О чем 3 концерт рахманинова для фортепиано

Третий фортепианный концерт Рахманинова Часть 1

Недавно я решил посмотреть на Гугле списки 10 лучших пианистов, Рахманинов везде на первом месте.
Уверяю вас, читатели, что для многих из вас, кто интересуется музыкой, это открытие. Не просто в первой десятке, а именно на первом месте.

Если Вы пойдете по ссылке, то о Рахманинове прочтете:

«Что делает его великим? Почти сверхчеловеческая техника пальцев, которая позволяла ему поддерживать чистоту и ясность даже в самых невероятно сложных пассажах. Частично это объяснялось его знаменитыми большими руками, способными покрыть 12 дюймов или на пианино от До1 до ля2. Он также обладал прекрасным мелодичным звучанием, которое так нравилось скрипачу Фрицу Крейслеру, позволяющее Рахманинову исторгать бесконечную обворожительность из мелодии».
Никому из 10 пианистов в этом списке не дано такое описание достоинств игры.
(What makes him great? An almost superhumanly clean finger technique, which allowed him to maintain clarity even in the knottiest passages. This was partly due to his famously large hands, able to span 12 inches, or a 13th (C1 to A2) on the piano. He also had a beautifully singing tone, likened to that of violinist Fritz Kreisler, permitting him to wring infinite sweetness from a melody).

А в списке первых 10 композиторов Рахманинова нет. Об этом списке читать в статье о Чайковском.
http://www.proza.ru/2015/04/26/1427

Но туда попасть сложно. Почему? Список короткий! Супергениев больше чем 10. Вот в чем проблема.
Вот этот список на всякий случай для любопытных:
Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский, Вагнер, Брамс, Шуберт, Шуман, Верди, Гайдн.

Рахманинов, конечно, супергений, хотя Америки я не открываю. Но я бы поставил его в десятку только за Третий концерт.

У меня на слуху, наверное, более тысячи произведений и среди них наберется, скажем, около 50 высшего класса, которые были написаны композиторами тем непостижимым даже для них самих способом, когда, (чтобы не изобретать красивых слов воспользуюсь вечным Пушкиным), на них нисходило Божье благословение:
«И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет».

Причем, это не метафора, а именно так это и происходит. Многие на Прозеру это испытывали на себе, хоть может и не в той степени, как перечисленные гении, но в достаточной, чтобы понять.
Понять, значит стать равным, как сказал Рафаэль.

А что за произведения приводят меня в такое жуткое волнение?
Вот некоторые из них, более полный список в конце статьи с ссылками на лучших, по моему мнению, исполнителей.

Я много чего не сделал из-за этой музыки, потому что потратил на слушание ее много времени, и главное, после нее все кажется несущественным.

Как видите, четыре фортепианных концерта Рахманинова навсегда подняли его в ранг непостижимых гениев.
Рахманинов много еще написал восхитительной музыки, достаточно сказать, что мы воспитаны на его романсах:
«В молчаньи ночи тайной» (А. А. Фет),
«Не пой, красавица» (А. С. Пушкин),
«Весенние воды» ( Ф.И.Тютчев).

Чтобы понять значение рахманиновских концертов в мировом творчестве композиторов приведу такое сравнение.
Стендаль в «Истории живописи в Италии» пишет:
«У Николо Пизано явилась мысль подражать античности. Чимабуэ и Джотто начали копировать природу. Брунеллески дал перспективу. Мазаччо воспользовался всем этим, как истинный гений, и внес в живопись экспрессию. После него внезапно появляются Леонардо да Винчи, Микельанждело, Фрате и Андреа дель Сарто. Это сноп фейерверка. И больше нет ничего».

Так греки создали Венеру Милосскую и Нику Самофракийскую и потом 2000 лет – ничего.
В утверждении Стендаля есть некоторое романтическое преувеличение – он не упомянул Рафаэля, да и потом были Веласкес и Гойя, но с композиторами это практически правда.

Но наша статья, посвящена Третьему концерту.

Генрих Нейгауз в своих воспоминаниях писал:
“Третий концерт Рахманинова, «Дон Жуан» Листа требуют не только умения, знания, многих часов (дней, месяцев!) упорной работы, но прежде всего
с т и х и й н о г о таланта, уникальной, не часто встречающейся в и р т у о з н о й одаренности…» (Разрядка Нейгауза).

Третий один из сложнейших концертов не только в техническом смысле. Для выдающихся исполнителей технические проблемы не существуют. Сложность состоит в проникновении в душу произведения, понять его суть. А это проникновение и понимание выражается в цельности исполнения.

Высший талант музыканта состоит именно в умении понять и донести до слушателя эту цельность.
На языке специалистов это называется ИГРАТЬ МАСШТАБНО. Играть масштабно, а не отдельные пассажи. Донести до слушателей всю вещь в ее единстве.
Поэтому как исполнитель Рахманинов на первом месте, потому что он масштабно играл по сравнению с любым исполнителем. И надо предположить также играли свои произведения Лист, Моцарт и Бетховен.
Я очень много времени провожу в автомобиле и слушаю бескончно записи 4-х концертов Рахманинова в его собственном исполнении, и чем больше слушаю (это уже addiction), тем больше убеждаюсь, что лучше его никто не играет, что вполне понятно.

Рахманинов написал Третий концерт, когда ему было 37 лет.
Тот самый критический возраст у многих гениев, когда их жизнь окончилась, (не многие вернулись с поля – список жуткий).
http://www.proza.ru/2014/09/21/221У

Столь же сакральное значение, как и всем известное начало Пятой симфонии у Бетховена, которая, вы не поверите, тоже написана Бетховеном, когда ему было около 38 лет (1804-1808) Бетховен родился в 1770-м.

Мелодия это как колыбельная, которую мать-Россия напела при рождении своему великому сыну.

У меня этот ответ связывается с известными словами Белинского о том, что интеллигенция тоже народ, Рахманинову не нужно использовать некую народную мелодию, потому что он и есть представитель русского народа и может создавать народные мелодии.

Кстати, Клиберн в 1958 на конкурсе в
финале играл Первый Чайковского и Третий Рахманинова!!

Национальный характер любой музыки очевиден.
Методичный немец Бах написал методичную высокоорганизованную музыку, Бетховен взорвался варварским немецким духом, перешедшим позже к Вагнеру.

Вот как Николай Усков в книге «Неизвестная Россия» цитирует Ключевского, объясняя Западно-Европейский характер, сравнивая его с русским:

«Все, что (путник) видит вокруг себя на Западе, настойчиво навязывает ему впечатление границы предела, точной определенности, строгой отчетливости и ежеминутного, повсеместного присутствия человека с внушительными признаками его упорного и продолжительного труда. Внимание путника непрерывно занято, крайне возбуждено. Другое дело в России. Тут «точно одно и то же место движется вместе с ним сотни верст. Жилья не видно на обширных пространствах, никакого звука не слышно кругом – и наблюдателем овладевает жуткое чувство невозмутимого покоя. »

А вот что пишет Рахманинов о своем ощущении в русском поместье :
«Никаких природных красот, к которым обыкновенно причисляют горы, пропасти, моря – там не было. Имение это было степное, а степь это то же море, без конца и края, где вместо воды сплошные поля ржи, пшеницы, овса и т.д., от горизонта до гоизонта. Часто хвалят морской воздух, но. насколько лучше степной воздух с ароматом земли и всего растущего и цветущего. »

я пречислю важнейшие события жизни Рахманинова до написания Третьего концерта в темпе этой фуги за 1 минуту и 50 секунд.
Мое краткое перечисление как раз имеет целью показать формирование характера и жизненных впечатлений как предпосылку этого концерта.
Дело в том, что если Вы начнете читать многочисленные биографии Рахманинова, вы не будете ставить себе задачу представить характер Рахманинова, созданный событиями его биографии, а именно этот характер нужно понимать, хоть в приближенной степени, чтобы увидеть отображение этого характера в музыке.

Творчество это слепок характера.

Не имея вундеркиндовского детства, которое бы его сразу прославило, подобно нынешнему Мысину или тогдашнему Моцарту, он постоянно всех, как бы вдруг, поражал своими гениальными способностями: феноменальной памятью и абсолютным слухом, (запоминая любое произведение с одного прослушивания), и невероятной технической способностью в игре на пианино.
Это непонимание его гениальности сопровождалось довольно долго, (отсутствие в России моды на вундеркиндов, сейчас благодаря интернетеу эта мода расцвела).
Когда он стал руководителем Большого театра в возрасте 31 года, его подход НЕ сразу встретил одобрение, хотя он довел уровень спекталей до совершенства.

Совсем наглядно в живописи – есть такой термин «социалистический реализм», (Дейнека, Герасимов, Нисский. ), но правильнее было бы назвать «советский реализм».

Оказавшись в Америке, Рахманинов потерял контакт с окружающей его действительностью. Окружающую действительность в Америке выражали Гершвин, Бернстайн, Копланд, Дюк Эллингтон, Гленн Миллер, Бени Гудман.

Именно в Америке Рахманинов написал Вариации на тему Паганини – вещь гениальную в высшей степени, но она по словам самого Рахманинова пример абсолютной музыки (Это он сказал о знаменитой Прелюдии до-диез минор (op.3 № 2): «Абсолютная музыка может навести на мысль или вызвать у слушателя настроение, но её первичная функция — доставлять интеллектуальное удовольствие красотой и разнообразием своей формы».

Американская жизнь чрезвычайно насыщена во всех отношениях, это именно горнило, как я заметил. Я ее за 40 лет не вполне воспринял, но Рахманинов гений феноменальный. Он мгновенно все запоминал впитывал и понимал. И то, написав Четвертый в 1926-м, он потом дважды его переделывал с окончательной редакций в 1941 году, которая именно у меня на диске.

Очень интересно, что Мацуев сказал после своих недавних выступлений в Америке:

«. американские залы – это залы, как и крупные европейские, с богатейшей музыкальной историей. Лет пять назад в Энн-Арборе в Hill Auditorium, где я играл Третий концерт Рахманинова с Валерием Гергиевым и Мариинским оркестром, ко мне подошел пожилой американец и сказал, что мое исполнение ему напомнило самого Рахманинова, который играл этот Концерт здесь с Филадельфийским оркестром в 1942 году.
Я был потрясен: этот человек слышал Рахманинова! В мире, думаю, таких людей немного осталось. Он был для меня, словно проводник сквозь время.
И я ему сказал: стоп, вы мне нужны! Мы общались, он рассказывал мне о живом образе Рахманинова. Как он выходил на сцену: высокий, худой человек с абсолютно прямой спиной и огромными руками. Как он прикасался к инструменту, и инструмент начинал петь так, как ни у кого больше невозможно было услышать.
Эта история была потрясающей для меня. И в каждом из крупных американских залов есть своя огромная история, огромная традиция.
— Почти с каждым из залов связаны русские имена, начиная с Чайковского, открывавшего Сarnegie Hall в Нью-Йорке.
— Да, американская музыкальная культура очень тесно связана с русской: достаточно вспомнить Стравинского, Рахманинова, Прокофьева, Горовица, Хейфица – список можно продолжать бесконечно.
Тот же Рахманинов просто рекордсмен по количеству выступлений в Сarnegie Hall – более ста раз. На втором месте, может быть, Горовиц. Поэтому атмосфера здесь абсолютно уникальная. Я старался передавать ее в своих видео-репортажах из городов, где выступал».

Приложение. Список моих любимых произведений:
Рахманинов: 4 концерта, Фантазия на тему Паганини, Всенощная; https://www.youtube.com/watch?v=XfDreat***U
Глинка: Вальс-фантазия
Бах: Токатта и фуга ре-минор, Голдберговские вариации, 5-й концерт для клавесина 2я часть,
https://www.youtube.com/watch?v=a0n99OopdpA Гленн Гульд лучше всех,

Шуберт : Квинтет «Форель», Фантазия для пианино в 4 руки Д940, трио ми бемоль мажор;

Шопен: 2я часть 2го концерта;

Брамс: Скрипичный, двойной (скрипка и виолончель)неподражаемы Исаак Стерн и Йо-Йо Ма, 2й для фортепиано, 3я симфония часть 3.
скрипичный Бруха, срипичный Медельсона, Скрипичный Сибелиуса, скрипичный №2 Венявского ( https://www.youtube.com/watch?v=MYzYVsvD5as Шломо Минц Венявского играет лучше всех).

Дворжак симф 8, часть 3;

Рихард Штраус – Так говорил Заратутстра.

Губайдулина: Марта и Мэри, Офферториум, Pro et Contra;
Шнитке- Кончерто Гроссо

Источник

Концерт для фортепиано с оркестром №3 С.В. Рахманинова

Характеристика концерта для фортепиано с оркестром №3 С.В. Рахманинова, анализ основных частей. Знакомство с особенностями двутактового оркестрового вступления. Рассмотрение тембровых, гармонических, темповых и формообразующих средств выразительности.

РубрикаМузыка
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления26.04.2020
Размер файла18,6 K

О чем 3 концерт рахманинова для фортепиано. Смотреть фото О чем 3 концерт рахманинова для фортепиано. Смотреть картинку О чем 3 концерт рахманинова для фортепиано. Картинка про О чем 3 концерт рахманинова для фортепиано. Фото О чем 3 концерт рахманинова для фортепиано

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Концерт для фортепиано с оркестром №3 С.В. Рахманинова

Главная тема подвергается варьированию, и расширяет свой мелодический диапазон в следствие применений преобразования первоначальной терцовой попевки, и путём опевания соседних звуков. Мелодия многократно повторяет терцовую интонацию и придаёт теме черты знаменного распева.

В развитии темы напряжённая выразительность усиливается благодаря привнесению в музыку развития гармонии при помощи хроматизмов и секвенцирования. В мелодике главной партии звучит минорный гексахорд, что подчёркивает сходство мелодии с народными мотивами.

Главная партия имеет целостное и завершённое строение, тема повторяется в оркестре у валторны solo, почти без изменений, на фоне пассажей фортепиано. Главная партия обладает целостностью, поэтому для того, чтобы переход от главной партии к побочной был более органичным, композитор пишет объёмное связующее построение.

Переход от главной партии к побочной осуществляется благодаря смешению характеристик двух тем. В построении наблюдается ритмический рисунок главной партии и отдельный мотивы-«предшественники» из побочной партии. Тема побочной партии начинается в партии солиста. Тема сначала звучит лирически-утончённо, постепенно развиваясь и становясь более объёмной в диапазоне. Постепенно с расширением темы начинают звучать отдельные группы инструментов в оркестре, которые поддерживают звучание партии солиста. Тема развивается благодаря определённым средствам выразительности, которые применяет композитор. Мелодия обладает чертами секвентности и импровизационности, благодаря чему музыкальное развитие ощущается гармонично и красочно в музыкальной фактуре произведения.

В первой части концерта главная и побочная темы обладают спокойным характером, поэтому основная драматическа нагрузка ложится на соотношение экспозиции и разработки. Разработка начинается со звучания неполной главной темы, которая постепенно уступает место коротким порывистым мотивам, появляющимся в мелодиях разлиичных инструментов в оркестре. В гармонии звучат уменьшённые интонации, присутствуют сепаккорды и нонаккорды, благодаря чему музыка обретает напржённый драматический характер.

Кульминация звучит в музыкальном эпизоде, в котором напряжение в атмосфере звучания произведени доходит до эмоционального предена. Именно в кульминации в оркестре звучит tutti, которое обеспечивает нагнетание напржения. Кульминационноый фрагмент уступает место динамическому и эмоциональному спаду, которое обеспечено путём средств выразительности гармонии, динамики и музыкальной фактуры. Низходящий массив аккордов подчёркивает снижение энергетического накала в музыке, благодаря чему обеспечивается контраст в музыкальном фрагменте, звучащем за кульминационным эпизодом.

Завершает первую часть объёмная фортепианная кода, которая содержит несколько динамических подъёмов и спадов. Музыкальный эпизод, выполняющий соединительную функцию разработки с началом репризы, является гипертрофированной фортепианной кодой. Схожее строение разработочного раздела 1 части концерта имеет 2 концерт П.И. Чайковского для фортепиано с оркестром.

Драматургия первой части построена таким образом, что разросшаяся каденция в партии солиста влияет на концепцию всей части. Масштабы каденции не могут уместиться в пределах части разработки, поэтому проведение главной партии в репризе так же подвержено влиянию динамически насыщенного музыкального эпизода с каденцией. В репризе происходит переосмысление главной партии, и главная тема проводится через призму звучания каденции, то есть динамически много интенсивней, чем в начале части звучит главная тема в своём первоначальном виде. Реприза сильно сокращена и видоизменена посредством тематических, фактурных и гармонических средств развития музыкального материала. Побочная партия представляет собой напоминание о побочной партии в начале части, благодаря чему возникает смысловая арка от начала к концу.

В середине части присутствует музыкальный фрагмент, по характеру звучания напоминающий вальс. В середине данного эпизода звучит отголосок главной темы первой части, идейно связывая части между собой, и психологически подготавливая слушателя к финалу концерта.

По характеру и смысловому наполнению, вторая часть напоминает медленную часть в сонатно-симфоническом цикле. Новаторство концерта заключается в его схожести с симфонией. Переход к финалу осуществляется резко и неожиданно.

Третья часть звучит решительно и напористо. Благодаря ритмическим и мелодическим средствам выразительности, композитор привносит в музыку финальной части энергичный характер. Музыка экспозиции третьей части обладает эмоциональным накалом. Маршевые интонации, ассоциирующиеся с действием, призывом и решительно звучат, контрастируя с материалом второй части концерта. Побочная партия не контрастирует с главной, а лишь усиливает эмоциональный накал в музыке благодаря синкопированному ритму в теме и фактуре оркестра. В середине финала присутствует музыкальный фрагмент Scherzando, выделенный и по характеру музыки, и в тональном отношении (Es-dur, тональность II низкой ступени по отношению к d-moll). Данный эпизод оттеняет кульминацию, обеспечивая наибольшую красочность звучания путём контрастирования. Длительное нагнетание динамики в музыкальном характере финала обеспечивает яркое и эмоциональное звучание кульминационного эпизода. Композитор подчёркивает темброво основной эмоциональный посыл третьей части путём применения тембрового средства выразительности. В оркестре звучит труба соло, данный тембр ассоциируется с боевым призывом, побуждением к действию, с активным началом. В репризе присутствует эпизод, содержащий преобразованную побочную партию, которая носит гимнический характер, выполняя роль кульминационного раздела. Композитор мастерски применил тембровые, гармонические, темповые и формообразующие средства выразительности для создания музыкального шедевра.

концерт выразительность оркестровый

Вторая часть концерта начинается в ламентозно-лирических интонациях. В оркестровой фактуре звучит струнная группа инструментов. Музыка плавно переходит в партию солиста, самодостаточно звучащего на фоне всего оркестра. Краски постепенно становятся светлее, характер становится менее печальным, в звучание музыки привносятся взволнованные, воодушевлённые интонации благодаря гармоническим и тембровым средствам выразительности. Вторая часть, песенно-задумчивая неожиданно заканчивается пассажем и массивными аккордами в оркестре, вторая и третья части исполняются ataca. Композитор использует короткий переход от одного контрастного состояния к другому. В партии солиста появляется штрих non legato и staccato. В партии оркестра добавляется звучание ударных и медной духовой группы.

1.Соловцов А. Фортепианные концерты Рахманинова. 2-е изд. М., 1960

2.Федякин С. «Рахманинов»

3.Соколова О. Симфонические произведения Рахмаминова. М., 1957

4.С.В. Рахманинов.-Сб. статей и материалов под ред. Т.Э. Цитович. М.-Л. 1947

Источник

О чем 3 концерт рахманинова для фортепиано

С. Рахманинов Концерт для фортепиано с оркестром № 3

О чем 3 концерт рахманинова для фортепиано. Смотреть фото О чем 3 концерт рахманинова для фортепиано. Смотреть картинку О чем 3 концерт рахманинова для фортепиано. Картинка про О чем 3 концерт рахманинова для фортепиано. Фото О чем 3 концерт рахманинова для фортепиано

Сергей Рахманинов – это яркая и сильная фигура в отечественной музыкальной культуре. Он был блестящим пианистом, не имеющим себе равных среди современников. Кроме того многие поклонники знали его как выдающегося дирижера и, конечно же, композитора. Не случайно один из музыкальных критиков назвал маэстро «божеством в трех лицах». Его исполнительский дар был поистине великолепным, и именно фортепианной музыке Рахманинов уделял огромное значение в своем творчестве.

Историю создания Концерта для фортепиано №3 Рахманинова, а также интересные факты и музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.

История создания

Очень важное место в фортепианном творчестве Сергея Васильевича Рахманинова занимает жанр концерта. Более того, ни один из его современников не придавал такого значения этому жанру. Считается, что именно концерты – это своеобразные вершины в его творчестве, а остальные сочинения (сонаты, вариации, прелюдии ) лишь спутники, но неизменно наделенные аналогичными творческими идеями.

О чем 3 концерт рахманинова для фортепиано. Смотреть фото О чем 3 концерт рахманинова для фортепиано. Смотреть картинку О чем 3 концерт рахманинова для фортепиано. Картинка про О чем 3 концерт рахманинова для фортепиано. Фото О чем 3 концерт рахманинова для фортепиано

Все концертное творчество композитора принято делить на три периода: ранний, зрелый и заграничный. Так, его первый концерт был сочинен еще в студенческие годы, во время обучения в консерватории (1981). Второй (1901) и Третий (1909) концерты появляются уже в зрелый период его творческого пути. Четвертый принято относить к переходному отрезку от зрелого к позднему периоду, соответственно от русского к заграничному. Сюда же следует отнести и Рапсодию на тему Паганини . Первый концерт принято считать еще недостаточно самостоятельным. В нем улавливается большое влияние Чайковского , Грига, Листа . Любопытно, что именно этот концерт является первым произведением, которое молодой композитор решил предать гласности и занес в свой первый опус. Чуть позже он сделал вторую редакцию этого сочинения.

О чем 3 концерт рахманинова для фортепиано. Смотреть фото О чем 3 концерт рахманинова для фортепиано. Смотреть картинку О чем 3 концерт рахманинова для фортепиано. Картинка про О чем 3 концерт рахманинова для фортепиано. Фото О чем 3 концерт рахманинова для фортепиано

Во Втором концерте Рахманинов предстает уже зрелым композитором с индивидуальным ярким стилем. Исполнение этого произведения принесло Сергею Васильевичу заслуженный успех. Оно сразу же было признано критиками лучшим в этом жанре, правда, после Концерта b-moll Чайковского. Главную партию первой части и вовсе назвали одной из самых ярких тем России.

Центральное место в этот период творчества занимает Третий фортепианный концерт, который ничуть не уступает предыдущему по мелодическому богатству и широте тем. Более того, в нем заметно чувствуется большая зрелость и сосредоточенность мысли.

Весной 1909 года семья Рахманиновых покинула Дрезден и вернулась в Москву. Композитор сразу же включился в работу. Летом, по обычаю, он перебирается в Ивановку. Вот только к этому времени имение уже пришло практически в упадок. Композитору пришлось взять в свои руки полностью управление и привести все в порядок. Масса усовершенствований обошлась Рахманинову в приличную сумму. Именно здесь он и начинает работу над своим Третьим концертом d moll. К октябрю этого года произведение было полностью закончено и оркестровано.

О чем 3 концерт рахманинова для фортепиано. Смотреть фото О чем 3 концерт рахманинова для фортепиано. Смотреть картинку О чем 3 концерт рахманинова для фортепиано. Картинка про О чем 3 концерт рахманинова для фортепиано. Фото О чем 3 концерт рахманинова для фортепиано

Впервые концерт был исполнен в ноябре 1909 года в Нью-Йорке под управлением В. Дамроша. В январе 1910 года Сергей Васильевич повторил исполнение своего нового сочинения уже совместно с Густавом Малером . А вот соотечественники композитора смогли познакомиться с новым сочинением в исполнении автором весной 1910 года. Оркестром управлял Е. Плотников.

После первого прослушивания концерт был очень тепло принят публикой и высоко отмечен музыкальной общественностью, но не более. Настоящее признание пришло немного позднее. Критики объясняют это новизной концерта. Лишь в 30-е годы это сочинение получает более широкое признание публики, его исполняют во многих концертах. В. Горовиц, В. Гизекинг, а также многие другие советские и английские пианисты включают это произведение в свои программы.

О чем 3 концерт рахманинова для фортепиано. Смотреть фото О чем 3 концерт рахманинова для фортепиано. Смотреть картинку О чем 3 концерт рахманинова для фортепиано. Картинка про О чем 3 концерт рахманинова для фортепиано. Фото О чем 3 концерт рахманинова для фортепиано О чем 3 концерт рахманинова для фортепиано. Смотреть фото О чем 3 концерт рахманинова для фортепиано. Смотреть картинку О чем 3 концерт рахманинова для фортепиано. Картинка про О чем 3 концерт рахманинова для фортепиано. Фото О чем 3 концерт рахманинова для фортепиано

Интересные факты

О чем 3 концерт рахманинова для фортепиано. Смотреть фото О чем 3 концерт рахманинова для фортепиано. Смотреть картинку О чем 3 концерт рахманинова для фортепиано. Картинка про О чем 3 концерт рахманинова для фортепиано. Фото О чем 3 концерт рахманинова для фортепиано

Содержание Концерта для фортепиано №3 Рахманинова

О чем 3 концерт рахманинова для фортепиано. Смотреть фото О чем 3 концерт рахманинова для фортепиано. Смотреть картинку О чем 3 концерт рахманинова для фортепиано. Картинка про О чем 3 концерт рахманинова для фортепиано. Фото О чем 3 концерт рахманинова для фортепиано

В Третьем концерте Рахманинов показал во всей красе образ Родины, но немного иной, нежели во Втором. Здесь композитор уделяет внимание именно Древней Руси, с ее таинственным и поэтичным звучанием. Мягкая и задушевная мелодия начинает концерт, она словно невзначай напета. Тема эта словно сама выросла из русского народного-песенного мелоса. Постепенно свободно-вариантное песенное развертывание приводит к кульминации в которой возникает новый песенный оборот. Это словно тихий вздох восхищения от созерцания родных просторов, открывшихся взору. Следующие части словно вырастают из первой.

Главная тема Интермеццо (2 часть) также представляет собой песенный мотив. Он полон сосредоточенной задумчивости. Воображение рисует серьезный и вдумчивый взгляд в затененные родные дали. Далее звучат вариации-строфы, где происходит страстное излияние чувств. Лишь четвертая строфа несколько оттеняет другие со своей танцевальностью. Как напоминание, здесь проводятся партии из первой части.

Третья часть – финал, рисует сказочный мир, который вступает в свои права с воцарением темноты и исчезает с рассветом, оттеняя праздничные массовые картины (экспозицию и репризу). Основной образ представляет собой причудливый звездный дождь, который завораживает слушателей загадочно-насмешливой феерической красотой.

О чем 3 концерт рахманинова для фортепиано. Смотреть фото О чем 3 концерт рахманинова для фортепиано. Смотреть картинку О чем 3 концерт рахманинова для фортепиано. Картинка про О чем 3 концерт рахманинова для фортепиано. Фото О чем 3 концерт рахманинова для фортепиано

Рахманинов очень мастерски использовал для этих целей звучность фортепиано. Кульминация части мощная, колокольно-хоровая. В ней угадывается какое-то упование на небывалое преображение, но в решающий момент происходит катастрофический срыв. Вместо нового проведения, песенный мотив трагически распадается. Появляются зловещие фантастические линии, а также стонущие интонации. К концу спада все утихает, восстанавливается тональность. Но это лишь смутные проблески надежды на восстановление песенного образа. Традиционной сонатной репризы здесь нет. В большой и невероятно виртуозной каденции солиста главная тема приобретает скерцозный облик, затем звучит с патетическими призывами. Песенная тема снова возвращается в репризе-коде, здесь она звучит скромно и во всей красе. Завершается произведение каскадом аккордов, как победой светлого начала.

В Третьем концерте воображение Сергея Васильевича проложило пусть светлым надеждам сквозь «вековую мглу». Примечательно, что сочинение это стало одной из вершин русского музыкального искусства предоктябрьской поры. Оно создавалось наряду с патриотическими циклами «Родина», «На поле Куликовом» Блока. Именно в это время поэт осознал, что главной является тема о России и она самая реальная, настоящая. Удивительным образом два лирика-современника, абсолютно не сговариваясь воспевают в своем творчестве главную для себя тему.

Третий концерт Рахманинова является одним из наиболее значимых произведений композитора. Он открывает новые грани творчества маэстро. Этим сочинением, Рахманинов еще более сближает концерт и симфонию. Но еще примечательнее то, что все возможности для интенсивного развития сконцентрированы у него в одной, невероятно красивой песенной теме. Именно в этом концерте практически полностью сформировался стиль Сергея Рахманинова, неповторимый и легко узнаваемый.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Фортепианный концерт №3 Рахманинова

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *