О чем госпожа простакова договаривается со своим братом
«Недоросль» краткое содержание по действиям комедии Фонвизина, читать пересказ произведения «Недоросль»
Комедия была написана Д. И. Фонвизиным в 1781 г. Основной проблемой произведения является осуждение традиционного воспитания дворян, в частности провинциальных, их глупости и злонравия. Пьеса «Недоросль» написана в классицистическом стиле, что отразилось в «говорящих» фамилиях героев, четком делении на положительных и отрицательных персонажей, а также в единстве времени, места и действия: события происходят в течение 2 дней, в деревне Простаковых. Название «Недоросль» связано с указом Петра I, который запрещал неученым дворянам служить и жениться, называя таких молодых людей «недорослями».
Для общего ознакомления с сюжетом произведения предлагаем краткое содержание «Недоросль».
Главные герои
Госпожа Простакова — жена Простакова. Активная, грубая, необразованная женщина, которая больше думает о собственной наживе, чем о людях вокруг и добродетели, старается все решать силой либо хитростью.
Простаков Митрофан — сын Простаковых, недоросль, молодой человек 16 лет, такой же глупый, как и родители, полностью безвольный, согласен на все, что скажет мать или другие (в конце сразу согласен уйти в армию).
Правдин — постоялец Простаковых, государственный чиновник, приехавший разобраться с непорядками в их именье, решить вопрос жестокости Простаковой по отношению к слугам. Высокоморальный человек, представитель «нового» образованного дворянства, олицетворяет в произведении «Недоросль» правду и слово закона.
Стародум — человек с высокими моральными принципами, который всего в жизни добился сам, не прибегая к обману или хитрости. Дядя и опекун Софьи.
Софья — честная, образованная, добрая девушка. После того как лишилась родителей, живет у Простаковых, влюблена в Милона.
Милон — жених Софьи, с которым они несколько лет не виделись. Офицер, отличался на службе храбростью и смелостью, имеет высокие понятия о человеческой добродетели, чести.
Скотинин — родной брат госпожи Простаковой. Глупый, необразованный мужчина, во всем ищущий наживы, легко лжет и льстит ради выгоды.
Другие персонажи
Простаков — муж Простаковой. Практически ничего не решает в доме, по сути тень и подкаблучник жены, необразованный, безвольный.
Еремеевна — няня Митрофана.
Кутейкин (семинарист, который сам бросил учиться на половине, так как не осилил науки, хитрый и жадный, учитель грамматики), Вральман (бывший конюх Стародума, простой, но умеющий мастерски обманывать – называл себя немцем-учителем светской жизни), Цыфиркин (отставной сержант, честный человек, учитель арифметики) — учителя Митрофана.
Тришка — портной, слуга Простакова.
Краткое содержание
Действие 1
Пьеса начинается с того, что госпожа Простакова ругает Тришку, что он сшил плохой кафтан для Митрофана, хотя тот предупреждал о своем неумении шить. Простаков соглашается с женой. Женщина решает наказать портного. Скотинин утверждает, что кафтан пошит хорошо и Тришку выгоняют.
Заходит разговор о Митрофане – наверно он заболел, так как плохо спал всю ночь. При обсуждении сын утверждает, что вовсе не ел, но на самом деле плотно поужинал всю ночь пил квас, а ночью ему виделось, что мать бьет отца. На это Простакова обнимает сына, говоря, что он единственное ее утешение и Митрофан убегает на голубятню.
Скотинин, Простакова и Простаков обсуждают, что хотят отдать за Скотинина сироту Софью. Единственный родственник девушки Стародум давно уехал в Сибирь и не напоминал о себе. Разговор обнажает корыстную, злую личность Скотинина, которому нравится не Софья, а много свиней в ее деревнях.
Софья приносит письмо от внезапно появившегося Стародума. Простаковы не верят, что он жив, пытаются заговорить девушку тем, что на самом деле это письмо от поклонника. Когда Софья предлагает им сами прочитать, оказывается, что все неграмотные.
Входит Правдин, которому и поручают прочитать письмо. Присутствующие узнают, что Стародум сделал Софью наследницей 10 тысяч рублей. Теперь не только Скотинин хочет свататься к девушке, но и Простакова начинает льстить девушке, желая выдать ее за Митрофана. Пока женщины удаляются, забегает слуга и сообщает мужчинам, что мимо проходившие солдаты остановились в их деревне.
Действие 2
Милон и Правдин оказываются старыми друзьями. Правдин рассказывает, что приехал в деревню, чтобы поставить на место «презлую фурию» Простакову. Милон делится тем, что едет в Москву, чтобы встретиться с возлюбленной, которую давно не видел, так как после смерти ее родителей ее взяли на попечение дальние родственники.
По воле случая мимо проходит Софья. Возлюбленные рады друг другу. Софья рассказывает Милону, что Простакова хочет отдать ее замуж за своего глупого 16-летнего сына.
Тут же они встречают Скотинина, который переживает, что может уехать домой без жены и денег. Правдин и Милон подначивают его поссориться с сестрой, говоря, что она играет им как мячиком. Скотинин выходит из себя.
Мимо проходят Митрофан с Еремеевной. Няня пытается заставить юношу учиться, но он не хочет. Скотинин ссорятся с Митрофаном по поводу предстоящей женитьбы, так как оба не против взять в жены Софью. Однако Еремеевна и Правдин не дают им подраться. Скотинин злой уходит.
Появляются супруги Простаковы. Простакова льстит Милону и извиняется, что вовремя не вышла его встретить. Нахваливает Софью и рассказывает, как уже все устроила для ее дяди. Девушка с Простаковым уходят смотреть комнату. Им на смену приходят Кутейкин и Цыфиркин. Учителя рассказывают Правдину о себе, как учились грамоте и как попали в дом Простаковых.
Действие 3
Правдин, увидев из окна карету Стародума, вышел его встретить первым. Чиновник рассказывает о бесчинствах Простаковых по отношению к Соне. Стародум говорит, что нельзя действовать по первому порыву, так как опыт показал ему, что горячность не всегда хорошо, рассказывает Правдину о своей жизни, как увидел, что люди бывают разные.
Тут подходит Софья. Стародум узнает племянницу, они рады встрече. Дядя рассказывает, что бросил все и уехал, потому что иначе заработать денег, не «променивая их на совесть» он не мог.
В это время Простакова и Скотинин успели подраться. После того как их усмирил Милон, Простакова замечает Стародума и приказывает Еремеевне звать сына и мужа. Вся семья Простаковых и Скотинин с излишней радостью приветствуют Стародума, обнимают и всячески льстят. Митрофан повторяет за матерью, что Стародум его второй отец. Это его очень удивляет дядю Софьи.
Стародум говорит, что забирает девушку в Москву отдать замуж. Софья, не зная, что дядя выбрал ей в мужья Милона, все же соглашается с его волей. Простакова и Скотинин пытаются его переубедить. Женщина рассказывает, что в их роду учеба была не в почете, но Митрофан якобы из-за книги не встает и усердно учится. Правдин прерывает женщину, говоря что гость устал с дороги и все расходятся.
Остаются Цыфиркин и Кутейкин, которые жалуются друг другу, что Митрофан не может три года обучиться арифметике и четыре грамоте. Они винят в том немца Вральмана, который мешает учению и оба не против побить горе-ученика, лишь бы тот начал что-то делать.
Входит Митрофан и Простакова. Женщина уговаривает сына поучиться хотя бы для вида. Цифиркин задает две задачи, однако в обеих случаях, до того как Митрофан посчитает, Простакова решает их, основываясь на своем личном опыте: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке». Только Кутейкин начинает обучать юношу грамоте, как появляется Вральман и говорит, что Митрофану не нужно учиться грамоте и вообще лучше водить дружбу со «своими», неграмотными, в чем его поддерживает Простакова. Вральман оговаривается, что видел свет, сидя на извозчичьих козлах, но вовремя спохватывается и женщина не замечает, что он ей врет.
Простакова и Митрофан уходят. Учителя ссорятся. Цыфиркин и Кутейкин хотят побить Вральмана, но он убегает.
Действие 4
Стародум и Софья беседуют о добродетели, о том как люди сходят с праведной дороги. Дядя объясняет племяннице, что знатность и богатство должны исчисляться не по делам для собственной выгоды, а по делам для отечества и других людей. Мужчина объясняет, что должность должна соответствовать делам, а не одному названию. Говорит и о семейной жизни, что муж и жена должны понимать друг друга, поддерживать, что не важно происхождение супругов, если они любят друг друга но любовь эта должна быть дружеской.
Тут Стародуму приносят письмо из которого он узнает, что молодой человек, за которого он собирался выдать Софью – это Милон. Стародум, беседуя с Милоном, узнает, что он – человек с высокими понятиями о долге и чести. Дядя благословляет племянницу и юношу.
Скотинин отрывает их от беседы, пытаясь показать себя в выгодном свете, но только смешит своей нелепостью. Приходят Правдин, Простакова и Митрофан. Женщина снова хвалит грамотность своего сына. Правдин решает проверить. Митрофан не дает ни одного верного ответа, при этом мать всячески пытается оправдать его глупость.
Простакова и Скотинин продолжают расспрашивать Стародума, кого он выберет для своей племянницы, на что получают ответ, что у нее уже есть жених и они завтра с утра уезжают. Скотинин и Митрофан с Простаковой отдельно планируют перехватить девушку на выезде.
Действие 5
Правдин и Стародум обсуждают то, что скоро все узнают, что без правды и благонравия нельзя достичь чего-то стоящего, что залог благосостояния государства – достойные, честные образованные, воспитанные люди.
Они прерываются, услышав шум. Как оказывается, Еремеевна хотела по приказу Простаковой увезти силой Софью, но Милон ей помешал. Правдин говорит, что это незаконное действие. Он указывает, что дядя и жених девушки могут обвинить Простаковых в злодеянии и требовать немедленного наказания. Женщина пытается выпросить прощение у Софьи, та ее прощает. Простакова, только ее освобождают от вины, собирается наказать слуг, которые не дали злодеянию совершиться и упустили девушку. Однако Правдин ее останавливает – зачитывает пришедшую от правительства бумагу, что с этого момент дом и деревни Простаковых переходят под его опеку. Простакова возмущается и просит хотя бы три дня, но Правдин отказывает. Тогда женщина вспоминает о долгах учителям и Правдин соглашается сам рассчитаться с ними.
Приходят Вральман, Кутейкин и Цыфиркин. Обнаруживается обман Вральмана – что он на самом деле отставной конюх Стародума, а не немецкий учитель и знаток высшего света. Вральман соглашается снова пойти на службу к Стародуму. Цыфиркин не хочет брать лишних денег у Простаковой, так как за все время не смог ничему обучить Митрофана. Правдин, Стародум и Милон награждают Цыфиркина за честность. Кутейкин же не против даже за безрезультатную науку получить деньги, но остается ни с чем.
Стародум, Милон и Софья собираются уезжать. Митрофан говорит, чтобы мать отвязалась от него, отец упрекает его в этом. Правдин предлагает юноше пойти служить и тот соглашается. Простакова в отчаянье, так как потеряла все. Стародум подытоживает произошедшее: «Вот злонравия достойные плоды!».
Заключение
Комедия «Недоросль» Фонвизина – знаковое произведение 18 века, обнажившее острые вопросы того времени. В пьесе противопоставляются образованность, воспитанность, высокие моральные принципы с глупостью, невежеством, злостью и своенравием. Тонкий юмор писателя, его понимание глобальных человеческих проблем позволяет и сегодня зачитываться классической комедией. Советуем не только прочитать пересказ «Недоросля» по действиям, но и оценить произведение полностью.
Каковы отношения между людьми в этом доме как характеризуются?
какого отношение госпожи Простаковой к её брату Скотинину?
↑ 6. Значение образа
Образ деспотичной помещицы не был типичным для русского общества, в котором традиционно господствовали мужчины. Возможно, тем самым Фонвизин хотел смягчить острый смысл комедии и ее антикрепостническую направленность.
Госпожа Простакова фактически заменяет своего мужа и утрачивает все (кроме материнской любви) женские черты. Действует она всегда по-мужски: решительно и жестко.
В целом образ Простаковой символизирует все невежество и «тиранство» провинциального дворянства, которое чувствовало себя настоящими царями в своих небольших имениях.
Cемья Простаковых в комедии «Недоросль»: характеристика, описание в цитатах
Семья Простаковых — это группа центральных персонажей комедии «Недоросль» Фонвизина. Все действие пьесы происходит именно в доме Простаковых.
Ниже представлена характеристика семьи Простаковых в комедии «Недоросль», описание членов семейства.
Смотрите:
— Краткое содержание комедии— Все материалы по комедии «Недоросль»
Члены семьи Простаковых
Семья Простаковых состоит из следующих персонажей:
Также членом семьи Простаковых можно считать Тараса Скотинина — брата госпожи Простаковой.
В доме Простаковых также живут следующие герои:
Характеристика семьи Простаковых в комедии «Недоросль»: описание в цитатах
Характеристика семьи Простаковых представляет собой общее описание трех персонажей — госпожи Простаковой, ее мужа и сына.
Главой этой нехорошей семьи является злая и жестокая помещица, госпожа Простакова:
«. Все сама управляюсь, батюшка. С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю. «
«. Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома. «
«. положить скоро границы злобе жены и глупости мужа. «
«. От таких-то животных пришел я свободить. » (Стародум приехал освободить Софью)
«. Чтоб избавиться от их грубости, чтоб иметь некоторую свободу, принуждена была я скрыть мое чувство. «
«. то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка. «
«. Может быть, она теперь в руках каких-нибудь корыстолюбцев, которые, пользуясь сиротством ее, содержат ее в тиранстве. «
«. Я уведомил уже о всех здешних варварствах нашего начальника и не сумневаюсь, что унять их возьмутся меры. «
«. Что за бесовщина! С самого утра толку не добьешься. Здесь каждое утро процветет и погибнет. «
«. таких дворян, которых благородство, можно сказать, погребено с их предками. «
«. невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям. «
«. Я сам видал здесь беглый огонь в сутки сряду часа по три. » (*беглый огонь — интенсивный обстрел)
«. Живучи со здешними господами, казалось мне, что все с лошадками. » («. Шиучи с стешним хоспотам, касалось мне, што я фсе с лошатками. «)
Описание членов семьи Простаковых
— глава семьи, женщина с «адским» характером, злая и жестокая. Она безжалостна к своим крепостным, которых постоянно оскорбляет и бьет.
это настоящий «простачок», безвольный и глупый мужчина. Он слепо верит своей жене и очень ее боится. Он терпит оскорбления и побои от жены. Простаков — безразличный и молчаливый соратник своей супруги.
Митрофанушка
Простаков
— единственный сын Простаковых, 15-летний подросток. Митрофан — избалованный, грубый, ленивый, невоспитанный и необразованный человек. Митрофанушка перенял от своей матери ее худшие качества.
Это была характеристика семьи Простаковых в комедии «Недоросль» Фонвизина: краткое описание членов семьи.
↑ 3. Отношение к мужу и сыну
Простакова презирает своего мужа и нисколько не считается с его мнением. По сути, он является для нее таким же крепостным человеком Госпожа Простакова воспитывает Митрофанушку по собственной «системе». Она действительно искренно любит безмозглого «недоросля» и позволяет ему абсолютно все. Простакова сама не понимает, что ее безграничная любовь губит мальчика, характер которого будет очень трудно изменить. Обучение Митрофанушки напоминает фарс. Он не может освоить самых элементарных знаний. Главная причина заключается в самой госпоже Простаковой. Неграмотная женщина наняла «учителей» по необходимости. Никакой пользы в них она не видит и говорит «бедному ребенку»: «Коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань».
Цитаты Простаковой из комедии Недоросль (30 цитат)
«Недоросль» — комедия Дениса Ивановича Фонвизина. Слово «недоросль» в XVIII веке означало молодого дворянина, не получившего письменного удостоверения о выучке от учителя. Недорослей не принимали на службу, им не давали т. н. венечных памятей — документов, разрешающих вступление в брак. Героями комедии являются представители разных социальных слоёв XVIII столетия в России: государственные мужи, дворяне, крепостники, слуги, самозваные модные учителя. Мы подготовили для вас цитаты Простаковой из комедии Недоросль.
Своё дитя хвалить дурно, а куда не бессчастна будет та, которую приведёт бог быть его женою.
Я холопям потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи…
Да ныне век другой, батюшка!
С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка.
Мой Митрофанушка из-за книги не встаёт по суткам. Материно моё сердце. Иное жаль, жаль, да подумаешь: зато будет и детина хоть куда.
Всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда.
Без наук люди живут и жили.
Одна моя забота, одна моя отрада — Митрофанушка. Мой век проходит. Его готовлю в люди.
А я люблю, чтоб и чужие меня слушали..
Вот каким муженьком наградил меня господь: не смыслит сам разобрать, что широко, что узко.
Век живи, век учись, друг мой сердешный! Такое дело.
Так верь же и тому, что я холопям потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи…
Я живу здесь уже три дни. Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию.
Род Скотининых великий и старинный. Пращура нашего ни в какой герольдии не отыщешь…
…вдруг из грубой и бранчивой.
А ты, скот, подойди поближе.
…оттого-то у нас в доме все и избаловано.
Подобное бесчеловечие вижу и в здешнем доме…
Ласкаюсь, однако, положить скоро границы злобе жены и глупости мужа.
Вот злонравия достойные плоды!
Услышав, что дядюшка мой делает меня наследницею, вдруг из грубой и бранчивой сделалась ласковою до самой низкости.
Ты хоть для виду поучись…
— Врет он, друг мой сердечный. Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке.
— Не трудись по-пустому, друг мой! Гроша не прибавлю; да и не за что. Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Денег нет — что считать? Деньги есть — сочтем и без Пафнутьича хорошохонько.
Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире…. Скажи, болван, чем ты оправдаешься?
…пока Митрофанушка еще в недорослях, пота его и понежить; а там лет через десяток, как войдет, избави Боже, в службу, всего натерпится.
…За сына вступлюсь. Не спущу отцу родному.
…урод мой вас прозевал. Отроду никого угостить не смыслит. Уж так рохлею родился.
Скотинин и другие герои пьесы
В комедии «Недоросль» раскрываются актуальные проблемы, с которыми сталкивались помещики и дворяне в XVIII веке. Ее автор противопоставляет образованность, воспитанность и высокие моральные принципы таким качествам, как лень, глупость и невежество. Юмор и глубокое понимание писателем человеческих проблем позволяют и в наши дни зачитываться этим произведением. Основные персонажи пьесы:
Дополнительно Фонвизин вводит второстепенных героев. Среди них — муж госпожи Простаковой, пустой и безвольный человек, находящийся под каблуком у супруги, а также портной Тришка, который прислуживает Простакову. Присутствуют учителя Митрофана (семинарист Кутейкин, немец Вральман, отставной сержант Цыфиркин) и его нянюшка Еремеевна.
Сочинение 2
Фонвизин написал чудесное произведение и назвал его «Недоросль». По названию комедии можно легко определить, о чем будет рассказываться в комедии. В произведении поднимается тема воспитания и образования. Все события оборачиваются вокруг Митрофанушки.
Родители Митрофана гордятся своей необразованностью. По их мнению, что бы быть богатым не обязательно хорошо учится и много знать. Они не развиты разносторонне и не всегда могут поддержать разговор с умным человеком. Своего сына родители пытаются обучить элементарным знаниям. Они хотят, что бы он умел читать и считать. Маманя, по всей видимости, не умела читать, но мастерски это скрывала.
Митрофанушке постоянно нанимают учителей, но он не желает учиться. Учеба у него не вызывает ни какого интереса. Учителя которые приходят в семью очень интересные персонажи. Бывший военный преподает мальчику арифметику. Кучер Вральман прекрасно выдает себя за учителя немецкого языка. Все преподаватели далеко не компетентные люди. Они сами не владеют знаниями, поэтому научить Митрофанушку они не могут.
Богатый дядя Стародуб считает, что не нужно учиться и забивать лишними мыслями голову. Он одобряет духовное развитие. Для Стародуба главное доброта и отвага в человек.
Митрофанушке попались неказистые педагоги. Они не могут научить этого лентяя, потому что сами не владеют знаниями. Воспитанием парня так же никто не занимается. Ему все позволено. Парень не видит перед собой достойного примера для подражания. В его семье принято смеяться над добрыми людьми. Митрофанушка страшный грубиян и хам. Он часто обманывает. Родители такое поведение сына поощряют и не делают ему замечаний. Парень за свою жизнь научился подлизываться. Он агрессивно ведет себя в обществе, никого не слушает и не воспринимает советов. В конце комедии мама разочаровалась в Митрофанушке. Родители сами виноваты в плохом поведении сына. Они его баловали и все позволяли.
Тема воспитания ярко описана Фонвизиным в своей комедии. Он показывает нам, то насколько примитивно высшее общество. Они не хотят заниматься саморазвитием, и учится чему то новому. Их интересуют только деньги. Родители не занимались воспитанием своего Митрофанушки. Мама и папа все позволяли сыну. Из-за такого воспитания Митрофанушка вырос подлым, наглым и непорядочным человеком. Читая комедию «Недоросль» можно понять насколько важно хорошее образование и воспитание для становления личности человека.
Краткое содержание комедии
Текст пьесы описывает жизнь помещичьей семьи Простаковых. Действие начинается с того, что хозяйка дома недовольна тем, как сшили кафтан ее сыну. Он оказался узким для юноши. Портной Тришка оправдывается, как может, ведь он предупреждал о своем неумении шить. Господин Простаков соглашается с женой, а Скотинин уверяет, что кафтан сшит хорошо. Тем не менее Тришку выгоняют.
После Скотинин обсуждает с четой Простаковых идею отдать за него сироту Софью, дядя которой Стародум очень давно уехал в сибирские края и не дает о себе знать. Разговор обнажает алчную натуру Тараса, которого очень интересуют свиньи в деревнях Софьи. Однако девушка приносит письмо от дяди, которое разрушает все стратегические планы.
Простаковы не верят ей и утверждают, что послание написано старинным поклонником Софьи. Тогда девушка предлагает им самостоятельно прочесть текст. Выясняется, что все неграмотны. Письмо дают прочесть Правдину. Из него присутствующие узнают, что дядя оставил девушке 10 тысяч рублей. И вот уже барыне приходит в голову женить сына на Софье. Из вечной фурии по отношению к девушке она становится ласковой и приветливой.
В деревне останавливаются солдаты, среди которых Софья узнает своего возлюбленного Милона. Она уже знает о намерении Простаковой сосватать за нее недоросля и делится своими переживаниями с офицером. Замужество в этой ситуации — худшее, что может случиться с Софьей. Милон это понимает. Они встречают Скотинина, который волнуется, что может остаться без жены и денег. Милон вместе с Правдиным подначивают его поссориться с сестрой, утверждают, что она им манипулирует.
Мимо идут Митрофан с няней, которая безуспешно пытается заставить юношу учиться. Скотинин и Митрофан ссорятся из-за Софьи, однако вмешательство Правдина и Еремеевны удерживает их от драки.
Вскоре приезжает сам Стародум, которого Правдин ставит в известность о произволе Простаковых в отношении Софьи. Дядя решает не рубить сплеча: он много повидал в жизни и хочет разобраться в ситуации. Стародуб радостно встречает Софью и объясняет свой отъезд тем, что здесь он не мог бы «честно заработать денег, не променяв их на совесть».
В то же время Скотинин и госпожа Простакова все же сумели подраться. Милон усмирил их, а затем вся семья, включая Митрофана, приветствовала дядю Софьи. Стародума удивил тот факт, что Митрофан назвал его «вторым отцом». Он сказал, что забирает племянницу в Москву и уже нашел ей жениха, скрыв при этом, что это Милон. Простаковы пытаются его переубедить, намекая на Митрофана и всячески расхваливая его. Они говорят, что юноша усердно учится и не отрывается от книг. Стародум не хочет это слушать.
Вскоре после этого учителя Митрофана Цыфиркин и Кутейкин жалуются друг другу, что юноша не может несколько лет освоить грамоту и арифметику. Они винят в этом Вральмана и хотят побить горе-ученика, чтобы он хоть что-то начал делать. Мать уговаривает Митрофана поучиться для вида. Цыфиркин задает задачи, которые Простакова прерывает фразами: «Нашел деньги, не делись, забери себе. Не учись ты этой дурацкой науке».
Лишь юношу начинает обучать грамоте Кутейкин, приходит Вральман. Он утверждает, что барину необязательно учиться грамоте, а дружить стоит со «своими», такими же неграмотными. Простакова его поддерживает.
Стародум объясняет Софье понятия честности, преданности, неподкупности. Он говорит, что ее достоин только человек, который обладает подобными качествами, и раскрывает имя жениха — Милон. Их отрывает от беседы Скотинин, который всячески расхваливает себя. Приходят Простакова с сыном и Правдин. Барыня превозносит «умного» Митрофана, однако юноша не может дать ни один ответ на простые вопросы Стародума. Простакова оправдывает сына.
Стародум говорит, что наутро забирает племянницу и уезжает насовсем. Тайну того, кто жених Софьи, он не раскрывает. Трио Скотинин, Простакова и ее сын планируют перехватить девушку на выезде. После выясняется, что Простакова велела няне похитить Софью, но помешал Милон. Правдин указывает, что это незаконно, и говорит о возможном наказании. Простакова вымаливает прощение Софьи.
Позже Правдин зачитывает документ, согласно которому дом и деревня переходят под его опеку. Барыня просит три дня на сборы, но Правдин ей отказывает. Тогда она вспоминает, что задолжала учителям. Однако чиновник желает рассчитаться с ними из своего кармана. Тут и выясняется, что Вральман — бывший конюх Скотинина, а не учитель немецкого и знаток высшего общества.
Цыфиркин не желает брать лишних денег, поскольку за все годы не сумел научить Митрофана ничему. Его вознаграждают за честность. Кутейкин же остается ни с чем. Стародум с племянницей и его женихом собираются уезжать. Милон грубит матери и говорит, чтобы она от него отстала, за что получает нарекание от отца. Милон предлагает юноше пойти на военную службу, тот соглашается. Горю Простаковой нет меры — она потеряла все.
Подытожил пьесу Стародуб: «Вот злонравия достойные плоды». Действительно, каждому воздалось по заслугам. В итоге:
История персонажа
Герой комедийной пьесы «Недоросль» авторства Дениса Фонвизина. «Расхлябанный юноша», сын господ Простаковых. «Недорослем» во времена Фонвизина назывался молодой человек дворянского сословия, который не имел письменного удостоверения об образовании, выданного учителем. Такой юноша не мог ни вступить в брак, ни поступить на службу.
Перед тем, как начать работать над «Недорослем», Фонвизин полтора года провел во Франции, где близко познакомился с жизнью этой страны, изучил передовые доктрины просветителей, юриспруденцию и философию.
Идея пьесы пришла к литератору после возвращения в Россию, которое состоялось в 1778 году. Работу над пьесой Фонвизин закончил в 1782 году, потратив на это около трех лет.
Образ в произведении
Хоть Скотинин относится к второстепенным персонажам, его роль в развитии сюжета значительна. В начале комедии он полностью уверен, что сговор и свадьба состоятся. Деньги Софьи Тарас мечтает потратить на свой заветный идеал — свиней. Ему хочется скупать их всех, объединять и держать у себя. Скотинин ставит их выше будущей жены. Он считает, что раз для свиней всей России у него найдется место, то и для Софьи — тоже.
Когда открылось известие о наследстве, у Скотинина появляется соперник — собственный племянник. Не оставляя темы жениться, Тарас решает действовать напрямую — просит руку девушки у Стародума, но получает отказ. Однако жажда денег застилает глаза. Скотинин ссорится с сестрой, дерется с племянником. Персонаж ведет себя надменно, считает, что осчастливит Софью, взяв ее в жены.
Печально, что сатирический портрет Тараса — не выдумка. На протяжении столетий проявляют существование люди, в которых свинство заложено в генах. Они действуют исключительно в своих интересах и считают, что все им обязаны, при этом винят окружающих, считают их глупцами и невеждами. Объяснение подобного поведения можно искать в наглости, бесцеремонности и себялюбии.
На примере Скотинина автор показывает, каким может стать человек без образования и достойного воспитания. Он многократно подчеркивает, что дело не только в Скотинине. Таких, как он, тысячи дворян, которые поведением и поступками недостойны своего звания. Собственное благополучие и удовлетворение потребностей волнуют их гораздо больше, чем судьба близких, подчиненных и Отечества. С помощью своего героя Фонвизин высмеивает таких людей и призывает читателей акцентировать внимание на образовании детей, воспитании в них доброты и нравственности.
Личность
При анализе данной пьесы следует обратить особенное внимание на ту роль, которую играет в развитии сюжета Простаков. Характеристика этого героя позволит учащимся понять тот образ жизни, который вела эта дворянская семья. Школьникам необходимо указать на говорящую фамилию персонажа, которая с самого начала дает читателям подсказку, чего нужно ждать от этого человека.
И действительно, Простаков по натуре очень простодушен, он почти ни о чем никогда не задумывается, позволяя своей жене вести хозяйство и заниматься воспитанием сына. Он робок и даже забит: всякий может ему нахамить, например, его жена часто ему грубит и не стесняется в выражениях, позволяя себе довольно резкие, презрительные и насмешливые замечания насчет мужа.
Описание брата Простаковой
Тарас — брат главной героини сочинения Фонвизина, госпожи Простаковой. Вместе они росли в семье, где было 18 детей, однако все, кроме брата и сестры, погибли по недосмотру. У старших не было желания давать ребятам образование. Они считали чтение книг и учебу бесполезным занятием. О матери героя мало что известно. Отец же сумел разбогатеть, но отличался невероятной жадностью и умер на сундуке с золотом.
Скотинин как типичный представитель помещичьего сословия — отрицательный персонаж, который вызывает негативный отклик в душе читателей. Он является упрямым и глупым человеком, любит похвалить себя и не скрывает, что идеи, которые приходят ему в голову, «ничем не выбьешь». О персонаже можно сказать следующее:
Тарас признается в том, что никогда не думает. За всю жизнь он не открыл ни одной книги, зато обожает возиться со свиньями. Они в его владениях живут куда лучше, чем простые крестьяне. По мнению Стародума, у Тараса есть ум, хоть и небольшой. Однако глупость и невежество родом из детства не позволяют ему меняться, развиваться, постигать новое.
Характеристика Скотинина из комедии «Недоросль» позволяет утверждать, что персонаж собрал в себе много человеческих недостатков, свойственных помещикам своего времени. Это грубость, циничность, деспотизм, невежество, высокомерие.
Характеристика героя
(Иллюстрация к комедии. Художник Т.Н. Кастерина, 1981)
Наш главный герой – избалованный маменькин сынок, который ведет себя так, как ему заблагорассудится. Однако безраздельная любовь матушки превратила его не только в эгоиста, но и в умелого манипулятора. Отца он и вовсе не признает и ни во что не ставит, потому что тот его прихотям не потакает. Родного дядю Митрофан не любит и всячески хамит.
Простаков на протяжении действия пьесы наслаждается домашним уютом и бездельем, вместо того, чтобы нести службу. Ничто его не заботит, ну разве что вкусная и обильная пища да веселье.
Митрофанушка не имеет ни жизненных целей, ни высоких стремлений. Нет у него и желания к учебе, которой он «отдал» целых четыре года, но ни грамоте, ни арифметике так и не смог обучиться. Оно и понятно, ведь не жил Простаков никогда своим умом, а заботливая мать не хотела «томить дите учебой», наняв учителей лишь потому, что так было принято в семьях дворян.
Любопытно, что Митрофану свойственна и некая самокритичность: он отдает себе отчет в том, что ленив и глуп. Однако этот факт его совершенно не огорчает.
Жестокость по отношению к своим учителям и слугам была для него нормой поведения, ведь он был самовлюблен и заносчив, равно, как и госпожа Простакова, которая тоже не считалась ни с чьим мнением, кроме своего собственного. Няня молодого человека – Еремеевна, немало от него натерпелась. Митрофан постоянно жаловался матери на бедную женщину и ей перестали платить жалованье.
Весь сюжет строится вокруг плана внезапной женитьбы Митрофанушки на бедной сиротке Софье, которая (вдруг!) оказывается богатой наследницей. Следуя материным указаниям, герой в итоге ее предает: «Да отвяжись ты, матушка, как навязалась”.
↑ 4. Отношение к Софье
Госпожа Простакова мечтает завладеть всем и без того незначительным имуществом Софьи. С этой целью она забрала девушку в свою деревню и собирается выдать ее замуж за своего брата — Скотинина.
Известие о «воскресшем из мертвых» дядюшке и богатом наследстве Софьи приводит к новому плану. По мнению Простаковой, лучшим женихом для наследницы десяти тысяч может быть только ее любимый Митрофанушка.
Простакова готова на все, лишь бы женить своего «недоросля» на Софье. Ей наплевать на чувства и желания самой девушки. Узнав о намерениях Стародума, она собирается в тайне обвенчать Софью с Митрофанушкой. Попытка похищения, к счастью, срывается.
В чём сила образа Митрофана
Сила образа Митрофана как раз в его отрицательной роли. Автор показывает, что невежество, лень и жестокость не могут сделать человеком. Такие, как Митрофан – неинтересны, бесполезны для общества и даже для собственной семьи. Они вырастают не приспособленными к жизни, безответственными, эгоистичными. Образ Митрофана заставляет задуматься – хочется ли быть на него похожим и как в таком амплуа потом жить дальше, самостоятельно, без родителей.
В те времена «недоросль» имело прямое значение, сейчас это стало насмешкой, которая прочно вошла в обиход. Такие люди появляются вследствие неправильного воспитания. Чтобы не стать «недорослем» во всех возможных значениях, нужно с детства учиться и развивать свой духовный мир.
Характеристика Митрофана из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Оцените пожалуйста этот пост
Значение фамилии Тараса
Говорящая фамилия персонажа, как и других героев пьесы, отображает черты его характера. С одной стороны, она подчеркивает страсть к свиньям, с другой — характеризует его как грубого, невежественного человека. Значение фамилии Скотинин подчеркивает его любовь быть среди скота. Свиньи ему милее людей, которых он ни во что ни ставит и всячески пытается унизить. Это отдушина Тараса, он обходится с животными гораздо лучше, чем с людьми. Фамилия же отражает жизненное кредо персонажа — цинизм и подлость.
От Скотинина нет жизни ни своим, ни соседним крестьянам. Его деятельность смущает даже сестру, которая высказывает, что свиньи ему важнее, чем жена, а скотина во дворе живет лучше работников. Тарас не отрицает этого, продолжает бить и обдирать людей до нитки.