О чем ели мясо мужики

Смысл песни «Ели мясо мужики» группы «Король и шут»

«Король и шут» (он же «КиШ») — культовая российская панк-группа, образованная в 1988 году в Ленинграде. Наибольшую популярность группа приобрела в двухтысячных годах – именно тогда «Король и шут» получил по-настоящему культовый статус среди любителей рок-музыки. Несмотря на специфическую «хоррор»-тематику своих песен и непопулярный жанр, песни группы стали известны за пределами рок-тусовки.

Например, многие, даже далекие от тяжелого жанра слушатели, знают песни «Прыгну со скалы», «Проклятый старый дом» и «Кукла колдуна». «Король и шут» создали свою собственную нишу: их песни обращаются к фольклору, перемешивая тяжелую музыку, страшные истории и нехитрые сказочные сюжеты. К несчастью, спустя годы успешного существования и активной концертной деятельности, история группы начала близится к закату. В 2011 году, решив посвятить больше времени сольным проектам, из группы уходит Андрей Князев (КняZz), один из самых знаковых участников «Короля и шута». В 2013 году умирает Михаил Горшенев, лицо проекта, культовый персонаж, узнаваемый не только фанатами группы, но и людьми, никогда не слушавшими его музыку. С этих пор «Король и шут», каким его прежде знали, прекратил существование.

Одна из самых узнаваемых песен группы – «Ели мясо мужики», впервые записанная в 1998 году и сразу взлетевшая в хит-парадах. Интересно, что у «Короля и шута» не так уж и мало песен об измене жены и мести, которая следует за этим. Достаточно вспомнить песни «Мария» и «Ответ – лютая месть». На эту же тематику была написана и эта композиция, которая приобрела затем огромную популярность. Какой же смысл кроется в песне «Ели мясо мужики»?

Источник

Ели мясо мужики – Король и Шут

«Ели мясо мужики» – песня группы «Король и Шут» из одноименного концертного альбома. Автор текста – Андрей Князев, композитор – Михаил Горшенев. Премьера студийной версии композиции состоялась в 1998 году. Одна из известнейших песен группы.

Король и Шут – Ели мясо мужики – слушать

Интересные факты

Текст песни группы «Король и Шут» «Ели мясо мужики» Андрей Князев написал еще в 1991 году. Однако публика услышала ее лишь в 1998 году, когда был снят клип на это произведение. Год спустя композиция вошла в одноименный концертный сборник, при этом издатель поставил условие, что она не должна появляться в студийных альбомах.

Изначально музыканты планировали включить песню в альбом «Герои и Злодеи». Она должна была открывать пластинку. Но условия контракта не позволили сделать это. Лишь в 2001 году студийная версия произведения была опубликована в сборнике «Собрание».

Официальный клип

Клип «Ели мясо мужики» снял петербургский режиссер Борис Деденев. Этот ролик стал первым профессиональным видео группы «Король и Шут». Бюджет клипа составил 20 000 долларов, которые команда заработала на рекламе напитка «Молотов-коктейль». Клип долго не сходил с телевизионных экранов, что во многом способствовало росту популярности команды.

Известные пародии

Пародии на песню «Ели мясо мужики» делали как профессиональные юмористы, так и любители. Например, в программе «Большая разница» актеры в образах Князя и Горшка спели на этот мотив «Песню про елочку». В программе «Мульт личности» герой в образе Геннадия Онищенко исполнил на известный мотив песню «Ели мяту мужики». Не меньшую известность получила пародия под названием «Ставил Windows программист».

Король и Шут – Ели мясо мужики – текст

За столом сидели, мужики и ели
Мясом конюх угощал своих гостей
Все расхваливали ужин, и хозяин весел был
О жене своей все время говорил.

Ели мясо мужики, пивом запивали!
О чем конюх говорил, они не понимали!

Я узнал недавно, все вы, как ни странно,
Конюх хриплым голосом проговорил,
С моей бабою встречались в тайне от меня
И поэтому всех вас собрал сегодня я!

Ели мясо мужики, пивом запивали!
О чем конюх говорил, они не понимали!

Я за ней не уследил
В том моя вина!
Но скажите –
Правда вкусная она?

Ели мясо мужики, пивом запивали!
О чем конюх говорил, они не понимали!

Источник

Ели мясо мужики…

О чем ели мясо мужики. Смотреть фото О чем ели мясо мужики. Смотреть картинку О чем ели мясо мужики. Картинка про О чем ели мясо мужики. Фото О чем ели мясо мужикиTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи The Secret of Long Pork Pies, Familial Cannibalism Surprise. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
О чем ели мясо мужики. Смотреть фото О чем ели мясо мужики. Смотреть картинку О чем ели мясо мужики. Картинка про О чем ели мясо мужики. Фото О чем ели мясо мужикиSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!
О чем ели мясо мужики. Смотреть фото О чем ели мясо мужики. Смотреть картинку О чем ели мясо мужики. Картинка про О чем ели мясо мужики. Фото О чем ели мясо мужикиОсторожно, шок-контент!
В данной статье описываются произведения с шок-контентом, близкое ознакомление с которыми может вызвать потерю сна и аппетита, параноидальные состояния, нервный тик, утерю веры в человечество и/или желание вымыть мозг с мылом. Пожалуйста, будьте осторожнее! Беременным, детям и впечатлительным натурам следует проследовать на какую-нибудь другую страницу.
О чем ели мясо мужики. Смотреть фото О чем ели мясо мужики. Смотреть картинку О чем ели мясо мужики. Картинка про О чем ели мясо мужики. Фото О чем ели мясо мужикиБалалайка докладывает:
Ввиду прямой технической необходимости, эта статья содержит зашкаливающее количество чёрнушного юмора и неприкрытого цинизма. Несмотря на это, в статью всё равно не нужно помещать нравоучения в какой-либо форме. Если эта статья задевает ваши чувства, предлагаем вам просто её не перечитывать (однако и не портить).
О чем ели мясо мужики. Смотреть фото О чем ели мясо мужики. Смотреть картинку О чем ели мясо мужики. Картинка про О чем ели мясо мужики. Фото О чем ели мясо мужикиВкратце
Персонаж, сам того не подозревая, занимается каннибализмом.
«

Я за ней не уследил — В том моя вина! Но скажите: Правда вкусная она?!

Известная пословица гласит: завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу. Когда ваш враг с огромным аппетитом отужинает и попросит поделиться с ним рецептом, вынесите огромное блюдо с крышкой, снимите её и продемонстрируйте врагу, из чего было приготовлено жаркое, которое он только что блаженно вкушал. Желательно, чтобы в состав угощения входили самые близкие люди вашего врага — друзья, родные или возлюбленные.

Впрочем, кормить человечиной необязательно врага, можно и друзей, и случайных знакомых — чисто по фану. В любом случае не забудьте при этом от души посмеяться над реакцией своего гостя и подбодрить его парой невинных шуточек.

Важно: не забудьте отойти подальше, чтобы эта неблагодарная скотина в награду за радушный приём не окатила вас своей блевотиной.

Ещё важнее: помните, что смех не всегда продлевает жизнь. Вы можете пасть от рук как самой жертвы розыгрыша (если она от переизбытка впечатлений сразу не превратится в овощ), так и собственных приближённых, не оценивших вашего незаурядного чувства юмора. Кроме того, после такого от вас наверняка отвернутся даже те, кто вам раньше сочувствовал или восторгался вами, справедливо решив, что вы — человек конченый.

Если же вы человек меркантильный, то никто не мешает (пока не узнали, конечно) потчевать окружающих человечиной за деньги ради личного обогащения. Ведь это гораздо выгоднее, чем разводить скот, возиться в навозе и терпеть убытки от ящура, а двуногих тварей — миллионы, как говаривал один неплохой поэт… Только помните, что когда Президент призывал властные органы не кошмарить бизнес, он не ваш случай имел в виду, так что полиция и спецслужбы будут кошмарить вас до конца ваших дней, а деятельность ваша всегда будет оставаться нелегальной.

В наш троп не входят случаи, когда человечину едят добровольно или насильно запихивают жертве в глотку. Если же товарища кормят чем-то, что он по религиозным или моральным убеждениям ни за что добровольно не станет есть — это надтроп Что-что я съел?

Содержание

Примеры [ править ]

Мифология и фольклор [ править ]

Театр [ править ]

Литература [ править ]

Фанфики [ править ]

Ладно, слушай эту муть: Пыли ангельской чуть-чуть, Дождь кислотный, пара скальпов, Мозг а-ля «герой асфальта», Вроде брали чье-то сердце, Крылышки Икара в перце, Ну и мяса попросили У матросиков из «Штиля»…

»
— «фирменный рецепт» Маргариты

Что характерно, пока Теря (которому это скормили) не узнал ингредиенты, его всё устраивало. А как узнал — готовить стал только сам, пока дорогие товарищи по группе ещё что-нибудь такое не подсунули.

Кино [ править ]

— Ганнибал, признайтесь. Что это за божественная закуска? — Если я вам скажу… боюсь, вы даже не захотите попробовать.

Мышкин: А где её ноги? Рогожин: А что, по-твоему, мы ели? Мышкин: (выпивает стопку водки залпом, выдерживает паузу) А можно Гавриилу Ардалионовичу один кусочек завернуть?

Источник

Ели мясо мужики (песня)

Игорь «Панкер» Гудков

Трек-лист альбома «Ели мясо мужики»
Ели мясо мужики
(1)
Лесник
(2)

Содержание

История

Песня «Ели мясо мужики» была придумана Андреем Князевым в 1991 году, но впервые прозвучала лишь в клипе 1998 года. Действие песни происходит в условном Средневековье: некий конюх пригласил своих друзей поесть мяса и выпить пива. В конце выясняется, что на столе — мясо неверной жены конюха, которая изменяла ему со всеми гостями.

Песня сразу же взлетела в хит-парадах. В 1999 году группа записала одноимённый концерт, куда вошла эта песня. Песня стала очень популярной, поэтому продюсерская компания выпустила альбом при условии, что эта песня не будет звучать на других альбомах. Но группа выпустила студийную запись песни «Ели мясо мужики» в сборнике «Собрание». После этого концертного альбома из группы ушёл продюсер Игорь «Панкер» Гудков.

На студийную версию песни «Ели мясо мужики» летом 1998 года был снят видеоклип, позже вошедший в видеоверсию концертного альбома в качестве бонус-трека. Режиссёром клипа выступил известный российский клипмейкер Борис Деденёв. Клип был снят быстро, всего за два дня на студии «Леннаучфильм».

Запись

Каверы и пародии

Интересные факты

Напишите отзыв о статье «Ели мясо мужики (песня)»

Примечания

Отрывок, характеризующий Ели мясо мужики (песня)

Князь Андрей, выглянув из сарая, увидал подходящего к нему Пьера, который споткнулся на лежавшую жердь и чуть не упал. Князю Андрею вообще неприятно было видеть людей из своего мира, в особенности же Пьера, который напоминал ему все те тяжелые минуты, которые он пережил в последний приезд в Москву.
– А, вот как! – сказал он. – Какими судьбами? Вот не ждал.
В то время как он говорил это, в глазах его и выражении всего лица было больше чем сухость – была враждебность, которую тотчас же заметил Пьер. Он подходил к сараю в самом оживленном состоянии духа, но, увидав выражение лица князя Андрея, он почувствовал себя стесненным и неловким.
– Я приехал… так… знаете… приехал… мне интересно, – сказал Пьер, уже столько раз в этот день бессмысленно повторявший это слово «интересно». – Я хотел видеть сражение.
– Да, да, а братья масоны что говорят о войне? Как предотвратить ее? – сказал князь Андрей насмешливо. – Ну что Москва? Что мои? Приехали ли наконец в Москву? – спросил он серьезно.
– Приехали. Жюли Друбецкая говорила мне. Я поехал к ним и не застал. Они уехали в подмосковную.

Офицеры хотели откланяться, но князь Андрей, как будто не желая оставаться с глазу на глаз с своим другом, предложил им посидеть и напиться чаю. Подали скамейки и чай. Офицеры не без удивления смотрели на толстую, громадную фигуру Пьера и слушали его рассказы о Москве и о расположении наших войск, которые ему удалось объездить. Князь Андрей молчал, и лицо его так было неприятно, что Пьер обращался более к добродушному батальонному командиру Тимохину, чем к Болконскому.
– Так ты понял все расположение войск? – перебил его князь Андрей.
– Да, то есть как? – сказал Пьер. – Как невоенный человек, я не могу сказать, чтобы вполне, но все таки понял общее расположение.
– Eh bien, vous etes plus avance que qui cela soit, [Ну, так ты больше знаешь, чем кто бы то ни было.] – сказал князь Андрей.
– A! – сказал Пьер с недоуменьем, через очки глядя на князя Андрея. – Ну, как вы скажете насчет назначения Кутузова? – сказал он.
– Я очень рад был этому назначению, вот все, что я знаю, – сказал князь Андрей.
– Ну, а скажите, какое ваше мнение насчет Барклая де Толли? В Москве бог знает что говорили про него. Как вы судите о нем?
– Спроси вот у них, – сказал князь Андрей, указывая на офицеров.
Пьер с снисходительно вопросительной улыбкой, с которой невольно все обращались к Тимохину, посмотрел на него.
– Свет увидали, ваше сиятельство, как светлейший поступил, – робко и беспрестанно оглядываясь на своего полкового командира, сказал Тимохин.
– Отчего же так? – спросил Пьер.
– Да вот хоть бы насчет дров или кормов, доложу вам. Ведь мы от Свенцян отступали, не смей хворостины тронуть, или сенца там, или что. Ведь мы уходим, ему достается, не так ли, ваше сиятельство? – обратился он к своему князю, – а ты не смей. В нашем полку под суд двух офицеров отдали за этакие дела. Ну, как светлейший поступил, так насчет этого просто стало. Свет увидали…
– Так отчего же он запрещал?
Тимохин сконфуженно оглядывался, не понимая, как и что отвечать на такой вопрос. Пьер с тем же вопросом обратился к князю Андрею.
– А чтобы не разорять край, который мы оставляли неприятелю, – злобно насмешливо сказал князь Андрей. – Это очень основательно; нельзя позволять грабить край и приучаться войскам к мародерству. Ну и в Смоленске он тоже правильно рассудил, что французы могут обойти нас и что у них больше сил. Но он не мог понять того, – вдруг как бы вырвавшимся тонким голосом закричал князь Андрей, – но он не мог понять, что мы в первый раз дрались там за русскую землю, что в войсках был такой дух, какого никогда я не видал, что мы два дня сряду отбивали французов и что этот успех удесятерял наши силы. Он велел отступать, и все усилия и потери пропали даром. Он не думал об измене, он старался все сделать как можно лучше, он все обдумал; но от этого то он и не годится. Он не годится теперь именно потому, что он все обдумывает очень основательно и аккуратно, как и следует всякому немцу. Как бы тебе сказать… Ну, у отца твоего немец лакей, и он прекрасный лакей и удовлетворит всем его нуждам лучше тебя, и пускай он служит; но ежели отец при смерти болен, ты прогонишь лакея и своими непривычными, неловкими руками станешь ходить за отцом и лучше успокоишь его, чем искусный, но чужой человек. Так и сделали с Барклаем. Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности; нужен свой, родной человек. А у вас в клубе выдумали, что он изменник! Тем, что его оклеветали изменником, сделают только то, что потом, устыдившись своего ложного нарекания, из изменников сделают вдруг героем или гением, что еще будет несправедливее. Он честный и очень аккуратный немец…
– Однако, говорят, он искусный полководец, – сказал Пьер.
– Я не понимаю, что такое значит искусный полководец, – с насмешкой сказал князь Андрей.
– Искусный полководец, – сказал Пьер, – ну, тот, который предвидел все случайности… ну, угадал мысли противника.
– Да это невозможно, – сказал князь Андрей, как будто про давно решенное дело.
Пьер с удивлением посмотрел на него.
– Однако, – сказал он, – ведь говорят же, что война подобна шахматной игре.
– Да, – сказал князь Андрей, – только с тою маленькою разницей, что в шахматах над каждым шагом ты можешь думать сколько угодно, что ты там вне условий времени, и еще с той разницей, что конь всегда сильнее пешки и две пешки всегда сильнее одной, a на войне один батальон иногда сильнее дивизии, а иногда слабее роты. Относительная сила войск никому не может быть известна. Поверь мне, – сказал он, – что ежели бы что зависело от распоряжений штабов, то я бы был там и делал бы распоряжения, а вместо того я имею честь служить здесь, в полку вот с этими господами, и считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день, а не от них… Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции.

Источник

Ели мясо мужики

: неверное или отсутствующее изображение

Игорь «Панкер» Гудков

Хронология группы «Король и Шут»
Акустический альбом
(1999)
Ели мясо мужики
(1999 год)
Герои и Злодеи
(2000)
Переиздание 2003 годаО чем ели мясо мужики. Смотреть фото О чем ели мясо мужики. Смотреть картинку О чем ели мясо мужики. Картинка про О чем ели мясо мужики. Фото О чем ели мясо мужики

К:Альбомы 1999 года Это статья об альбоме. Об одноименной песне см. Ели мясо мужики (песня).

«Ели мясо мужики» — первый концертный альбом российской панк-рок-группы «Король и Шут». Записан 16 июня 1999 года в клубе «Спартак» в Санкт-Петербурге. Выпущен в конце того же года на CD, MC, VHS и DVD. Содействие записи оказывали Игорь «Панкер» Гудков и Алексей «Бесстрашный» Деги. На основе этого выступления, а также выступления 10 октября 1999 года, был смонтирован клип на песню «Охотник». В 2003 году альбом был переиздан с новой обложкой и видеоклипами.

Содержание

История создания

В середине 1999 года группа готовила альбом «Герои и Злодеи», но он тогда был ещё в зачаточном состоянии и музыканты решили записать на видео концерт 16 июня в питерском клубе «Спартак» и сделать на его основе живой альбом. Содействие в записи оказал Игорь «Панкер» Гудков, который чётко представлял как группа должна звучать и выглядеть на сцене. В то же время у музыкантов была великолепная концертная программа, сборник хитов из первых двух альбомов. Помимо уже известных широкой публике песен, на концерте прозвучали две композиции с «Акустического альбома», выпуск которого затянулся на год: будущий радиохит «Прыгну со скалы» и «Песня мушкетёров», в которой кроме Князя и Горшка сольные партии поют гитарист Яков Цвиркунов и басист Александр Балунов. Заглавную же композицию «Ели мясо мужики» музыканты планировали издать на альбоме «Герои и Злодеи». После окончания концерта трём фанатам подарили по аудиокассете с только что записанным выступлением. Группа старалась издать живой альбом в версии, максимально приближенной к концертному звучанию группы, однако перед официальным изданием музыканты всё-таки решили доработать записанный материал на студии «Добролёт». Для концертного альбома были отобраны 17 песен, звучание которых подчистили. Местами были перезаписаны гитарные и басовые партии, был доработан вокал. На этапе мастеринга и сведения материала в качестве звукорежиссёра выступил Евгений Лёвин. Являясь гитаристом группы «Алиса», основное внимание он уделил звучанию гитар. Игорь «Панкер» Гудков не подпускал участников группы ни к процессу монтажа видео, ни к сведению звукового материала. Михаилу Горшенёву после прослушивания понравился результат работы, так как он хотел, чтобы «Король и Шут» звучала именно как гитарная группа. Игорь Гудков при этом отметил, что иногда бывает полезно когда материалом занимаются люди, которые действительно понимают как должна звучать группа. Оформлением альбома также занимался Гудков, который написал на развороте, что является продюсером пластинки. Из-за этого произошёл скандал с участниками группы, которые всегда занимали позицию, независимую от продюсеров. Однако Игорь «Панкер» Гудков действительно был продюсером этой работы, так как делал звук, монтировал видео, вкладывал свои деньги. Музыканты признали это через несколько лет. Все права на издание концертного фильма «Ели мясо мужики» у музыкантов за большие деньги приобрел Олег Грабко и его компания «Бомба-Питер». Он же издал и аудиовариант концерта под одноименным названием, при этом Грабко настоял на передаче эксклюзивных прав на заглавную песню, поэтому её студийный вариант так и не был издан на пластинке «Герои и Злодеи». Концертный альбом вышел в ноябре 1999 года, премьерный показ видеоверсии концерта прошёл 16 декабря в клубе «Спартак», где состоялось само выступление. При этом в видеоверсию вошли все песни концерта, а на CD были выпущены только 17 песен. Полная аудиоверсия концерта была издана в 2003 году в делюксовом издании Bomba-Piter inc.: music.yandex.ru/album/10997.

Список композиций (CD 1999 года)

НазваниеДлительность
1.«Ели мясо мужики»2:37
2.«Лесник»3:13
3.«Валет и Дама»3:08
4.«Леший обиделся»2:27
5.«Дурак и молния»1:57
6.«Блуждают тени»2:16
7.«Вячеслав»2:00
8.«Песня мушкетёров»3:29
9.«Мария»3:02
10.«Мотоцикл»2:50
11.«Проказник скоморох»1:49
12.«Два вора и монета»2:45
13.«Шар голубой»1:22
14.«Отец и маски»2:56
15.«Охотник»2:43
16.«Пьеса»0:26
17.«Прыгну со скалы»3:16
18.«Сапоги»2:20
19.«Камнем по голове»2:51

Список композиций (CD и DVD 2003 года)

НазваниеДлительность
1.«Ели мясо мужики»2:37
2.«Охотник»2:43
3.«Отец и маски»2:56
4.«Валет и Дама»3:08
5.«Садовник»
6.«Паника в селе»
7.«Холодное тело»
8.«Злодей и Шапка»
9.«Леший обиделся»2:27
10.«Дурак и молния»1:57
11.«Два вора и монета»2:45
12.«Вячеслав»2:00
13.«Песня мушкетёров»3:29
14.«Весёлые тролли»
15.«Мария»3:02
16.«Шар голубой»1:22
17.«Мотоцикл»2:50
18.«Пьеса»0:26
19.«Прыгну со скалы»3:16
20.«Лесные разбойники»
21.«Любовь и Пропеллер»2:16
22.«Помоги мне!»
23.«Блуждают тени»2:16
24.«Проказник скоморох»1:49
25.«Лесник»3:13
26.«Сапоги»2:20
27.«Камнем по голове»2:51
28.«Ели мясо мужики» (Клип на DVD-версии)

На студийную версию песни «Ели мясо мужики» летом 1998 года был снят видеоклип, позже вошедший в видеоверсию концертного альбома в качестве бонус-трека. Режиссёром клипа выступил известный российский клипмейкер Борис Деденёв. Клип был снят быстро, всего за два дня. За данную работу участники группы заплатили около 20 тысяч долларов США. Такая солидная сумма появилась в группе благодаря спонсорству фирмы, выпускавшей слобоалкогольный напиток «Молотов-коктейль». Гитарист группы, Яков Цвиркунов, какое-то время работал в этой компании и сумел свести участников «Короля и Шута» с руководством фирмы. При этом группа рекламировала «Молотов-коктейль» и записала музыку к рекламному ролику напитка. Все деньги, вырученные от рекламы, пошли на съёмку клипа. При этом Андрей Князев считает, что бо́льшую часть суммы пришлось заплатить за раскрученное имя Бориса Деденёва, однако отмечает, что в целом съёмка клипа прошла успешно даже с точки зрения кинематографа и средневековой атмосферы, которую хотели музыканты, в экранизации песни удалось добиться.

Участники записи

Оператор записи — А.Миронов

Сведение — Евгений Левин, Павел Сажинов, студия Добролет

Мастеринг — Юрий Щербаков, студия Calypso

Концерт был снят с пяти различных видеокамер.

Напишите отзыв о статье «Ели мясо мужики»

Ссылки

Отрывок, характеризующий Ели мясо мужики

Цель отрезывания Наполеона с армией никогда не существовала, кроме как в воображении десятка людей. Она не могла существовать, потому что она была бессмысленна, и достижение ее было невозможно.
Цель народа была одна: очистить свою землю от нашествия. Цель эта достигалась, во первых, сама собою, так как французы бежали, и потому следовало только не останавливать это движение. Во вторых, цель эта достигалась действиями народной войны, уничтожавшей французов, и, в третьих, тем, что большая русская армия шла следом за французами, готовая употребить силу в случае остановки движения французов.
Русская армия должна была действовать, как кнут на бегущее животное. И опытный погонщик знал, что самое выгодное держать кнут поднятым, угрожая им, а не по голове стегать бегущее животное.

Когда человек видит умирающее животное, ужас охватывает его: то, что есть он сам, – сущность его, в его глазах очевидно уничтожается – перестает быть. Но когда умирающее есть человек, и человек любимый – ощущаемый, тогда, кроме ужаса перед уничтожением жизни, чувствуется разрыв и духовная рана, которая, так же как и рана физическая, иногда убивает, иногда залечивается, но всегда болит и боится внешнего раздражающего прикосновения.
После смерти князя Андрея Наташа и княжна Марья одинаково чувствовали это. Они, нравственно согнувшись и зажмурившись от грозного, нависшего над ними облака смерти, не смели взглянуть в лицо жизни. Они осторожно берегли свои открытые раны от оскорбительных, болезненных прикосновений. Все: быстро проехавший экипаж по улице, напоминание об обеде, вопрос девушки о платье, которое надо приготовить; еще хуже, слово неискреннего, слабого участия болезненно раздражало рану, казалось оскорблением и нарушало ту необходимую тишину, в которой они обе старались прислушиваться к незамолкшему еще в их воображении страшному, строгому хору, и мешало вглядываться в те таинственные бесконечные дали, которые на мгновение открылись перед ними.
Только вдвоем им было не оскорбительно и не больно. Они мало говорили между собой. Ежели они говорили, то о самых незначительных предметах. И та и другая одинаково избегали упоминания о чем нибудь, имеющем отношение к будущему.
Признавать возможность будущего казалось им оскорблением его памяти. Еще осторожнее они обходили в своих разговорах все то, что могло иметь отношение к умершему. Им казалось, что то, что они пережили и перечувствовали, не могло быть выражено словами. Им казалось, что всякое упоминание словами о подробностях его жизни нарушало величие и святыню совершившегося в их глазах таинства.
Беспрестанные воздержания речи, постоянное старательное обхождение всего того, что могло навести на слово о нем: эти остановки с разных сторон на границе того, чего нельзя было говорить, еще чище и яснее выставляли перед их воображением то, что они чувствовали.

Но чистая, полная печаль так же невозможна, как чистая и полная радость. Княжна Марья, по своему положению одной независимой хозяйки своей судьбы, опекунши и воспитательницы племянника, первая была вызвана жизнью из того мира печали, в котором она жила первые две недели. Она получила письма от родных, на которые надо было отвечать; комната, в которую поместили Николеньку, была сыра, и он стал кашлять. Алпатыч приехал в Ярославль с отчетами о делах и с предложениями и советами переехать в Москву в Вздвиженский дом, который остался цел и требовал только небольших починок. Жизнь не останавливалась, и надо было жить. Как ни тяжело было княжне Марье выйти из того мира уединенного созерцания, в котором она жила до сих пор, как ни жалко и как будто совестно было покинуть Наташу одну, – заботы жизни требовали ее участия, и она невольно отдалась им. Она поверяла счеты с Алпатычем, советовалась с Десалем о племяннике и делала распоряжения и приготовления для своего переезда в Москву.
Наташа оставалась одна и с тех пор, как княжна Марья стала заниматься приготовлениями к отъезду, избегала и ее.
Княжна Марья предложила графине отпустить с собой Наташу в Москву, и мать и отец радостно согласились на это предложение, с каждым днем замечая упадок физических сил дочери и полагая для нее полезным и перемену места, и помощь московских врачей.
– Я никуда не поеду, – отвечала Наташа, когда ей сделали это предложение, – только, пожалуйста, оставьте меня, – сказала она и выбежала из комнаты, с трудом удерживая слезы не столько горя, сколько досады и озлобления.
После того как она почувствовала себя покинутой княжной Марьей и одинокой в своем горе, Наташа большую часть времени, одна в своей комнате, сидела с ногами в углу дивана, и, что нибудь разрывая или переминая своими тонкими, напряженными пальцами, упорным, неподвижным взглядом смотрела на то, на чем останавливались глаза. Уединение это изнуряло, мучило ее; но оно было для нее необходимо. Как только кто нибудь входил к ней, она быстро вставала, изменяла положение и выражение взгляда и бралась за книгу или шитье, очевидно с нетерпением ожидая ухода того, кто помешал ей.
Ей все казалось, что она вот вот сейчас поймет, проникнет то, на что с страшным, непосильным ей вопросом устремлен был ее душевный взгляд.
В конце декабря, в черном шерстяном платье, с небрежно связанной пучком косой, худая и бледная, Наташа сидела с ногами в углу дивана, напряженно комкая и распуская концы пояса, и смотрела на угол двери.
Она смотрела туда, куда ушел он, на ту сторону жизни. И та сторона жизни, о которой она прежде никогда не думала, которая прежде ей казалась такою далекою, невероятною, теперь была ей ближе и роднее, понятнее, чем эта сторона жизни, в которой все было или пустота и разрушение, или страдание и оскорбление.
Она смотрела туда, где она знала, что был он; но она не могла его видеть иначе, как таким, каким он был здесь. Она видела его опять таким же, каким он был в Мытищах, у Троицы, в Ярославле.
Она видела его лицо, слышала его голос и повторяла его слова и свои слова, сказанные ему, и иногда придумывала за себя и за него новые слова, которые тогда могли бы быть сказаны.
Вот он лежит на кресле в своей бархатной шубке, облокотив голову на худую, бледную руку. Грудь его страшно низка и плечи подняты. Губы твердо сжаты, глаза блестят, и на бледном лбу вспрыгивает и исчезает морщина. Одна нога его чуть заметно быстро дрожит. Наташа знает, что он борется с мучительной болью. «Что такое эта боль? Зачем боль? Что он чувствует? Как у него болит!» – думает Наташа. Он заметил ее вниманье, поднял глаза и, не улыбаясь, стал говорить.
«Одно ужасно, – сказал он, – это связать себя навеки с страдающим человеком. Это вечное мученье». И он испытующим взглядом – Наташа видела теперь этот взгляд – посмотрел на нее. Наташа, как и всегда, ответила тогда прежде, чем успела подумать о том, что она отвечает; она сказала: «Это не может так продолжаться, этого не будет, вы будете здоровы – совсем».
Она теперь сначала видела его и переживала теперь все то, что она чувствовала тогда. Она вспомнила продолжительный, грустный, строгий взгляд его при этих словах и поняла значение упрека и отчаяния этого продолжительного взгляда.
«Я согласилась, – говорила себе теперь Наташа, – что было бы ужасно, если б он остался всегда страдающим. Я сказала это тогда так только потому, что для него это было бы ужасно, а он понял это иначе. Он подумал, что это для меня ужасно бы было. Он тогда еще хотел жить – боялся смерти. И я так грубо, глупо сказала ему. Я не думала этого. Я думала совсем другое. Если бы я сказала то, что думала, я бы сказала: пускай бы он умирал, все время умирал бы перед моими глазами, я была бы счастлива в сравнении с тем, что я теперь. Теперь… Ничего, никого нет. Знал ли он это? Нет. Не знал и никогда не узнает. И теперь никогда, никогда уже нельзя поправить этого». И опять он говорил ей те же слова, но теперь в воображении своем Наташа отвечала ему иначе. Она останавливала его и говорила: «Ужасно для вас, но не для меня. Вы знайте, что мне без вас нет ничего в жизни, и страдать с вами для меня лучшее счастие». И он брал ее руку и жал ее так, как он жал ее в тот страшный вечер, за четыре дня перед смертью. И в воображении своем она говорила ему еще другие нежные, любовные речи, которые она могла бы сказать тогда, которые она говорила теперь. «Я люблю тебя… тебя… люблю, люблю…» – говорила она, судорожно сжимая руки, стискивая зубы с ожесточенным усилием.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *