О чем думал болконский глядя на небо
Небо Аустерлица в романе «Война и мир»: монолог Андрея Болконского (отрывок, эпизод)
Битва под Аустерлицем (фильм «Война и мир» 1967 г.) |
Монолог Андрея Болконского под небом Аустерлица является одним из эпизодов 1-ого тома романа «Война и мир» Льва Толстого.
Данный эпизод можно найти в томе 1 части 3 главе XVI романа.
В этом эпизоде описывается битва под Аустерлицем, которая случается 20 ноября (2 декабря по новому стилю) 1805 года. Андрей Болконский со своим батальоном вступает в бой против французов и получает ранение. Падая на землю, князь Андрей видит прекрасное небо Аустерлица.
Ниже представлен монолог Андрея Болконского под небом Аустерлица из романа «Война и мир» (отрывок, эпизод). Непосредственно текст монолога выделен курсивом.
Смотрите:
— Характеристика Андрея Болконского
— Все материалы по роману «Война и мир»
Небо Аустерлица в романе «Война и мир»: монолог Андрея Болконского (отрывок, эпизод)
(том 1 часть 3 глава XVI)
Как бы со всего размаха крепкою палкой кто-то из ближайших солдат, как ему показалось, ударил его в голову. Немного это больно было, а главное, неприятно, потому что боль эта развлекала его и мешала ему видеть то, на что он смотрел.
«Что это? я падаю? у меня ноги подкашиваются», — подумал он и упал на спину. Он раскрыл глаза, надеясь увидать, чем кончилась борьба французов с артиллеристами, и желая знать, убит или нет рыжий артиллерист, взяты или спасены пушки. Но он ничего не видал. Над ним не было ничего уже, кроме неба,— высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал,— подумал князь Андрей,— не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист,— совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу. »
Это был отрывок «Небо Аустерлица» из романа «Война и мир» Толстого: монолог Андрея Болконского (отрывок, эпизод).
Прослушать этот монолог с небольшими изменениями вы можете на YouTube в фильме «Война и мир» (эпизод на 1:37:55).
Анализ эпизода из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». «Небо Аустерлица» как главное событие в жизни князя Андрея Болконского, изменившее его мировоззрение
Прочтите описание «высокого неба» Аустерлица. Что же понял князь Андрей?
Карточка №49Б
Что понял князь Андрей, глядя на высокое небо? О чём после Аустерлица мечтает князь Андрей?
Карточка №50Б
Какое выражение застыло на лице Лизы Болконской после смерти? Почему князь Андрей видит Лизу с таким выражением лица?
Карточка №51Б
Смерть жены – один из поворотных моментов жизни князя Андрея. Почему? Что он понял и как после этого изменился?
После смерти жены князь Андрей переживает сильное душевное потрясение, он решает для себя, что будет жить для самых близких людей (ради сына, сестры и отца), но он не хочет мириться с такой обыденной жизнью, и в конце концов все это приводит к глубокому душевному кризису. А Пьер Безухов убеждает Болконского в том, что жизнь не кончена, что нужно дальше бороться, не смотря ни на что.
Карточка №52В
Почему Пьер женился на Элен?
Карточка №53Б
Докажите с помощью текста, что Пьер не любил Элен.
«Но в чем же я виноват? — спрашивал он. — В том, что ты женился не любя ее, в том, что ты обманул и себя и ее, — и ему живо представилась та минута после ужина у князя Василья, когда он сказал эти невыходившие из него слова: „Je vous aime“. [Я вас люблю.] Всё от этого! Я и тогда чувствовал, думал он, я чувствовал тогда, что это было не то, что я не имел на это права. Так и вышло»
Карточка №54А
Что привлекло Пьера в масонстве? Что было наиболее дорого Пьеру в масонском учении?
То, что Пьер пришел в масонство — результат его жизненных исканий. Он хотел найти смысл жизни и пути его достижения. Идеи масонства о братстве, взаимопомощи, самопожертвовании привлекали его.
Ему хочется «быть вполне хорошим», делать добро, жертвовать.
Под влиянием идей масонства он прощает жену и снова тяготится своим двусмысленным положением.
Карточка №55Б
Внутренний монолог в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
Мотив неба в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
Мотив неба является назывным мотивом, то есть утверждает явление в его стабильности. Обычно он проявляется не в действиях, но в описаниях, внесюжетных элементах. Так, спокойное, глубокое, ясное небо противопоставляется ситуации, рассказ о которой сопровождает его описание – чаще всего, ситуации войны с ее хаотичностью.
Небо в большинстве случаев обозначается в романе сходными, устойчивыми словосочетаниями: «это небо» или «высокое звездное небо», что подчеркивает его нерушимость. Оно реализуется как отображение вечного и прекрасного мира (в значении спокойного и счастливого бытования), мира абсолютного, не подверженного ни влиянию светского общества, ни влиянию войны. Базовая характеристика сопровождается различными элементами-примесями света или войны к абсолюту неба.
Например, в первом томе перед Шенграбенским сражением в небе висит огромный шар солнца. Его видит и русская армия, но в описании с позиции Наполеона появляется дополнительное сравнение — «как огромный пустотелый багровый поплавок». С одной стороны, оно подчеркивает кровопролитность грядущего сражения. С другой – напоминает о «короле-солнце» Людовике 14 и указывает на положение императора среди его войск, на его самомнение и блуждание в тумане искусственного мира призраков величия. Следовательно, небо оказывается в условиях войны связано светскими отношениями.
Как мы уже поняли, основные характеристики неба сохраняются, но один из параметров – высота – оказывается достаточно динамичным. Наиболее отчетливо это проявляется в эпизоде охоты Ростовых. Начинается он с мысли об утре, «лучше которого ничего не могло быть для охоты: как будто небо таяло и без ветра спускалось на землю». Далее: «Туманное небо продолжало незаметно и равномерно спускаться на землю». Небо начинает само по себе сжиматься и уменьшать масштаб. Потому оно и становится удачным для охотника – уменьшается размах, разбег охоты.
Но в иных случаях это не сулит ничего хорошего. Например, для Андрея: «Как будто тот бесконечный свод неба, стоявший прежде над ним, вдруг превратился в низкий, определенный, давивший его свод, в котором все было ясно, но ничего не было вечного и таинственного». Постижение неба, таким образом, становится таинством. Небо заключает в себе вечные ценности для человека. И, наконец, важной становится неопределенность, незнание, что будет дальше и определение этого со временем – одна из идей, над которой Толстой размышляет в романе.
Небо выступает как один из элементов широкого и открытого пространства, преимущественно – боевого поля. Взгляд на небо позволяет максимально раздвинуть рамки, предельно увеличить масштаб. Но, как правило, описания неба сопровождаются описаниями солнца, воды, гор, тумана, и взгляд снова сужается, концентрируется на мелочах. То есть незамутненный, абсолютный мир описывается редко и оказывается, буквально, невозможен.
Небо постоянно чем-то скрыто от внимания человека. Преимущественно это туман, реже – дым. Ночной туман к утру оставил на высотах только иней… в лощинах же туман расстилался еще молочно-белым морем.; Единственное движение, которое было в воздухе, было тихое движение сверху вниз спускающихся микроскопических капель мги и тумана.; Прежде ясное вечернее небо все было застлано дымом. Небо будто скрывает самое себя, само отказывается становиться доступным и открывать свои тайны любому.
Внимание обычного человека не акцентируется на небе, и истинная, крепкая связь с ним становится доступна только ищущему герою. Пьер или Андрей, с которыми и связаны сцены, где небо играет особую роль, находятся в постоянных духовных метаниях, стремятся постичь и сформулировать философские цели своих жизней. Обращение к небу для них становится моментам переворота, прозрения.
Так, Аустерлицкое сражение меняет взгляд Андрея Болконского на войну. Если прежде ему казалось, что это способ реализовать свою гордость, добиться статуса и повысить свое общественное положение, то потом это перестает иметь значение. Сцена становится не только узловой в первом томе романа, но и ключевой в судьбе Андрея.
Косвенно это распознается через противопоставление ясности и туманности. Так, во время и до сражения — туман не только существует в своем обычном виде, но занимает и головы военных (каждый ищет личную выгоду, нет общего духа, солдаты разрознены). Замутнён рассудок и у князя Андрея. Зато после сражения над Аустерлицем открывается чистое небо, которое развеивает туман не только над полем боя, но и в голове Болконского.
Аналогично в сцене между Пьером и Андреем на пароме указание Пьера на неба становится напоминанием Андрею о той высоте, которую он увидел в сражении. Благодаря открытым глазам Андрей снова воспрял духом и отошел от жизни отшельника, снова открылся для жизни во всех ее возможностях. Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь.
По той же логике Николай Ростов распознает свою любовь к Соне, а Андрей начинает что-то чувствовать к Наташе как раз таки в ночи, под открытым небом, что тоже становится вариантом смены состояния, переходом. Подобное происходит преимущественно ночью, под черным, звездным небом.
Пьер обращается к небу до и после Бородинского сражения. До он видит комету и угадывает предзнаменование. Возможно, он подтасовывает цифры и факты, но это опять же порождает в нем новые желания, новые силы, мотивирует его на дальнейшие подъем и движение и снова направляет по пути исканий к истине. Пьеру казалось, что эта звезда вполне отвечала тому, что было в его расцветшей к новой жизни, размягченной и ободренной душе. После сражения, куда он приезжает после мыслей о комете, Пьер видит чистое звездное небо.
Другая встреча Пьера с небом происходит, когда он уже в плену. Он видит глубину неба, которую уже постиг ранее, с которым вошел в контакт. И появившаяся после этого духовная широта не может более быть заперта ни стенами барака, ни светским миром, ведь, как говорит Пьер: «И все это мое, и все это во мне, и все это я!»
Реже, обычно перед боевыми действиями, небо открывается Наполеону. Изначально через Аустерлицкое сражение Наполеон и небо противопоставляются, причем Толстой акцентирует внимание на этом противопоставлении: Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нему облаками. … так мелочен казался ему сам герой его, с этим тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом… … фигура маленького, ничтожного Наполеона и над всем этим высокое небо.
Далее перед сражением, которая история считает поворотным для войны 1812 года – Бородинским, Наполеон снова смотрит на небо. Начинало светать, небо расчистило, только одна туча лежала на востоке. В остальных эпизодах военных действий небо не оказывалось чистым: в эту минуту солнце стало скрываться за тучами; прежде ясное вечернее небо все было застлано дымом; небо и горизонт были одного и того же цвета мутной воды; сквозь снежинки виднелось черно-лиловое звездное небо. Так, небо предвещает переход удачи на сторону русских войск. Мотив неба становится не только показателем перемен, но и мотивом-резонатором, развивающимся параллельно с авторской мыслью. Небо как олицетворение ценностей противопоставляется Наполеону, поэтому и с мыслями об убийстве врага Пьер видит высокое и чистое небо.
С Данило также связан мотив небо. Отвечая перед господами Ростовыми, он стремился скорее выйти из их покоев на простор, из-под потолка под небо. Думаю, это показывает, что абсолютный мир противопоставляется и светскому обществу, и господским покоям. Он в большей степени оказывается доступен тем, кто по факту обществу не принадлежит.
Ближе к концу четвертого тома и, соответственно, концу войны Петя Ростов видит сон. Сны, как правило, предрекают будущие события, а в данном случае сон как раз начинается с очищения неба: «Небо было такое же волшебное, как и земля. На небе расчищало, и над вершинами дерев быстро бежали облака, как будто открывая звезды. Иногда казалось, что на небе расчищало и показывалось черное, чистое небо. Иногда казалось, что эти черные пятна были тучки. Иногда казалось, что небо высоко, высоко поднимается над головой; иногда небо опускалось совсем, так что рукой можно было достать его».
Более значимых упоминаний неба в романе не встречается, что говорит о том, что предсказание сбывается. По нему нравственная жизнь России становится чище, хотя не отмывается совсем. Ценности и вера становятся тем, до чего реально дотянуться. Наконец, масштаб расширяется настолько, насколько это возможно. Стоит отметить, что прежде по меркам Николая Ростова: «На небе было черно и скучно, на земле было весело», — то есть ценности на земле не воспринимались.
Наконец, небо становится воплощением бога. Перед своим первым боем Ростов шепчет: «Тот, кто там в этом небе, спаси, прости и защити меня!». Памятник над могилой маленькой княгини изображает ангела, готового подняться на небо, к богу. Наконец, на молебне перед Бородинским сражением икону проносят под открытым небом – опять же: под небом просторным и чистым. Небо шире, больше, значительнее бога, но оно менее постижимо, поэтому, воплощая бога, выражает доступную форму свободы и мира. С другой стороны, герои, кому удается постичь само небо (Пьер, Андрей), оказываются гораздо ближе к правде жизни.
Таким образом, мотив неба позволяет распознать в романе следующие идеи:
Анализ эпизода «Небо Аустерлица» из романа «Война и мир»
Несмотря на это, герой идет на пролом. Михаил Илларионович предупреждает его, что шансов остаться живым почти нет. Андрея не беспокоят чувства и переживания родных. Болконский подвергает себя серьезной опасности.
Андрей удивленно осознаёт, что начинает падать. Его ноги подкашиваются. Молодой князь упал на спину и открыл глаза. Болконский хотел узнать, чем кончилась бой французов с нашими артиллеристами. Его интересовал вопрос в каком состоянии находятся наши пушки. Однако, Болконский ничего не увидел, кроме прекрасного голубого неба.
Небо было таким высоким и неясным. Ничто не могло сравниться с ним. По голубой глади медленно и тихо ползли серые облака. Этот момент отдавал торжественностью осознания истины. Андрей понял, что все его мечты и притязания – бессмысленная глупость.
Это синее небо превыше всего, оно скрывает таинственную красоту и жизнь. Герой сравнил спокойствие и тишину, которая отличалась от шума и ужаса боя. Облака так медленно передвигались по голубому небосводу. Это было несравнимо с нашим бегом, криками и драками. У неба была совсем другая жизнь, независимая от нас.
Князь изумлён, как он раньше мог не видеть такой красоты. Как же он был глуп, когда гонялся за туманной и уходящей славой. Торжеством, которое длилось бы одну минуту. А это прекрасное небо всегда прекрасно.
Андрей был настолько восхищен величием неба, что не чувствовал боли и даже не заметил своего кумира. В момент созерцания к нему подошел сам Бонапарт и похвалил Болконского. Наполеон был убеждён, что тот уже мертв и лежит со знаменем в руках.
Этот момент перевернул всю жизнь князя. Он понял, что слава ничего не стоит. Ведь всё прекрасное уже рядом, его остаётся только заметить.
Другие сочинения: ← Наташа Ростова и Андрей Болконский↑ Толстой Л. Н.Любовь в произведении После бала →
Анализ эпизода «Небо Аустерлица» из романа «Война и мир»
Лев Толстой до сих пор славится тем, что подробно изображал духовную эволюцию или деградацию своих персонажей, поясняя, что и к чему привело. Эти переломы в жизни героев не происходят на пустом месте, а являются результатами каких-то событий. Одно из таких ключевых происшествий – ранение князя Андрея Болконского. Анализ отрывка «Под небом Аустерлица», описание и значение этого фрагмента необходимы читателю для наиболее полного понимания замысла писателя, его авторской позиции и идеи романа, считающегося легендарным образчиком русской литературы в нашей стране и за рубежом.
Князь Андрей пошел на войну по собственному желанию, на что имел несколько причин. Во-первых, Болконский хотел вырваться из обыденности, он устал ходить на светские вечера и вести пустые разговоры. Герой не мог бездействовать, жить без идеи. Он понимал, что даже в любви к жене он ошибался, не находил понимания у нее. Во-вторых, герой амбициозен, самолюбив, поэтому он хотел совершить подвиг, ждал «своего Тулона».
Что произошло с Андреем под небом Аустерлица? Перед битвой героя охватывают противоречивые мысли. С одной стороны, он думает о смерти, о том, что в бою от него мало что зависит, вокруг тысячи случайностей. И цель всего этого крайне туманна: «Неужели из-за придворных и личных соображений должно рисковать десятками тысяч и моей, моей жизнью?». Но инстинкт самосохранения перекрывается тщеславием, герой мысленно уже ведет за собой войско к победе против одной из самых сильных европейских армий. Л.Н. Толстой намеренно снижает пафос происходящего, Андрей слышит шутки солдат. Они далеки от высокопарных рассуждений, но именно на них лежит вся ответственность за победу.
В бою он действительно устремляется вперед, берет знамя и пытается повести наступление. Автор описывает героический поступок обыденно: громоздкая, неудобная ноша в виде знамени, а ранение сравнивается с ударом палки по голове. И вот герой падает, находится на грани жизни и смерти, смотрит вверх и видит небо. Что понял Андрей под небом Аустерлица? В этот момент он осознает, что нет ничего важного в войнах, подвигах, знаменах и битвах. Самое важное, самое вечное – это как раз небо, природа, сама по себе простота жизни, а остальное суетно.
Каковы смысл и роль эпизода «Небо Аустерлица» в романе «Война и мир»? Отрывок вводится автором для того, чтобы отразить его пацифистское мировоззрение, а также показать ключевой момент в жизни героя, который изменил его ценности. С этого момента Болконский понимает тщетность и ненужность войны и славы, в его жизни наступает новый период.
Автор: Мария Блинова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
https://youtu.be/Gl-ZZTVrYyQ
Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем (анализ эпизода том 1, часть 3, глава 19)
Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» открыл читателю галерею бессмертных образов, созданных рукой писателя-психолога. Благодаря его тонкому мастерству, мы может проникать в сложный внутренний мир героев, познавая диалектику человеческой души. Одним из положительных героев романа является князь Андрей Болконский. Писатель наметил сначала эпизодическую фигуру офицера-аристократа, но затем она вылилась в фигуру главного героя, который в результате долгих поисков, ошибок и борьбы приходит к народу. Это, по мнению Толстого, и делает его положительным. Позиция князя Андрея в самом начале романа – это конфликт со средой. Этот конфликт назревает из-за неудовлетворенности героя окружающей его действительностью. Болконского не устраивает общество, в котором он находится. Высший свет остановился в своем развитии, походит на болото, которое засасывает в трясину праздномыслия, бездействия, внешного блеска и внутренней бессодержательности. Князь Андрей же хочет вырваться из этой трясины и имеет для этого достаточно сил. Путь разрешения конфликта со средой, который намечает для себя герой, – попытаться достичь власти через воинский подвиг. Это становится лейтмотивом сюжетной линии образа Андрея Болконского на протяжении всего первого тома. Образцом героя, который владеет умами людей, долгое время является для князя Андрея Наполеон Бонапарт. Он стремится уподобиться этому кумиру, одержав победу в своем Тулоне, который пытается найти во время войны 1805 года. Аустерлицкое сражение завершает этот этап. В день битвы князь Андрей с нетерпением ждет осуществления своих честолюбивых планов, но после поражения идеальный Тулон развенчивается самим героем. В девятнадцатой главе третьей части первого тома описывается тот сильнейший внутренний перелом в душе князя Андрея, который повлечет за собой перемену всех его взглядов и станет сильнейшим толчком к более глубокому самоанализу и самосовершенствованию. Этот эпизод переносит нас на Працежную гору, где «упал с древком знамени в руках» раненый князь Андрей. Его голова теперь уже не занята мыслями о сражении, о поражении и о неудавшемся Тулоне. Он смотрел в «высокое небо Аустерлица», понимая, что «… ничего, ничего не знал до сих пор». Там же он переосмыслил свое отношение к Наполеону. Услышав рядом с собой голоса, князь Андрей понял, что среди них был и голос его героя, произнесший в его адрес свое знаменитое: «Вот прекрасная смерть». Но для героя это уже были не слова великого императора, а всего лишь «жужжание мухи»: «В эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками». Князь Андрей полностью разочаровывается в Наполеоне с «безучастным, ограниченным и счастливым от несчастья других взглядом». Теперь, когда цель жизни Болконского – добиться славы – разрушена, героем овладевает беспокойство. Но небо обещает успокоение, а это значит, что есть надежда быть счастливым. Только искать счастье нужно где-то в другом месте. И князь Андрей это понимает: «Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего!» И мысли «о чем-то непонятном и важнейшем» постепенно завладевают им — князь Андрей думает о Боге, о жизни и смерти, о сестре, о жене и сыне: «Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах представлялись ему. Он уже наслаждался этим счастием…» Так меняется мировоззрение героя. Побывав на краю смерти, Андрей Болконский направляет все свои личные интересы в сторону семейной жизни, отказавшись от военной службы. Эпизод на поле боя под Аустерлицем занимает очень важное место в романе. Во-первых, он раскрывает причины внутреннего перелома одного из лучших героев произведения. Этот перелом окажет впоследствии огромное влияние на дальнейшее развитие его личности. Во-вторых, перед нами предстает истинный образ Наполеона, увиденный глазами Андрея Болконского, образ жестокого, тщеславного, ничтожного человека, наслаждающегося несчастьем других людей. Так, через восприятие одного из персонажей, писатель воссоздает правдивый облик реального исторического лица. И, наконец, размышления Андрея Болконского о смысле жизни заставляют и нас задуматься о том, что на самом деле важно на Земле: слава и общественное признание или тихое семейное счастье.
Портфель для словесника
Мечты и разочарования Андрея Болконского
Андрей Болконский в салоне Шерер
Впервые с князем Андреем мы встречаемся в салоне Анны Павловны Шерер, куда тот приходит в сопровождении молодой жены, ожидающей ребёнка. С первых страниц становится ясно, что князь не доволен той жизнью, которую ведет. Салонные разговоры ему надоели, светское общество его тяготит, по отношению к жене он соблюдает лишь внешние приличия. Внутренняя суть конфликта становится нам ясна из разговора Болконского с Пьером Безуховым. Окружающая жизнь тяготит Болконского потому, что не дает проявить себя. Он мечтает о подвиге, о личной славе. Его кумиром, как и Пьера, является Наполеон, который мощью своей личности покорил полмира. Князь сетует на то, что связан по рукам и ногам семейными обязательствами и только это удерживает его от вступления в действующую армию.
Андрей Болконский на поле Аустерлица
Начало военной кампании против Наполеона, в которую Россия вступает на стороне союзников, оказывается достаточно веским поводом для отъезда из дома. Идеалам князя очень скоро суждено осуществиться. Во время Аустерлицкого сражения он подхватывает знамя из рук сраженного пулей знаменосца и поднимает полк в атаку, но и сам оказывается тяжело ранен. Ставя своего героя на грань жизни и смерти, Толстой тем самым проверяет истинность его убеждений, нравственность идеалов – и индивидуалистические мечты Болконского не выдерживают этого испытания. Перед лицом смерти все неистинное, наносное исчезает, и остается лишь бесконечное удивление перед мудростью и извечной красотой природы, воплотившихся в бескрайнем небе Аустерлица.
Впечатление усиливается появлением Наполеона, мелочная радость которого от личной победы посреди груд мертвых тел кажется Болконскому отвратительной и неуместной в сравнении с той истиной, которая открылась ему. Его былой кумир, воплощение индивидуалистической мечты, человек, достигший вершин славы и власти, теперь вызывает у Болконского лишь брезгливую неприязнь. Его раздражает напыщенность Наполеона, убеждение, что он является вершителем истории (вокруг него толпятся приближенные-биографы, готовые внести в исторические анналы каждое сказанное им слово). Даже одобрение Наполеона, высказанное себе лично, Болконский воспринимает с глухим раздражением и ничего не отвечает императору. Идеалы Болконского рассыпаются в прах, но он остается жив – для того, чтобы через некоторое время воскреснуть духовно.
Итак, эпизод, повествующий о ранении князя Андрея на поле Аустерлица, имеет важное значение как в структуре образа Болконского, так и в композиции всего романа. Данный эпизод является первым поворотным моментом на пути духовных исканий Андрея Болконского, во время которого он осознает несостоятельность индивидуалистического мировоззрения и начинает свой тернистый путь к постижению идей «братства» и единения всех людей.
Встреча с Пьером на переправе
Побывав в плену, испытав множество лишений и страданий, Болконский решает, что должен жить во имя долга, ради своей семьи. Но и семейное счастье оказывается недостижимым – «маленькая княгиня» умирает во время родов. Только встреча с Пьером на переправе дает Болконскому надежду на будущее духовное возрождение. Видя внутреннюю опустошенность своего друга, Пьер пытается убедить его, что мир гораздо шире и многообразнее, чем представлялось Андрею, что жить следует для других людей, делая их жизнь лучше и чище, и именно в этом обретать личное счастье. Князь прислушивается к словам Пьера и, пожалуй, впервые за свою жизнь пытается смотреть на окружающую его действительность через призму интересов других людей. Он интересуется жизнью своих крестьян, проводит в имении либеральные реформы, вводит элементы просвещения.
Участие в реформах Сперанского
Пытаясь принести пользу возможно большему количеству людей, князь начинает заниматься государственной деятельностью, работая в комитете по подготовке реформ, которым руководит Сперанский. Однако очень скоро Болконский разочаровывается в этой деятельности, так как не видит конкретных результатов своего труда. Здесь царит та же самая «говорильня», те же сплетни и интриги. Проект военной реформы, подготовленный Андреем на основе глубокого изучения причин поражения в Аустерлицком сражении, тормозится бюрократическими инстанциями. На это накладывается и разочарование в личности самого Сперанского, в котором Болконский начинает замечать неумеренное самолюбование, жажду личной славы и признания, — то есть все то, что Андрей так мучительно преодолевал в себе самом. Блестящий ум Сперанского оказывается бесконечно оторванным от действительности, и его теоретические выкладки практически неосуществимы.
Ночь в Отрадном.
В Отрадное Болконский едет по делам: ему надо решить кое-какие вопросы с графом Ростовым. Тот по-прежнему живет в имении, «принимая у себя всю губернию», с балами и охотами, театрами, обедами и музыкантами. В имении князь Андрей знакомится с Наташей. Она весела и резва. Болконский изумленно смотрит на неё, спрашивая себя, чему она так рада. Вечером князь Андрей долго не может уснуть, после чтения он подходит к окну и случайно слышит разговор из комнаты, расположенной этажом выше. Наташа восторгается прекрасной ночью, говорит, что «этакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало», что от счастья ей хочется летать. При звуке Наташиного голоса, полного восхищения природой, в душе князя Андрея «вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе свое состояние, тотчас же заснул».
Еще не осознавая этого до конца, Болконский чувствует, что его душа словно обновилась, что начался процесс его постепенного выздоровления, возвращение к свету и жизни.
Процесс духовного возрождения своего героя Толстой аллегорически показывает в образе старого дуба, покрытого толстой корой, иссеченного глубокими морщинами, в котором, кажется, уже не осталось никакой жизни и который с весной, несмотря ни на что, тянет ветви навстречу солнцу и снова покрывается молодой, свежей листвой.
Итак, эпизод, повествующий о поездке князя Андрея в Отрадное, имеет важное значение как в структуре образа Болконского, так и в композиции всего романа. Данный эпизод является одним из поворотных моментов на пути духовных исканий Андрея Болконского, во время которого он осознает, что мир прекрасен, полон радости и света, что «жизнь не кончена в тридцать один год». Этот эпизод является вехой, которая отмечает конец разрушения его прежней индивидуалистической философии и начало обретения новой, основанной на идеях «братства» и единения с народом.
Участие в войне 1812 года
Отечественная война, по словам Болконского, становится «личным делом каждого русского человека», и он не колеблясь принимает командование полком. Он отказывается от должности адъютанта Кутузова, предпочитая «делать дело» в боевом строю, а не в штабных коридорах, воевать вместе с обыкновенными солдатами и, если придется, отдать свою жизнь за общее дело – освобождение Отечества. Встретившись с Пьером накануне Бородинского сражения, князь говорит именно об этом. Жить одной жизнью со своим народом, разделять все его чаяния, надежды, невзгоды, страдания и радости – именно это становится главным для Болконского. Он внимателен к своим солдатам, к их нуждам и мыслям – и солдаты платят ему взаимностью, даже между собой называя «наш князь».
Смерть князя Андрея
Как бы в награду за это Толстой удостаивает своего героя, пусть и непродолжительного, личного счастья. Свои последние дни Болконский проводит с Наташей, и именно в это время ему открывается понимание того, что настоящая любовь – это в том числе и умение прощать. Он осознает, что сам виноват в разрушении своего личного счастья, так не имел права судить свою возлюбленную, не должен был «проверять» ее чувств долгой разлукой. Болконский умирает духовно просветленным, поняв, что «весь мир – это любовь», что истинно христианское единение людей на основе взаимной любви и гармонии возможно, что оно есть, и что его только надо увидеть и понять.
О Великой Отечественной и не только…
Твоя дорога – дорога чести. Л. Толстой. «Война и мир»
«Война и мир» – роман, отличающийся многообразием мотивов и сложностью жанровой структуры. Не случайно произведение называют романом-эпопеей. Здесь одновременно изображаются судьбы народа и отдельной личности, находящиеся в тесной взаимосвязи.
Роман представляет собой сложный философско-исторический синтез. Роль каждого героя в произведении определяется не только его личной судьбой, взаимоотношениями в семье и обществе; эта роль намного сложнее: оценка личности происходит не столько на бытовом, сколько на историческом уровне, затрагиваются уже не материальные, а духовные пласты человеческого сознания.
В произведении ставится сложный философский вопрос о роли личности в истории, о связи человеческого чувства и материальности мира и одновременно о влиянии исторических событий на судьбу нации и каждого человека в отдельности.
С целью наиболее полно раскрыть характер героя, его внутренний мир, показать эволюцию человека, постоянно ищущего правду, пытающегося понять свое место и назначение в жизни. Толстой обращается к историческому сюжету. В романе описываются военные события 1805-1807 годов, а также Отечественная война 1812 года. Можно сказать, что война как некая объективная реальность становится главной сюжетной линией романа, и поэтому судьбы героев необходимо рассматривать в едином контексте с этим «враждебным» человечеству событием. Но одновременно война в романе имеет более глубокое понимание. Это поединок двух начал (агрессивного и гармонического), двух миров (естественного и искусственного), столкновение двух жизненных установок (правды и лжи).
Но так или иначе война становится судьбой для многих героев, и именно с этой позиции следует рассматривать эволюцию одного из главных героев романа – Андрея Болконского. Не случайно князь Андрей называет войну «величайшей войной». Ведь здесь, на войне, наступает перелом в его сознании; ища правду, он вступает на «дорогу чести», на путь нравственных исканий.
На протяжении всей жизни Андрей Болконский мечтает о «своем Тулоне». Он мечтает на глазах у всех совершить подвиг, чтобы, доказав свою силу и бесстрашие, окунуться в мир славы, стать знаменитостью. «Туда-то я буду послан, – думал он, – с бригадой или дивизией, и там-то с знаменем в руке я пойду вперед и сломлю все, что будет передо мной». На первый взгляд это решение кажется вполне благородным, оно доказывает мужественность и решительность князя Андрея. Отталкивает лишь то, что не на Кутузова, а на Наполеона он ориентирован. Но Шенграбенское сражение, а именно встреча с капитаном Тушиным, становится первой трещиной в системе взглядов героя.
Шенграбен, несомненно, сыграл положительную роль в жизни князя Андрея. Благодаря Тушину Болконский меняет свой взгляд на войну. Оказывается, война не средство достижения карьеры, а грязная, тяжелая работа, где совершается античеловеческое дело. Окончательное осознание этого приходит к князю Андрею на Аустерлицком поле. Он хочет совершить подвиг и совершает его. Но вспоминает он позже не свой триумф, когда бежал на французов со знаменем в руках, а высокое небо Аустерлица.
Знамя и небо – важные символы в романе. Знамена в произведении фигурируют несколько раз, но все же это не столько символ, сколько простая эмблема, не заслуживающая серьезного отношения. Знамя олицетворяет собой власть, славу, некую материальную силу, что отнюдь не приветствуется Толстым, отдающим предпочтение духовным ценностям человека. Поэтому не случайно в романе Тушин спотыкается о древко знамени, не случайно князь Андрей вспоминает не себя со знаменем в руках, а высокое, вечное небо.
Аустерлиц – вторая трещина во взглядах князя Андрея на жизнь и на войну. Герой испытывает глубокий нравственный кризис. Он разочаровывается в Наполеоне, прежних ценностях, понимает истинный, античеловечный смысл войны, «кукольной комедии», разыгранной императором. Отныне идеалом для князя Андрея становится Небо, Бесконечность и Высота: «Он узнал, что это был Наполеон – его герой, но в ту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками».
Символично и то, что князь Андрей получает ранение в голову. Это говорит о превосходстве духовного начала над интеллектуальным, аристократическим, о правильности выбранного героем пути. Осознание близкой смерти дает князю Андрею силы на выживание, возрождает к новой жизни.
Аустерлиц оказал большое влияние на формирование взглядов Андрея Болконского, помогал определить герою истинные жизненные ценности, и после Аустерлицкого сражения князь Андрей учится жить по этим новым, неведомым ему ранее законам.
Наверное, можно утверждать, что, не будь на земле зла, люди не знали бы, что такое истинное добро. Война (Шенграбен, Аустерлиц, Бородино) помогла Андрею Болконскому стать другим человеком, измениться внутренне, помогла через страх, ошибки и познание земной дисгармонии прийти к своему Идеалу, своему «высокому и вечному небу».
Преображение
Князь впал в забытье, истекая кровью. Только к вечеру он очнулся, и первая мысль была такой: где небо Аустерлица («Война и мир»)? Отрывок показывает, как мечутся мысли князя Андрея от высокого неба к страданию, которое ему ранее было неведомо. Он снова увидел небо с облаками, через которые синела бесконечность. Остановившийся рядом с ним Наполеон – его герой и кумир – показался князю ничтожным, маленьким, мелочным и тщеславным, что-то жужжащим, словно муха. Князь Андрей отвергает его. Душа его общается только с высоким небом. Но ему хочется жить: жизнь кажется и ценной, и прекрасной, потому что он иначе понимает происходящее.
Лишь вкусив смерти, лишь побывав на волоске от нее, князь Андрей всем существом прочувствовал, глядя в безмерное небо, мелочность своих честолюбивых стремлений. Он осознал свой подвиг, но понял, что главное – совсем другое. Небо, которое есть тайна, и умиротворение, которое можно найти только дома, в Лысых Горах.
А война – это ужас, грязь и боль. Романтики в ней нет. Так, глядя в небо, полностью пересматривает князь Андрей свою жизненную позицию.
Жизнь князя Андрея, которая предшествовала войне
Это богатый светский человек, который глубоко несчастлив. До некоторой степени его образ создается автором как «лишнего человека». Одно из первых упоминаний о «лишних людях» появляется у А.С. Пушкина в черновом варианте 8 главы «Евгения Онегина»: «…почти ни с кем не говорит. Один затерян и забыт, меж молодых аристократов, между полезных дипломатов, для всех он кажется чужим».
Что вообще понимается в русской литературе под «лишним человеком»? Обычно это определенный социально-психологический тип. Главные его черты можно и самому реконструировать. С одной стороны, это значительные способности, яркая личность, а с другой – отчуждение от социума. С одной стороны, чувство интеллектуального и нравственного превосходства над своей средой, а с другой – некая душевная усталость, скептицизм, который и делает его белой вороной. Лишние люди часто приносят несчастье не только себе, но и молодым женщинам, которые их полюбили.
Это все применимо к образу князя Андрея, созданному рукой великого мастера.
«Война и мир»: Михаил Ефремов читает монолог Болконского
Что больше всего любят дети? Конечно же, мультики. Именно в этом разделе мы собрали разнообразные зарубежные и отечественные мультфильмы. Среди огромного выбора, обязательно найдется тот, который особенно полюбится Вашему чаду. Если у Вас много дел или просто хочется отдохнуть, а ребенок просит постоянного внимания, а если его нет, то начинает «пакостить», то на помощь придут мультфильмы. Включив мультик для ребенка, его можно отвлечь как минимум на полчаса, а то и на два-три.
Такой вид искусства как мультипликация, живет уже достаточно долго. За это время качество всё улучшалось, что не может не радовать. Мультики безумно нравятся детям любого поколения, каждый, будучи ребенком, обожал мультики. Многим взрослым в свое время приходилось выжидать по телевизору и приходилось смотреть то, что показывают. Кому-то в свое время повезло, если их родители покупали кассеты или диски. А новое поколение уже может смотреть то, что им захочется и без трат из родительского кошелька, ведь уже практически в каждом доме есть компьютер и интернет, с помощью которых открывается огромная картотека мультиков на любой вкус и цвет.
Для самых маленьких отлично подойдет советская классика, которая славится своей простотой, добротой и приятной картинкой. Например, «Крокодила Гена», «Простоквашино», «Ну, погоди!», «Бременские музыканты», «Летучий корабль», «Винни Пух», «Малыш и Карлсон» и многие другие. Вы можете даже вместе с ребенком сесть и понастольгировать по детству. Также для детей малого возраста есть множество современных обучающих мультов, которые отличаются не только более яркой картинкой, но наполнением.
Для детей, что уже заканчивают садик или учатся в начальной школе, подходят мультики развлекательного характера, где герои спасают кого-то или даже целый мир. Это и зарубежные мультики о супергероях из комиксов, про чародеек или фей, ну а также отечественные про богатырей.
Те детишки, что уже медленно и верно движутся к подростковому возрасту, уже могут начать интересоваться мультиками, которые особенно отличаются сюжетом. В таких мультиках в непринужденной форме ребенка заставляют задуматься о серьезных вещах и пережить массу эмоций. Ониподходят для просмотра всё семьей, ведь за счет отлично продуманного сюжета, они будут не менее интересны и для взрослых. Такие мультики можно смело ставить на одну полку с семейными фильмами.
Подростки, несмотря на то, что считают себя уже взрослыми, все равно ещё любят смотреть мультфильмы. Для подростков уже более смелые и не такие безобидные как детские. В них преобладают развлечения, взрослые шутки, подростковые проблемы. В основном это зарубежные многосерийные мультфильмы, такие как «Симсоны», «Гриффины», «Футурама» и т.д.
Не стоит забывать и о взрослых. Да, для взрослых тоже рисуют, только они несколько похожи на подростковые, однако более грубые, могут присутствовать ругательные слова, интимный подтекст и затрагиваются взрослые проблемы (семейная жизнь, работа, кредиты, кризис среднего возраста и прочее).
Мультфильмы – это вид искусства, в котором полностью развязаны руки автора, потому что можно изобразить абсолютно всё что угодно и при этом дополнить очаровательной историей. Мы предлагаем их смотреть прямо сейчас и получать огромное удовольствие.
В жизни каждого человека бывают случаи, которые никогда не забываются и которые надолго определяют его поведение. В жизни Андрея Болконского, одного из любимых героев Толстого, таким случаем стало аустерлицкое сражение.
Уставший от суеты, мелочности и лицемерия высшего света, Андрей Болконский едет на войну. От войны он ждет многого: славы, всеобщей любви. В своих честолюбивых мечтах князь Андрей видит себя спасителем земли русской. Он хочет стать таким же великим, как Наполеон, а для этого Андрею нужен свой Тулон.
И в бою под Аустерлицем этот Тулон наступает. Князь Андрей в какой‑то степени действительно становится героем‑спасителем.
Предположим, что Андрея не ранили бы. Что было бы тогда? После удачного боя он получил бы орден, повышение, славу и уважение как герой, храбрый человек. Его гордость, честолюбие были бы удовлетворены, и, наверное, с войны бы вернулся герой‑эгоист Андрей Болконский, довольный своей славой, но жаждущий еще более великой славы. Но не таков Толстой, чтобы допускать подобное. Его любимые герои должны пройти нравственное очищение через потери, страдания, испытания. И это ранение сделало Андрея совсем другим человеком.
Андрей упал, и его глазам открылось высокое аустерлицкое небо: «Над ним не было ничего уже, кроме неба, не ясного, но все‑таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками». Болконский понял свою ничтожность перед вечностью, всю мелочность своих мечтаний и честолюбивых порывов, всю бессмысленность этой человеческой войны. В мире есть что‑то, что главнее, важнее и выше всего этого: «Да, все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». «Да, я ничего, ничего не знал до сих пор».
И именно в этот момент Болконский увидел своего кумира – Наполеона, увидел тот идеал, к которому он так стремился. Перед Андреем «был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему ничтожным человеком…» Это высокое небо Аустерлица помогло Андрею увидеть самого себя, того, прежнего. Теперь Андрей изменился, ему уже не был интересен Наполеон и все связанное с ним, потому что он теперь иначе понимал жизнь: «Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих».
На аустерлицком поле князь Андрей как бы заново родился, обновился. Начиналась новая жизнь, полная исканий, надежд, «начинались сомнения, муки, и только небо обещало успокоение».
Мечты о славе и признании
В битве при Тулоне против сторонников короля на юге Франции никому не известный молодой Бонапарт резким вмешательством своей колонны принес победу республиканцам. Это была его первая победа. Князя Андрея, служившего в штабе Кутузова, ни на минуту не отпускает мысль о славе. Поэтому «Тулон» постоянно соседствует с его именем как первая ступенька к ней. Наполеон стал для князя кумиром. Перед сражением всю ночь идет внутренний диалог героя с самим собой, который никто не может перебить.
Сражение
Кутузов сразу предполагал, что оно будет проиграно. Князь Андрей надеялся своим вмешательством переломить ход сражения. И вот представился случай проявить личный героизм, когда началось массовое бегство солдат с позиции. Он подхватил знамя и побежал вперед, не обращая внимания на пули, пролетавшие мимо. И солдаты пошли за ним. Но, раненый, он падает, и тут впервые замечает небо Аустерлица. Оно в необыкновенной дали. В небе, в отличие от земли, все спокойно.
Нет ни шума, ни гама, ни криков, ни взрывов, ни бурного движения, ни злобы, ни драк. Там, высоко, есть тишина. Тихо ползут облака. Они спокойны и торжественны. Князь Андрей поражен, видя небо Аустерлица. Отрывок о небе показывает, как меняется взгляд князя – да, все обман, что прельщало его. Используется антитеза – идет противопоставление жаркого боя и покоя, безмолвия. Есть только небо. «И слава богу!» Так изменился весь тон повествования. С помощью эпитетов и повторов замедляется ритм фраз. А неспешно плывущие облака показывают медленные, но постоянные изменения в мыслях князя.