болезни принимает участие несколько узких специалистов — невролог, психиатр, логопед.
Невролог оценивает неврологический статус маленького пациента, психиатр выявляется психические отклонения.
Прежде чем поставить ребенку диагноз, проводят обширное обследование, чтобы определить органические причины тахилалии. Для этого используют:
На основании полученных в ходе диагностики данных маленькому пациенту ставят диагноз и назначают схему лечения.
Комплексный подход к лечению
К коррекции тахилалии тоже подходят комплексно. Вот в каких направлениях работают врачи:
Только сочетание перечисленных подходов дает положительную динамику. Далее рассмотрим техники, которые используют для коррекции тахилалии у детей.
Дыхательная гимнастика: комплекс упражнений
При выполнении упражнений важно считать. Сначала это делает взрослый, через время – сам ребенок.
Упражнение первое. Вдох на 1 – 2 – 3, затем пауза на счет 1 и выдох также на 1 – 2 – 3. Вдыхаем через нос, выдыхаем — через рот. За один подход ребенок делает от 4-х до 6-ти циклов. Упражнение повторять несколько раз в день.
Упражнение второе. Ребенок делает шаг — и вдыхает, еще шаг — выдыхает, на третий шаг делает паузу. Один подход выполнять не дольше 3-х минут. Упражнение делать несколько раз в день, дома или на улице.
Упражнение третье. Ребенок глубоко вдыхает, выдыхает в течение минимум 4-х секунд и проговаривает согласные. Важно не раздувать при этом щеки, каждую букву повторить минимум 4 раза.
Логоритмика — учимся говорить медленно
Все упражнения для коррекции тахилалии нужно делать медленно — только так они будут эффективны. Продолжительность — от 3-х до 5-ти минут.
Упражнение первое. Ребенок один раз хлопает в ладоши и на каждый хлопок произносит слово. Это может быть название города, фрукта, овоща — группы подбираются произвольно, в зависимости от знаний и возраста ребенка.
Упражнение второе. Малыш шагает и считает. Под счет он говорит одно слово — как и в первом упражнении, это может быть название чего угодно. Очень важен не столько смысл сказанного, сколько медленное и четкое проговаривание каждого слова.
Упражнение третье. Это упражнение хорошо делать дома. Родители разбрасывают по комнате игрушки и дают малышу ведерко. Он ходит и собирает в него игрушки. Сначала берет игрушку в руки, четко и медленно называет ее и кладет в ведерко.
Музыкальная терапия: развиваем чувство ритма
Что, как не музыка, способствует развитию чувства ритма? На занятиях логопеды активно используют ритмичную музыку. Она улучшает работу головного мозга и его связи с телом. В результате у детей улучшается внимание, они лучше справляются со стрессом и выражают свои мысли.
Интерактивный метроном — современная техника
Еще одна техника, которую используют в работе с детьми с нарушениями речи, задержкой психического развития и другими диагнозами. Метроном стимулирует деятельность мозга, вследствие чего он лучше обрабатывает поступающую извне информацию. В результате у ребенка стабилизируются поведенческие реакции, он научается планировать свою деятельность, повышается нейродинамика.
Усваиваем медленный темп речи
Вот несколько вариантов заданий для детей:
Упражнения для коррекции тахилалии можно повторять несколько раз в день максимум по 5 минут.
Работа с текстом: варианты заданий
С текстом можно работать в нескольких направлениях.
Во-первых, попросить малыша медленно рассказать какую-нибудь историю или сказку.
Во-вторых, взрослый называет малышу несколько слов, из которых он должен составить предложение со смыслом.
А вот упражнения для маленьких пациентов, которые умеют читать. Например, малышу дают текст, который он должен потом пересказать. Также можно читать под такт, громко вслух и, наоборот, про себя. Эффективна обычная беседа в форме вопроса-ответа, прослушивание образов правильной речи.
Коррекционная работа длится от полугода до года.
Профилактика тахилалии у детей
Предупредить развитие речевого расстройства может бережное и ответственное отношение к здоровью ребенка — обеспечение его безопасности во избежание черепно-мозговых травм, инфекций. Также важно регулярно посещать педиатра, чтобы своевременно диагностировать возможные проблемы — опухоли мозга, психические или нервные нарушения.
К профилактическим мероприятиям относится также своевременное лечение выявленных заболеваний, в том числе и травм. А также и коррекция поведенческих нарушений, плохой памяти, гиперактивности.
Важно, чтобы родители не закрывали глаза на проблемы со здоровьем малыша, надеясь, что «пройдет само».
Прогнозы тахилалии у детей
Только лечащий врач может сказать, каких результатов и когда можно ждать. Это зависит от многих факторов — степени выраженности расстройства речи, общего состояния здоровья малыша, своевременности коррекции и усилий, которые приложили родители и сам ребенок (в том числе и работе дома).
Если родители уделяют достаточно внимания ребенку, занимаются с ним, выполняют все назначения врача по формированию речевых навыков, то прогнозы более чем положительные. Главное — не лениться и выполнять все рекомендации специалиста.
Коррекция речевого расстройства — это непростой и долгий путь, но его необходимо пройти ради будущего своего ребенка. В противном случае болезнь может стать причиной социальных и личностных проблем, вплоть до депрессии.
Какие особенности характера можно узнать по речи человека
В нашем сумасшедшем мире очень часто общение между людьми начинается не при личной встрече, а по телефону или, что того хуже – через компьютерную переписку. В силу того, что человек, в большей степени, воспринимает мир как набор картинок и образов, в подобных ситуациях мы не можем ощутить всей полноты общения. Поэтому наше воображение заботливо рисует образ собеседника, наделяя его определенными внешними данными, отношением к жизни, характером, любимыми позами, привычками и всем остальным, что мы привыкли замечать в партнерах по общению. Полученный портрет во многом определяется самим “художником” – мы можем наделить говорящего теми качествами, которые любим или ненавидим в себе, или теми, которых нам не хватает. В конечном итоге полученная картинка зависит от того, кого мы ищем в собеседнике и насколько он подходит на эту роль. Поэтому девушка, находящаяся в активном поиске спутника жизни, всем приятным мужским голосам будет приписывать нравящуюся ей внешность. А разочарованная женщина владельца того же самого голоса воспримет как очередного “искателя приключений”, который “поиграет и бросит”. Жизнерадостный мужчина в расцвете сил за молодым женским голосом разглядит сексуальную привлекательность, тогда как замученный делами бизнесмен скорее будет пытаться понять, насколько вы надежны. Так насколько же показательна может быть речь человека?
Что можно узнать о человеке по его манере общения
Конечно, наши жизненные установки сильно влияют на то, каким мы представим себе собеседника, но наделять его личностными качествами мы будем основываясь на том “как” и “что” он говорит. Значение имеют: грубость – вежливость, официальность – непринужденность, доброжелательность – конфликтность и многое другое. Поэтому давайте подробнее остановимся на характеристиках речи.
Темп речи человека
Быстрый темп речи встречается в трех случаях:
Неторопливый темп речи характерен для людей спокойных, обстоятельных, несклонных к авантюрам и резким перепадам настроения.
Медленная речь говорит об общей заторможенности, недостаточной подвижности мыслительных процессов или просто лени. Такая речь бывает у людей, принимающих успокоительные лекарства.
Заметные колебания скорости речи свидетельствуют о недостатке уравновешенности и легкой возбудимости.
Когда человек в процессе ускоряет темп речи, не теряя четкости произношения и стройности построения мысли – это признак вдохновения, компетентности, уверенности в своих знаниях. Если речь замедляется – это говорит о том, что человек недостаточно уверен в своей правоте с этого момента или потерял логику, пытается восстановить нить разговора, продумывает аргументы.
Паузы являются хорошим средством манипуляции. С их помощью актеры привлекают внимание зала, а ораторы придают значительности и весомости своим словам. Пауза может сопровождаться интенсивной мимикой и жестикуляцией. Таким образом, человек, умело использующий паузы в своих интересах – хорошо владеет собой и своей речью, тогда как избегающий пауз – явно не уверен в себе.
Тембр голоса человека
Высокий тембр голоса неодобрительно называют визгливым, а его обладателям приписывают всяческие недостатки. Если вспомнить подростков, у которых голос регулярно “дает петуха”, становится очевидным, что это признак плохого самообладания. Ситуативно голос, срывающийся на фальцет, свидетельствует о сильном волнении, возбуждении или страхе.
Низкий тембр голоса воспринимается людьми как символ надежности, силы и достоинства. В действительности его обладатели отличаются уверенностью в себе. Они знают себе цену, основательны и несуетливы. Обычно низкий тембр голоса располагает к доверительному общению, однако искусственно заниженный кажется неискренним.
Каким бывает тембр голоса
Интонации
Недаром в русском языке существует столько различных определений, применяемых к этой характеристике речи. Интонации бывают “капризные”, “скучающие”, “истеричные”, “заискивающие”. Максимальное количество информации можно получить внимательно прислушавшись к тому, каким тоном разговаривает с нами собеседник.
Ни одна другая характеристика речи не является столь показательной! Именно интонации дают нам возможность узнать характер человека, с которым мы общаемся.
Для того, чтобы понять, с кем мы имеем дело, достаточно подобрать точное определение тому тону, который чаще всего использует наш партнер по общению.
Капризные интонации свойственны людям, привыкшим к комфорту и удовлетворению любых их потребностей; заискивающие – неуверенным в себе; плаксивые – безответственным. Повелительный тон – признак высокомерия и властности, надменный – самовлюбленности. Вы сами можете продолжать этот список, основываясь на собственных наблюдениях.
Интонации разговора
Кроме того, стоит учитывать, что восприятие наших слов окружающими напрямую зависит от того, какие интонации мы используем. Безобидная фраза, произнесенная надменно и неуважительно может приобрести оскорбительное звучание и стать причиной конфликта. И даже самая немыслимая просьба, высказанная правильно подобранным тоном, будет исполнена. Поэтому мы можем избежать непонимания, неадекватности и излишней напряженности в отношениях, если научимся для начала отслеживать используемые нами интонации, а затем и сознательно подбирать подходящий к ситуации тон речи.
Громкость речи человека
Эта характеристика речи очень противоречива. Так, например, громкий голос может свидетельствовать об уверенности в себе, открытости и общительности, если он всегда свойственен человеку, а может – о волнении, возбужденном состоянии, страхе и неуверенности в себе, если проявляется ситуативно.
Тихий голос обычно является признаком мягкого характера, выдержанности, иногда – некоторой безэмоциональности и заторможенности. Однако, нужно иметь ввиду, что есть люди, которые переходят почти на шепот в состоянии бешенства. Поэтому необходимо отслеживать, какая громкость голоса свойственна человеку обычно.
Человек, всегда говорящий приблизительно на одной громкости, вероятнее всего, склонен скрывать собственные эмоции и переживания, сдержан и уравновешен.
Громкость речи
Четкость произношения
Четкость произношения является показателем внутренней дисциплины и стремления ясно представить свою позицию.
Манера говорения
На основе всего этого о человеке можно сделать определенные выводы. О его характере, манере поведения и надежности. Поэтому так важно уделять особое внимание постановке своей речи.
Необходимо отметить, что все перечисленные выше характеристики речи поддаются сознательной регулировке, а значит могут быть использованы в качестве орудия манипуляции.
Мы можем более успешно добиваться своих целей, научившись управлять собственной речью. Но и не стоит забывать о том, что окружающие нас люди тоже могут этим пользоваться. Поэтому поспешные выводы, сделанные на основе ограниченного количества информации, могут оказаться ошибочными. Только длительное и внимательное наблюдение может дать нам возможность правильно определить, с кем мы имеем дело.
О чем говорит быстрая речь
Темп речи – это признак речевой функции, который облегчает восприятие услышанной информации окружающими людьми.
Бесплатные занятия с логопедом
Темп речи – это признак речевой функции, который облегчает восприятие услышанной информации окружающими людьми. К изменениям темпа речи относят замедление, учащение темпа и заикание. Неправильный речевой темп способен затруднять развитие и обучение детей, снижать качество жизни, ухудшать социальную адаптацию человека. Пациентам с ускоренной, замедленной речью или с заиканием требуется обязательная коррекция речевых дефектов. Детям терапию назначают как можно раньше, чтобы предупредить задержку развития.
Характеристики речевого темпа, разновидности нарушений скорости речевой функции
Темп речи является характерным свойством речи, который отражает скорость воспроизведения звуков во время разговора. Речевой темп может нарушаться в виде ускорения или замедления, а также заикания. Он зависит от скорости произношения звуковых единиц, которые следуют друг за другом, а также от количества и продолжительности пауз между словами или предложениями. Оптимальный темп речи у здорового ребенка или взрослого составляет 9-14 звуковых единиц за 1 секунду. Если здоровый пациент повышает скорость речи, частота произнесения звуковых единиц возрастает до 15-20. При этом речь остается разборчивой.
У дошкольников имеется тенденция к ускорению речи, что можно объяснить несформированностью тормозных механизмов головного мозга, сниженным контролем над речью. Причиной повышения темпа речи может стать торопливость речи у членов семьи. В этом случае ребенок привыкает говорить быстро. В пубертатном периоде скорость воспроизведения звуков может еще увеличиться. У больных с неврозами и другими психиатрическими болезнями быстрая речь часто провоцирует заикание.
Увеличение скорости воспроизведения звуков у ребенка тормозит развитие речевой функции. Это приводит к неправильному звукопроизношению, снижению внятности в словах. Если вовремя не оказать помощь, пациент всю жизнь будет говорить неправильно и быстро.
Понятие тахилалии, клинические проявления патологии, этиология
Тахилалия – это ускорение речи с частотой 20-30 звуковых единиц. Болезнь развивается по причине изменений в работе экстрапирамидной системы. По мнению ученого D. Weiss ускоренная речь провоцирует заикание. Тахилалия может передаваться по наследству.
М. Е. Хватцев связывает возникновение быстрой речи с патологией артикуляционного аппарата, неправильной речью родственников, несвоевременной коррекцией речевой функции ребенка, дефицитом внимания. А. Либманн считал причиной тахилалии недостаточность моторики и слухового восприятия.
Пациент с тахилалией разговаривает очень быстро, что затрудняет концентрацию внимания. Во время разговора у ребенка появляются запинки, повторения уже сказанного, проглатывания звуков, замена слогов местами, неясное построение фраз и предложений. Но, если обратить внимание ребенка на неправильность речи, все ошибки исчезают. Симптоматика может усиливаться при волнении, во время разговора с незнакомыми людьми, при споре, во время публичных выступлений.
У больного отмечаются изменения в письме, чтении. Дети с ускоренной речью переставляют слоги, буквы во время письма, заменяют слова, похожими по звучанию и написанию. Движения больных с тахилалией быстрые и резкие. Во время сна пациент может метаться по постели. У многих больных наблюдаются тики, синдром гиперактивности, дефицит памяти, внимания.
Ребенок с тахилалией возбудим, вспыльчив. При возбуждении у больного отмечается покраснение кожного покрова на лице, потливость, похолодание конечностей. Пациент часто неуправляемый, недисциплинированный. У такого ребенка снижена способность к обучению в школе.
Увеличение темпа речи сопровождается изменениями в моторной сфере, вегетатике, психических процессах. Также у больного может наблюдаться недостаточность воли, нарушение эмоциональной сферы.
Понятие брадилалии, клинические проявления
Брадилалия – это патология речевой функции, при которой пациент разговаривает в замедленном темпе (за 1 секунду менее 9-14 звуковых единиц). Между словами и предложениями большие паузы, слова сильно растянуты во время их воспроизведения. Заболевание может возникать само по себе или быть симптомом основной болезни: патологии нервной системы, травмы головы, новообразования мозга. Когда замедленная речь является симптомом другой болезни, у пациента отмечается торможение двигательной функции, астения, заторможенность, слабость. Самостоятельно брадилалия встречается у медлительных и флегматичных детей, пациентов, проживающих в северных широтах.
К речевым признакам брадилалии относят медленную речь, неторопливое чтение и письмо. Ребенок читает монотонно с большими интервалами между словами и предложениями, слова растянуты. Пациент с брадилалией иногда произносит звуки с носовым оттенком. Окружающим очень трудно воспринимать разговор пациента, так как снижается внимание, возникает утомление и напряжение из-за слишком медленного произношения.
Неречевые признаки сниженного темпа речи характеризуются снижением моторной функции (мелкой моторики, общих движений, мимики лица). Движения пациента медленные, плохо координированные, неполные, неловкие. Мимики на лице у больного практически нет. У пациентов нарушено восприятие речи, снижено внимание, память, страдает мышление.
Больные плохо ориентируются в пространстве, затрудняются выполнить какую-либо инструкцию или задание с первого раза. Дети с замедленной речью плохо переключаются с одного предмета на другой.
Понятие заикания, клинические симптомы
Заикание в логопедии – это речевая патология, при которой изменен ритм, темп, плавность речи по причине судорожной сократительной активности мышечного аппарата, осуществляющего артикуляцию. Патология проявляется в детском возрасте и пубертатном периоде. Чаще болезнь начинает проявляться в 2-5 лет.
Заикание провоцируют судороги мышечного аппарата. Они могут быть тонические или клонические. Тонические судороги мешают перейти от одного звука к другому. Клонические судороги провоцируют повторение слов, слогов и звуковых единиц.
Причинами заикания являются:
Заикание имеет несколько периодов формирования. Начальный этап развития болезни характеризуется очень редким нарушением плавности разговора. Заикание при этом возникает только при сильном возбуждении, переживании, волнении. Ребенок на раннем этапе не осознает наличия дефекта речевой функции.
На втором этапе формирования болезни отмечается хронизация процесса. Пациент осознает наличие заикания, но не боится разговаривать. На третьем этапе развития патологии плавность разговора заметно нарушается. Больному трудно воспроизводить звуки, но желание разговаривать есть, страха при разговоре у пациента не появляется.
Четвертый этап формирования заикания считается самым тяжелым. Больной старается меньше разговаривать, так как чувствует себя очень некомфортно во время речи. Страх речи присутствует, что отражается на психологии ребенка. У пациентов страдает коммуникация. Такие больные с трудом учатся и работают.
Диагностические мероприятия
Диагностика нарушения темпа речевой функции (тахилалии, брадилалии, заикания) включает выявление причины заболевания. Ребенка направляют к неврологу. Невролог проводит осмотр, собирает анамнестические данные (речевая функция родственников, патологии беременности и родов), назначает обследование (электроэнцефалограмму, магнитно-резонансную томографию, ультразвуковое исследование сосудов и другие методики). При наличии психических травм, способствовавших возникновению заикания, пациента направляют к психологу. По окончании обследования узкими специалистами с ребенком работает логопед.
Логопед также собирает анамнестические данные по характеристике речи родственников, смотрит результаты обследования, проводит логопедическое исследование. Специалист выясняет состояние моторной деятельности ребенка (общей, речевой), оценивает речевую функцию (качество произношения звуков), темп речи: быстрая, медленная, заикание. Логопеду также важно знать состояние артикуляционного аппарата, мимических мышц. Если ребенок умеет писать и читать, специалист оценивает состояние письма и чтения (скорость, правильность слов, наличие пауз в предложениях, наличие заикания, запинок во время чтения, скорость и правильность написания слов и предложений). По окончании обследования логопед составляет логопедическое заключение.
Лечебные мероприятия
Лечебные мероприятия включают устранение причин нарушения речевой функции, а также коррекционную работу. Если у ребенка имеется патология, вызвавшая изменение речи, ему назначают сначала курс лечения. По окончании терапии основного заболевания пациента направляют к логопеду. Логопед составляет план логопедических занятий. Коррекция проводится как на дому, так и в развивающих детских учреждениях. Количество занятий определяется выраженностью речевых нарушений.
При брадилалии логопедические занятия направлены на выработку более быстрого темпа разговора, тренировку артикуляционного и двигательного аппарата. Логопед учит ребенка более быстрому письму, чтению, четкому произношению фраз и предложений. На занятиях тренируется память, внимание. Активно применяются подвижные игры, сценки, диалоги, которые способствуют ускорению темпа речевой функции. Хороший эффект от коррекции можно ожидать уже через 4 недели. На фоне месячного курса терапии скорость речи становится выше, произношение четче.
Детям с медленной речью нужно проводить самостоятельные занятия на дому, вести контроль над своим разговором.
При лечении тахилалии логопед проводит занятия, которые включают тренировку дыхания (медленное, ровное), чтения, упорядоченной спокойной речи. Специалист приучает ребенка работать с коллективом, организовывая выступления перед группой людей или детей. На занятиях обязательно развивают общее, слуховое внимание, тренируют дикцию. Курс лечения для дошкольников и школьников начальных классов составляет 6-12 месяцев.
Коррекцию тахилалии лучше проводить как можно раньше (до 5-летнего возраста), так как в пубертатном периоде терапия менее эффективна.
Коррекция заикания проводится дома и в кабинете логопеда. Членам семьи нужно отказаться от конфликтов, говорить медленно и четко. Во время лечения лучше воздержаться от посещения детского сада на 2 месяца, мероприятий, праздников, чтобы не возбуждать пациента. В курс коррекции включают физические нагрузки (бег, плавание, езда на велосипеде). Во время занятий нужно тренировать счет (считать прищепки, прикрепляя их к бумаге, вырезанной в форме круга), использовать игры-молчанки. Для коррекции применяют скороговорки, гимнастику для аппарата артикуляции, дыхательные упражнения.
Заключение
Нарушение темпа речевой функции сильно замедляет развитие ребенка, ухудшает социальную адаптацию и качество жизни. По этой причине заболевание требует своевременного лечения. Оно должно проводиться в дошкольном и школьном возрасте. Ранняя диагностика и логопедическая коррекция позволят устранить или уменьшить симптомы нарушения темпа речи, что облегчит жизнь ребенку.