О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»: краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина

М.Е. Салтыков-Щедрин, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» – кратко. Содержание сказки, пересказ и план. Читать полный текст, слушать аудиоверсию. Анализ произведения: тема, герои, характеристика мужика и его образ. Гротеск и гипербола.

О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Смотреть фото О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Смотреть картинку О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Картинка про О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Фото О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» — сатирическое произведение из цикла сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. «Повесть. » была написана и опубликована в журнале «Отечественные записки» в 1869 году.

По сюжету, два отставных генерала чудесным образом переносятся на необитаемый остров и едва не умирают там с голоду, потому что ровным счетом ничего не умеют. На их счастье, на острове обнаруживается простой мужик, который начинает обслуживать генералов, обеспечивает их всем необходимым и доставляет их обратно в Петербург.

Содержание

Полный текст и аудиокнига

Краткое содержание сказки

Два генерала всю жизнь служили «в какой-то регистратуре», а следовательно, «ничего не понимали». После отставки жили они в Петербурге, но однажды «по щучьему велению» попали на необитаемый остров — прямо в ночных рубашках и с орденами на шеях.

Убедившись, что это не сон, оба заплакали. И хотя на острове было полно живности, рыбы и фруктов, добыть пропитание генералы не сумели. Оказалось, что еда не растет в готовом виде и не идет сама в руки, ее еще нужно поймать и приготовить.

Изголодавшись, отставные чиновники набросились было друг на друга, один генерал откусил и съел у другого орден. Но при виде крови товарищи по несчастью остановились: эдак недолго и друг друга съесть!

О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Смотреть фото О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Смотреть картинку О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Картинка про О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Фото О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом островеИллюстрация Кукрыниксов

Пытались генералы отвлечься от голодных мыслей разговором, но он вышел глупым и снова свелся к еде. В найденной газете «Московские ведомости» тоже писали лишь о пышных приемах и вкусных блюдах. Генералы совсем пали духом.

О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Смотреть фото О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Смотреть картинку О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Картинка про О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Фото О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом островеИллюстрация Кукрыниксов

Тогда-то чиновнику, который был чуть поумнее, пришла мысль: нужно найти мужика, а он уж и рябчиков наловит, и булок принесет. Мужик ведь везде есть, просто прячется, чтобы увильнуть от работы.

О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Смотреть фото О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Смотреть картинку О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Картинка про О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Фото О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом островеИллюстрация Михаила Таранова

Нарвал мужик генералам яблок и накопал картошки. Сделал из собственных волос силок да изловил птицу, развел огонь и наготовил кучу еды. Генералы даже задумались: не угостить ли частью снеди самого «тунеядца»?

О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Смотреть фото О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Смотреть картинку О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Картинка про О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Фото О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом островеИллюстрация Николая Муратова

Хорошо все-таки быть генералами — никогда не пропадешь, решили узники острова.

Мужик тем временем попросил об отдыхе. Генералы разрешили, но велели прежде сплести веревку, которой привязали работника к дереву, чтобы не сбежал.

О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Смотреть фото О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Смотреть картинку О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Картинка про О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Фото О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом островеИллюстрация Михаила Таранова

День шел за днем, мужик работал отменно и даже научился варить суп для генералов в собственной ладони. Хозяева его отъелись, повеселели, читали старую газету и радовались, что в Петербурге тем временем их пенсии копятся.

И все-таки генералы скучали по дому: что там на Подьяческой улице? Как там их кухарки и мундиры? Да и мужик захотел отблагодарить генералов за то, что не гнушались его трудом. Построил он кораблик, устелил дно лебяжьим пухом для мягкости и доставил хозяев в Петербург.

Дома генералы наелись сдобных булочек, напились кофе, нацепили мундиры и получили долгожданные пенсии за все прошедшее время. Мужика они тоже «отблагодарили» — велели выдать ему серебряный пятак и налить рюмку водки: «веселись, мужичина!».

План сказки

При составлении плана сказку можно поделить на пять частей.

Анализ «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Тема сказки — несправедливость в отношениях русского народа с элитой. Глупые генералы живут как сыр в масле, а обеспечивающий их всем необходимым мужик бедствует. Парадоксальным образом, себя бездарные чиновники считают людьми достойными, а мужика — дармоедом, отлынивающим от работы.

Герои сказки. Характеристика мужика и образы генералов

Все три героя сказки не имеют имен. Это три обобщенных и доведенных до абсурдности образа.

Под генералами в сказке имеются в виду не военные, а высокопоставленные штатские чиновники. Оба они служили в неведомой канцелярии, бесполезной и в итоге закрытой. Но генералы все равно стали уважаемыми и богатыми людьми. У них есть ордена, хорошие пенсии и все остальное.

Различий между двумя генералами нет почти никаких. Сообщается только, что один был чуть поумнее, потому что когда-то преподавал каллиграфию в школе военных кантонистов. Оба скудоумны, необразованны, ничего не умеют. У читателя они вызывают презрение, смешанное с сочувствием: беспомощностью и наивностью они напоминают детей, но при этом отличаются неблагодарностью и невероятной самовлюбленностью, смотрят на кормильца-мужика сверху вниз и эксплуатируют его как только можно.

Мужик описан как огромный и сильный человек, на все руки мастер. Неутомимый и изобретательный, он все-таки никак не может считаться положительным героем, потому что его главная черта — рабская покорность. Мужик не задумывается, что не обязан прислуживать генералам и быть их холопом. Он лишен чувства собственного достоинства и даже не пытается сделать собственную жизнь лучше: угощая хозяев спелыми яблоками, себе берет кислое.

Мужик сам плетет веревку, которой его привязывают к дереву. А в итоге еще и испытывает благодарность, что важные люди не побрезговали его бесплатным трудом. Если автор и жалеет мужика, то лишь наполовину: бездумно подчиняться и прислуживать генералам — его выбор.

О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Смотреть фото О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Смотреть картинку О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Картинка про О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Фото О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом островеИллюстрация Михаила Таранова

Художественные приемы

Как и все сказки Салтыкова-Щедрина, «Повесть» — сатира на российское общество, написанная эзоповым языком. Автор не критикует царскую Россию прямо, а делает это с помощью аллегории, помещая карикатурных генералов и мужика в фантастические обстоятельства.

Щедрин активно использует гротеск и гиперболу, выпячивая и преувеличивая черты персонажей и их окружения. Художественное преувеличение здесь во всем: генералы неимоверно глупы и не понимают абсолютно ничего; мужик огромен и умеет что угодно, даже сварить суп в пригоршне, но беспрекословно принимает свое рабское положение; на необитаемом острове видимо-невидимо живности, рыбы и яблок; вернувшись в Петербург, генералы получают в казначействе столько денег, что «ни в сказке сказать, ни пером описать».

Этот сознательный уход от реализма, с одной стороны, позволяет сделать сказку более смешной и едкой. С другой стороны, он ставит автора в относительно безопасное положение: ну какой может быть спрос со сказочника?

Сам Салтыков-Щедрин, создавая свои произведения в XIX веке, считал, что пишет на злобу дня и в будущем его произведения устареют. К сожалению, вышло иначе. Виной ли тому талант писателя или неизменные российские проблемы, но и в XXI веке щедринский юмор звучит как никогда злободневно.

Источник

О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове

Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове.

Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности».

Упразднили регистратуру за ненадобностью и выпустили генералов на волю. Оставшись за штатом, поселились они в Петербурге, в Подьяческой улице, на разных квартирах; имели каждый свою кухарку и получали пенсию. Только вдруг очутились на необитаемом острове, проснулись и видят: оба под одним одеялом лежат. Разумеется, сначала ничего не поняли и стали разговаривать, как будто ничего с ними и не случилось.

– Странный, ваше превосходительство, мне нынче сон снился, – сказал один генерал, – вижу, будто живу я на необитаемом острове…

Сказал это, да вдруг как вскочит! Вскочил и другой генерал.

– Господи! да что ж это такое! где мы! – вскрикнули оба не своим голосом.

И стали друг друга ощупывать, точно ли не во сне, а наяву с ними случилась такая оказия. Однако, как ни старались уверить себя, что все это не больше как сновидение, пришлось убедиться в печальной действительности.

Перед ними с одной стороны расстилалось море, с другой стороны лежал небольшой клочок земли, за которым стлалось все то же безграничное море. Заплакали генералы в первый раз после того, как закрыли регистратуру.

Стали они друг друга рассматривать и увидели, что они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену.

– Теперь бы кофейку испить хорошо! – молвил один генерал, но вспомнил, какая с ним неслыханная штука случилась, и во второй раз заплакал. – Что же мы будем, однако, делать? – продолжал он сквозь слезы. – Ежели теперича доклад написать – какая польза из этого выйдет?

– Вот что, – отвечал другой генерал, – подите вы, ваше превосходительство, на восток, а я пойду на запад, а к вечеру опять на этом месте сойдемся; может быть, что-нибудь и найдем.

Стали искать, где восток и где запад. Вспомнили, как начальник однажды говорил: «Если хочешь сыскать восток, то встань глазами на север, и в правой руке получишь искомое». Начали искать севера, становились так и сяк, перепробовали все страны света, но так как всю жизнь служили в регистратуре, то ничего не нашли.

– Вот что, ваше превосходительство: вы пойдите направо, а я налево; этак-то лучше будет! – сказал один генерал, который, кроме регистратуры, служил еще в школе военных кантонистов учителем каллиграфии и, следовательно, был поумнее.

Сказано – сделано. Пошел один генерал направо и видит – растут деревья, а на деревьях всякие плоды. Хочет генерал достать хоть одно яблоко, да все так высоко висят, что надобно лезть. Попробовал полезть – ничего не вышло, только рубашку изорвал. Пришел генерал к ручью, видит: рыба там, словно в садке на Фонтанке, так и кишит, и кишит.

«Вот кабы этакой-то рыбки да на Подьяческую!» – подумал генерал и даже в лице изменился от аппетита.

Зашел генерал в лес – а там рябчики свищут, тетерева токуют, зайцы бегают.

– Господи! еды-то! еды-то! – сказал генерал, почувствовав, что его уже начинает тошнить.

Делать нечего, пришлось возвращаться на условленное место с пустыми руками. Приходит, а другой генерал уж дожидается.

– Ну что, ваше превосходительство, промыслил что-нибудь?

– Да вот нашел старый нумер «Московских ведомостей», и больше ничего!

Легли опять спать генералы, да не спится им натощак. То беспокоит их мысль, кто за них будет пенсию получать, то припоминаются виденные днем плоды, рыбы, рябчики, тетерева, зайцы.

– Кто бы мог думать, ваше превосходительство, что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет? – сказал один генерал.

– Да, – отвечал другой генерал, – признаться, и я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают!

– Как все это сделать? – словно эхо, повторил другой генерал.

Замолчали и стали стараться заснуть; но голод решительно отгонял сон. Рябчики, индейки, поросята так и мелькали перед глазами, сочные, слегка подрумяненные, с огурцами, пикулями и другим салатом.

– Теперь я бы, кажется, свой собственный сапог съел! – сказал один генерал.

– Хороши тоже перчатки бывают, когда долго ношены! – вздохнул другой генерал.

Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их.

– С нами крестная сила! – сказали они оба разом. – Ведь этак мы друг друга съедим! И как мы попали сюда! кто тот злодей, который над нами такую штуку сыграл!

– Надо, ваше превосходительство, каким-нибудь разговором развлечься, а то у нас тут убийство будет! – проговорил один генерал.

– Начинайте! – отвечал другой генерал.

– Как, например, думаете вы, отчего солнце прежде восходит, а потом заходит, а не наоборот?

– Странный вы человек, ваше превосходительство: но ведь и вы прежде встаете, идете в департамент, там пишете, а потом ложитесь спать?

– Но отчего же не допустить такую перестановку: сперва ложусь спать, вижу различные сновидения, а потом встаю?

– Гм… да… А я, признаться, как служил в департаменте, всегда так думал: «Вот теперь утро, а потом будет день, а потом подадут ужинать – и спать пора!»

Но упоминание об ужине обоих повергло в уныние и пресекло разговор в самом начале.

– Слышал я от одного доктора, что человек может долгое время своими собственными соками питаться, – начал опять один генерал.

– Да так-с. Собственные свои соки будто бы производят другие соки, эти, в свою очередь, еще производят соки, и так далее, покуда наконец соки совсем не прекратятся…

Источник

Тест по произведению М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Тест по произведению М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

1. Как два генерала оказались на необитаемом острове?

1) В результате кораблекрушения.

2) По щучьему велению, по моему хотению.

3) С помощью волшебника.

4) Прилетели на ковре-самолете.

2. В чем мужик варил суп?

1) В котелке. 3) В кокосовой скорлупке.

3. Какую газету читали генералы на необитаемом острове?

1) «Московскую правду».

2) «Московские ведомости».

3) «Московское обозрение».

4. Как генералы отыскали на острове мужика?

1) По следам, оставленным на песке.

2) По звукам балалайки.

3) По запаху мякинного хлеба.

5. Кем этот мужик работал в Петербурге?

1) Поваром. 3) Маляром.

2) Кузнецом. 4) Извозчиком.

6. Чем в своей жизни был очень недоволен герой сказки «Дикий помещик»?

1). Маленькой пенсией. 3) Отсутствием жены.

7. Кого звал помещик в гости?

1) Медведя. 3) Генералов-соседей.

2) Губернатора. 4) Судью.

8. Какой способ прогулки помещик «считал самым приличным и удобным»?

2) В карете. 4) В телеге.

1. В каком виде два генерала прибыли на остров?

1) В мундирах. 3) В шубах и валенках.

2. Какой предмет проглотил один из генералов за неимением ужина?

1) Пуговицу. 3) Тапочки.

3. Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть?

1) Все время спать. 3) Найти мужика.

2) Научиться работать. 4) Поймать зверя.

4. Из чего мужик сделал силки для птиц?

2) Из собственной рубахи. 4) Из лески.

5. Как генералы вернулись домой?

1) Заснули и проснулись дома.

2) Так же как и попали на остров.

3) Их спасли случайно.

4) Мужик построил корабль.

6. С кем помещик охотился на зайцев?

1) С волком. 3) С лисой.

7. Чем дикий помещик угощал всех гостей?

1) Колбасой. 3) Вареньем.

8. Почему осенью помещик даже холода не чувствовал?

1) Надел тулуп. 3) Оброс волосами.

2) Сидел на печи. 4) Беспробудно пил.

9. Кто побеспокоился о том, чтобы вернуть мужика к помещику?

2) Сам помещик. 4) Царь.

1. На какой улице в Петербурге жили два генерала?

2) На Фонтанке. 4) На Невском.

2. Какой из двух генералов был поум нее?

1) Тот, кто был учителем каллиграфии.

2) Тот, кто был учителем географии.

3) Тот, кто был учителем логики.

4) Тот, кто вообще не был учителем.

3. Что сделали в городе Вятке с пойманной рыбой, прежде чем варить уху?

2) Напоили. 4) Отпустили поплавать.

4. Как генералы мужика при себе удерживали?

2) Веревочкой привязали.

3) Смирительную рубашку надели.

5. Чем генералы наградили мужика?

6. Где живет главный герой сказки о диком помещике?

1) В некотором царстве.

2) В Орловской губернии.

3) В приволжских степях.

7. Какое золотое слово вычитал помещик в газете «Весть»?

8. Что помещик, одичав, не успел-таки приобрести?

1) Когтей. 3) Звериной силы.

О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Смотреть фото О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Смотреть картинку О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Картинка про О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Фото О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Смотреть фото О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Смотреть картинку О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Картинка про О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Фото О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Смотреть фото О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Смотреть картинку О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Картинка про О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Фото О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Смотреть фото О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Смотреть картинку О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Картинка про О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Фото О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове

Номер материала: ДВ-558493

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Смотреть фото О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Смотреть картинку О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Картинка про О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Фото О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Смотреть фото О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Смотреть картинку О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Картинка про О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Фото О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове

Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии

Время чтения: 1 минута

О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Смотреть фото О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Смотреть картинку О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Картинка про О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Фото О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове

Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда

Время чтения: 3 минуты

О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Смотреть фото О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Смотреть картинку О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Картинка про О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Фото О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Смотреть фото О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Смотреть картинку О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Картинка про О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Фото О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Смотреть фото О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Смотреть картинку О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Картинка про О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове. Фото О чем больше всего думают генералы в первые дни на необитаемом острове

В МГУ заработала университетская квантовая сеть

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок в 7 классе «Как один мужик двух генералов прокормил»

Идейно-художественное своеобразие сказки М. Е. Салтыкова–Щедрина

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Форма занятия : урок изучения нового материала с применением ИКТ.

— на основе языкового анализа сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» подвести учащихся к пониманию идейного содержания сказок Салтыкова-Щедрина;

— показать традиции и новаторство в сказках писателя.

— формировать умения находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения;

— познакомит со способами выражения отношения автора к изображаемому (юмор, ирония, сатира, гротеск);

— выявить связь сказки с народной сказкой и особенности стиля писателя;

— развивать умения делать выводы из прочитанного;

— развивать умение характеризовать героев и события на основе самостоятельного поиска литературных фактов и авторского суждения;

— способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса;

— формирование умения самостоятельно работать в группе, аргументировать свою точку зрения;

— воспитывать интерес к языку и литературе через внимание к художественному слову.

— компьютер, медиапроектор, экран;

— презентация к уроку.

— карточки с заданиями для учащихся.

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания

2. Сообщение цели и темы урока. Вступительное слово учителя, предваряющее последующую работу.

–– Ребята! Дома вы прочитали сказку М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сегодня на уроке нам предстоит понять отношение писателя к миру и человеку. Для этого мы будем внимательно наблюдать за героями и анализировать те художественные средства, при помощи которых писатель создает образы своих персонажей.

3. Проверка домашнего задания. Фронтальная беседа.

На прошлом уроке мы познакомились с биографией М.Е.Салтыкова–Щедрина, дома прочитали статью учебника, посвященную его биографии. Я хочу проверить, насколько вы были внимательны. Подумайте и ответьте на вопросы.

Что общего у Салтыкова –Щедрина и А.С.Пушкина?

Учились в Царскосельском лицее, Салтыков был объявлен на своем курсе продолжателем Пушкина.

Кем служил М.Е.Салтыков–Щедрин?

Чиновником в канцелярии Военного министерства, вице–губернатором Рязани, губернатором Твери

Назовите журналы, с которыми сотрудничал писатель.

«Современник», «Отечественные записки».

. Знакомство с новым материалом.

Сказка М.Е. Салтыкова – Щедрина входит в сборник, который называется “Сказки для детей изрядного возраста”.

–– Внимательно прочитаем название этого сборника. Как вы понимаете словосочетание «дети изрядного возраста»?

–– Вспомним то время, когда жил М.Е.Салтыков-Щедрин. Что вы можете рассказать об этой эпохе?

(1861г. – отмена крепостного права, эпоха реакции, ссылка М.Е.Салтыкова-Щедрина)

–– Почему М.Е.Салтыков–Щедрин обращается к жанру сказки?

Салтыков–Щедрин – писатель – сатирик, и сказки его тоже сатирические.

атира – художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности.

4.1. Работа с текстом. Сюжет и композиция сказки.

– Где начинается действие произведения?

– Кто герои произведения? ( Д ва генерала ).

– Кто такой генерал? ( Генерал – высокий военный чин ).

– Имеется ли в сказке указание на то, как был получен чин генерала героями?

– Как такие легкомысленные, малообразованные люди дослужились до генералов?

( Раньше, когда в дворянской семье рождался сын, его с рождения записывали в какой–нибудь полк рядовым. В то время на Руси существовал “Табель о рангах”, поэтому через какое–то время ему присваивался следующий чин. Рос ребенок, рос чин. ).

– Анализ художественных приемов (абзацы 1–2).

– Найдите элементы русской сказки в тексте.

(«Жили да были два генерала» — это типично сказочный зачин. Пе­ремещение генералов из удобных петербургских квартир на необитаемый остров «по щучьему велению, по моему хотению» — тоже из известной сказки о Емеле и волшебной щуке).

Какие события не вписываются в сказочный сюжет?
(Причина, по которой произошло странное событие перемещения на остров. Генералы «оба были легкомысленны», то есть несерьёзны, и за это неожиданно для себя наказаны)

– Где завязка в произведении? ( Генералы попадают на необитаемый остров ).

– Вспомните, в каком еще произведении главный герой попадает на необитаемый остров и несколько дет проводит там в одиночестве?

(«Жизнь и удивительные приключения Робинозона Крузо» Даниеля Дефо)

– Как ведет себя Робинзон на необитаемом острове? Какие качества характера проявляет?

(Робинзон не пал духом, а проявил волю и мужество и за несколько лет превратил остров в цветущий сад, сделал своё жилище уютным и безопасным.)

– Сказка, о которой мы сегодня говорим написана через полтора века после «Робинзона Кру зо». Этот роман многократно издавался в России. В чем отличия ситуации романа и «Повес­ ти. »?

В обоих случаях ситуация — борьба за выживание — одинакова, но поведение действующих лиц диаметрально противоположно. Робинзон с честью выдерживает все невзгоды и побеждает. Генералы с первых шагов обнаруживают свою полную беспомощность и чуть не погибают).

– Как ведут себя генералы на необитаемом острове?

Просмотр фрагмента м/ф 2.30

(Генера­ лы не могут определить части света, влезть на дерево и нарвать «всяких плодов», наловить рыбы и всякой дичи, в изобилии населяющей необитае­мый остров.)

Писатель избирает необычную, фантастическую ситуацию, желая показать, как ведут себя герои в нетипичных для них условиях. Не случайно повествователь в начале сказки о двух генералах подает читателям “знак”. Обращая их внимание на то, что не только по щучьему велению, но и по его хотению очутились генералы на необитаемом острове.

Где кульминация произведения?

– Чем отличается от генералов мужик? Как он ведет себя, оказавшись на необитаемом острове?

(«Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от рабо­ ты». В отличие от генералов, впавших в панику и уныние от пребывания на острове, мужик совершенно спокоен —он отдыхает от трудов. Но даже отдых его воспринимается генералами как вина, и негодованию их нет предела. Для усиления эффекта Салтыков–Щедрин как бы переходит на сторону генералов, которые набрасываются на мужика с обвинениями в том, что они бедствуют. Мужик — редкий умелец, но он так привык к сво­ ему рабскому положению, что даже там, где никакой закон не обязывает его работать на генералов, он действует по установившемуся порядку ве­ щей, не используя тех возможностей, которые предоставляют ему его фи­ зические и умственные данные. Генералы убеждены в том, что мужик есть везде, и он должен на них работать. Мужик только делает попытку «дать стречка» и тут же подчиняется).

– Найдите развязку сказки?

Возвращение генералов в Петербург : «Напились генералы кофею, наелись сдобных булок и надели мундиры. Поехали они в казначейство, и сколько тут денег за­гребли — того ни в сказке сказать, ни пером описать!»

– Найдите элементы русской сказки в тексте.

В русской сказке герой всегда награждается за добрые дела. Эта традиция соблюдена буквально . Генералы, разбогатев, вспомнили о своём спасителе. Вот как говорится об этом в сказке: «Однако и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»

– Какие события не вписываются в сказочный сюжет?

Писатель, рассказывая о том,как наградили мужика, высмеивает генералов. Генералы не вышли сами проститься со своим спасителем, а именно «выслали» ему свою «бла­ годарность» с кем–то из слуг.

– Вы прочитали сказку до конца. Какова главная проблема, ко­ торую ставит этой сказкой автор? Почему эту сказку можно назвать сатирической?

4.2. Работа с текстом. Язык сказки. Анализ художественных приемов создания комического. Фронтальная беседа.

– Перед нами сказка сатирическая. Попробуем разобраться, какими приемами пользуется писатель, изображая своих героев. Мы уже знаем, что автор не мог прямо высказывать свои мысли, иначе цензура запретила бы печатать его произведения. Язык сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина полон иносказаний и аллегорий.

– Как называют такой язык в художественном произведении?

акой язык называют «эзоповым языком».

Чтобы осмеяние было острым, Салтыков–Щедрин использует в сказке фантастику, гротеск, иронию и другие сатирические приемы. Вспомним, какие сатирические приемы нам уже известны, и попробуем найти примеры в тексте сказки.

– Фантастика – заснули – попали на необитаемый остров.

– С какой целью прибегает писатель к фантастике? Каково ее значение в сатирической сказке?

Салтыкову–Щедрину необходимо было создать такую картину, которая с наибольшей полнотой обнажала бы сущность изображаемого явления, показать социальный конфликт классов, подвести читателей к мысли о необходимости преобразований в обществе.

Писатель избирает необычную, фантастическую ситуацию, желая показать, как ведут себя герои в нетипичных для них условиях. Не случайно повествователь в начале сказки о двух генералах подает читателям “знак”. Обращая их внимание на то, что не только по щучьему велению, но и по его хотению очутились генералы на необитаемом острове.

По логике предвидения читатель ждет описания необычных событий, которые будут происходить с героями. Однако, мастерство сатирика в том и заключается, что нарисованная им фантастическая ситуация не уводит в мир, далекий от жизни, а, наоборот, приближает к ней, помогая раскрыть характер реальных социальных отношений.

Сатира как художественный прием

«Оба под одним одеялом», «а на шеях висит по ордену», «гребет–гребет да кормит селедками».

Аллегория – иносказательное выражение чего–нибудь отвлеченного в конкретном образе.

Генерал не может сам сорвать, яблока с дерева – настолько он беспомощен.

ротеск – сочетание в фантастической форме ужасного и смешного, безобразного и возвышенного.

Самой известной сценой стала сцена «остервенения» генералов. Просмотр фрагмента м/ф 0.40

Известно, что автор перепробовал несколько вари­антов этой сцены. В одном из них один генерал откусывал у дру­гого палец, в другом — ухо. И, наконец, орден. Как вы думаете, почему сатирик остановился на последнем варианте?

Предель­ное увеличение, доведенное до абсурда — орден воспринимается генералами как часть тела! — максимально раскрывает обличительный, сатирический смысл сцены.

Таким образом, гротеск — неотъемлемая часть сатирического произведения.

– Попробуем перечислить гротескные ситуации.

Место события, способ появления героя на острове, приметы остро­ ва, изображение отчаяния генералов– их поиски мужика, истовое исполне­ ние обязанностей мужиком, доставка генералов на Подьяческую улицу.

Генералы в ночных рубашках и в фуражках гневно обращаются к мужику, хотя могут поместиться у него на ладони.

По берегу моря шныряют зайцы, из воды высовывается рыба, над берегом летают птицы, на пальме всякие плоды – а генералы голодные.

Мужик голыми руками ловит зайцев.

Мужик гребет– работает веслами.

Генералы тут денег загребли – забрали, захватили.

Обратите внимание, что художник-мультипликатор изображает генералов маленькими, толстенькими, а мужика большим.

«Служили генералы всю жизнь в какой–то регистратуре; там родились, воспита­лись и состарились, следовательно, ничего не понимали».
Гипербола – преувеличение.

1.Высмеивает генералов, преувеличивая их невежество.

2. Показывает несоответствие слов и действий генералов.

3.Генералы были уверены, что «булки так прямо на дереве и растут».

4. Пища в том самом виде родится, в каком ее к столу подают.

«В регистратуре родились, воспитались и состарились», «налима высечь», «нахальным образом укло­нялся от работы», «сердца весело играли»;

Антитеза – генералам мужик сорвал десять спелых яблок, а себе одно кислое; сколько денег загребли, а мужику дали пятак;

Смешение стилей речи – «остались за штатом» (де­ловой), «поехали они в казначейство» (нейтральный), «и сколько денег тут загребли» (разговорный);

Ирония – – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект достигается тем, что истинный смысл события замаскирован. «Прочитают от доски до доски – и ничего, не тошнит», «поели – и на душе хорошо стало».

Какой литературный прием лежит в основе следующих высказываний?

«. признаться, я и до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают!»

«. генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил».

«. мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить».

«Набрал сейчас мужичина конопли, размочил в воде, поко­ лотил, помял — и к вечеру веревка была готова». Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег».

Для справок: фантастика, аллегория, гипербола, гротеск.

.4. Выявление авторской позиции в произведении. Отношение автора к героям.

– Мы увидели, как автор высмеивает генералов. Но только ли над ними смеется он в своей сказке?

Наряду с сатирическим обличением дворянства с чувством скорби и грустной иронией изобразил Салтыков–Щедрин рабское поведение мужика.

– Почему мужик, при всём изобилии всего доброго на острове, взял себе одно яблоко, да и то кислое? Почему он не наелся сам хотя бы после того, как наготовил всего множество, а дожидался, когда ге­ нералам придёт на мысль: «А не дать ли и тунеядцу частицу»?

Низкий уровень гражданственности, самосознания, умения постоять за свои, пусть даже ограниченные, но всё же права

Крестьянин лично свободен. Но он не может победить сноси психо­ логии раба и даже гордится тем, что умело услуживает генералам. Он до того вжился в своё положение раба, что даже гордиться им стал. «И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!» Мужик уже полностью утратил чувство человеческого достоинства. Он преисполнен холопской радости от сознания, что сумел угодить генералам, что эти ничтожества, чуть не съевшие друг друга среди изобилия съестно­ го, теперь позволили ему, умельцу и труженику, на них работать, им угож­ дать. Генералы же убеждаются в незыблемости своих прав на эксплуата­ цию чужого труда и гордятся этим).

– Автор смеется над генералами и над мужиком. Одинаков ли этот смех? Каков его характер?

Смех разный. Автор относится к своим героям по–разному. Над генералами он смеется зло, даже издевается над их беспомощностью, неспособностью к действию и в то же время над их самомнением.

Восхищаясь ловкостью, трудолюбием мужика, автор с горькой иронией говорит о крепостной привычке повиновения. Автор недоумевает, как так такой здоровенный мужик может быть покорным и безропотным (дал привязать себя веревкой, позволил ругать себя тунеядцем, в тоже время кормит и поит генералов.)

Смех грустный, сожалеющий по отношению к мужику, язвительный, злой по отношению к генералам, горький, обличающий по отношению к тому общественному пороку, который мужик и генералы олицетворяют.

М. Е. Салтыков–Щедрин говорил: “Я не дам в обиду мужика! Будет с него, господа… Очень слишком даже будет!”

– С мех обличает, вызывает грустное чувство, порождает гнев и ненависть к уродствам социального быта – это сатира. Следовательно, «Повесть:» – сатирическая сказка.

Осмеиваемая черта полностью отрицается, а поскольку общественные отношения – это отношения людей разных социальных групп, значит сказка политическая.

– К какому жанру относится это произведение? Сегодня на уроке мы постоянно говорили: «сказка Салтыкова-Щедрина». Вспомним определение сказки

«Сказка – один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера»

– Но автор в заголовке настойчиво утверждает: «Повесть:» Подберите однокоренное слово к слову «повесть» (повествование, повествовать). Вспомним жанровое определение повести.

– Найдите жанровые призна­ ки повести.

– А что делает «Повесть. » похожей на басню?

Аллегория, эзопов язык.

1. Показать, что сближает сказки Салтыкова–Щедрина с народными сказками. Какими языковыми средствами можно подтвердить принадлежность данного произведения к жанру сказки?

Типичные сказочные зачины: Жили–были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове.

Присказки: “По щучьему велению”, “Много ли, мало ли времени прошло. ” Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужичину за его тунеядство этого ни пером описать, ни в сказке сказать.

Характерные для народной речи обороты: “думал–думал”, “сказано–сделано”.

Постоянные эпитеты: “туча черная”, “тело белое”

Лексика народных сказок: глядючи, молвит, кишмя–кишат

–– Как отличается употребление формул в сказках и у Салтыкова–Щедрина? Какой вывод вы можете сделать по всем выражениям?

(В народных сказках все эти формулы служат как своеобразные пого­ ворки, употребляются, сопровождая волшебство. У Салтыкова– Щедрина они несут иронический смысл)

Герой в необычной обстановке.

Умный, смекалистый мужик.

Вымысел, преувеличение, неправдоподобие

2. Показать отличие сказок Салтыкова-Щедрина от народных.

Гипербола переходит в гротеск (доходит до абсурда).

Несоответствие формы содержанию. Форма сказки, а содержание политическое.

Смешение стилей речи: канцелярский, разговорный, сказочный.

Служить – исполнять обязанности, работать.

Примите уверение – поверьте.

Упразднили – закрыли, отменили.

Вводит их для комического эффекта.

Тунеядец – человек, который живет за чужой счет, бездельник

Сказка Салтыкова–Щедрина – это форма для обличения и высмеивания общественных пороков, в ней отражается противоборство добра и зла. Здесь нет положительного героя.

Носит сатирический характер.

5. Подведение итогов урока.

– Перед нами сатирическая сказка. Какие пороки обличает писатель? О чем сетует?

Жизнь за счет народного труда превратила помещика в паразита. С исчезновением мужика наступают всяческие лишения, после которых помещик превращается в дикого зверя. Салтыков–Щедрин убеждает в том, что народ–создатель основных материальных и духовных ценностей, опора государства. Горечью проникнуты слова сатирика, посвященные народу. Терпит он притеснения помещика и только к богу обращается за помощью.

6. Домашнее задание

1. Заполнить таблицу «реальное и фантастическое в сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина»

2. Письменно ответить на вопрос: «Есть ли счастливый конец сказке Салтыкова–Щедрина?»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *