О чем думал обломов лежа на диване
Образ жизни Ильи Обломова в романе «Обломов»: привычки, режим и распорядок дня
Обломов и Захар. Художник Т. В. Шишмарева |
Ленивый барин Илья Ильич Обломов является главным героем романа «Обломов» Гончарова.
Образ жизни Обломова в романе «Обломов»: привычки, режим и распорядок дня героя
«. Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью [. ] это было его нормальным состоянием. «
«. Разве ты к этому быту готовил себя, чтоб спать, как крот в норе. » (Штольц Обломову)
«. Когда он был дома – а он был почти всегда дома. «
«. сапоги почищу [. ] Чищены-то они чищены, еще на той неделе, да барин не выходил, так опять потускнели. » (вероятно, Обломов не выходил из дома с прошлой недели)
«. Она взяла со стола книгу и посмотрела на развернутую страницу: страница запылилась. «
«Вскоре и вечера надоели ему: надо надевать фрак, каждый день бриться.»
«. прислоненная к постели только что выкуренная трубка. «
«. Сигары вон там, в коробочке, – отвечал Обломов, указывая на этажерку. «
Распорядок дня Обломова в романе «Обломов»
«. Знаю я, как ты встаешь: ты бы тут до обеда провалялся. «
«. чай можно пить, по обыкновению, в постели, тем более что ничто не мешает думать и лежа. «
«. Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава Богу! Стану ли я беспокоиться? Из чего мне. «
«. Он, как встанет утром с постели, после чая ляжет тотчас на диван, подопрет голову рукой и обдумывает, не щадя сил. «
«. Уж кто-то и пришел! – сказал Обломов, кутаясь в халат. – А я еще не вставал – срам, да и только. «
«. я с часик и усну; а в половине пятого разбуди. «
«. После обеда никто и ничто не могло отклонить Обломова от лежанья. Он обыкновенно ложился тут же на диване на спину, но только полежать часок. «
«. Но, смотришь, промелькнет утро, день уже клонится к вечеру, а с ним клонятся к покою и утомленные силы Обломова [. ] И сколько, сколько раз он провожал так солнечный закат. «
Еда в жизни Обломова
«. Мало ем, что ли? Худощав или жалок на вид. «
«. определяя весну привозом устриц и омаров. «
«. отвлекала Обломова от соблазнительных покушений [. ] на жирные кулебяки. «
«. будете все лежать, есть жирное и тяжелое – вы умрете ударом. «
«. побежала на рынок за потрохами для любимого супа Обломова. «
«. закусывал отличной семгой, кушал любимые потроха и белого свежего рябчика. «
«. спаржи Илье Ильичу купить, рябчиков на жаркое, он любит французский горошек…»
К сожалению, лень и малоподвижный образ жизни приводят к тому, что Илья Обломов умирает рано, в возрасте около 40 лет (см. статью «Почему умер Обломов?»).
Это было описание образа жизни Ильи Обломова в романе «Обломов» Гончарова: описание привычек, режима и распорядка дня героя.
Отражение русской действительности в романе И. А. Гончарова «Обломов»
Школьное сочинение
Правдивость, глубина, жизненность характеров и проблем, актуальность поставленных вопросов — характерные черты творчества Ивана Александровича Гончарова — особенно ярко раскрылись в романе «Обломов».
В центре внимания писателя всегда были судьбы его родины. Сам он так отзывался о своем творчестве: «То с грустью, то с радостью, смотря по обстоятельствам, наблюдаю благоприятный или неблагоприятный ход народной жизни». Исторической эпохой, взрастившей творчество этого писателя, были 40-60-е годы XIX века, время глубокого кризиса феодально-крепостнического строя, период ликвидации крепостного права и подъема демократического движения в России.
Первый роман Гончарова — «Обыкновенная история» (1847) — принес ему громкую известность и всеобщее признание.
С большой силой художественного обобщения Гончаров показал крушение старого, патриархального уклада жизни. «Обыкновенная история » — первая часть трилогии Гончарова, запечатлевшей жизнь русского общества на разных стадиях его развития. В 1859 году вышел роман «Обломов», справедливо считающийся вершиной творчества писателя, а еще через десять лет была напечатана третья часть трилогии — роман «Обрыв».
У главного героя «вершинного» романа — Обломова — ярко проявляются черты «естественного человека», удивительным образом сохранившиеся в середине XIX века. Придерживаясь идеологии природной жизни, герой существует согласно собственным принципам, собственному пониманию цельного и гармоничного человека: он решительно отвергает суету, тщеславие, карьеризм, погоню за выгодной женитьбой и богатством. «Нет, — восклицает он, — это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, какой указала природа целью человека». Но по своей наивности он не задумывается над тем, что все это возможно для него — барина, так как у него есть «Захар и еще триста Захаров», обеспечивающих ему такое беззаботное существование. Илья Ильич радуется своей неподвижности и независимости, не отдавая себе отчета в том, что сам является частью ненавистного ему мира. Лишь иногда прозрение озаряет его, и тогда он с гнетущим беспокойством начинает задумываться над своей жизнью и над причинами, которые погубили все то доброе, что было в нем заложено: «Кто-то будто украл и закопал в собственной его душе принесенные ему в дар миром и жизнью сокровища. Какой-то тайный враг наложил на него тяжелую руку в начале пути и далеко отбросил от прямого человеческого назначения. » Ответ на мучивший героя вопрос приходит в «Сне Обломова», где Гончаров рисует картину патриархально-крепостнической утопии, главным содержанием которой являются «сон, вечная тишина, вялая жизнь и отсутствие движения». Таким образом, тем врагом, который погубил все 1 доброе в Илье Ильиче, явился сам способ его жизни, все то, что впоследствии приобрело определение — обломовщина.
В образе Обломова критик Н.А. Добролюбов увидел отражение русского национального характера, назвал его «коренным типом» русской жизни, а литературовед Д. Н. Овсянико-Куликовский характеризовал свойства Обломова как «черту национального психического склада». Исследователь А. Г. Цейтлин считал, что герой романа соединяет в себе черты национально-исторические, рожденные и обусловленные конкретной крепостнической эпохой русской жизни, и свойства общечеловеческие, по-своему проявляющиеся в соответствующих социально-исторических ситуациях различных стран. А сам автор подчеркивал, что его герой воплощает «элементарные свойства русского человека «. Таков, например, слуга Захар, которого отличают постоянное брюзжание и строптивость, упрямство, неповоротливость, косность и неряшливость, неопрятность и преклонение перед барством, но прежде всего — лень. Вот отчего он уподоблен своему барину. «Обломовская» жизнь Захара закончилась таким же драматическим финалом, как и судьба его барина: он стал нищим, подобно тому, как нищим духовно и нравственно стал под конец жизни и сам Обломов. Крепостнический уклад жизни сформировал их обоих, лишил уважения к труду, воспитал безделье и праздность. В одном из откликов на роман верно говорилось о том, что Захар и Обломов «выросли на одной и той же почве, пропитались одними и теми же соками».
Таким образом, в Обломове воплотились черты характера, порожденного русской патриархальной помещичьей жизнью. Этот образ — крупнейшее мировое обобщение, он является воплощением жизненного застоя, неподвижности, беспробудной человеческой лени.
Обломовское начало живет не только в Захаре, но и в гостях героя, и в быте вдовы Пшеницыной. Оно распространилось по деревням и селам крепостнической России, укоренилось в ее столице, оно проявляется не только в поведении бар, но и в косности чиновников, крепостных крестьян, людей интеллигентных профессий.
Друг главного героя, Андрей Штольц, олицетворяет еще одну сторону русской действительности. В его характере преобладают воспитанная с детства привычка к труду, самостоятельность, воля к достижению цели, бесстрашие перед трудностями. Он кипит жаждой знаний, жаждой деятельности, жаждой живого общения. В его характере удивительным образом переплелись унаследованные от отца-бюргера деловитость и аккуратность, унаследованные от матери высокая духовность и тонкая душевность. Идеалом для него является осмысленный труд, который он определяет как «образ, содержание, стихию и цель жизни». Хорошо усвоив уроки отца, быт обломовского дома и княжеского замка, Штольц научился удобно и практично устраиваться в жизни. Этот герой «нового века» по-своему симпатичен автору. Писатель дает ему «наполненную, волнующую жизнь, в которой цвела неувядаемая весна», дарит ему семейное счастье с Ольгой Ильинской. Штольц выходит победителем из всех жизненных ситуаций, обретает комфорт, изобилие, благоденствие среди картин и цветов в крымском доме, но почему-то Гончаров не показывает нам своего героя в «деле», не изображает его общественного служения. Сохраняя верность жизненной правде, Гончаров отмечает, что практичность, холодный расчет часто получают у него перевес над трепетностью чувства — ум Штольца преобладает над его сердцем.
Главное качество Штольца — непримиримое отношение к обломовщине в любых ее проявлениях. Он же нашел и само это слово «обломовщина». Но, к сожалению, иногда в нем самом проглядывает то, что можно было бы назвать «отсветом обломовщины». Кипучая деятельность Штольца направлена на узкопрактические цели, лишена интереса к реальности, в нем нет тяги к деятельности на благо общества, к искусству. «Мы не Титаны с тобой, — говорит он Ольге, — мы не пойдем, с Манфредами и Фаустами, на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переживем трудную минуту. » Успокоение для себя он находит в тихой и комфортной семейной жизни. И потому вовсе не он положительный герой романа.
Многие критики усматривали в этом образе типическое, находили его «живым человеком», но большинство из них соглашались с Н.А. Добролюбовым, считавшим, что «Штольц не дорос еще до идеала общественного русского деятеля».
По-настоящему положительным героем, а точнее, героиней, является Ольга Ильинская. Это живое лицо, также непосредственно взятое писателем из жизни. Воспоминания современников Гончарова и исследование О.М. Чеменной называют в качестве прототипа Ольги Екатерину Майкову, которой был увлечен писатель и которая была самым близким ему человеком в 50-е годы. Образ Ольги Ильинской — образ красивой, молодой и энергичной женщины, обладающей необыкновенной простотой и естественностью, женщины, которую влечет к значительным делам и борьбе, имеющим общечеловеческий смысл, — воплотил лучшие свойства передовой русской женщины 50-х годов. Это образ тонко чувствующего, духовно одаренного человека, обладающего гармонией ума, воли и сердца. Именно такие как Ольга способны выступить на «трудный и тернистый, исполненный лишений и невзгод» путь и в любом забытом уголке сохранить заветы своей молодости.
Продолжатель реалистических традиций Пушкина и Гоголя, Гончаров прежде всего ценил в литературе объективность и глубину изображения жизни. Он исходил из убеждения, что «действительность, какая бы она ни была, нуждается в эпически спокойном изображении». Именно поэтому он выбрал для своего творчества жанр романа, как жанр, наиболее полно отвечающий этим требованиям. Все картины и образы, созданные писателем в романе «Обломов», — удивительно яркие, полные, содержащие в себе характерные черты общества и людей его времени. Этому роману, а также его героям, суждено не просто оставаться понятными и современными для читателей всех поколений и времен. Они прочно вошли в саму нашу жизнь, их имена стали нарицательными, а слово «обломовщина» даже вошло в «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля.
Почему Обломов лежит на диване? (по роману Гончарова «Обломов»)
История создания
«Обломов» является вторым произведением в знаменитой трилогии Гончарова – «Три О», в которую также вошли романы «Обыкновенная история» и «Обрыв». В основу замысла романа легла публицистика литературного критика – Виссариона Белинского, который был ярым противником помещичьего дворянства и сословного общества. Творческая история романа «Обломов» тесно связана с жизнью писателя:
Роман «Обломов» стал важным этапом в жизни Гончарова. О нем он писал:
«Я писал свою жизнь и то, что к ней прирастало».
Работал Гончаров медленно и тяжело, много раз перерабатывая текст. Выход в свет романа «Обломов» состоялся в 1859 году — спустя 12 лет после того, как автор взялся за написание.
Направление и жанр
Роман «Обломов» — яркий образец реалистического направления в русской литературе. Автор стремится к достоверному изображению действительности. Созданные им образы реалистичны и типичны. Персонажи действуют согласно своей природе.
Это произведение можно смело отнести к жанру социально-философского романа. Повествование охватывает обширный промежуток времени и включает в себя множество персонажей. Автор «Обломова» поднимает не только социальные проблемы, затрагивая тему дворянства, но и философские вопросы, рассуждая о смысле жизни и человеческой жизни.
Композиция и конфликт
Кольцевая композиция романа «Обломов» тесно переплетена с окружающей природой, и в этом ее особенность:
В произведении раскрыто несколько конфликтов. Первый повествует о конфронтации между героем и обществом, которое он не принимает. Второй конфликт раскрывает противостояние главного героя со своей собственной природой. Также можно отметить традиционное для русской литературе противопоставление равнодушного и суетливого города душевной деревне. Кроме того, можно выделить любовный конфликт: Обломов выбирает среди двух женщин с диаметрально противоположными характерами.
И А Гончаров Обломов Мищенко С Н
Сюжет открывает сцена пробуждения помещика Ильи Ильича Обломова. Главному герою становится известно о плачевном состоянии его родового имения – Обломовки, и о недостатке денег, однако Обломов так и не решается что-либо предпринимать.
Внезапно героя навещает его старый друг Андрей Штольц – успешный предприниматель и деятельный человек. Штольц предпринимает попытку расшевелить Обломова, познакомив его с красивой девушкой – Ольгой Ильинской.
Между Ильёй Ильичом и Ольгой начинается роман. Герой временно избавляется от апатии и лени и искренне влюбляется.
Однако со временем Обломов остывает и начинает возвращаться в состояние духовной спячки.
Переезжая из своей старой квартиры, Обломов становится жертвой мошенников и едва не теряет все свои деньги, однако в последний момент его спасает Штольц, который берёт имение Обломова под своё управление.
Спустя некоторое время главный герой сблизился с мещанкой Пшеницыной, у них родился сын. Окончательно отстранившийся от реального мира Обломов умирает от апоплексического удара, опеку над его сыном берёт Штольц, женившийся на Ольге.
Почему обломов лежит на диване?
Школьное сочинение По роману И. А. Гончарова «облом».
Лежания у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у тех, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием.
И. А. Гончаров. Обломов
Роман И. А. Гончарова «облом» был написан еще в дореформенный время. В нем автор с объективной точностью и полнотой изобразил русское жизни первой половины XIX века. Сюжет романа — это жизненный путь Ильи Ильича облом, с детских лет и до самой его смерти. Основная тема романа — это обломовщина — образ жизни, жизненная идеология; это апатия, пассивность, оторванность от действительности, созерцание жизни вокруг себя; но главное — это отсутствие работы, практическая бездеятельность. Понятие «обломовщина» применено далеко не к одной Облом с она-жителями, это «отражение русской жизни», ключ к разгадке многих ее явлений. В XIX веке жизнь ‘многих русских помещиков была аналогичного жизни обломовцив, и поэтому обломовщина можно назвать «господствующей болезнью» того времени. Суть обломовщины раскрывается Гончаровым посредством изображения жизни облом, большую часть которой герой проводит, лежа на диване, мечтая и строя всевозможные планы. Что же мешает ему встать с этого дивана?
На мой взгляд, основная причина бездействия Обломова — это его социальное положение. Он — помещик, и это освобождает его от множества занятий. Он — господин, ему не надо ничего делать — за него все сделают слуги. В Ильи Ильича никогда даже не возникало желания делать что-то самому, хотя винить его в этом не стоит, потому что это — следствие воспитания. А воспитание, атмосфера, в которой рос маленький облом, сыграли огромную роль в формировании его характера и мировоззрения. Родился Илья Ильич обломов в облом — этому «благословенном уголке земли», где «нет ничего грандиозных, диких и мрачного», ни «нет страшных бурь, ни разрушений», где господствуют глубокая тишина, мир и нерушимый покой. Жизнь в облом была однообразной, здесь страшно боялись каких бы то ни было изменений. В имении обломков традиционным был полуденный «всепоглощающий, ничем не сон, искренняя подобие смерти». И маленький Илюша рос в этой атмосфере, он был окружен заботой и вниманием со всех сторон: его мать, няня и всего многочисленная свита дома обломков осыпали мальчика ласками и похвалами. Малейшая попытка Илюши сделать что-нибудь самостоятельно сразу подавлялась: бегать ему часто запрещалось, в четырнадцать лет он был не в состоянии даже сам одеться. А учеба Илюши в Штольца таковым и назвать трудно. Причины для того чтобы мальчик не поехал в школу, родители находили всевозможные, вплоть до бессмысленных и смешных.
Иим образом, живя в таком доме и в таком окружении, Илья Ильич все больше «просачивался» обломовщина, в его сознании формировался постепенно идеал жизни. Уже взрослой Облом была присуща, по-моему, немного детская мечтательность. Жизнь в мечтах представлялась ему спокойной, размеренной, стабильной, а любимая женщина — по своим качествам более что напоминает мать, — любящей, заботливой, сочувственной. Обломов настолько погрузился в мир своих грез, полностью оторвался от действительности, что он был не в состоянии принять. («Где же тут человек? Где его целость? Куда он исчез, как розминявся на всякий мелочь?»)
Итак, реальность обломов она его пугает. А есть ли у Ильи Ильича конкретная цель в жизни, если не считать той идиллии? Нет. А есть у него какая-либо дело, которому бы он полностью отдавался? Тоже нет. Значит, и вставать с дивана незачем. Обломовщина полностью поглотила Илью Ильича, окружавшая его в детстве, она не оставила его до самой смерти. Но ведь облом — человек с «чистым, верным сердцем», с гармоничной, цельной, возвышенной, поэтической душой, в которой «всегда будет чисто, светло, честно», таких людей мало; это «жемчужины в толпе». Но обломов не нашел применения своему огромному нравственному, духовному потенциалу, он оказался «лишним человеком», его развратила сама возможность ничего не делать. Мне кажется, если бы не воспитание, породившее неспособность Облом к труду, этот человек мог бы стать поэтом или писателем, может быть, учителем или революционером. Но, в любом случае, он принес бы пользу окружающим, не прожил бы жизнь в пустует. Но, как говорит сам Илья Ильич, обломовщина его погубила, именно она не давала ему встать с дивана, начать новую, полноценную жизнь.
И. Гончаров написал три романа, которые, не будучи ни полотнами, ни образцами сложного психологизма, стали, однако, своеобразной энциклопедии национального характера, уклада жизни, жизненной философией. Обломов — стойкий, чисто русский тип, тип господина, воспитанный веками рабовладения. Инертность, апатия, отвращение к серьезной деятельности, уверенность в том, что все желания будут выполнены. Личного труда, требующего умственных и эмоциональных затрат, Облом не знали. Вся жизнь их от седьмого колена шло заведенным порядком, и вот потомки лишились личной инициативы. Обломов считает себя свободным и защищенным от жизни, но в действительности он раб своих прихотей, раб любого, кто покорит его своему желанию. Обломов не злой, но он и не хорош. Он человек без поступков, человек, который всегда уступает рутине, привычкам. Для Облом на вопрос «Теперь или никогда» всегда уклончивый ответ: «Только не теперь». Детская непосредственность, чистота, искренность Облом идут не от душевных трудов и затрат, а от неразвитости души. «Чистосердечность — не дикорастущие цветок», она требует неустанной работы над собой, изучения и осмысления жизни, опыта деятельности и отношений с людьми. Этого нет в облом, он становится жертвой любого, кто претендует на владение его жизнью.
Мошенник или друг, женщина умная или женщина добрая — он безвольно переходит из одних рук в другие. Побеждают мошенник и простая баба. Они ничего не требуют. С другом проблемы, с Ольгой проблемы, они чего хотят, куда зовут. А в уютном домике на Петроградской стороне наливки и варенья, пуховые перины, забота и необременительная любовь.
Обломов — герой, ставший тем кусочком мозаики, без которого невозможно понять уникальный исторический тип — русского дворянина. Онегин, Печорин, Рудин — они мечутся в поисках цели, они выше и лучше окружающих. Обломов не только не ищет, он избегает целеустремленной деятельности. Мир вокруг суетный и пошлый, обломов не хочет играть в его игры, а свою игру навязать миру не в состоянии. Проблема ответственности личности за свою судьбу в романе И. А. Гончарова «облом»
Гончаров Иван Александрович родился 6 июня 1812 в богатой купеческой семье. Отец Александр Иванович неоднократно избирался городским головой Симбирска. Он умер, когда Ивану было 7 лет. Воспитанием занималась мать, Авдотья Матвеевна, а также бывший морской офицер Николай Николаевич Трегубов, человек передовых взглядов, знакомый с декабристами.
К литературному творчеству Гончаров обратился в годы университетского обучения. Его выдающиеся произведения — романы «Обрыв», «Обыкновенная история», «облом». В 1859 г. в журнале «Отечественные записки» был напечатан роман Гончарова «облом». «Облом» имел чрезвычайно важное значение в развитии русского реалистического романа. В романе показан пагубное влияние феодально-крепостнического строя на развитие человеческой личности и данные два больших типовых обобщения, представляющие собой вершину творчества Гончарова: обломов и обломовщина.
ат, а от неразвитости души. «Чистосердечность — не дикорастущие цветок», она требует неустанной работы над собой, изучения и осмысления жизни, опыта деятельности и отношений с людьми. Этого нет в облом, он становится жертвой любого, кто претендует на владение его жизнью.
Мошенник или друг, женщина умная или женщина добрая — он безвольно переходит из одних рук в другие. Побеждают мошенник и простая баба. Они ничего не требуют. С другом проблемы, с Ольгой проблемы, они чего хотят, куда зовут. А в уютном домике на Петроградской стороне наливки и варенья, пуховые перины, забота и необременительная любовь.
Обломов — герой, ставший тем кусочком мозаики, без которого невозможно понять уникальный исторический тип — русского дворянина. Онегин, Печорин, Рудин — они мечутся в поисках цели, они выше и лучше окружающих. Обломов не только не ищет, он избегает целеустремленной деятельности. Мир вокруг суетный и пошлый, обломов не хочет играть в его игры, а свою игру навязать миру не в состоянии. Проблема ответственности личности за свою судьбу в романе И. А. Гончарова «облом»
Гончаров Иван Александрович родился 6 июня 1812 в богатой купеческой семье. Отец Александр Иванович неоднократно избирался городским головой Симбирска. Он умер, когда Ивану было 7 лет. Воспитанием занималась мать, Авдотья Матвеевна, а также бывший морской офицер Николай Николаевич Трегубов, человек передовых взглядов, знакомый с декабристами.
К литературному творчеству Гончаров обратился в годы университетского обучения. Его выдающиеся произведения — романы «Обрыв», «Обыкновенная история», «облом». В 1859 г. в журнале «Отечественные записки» был напечатан роман Гончарова «облом». «Облом» имел чрезвычайно важное значение в развитии русского реалистического романа. В романе показан пагубное влияние феодально-крепостнического строя на развитие человеческой личности и данные два больших типовых обобщения, представляющие собой вершину творчества Гончарова: обломов и обломовщина.
Главные герои и их характеристика
Система образов в романе «Обломов» представляет собой солнечную систему: в центре Илья Ильич, а вокруг него те или иные люди. Почти все герои имеют антиподов, равных по значению. Так, ленивому и меланхоличному Илье противостоит деятельный и активный Андрей, образованной и настойчивой Ольге — простая и покорная Агафья. Антитеза в романе «Обломов» является основой системы образов. Вот наглядная таблица от Многомудрого Литрекона:
имя | характеристика |
илья ильич обломов | помещик, потомок древнего дворянского рода, отставной чиновник. апатичный и ленивый толстяк. в то же время очень чувствителен и сострадателен. склонен к философствованию. воспитывался в семейном имении, окружённый заботой и всеобщим обожанием. в результате вырос абсолютно не приспособленным к реальной жизни человеком. попробовал пойти на государственную службу, но, не выдержав давления, ушёл в отставку и снял квартиру, где проводил свою жизнь в праздности и мечтаниях. попытка вывести героя из этого состояния заканчивается полной неудачей, и он ещё глубже погружается в себя. |
андрей иванович штольц | антипод обломова. сын русской дворянки и немца-иммигранта. худощав, целеустремлён и прагматичен. воспитывался в строгости, а после и вовсе был выставлен из дома. добился дворянства и разбогател. с детства дружил с обломовым и проявлял большое участие к его судьбе. с помощью ольги ильинской попытался вывести друга из состояния хандры, но потерпел неудачу. спас обломова от мошенников, взял в управление его имение, а позже взял на себя воспитание сына обломова. женился на ольге ильинской, но брак не был счастливым. |
ольга сергеевна ильинская | молодая дворянка. красавица. активная, жизнерадостная и образованная девушка. ради интереса вызвалась помочь штольцу вернуть к жизни обломова. однако со временем их отношения переросли в серьёзные чувства. была некоторое время помолвлена с главным героем, но свадьба так и не состоялась. разочаровавшись в любви, выходит замуж за нелюбимого штольца. отношения между супругами вполне благополучны, но прохладны. |
агафья матвеевна |
Обломов и рассуждения на тему «Обломовщины»
Всем доброго времени суток. Сегодня я выкладываю свое эссе от 2015 года, которое даже напечатали в университетском журнале. Тут я скажу пару слов о классике русской литературы. Что-то мне подсказывает, что слово «Обломов» у современного зрелого человека вызывает школьные флэшбэки (не всегда приятные), но не спешите закрывать статью. Гончаров создал не просто роман о человеке, который нас заставляли читать учителя, он породил образ, ставший частью русской истории. Его книга одна из моих любимейших. Она многогранна: иногда смешная, реже наивная, ближе к концу серьезная, а в финале даже немного страшная. В отличие, например, от «Евгения Онегина», «Обломов» не теряет своей актуальности и по сей день, поскольку в нем, помимо истории, присутствует психологизм, детальный разбор человеческих пороков, самокопаний, оправданий, жалости к себе и прочих негативных чувств, которые разрушают личность и мешают нам действовать. Как мне кажется, любой современный человек должен прочесть этот роман, дабы избежать судьбы главного героя.
Ивана Александровича Гончарова трудно назвать плодовитым писателем. За свою длинную жизнь он написал только три романа. Победы на литературном поприще, по словам самого автора, давались ему нелегко. Он долго вынашивал идеи, часто в последний момент переписывал готовые к печати рукописи. «Обломов» создавался в течение десяти лет. На сочинение «Обрыва» ушло без малого двадцать! В сравнение с известными классиками русской литературы Гончаров тоже стоит особняком. Виссарион Белинский писал о Гончарове: «…Поэт, художник и больше ничего… У Гончарова нет ничего кроме таланта». Он и был художником, только вместо кисти пользовался словом. Его образы и характеры в авангарде нашей литературы. Они полны жизни и многоплановы, как полотна художников Ренессанса. Тем не менее, Гончаров типичный пример «автора одной книги», как, например, Александр Грибоедов или Николай Некрасов.
Иван Гончаров родился в городе Симбирске (ныне Ульяновск), в обеспеченной семье. Получил хорошее образование и поступил на службу в Петербурге. Там, в перерывах между тяготившей его работой, он начинает писать. Именно скучная работа автора во многом повлияла на характеры и мировоззрение его героев, бунтовавших против рутины и обыденности.
Творческая натура Гончарова раскрылась отчасти благодаря Белинскому, подарившему русской литературе множество талантов. Его первый крупный роман – «Обыкновенная история», легкий и непринужденный, написанный всего за три года, появился в 1847 году. История о простом провинциальном парне Александре Адуеве, приехавшем покорять тогдашнюю столицу – Петербург, до боли похожа на истории, которые ныне происходят повсеместно с гостями Белокаменной. Роман был хорошо встречен критиками, включая Белинского, и опубликован в «Современнике» – самом популярном журнале того времени.
Успех воодушевил Гончарова и он в 1849 году добивается публикации в литературном сборнике главы своего будущего произведения – «Сон Обломова», на страницах которой мы впервые встречаем добряка-ленивца Илью Ильича Обломова, а точнее имеем возможность наблюдать его в молодые годы, когда он был не так уж и ленив.
Сон Обломова
В этой главе Гончаров показывает нам удивительное место, которое можно охарактеризовать одним словом – утопия. В подобные измерения заводили нас многие писатели, чаще фантасты и философы. Что же такое утопия? Застывшее во времени место, лишенное развития или развивающееся, но схематично, потеряв связь с действительностью. Население утопии не живет, а существует. В то же время жизнь их весьма недурна. Они не приносят вреда, равно как и пользы. Им не за что бороться, да и не с кем. У них есть все, что нужно для существования и нет желания что-то менять. Утопия изолирована от внешнего мира. Если обратиться к реальности, то ярчайшим примером будет Австралия – страна с высоким уровнем жизни, с характерным менталитетом и оторванностью малочисленного населения от реальных проблем. Если брать пример из мифологии, то подойдет Атлантида. Из литературы достаточно вспомнить Томаса Мора с его говорящим произведением «Утопия». Ну а в русской литературе можно остановиться на романе «Обломов», главе IX – единственной главе в книге, которая носит название.
Что есть утопия по Гончарову? Да почти то же самое, что и у других авторов. Ничего нового уже придумать нельзя, можно лишь подобрать форму. Стоит сразу заметить, что в большинстве своем первые впечатления об утопиях обманчивы, если конечно речь не идет о кинофильмах, где ценится скорость и быстрое развитие событий. В «родовом гнезде» Обломова не знают, что такое скорость, и событий там тоже не происходит. Крестьянам, живущим в тех краях вообще ничего не нужно. Они инертная масса, сносящая труд как наказание, считающая трату денег катастрофой, а прием пищи важнейшим событием. По словам автора, там нет ни морей, ни гор, только залитые солнцем леса и поля. Да и к чему все это? Красота природы не волнует сердца тамошних жителей.
«В последние пять лет из нескольких сот душ не умер никто, не то что насильственною, даже естественной смертью».
Самая «страшная» история описанная автором – обнаружение пьяного странника на окраине села, на которого перепуганные местные мужики пошли с вилами, да еще вскользь упоминается «овраг», а точнее помойка, про которую впечатлительные жители сочиняют небылицы и куда повсеместно боятся ходить. Уже благодаря этому можно судить о культурном и социальном развитии обитателей тех деревень.
Два села на расстоянии версты друг от друга – Сосновка и Вавиловка принадлежат семейству Обломовых и в просторечье известны под собирательным названием Обломовка. Жители находятся в полной изоляции, как безвольные заключенные мистической тюрьмы вынужденные трудиться, взамен получая трехразовое питание. Ближайшее село за лесными чащобами и болотами в тридцати верстах. Чем не декорация к роману ужасов?
А ведь происходящее в Обломовке описать можно не иначе как ужасом. Правду говорил Николай Добролюбов в своей критической статье «Что такое обломовщина», мол, такая жизнь ведет к всеобщему упадку. Если человек, будет иметь все блага жизни, то желание трудиться у него пропадет и уже не возродится. Как я уже писал, первое впечатление обманчиво. Так вот, после сентиментальных воспоминаний молодого Илюши о набожной маме и ласковой ленивице-няне, автор начинает постепенно вводить нас в курс дела. Оказывается не все так радужно в Обломовке. В первую очередь это касается воспитания главного героя.
«А ребенок все смотрел и все наблюдал своим детским, ничего не пропускающим умом».
Илюшу воспитывают в лучших традициях уайльдовской инфанты, холят и лелеют как экзотический цветок. Туда – нельзя, сюда – нельзя. Повсюду тенью за ним ходит няня. Слуга Захар в любой момент готов натянуть носки и нос подтереть. Мать следит из окна, чтобы Илюша не дай Бог не сделал лишний шаг. Он же барин! А слуги на что? Мальчик сопротивляется. Ему хочется играть, хочется самому посмотреть, так ли страшен овраг, забраться на голубятню и т.д. Однако постепенно, обломовцы побеждают, обращая неофита в свою обломовскую веру. Мальчик сдается, принимая заботу как должное. И это действительно страшно, потому что прежним Илюшей он уже никогда не станет. Будут большие планы и начинания, но с возрастом они станут слабеть, отравленные воспитанием обломовцев.
Напоследок стоит сказать несколько слов о лени. Этой заразы в Обломовке больше чем комаров. Раз в день обе деревушки погружались в крепкий, здоровый послеобеденный сон.
«Это был какой-то всепоглощающий, ничем не победимый сон, истинное подобие смерти».
Ужасы продолжаются. Подробное описание полуденного сна, подобно моровой болезни за несколько минут выкосившей все население Сосновки и Вавиловки, на первый взгляд выглядит смешно, почти как пьяная ночь у Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Однако именно здесь демонстрируется образ жизни простого русского человека, некий стереотип, который слагался поколениями.
Что же происходит, пока деревенские улицы пустуют? Илюша свободен. Один час в день он предоставлен себе и может делать все, что захочет. Залезет на сеновал, выбежит за ворота, наберется смелости и пойдет на разведку к оврагу. Гончаров показывает нам, каким в действительности был Обломов, до своего превращения в комнатное растение и каким мог стать, спи все эти няни, Захары и мама подольше. К сожалению, наступает час пробуждения и люди возвращаются к тому, чем занимались раньше – ничегонеделанию, а если и делают, то из-под палки барина.
Между тем мать сажает Илюшу на колени и, расчесывая волосы, рассказывает ему сказки, рождает в нем мечты и сулит золотые горы. Те самые сказки и мечты, которые будут заменять Обломову реальную жизнь, и которым он будет неизменно предаваться, живя на Гороховой улице и в доме Пшеницыной. То же самое делает и няня, пересказывая ему сказки о волшебницах, о медовых реках, о неведомой стороне, где нет ни холода, ни голода.
«Нянька или придание так искусно избегали в рассказе всего, что существует на самом деле, что воображение и ум, проникшись вымыслом, оставались уже у него в рабстве до старости».
Прогнило что-то в Датском королевстве. Утопия Гончарова жуткая штука, ничем не лучше современного телевидения или массовой пропаганды, лепящей из детей, словно из пластилина все, что пожелают кукловоды. Не зря «Сон Обломова» появился первым. В нем закладываются черты характера главного героя, причины, побудившие его завернуться в турецкий халат и лечь в постель как в могилу. Раскрывается удивительный симбиоз барства и рабства.
Обломов и его окружение
На протяжении всей первой части Обломов остается в горизонтальном положении. Завернувшись в халат, он припирается со слугой Захаром и принимает посетителей; а дом народного поселения на Гороховой улице посещают самые разные гости.
Михей Тарантьев – мрачный верзила и как будто друг квартиранта. На самом деле дружит он только с кошельком Ильи Ильича. Тарантьев в чем-то схож с Обломовым. Всю жизнь занимался однообразной работой, был ленив и грубоват. Так и не смог найти себя и, казалось, был недоволен самой жизнью. Ведь правду говорят: скажи мне кто твой друг, и я скажу тебе кто ты. И в то же время Михей Тарантьев весьма предприимчив, когда дело касается барышей, и неглуп, когда надо обвести кого-то вокруг пальца.
Иван Алексеич – персонаж как будто высосанный из пальца, шаблонный и пустой. Явление этого героя вполне оправданно. Гончарову важно было показать толпу, не углубляясь в народные массы. Так появился Алексеев. Этот гость и есть серая масса. Он безлик и податлив. Молчит Обломов и Алексеев молчит. Захочет барин поговорить, Алексеев тут как тут, готов предупредить беседу. В известной кинокартине «несколько дней из жизни Обломова», снятой Никитой Михалковым, до преступного вольно обошлись с романом, но Алексеев там в точности такой же. И тому есть объяснение. Этот персонаж в принципе нельзя изменить. Он как манекен, который из куска пластика не превратится в человека, сколько бы вы его не украшали и не наряжали.
Слуга Захар – настоящая головная боль своего барина и в то же время самый близкий человек. Ворчливый лакей (ему далеко за пятьдесят), любящий полежать на печи, выпить за барский счет и посплетничать – кусочек Обломовки, который Илья Ильич вывез с собой в Петербург. Гончаров справедливо замечает, что еще неизвестно, кто над кем хозяин. У Захара есть характер. На все упреки и требования барина он отвечает огрызаясь, вздыхая, ворча, – как угодно, чтобы в итоге исполнить поручение. Пусть он и любит барина, да скорее луна упадет в океан, чем тот принесет хоть немного пользы. Захар дико неуклюж и как слуга откровенно бесполезен. В то же время он единственный представитель Обломовки, помимо главного героя, с которым читатель пройдет весь путь романа. Захар даже переживет своего барина, но в силу старых привычек так и не сможет распорядиться полученной свободой и найти место в жизни.
Штольц – Обломов – Ольга
Помимо второстепенных персонажей в романе существуют три главных характера, без которых путешествие читателя по страницам произведения ни за что не состоялось бы. День ото дня Обломов лежит на диване погруженный в мысли, наивно веря, что это и есть настоящая жизнь, пока не появляется старый друг.
«Юношеский жар Штольца заражал Обломова, и он сгорал от жажды труда, далекой, но обаятельной цели».
Друг этот – Андрей Иваныч Штольц. Не зря его прибытие приходится как раз на конец первой части. Явление Штольца как бы подводит черту под той всеобъемлющей дрёмой, в которую был погружен Илья Ильич. С появлением Штольца начинается то, чего не обнаружили читатели в первой части романа – герои начинают действовать.
Штольц – полная противоположность лежебоке Обломову. Он сын немца, воспитан со строгостью, крепкой отцовской рукой, в противовес мягкому Илюшей, которого, фигурально выражаясь, нянчили «300 Захаров». Штольц деятельный и своенравный, весь в родителя. Снова различия с Обломовым. В юности до определенного момента Андрей и Илья росли вместе, но вполне ожидаемо пошли разными тропами. По немецкому обычаю чопорный отец отослал выучившегося сына в большой город, чтобы тот собственными силами устроил свою жизнь. Еще одна противоположность.
Можно и дальше продолжать сравнения, да только и так видно, что сын немца во всем превосходит лощеного барина. Что же их связывает, помимо прошлого? Откуда такая привязанность? Неужели потому, что Илья, по словам самого Андрея, обладал честным и верным сердцем? Думается мне, что Обломов был для Штольца, а в последствие и для Ольги, неким проектом. Оба пытались возродить в нем жажду жизни, заставляли читать книги, тащили в свет, словно сонного кота выгоняли на прогулки. Но для чего? Если следовать логике, неужели умудренный жизнью Штольц не понимал, что все его старания пойдут прахом? Разумеется, понимал и помогал Илье, как должно помогать другу. Ведь настоящий друг всегда придет на помощь, даже если его не просят. Когда же проект «развалился», Штольц, кажется, снес эту потерю даже с меньшим сожалением, нежели Ольга. Штольц помогал, потому что мог. Ольга помогала, потому что любила.
«Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни…»
(с) Андрей Иваныч Штольц
«Да разве я мечусь, разве работаю? Мало ем, что ли. Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава богу. Ты ведь знаешь, что я воспитан нежно, что я ни холода, ни голода никогда не терпел…»
(с) Илья Ильич Обломов
«Тебе хотелось бы узнать, пожертвовала ли бы я тебе своим спокойствием, пошла ли бы я с тобой по этому пути. Никогда, ни за что!»
(с) Ольга Сергеевна Ильинская
Эти цитаты как нельзя лучше характеризуют главных героев. По ходу романа даже создается впечатление, что Ольга и Штольц похожи. Тут, однако, надо отдать должное искусству автора. Гончаров ловко ввел нас в заблуждение. Как бы странно это не звучало, но Ольга Ильинская духовно сильнее закаленного жизнью Штольца. Это хорошо выражается знаменитыми словами в конце книги, которые Андрей произносит: «Мы не титаны с тобой… Склоним головы и смирено переживем трудную минуту». Вот только Ольга ни перед кем головы не склоняет. Подтверждает это и Николай Добролюбов: «Ольга по своему развитию представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни… В ней-то более, нежели в Штольце, можно видеть намек на новую русскую жизнь».
Дворянка Ольга самый сильный персонаж в романе и самый деятельный. Не зря она носит имя древнерусской княгини, стойкости и мужестве которой позавидовали бы валькирии. Встретив её, мужчина испытает страх, ведь сильных женщин опасаются многие. Опять же, ссылаясь на Добролюбова: «…Женщинами Гончарова можно только восхищаться. Дамы говорят, что верность и тонкость психологического анализа у автора – изумительна, и дамам в этом случае нельзя не поверить…»
Ее знакомство с Обломовым поначалу проходит в забавной манере. Долгие взгляды, короткие фразы, коими они время от времени обмениваются, подобно многим влюбленным. Постепенно сближаясь, увлекаясь жизнью друг друга, они испытывают то, что принято называть любовью. У Гончарова чувство во всех отношениях ложное, потому как Ольга любила «будущего Обломова», которого стремилась перекроить под себя с помощью Штольца.
Илья же, очутившись меж двух огней, до некоторого времени убеждает себя в том, что любит, но обломовщина просто так не выветривается. Слишком многим придется пожертвовать, чтобы получить желаемое. Итогом их связи становится письмо полное самобичеваний, адресованное к Ольге, слезы и разлука. Перед этим, правда, оскорбленная девушка ярко и просто выскажет Илье все, что она о нем думает и это станет Обломову хорошим уроком. Далее Ольга находит новую любовь и семейное счастье рядом со Штольцем. Но надолго ли? Гончаров как будто намекает той самой фразой. Они ведь не титаны…
Спит безмятежно человек
А что же Илья Ильич Обломов? Я не зря оставил его напоследок. Он и в книге плетется в самом хвосте. Кто-то скажет, что он ленив и глуп. Это неправда. Само слово обломовщина и роман у масс ассоциируются с ничегонеделанием. Это роман о лени? Снова неправда. Когда я слышу подобное, то понимаю, что человек либо читал книгу в школе, либо вовсе слышал о ней вскользь.
«Он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть теперь уже умершее, или лежит оно, как золото в недрах горы, и давно пора бы этому золоту быть ходячей монетой».
И кто же мне теперь поверит, если я вдруг откажусь от собственных слов и стану утверждать, что Илья Ильич был деятельным человеком? Нет, он не свернул гор, не построил дом, не посадил дерево, да и ребенка завел случайно. Настоящая работа была для него в тягость. Совсем иная работа велась глубоко внутри, как и всякая борьба, согласно старинной поговорке, которая чаще происходит в сердцах наших. Обломов строил планы переезда в деревню, коим не суждено было сбыться, планировал путешествие заграницу и отказался в последний момент. Тем не менее, он верил в то, что работает. Учил языки и бросил. Читал книги, и те вскоре покрылись пылью. Делал переводы, и оставлял их в углу пылиться на книгах вместе с прочими замыслами. Может это и выглядит постыдно, но только не для самого лежебоки.
Порой сквозь капризы и возмущения Обломова иногда проскальзывали правильно поставленные вопросы и утверждения. Люди вокруг заняты муравьиной работой. Это правда. Обломов часто вопрошает: «А когда же жить?» Это тоже немаловажный вопрос. Работа – дом – работа… Разве это жизнь? Штольц, каким бы деятельным не был, не сидел в канцелярии и бумажки не перекладывал, как это делала два года Илья Ильич. Он путешествовал по миру. Уж конечно такую работу любой полюбит. Вообще-то, если начать разбор характеров героев и анализ их мотивации, можно забраться довольно глубоко. Этим и хороша многоплановость произведения.
Роман «Обломов» еще и о зоне комфорта, в которой уснул человек. Идеал существования для Ильи Ильича не халат и диван, а мечта делать то, что нравится. Ментальный труд и вечный поиск себя, приправленный элементами богемной жизни, заменяли Илье Ильичу работу. Во сне он свободно путешествовал. В мыслях вершил великие дела.
Сколько бы Обломов не думал, какие бы планы не строил, «мысль» и «дело» никогда не будут равны. Даже самый великий мыслитель, за жизнь не воплотивший ни одного замысла, выглядит беспомощнее последнего дурака, терпящего неудачи в бесконечных попытках.
Что ж, сказка ложь, да в ней намек – кто хочет, пусть мотает на ус, а на сказителе вины нет. Под занавес в памяти проступают слова Фауста. Знаменитые слова, которые Илья Ильич должен был затвердить как Отче наш. На них и предлагаю закончить:
Вот мысль, которой весь я предан,
Итог всего, что ум скопил.
Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,
Жизнь и свободу заслужил.
Тематика романа «Обломов» охватывает все сферы жизни дворян 19 столетия:
Тест по роману И. А. Гончарова «Обломов»
Тест по русской литературе на тему: «И.А.Гончаров «Обломов».
“Впечатление, которое этот роман своим появлением произвел в России, не поддается описанию. Вся образованная Россия читала “Обломова” и обсуждала обломовщину.» (князь П.Кропоткин)
«…капитальная вещь, какой равных давно не было. …Обломов имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и не временной в настоящей публике.» (Л.Н.Толстой)
б) Алексей Иванович
в) Александр Иванович
г) Иван Александрович
а) в Царкосельском лицее
б) в Нежинской гимназии
в) в Московском университете
г) в Симбирском университете
а) совершил путешествие на остров Сахалин;
б) участвовал в обороне Севастополя;
в) совершил кругосветное путешествие на фрегате «Паллада»;
г) был сослан на Кавказ в действующую армию.
г) «Обыкновенная история»
б) в Тульской губернии
в) в Орловской губернии
б) Невский проспект
а) Иванушка — дурачок
а) расширить представление о барской жизни;
б) объяснить происхождение героя;
в) выразить представление автора об идеальной семье;
г) объяснить причины апатии и бездеятельности героя.
а)не туда отправил важную бумагу, а так как служба его тяготила, решил уйти сам, не ожидая наказания;
б) его уволили из-за лени;
в) женился и не мог много времени уделять службе;
г) срочно уехал в деревню по делам имения.
а) бездуховностью и цинизмом
б) полным разочарованием в любви
в) мечтательной ленью
г) телесным недугом
а) «маленький человек»
а) проблему чести и долга перед другими людьми;
б) проблему достижения человеком высокого социального положения и богатства;
в) проблему самостоятельного образования и развития личности;
г) проблему российского общества «обломовщину», приводящую к постепенному угасанию личности;
II. Второстепенные персонажи романа.
б) Иван Александрович
в) Александр Иванович
а) в Царкосельском лицее
б) в Нежинской гимназии
в) в Симбирском университете
г) в Московском университете
а)совершил кругосветное путешествие на фрегате «Паллада»;
б) участвовал в обороне Севастополя;
совершил путешествие на остров Сахалин;
г) был сослан на Кавказ в действующую армию;
в) «Обыкновенная история»
а) оживляют вялое течение романа;
б) олицетворяют суету петербургской жизни;
в) незаметно для героя меняют его жизнь;
г) помогают понять характер главного героя.
а)хорошим другом, с которым они арендуют жилье;
б)врачом, который живет с Обломовым постоянно, так как у мужчины слабое здоровье;
в) верным слугой, прислуживающим Обломову с малых лет;
г) дальним бедным родственником.
б) Тарантьев с братом Пшеницыной
в) помещик соседнего имения
а)школьным другом детства;
б) сослуживцем, с которым Илья Ильич сдружился за время службы;
г) двоюродным братом.
а) от близкого окружения – еще в детстве он общался с детьми рабочих;
в) от дворянки матери
а)Андрею Ивановичу не нравится, что Обломов погряз в лени, «обломовщине», перестал развиваться;
б) родные Обломова попросили Штольца привезти Илью Ильича к себе;
в) Андрей Иванович нашел новое жилье для Обломова и нужно срочно туда заселиться;
г) Штольц ведет активную светскую жизнь и ему нужен компаньон для выхода в свет.
«Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки, как перлы в толпе! Его сердце не подкупишь ничем на него всюду и везде можно положиться. Многих людей я знал с высокими качествами, но никогда не встречал сердца чище, светлее и проще; многих любил я, но никого так прочно и горячо»?
а) Захар Штольцу об Обломове;
б) Обломов Тарантьеву о Штольце;
в) Штольц Ольге об Обломове;
г) Штольц Обломову об Ольге.
а) взаимного исключения
III. Женские образы в романе.
б) Алексей Иванович
а) в Московском университете
б) в Нежинской гимназии
в) в Царкосельском лицее
г) в Симбирском университете
а) совершил путешествие на остров Сахалин;
б) участвовал в обороне Севастополя;
был сослан на Кавказ в действующую армию;
г)совершил кругосветное путешествие на фрегате «Паллада».
г) «Обыкновенная история»
а) в гостях у Тарантьева;
б) Обломов случайно встретил девушку в парке;
в) Ольга переехала в соседний дом и стала соседкой Обломова;
г) их познакомил Штольц
а) ария из оперы «Пиковая дама»
б) за проявленный к ней интерес
г) за стремление измениться
а) Обломов полюбил другую женщину;
б) тетя Ольги узнала об их отношениях и строго запретила им встречаться;
в) Илья Ильич решил, что их отношения зашли слишком далеко, а он не был готов к серьёзным переменам в своей жизни;
г) Обломов собрался уехать к Штольцу за границу, решив перед этим разорвать все связи в России.
а) за барона — друга ее тети;
б)за Штольца, с которым они стали близки за границей;
в) за Обломова – через несколько лет они вновь встретились;
г) девушка осталась незамужней, так как до конца жизни не могла забыть Обломова.
б) мать Ильи Обломова
в) Агафья Пшеницына
а) образованная, обаятельная, деятельная;
б) властная, целеустремленная, тщеславная;
в) глупая, покорная, корыстная.
г) хозяйственная, добрая, трудолюбивая
а) семья Тарантьева, к которым он переехал;
б) хозяйка квартиры Агафья Матвеевна и ее дети;
в) Штольц и его семья, к которым он переехал в старости;
г) Обломов вернулся в Обломовку и там наконец нашел спокойствие.
а) в честь брата жены;
б) в честь Тарантьева;
г) в честь своего отца.
а) брат Агафьи Пшенициной;
б) родственники Ильи Ильича;
в) Агафья Матвеевна сама воспитывала сына;
г) Штольц и его семья.
в) Агафья Пшеницына
1.Егорова Н.В., Золотарева И.В., МихайловаТ.И. Поурочные разработки по литературеXIXв.:10 класс. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.:ВАКО,2011.
Проблемы
Проблематика романа «Обломов» столь же интересна и насыщена:
Назовите какие блюда представлены в романе «Обломов»
4.Критик Ю. Елагин писал в 1892г: «Гончаров, с точки зрения своей доктрины, просто хотел обличить помещичью лень, но, как всегда, увлекшись своим талантом рисовальщика, создал ряд картин, которые свидетельствуют, не о русской лени и праздности, а о лучших, благороднейших чертах русского характера» — Какие черты Обломова подчеркивает автор первую очередь? — О каких «лучших, благороднейших чертах русского характера» говорил Елагин.
5. Критик А.В.Дружинин заметил: «Между Обломовым, который безжалостно мучит своего Захара, и Обломовым, влюбленным в Ольгу, может, лежит целая пропасть, которой никто не в силах уничтожить» — Действительно ли Обломов «мучит своего Захара»? — Каково отношение Захара к своему барину? — Правда ли, что автор делит героя «на двух» Обломовых, между которыми «лежит целая пропасть»? — Какова идейно-композиционная роль Захара в романе?
6. Покажите условность картин главы IX первой части романа: черты идиллии ушедшего «золотого века», чуждые современной жизни; четкие картины, лишенные неопределенности и фантастических связей реального сна.
Основная идея
Гончаров изобразил в романе отмирание старой России и начало новой эпохи, в этом общественный смысл романа «Обломов»:
Главная мысль автора заключается в надежде, что Россия сможет подчерпнуть из двух миров только самое лучшее.
Чему учит?
Роман «Обломов» учит нас избегать крайностей. Человек должен честно работать, чтобы чего-то добиться в этой жизни, а не только рассуждать о смысле бытия. Однако в то же время он не должен подавлять в себе человечность. Ведь только рассуждая о своей жизни и окружающем мире, мечтая, думая, отдаваясь ностальгии, мы, возможно, сможем стать по-настоящему счастливыми. Такой вывод можно сделать из романа «Обломов».
Гончаров показал, что даже совершенно разные люди могут стать настоящими друзьями, а даже самая нежная любовь — привести к беде. Это и есть мораль произведения «Обломов»: нет чего-то абсолютно хорошего и плохого, верного и ложного. Благие намерения Ольги обернулись травмой и для Ильи, и для нее самой. Забота Андрея о друге лишь подтолкнула его к еще большей деградации.
Что такое обломовщина (10 стр.)
Но вот в чем главная беда: он и вообще жизни не умел осмыслить для себя. В Обломовке никто не задавал себе вопроса: зачем жизнь, что она такое, какой ее смысл и назначение? Обломовцы очень просто понимали ее, «как идеал покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями, как-то: болезнями, убытками, ссорами и, между прочим, трудом. Они сносили труд, как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным». Точно так относился к жизни и Илья Ильич. Идеал счастья, нарисованный им Штольцу, заключался не в чем другом, как в сытной жизни, — с оранжереями, парниками, поездками с самоваром в рощу и т.п., — в халате, в крепком сне да для промежуточного отдыха — в идиллических* прогулках с кроткою, но дебелою женою и в созерцании того, как крестьяне работают. Рассудок Обломова так успел с детства сложиться, что даже в самом отвлеченном рассуждении, в самой утопической теории имел способность останавливаться на данном моменте и затем не выходить из этого status quo**, несмотря ни на какие убеждения. Рисуя идеал своего блаженства, Илья Ильич не думал спросить себя о внутреннем смысле его, не думал утвердить его законность и правду, не задал себе вопроса: откуда будут браться эти оранжереи и парники, кто их станет поддерживать и с какой стати будет он ими пользоваться. Не задавая себе подобных вопросов, не разъясняя своих отношений к миру и к обществу, Обломов, разумеется, не мог осмыслить своей жизни и потому тяготился и скучал от всего, что ему приходилось делать. Служил он — и не мог понять, зачем это бумаги пишутся; не понявши же, ничего лучше не нашел, как выйти в отставку и ничего не писать. Учился он — и не знал, к чему может послужить ему наука; не узнавши этого, он решился сложить книги в угол и равнодушно смотреть, как их покрывает пыль. Выезжал он в общество — и не умел себе объяснить, зачем люди в гости ходят; не объяснивши, он бросил все свои знакомства и стал по целым дням лежать у себя на диване. Сходился он с женщинами, но подумал: однако, чего же от них ожидать и добиваться? Подумавши же, не решил вопроса и стал избегать женщин… Все ему наскучило и опостылело, и он лежал на боку, с полным, сознательным презрением к «муравьиной работе людей», убивающихся и суетящихся бог весть из-за чего…
* Идиллия (с греч.) — стихотворение, повествующее о безмятежной, простой жизни на лоне природы, в переносном смысле — мирное, счастливое существование.
** Статус кво (с лат.) — существующее, неизменное состояние.
Дойдя до этой точки в объяснении характера Обломова, мы находим уместным обратиться к литературной параллели, о которой упомянули выше. Предыдущие соображения привели нас к тому заключению, что Обломов не есть существо, от природы совершенно лишенное способности произвольного движения. Его лень и апатия есть создание воспитания и окружающих обстоятельств. Главное здесь не Обломов, а обломовщина. Он бы, может быть, стал даже и работать, если бы нашел дело по себе; но для этого, конечно, ему надо было развиться несколько под другими условиями, нежели под какими он развился. В настоящем же своем положении он не мог нигде найти себе дела по душе, потому что вообще не понимал смысла жизни и не мог дойти до разумного воззрения на свои отношения к другим. Здесь-то он и подает нам повод к сравнению с прежними типами лучших наших писателей. Давно уже замечено, что все герои замечательнейших русских повестей и романов страдают оттого, что не видят цели в жизни и не находят себе приличной деятельности. Вследствие того они чувствуют скуку и отвращение от всякого дела, в чем представляют разительное сходство с Обломовым.