О чем басня муха дмитриева 6 класс

Конспект урока по литературе для 6 класса на тему: И.И. Дмитриев «Муха».

Тема урока: Русские басни. И.И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка 18 столетия.

Цель урока: продолжить знакомство с жанром басни с историей возникновения этого жанра; познакомиться с творчеством И.И. Дмитриева. Показать особенности басни как вида литературного произведения. Басня «Муха»: противопоставление труда и безделья, смех над присвоением чужих заслуг и хвастовством.

Постановка темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Тему записать в тетрадь.

А начнем наше занятие с чтения произведения немецкого поэта Лессинга: «Ворон и Лиса». Я прочту, а вы попробуйте определить жанр предложенного произведения. Объясните свой выбор.

«Ворон унес в когтях кусок отравленного мяса, который обозленный садовник подложил кошкам своего соседа.

И только он сел на ветку старого дуба, чтобы склевать свою добычу, как снизу подкралась Лиса и крикнула ему:

Будь благословенна, о птица Юпитера!

За кого ты меня принимаешь? – спросил Ворон.

За кого я тебя принимаю? – удивилась Лиса. – А разве ты не тот могучий орел, посланец Зевса, который, что ни день, слетает на этот дуб, чтобы накормить меня, ничтожную? Зачем ты прикидываешься? Разве я не вижу в победоносных когтях твоих того дара, который твой бог вновь послал мне за мои молитвы?!

Ворон был удивлен и немало обрадован, что его принимают за орла.

«Уж не буду, – подумал он, – выводить Лису из этого заблуждения». И, с глупым великодушием выпустив из когтей свою добычу, он гордо поднялся в воздух и улетел.

Лиса со злорадным смехом поймала мясо и тут же сожрала его. Но скоро радость ее сменилась болью.

Яд подействовал, и она издохла.

Пусть бы и вам никогда не добыть своей лестью ничего, кроме яда, проклятые подхалимы!»

Назовите жанр (басня) Объясните свой выбор. Как поняли этот текст? Какова мораль?

— Назовите тему и цель.

III . Актуализация знаний.

— Проверим как вы прочитали и поняли сказание о «Принятии христианства на Руси».

Как назывался город на который пошёл Владимир с войском? (Корсунь)

При каком условии Владимир обещал креститься? (если сбудутся слова мужа Анастаса «Перекопай и перейми воду, идёт она по трубам из колодцев…») и чтобы жениться на сестре Анне Василия и Константина, она была провославной вкры, а Владимир язычник) и когда глаза разболелись у князя он и крестился.

Как произошёл обряд Крещения? Ято приказал сделать Владимир? (на реке Днепр все вошли в воду…)

Первичное усвоение знаний

Ребята, поскольку с жанром басни мы уже знакомились в 5-ом классе. (имя ребенка) подготовил(а) сообщение о истории появлении этого жанра. Послушайте и посмотрите на экран. Презентация.

Слайд 4. Первые басни появились в Древней Греции в VI веке до н.э. Это время ожесточенной борьбы старого и нового укладов во всех сферах жизни: политике, экономике, литературе. Басня становится эффективной формой выражения протеста против знати.

— И сегодня мы познакомимся с одним из таких людей. Зовут его Иван Иванович Дмитриев.
V . Первичная проверка понимания

1. Работа с учебником. Чтение статьи В.И. Федорова об И.И. Дмитриеве (с.26-28).

— Беседа с классом.
Иван Иванович Дмитриев прожил долгую жизнь – 77 лет, был современником Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Он умер в один год с Пушкиным.- в 1837 г.
-Что в его биографии показалось вам наиболее интересным и значимым? (постоянно занимал какие-либо управленческие должности, посты, неплохо знал литературу и любил ее, его оклеветали, подавал в отставку и снова возвращался, был чеастым и добросовестным, был предан Отечеству и старался быть полезным)
-Когда проявился у Дмитриева интерес к литературе?( в 1770ых годах) В каких жанрах он работал?(сказки, песни, басни)
-Какие песни Дмитриева были положены на музыку и дожили до наших дней в виде старинных романсов? (Стонет сизый голубочек)
-Почему современники называли Дмитриева «русским Лафонтеном»? Назовите басни, написанные Дмитриевым. (им написано более 80 басен)

2. Басня «Муха»: противопоставление труда и безделья, смех над присвоением чужих заслуг и хвастовством. Прослушивание фонотеки.

Беседа с классом.
-в чем видел Дмитриев назначение баснописца? ( Баснописец не моралист, добрый друг и мудрый советчик.)
-какой сюжет использовал Дмитриев для одной из лучших своих басен «Муха»?
-Кто герои басни? По какому принципу сравниваются бык и муха? ( Бык-трудолюбивый, уставший, Муха-бездельница и хвастунья; она приравнивает себе равные с быком заслуги: тоже работала, пахала.)
-Какие качества характера человека высмеивает Дмитриев в этой басне? (Высмеивает людей, которые, не прилагая никаких усилий готовы присвоить себе чужие труды.)
-В каких словах заключена мораль? ( «Мы пахали!»)
-Эти слова басни стали крылатыми. В какой ситуации можно использовать это выражение?

3. Чтение басни учениками.

VI . Первичное закрепление.
1. Озаглавьте басню по-своему. Объясните, почему вы озаглавили именно так.

2. Отметь, в басне «Муха» Дмитриев противопоставляет:
а)трудолюбие и безделье
б)щедрость и жадность
в)ум и глупость
3. Что муха ответила другой мухе? Допиши.
«Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос.
А та, поднявши нос, в ответ ей говорит: «Откуда?-______________________

4.Как ты думаешь, почему муха присваивает себе труд быка?

5.Отметь пословицу, в которой заключена главная мысль басни «Муха».
а) Труд человека кормит, а лень — портит.
б) Кто ест скоро, тот и работает споро.
в) Умел ошибаться, умей и поправиться.

VII . Рефлексия (подведение итогов занятия)

Подводя итог нашего урока, хочу задать вам вопрос: хотелось ли бы вам стать героями какой-либо басни? Прокомментируйте свой ответ.

Ученик: (Ответы учеников). Примерный ответ: Нет, т.к. мне бы не хотелось бы оказываться в таких ситуациях, где бы я вел себя глупо или нелепо. А для того, чтобы не оказаться в такой ситуации, надо вести себя достойно, уважать себя и окружающих, следить за тем, что говоришь.

VIII. Домашняя работа

Выучить наизусть басню «Муха» (базовый уровень)

Составить синквейн на тему «Дмитриев», «Басня», «Муха».

лжёт ленится не краснеет

учит быть достойным

Если вы еще не знаете что такое cинквейн, то я вам сейчас объясню.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над его созданием развивает образное мышление.

Пример синквейна на тему форумов:

Форум (существительное, выражающее главную тему)

Шумный, интересный (два прилагательных, выражающих главную мысль)

Развлекает, развивает, веселит (три глагола, описывающие действия в рамках темы)

Хорошее место для знакомств (фраза, несущая определенный смысл)

Общение (заключение в форме существительного)

Источник

Басня Дмитриева «Муха»

О чем басня муха дмитриева 6 класс. Смотреть фото О чем басня муха дмитриева 6 класс. Смотреть картинку О чем басня муха дмитриева 6 класс. Картинка про О чем басня муха дмитриева 6 класс. Фото О чем басня муха дмитриева 6 класс

Автор:
Год написания:1805
Год издания:
Жанр:Басня

О чем басня муха дмитриева 6 класс. Смотреть фото О чем басня муха дмитриева 6 класс. Смотреть картинку О чем басня муха дмитриева 6 класс. Картинка про О чем басня муха дмитриева 6 класс. Фото О чем басня муха дмитриева 6 класс

Описание

В произведении рассказывается о Быке, который целый день пахал. Когда наступило время отдыха, он мог вернуться домой. Поэтому шёл по дороге. Вместе с ним домой возвращалась Муха, которая всё время просто отсидела у Быка на рогах. Когда же бездельница встретила свою приятельницу, то стала хвалиться и говорить, что они вместе с Быком «пахали».

Сатира и сюжет

В произведении явно выделены две части, как это всегда бывает в басне. Сюжет развивается последовательно.

Муха и Бык

Муха и Бык с плугом возвращаются с поля. Если Бык устал от работы за целый день и еле идёт, то Муха довольна, так как она просто едет верхом. Ей даже лететь не надо самой. Есть на ком спокойно ехать до места назначения.

Муха-лентяйка и её Муха-приятельница

Муху-лентяйку увидела её приятельница, которая поинтересовалась, откуда они идут вместе с Быком. Лентяйка с задранным вверх носом ответила, что «они пахали». Она говорила это, хвастаясь, как будто тоже очень устала. Создаётся впечатление, что она сама верит своим словам о том, как много работала.

Мораль басни

Мораль проста: всегда найдутся люди, которые без зазрения совести присвоят себе плоды чужого труда. Они в обществе самые настоящие паразиты, которые просто живут за счёт других, не принося никакой пользы. И часто у таких паразитов жизнь и профессиональная карьера складывается более удачно, чем у тех, кто действительно «пашет».

На протяжении всей басни в ней присутствует незримый автор, который высмеивает лентяев, паразитов, хвастунов. Это те пороки, которые свойственны каждому человеку. В жизни многим людям приходилось общаться с лентяями, хвастунами и приспособленцами. Именно эти отрицательные качества высмеиваются в произведении.

Басня «Муха» полностью

Бык с плугом на покой тащился по трудах;
А Муха у него сидела на рогах,
И Муху же они дорогой повстречали.

«Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос.
А та, поднявши нос,
В ответ ей говорит: «Откуда? — мы пахали!»

От басни завсегда
Нечаянно дойдешь до были.
Случалось ли подчас вам слышать, господа:
« Мы сбили! Мы решили!» 1805 г.

Интересные факты

Басне «Муха» уже более двухсот лет (была написана в 1805 году), однако и в наши дни она не потеряла своей актуальности. Первоначально произведение было написано на французском языке поэтом Пьером Вилье (1648–1728). Иван Дмитриев перевёл мудрую, поучительную басню на русский язык.

Теперь понятно, откуда пошло выражение «мы пахали», которое сегодня употребляется в речи довольно часто, пошло именно из произведения Ивана Ивановича Дмитриева. Многие по этой причине, говорят, что басня называется «Мы пахали».

«Муху» полюбили не только читатели в нашей стране, но и за её пределами. Известно, что немецкий поэт Ганс Бауман перевёл басню на свой родной язык.

Источник

Урок литературы в 6-м классе «И.И.Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха»

Презентация к уроку

Цель деятельности учителяПознакомить с жизнью и творчеством И.И. Дмитриева. Определить особенности басни “Муха”, как лучшей басни автора.
Тип урокаУрок открытия новых знаний
Планируемые образовательные результатыМетапредметные: уметь определять проблему и ставить цель; структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, осмысленное читать и адекватно воспринимать текст; искать и выделять необходимую информацию.

Предметные: работать с текстом (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, выделять смысловые части); определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному;

Личностные: использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации.Методы и формы обученияПриёмы смыслового чтения; синквейн; исследование (анализ) текста.Образовательные ресурсыОборудованиеКомпьютер, экран.Наглядно-демонстративный материалТаблица.Основные понятияБасня, аллегория, мораль.

Ход урока

1. Организационный момент. Постановка учебной задачи:

— Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем говорить об одном из самых интересных жанров литературы. Прослушайте текст и попробуйте определить жанр, указав на жанровые признаки (чтение басни “Муха” или прослушивание аудиозаписи).

— Как вы думаете, кто является автором басни? (Предполагаемый ответ : И.Крылов)

— Автором басни является И.И.Дмитриев, который “вывел” басню из категории низкого жанра и сделал её популярной.

— Что вы знаете об этом авторе?

— Попробуйте сформулировать цель нашего урока.

2. Актуализация знаний.

Басня- короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированной моралью, нравоучением. В басне всегда присутствует мораль, которая может находится в начале басни или в конце.

— Вспомним, что такое мораль и аллегория.

— Как вы думаете, когда появился этот жанр? Прочитайте статью “Русская басня” и найдите в ней ответ на поставленный вопрос.

3. Изучение нового материала.

— Этот жанр, как правило, связывают с именем И.А.Крылова. Но немногие знают, какую роль сыграл в развитии русской басни Иван Иванович Дмитриев. Давайте поближе познакомимся с этим автором.

а) Какую роль сыграл в развитии русской басни Иван Иванович Дмитриев?

б) В чём особенность его басен?

После просмотра презентации дети дают ответы на поставленные вопросы.

— Ребята, давайте прочитаем высказывание П.А. Вяземского о И.И.Дмитриеве и И.А.Крылове (распечатки на партах).

— Одной из жанровых особенностей басни является то, что в ней осмеивается какой-либо порок человека, жизненная ситуация или позиция. Над чем смеётся автор в этой басне? (Дети отвечают, что Дмитриев осмеивает ту жизненную позицию, когда человек приписывает себе чьи-то заслуги, видя что они были заработаны очень тяжело).

Работа с таблицей (Приложение 1). Начать её можно в классе, а закончить дома. Можно предложить работу в паре. Работа основывается на материале статьи “Муха” (по учебнику В.П.Полухина,В.Я.Коровиной. ).

4. Рефлексия.

5. Домашняя работа: закончить таблицу (если не выполнена на уроке) или выучить басню.

Источник

Какова мораль басни Ивана Дмитриева «Муха»?

О чем басня муха дмитриева 6 класс. Смотреть фото О чем басня муха дмитриева 6 класс. Смотреть картинку О чем басня муха дмитриева 6 класс. Картинка про О чем басня муха дмитриева 6 класс. Фото О чем басня муха дмитриева 6 класс

Прочитаем интересную басню русского баснописца Иван Дмитриева «Муха»:

О чем басня муха дмитриева 6 класс. Смотреть фото О чем басня муха дмитриева 6 класс. Смотреть картинку О чем басня муха дмитриева 6 класс. Картинка про О чем басня муха дмитриева 6 класс. Фото О чем басня муха дмитриева 6 класс

Творчество этого баснописца не слишком уважал Иван Крылов, и даже однажды обиделся, когда его сравнили с Дмитриевым, но в этой басне несомненно есть множество достоинств, которые сделали бы честь и великому баснописцу.

Мораль этой басни в том, то очень не красиво присваивать себе чужие заслуги, а если уж хочется произвести впечатление своим трудолюбием, то потрудись немного сам.

О чем басня муха дмитриева 6 класс. Смотреть фото О чем басня муха дмитриева 6 класс. Смотреть картинку О чем басня муха дмитриева 6 класс. Картинка про О чем басня муха дмитриева 6 класс. Фото О чем басня муха дмитриева 6 класс

О чем басня муха дмитриева 6 класс. Смотреть фото О чем басня муха дмитриева 6 класс. Смотреть картинку О чем басня муха дмитриева 6 класс. Картинка про О чем басня муха дмитриева 6 класс. Фото О чем басня муха дмитриева 6 класс

Мораль басни Ивана Дмитриева «Муха» можно сформулировать, исходя из содержания этого небольшого поучительного произведения.

Муха, сидя на рогах у быка, занятого тяжелым трудом землепашца, говорит своей родственнице-мухе, что она вместе с быком весь день усердно трудилась, землю пахала, хотя не приложила ни малейших усилий к труду.

Вот так некоторые люди, находясь рядом, наблюдая за трудом другого человека и не ударив палец о палец, часто приписывают себе их достижения, не приложив ни малейших физических или умственных усилий для выполнения этой работы.

Будь честен и не присваивай себе результаты труда или каких-то достижений других людей.

О чем басня муха дмитриева 6 класс. Смотреть фото О чем басня муха дмитриева 6 класс. Смотреть картинку О чем басня муха дмитриева 6 класс. Картинка про О чем басня муха дмитриева 6 класс. Фото О чем басня муха дмитриева 6 класс

Таких Мух полно среди людей, это может быть и одноклассник, и коллега, и просто знакомый.

Мораль басни в том, что такие люди есть, и от этого никуда не денешься, просто стоит максимально быстро их распознавать и не давать примазываться к своим заслугам и достижениям.

О чем басня муха дмитриева 6 класс. Смотреть фото О чем басня муха дмитриева 6 класс. Смотреть картинку О чем басня муха дмитриева 6 класс. Картинка про О чем басня муха дмитриева 6 класс. Фото О чем басня муха дмитриева 6 класс

О чем басня муха дмитриева 6 класс. Смотреть фото О чем басня муха дмитриева 6 класс. Смотреть картинку О чем басня муха дмитриева 6 класс. Картинка про О чем басня муха дмитриева 6 класс. Фото О чем басня муха дмитриева 6 класс

Источник

И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Развитие понятия об аллегории. план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Басня «Муха»

И. И. Дмитриев

    Бык с плугом на покой тащился по трудах; А Муха у него сидела на рогах, И Муху же они дорогой повстречали. «Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос. А та, поднявши нос, В ответ ей говорит: «Откуда? Мы пахали!»

От басни завсегда Нечаянно дойдёшь до были. Случалось ли подчас вам слышать, господа: «Мы сбили! Мы решили!»

«Муха». Дмитриев считал, что басня должна удовлетворять требованиям изящного вкуса и быть приятной для чтения и слуха. Её нужно освободить от грубости языка, сделав его правильным и придав ему лёгкость, красоту, поэзию. Баснописец, по мнению Дмитриева, не моралист, которому лишь одному доступна истина, а добрый друг и мудрый советчик. Он исходит не столько из всеобщего народного опыта, сколько из личного. Поэтому в басни Дмитриева вошли личные чувства, часто домашнего свойства. Баснописец вёл беседу с читателем, исключающую сатиру или громкий негодующий смех, но содержащую важные моральные истины.

Эта характеристика относится и к басне «Муха», одной из лучших в творчестве Дмитриева. Для этой басни Дмитриев взял сюжет из крестьянской, сельской жизни. Известно, сколь тяжёл труд в деревне, а пахота земли особенно тягостна. Раньше крестьяне вспахивали землю на лошадях или на быках. После трудового дня уставший и обессилевший Бык в басне Дмитриева медленно идёт домой. Баснописец выбирает для нужной ему картины выразительное слово «тащился», передавая усталость Быка, еле-еле передвигавшего ноги. На рогах у Быка сидела Муха, которая, конечно же, ничего не делала, но видела, как тяжело приходится Быку вскапывать землю. Но именно Муха приписывает себе равные с Быком заслуги: она, мол, тоже работала, тоже пахала. И даже гордо хвастается перед другой Мухой своими мнимыми трудовыми подвигами, не имея на то никаких оснований. Дмитриев, желая подчеркнуть лживые и пустые слова Мухи, ввёл выражение «поднявши нос»:

    А та, поднявши нос, В ответ ей говорит: «Откуда? Мы пахали!»

Слова Мухи «Мы пахали!» стали со времён Дмитриева крылатыми и вошли в народный обиход, в нашу речь: так стали говорить о всяком человеке, который стремится, не прилагая никаких усилий, присвоить себе чужие труды. Басня, следовательно, имеет в виду не только крестьянский или полевой труд, а всякую деятельность — физическую или умственную. В ней порицаются люди, которые, будучи бездельниками, мнят себя великими тружениками.

Размышляем о прочитанном

1. Благодаря каким словам мы узнаём, что трудился только Бык, а не Муха?

2. Является ли выражение «Мы пахали!» многозначным?

3. Выучите басню наизусть, подготовьте её к конкурсному чтению.

4. Прочитайте статью о Дмитриеве, подготовьте пересказ.

5. Согласны ли вы с интерпретацией1 басни Дмитриева «Муха» В. И. Коровиным? Какое выражение можно использовать в своей речи как пословицу? Придумайте ситуацию, расскажите о ней, включив в повествование это выражение.

Фонохрестоматия

И. И. Дмитриев. «Муха»

1. Как интонацией, тембром голоса актриса передаёт характер Мухи, которая «пахала»?

2. Что меняется в манере чтения, когда читается мораль басни?

3. Прочитайте басню так, чтобы слушатели поняли ваше отношение к Мухе-«труженице» и к морали басни, которая всегда звучит современно.

Муха и Пчела. И. А. Крылов

Главная → И. А. Крылов → Муха и Пчела

В саду, весной, при легком ветерке, На тонком стебельке Качалась Муха, сидя, И, на цветке Пчелу увидя, Спесиво говорит: «Уж как тебе не лень С утра до вечера трудиться целый день!

Муха и пчела

На месте бы твоем я в сутки захирела. Вот, например, мое Так, право, райское житье! За мною только лишь и дела, Летать по балам, по гостям: И молвить, не хвалясь, мне в городе знакомы Вельмож и богачей все домы. Когда б ты видела, как я пирую там! Где только свадьба, именины, — Из первых я уж верно тут. И ем с фарфоровых богатых блюд, И пью из хрусталей блестящих сладки вины, И прежде всех гостей Беру, что́ вздумаю, из лакомых сластей; Притом же, жалуя пол нежной, Вкруг молодых красавиц вьюсь И отдыхать у них сажусь На щечке розовой иль шейке белоснежной». — «Всё это знаю я», ответствует Пчела: «Но и о том дошли мне слухи, Что никому ты не мила, Что на пирах лишь морщатся от Мухи, Что даже часто, где покажешься ты в дом, Тебя гоняют со стыдом». — «Вот», Муха говорит: «гоняют! Что́ ж такое? Коль выгонят в окно, так я влечу в другое».

Благодарим за прочтение басни Ивана Андреевича Крылова «Муха и Пчела»!

Читать все басни Ивана Крылова На главную страницу (полный список произведений)

© «Онлайн-Читать.РФ» Обратная связь

Перевод произведения французского автора

Известно, что русские сочинители басен черпали сюжеты в творчестве французских поэтов. Относительно того, на основании какого первоисточника создана басня Дмитриева «Муха», существует несколько мнений. Однако авторов, творивших в этом жанре, объединяло то, что переводы их отличались вольным стилем. Если предположить, что произведение Дмитриева заимствовано из творчества французского поэта Лафонтена, то по содержанию «Муха» наиболее близка басне «Муха и дорожные».

Это произведение также переведено Иваном Крыловым. Но в исполнении Дмитриева муха не столь назойлива и активна. Она беспечно разместилась на рогах быка, возвращающегося с плуга после праведных трудов. Что хвастливая героиня стихотворения делала прежде, неизвестно. Но, встретив свою сестру, на вопрос о том, откуда путь держит, она небрежно бросает фразу: «Откуда? Мы пахали». В этих словах скрыта самоуверенность, желание приписать себе чужие заслуги. У персонажа Крылова характер более непоседлив. Здесь главные пороки – глупость и излишняя суета.

Вместо послесловия

Один из создателей произведений в самобытном стиле, который условно можно назвать жанром «русская басня», – И. И. Дмитриев. «Муха» – сочинение, которое, наряду с произведениями других русских сатириков, должно быть известно современному читателю. Высмеивая недостатки, короткое повествование выполняет важную нравственную функцию. Ведь пока существуют в мире люди, которые предпочитают не действовать, а лишь находиться рядом с теми, кто трудится, актуальность не утратит басня Дмитриева «Муха».

Стихотворение «Муха» Дмитриев Иван Иванович

Бык с плугом на покой тащился по трудах; А Муха у него сидела на рогах, И Муху же они дорогой повстречали. «Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос. А та, поднявши нос, В ответ ей говорит: «Откуда? — мы пахали!»

От басни завсегда Нечаянно дойдешь до были. Случалось ли подчас вам слышать, господа: «Мы сбили! Мы решили!»

(2 votes, average: 4,50 out of 5)

Еще стихотворения:

Вы сейчас читаете стих Муха, поэта Дмитриев Иван Иванович

Сатира и сюжет

Важное место в творческой деятельности этого автора занимала сатира. Ее он, как правило, направлял в адрес бездарных сочинителей длинных од. Во времена Ломоносова и Державина подобных графоманов было полным-полно. Но — и это подтверждает басня Дмитриева «Муха» — простой человеческий порок не меняет своего лица. Безделье, глупость и хвастовство встречались в пушкинские времена и проявляются в той же форме у современных людей.

Басня повествует о том, как бык-труженик возвращается после тяжелых трудов на заслуженный покой. А на рогах его невозмутимо сидит муха. Встречая свою подругу, она хвастает трудами, которые якобы недавно совершила. Короткую фразу «мы пахали» героиня басни бросает как бы между прочим, не только убеждая собеседницу, но как будто и сама пребывая в уверенности, что она — участница выполненных работ.

Русский баснописец

С басней в русском языке, прежде всего, ассоциируется фамилия Крылова. Но создателем не только замечательных песен и сказок, а также и поучительных стихотворений был Иван Дмитриев. Басня «Муха» – это один из его переводов с французского языка. Как и другие произведения, созданные в жанре, берущем истоки еще в античной литературе, она является украшением творчества русского поэта. Произведение отличается легким языком, что характерно больше для послепушкинской эпохи. Перевод Дмитриева обладает свободной и плавной версификацией.

Сочинения

Сегодня мы познакомились с творчеством Ивана Дмитриева и среди его произведений у Дмитриева есть басня Муха. Это небольшое произведение, которое даже в полном его содержании читается очень быстро, но если говорить о кратком содержании басни Муха Дмитриева, то суть ее заключается в следующем.

Дмитриев муха

Как-то очень и очень уставший из полей возвращался труженик бык. За собой он тащил плуг и, наверное, очень мечтал об отдыхе. В это время у него на рогах сидела муха. И вот, по дороге Мухе встречается ее сестра, то есть, вторая муха, которой стало интересно, откуда это они идут такие уставшие. На что Муха ей и ответила: «мы пахали». Автор не описывает нам, чем занималась Муха, пока работал Бык. Возможно, она сидела на рогах у быка все это время, а может только сейчас присела и просто вовремя успела воспользоваться ситуацией. Но, суть все равно одна и та же.

Дмитриев свою работу завершает моралью басни, которая звучит так: «Мы сбили! Мы решили». Эта небольшая фраза, но сколько в ней правды, сколько в ней действительности. Когда читаешь басню, то понимаешь, что в нашей жизни, вот таких вот Мух, которые сидят на рогах, очень много. Очень много людей, которые ничего не делают, которые ленятся, но при этом очень любят приписывать себе заслуги и труд других, употребляя в своих рассказах, в своем разговоре краткое слово «мы».

Всего только два главных героя басни Дмитриева. Первый герой — это трудяга Бык, который является воплощением и собирательным образом тех, кто трудится и не боится работы. Второй же герой, а вернее, героиня — это Муха. Этот персонаж является олицетворением лентяев, хвастунов, тех людей, которые без зазрения совести припишут себе достижения других, но при этом они и палец об палец никогда не ударят, чтобы что-то сделать.

Краткое содержание: Муха (Дмитриев)

А какую оценку поставите вы?

Муха-Цокотуха

Муха, Муха — Цокотуха, Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла, Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар И купила самовар:

«Приходите, тараканы, Я вас чаем угощу!»

Тараканы прибегали, Все стаканы выпивали,

А букашки — По три чашки С молоком И крендельком: Нынче Муха-Цокотуха Именинница!

Приходили к Мухе блошки, Приносили ей сапожки, А сапожки не простые — В них застежки золотые.

Приходила к Мухе Бабушка-пчела, Мухе-Цокотухе Меду принесла…

«Бабочка-красавица. Кушайте варенье! Или вам не нравится Наше угощенье?»

«Дорогие гости, помогите! Паука-злодея зарубите! И кормила я вас, И поила я вас, Не покиньте меня В мой последний час!»

Но жуки-червяки Испугалися, По углам, по щелям Разбежалися: Тараканы Под диваны, А козявочки Под лавочки, А букашки под кровать — Не желают воевать! И никто даже с места Не сдвинется: Пропадай-погибай, Именинница!

А кузнечик, а кузнечик, Ну, совсем как человечек, Скок, скок, скок, скок! За кусток, Под мосток И молчок!

А злодей-то не шутит, Руки-ноги он Мухе верёвками крутит, Зубы острые в самое сердце вонзает И кровь у неё выпивает.

Муха криком кричит, Надрывается, А злодей молчит, Ухмыляется.

Вдруг откуда-то летит Маленький Комарик, И в руке его горит Маленький фонарик.

«Где убийца, где злодей? Не боюсь его когтей!»

Подлетает к Пауку, Саблю вынимает И ему на всём скаку Голову срубает!

Муху за руку берёт И к окошечку ведёт: «Я злодея зарубил, Я тебя освободил И теперь, душа-девица, На тебе хочу жениться!»

Тут букашки и козявки Выползают из-под лавки: «Слава, слава Комару — Победителю!»

Прибегали светляки, Зажигали огоньки — То-то стало весело, То-то хорошо!

Эй, сороконожки, Бегите по дорожке, Зовите музыкантов, Будем танцевать!

Музыканты прибежали, В барабаны застучали. Бом! бом! бом! бом! Пляшет Муха с Комаром.

А за нею Клоп, Клоп Сапогами топ, топ!

Козявочки с червяками, Букашечки с мотыльками. А жуки рогатые, Мужики богатые, Шапочками машут, С бабочками пляшут.

Тара-ра, тара-ра, Заплясала мошкара.

Веселится народ — Муха замуж идёт За лихого, удалого, Молодого Комара!

Муравей, Муравей! Не жалеет лаптей,- С Муравьихою попрыгивает И букашечкам подмигивает:

«Вы букашечки, Вы милашечки, Тара-тара-тара-тара-таракашечки!»

Сапоги скрипят, Каблуки стучат,- Будет, будет мошкара Веселиться до утра: Нынче Муха-Цокотуха Именинница!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *