О чем договорились в минске

Власти впервые раскрыли 28 пунктов соглашения об интеграции с Белоруссией

О чем договорились в минске. Смотреть фото О чем договорились в минске. Смотреть картинку О чем договорились в минске. Картинка про О чем договорились в минске. Фото О чем договорились в минске

Правительство опубликовало информацию обо всех 28 союзных программах по интеграции России и Белоруссии. Они одобрены сегодня в Минске на заседании Совета министров Союзного государства, говорится в сообщении. Ранее официального полного списка этих программ не было.

Стороны, в частности, собираются работать над «сближением» и «гармонизацией» в макроэкономической, денежно-кредитной, промышленной политике, налоговом законодательстве, сформировать единые рынки нефти, газа и электроэнергии. Интеграционные шаги в этих направлениях предусматривал подписанный еще в 1999 году Договор о создании Союзного государства, но пока из мер, заложенных в тот документ, реализовалось только единое таможенное пространство и зона свободной торговли.

«Главы правительств отмечают, что позитивному развитию Союзного государства, укреплению национальных экономик, решению жизненно важных для граждан Российской Федерации и Республики Беларусь социальных задач препятствуют деструктивные, противоречащие международному праву действия ряда западных государств и структур. В этой связи согласованы совместные действия в условиях применения нелегитимных экономических санкций в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь», — говорится в сообщении.

О чем договорились

Финансы

До декабря 2022 года российский и белорусский центробанки должны будут заключить соглашение о принципах и механизмах гармонизации денежно-кредитной политики. Это должно будет создать «схожие финансовые условия» в экономиках двух стран, а также сформировать «сопоставимый, устойчиво низкий уровень инфляции» в России и Белоруссии. Коснется интеграция и регуляторных вопросов — в частности, на рынках лизинга и микрофинансовых организаций. Москва и Минск будут сближать законодательство по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма (об этом уже договорились российский и белорусский ЦБ). Кроме того, страны должны будут гармонизировать правила открытия счетов в иностранных банках, проведения валютных операций и репатриации валютной выручки.

Инвесторы и потребители финансовых услуг в России и Белоруссии должны будут получать «равный объем защиты прав» (пока стороны договорились лишь о «выработке предложений по гармонизации законодательства» в этом направлении). Также предусматривается взаимный допуск банковских и страховых организаций на финансовые рынки двух стран (сроки не указаны).

Россия и Белоруссия собираются «развивать сотрудничество» по вопросам быстрых платежей, передачи финансовых сообщений и надзора за участниками платежного рынка. Наконец, стороны должны будут создать условия для «обращения сопоставимой консолидированной финансовой отчетности» российских и белорусских компаний.

О чем договорились в минске. Смотреть фото О чем договорились в минске. Смотреть картинку О чем договорились в минске. Картинка про О чем договорились в минске. Фото О чем договорились в минске

Налоги

Страны собираются создать новый орган — Комитет Союзного государства по налоговым вопросам, который будет носить консультативный характер. Между Россией и Белоруссией будут заключены договоры об общих принципах налогообложения по косвенным налогам (самый крупный из этой группы налогов с точки зрения бюджетных поступлений — налог на добавленную стоимость). Речь идет о создании «интегрированной системы администрирования» косвенных налогов, уточняется в совместном сообщении правительств. Сроки, когда такие документы могут быть подписаны, не названы. В опубликованном сообщении ничего не говорится о том, коснутся ли интеграционные процессы прямых налогов и будет ли введен единый налоговый кодекс, принятие которого ранее обсуждалось.

Газ, нефть, энергетика

К июлю следующего года Россия и Белоруссия должны будут договориться о том, как будет работать объединенный газовый рынок двух стран. Решение о сроках и принципах его внедрения должно быть принято до 1 декабря 2023 года. В 2022 году Москва и Минск будут координировать действия по формированию цен на газ для Белоруссии. Россия и Белоруссия также должны будут подписать договоры о формировании единых рынков электроэнергии, нефти и нефтепродуктов.

Согласно уже существующим договоренностям в Евразийском экономическом союзе (кроме России и Белоруссии туда входят Казахстан, Киргизия и Армения), договор о единых нефтегазовом и энергетическом рынках планируется подписать в 2022 году, а в 2025 году — запустить общий рынок газа пяти государств.

Госзакупки и конкуренция

Участники госзакупок в России смогут использовать банковские гарантии, выданные белорусскими банками. Ограничения доступа к госзакупкам для белорусских предприятий планируется снять, доступ к госзаказу и госзакупкам для компаний из двух стран должен стать равным, подчеркивается в сообщении правительств. До сих пор белорусские компании получают временные разрешения на участие в российских госзакупках.

В сфере антимонопольного законодательства страны заключат межправительственное соглашение, в котором будут определены единые правила конкуренции и полномочия регулирующих органов, в том числе в части проверок.

Транспорт

Для российских и белорусских самолетов установят равные тарифы на услуги аэропортов и аэронавигации. Унифицировать собираются и тарифное регулирование в железнодорожном транспорте. Суда под российским и белорусским флагами во внутренних водах будут плавать по единым правилам.

Телеком и ИТ

Роуминг для телефонной связи на территории России и Белоруссии планируется отменить. Также предполагается сделать возможным предоставление госуслуг в электронной форме для граждан двух стран и «гармонизировать» использование электронных документов и электронных подписей.

Потребрынки

До 31 декабря Россия и Белоруссия заключат соглашение о единых правилах в сфере защиты прав потребителей. Также будут приняты единые требования в сфере регулирования торговли и общественного питания. Страны должны будут взаимно признать средства идентификации для товаров, подлежащих обязательной маркировке. Сейчас маркировке подлежат, в частности, лекарства, обувь, табак, парфюмерия, кожаная одежда и т.д.

В отдельную программу выделена «унификация законодательства в сфере туристской деятельности». Речь идет в том числе об унификации правил финансовой ответственности туроператоров перед клиентами и защите прав туристов.

«Если будет реализовано то, что прописано в союзных программах, то это будет довольно глубокая степень интеграции — по отдельным вопросам даже глубже, чем в Евросоюзе. Другое дело, что из-за непрозрачности процесса некоторые ждали чего-то звонкого и политического, а именно: признание Минском Крыма, перехода завтра на единую валюту, создания единого парламента и правительства и т.д. Этот перечень можно уже назвать политическими мемами российско-белорусских отношений, потому что они интересно звучат, но оторваны от реальности», — сказал РБК Сергей Рекеда, доцент базовой кафедры евразийской экономической интеграции ИПиНБ РАНХиГС.

«Реальность такова, что, например, чтобы единая валюта не нанесла ущерб нашим экономикам, необходима синхронизация экономик, денежно-кредитной политики, налоговой политики и т.д. То есть нужно ровно то, о чем договорились в рамках 28 союзных программ. Поэтому договоренности серьезные, многообещающие», — продолжает он. Главный вопрос, говорит Рекеда, в том, что не заложено механизмов контроля за их реализацией. «Хорошо, что сейчас у президентов есть политическая воля углублять интеграцию, а если завтра фокус проблем сместится? Поэтому основная проблема видится не в уровне договоренностей, а в том, чтобы теперь не оставить их на бумаге», — резюмирует эксперт.

Источник

Что ждать от новогоднего российско-белорусского саммита?

А. Лукашенко, посещая 15 декабря 2021 года город Витебск, заявил: «Моя задача — не допустить войны…». Жаль, что белорусский руководитель не указал методы и приемы, которые позволят ему решать проблемы войны и мира. Причем, не очень понятно, в каких масштабах А. Лукашенко готов взять на себя ответственность за сохранение мира – межстрановых, региональных или глобальных.

Кто-то скажет, что у А. Лукашенко есть опыт миротворца, так как единственный документ, призванный урегулировать украинский кризис, был подписан в феврале 2015 года в Минске. Отсюда и активно распространяемый несколько лет В. Макеем концепт «Беларусь – донор региональной безопасности».

Однако, имея шесть лет у себя, в рамках Минских соглашений, переговорную «площадку», А. Лукашенко никак себя не проявил в качестве модератора диалога, что сам и признал, выступая 11 февраля текущего года с докладом на Всебелорусском народном собрании: «Чего только стоит пятилетняя работа трехсторонней контактной группы по мирному урегулированию ситуации на юго-востоке Украины. Да, многое не сделали, но, как раньше, люди тысячами не гибнут. Война приостановлена. Да, это в основном не наша заслуга, но и наша капля, наша доля в прекращении этой бойни есть.

Международный феномен

А. Лукашенко, в силу собственных представлений о системе международных отношений, а также об основных факторах, влияющих на политическую ситуацию в Восточной Европе, представляет из себя своеобразный феномен. Находясь больше четверти века во главе среднего по размерам европейского государства и располагая все эти годы колоссальной политической, экономической и военной поддержкой со стороны России, А. Лукашенко так и не смог стать субъектом даже региональной политики.

Давайте перечислим «друзей» А. Лукашенко, которых он принимал в Минске или ездил к ним в гости (Россию не трогаем, так как не может быть дружба между кредитором и должником). Сейчас среди друзей А. Лукашенко можно назвать президента Таджикистана Э. Рахмона и, только в определенной степени, президента Азербайджана И. Алиева, который понимает токсичность современного Минска. Между прочим, А. Лукашенко считается другом семьи главы Азербайджана. Пожалуй, всё!

Кто-то скажет, что у А. Лукашенко в друзьях председатель КНР Си Цзиньпин, но это не так. Лидер Китая дружелюбен со всеми, но с августа 2020 года мы слышим о «великой дружбе» Китая и Беларуси только со слов А. Лукашенко. Пекин первым признал итоги голосования в версии белорусского ЦИКа (Россия признала второй) и исчез из белорусского кризиса, что понятно. Там, где «пахнет» санкциями, Китая не будет.

Был еще друг Уго Чавес, который даже приезжал в Минск, где поразил женскую часть белорусского истеблишмента каким-то латино-ядерным темпераментом, на фоне которого А. Лукашенко выглядел усталым стариком-колхозником. Но Чавес умер, а с его приемником А. Лукашенко не сошелся, так как Минск отказался вернуть (скорее уклонился) нефтяной долг. До настоящего времени уже В. Шейман, от лица А. Лукашенко, пытается урегулировать финансовые проблемы между Минском и Каракасом, но пока безрезультатно.

Были еще «друзья», которые уже вышли в политический «тираж» — П. Порошенко, с которым у А. Лукашенко не было секретов, что понятно – два олигарха прекрасно понимали друг друга. Другом белорусского руководителя считался и военный преступник М. Саакашвили – организатор убийства более сорока российских миротворцев. А. Лукашенко в июле 2010 года встречался с М. Саакашвили в тогда еще украинском Крыму. Эта встреча была уже после августовской войны 2008 года. А 8 апреля 2019 года А. Лукашенко признал дружбу с экс-президентом Грузии: «Но я вам скажу от жизни: у нас с Порошенко был когда-то общий друг — это Михаил Саакашвили». Как говорится, «таких друзей иметь — врагов не надо…»

Несколько визитов в Минск осуществил и экс-президент Молдовы Игорь Додон, который в своей внутренней и внешней политике зарекомендовал себя ловким демагогом, в чем был очень похож на А. Лукашенко, что в итоге привело И. Додона к поражению на очередных выборах.

За два месяца до президентских выборов 2020 года в Минске А. Лукашенко принимал премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, но дружба между ними как-то не заладилась, хотя белорусский руководитель исправно шлет в Будапешт поздравительные телеграммы. В Европе у А. Лукашенко нет ни одного «друга».

Но есть один очень активный и значимый персонаж современной мировой политики, который очень нужен А. Лукашенко – это президент Турции Р. Эрдоган. В ноябре 2016 года, когда А. Лукашенко был все-таки относительно легитимен, президент Турции посетил Минск и даже открыл в белорусской столице Соборную мечеть, что пригодилось в период миграционного кризиса. Стоит отметить, что А. Лукашенко в тот период был очень обнадежен перспективами развития отношений с Анкарой, рассчитывая в контактах с Эрдоганом обойти В. Путина.

Но сказать, что после 2016 года в белорусско-турецких отношениях начался экономический и политический бум, нельзя. Турция стала надежным партнером белорусского контрабандного терминала и неоднократно, когда Россия перекрывала доступ на свой рынок турецких томатов, направляла свой плодовоовощной товар с белорусского направления. В феврале 2019 году на российско-белорусской границе были перехвачены две или три фуры с «белорусскими» грунтовыми (!) и очень спелыми томатами. Таких случаев было великое множество.

В 2019 году А. Лукашенко посетил Анкару, где его встретил кортеж из конной кавалерии. Этот сюжет надолго прописался на белорусском экране, но потом пришел 2020 год и только в мае 2021 года между двумя президентами состоялся телефонный разговор. На этом турецкий «вектор» белорусской внешней политики застопорился, хотя один «узелок» белорусско-турецких отношений, с учетом коммуникаций между Минском и Баку, мог бы проявиться по вопросу о Нагорном Карабахе. Но, видимо в Минске не нашли политическую формулу взаимоотношений с Арменией.

Что ждать от новогоднего российско-белорусского саммита?

Напомним одно из самых проверенных правил диалога между Москвой и Минском: «Лукашенко прилетает в Россию только за деньгами». Так что и в ближайшие дни А. Лукашенко явится на кремлевскую елку за новогодними миллиардами долларов.

Но деньги надо отрабатывать. Что будет в портфеле А. Лукашенко? Снова картошка и сало?

Миграционный кризис, который развернул белорусский руководитель, едва не закончился на границах НАТО кровавым конфликтом с участием России. С учетом того, что Россия находится в крайне сложных отношениях с Евросоюзом и на первоначальном этапе Москва с большим сочувствием относилась к натиску мигрантов из РБ на европейские границы, но Россия не была заказчиком этой «гибридной» миграционной войны. В итоге А. Лукашенко остался один на один со своими беженцами.

Обещания А. Лукашенко прибыть в Крым, включая Севастополь, и на месте признать полуостров частью России выглядят крайне неубедительно. Белорусский руководитель шагу не ступит в сторону России без предоплаты. Причем совершенно необязательно, что, получив деньги, А. Лукашенко выполнит обещанное. Такого рода «векселями» переполнен не только процесс российско-белорусской интеграции, но и союзные отношения в рамках Союзного государства. Цена признания Крыма может очень удивить Кремль.

Единственное, что мог бы выложить А. Лукашенко на стол перед В. Путиным и реально за это просить финансовой поддержки – список союзных программ, полностью согласованных 4 ноября текущего года и прошедших так называемую «гармонизацию». Однако до настоящего момента ни одна из 28 программ не только не «гармонизирована», но союзные программы даже не опубликованы.

Тем не менее, в белорусском Совмине плодят какие-то планы «стабилизации» белорусской экономики за счет российского бюджета, высчитывая до рубля, сколько Минску «должна компенсировать» Россия. Причем, напомним, что аппетиты Минска на российский бюджет поистине космические. Однако далеко не факт, что эти финансовые запросы Москва удовлетворит.

Что, как говорится, в «сухом остатке»? Конституционный референдум. Но об этом стоит поговорить отдельно.

Источник

Итоги встречи президентов России и Белоруссии закреплены правительствами обеих стран

Переговоры президентов России и Белоруссии в Кремле затянулись накануне до позднего вечера. Это уже пятая встреча Владимира Путина и Александра Лукашенко в этом году. На итоговой пресс-конференции президенты заявили о согласовании 28 отраслевых союзных программ. Их реализация выведет наши страны на новый, более высокий уровень интеграции.

— В.Путин: Предусматривается подписание договора об общих принципах взимания косвенных налогов, осуществление валютного регулирования, интеграции национальных платежных систем и создание общего платежного пространства в рамках Союзного государства. Предусмотрено заключение договора об объединении рынков нефти и нефтепродуктов, а также договора о едином рынке электроэнергии. Будут выработаны и единые подходы к законодательству в области трудовых отношений, охраны труда, занятости населения, социального страхования и пенсионного обеспечения, поддержки семей с детьми. Что важнее всего, значительную выгоду от интеграции, надеемся, будет ощущать простые граждане двух стран. Россиянам и белорусам будут гарантированы равные права и возможности в экономической и социальной сферах, и самое главное — будут созданы все необходимые условия для реального повышения уровня жизни и благосостояния наших граждан.

— А.Лукашенко: Хочу спросить у критиков нашей интеграции в России хочу поинтересоваться: и где вы видите здесь гирю на ноге Российской Федерации? Ничего плохого для народов Беларуси и России в этих программах нет и быть не могло, все нацелено, как было сказано президентом России, на рост благосостояния наших народов.

Удалось найти компромисс и по болезненной для Белоруссии теме — стоимости энергоносителей. По словам Владимира Путина, цена на газ для наших соседей останется неизменной и в будущем году — 128,5 долларов за тысячу кубометров. Хотя на европейском рынке цены сейчас в разы больше.

— В.Путин: На свободном рынке в Европе, 650 долларов за тысячу кубов. Но это умники еще в прошлом составе Еврокомиссии придумали рыночное ценообразование на газ – вот результат вам. А у нас-то подход другой. У нас тоже рыночное ценообразование, эта цена привязана к цене на нефть. Никто ее не регулирует, рынок регулирует. Но колебания идут гораздо более мягко, а здесь в ПХГ не закачали нужный объем до 27 миллиардов, у них там дырка получается, не хватает, и еще кое-какие проблемы, всплеск деловой активности – и все, цена на газ начала обгонять цену на нефть и на нефтепродукты. Видите, как скакнула. А по долгосрочным контрактам и по нашему принципу ценообразования «Газпром» не продает по такой цене. И те, кто согласился заключать с нами в Европе долгосрочные контракты, сейчас могут только руки потирать и ликовать, иначе пришлось бы платить по 650. А «Газпром» в ту же Германию продает по 220. Вот в чем все дело. Выгодно всем. Ну так вот в свое время напридумывали в Еврокомиссии, теперь пожалуйте бриться, получили искомый результат.

Уже этим утром стратегические решения на высшем уровне детально обсуждали в Минске. Михаил Мишустин и его белорусский коллега Роман Головченко подписали совместное заявление и программу действий по реализации договоренностей по интеграции. Выгода для обеих сторон очевидна.

— М.Мишустин: У российского бизнеса появится возможность нарастить деловую активность в Белоруссии. Запустить новые совместные предприятия, увеличить экспорт. Белорусская сторона получит доступ к российским государственным закупкам, мерам поддержки, субсидиям, а также расширит рынок сбыта промышленной и сельскохозяйственной продукции, сможет в упрощенном порядке привлекать российские инвестиции и средства институтов развития.

Стороны договорились и об отмене роуминга на территории Союзного государства. К общему знаменателю будет приведена и денежно-кредитная политика. Соответствующее межбанковское соглашение в стадии подготовки. Будет разработан договор и о принципах налогообложения.

— А.Оверчук: Это такие очень серьезные практические шаги, которые позволят нам гармонизировать и синхронизировать наши экономические системы, тем самым открыв совершенно новые, уникальные возможности для людей, которые занимаются бизнесом, для предпринимателей, для предприятий наших государств.

Сейчас зарегистрировано почти две с половиной тысячи совместных предприятий. На нашу страну приходится половина белорусского экспорта. По итогам первого полугодия товарооборот превысил прошлогодний почти на 35%. Дальнейшая интеграция должна привести к существенному экономическому росту.

— Р.Головченко: По нашим оценкам, только прямой эффект от реализации интеграционного пакета для Беларуси прогнозируется в росте ВВП примерно на 1 млрд долларов США, не считая те дополнительные возможности белорусского бизнеса на российском рынке, которые будут созданы в ходе реализации мероприятий союзных программ.

— М.Решетников: Что это для россиян? Для россиян это расширение доступа белорусской продукции на российский рынок. Это действительно конкуренция. Усиление конкуренции, а значит, это давление на цены и сдерживание цен. Это увеличение наших интеграционных кооперационных поставок.

— Наталия Юрьева: Вы затронули темы интеграции экономической, а какие перспективы интеграции политической?

— В.Путин: Мы исходим из того, что сначала нужно создать, несмотря на все благородство этой цели, – политическая интеграция – экономический базис, экономическую основу, фундамент для того, чтобы двигаться дальше, в том числе и на политическом треке. Мы этих вопросов пока не обсуждали. Повторяю еще раз: полагаем, что прежде всего нужно заняться экономикой, а все потом естественным образом будет требовать дополнительного регулирования, в том числе, может быть, и на уровне союзного парламента – я не исключаю, что такой может быть создан. Но для этого нужно, что называется, подрасти.

— А.Лукашенко: За нами не заржавеет, как в России и в Белоруссии говорят. Главное, чтобы этого хотели народы. Поэтому я поддерживаю тезис президента о том, что придет время, созреете – за нами дело не станет.

Стороны намерены развивать сотрудничество и в науке, культуре, здравоохранении, а также в сфере транспорта. До ковидных ограничений каждую неделю между Россией и Белоруссией совершалось более 200 авиарейсов. Сейчас — 36. После снятия ограничений на авиасообщение по инициативе нашей стране их объем может восстановиться уже в ближайшее время. Развитие интеграции приведет к росту деловой активности.

После одобрения документов о реализации союзных программ Советом министров Союзного государства они будут представлены на утверждение Высшего государственного совета, его возглавляют президенты России и Белоруссии. Ожидается, что заседание состоится до конца этого года.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *