О чем басня муха и пчела
Муха и пчела. Басня Михалкова
Басня «Муха и Пчела» – поучительная история, высмеивающая тех людей, которые считают нормой жизнь за чей-то счет, приходить на готовое и пользоваться чужими благами; это сопоставление образов, олицетворяющих трудолюбие, честность в работе и наглую бессовестную лень, которая способна рушить все на своем пути ради удовлетворения своего существования.
Басня «Муха и Пчела»
Перелетев с помойки на цветок,
Лентяйка Муха Пчелку повстречала —
Та хоботком своим цветочный сок
По малым долькам собирала…
«Летим со мной! — так, обратясь к Пчеле,
Сказала Муха, глазками вращая. —
Я угощу тебя! Там — в доме, на столе —
Такие сладости остались после чая!
На скатерти — варенье, в блюдцах — мед.
И все — за так! Все даром лезет в рот!» —
«Нет! Это не по мне!» — ответила Пчела.
«Тогда валяй трудись!» — лентяйка прожужжала
И полетела в дом, где уж не раз была,
Но там на липкую бумагу вдруг попала…
Не так ли папенькины дочки и сынки,
Бездумно проводя беспечные деньки,
Безделье выдают за некую отвагу
И в лености своей, от жизни далеки,
Садятся, вроде мух, на липкую бумагу!
Мораль басни Михалкова «Муха и Пчела»
Мораль басни «Муха и Пчела» учит правильному отношению к чужому и любви к своему труду. Жизнь за счет чьих-то стараний приводит лишь к самоуничтожению, разрушению личности. Дети, которые готовы всю жизнь сидеть на родительском обеспечении, в итоге жизни, как таковой, и не видят, поэтому, как только попадают в какую-либо ситуацию, требующую самостоятельных взрослых решений, сразу оседают на «липкое» дно, не позволяющее двигаться дальше.
Анализ басни «Муха и Пчела»
В басне «Муха и Пчела» автор нам рассказывает историю ленивой Мухи, которая летает от одного «тепленького» местечка к другому в поисках легкой пищи. И вот однажды встречает она трудолюбивую Пчелу, которая по своему обыкновению проводит день в поисках и сборах цветочного сока. Мухе становится непонятно, зачем убивать свое время на столь кропотливый труд, если можно просто поживиться уже готовым, оставленным людьми. Она решает позвать с собой «бедную» труженицу, но та в соответствии со своими моральными принципами отказывается. Оставшись наедине со своим желанием, Муха улетает в поисках вкуснейших капель варенья и свежих крошек. Заканчивается такая история весьма плачевно: за вкуснейшей трапезой Муху ждала липкая лента, в капкан которой ленивое насекомое и попадает.
Жизнь, как известно, не сахар, и для того, чтобы пройти по ее пути достойно не стоит рассчитывать на чьи-либо силы и труды, полагайся лишь на себя и свои силы, тогда не придется беспокоиться о том, чем придется расплачиваться за все, чем обладаешь.
Мораль басни «Пчела и Мухи» Крылова, анализ, суть, смысл
Портрет И. А. Крылова. Художник И. Е. Эггинк |
Басня «Пчела и Мухи» была впервые опубликована в журнале «Северный наблюдатель» в 1817 г. (№ 4). Время написания басни неизвестно.
В этой статье представлены материалы о морали басни «Пчела и Мухи» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Смотрите: Все материалы по басням Крылова
Мораль басни «Пчела и Мухи» Крылова (анализ, суть, смысл)
А кто полезным быть способности лишен,
Не бывши гражданин, там мене презрен он,
И никому его там праздность не досадна.»
«Всяк хорош на своем месте и заслуживает уважения тот, кто исполняет свое дело, и друг без друга мы обойтись не можем. Не звание и не состояние возвышают человека, как бы он богат и силен ни был, а только честный труд на общую всем пользу. («Гуси», «Водопад и Ручей», «Орел и Пчела», «Пчела и Мухи»).» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
«. Он [Крылов] разъясняет значение труда; по его мнению, труд спасает человека от лишений и беспомощности; он не только основание личного благополучия, но и обязанность гражданина пред отечеством; баснописец учит трудиться с терпением для блага ближних и в этом находит себе отраду и утешение [о баснях «Стрекоза и Муравей», «Пчела и Мухи» и др.]. » (Г. К. Дорофеев, «Воспитательное значение басен И.А. Крылова. Речь, произнес. на лит.-муз. утре. «, Тифлис, 1895 г.)
Это были материалы о морали басни «Пчела и Мухи» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
И.А.Крылов. Басня «Муха и Пчела». учебно-методический материал (8 класс) по теме
Перелетев с помойки на цветок, Лентяйка Муха Пчелку повстречала — Та хоботком своим цветочный сок По малым долькам собирала… «Летим со мной! — так, обратясь к Пчеле, Сказала Муха, глазками вращая. — Я угощу тебя! Там — в доме, на столе — Такие сладости остались после чая! На скатерти — варенье, в блюдцах — мед. И все — за так! Все даром лезет в рот!» — «Нет! Это не по мне!» — ответила Пчела. «Тогда валяй трудись!» — лентяйка прожужжала И полетела в дом, где уж не раз была, Но там на липкую бумагу вдруг попала…
Не так ли папенькины дочки и сынки, Бездумно проводя беспечные деньки, Безделье выдают за некую отвагу И в лености своей, от жизни далеки, Садятся, вроде мух, на липкую бумагу!
Анализ басни Муха и пчела
Пчелы — насекомые, которые приносят пользу, их даже специально разводят на пасеках. В то время как назойливых мух всячески истребляют. В басне показана бесполезная жизнь избалованных родительским вниманием детей, которые не приносят пользу обществу, а только живут в свое удовольствие. Такие люди не приспособлены к трудностям жизни, от чего и страдают.
В саду, весной, при легком ветерке, На тонком стебельке Качалась Муха, сидя, И, на цветке Пчелу увидя, Спесиво говорит: «Уж как тебе не лень С утра до вечера трудиться целый день! На месте бы твоем я в сутки захирела. Вот, например, мое Так, право, райское житье! За мною только лишь и дела, Летать по балам, по гостям: И молвить, не хвалясь, мне в городе знакомы Вельмож и богачей все домы. Когда б ты видела, как я пирую там! Где только свадьба, именины,- Из первых я уж верно тут. И ем с фарфоровых богатых блюд, И пью из хрусталей блестящих сладки вины, И прежде всех гостей Беру, что вздумаю, из лакомых сластей; Притом же, жалуя пол нежной, Вкруг молодых красавиц вьюсь И отдыхать у них сажусь На щечке розовой иль шейке белоснежной».- «Всё это знаю я», ответствует Пчела: «Но и о том дошли мне слухи, Что никому ты не мила, Что на пирах лишь морщатся от Мухи, Что даже часто, где, покажешься ты в дом, Тебя гоняют со стыдом».- «Вот», Муха говорит: «гоняют! Что? ж такое? Коль выгонят в окно, так я влечу в другое».
Роль в пчелиной семье
Пчелиное семейство трудится исключительно во благо своего рода. Сложноорганизованный механизм требует четкого распределения ролей. Матка занимается воспроизведением будущих поколений, рабочие пчелы собирают мед или ухаживают за потомством. А на плечах самцов лежит другая функция – оплодотворение главной самки.
Период спаривания пчел носит название «проигры». В момент брачного вылета из гнезда вместе с самкой в путешествие отправляется 6-8 мужчин, которые способны улететь от родного дома на значительное расстояние. Контакт с самкой при помощи органов для совокупления заканчивается отрыванием половых желез от тельца мужской особи. Затем «раненый» самец неминуемо гибнет.
При этом половой орган трутня остается в соответствующем отверстии самки, а итогом смертельной игры является успешное оплодотворение матки. После окончания спаривания матка возвращается обратно с характерным белым следом, сигнализирующем пчеловоду о том, что королева «облетелась».
Зачем нужны трутни в пчелином улье? Единственная их полезная функция – совокупление с маткой. После совершенных процедур пчелы и матка избавляются от ненужного «балласта», который поедает часть корма. Взрослых самцов изгоняют из жилища, где они появились на свет, а зародышей уничтожают.
«Изгои» обречены погибнуть из-за неприспособленности к ведению самостоятельной жизни.
Пчеловоды также удаляют бесполезных «нахлебников», которые причиняют огромный ущерб царству насекомых. Поэтому пустые соты искусственно извлекают, как и трутневые ячейки с личинками внутри.
Считается, что с возрастом матки процент рождения трутней в пчелиной семье увеличивается. Для безопасности опытные пчеловоды стараются «возводить на престол» новую королеву один раз за несколько лет.
Басня Крылова «Муха и Пчела»
В саду, весной, при лёгком ветерке, На тонком стебельке Качалась Муха, сидя, И, на цветке Пчелу увидя, Спесиво говорит: «Уж как тебе не лень С утра до вечера трудиться целый день! На месте бы твоём я в сутки захирела. Вот, например, моё Так, право, райское житьё! За мною только лишь и дела: Лететь по балам, по гостям; И молвить, не хвалясь, мне в городе знакомы Вельмож и богачей все домы. Когда б ты видела, как я пирую там! Где только свадьба, именины, – Из первых я уж верно тут. И ем с фарфоровых богатых блюд, И пью из хрусталём блестящих сладки вины, И прежде всех гостей Беру, что вздумаю, из лакомых сластей; Притом же, жалуя пол нежной, Вкруг молодых красавиц вьюсь И отдыхать у них сажусь На щёчке розовой иль шейке белоснежной».
«Всё это знаю я, – ответствует Пчела. – Но и о том дошли мне слухи, Что никому ты не мила, Что на пирах лишь морщатся от Мухи, Что даже часто, где покажешься ты в дом, Тебя гоняют со стыдом». «Вот, – Муха говорит, – гоняют! Что ж такое? Коль выгонят в окно, так я влечу в другое». *
Басня «Муха и Пчела» – поучительная история, высмеивающая тех людей, которые считают нормой жизнь за чей-то счет, приходить на готовое и пользоваться чужими благами; это сопоставление образов, олицетворяющих трудолюбие, честность в работе и наглую бессовестную лень, которая способна рушить все на своем пути ради удовлетворения своего существования.
Русская сказка
Отзыв к рассказу сказке Льва Толстого «Пчёлы и трутни»
В сказке у Льва Николаевича Толстого рассказывается об интересном мире пчёл. В ульях живут пчёлы, которые привыкли своим трудом нектар добывать. Тут же проживают трутни. Эти пчёлы – тунеядцы, они не знают, что такое труд, а поесть любят. Вот как-то летом маленькие полосатые труженицы и трутни перессорились друг с другом. Вопрос решали очень важный: кто имеет право мёд кушать. В качестве судьи выступила оса. Оса решила провести эксперимент и выяснить, кто же мёд делает: пчёлы или трутни. Сроку оса отвела им неделю, за которую в отдельно взятом улье трутни попробуют собрать свой мёд, а в другом пустом улье будут трудиться пчёлы. Трутни почувствовали, что спор они проиграют, потому что трудиться не могут, попросили рассудить их сейчас же. Оса сразу поняла, что трутни не могут делать мёд, только жить умеют за чужой счёт. Предложила она пчёлам прогнать трутней вон из ульев. Поэтому всех трутней пчёлы и убили.
Поучительная сказка
Сказку «Пчёлы и трутни» полезно прочитать детям. Ведь так происходит и в жизни у людей: лодыри и лентяи живут за счёт чужого труда, сами при этом нисколько не зарабатывают. Писатель высмеивает лень. Работа и честный труд всегда ценятся в обществе. Таких произведений у Толстого в книге для детей много. В сказке трутни не только ленивые, но и наглые. На этот факт взрослые, помогающие малышам при чтении, должны обратить особое внимание. Оса выступила в сказке мудрой и справедливой, она поняла, что тот, кто трудится, достоин есть продукт своего труда.
Ложь издалека видна
Хороший конец в сказке: пчёлы выгнали трутней вон. Благодаря осе, пчёлы поняли, что трутни всё время пользовались их трудом. Хорошо, когда у людей есть такой мудрый судья, который укажет, кого нужно наказать за наглую ложь и тунеядство. Содержание в сказке полностью похоже на то, как разворачиваются события в реальной жизни. Бывает очень обидно, если справедливый судья указывает на лодырей, а те, кто трудится, не успевают отдохнуть и посмотреть другими глазами на тех, кто находится рядом и обкрадывает и присваивает себе чужой труд. Такие люди, как и трутни из сказки, ведут себя нагло, бесцеремонно, их трудно распознать, отличить от настоящих друзей. Вот для чего и нужен тот, кто сможет рассудить и разобраться в существующей ситуации.
Читайте рассказ русского писателя Льва Николаевича Толстого «Пчёлы и трутни» онлайн бесплатно и без регистрации крупным шрифтом.
Басня «Муха и Пчела»
Перелетев с помойки на цветок, Лентяйка Муха Пчелку повстречала – Та хоботком своим цветочный сок По малым долькам собирала… “Летим со мной! – так, обратясь к Пчеле, Сказала Муха, глазками вращая. – Я угощу тебя! Там – в доме, на столе – Такие сладости остались после чая! На скатерти – варенье, в блюдцах – мед. И все – за так! Все даром лезет в рот!” – “Нет! Это не по мне!” – ответила Пчела. “Тогда валяй трудись!” – лентяйка прожужжала И полетела в дом, где уж не раз была, Но там на липкую бумагу вдруг попала…
Не так ли папенькины дочки и сынки, Бездумно проводя беспечные деньки, Безделье выдают за некую отвагу И в лености своей, от жизни далеки, Садятся, вроде мух, на липкую бумагу!
Жизненный цикл
Формирование одного взрослого самца из неоплодотворенного яйца требует 24 дня. Как правило, ячейки для мужских особей находятся по краю трутневой вощины. Среднее количество трутней из одной семьи достигает 400 насекомых, хотя эта цифра весьма условна.
Известны случаи, когда их число превышало 1000 единиц. Весь период развития рабочие пчелы неустанно подкармливают личинок, рацион которых состоит из меда, молочка и пыльцы растений.
С наступлением первых майских дней насекомые выбираются из трутневой вощины и проходят процесс адаптации к изменившейся обстановке. Кормление молодняка не прекращается еще около 10 суток. Через неделю с момента рождения самцы совершают пробные вылеты за пределы улья, а через 2 недели покидают милый дом для выполнения биологического предназначения.
Острые рецепторы органов чувств помогают самцу беспрепятственно вычислить готовую к спариванию матку, которая сигнализирует о положении «шлейфом» из феромонов. Чтобы стать главным осеменителем, трутень и его конкуренты сражаются в жесткой битве.
Итогом спаривания для мужчины становится его неминуемая гибель. Но это далеко не единственная угроза, подстерегающая трутней на пути к цели. Хищные птицы всегда рады полакомиться вкусными и сочными экземплярами насекомых. Это означает гибель трутней еще до начала совокупления.
Оплодотворенная матка возвращается в королевство пчел, а ставшие бесполезными мужские особи изгоняются из сообщества, а затем погибают от голода. Вот для чего нужен трутень в пчелином улье.
Анализ басни «Муха и Пчела»
В басне «Муха и Пчела» автор нам рассказывает историю ленивой Мухи, которая летает от одного «тепленького» местечка к другому в поисках легкой пищи. И вот однажды встречает она трудолюбивую Пчелу, которая по своему обыкновению проводит день в поисках и сборах цветочного сока. Мухе становится непонятно, зачем убивать свое время на столь кропотливый труд, если можно просто поживиться уже готовым, оставленным людьми. Она решает позвать с собой «бедную» труженицу, но та в соответствии со своими моральными принципами отказывается. Оставшись наедине со своим желанием, Муха улетает в поисках вкуснейших капель варенья и свежих крошек. Заканчивается такая история весьма плачевно: за вкуснейшей трапезой Муху ждала липкая лента, в капкан которой ленивое насекомое и попадает.
Жизнь, как известно, не сахар, и для того, чтобы пройти по ее пути достойно не стоит рассчитывать на чьи-либо силы и труды, полагайся лишь на себя и свои силы, тогда не придется беспокоиться о том, чем придется расплачиваться за все, чем обладаешь.
Кто такие трутни
Семейство медоносных пчел из одного улья разделяется на женские и мужские особи. Самки представлены насекомыми-рабочими, единственной «королевой». А самцы относятся к отдельной категории.
Как называются самцы в пчелином сообществе? Трутнем обозначают любого «мужчину» из улья. Несмотря на свой крупный размер, самец пчелы совершенно безопасен для человека, поскольку лишен типичных средств защиты, а также инструментов для сбора нектара. Из-за беспомощности он питается исключительно готовым продуктом.
Самцы появляются на свет через партеногенез (так называется отсутствие оплодотворения). Причины явления зависит от функциональных особенностей организма пчелиной матки. При откладывании яиц в большие ячейки не происходит сопутствующего выделения семенной жидкости. Итогом такой кладки становится формирование мужских особей. Полный цикл развития от яйца до взрослого насекомого на трутневой вощине занимает 24 дня.
Шмели-трутни
Тунеядцы среди насекомых встречаются и в других сообществах. Шмели также имеют особую категорию особей, которые не несут никакой пользы в шмелиной семье. Как зовут отличившихся товарищей? Иначе их именуют шмелями-кукушками. Они превосходят собратьев длиной жала и усиленным панцирем, но не способны собирать нектар.
Тактика поведения шмеля походит на деятельность печально известной птицы. Чем таким особенным отличается трутень? Сначала шмель проникает в чужую семью и внимательно наблюдает за реакцией на «инородного агента». Если непрошеного гостя атакуют, он мгновенно убивает нападавших. Постепенно чужеземец впитывает местные ароматы и становится «своим». Главная цель проникновения – уничтожение хозяйки семейства, разорение улья. Хотя в редких случаях шмель-кукушка спаривается с маткой с целью создания нового потомства.
Какая мораль басни Михалкова «Муха и пчела», чему учит басня?
Сергей Михалков «Муха и Пчела». Какова мораль басни?
Чему учит басня Сергея Михалкова «Муха и Пчела»?
Какая мораль басни Михалкова «Муха и Пчела», чему учит басня?
В то время, как трудолюбивая Пчела собирает цветочный сок, Муха занята тем, что выискивает, чем поживиться. При встрече Муха даже пригласила Пчелку на кем-то оставленную пищу, но та не желает пользоваться плодами чужого труда. А ленивица улетает и садится на дармовщинку, но оказывается, что это не вкусности, а липкая лента. Вот так ленивая Муха попалась в оставленный людьми капкан, а трудолюбивая Пчелка, считающая труд нормой, продолжала перелетать с цветка на цветок.
В басне Михалкова «Зеркало» мы встречаемся с носорогом, который постоянно отпускал колкости в сторону других животных. Он насмехается над внешностью слона, жирафа, верблюда и страуса, даже не подозревая, что сам имеет далеко не идеальный внешний вид.
Носорог даже не сообразил, что видит самого себя в зеркале, потому и стал смеяться над потешной уродиной, которой сам и был. Животные, увидев такую реакцию насмешника, тут же перестали на него обижаться, понимая, что на глупцов грешно сердиться.
Автор высмеивает в басне невежество, глупость, бахвальство и высокомерие, а также такой порок, как осуждение и высмеивание недостатков других людей. Умный и воспитанный человек всегда сдержан в оценке окружающих. А о людях он судит не по внешним чертам, а по достоинствам и по наличию положительных качеств.
Об этом и рассказывал писатель С. Михалков в своём рассказе «Дядя Стёпа», где он описывает хорошие поступки доброго милиционера. Из-за своего большого роста Степан постоянно страдал, принимая насмешки. Но, тем не менее оставался добрым, смелым и отзывчивым. Его взяли служить на флот, где он продолжал быть примером для подражания и совершать хорошие поступки.
Вот, что выходит, когда двое спорят сами не зная о чем. Аист и лягушка в басне Михалкова выясняют, кто из них красивее, а в итоге Аист по-своему даёт нам ответ на этот вопрос, проглотив лягушку. Побеждает как всегда не самый красивый, а самый умный.
Не зря говорят, что аисты глотают лягушек, чтобы понапрасну с ними не спорить.
Басня Сергея Михалкова «Грибы» коротенькая, но в ней заложен глубокий смысл. А повествуется в ней о двух представителях грибного царства, отличающихся друг от друга жизненными установками.
Ядовитый, но яркий Мухомор заявляет о своих достоинствах, в то время как благородный и полезный Белый Гриб скромненько сидит под деревом, умалчивая о своих заслугах. На самом деле красивый Мухомор никому не нужен, а грибники всегда мечтают найти вкусный и полезный боровичок.
Автор показывает нам, что достойным людям совершенно не требуется заниматься восхвалением своих выдающихся качеств и заслуг. Окружающие всегда оценят человека талантливого, благородного и полезного для общества. Даже если он будет находиться в тени, его заметят и отдадут ему должное.
Михалков в басне осуждает самолюбивых и хвастливых людей, которые преувеличивают свое значение, занимаются самолюбованием и трубят о своих сомнительных достоинствах. Автор высмеивает такие людские пороки, как хвастовство, самоуверенность, напыщенность, высокомерие и пустословие. Он призывает читателей судить о людях не по их цветастым речам, а по делам, и научиться отличать полезных для общества личностей от людей громогласных, но пустых и бесполезных.
В басне Сергея Михалкова «Дальновидная сорока» повествуется о сражении лесных обитателей с кабаном, который бесцеремонно ворвался на чужую территорию. Звери бросились защищать свои жилища от врага, причем битва была продолжительной и тяжелой.
И только пронырливая сорока никакого участие в сражении не принимала, зато оглашала округу призывными криками и командами. Правда, никто из зверей-воинов пустые призывы не принял во внимание, но сорочьи выкрики их раздражали.
Самое удивительное, что после победы над врагом награду в виде медали вручили не смельчакам-героям, а наглой сороке. Вот так, ничего не делая, крикливая птица получила незаслуженную награду, а все потому, что вовремя подсуетилась.
Автор высмеивает и осуждает людей изворотливых и хитрых, которые умеют в нужный момент преподать себя в лучшем виде. Ведь такие шумные и крикливые личности, проявляющие себя не делами, а хитроумными уловками, часто оказываются в выигрыше. А настоящие трудяги и борцы зачастую скромны и молчаливы, они себя не выпячивают, а потому и остаются недооцененными.
Михалков осуждает показное геройство, хитрость, пронырство и крикливость, которые помогают некоторым людям добиться желаемого. Автор призывает нас не доверять громогласным заявлениям, а судить о человеке по его поступкам и по отношению к делу.
Тема: Крылов «Муха и Пчела»
Тема:Крылов «Муха и Пчела».
1. Продолжить изучение творчества и совершенствование сознательного правильного и выразительного чтения.
2. Развивать устную речь, мыслительные процессы, внимание.
3. Воспитывать положительные качества характера, нетерпимость к лени.
Материалы и оборудование: учебник, портрет баснописца, иллюстрации из басен, отрывки из басен, пословицы, презентация на мультимедиа.
1. Организационный момент.
2. Психологическая настройка.
Посмотрите на экран
по отрывкам узнайте басню:
«Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна: но только все не в прок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.»
— Из какой басни мораль? Какие людские пороки высмеивает автор?
«А вы друзья как не садитесь
Все в музыканты не годитесь.
— кого высмеивает эта басня? (бездарных музыкантов)
3.Проверка дом. задания.
— Ребята, с произведениями какого поэта-баснописца мы знакомились на прошлых уроках?
— Что такое мораль басни?
— Что было задано на дом?
Чтение наизусть отрывок — I и II группа.
— Какова мораль этой басни? Чье это мнение? Каких судей имел в виду Крылов?
Сегодня на уроке мы познакомимся с басней «Муха и Пчела». Запишите тему урока.
— Внимательно послушайте басню и скажите, какой человеческий порок высмеивает автор.
Чтение басни учителем.
— Ответ учащихся на вопрос (какой человеческий порок высмеивает автор?)
гимнастика для глаз
Чтение басни учащимися по абзацам.
Где и когда Муха увидела Пчелу?
Что делала Муха в саду?
Как вы поняли следующие слова?
— захирела- зачахла, стала хилой.
О каком житье стала рассказывать Муха Пчеле?
В чем заключается райское житье Мухи?
— Вельможа-знатный и богатый
Что ответила Пчела Мухе?
Растроили слова Пчелы Муху? Почему вы так думаете?
Кто главные герои этой басни?
Скажите, кого имел в виду автор, говоря о пчеле и мухе? Почему
Пчела — какая? (Трудолюбивая, умная, добрая).
Из каких слов видно, что Пчела трудолюбива, работает с утра до
Кто говорит эти слова?
Какой оттенок этим словам придает Муха: хвалит она пчелу или
Муха — какая? (Ленивая, хвастливая, нахальная, глупая).
Какой образ жизни ведет Муха?
Каким представляется Мухе райское житье.
Чтение басни и учащимися по ролям ( автор, Муха, Пчела)
Каким тоном говорит Муха? Покажите голосом, что она хвастлива.
Каким голосом надо читать слова Пчелы?
Остальные внимательно слушают, и после чтения басни скажите — кто из ребят правильно передал речь героев.
Что осуждает Крылов в этой басне?
Какова мораль этой басни? Скажите своими словами и подтвердите словами из текста.
Многие выражения из басен Крылова стали пословицами, поговорками. Народ тоже складывал пословицы и поговорки о труде, дружбе, учении.
Внимательно посмотрите на доску, прочитайте пословицы. Подумайте и скажите: К какому герою относятся эти выражения?
Покой пьет воду, а беспокойство — мед.
За пчелкой пойдешь — до меду дойдешь.
За мухой пойдешь — до навозу дойдешь.
Чуму учат эти пословицы? Какими людьми должны мы быть по мнению Крылова?
I – гр отрывок наизусть.
С какой басней познакомились на уроке?
Какие отрицательные черты высмеивает Крылов?
Открытый урок по чтению в 8 классе