О чем эти стихотворения есть ли в них аллегорический подтекст

О чем эти стихотворения есть ли в них аллегорический подтекст

АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ
(1820 – 1892)

Уроки литературы в 10 классе[1]

УРОК 67*
«Здесь духа мощного господство. » [3]

Сопоставительный анализ стихов Тютчева и Фета.
Особенности их поэтического стиля.
Домашнее сочинение по лирике поэтов.

Урок можно посвятить практической работе по сопоставительному анализу стихов Тютчева и Фета, выявлению общности и различий в их поэтической манере, подготовке к домашнему сочинению по лирике поэтов.

1. Сопоставьте ключевые образы первой и второй строф стихотворения. Как композиция текста помогает понять его смысл?

2. Какие приметы в природе говорят о приближающейся весне? Почему поэту, говоря о душе, важно сравнить ее именно с весенней природой?

3. Какие два мира изображены в стихотворении? Как они взаимосвязаны?

4. Какой символический смысл приобретают во второй строфе слова «сон», «спала» и выражения «тают глыбы снега», «блестит лазурь»?

5. Какой смысл придают второй строфе многочисленные вопросительные интонации?

6. Докажите, что Тютчев — мастер тонких звуковых и цветовых образов.

7. Чем, по Тютчеву, сходны пробуждение природы весной и пробуждение души от женской любви? Как драматизм восприятия мира преодолевается в стихотворении надеждой на весеннее возрождение природы и души?

8. Как в стихотворении проявился философский характер поэзии Тютчева?

1. Какие чувства вызывает у поэта приближение весны? Докажите, что доминирующее чувство в стихотворении — напряжение.

2. Как помогает понять смысл стихотворения его композиция?

3. Почему поэту радостна «возрожденья весть живая»?

4. Какие изобразительно-выразительные средства языка являются в этом стихотворении ключевыми?

5. Как в этом стихотворении отразились черты импрессионизма поэтики Фета, его недосказанность, незавершенность поэтических образов?

6. Докажите, что стихотворение одновременно обладает строгой художественной структурой, внутренним равновесием и ощущением эскизности, нарочитой оборванности.

7. В чем динамичность и музыкальность художественных образов в стихотворении?

8. Как вписывается это стихотворение в фетовскую концепцию красоты и гармонии мира?

Вопросы и задания
для сопоставительного анализа

1. О чем эти стихотворения? Есть ли в них аллегорический подтекст?

2. Какие образы в стихотворениях можно считать образами-символами?

3. Как в каждом из стихотворений отразилась поэтическая концепция мира Тютчева и мира Фета?

4. Выявите особенности художественной формы каждого стихотворения. Какой поэтический смысл можно при этом заметить?

5. Сопоставьте лексику, синтаксис, поэтические интонации стихотворений. Сделайте выводы о сходстве и различии чувств и образов в этих стихотворениях.

6. Сделайте выводы об основных особенностях поэтического стиля Тютчева и Фета, проявившихся в этих стихотворениях.

В результате этой работы
у учащихся должно сложиться четкое представление об особенностях поэтического стиля Тютчева и Фета.

В конце урока учитель вместе с классом составляет обобщающую таблицу, которая записывается в тетрадях.

1. Источник: Литература. 10 класс. Поурочные разработки. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, обозначенные звездочкой, проводятся только при обучении на профильном уровне. (вернуться)

3. Фет А. А. На книжке стихотворений Тютчева // А. А. Фет. Стихотворения. — М., 1979. — С. 231. (вернуться)

Источник

Сравнение поэзии А. Фета и Ф. Тютчева. (Литература XIX века)

Особенное место в своих поэтических работах писатели отводят описанию красоты природы и осмыслению ценности взаимоотношений, взаимопроникновения природы и человека. В понимании поэтов-романтиков натура является мерилом прекрасного, центром гармонии мира, отражением внутреннего состояния человека.

Тематика весны как переходного этапа, периода обновления становится объединяющей для стихотворений «Еще земли печален вид. » (Ф. Тютчев) и «Еще весны душистой нега. » (А. Фет). Данные работы связаны поэтической идеей весны как момента возрождения природы и пробуждения человеческой души. Основной задачей для поэтов становится осмысление связи мира натуры и человека, при этом движение их мысли постепенно переходит от живой и одухотворенной пейзажной зарисовки к сфере эмоций.

В стихотворениях сохраняется постепенное движение от пейзажной зарисовки к миру личных чувств, однако при этом композиция работ отличается. Первая строфа в стихотворении Ф. Тютчева посвящена описанию одухотворенной весенней природы, во второй же строфе происходит философское развитие темы, раскрываются ощущения человека и подводится итог скрытому размышлению о единстве природы и духовного мира. Поэтическую работу А. Фета аналогично можно разделить на две части, противостоящие друг другу, на что указывает союз «но» в первой строке третьей строфы: яркое описание предвесенней природы открывается в первой части, а затем впервые вводится человек и его чувства, однако они становятся очередной деталью весеннего пейзажа, духовный мир человека оказывается неотделим от представленной картины природы, несамостоятелен; во второй части стихотворения преодолевается драматизм и едва заметная тревожность первой части с помощью чувства гармонии мира.

Стихотворения Ф. Тютчева и А. Фета также значительно отличаются на лексическом и синтаксическом уровнях. Ф. Тютчев использует слова высокого стиля и сложные фразовые обороты: «стебль», «лазурь», «редеющий сон», «золотит мечты», что делает стихотворение более возвышенным и одухотворенным, в то время как А. Фет с целью конкретизации и упрощения описания перемежает слова высокого стиля («весть», «снизойти») и бытовую лексику («телега», «румянец»). В первой строфе стихотворения Ф. Тютчева преобладают конкретные существительные, создающие реальный визуализированный образ, однако во второй строфе их сменяют отвлеченные существительные, привлеченные для более чувственного описания жизни человеческой души. На протяжении всего стихотворения А. Фет обращается исключительно к конкретным существительным, дающим детальное и отрывистое, импрессионистичное описание природы. При этом различается основа изображения многоплановой картины природы в работах поэтов: Ф. Тютчев уделяет большое внимание звукам весны («дышит», «стебль колышет», «елей ветви шевелит»), а А. Фет создает яркий, пятнистный пейзаж с помощью введения цветов («краснеет липа», «чуть желтеет», «в смородинном кусте»). Философскую направленность и глубокую задумчивость поэтической работы Ф. Тютчева подчеркивают фигуры умолчания и риторические вопросы, осложненные предложения. Недоговоренность и вопрошающий характер утверждений оставляют читателю возможность составить личное впечатление от наступающей весны, поделиться собственными размышлениями. Стихотворение А. Фета не претендует на философичность и смысловую обобщенность, что отражается и в синтаксисе: предложения не осложнены однородными членами, однозначны, исключительно утвердительны.

Стихотворения звучат по-разному благодаря разной строфике и использованию пиррихиев, несмотря на то, что размер работ одинаков: четырехстопный ямб со сложной рифмовкой. Стихотворение Ф. Тютчева ощущается более размеренным, замедленным из-за почти полного отсутствия пиррихиев, а форма восьмистишия также способствует созданию ритма плавного размышления. У А. Фета многочисленные пиррихии ускоряют повествование, делают его легким, не позволяют запинаться и уделять внимание каким-то определенным строкам.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что при близости поэтической идеи и темы стихотворений, работы поэтов отражают их самобытную концепцию мира. У Ф. Тютчева пейзаж и внутренний мир человека взаимопроникающи, дополняют и поясняют друг друга как две равные беспредельности. Для А. Фета красота природы становится ведущей во всех проявлениях, а мир чувств человека походит на дополняющую, гармоничную, но далеко не главную деталь природы.

Источник

Литра Тютчев и Фет

Стихотворение «Ещё весны душистой нега…» относится к раннему периоду творчества А. Фета. Произведение Ф. Тютчева «Еще земли печален вид» тоже было написано поэтом в «первой половине» творческого пути. В центре обеих стихов мотив прихода весны и пробуждения человеческих чувств.

Ф. И. Тютчев в стихе «Еще земли печален вид» пишет о первых шагах весны, которые земля даже не заметила, поэтому и стоит опечаленная. За изменениями в природе наблюдает лирический герой. Он чувствует первых вестников теплой красавицы – свежий воздух и легкий ветерок, которые пытаются пробудить природу. Воздух колышет «мертвый в поле стебель» и ели. Лирический герой замечает, что природа еще спит, но, подобно человеку, улыбается сквозь сон. Улыбку вызывает едва слышная весна.

Во второй строфе лирический герой, а вместе с ним и автор обращается к своей душе. Та, как и природа, спала, но вдруг заволновалась. Даже «хозяин» души не может догадаться, кто целует и ласкает ее в мечтах, зато он чувствует, как в жилах играет кровь. Герой делает предположение, что «виновницей» душевных волнений является «женская любовь».

В стихотворении А. Фета «Еще весны душистой нега…» лирический герой замечает, что весна еще не успела своим дыханием согреть землю. Поэтому в оврагах еще полно снега, а телега звучно катится «на замороженном пути». Но приближение зеленой красавицы уже чувствуется в еле теплых солнечных лучах, желтизне березника. Герой видит журавлей и называет их «возрожденья вестью».

В отличие от произведения Ф. Тютчева, Фетовский стих не обращается к человеческому внутреннему миру. Тем не менее, можно догадаться, что чувствует человек, замечая, как отступает зима.

В стихотворении Ф. Тютчева главное художественное средство – олицетворение: «воздух уж весною дышит»; «еще природа не проснулась». При помощи этого средства природа еще больше приближается к человеку. Ф. Фет не оживляет природу, лишь придает ей художественную огранку, используя лаконичные метафоры и сравнения: «зарей гремит телега», «стоит красавица степная с румянцем сизым на щеках».

Стихотворения разные с точки зрения композиции. Стих Ф. Тютчева «Еще земли печален вид» состоит из двух строф по 8 строчек с разными видами рифм. Произведение А. Фета поделено на 3 строфы по пять строк также с разными видами рифм. Разделение на куплеты в обоих стихах соответствует содержанию и является дополнительным инструментом для донесения идеи.

Стих Ф. Тютчева привлекает внимание более выразительной и эмоциональной интонацией: автор использует вопросительные, оборванные предложения, усиливая философское звучание. Произведение А. Фета «Ещё весны душистой нега…» интонационно спокойное, что передает атмосферу перехода от зимы к осени.

Анализируемые стихотворения похожи по мотивам, но в центре шедевра Афанасия Фета – природные явления, а у Федора Тютчева – человеческая душа. Оба образцы показывают умение мастеров слова передавать обычное в изящной художественной форме.

Источник

Вопросы и задания к стихотворению Тютчева «Еще земли печален вид. »

1. Сопоставьте ключевые образы первой и второй строф стихотворения. Как композиция текста помогает понять его смысл?

2. Какие приметы в природе говорят о приближающейся весне? Почему поэту, говоря о душе, важно сравнить ее именно с весенней природой?

3. Какие два мира изображены в стихотворении? Как они взаимосвязаны?

4. Какой символический смысл приобретают во второй строфе слова «сон», «спала» и выражения «тают глыбы снега», «блестит лазурь»?

5. Какой смысл придают второй строфе многочисленные вопросительные интонации?

6. Докажите, что Тютчев — мастер тонких звуковых и цветовых образов.

7. Чем, по Тютчеву, сходны пробуждение природы весной и пробуждение души от женской любви? Как драматизм восприятия мира преодолевается в стихотворении надеждой на весеннее возрождение природы и души?

8. Как в стихотворении проявился философский характер поэзии Тютчева?

Вопросы и задания к стихотворению Фета «Еще весны душистой нега. »

1. Какие чувства вызывает у поэта приближение весны? Докажите, что доминирующее чувство в стихотворении — напряжение.

2. Как помогает понять смысл стихотворения его композиция?

3. Почему поэту радостна «возрожденья весть живая»?

4. Какие изобразительно-выразительные средства языка являются в этом стихотворении ключевыми?

5. Как в этом стихотворении отразились черты импрессионизма поэтики Фета, его недосказанность, незавершенность поэтических образов?

6. Докажите, что стихотворение одновременно обладает строгой художественной структурой, внутренним равновесием и ощущением эскизности, нарочитой оборванности.

7. В чем динамичность и музыкальность художественных образов в стихотворении?

8. Как вписывается это стихотворение в фетовскую концепцию красоты и гармонии мира?

Вопросы и задания для сопоставительного анализа

1. О чем эти стихотворения? Есть ли в них аллегорический подтекст?

2. Какие образы в стихотворениях можно считать образами-символами?

3. Как в каждом из стихотворений отразилась поэтическая концепция мира Тютчева и мира Фета?

4. Выявите особенности художественной формы каждого стихотворения. Какой поэтический смысл можно при этом заметить?

5. Сопоставьте лексику, синтаксис, поэтические интонации стихотворений. Сделайте выводы о сходстве и различии чувств и образов в этих стихотворениях.

6. Сделайте выводы об основных особенностях поэтического стиля Тютчева и Фета, проявившихся в этих стихотворениях.

В результате этой работы у учащихся должно сложиться четкое представление об особенностях поэтического стиля Тютчева и Фета. В конце урока учитель вместе с классом составляет обобщающую таблицу, которая записывается в тетрадях.

Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета

ТютчевФет
Философский характер лирики, мысль в которой всегда сливается с образом. Стремление поэта осмыслить жизнь Вселенной и место человека в ней, постичь тайны космоса и человеческого бытияТрагический характер лирики, доминирующее чувство — напряжение. Вместе с тем присущий поэзии Фета свет и оптимизм. Диалектика трагедии и радости, преодоление драматических ситуаций чувством гармонии мира
Жизнь, по Тютчеву, — это противоборство враждебных сил. Но драматизм восприятия действительности сочетается с неиссякаемой любовью ко всем ее проявлениям. Любовь — это почти всегда трагедия, ведущая к безнадежности и смерти, но именно любовь дает человеку величайший душевный взлет, ощущение счастьяЖизнь в стихах Фета — миг, закрепленный в вечности. Красота в его стихах — это преодоленное страдание, радость, добытая из боли. Любовь — это тоже проявление изначальной красоты и гармонии мира, которые помогают человеку подняться над обыденной жизнью, найти точку опоры для душевных порывов
Человеческое «я» по отношению к природе не капля в океане, а две равные беспредельности. Незримые движения человеческой души созвучны зримой диалектике природы. День и обычная жизнь — это покровы, скрывающие первозданный хаос мира, видимый ночью. Душа человека изначально — это тоже хаосИмпрессионистский характер изображения чувств, их фрагментарность и предельная образность. Вместе с тем строгая художественная структура стихов, их внутреннее равновесие сочетаются с ощущением эскизности, нарочитой оборванности
Образная система лирики сочетает предметные реалии внешнего мира и субъективные впечатления от этого мира, производимые на поэта. Мастерство в изображении гармонии предметных реалий мира внешнего и глубины мира внутреннегоНеожиданные и яркие краски, звуки, запахи мира создаются повышенной метафоричностью лирики, динамичностью и музыкальностью поэтических образов. Настроение преобладает над мыслью, а она «растворена» в музыке, которая тоже есть проявление красоты
Мастерство поэта в создании фонетических и живописных образов, сочетание звукописи с неожиданной палитрой красок, цветных образовМастерство в использовании параллелизмов, повторов, периодов, ритмических пауз, богатство и глубина поэтических интонаций, звуковой инструментовки

Урок 68. «. Это была натура прежде всего русская. поэзия Толстого есть действительно „русский глагол“»[64]

А. К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А. К. Толстого. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта. «Против течения», «Государь ты наш батюшка. ».

Десятиклассники уже встречались со стихами А. К. Толстого в основной школе. Им необходимо напомнить о сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители», который был воспитателем юного Толстого, прочитать стихи поэта разных жанров: «Где гнутся над омутом лозы. », «Край ты мой, родимый край. », «Вот уж снег последний в поле тает. », «Благовест», «Илья Муромец».

Дата добавления: 2018-09-20 ; просмотров: 2465 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Сравнительный анализ стихотворений Тютчева «Еще земли печален вид» и Фета «Еще весны душстой нега»

Литература

Два величайших поэта своей эпохи — Федор Иванович Тютчев и Афанасий Афанасьевич Фет. Вклад этих писателей в систему русского стихосложения неоценим. В творчестве их обоих можно встретить черты, присущие многим литературным деятелям того времени. Возможно, именно поэтому этих двух поэтов так часто сравнивают. Между тем, и у Тютчева, и у Фета есть особые, неповторимые детали и настроения, которые не встретишь в творчестве другого.

Среди сходств творчества двух поэтов можно отметить то, как описывается внутренний мир лирических героев. И Тютчев, и Фет, уделяют большее внимание глубочайшим душевным переживаниям человека, портреты их лирических героев очень психологичны.

Кроме психологизма оба поэта используют прием параллелизма: внутренний мир, настроение человека, его глубокие переживания и чувства часто находят отражение в природе. Описания самой природы у поэтов так же схожи. У них природа двупланова: у нее есть пейзажная и психологическая сторона.

Этим как раз и объясняется применение параллелизма: описание внешнего мира как бы переходит в описание эмоций лирического героя.

Еще одно сходство – мотивы любовной лирики. Тютчев и Фет пережили жуткую трагедию: потеряли любимого человека, и эта потеря отразилась в характере их любовной лирики.

Несмотря на такое большое количество описанных выше сходных черт лирики Фета и Тютчева, в их творчестве достаточно много различий.

Лирика Фета тяготеет более к описательной пейзажной тематике, в то время как стихотворения Тютчева обладают философским характером (хотя и у него достаточно пейзажных стихотворений).

Отношение к жизни в стихотворениях поэтов также разнится: Фет восторгается жизнью, а Тютчев воспринимает ее как бытие.

Поэты по-разному воспринимают природу и человека: для Тютчева природа – это огромный мир, перед лицом которого человек становится бессильным, а Фет воспринимает ее как живое существо, живущее в абсолютной гармонии с человеком.

Различна и «техническая» сторона стихотворений. Фет в большом количестве использует синтаксические средства выразительности, особенно часто у него встречается композиционный повтор. Тютчев же чаще применяет иносказательные тропы, в особенности метафору и ее разновидности.

Поэты жили в одной эпохе, на них влияло одно общество и даже некоторые факты биографии у них сходны, поэтому не стоит удивляться, что в их творчестве есть некоторые сходные мотивы. При этом Фет и Тютчев являются самостоятельными творческими личностями, способными творить нечто самобытное и уникальное, вкладывая в это частичку своей души.

Сравнительный анализ лирики Тютчева и Фета

Афанасий Афанасьевич Фет и Федор Иванович Тютчев были одними из выдающихся поэтов второй половины 19 века. Творчество их заметно отличается от остальных деятелей пера того времени.

Произведения обоих этих поэтов легки для восприятия. И Фет, и Тютчев воспевали природу, как никто другой не умел именно так это сделать. А мир природы был не отделим, в их восприятии, от душевного мира человека. Во многих стихотворениях затронуты вопросы философско-психологического характера. И, оба поэта так глубоко могли заглянуть в душу, или же всего в нескольких четверостишиях показать так много. Ниже представлены сравнительные анализы знаменитых стихотворений Фета и Тютчева.

Творчество А.А. Фета

Для того, чтобы провести ещё один сопоставительный анализ, следует обратиться к деятельности Афанасия Афанасьевича Фета. Новатор в поэзии, этот человек на сегодняшний день занимает среди классиков русской литературы особое место. Стихи Фета – это пример самой изысканной и тонкой лирики, сочетающей в себе очарование формы и глубину содержания. Главным для Афанасия Афанасьевича было выражение самых незначительных порывов души и эмоционального состояния, в связи с чем он постоянно обыгрывал форму, раскрепощая и изменяя её на разный манер для передачи через неё всех оттенков чувств. Природа Фета максимально очеловечивается, что достигается за счёт множественных олицетворений: перед читателем возникают «рыдающие» травы, «овдовевшая лазурь», проснувшийся «каждой веткой» лес.

О чем эти стихотворения есть ли в них аллегорический подтекст. Смотреть фото О чем эти стихотворения есть ли в них аллегорический подтекст. Смотреть картинку О чем эти стихотворения есть ли в них аллегорический подтекст. Картинка про О чем эти стихотворения есть ли в них аллегорический подтекст. Фото О чем эти стихотворения есть ли в них аллегорический подтекст

Любопытно, что одно из самых известных стихотворений А.А. Фета под названием «Шепот, робкое дыханье…» написано совершенно без использования глаголов, хотя, казалось бы, эта часть речи выступает ведущей в любом языке. Видимо, Фет решил проигнорировать или опровергнуть это утверждение и отверг действие. Путем использования одних лишь прилагательных и существительных он создал настоящий гимн природы и любви.

Лирика Тютчева и Фета

Два величайших поэта своей эпохи — Федор Иванович Тютчев и Афанасий Афанасьевич Фет. Вклад этих писателей в систему русского стихосложения неоценим. В творчестве их обоих можно встретить черты, присущие многим литературным деятелям того времени. Возможно, именно поэтому этих двух поэтов так часто сравнивают.

Между тем, и у Тютчева, и у Фета есть особые, неповторимые детали и настроения, которые не встретишь в творчестве другого. Среди сходств творчества двух поэтов можно отметить то, как описывается внутренний мир лирических героев. И Тютчев, и Фет, уделяют большее внимание глубочайшим душевным переживаниям человека, портреты их лирических героев очень психологичны.

Кроме психологизма оба поэта используют прием параллелизма: внутренний мир, настроение человека, его глубокие переживания и чувства часто находят отражение в природе. Описания самой природы у поэтов так же схожи. У них природа двупланова: у нее есть пейзажная и психологическая сторона. Этим как раз и объясняется применение параллелизма: описание внешнего мира как бы переходит в описание эмоций лирического героя. Еще одно сходство – мотивы любовной лирики.

Тютчев и Фет пережили жуткую трагедию: потеряли любимого человека, и эта потеря отразилась в характере их любовной лирики. Несмотря на такое большое количество описанных выше сходных черт лирики Фета и Тютчева, в их творчестве достаточно много различий. Лирика Фета тяготеет более к описательной пейзажной тематике, в то время как стихотворения Тютчева обладают философским характером (хотя и у него достаточно пейзажных стихотворений). Отношение к жизни в стихотворениях поэтов так же разнится: Фет восторгается жизнью, а Тютчев воспринимает ее как бытие.

Поэты по-разному воспринимают природу и человека: для Тютчева природа – это огромный мир, перед лицом которого человек становится бессильным, а Фет воспринимает ее как живое существо, живущее в абсолютной гармонии с человеком. Различна и «техническая» сторона стихотворений. Фет в большом количестве использует синтаксические средства выразительности, особенно часто у него встречается композиционный повтор.

Тютчев же чаще применяет иносказательные тропы, в особенности метафору и ее разновидности. Итак, несмотря на большое количество найденных сходств, нельзя упускать из виду и огромный пласт различий между лирикой Фета и Тютчева. Поэты жили в одной эпохе, на них влияло одно общество и даже некоторые факты биографии у них сходны, поэтому не стоит удивляться, что в их творчестве есть некоторые сходные мотивы. Но при этом Фет и Тютчев являются самостоятельными творческими личностями, способными творить нечто самобытное и уникальное, вкладывая в это частичку своей души.

Сопоставительный анализ стихов Тютчева и Фета. Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета

В результате изучения темы у учащихся должно сложиться четкое представление об особенностях поэтического стиля Ф. Тютчева и А. Фета. В начале урока учитель вместе с классом составляет обобщающую таблицу, которая записывается в тетрадях.

Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета

Тютчев Фет
Философский характер поэзии, мысль в которой всегда сливается с образом. В поэзии Тютчев стремится осмыслить жизнь Вселенной, постичь тайны космоса и человеческого бытияТрагический характер лирики, доминирующее чувство — напряжение, вместе с тем присущий поэзии Фета свет и оптимизм. Диалектика трагедии и радости, преодоление драматических ситуаций чувством гармонии мира
Жизнь, по Тютчеву, — это противоборство враждебных сил. Драматизм восприятия действительности в сочетании с неиссякаемой любовью к жизниКрасота в его стихах — это преодоленное страдание, радость, добытая из боли. Жизнь в стихах Фета — миг, закрепленный в вечности
Человеческое «я» по отношению к природе — не капля в океане, а две равные беспредельности. Внутренние, незримые движения человеческой души созвучны зримой диалектике явлений природыИмпрессионистский характер изображения чувств, их фрагментарность и предельная образность. Строгая художественная структура стихов, их внутреннее равновесие и ощущение эскизности, нарочитой оборванности
Образная система лирики Тютчева сочетает предметные реалии внешнего мира и субъективные впечатления от этого мира, производимые на поэта. Мастерство в изображении гармонии предметных реалий мира внешнего и глубины мира внутреннегоПовышенная метафоричность поэзии, динамичность и музыкальность художественных образов. Преобладание настроения над мыслью, мысль «растворена» в музыке
Мастерство поэта в создании фонетических И живописных образов, сочетание звукописи С неожиданной палитрой красок, цветных образовМастерство в использовании параллелизмов, повторов, периодов, ритмических пауз, богатство и глубина поэтических интонаций, звуковой инструментовки

Во второй половине урока можно организовать самостоятельную исследовательскую работу по сопоставительному анализу стихотворения Ф. Тютчева «Еще земли печален вид…» и стихотворения А. Фета «Еще весны душистой нега…» и подготовку к самостоятельной письменной работе, которую можно начать в классе, а завершить дома.

Задания для сопоставительного анализа

Выявите особенности художественной формы каждого стихотворения. Какой поэтический смысл можно при этом заметить?

О чем эти стихотворения? Есть ли в них аллегорический подтекст?

Какие образы стихотворений можно считать образами-символами? Сопоставьте лексику, синтаксис, поэтические интонации стихотворений. Сделайте выводы о сходстве и различии чувств и художественных образов этих стихотворений. Сделайте выводы об основных особенностях поэтического стиля Тютчева и Фета, проявившихся в этих стихотворениях.

«Мне борьба мешала быть поэтом, песни мне мешали быть борцом». Личность и судьба Н. А. Некрасова

Николай Алексеевич Некрасов

В словах Некрасова, которые можно взять эпиграфом к творчеству поэта, — причина внутренних противоречий в его мировоззрении и творчестве. Поэт — лирик по сути — всю жизнь подчинял свое поэтическое творчество политическим и общественным задачам. Он не ждал для своих «песен» божественных звуков, ниспосланных свыше, а стремился учить свою музу, какой она должна быть.

По мнению Некрасова, муза обязана «диктовать» поэту строки, исполненные сострадания к угнетенному и обездоленному народу, быть музой «мести и печали». В начале урока — небольшой концерт из стихотворений Некрасова, а также эмоциональный рассказ о наиболее важных страницах жизни и творчества поэта. Можно прочитать в классе стихи, показывающие глубокие чувства сострадания к русскому народу, стихи о любви, о задачах поэтического творчества, например: «Надрывается сердце от муки…», «Ты всегда хороша несравненно… », «Внимая ужасам войны…», «Праздник жизни — молодости годы…», «Поэту» («Любовь и Труд — под грудами развалин…»), «Русскому писателю».

Вопросы классу на выявление восприятия

Какие жизненные проблемы волновали поэта? Каким вам представляется его облик в этих стихах? Основой рассказа учителя о страницах биографии писателя может стать хронологическая схема: 1.

Детство в селе Грешневе на Волге, учеба в ярославской гимназии. 2. Первые годы жизни в Петербурге, конфликт с отцом, начало поэтической деятельности. Отрицательная оценка в критике сборника «Мечты и звуки».

3. Переломный момент в жизни Некрасова — сближение с Белинским. Некрасов — апологет «гоголевского направления» в литературе.

4. Произведения первой половины 40-х годов: «Родина», «Современная ода», «Колыбельная песня», «В дороге» и др. Горечь и сострадание униженным, ирония в адрес «хозяев жизни».

Вопросы и задания для обсуждения стихотворения «Еду ли ночью по улице темной…»

1. Каким настроением проникнуто это стихотворение? Как бы вы определили его жанр (воспоминание, размышление, элегия, реквием, жанровая сцена)?

2. В чем истоки трагедии людей? Докажите, что доля женщины была особенно тяжела и беспросветна. Какой единственный выход находит героиня из нищеты и горя? 3. За что упрекает себя лирический субъект стихотворения? Почему он не может забыть матери своего ребенка? 4. Как случай из «частной жизни» помогает понять драматизм мира, в котором живут люди? Какие предметные реалии характеризуют мир, где живут герои? Почему мир беспощаден к ним? 5. Найдите ключевые слова в каждой части стихотворения. Как они связаны с поздним прозрением лирического субъекта? Как он оценивает свою «неудачную» любовь? Индивидуальные задания.

Сопоставьте стихотворения «Еду ли ночью по улице темной…» и «В дороге». Есть ли в них основания для сопоставления?

Сопоставьте разные точки зрения на стихотворение «Еду ли ночью по улице темной…»: «Скажите от меня Некрасову, что его стихотворение в 9-й книжке [«Современника»] меня совершенно с ума свело; денно и нощно твержу я это удивительное произведение — и уже наизусть выучил» (из письма И. Тургенева В. Белинскому от 26 ноября 1847 года). «Кто способен написать стихотворения: „Филантроп“, „Эпилог к ненаписанной поэме“, „Еду ли ночью по улице темной… “, „Саша“, „Живя согласно с строгою моралью…“, — тот может быть уверен в том, что его знает и любит живая Россия» (Д. Писарев, 1861). «Нельзя без содрогания и отвращения читать этой ужасной повести! В ней так много безнравственного, так много ужасающей нищеты.

И нет ни одной отрадной мысли. Нет и тени того упования на благость провидения, которое всегда, постоянно подкрепляет злополучного нищего и удерживает его от преступления… Жаль, что муза г. Некрасова одна из самых мрачных и что он видит все в черном свете…

Как будто уже нет более светлой стороны?» (из рапорта цензора Е. Волкова, чиновника особых поручений при министре народного просвещения, инспектору А.С. Норову от 14 ноября 1856 года). 5. В 1847—1866 годах.

Анализ стихотворений А. А. Фета и Ф. И. Тютчева

В русской поэзии было множество поэтов, писавших чувственно и проникновенно о любви, природе, родине. Но наиболее глубоко и трогательно это получалось у Афанасия Фета и Федора Тютчева, которые хоть и были похожи в разнообразии спектра раскрываемых чувств, но имели колоссальные отличия в подаче своих произведений и мировоззрении, понимании своего внутреннего мира и места человека в мире.

Ярким примером различий между лирикой Тютчева и Фета является описание осени в стихотворениях “Осенний вечер” и “Осень”. Несмотря на общую тему стихов авторы по-разному раскрывают суть осени, представляют ее в разном свете, говорят о разных, порой противоположных, эмоциях.

Федор Тютчев в поэзии “Осенний вечер” одухотворяет это время года, наделяет божественностью и величием. Его осень предстает перед читателем в невообразимой красоте и трепетности. Поэт открыто восхищается осенним вечером, воодушевляется его красотой и наслаждается негой, в которую окунает его окружающее великолепие.

В то же время Тютчев испытывает чувство грусти, ведь красота осени быстротечна и вслед за ней наступит более прозаичное зимнее время, нагоняющее печаль и отчаянье. В то же время Федор Тютчев показывает, через образ осени, период человеческой жизни, близкий к увяданию, но еще полный сил и возможностей, когда перед ощущением скорой старости открывается вторая молодость.

Осень в стихотворении Афанасия Фета раскрывается с иной стороны. Автор одухотворяет ее, но показывает в неразрывной связи с человеческим существом, нагоняя печаль и смуту. Фетовская осень непоколебима в своей грусти, она не воодушевляет на написание стихов, лишь угнетает, невообразимой тяжестью ложиться на душевное состояние. Но, не смотря на холодность осени поэт говорит о существовании горячей любви, которая неподвластна грозному времени года.

Таким образом, в стихах классиков по-разному раскрывается осенняя пора. Если Тютчев представляет осень одухотворенным божеством, то Фет говорит лишь о ее угнетающей холодности, наполняющей существо апатией и невеселыми мыслями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *