Нужда чувство ощущаемой человеком нехватки чего либо

Тест Социальные основы маркетинга удовлетворение человеческих потребностей

Вопрос 1. Маркетинг и основные его понятия

1. Вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена?

д) управление персоналом

2. Методы, применяемые в маркетинге (укажите все правильные)

3. Потребность – это…

а) количество денег, которое потребитель может использовать для удовлетворения своих нужд

+б) нужда, воплощенная в какую-то конкретную форму

в) товар, который способен удовлетворить нужду потребителя

г) все ответы верны

д) правильного ответа нет

4. …– это система, комплекс тактических маркетинговых инструментов, с помощью которых реализуется стратегия маркетинга компании

Ответ: Маркетинг — микс

5. Чувство, ощущаемое человеком от нехватки чего-либо, называется?

6. Все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления, называется?

7. Коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами называется?

8. Что из указанного изучает маркетинг?

а) производство предлагаемых к сбыту изделий

б) общий уровень цен в условиях инфляции

+в) технологические возможности обеспечения уровня качества товаров в соответствии с запросами отдельных групп потребителей

г) конъюнктуру продуктов питания и др.

д) процесс развития продаж товара

9. Потребность, подкрепленная покупательной способностью – это…

10. Акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложение чего-либо взамен, называется?

11. Совокупность существующих и потенциальных покупателей товара, называется?

12. Услуга, относящаяся к элементу комплекса маркетинга — это…

Вопрос 2. Управление маркетингом

13. Современный подход к осуществлению маркетинговой деятельности основан на: (указать все правильные)

а) удовлетворении потребностей потребителей через достижение целей компании

б) максимальном удовлетворении потребностей потребителей

в) получении большей прибыли, чем конкуренты

+г) достижении целей компании через удовлетворение потребностей потребителей

+д) комплексном подходе к использованию инструментов маркетинга

14. Что не относится к целям маркетинга?

а) удовлетворение потребностей рынка, потребителей

б) оптимизация коммерческой и производственной деятельности

+в) сбыт и распределение товаров

г) достижение превосходства над конкурентами

д) завоевание доли рынка, новых рынков

15. Функции маркетинга: (указать все правильные)

+а) исследовательска я

+б) планирования ассортимента и качества товара

+в) сбыта и распределения

+г) рекламы и стимулирования сбыта

д) рациональный спрос

Вопрос 3. Основные концепции управления маркетингом

16. Соотнесите концепции и их определения

а) Концепция совершенствовани я производства

б) Концепция совершенствовани я товара

в) Концепция интенсификации коммерческих усилий

г) Концепция маркетинга

д) Концепция социально-этично го маркетинга

1) исходит из того, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по ценам, а, следовательно, управление должно сосредоточить свои усилия на совершенствовани и производства и повышении эффективности системы распределения

2) исходит из того, что потребители будут проявлять интерес к товарам, предлагающим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные характеристики и свойства, а, следовательно, организация должна сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовани и товара

3) исходит из того, что потребители не будут покупать товары фирмы в достаточных количествах, если она не предпримет достаточных усилий в сфере сбыта и стимулирования.

4) исходит из того, что залогом достижения целей организации являются определение нужд и потребностей условных рынков и обеспечение желаемой удовлетворённост и более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами

5) исходит из того, что задачей фирмы является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворённост и более эффективными и более продуктивными (чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением и укреплением благополучия потребителя и общества в целом

Ответ: а) 1, б) 2, в) 3, г) 4, д) 5.

17. … – это совокупность существующих и потенциальных покупателей товара

Вопрос 4. Стремительное распространение маркетинга

18. Какую цель системы маркетинга можно охарактеризовать словами: «Люди счастливы, если их удовлетворяет то, что они потребляют»?

а) достижение максимально возможного высокого потребления

+б) достижение максимальной потребительской удовлетворенност и

в) предоставление максимально широкого выбора

г) максимальное повышение качества жизни

д) правильного ответа нет

19. Одна из целей системы маркетинга — максимальное повышение качества жизни. Понятие «качество жизни» включает: (указать все правильные)

+а) качество, количество, ассортимент, доступность и стоимость товаров

+б) качество физической среды

+в) качество культурной среды

г) чем шире ассортимент, тем дороже товары

д) невозможно точно оценить потребительскую удовлетворенност ь

20. … — это получение желаемого объекта в ответ на передачу другого объекта

Источник

Основы маркетинга (2 стр.)

Повседневное воздействие маркетинга на потребителей

Маркетинг затрагивает интересы каждого из нас в любой день нашей жизни. Мы просыпаемся, когда радиочасы «Сирс» включаются на песне Барбры Стрейзанд, за которой следует рекламный ролик авиакомпании «Юнайтед эйрлайнс» об отдыхе на Гавайях. В ванной мы чистим зубы пастой «Колгейт», бреемся бритвой «Жиллетт», освежаем рот антисептиком «Листерин», опрыскиваем волосы лаком «Ревлон» и пользуемся множеством других туалетных принадлежностей и приспособлений, произведенных в разных частях света. Мы надеваем джинсы «Кальвин Клейн» и ботинки «Басс». В кухне мы выпиваем стакан апельсинового сока «Минит-мейд», насыпаем в тарелку хрустящий рис «Келлог» и заливаем его молоком «Борден». Через некоторое время мы выпиваем чашечку кофе «Максвелл-хаус» с двумя чайными ложками сахарного песка «Домино», одновременно жуя сдобную булочку «Сара Ли». Мы покупаем апельсины, выращенные в Калифорнии, кофе, импортированный из Бразилии, газету, изготовленную из канадской древесины, а новости доходят до нас по радио аж из далекой Австралии. Разбирая почту, мы находим в ней очередной каталог музея Метрополитен, письмо от торгового представителя страховой компании «Пруденшиал» с предложением различных услуг и купоны, позволяющие экономить деньги при покупке наших любимых марочных товаров. Мы выходим из дому и едем в торговый центр «Нортбрук корт» с универмагами «Нейман-Маркус», «Лорд энд Тейлор», «Сирс» и сотнями магазинчиков, забитых товарами от пола до потолка. Потом мы занимаемся в физкулътурно-оздоровительном центре «Наутилус», стрижемся в салоне «Видаль Сассун» и с помощью служащих бюро путешествий «Томас Кук» планируем поездку по Карибскому морю.

Все это стало возможным благодаря системе маркетинга, причем с минимальными усилиями с нашей стороны. Она обеспечила нам уровень жизни, о котором наши предшественники могли только мечтать.

Что такое маркетинг

Что же стоит за понятием «маркетинг»? Большинство ошибочно отождествляет маркетинг со сбытом и рекламой.

И неудивительно! Ведь американцев постоянно донимают телевизионные рекламные ролики, газетные объявления, отправления прямой почтовой рекламы, визиты коммивояжеров. Кто-то все время пытается что-то продать. Кажется, что нам никуда не деться от смерти, налогов и коммерции.

Поэтому многие удивляются, узнав, что наиболее важным элементом маркетинга является вовсе не сбыт. Сбыт – всего лишь верхушка маркетингового айсберга, одна из многих его функций, причем зачастую не самая существенная. Если деятель рынка хорошо поработал над такими разделами маркетинга, как выявление потребительских нужд, разработка подходящих товаров и установление на них соответствующей цены, налаживание системы их распределения и эффективного стимулирования, такие товары наверняка пойдут легко.

Каждый знает о так называемых особо ходовых товарах, за которыми потребители охотятся толпами. Когда фирма «Истман Кодак» создала фотоаппараты типа «Инстаматик», фирма «Атари» – первые видеоигры, а фирма «Мазда» – спортивный автомобиль «РХ-7», они были завалены заказами, потому что предложили именно те товары, которые были в то время нужны. Не товары-подражатели, а изделия, четко отличающиеся от уже существующих и предлагающие потребителям новые выгоды.

Один из ведущих теоретиков по проблемам управления, Питер Друкер, говорит об этом так: «Цель маркетинга – сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель – так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами».

Это вовсе не означает, что усилия по сбыту и его стимулированию теряют свое значение. Речь скорее идет о том, что они становятся частью более масштабного «комплекса маркетинга», т. е. набора маркетинговых средств, которые необходимо гармонично увязать друг с другом, чтобы добиться максимального воздействия на рынок.

Вот наше определение маркетинга.

Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

Для пояснения этого определения рассмотрим следующие понятия: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок.

Нужды

Исходной идеей, лежащей в основе маркетинга, является идея человеческих нужд. Мы определяем нужду следующим образом.

Нужда – чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо.

Нужды людей многообразны и сложны. Тут и основные физиологические нужды в пище, одежде, тепле и безопасности; и социальные нужды в духовной близости, влиянии и привязанности; и личные нужды в знаниях и самовыражении. Эти нужды не создаются усилиями Медисон-авеню, а являются исходными составляющими природы человека.

Если нужда не удовлетворена, человек чувствует себя обездоленным и несчастным. И чем больше значит для него та или иная нужда, тем глубже он переживает. Неудовлетворенный человек сделает одно из двух: либо займется поисками объекта, способного удовлетворить нужду, либо попытается заглушить ее.

Потребности

Второй исходной идеей маркетинга является идея человеческих потребностей.

Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.

Проголодавшемуся жителю острова Бали требуются плоды манго, молоденький поросенок и фасоль. Проголодавшемуся жителю США – булочка с рубленым бифштексом, обжаренная в масле картофельная стружка и стакан кока-колы. Потребности выражаются в объектах, способных удовлетворить нужду тем способом, который присущ культурному укладу данного общества.

По мере прогрессивного развития общества растут и потребности его членов. Люди сталкиваются со все большим количеством объектов, пробуждающих их любопытство, интерес и желание. Производители со своей стороны предпринимают целенаправленные действия для стимулирования желания обладать товарами. Они пытаются сформировать связь между тем, что они выпускают, и нуждами людей. Товар пропагандируют как средство удовлетворения одной или ряда специфических нужд. Маркетолог не создает нужду, она уже существует.

Продавцы часто путают потребности с нуждами. Производитель буровых коронок может считать, что потребителю нужна его коронка, в то время как на самом деле потребителю нужна скважина. При появлении другого товара, который сможет пробурить скважину лучше и дешевле, у клиента появится новая потребность (в товаре-новинке), хотя нужда и останется прежней (скважина).

Запросы

Потребности людей практически безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения ограничены. Так что человек будет выбирать те товары, которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей.

Запрос – это потребность, подкрепленная покупательной способностью.

Нетрудно перечислить запросы конкретного общества в конкретный момент времени. В конце 1970-х годов 200 млн американцев купили 67 млрд яиц, 250 млн цыплят, 5 млн сушилок для волос, оплатили 133 млрд пассажиро-миль на внутренних авиалиниях страны и свыше 20 млн лекций преподавателей английского языка и литературы в колледжах. Эти и прочие потребительские товары и услуги породили в свою очередь запросы более чем на 150 млн тонн стали, 4 млрд тонн хлопка и множество других товаров промышленного назначения. И это лишь несколько запросов экономики, оцениваемой в 1,5 трлн долл.

Общество могло бы планировать объемы производства на следующий год, исходя из совокупности запросов предыдущего. Именно так и планируют производство в странах с централизованно планируемой экономикой. Однако запросы – показатель недостаточно надежный. Людям надоедают вещи, которые ныне в ходу, и они ищут разнообразия ради разнообразия. Смена выбора может оказаться и результатом изменения цен или уровня доходов. К. Ланкастер отмечает, что товары – это, по сути, наборы свойств, и люди останавливают выбор на тех продуктах, которые обеспечивают им получение лучшего набора выгод за свои деньги. Так, автомобиль «Фольксваген» воплощает в себе элементарное средство транспорта, невысокую покупную цену, топливную экономичность и европейский ход, а «Кадиллак» – высокий комфорт, роскошь и престиж. Человек выбирает товар, совокупность свойств которого обеспечивает ему наибольшее удовлетворение за данную цену, с учетом своих специфических потребностей и ресурсов.

Товары

Человеческие нужды, потребности и запросы наводят на мысль о существовании товаров для их удовлетворения. Товар мы определяем следующим образом.

Товар – все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку для привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.

Предположим, женщина испытывает нужду выглядеть красивой. Все товары, способные удовлетворить эту нужду, мы называем товарным ассортиментом выбора. Этот ассортимент включает в себя косметику, новую одежду, курортный загар, услуги косметолога, пластическую операцию и т. д. Не все эти товары желательны в одинаковой степени. Вероятнее всего, в первую очередь будут приобретаться товары и услуги, более доступные и дешевые, такие, как косметические средства, одежда стрижка.

Источник

1.1. О потребностях, их природе и свойствах

1.1. О потребностях, их природе и свойствах

В самом начале отметим, что потребность — чрезвычайно сложное, динамичное, недостаточно изученное явление как в общих, так и в конкретных чертах своего проявления, которые дифференцируются в бесконечное множество форм.

Что же понимается под термином потребность, как он трактуется разными авторами и в разных источниках?

Советский энциклопедический словарь (1986 г.) предлагает такое определение: «Потребность — нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности».

В известном Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова потребность определяется короче: «Необходимость, нужда в чем-нибудь, требующая удовлетворения».

Другой толковый словарь предлагает следующую дефиницию: «Необходимость в чем-либо, требующая удовлетворения». Следует обратить внимание на слова «требующая удовлетворения». Этим подчеркиваются очень существенные свойства потребностей, пренебрегать которыми недопустимо, а порой опасно.

В «Экономическом словаре-справочнике» (М.: Экономика, 1988) его авторы — Л. Я. Баранова и А. И. Левин — определяют потребность как надобность в чем-либо, необходимом для поддержания нормальных условий жизни и функционирования людей и их сообществ.

Размышляя о потребностях, нельзя пройти мимо такого понятия, как желание. При управлении качеством о существовании потребности мы у знаем через желания человека. Желание — это ст рем ление, влечение к осуществлению чего-либо, обладанию чем-либо, это чувство желающего. В нашем случае — потребителя. Желание возбуждается потребностью и свидетельствует о ее наличии. Если немного формализовать взаимосвязь желания c потребностью, то можно сказать, что желание — индикатор существования потребности.

Мы часто пользуемся определением желанный, подразумевая под этим что-то такое, чего хотят, к чему стремятся. Но это уже относится к природе, уровню качества продукции, товара, услуги, о которых речь пойдет дальше. «Всякое желание, как таковое, — писал известный философ В. С. Соловьев, — есть, по-видимому, желание своего удовлетворения, т. е. благополучия; желать злополучия или неудовлетворенности значило бы то же, что желать заведомо нежелательного, т. е. прямая бессмыслица» (Соч. в 2-х томах. М.: Мысль. — 1990. С. 20 6).

С развитием идей и методов маркетинга происходит некоторое углубление понятия потребность. В этой связи обратимся к мнению Филиппа Котлера[1]. Он считает исходной идеей маркетинга идею человеческой нужды и дает ей такие определения: «Нужда — чувство, ощущаемое человеком, нехватки чего-либо… Потребность — нужда, принявшая специфическую форму в соответствии c культурным уровнем и личностью индивида».

Иногда вместо потребность говорят интерес, под которым понимают объективную потребность субъекта в материальных и моральных благах. По сути происходит трансляция содержания термина потребность через слово интерес. Можно было бы оставить такое словоупотребление «за кадром», но дело в том, что слово интерес часто используется как термин при описании процессов, происходящих на рынке, при маркетинговых исследованиях и т. п. В русской языковой практике использование слова интерес вносит эмоциональную окраску в понятие потребность, подчеркивает его эмоциональную составляющую.

Потребность, желательность продукции определенного качества, как кажется на первый взгляд, есть стремление получить субъективное состояние удовольствия, удовлетворенности. На самом деле, потребность есть осознанное или неосознанное стремление c помощью свойств, образующих качество продукции, удовлетворить запросы нашей телесной или душевной природы.

Приведенные здесь формулировки далеко не исчерпывают определений потребности и их толкований. Каждое из них будет раскрывать перед нами все новые стороны одной из самых сложных категорий жизни и деятельности людей.

Для управления качеством продукции принципиальное значение имеет то, что у потребности имеется антипод, который ей противостоит, это — КАЧЕСТВО.

Человека c его потребностями окружает материальный, предметный мир. В нем он живет и трудится. Человек, взаимодействуя c этим миром, воспроизводит и развивает самого себя. При этом все, что окружает человека, состоит как бы из двух частей: одна из них создана природой, другая разумом и трудом самого человека. Именно в этой части предметного мира реализуется в полном объеме деятельность, названная управлением качеством продукции.

В окружающей природе, несмотря на ее бесконечное разнообразие, имеется ограниченное число предметов, способных непосредственно удовлетворять множащиеся потребности людей. Древний человек имел ограниченные потребности и удовлетворял их непосредственно предметами, которые находил в окружающей его природе. Однако по мере развития homo sapiens у него рождались новые потребности, удовлетворить которые предметами окружающей среды было уже невозможно. Неудовлетворенность побуждала к поиску и постепенно привела человека к производственной деятельности, в результате которой он начал из материалов природы создавать новые предметы для удовлетворения новых потребностей. Именно это стимулировало развитие производства, причем не только в количественном, но и в качественном отношении. Таким образом, зарождение потребностей вызывает и стимулирует деятельность по поиску средств и способов их удовлетворения.

По своему потенциалу неудовлетворенные потребности обладают колоссальной движущей силой, побуждающей к действию, к организации производства средств удовлетворения потребностей. «Без потребления нет производства», — писал К. Маркс.

Предметы, являющиеся результатом целесообразной деятельности человека, как и предметы, созданные природой, обладают полезными свойствами. В этом их сходство, их общность. Практически все предметы окружающей человека природы обладают полезными свойствами. Дело лишь в том, насколько глубоко человек познал эти свойства и научился их использовать, приспосабливать или преобразовывать для удовлетворения потребностей.

У предметов, сотворенных трудом человека, как правило, полезные свойства более специализированы, целесообразны, имеют большую концентрацию. Чем выше уровень целесообразной деятельности, тем эти особенности выражены более ярко, и продукция считается более качественной.

Продукты человеческой деятельности, созданные в результате целесообразной работы, не только приобретают вновь созданные или выделенные из предметов природы необходимые свойства, но содержат некоторое количество овеществленного общественного труда. По этой причине предметы, создаваемые людьми для удовлетворения конкретных потребностей, при рыночных отношениях имеют товарную форму. Чтобы приобрести такие предметы, необходимо вступить в экономические отношения c их производителями, т. е. отношения купли-продажи.

В продукты природы общественный труд не вложен и потому они не могут приобрести товарную форму. В силу этого, удовлетворяя потребности непосредственно предметами природы, люди в экономические отношения не вступают.

Мы вправе сказать: одно из общих свойств, присущих всем видам потребностей, заключается в способности побуждать человека, людей, общество к действию по их удовлетворению и ради этого вступать во взаимодействие c природой или в экономические отношения между собой.

Существование, развитие и углубление потребностей движет всем производственным базисом общества, определяя его специализацию, масштабы и, в конечном счете, КАЧЕСТВО ЖИЗНИ.

Потребность первична по отношению к производству не только по ведущей роли, но и во времени. Она рождается и развивается преимущественно прежде, чем начинается создание и изготовление продукции — материального носителя свойств, нужных для удовлетворения этой потребности. Поэтому часто говорят: не торопитесь создавать и производить новую продукцию, пока не выявилась потребность и вы ее всесторонне не изучили. Так-то оно так, но в условиях жесткой конкуренции, высоких темпов развития человеческих индивидуумов и общества можно и опоздать. А потому будьте внимательны к зарождению и законам развития потребностей!

Если на возникшую потребность вовремя обратили внимание, если своевременно приняли меры по ее удовлетворению, то жизнедеятельность обеспечена или получила развитие. В данном случае проявилось позитивное свойство потребности — она способствовала движению, прогрессу.

Ну, а если потребность осталась неудовлетворенной? Если на ее появление не обратили внимания или, что еще хуже, ею пренебрегли, не приняли мер для ее удовлетворения, что тогда? Тогда последствия могут быть плачевными, а порой и трагичными. Неудовлетворенная потребность внесет дисгармонию в существование человека, нарушит некий баланс, равновесие бытия, производства и потребления. Она может стать причиной отрицательных явлений и событий, грозящих иногда тяжелыми последствиями: от простого недовольства одного человека до банкротства предприятия и даже до социального взрыва. Так бывает, когда ситуация касается неудовлетворенной потребности большой массы людей.

Негативные последствия неудовлетворенной потребности зависят от ее характера и объема, от закона развития и в значительной мере от запаздывания c мерами по ее удовлетворению.

Примеров, иллюстрирующих проявления негативных свойств неудовлетворенных потребностей, в человеческой практике множество.

К примеру, у завода-изготовителя конечной продукции есть потребность в комплектующих изделиях, поступающих в порядке кооперации. Но она не удовлетворяется из-за низкого качества поставленной продукции, которую нельзя пустить на сборку конечных изделий. Если эта потребность не удовлетворена в течение какого-то отрезка времени, последует целая цепь событий. Нечего будет продать, не будет получена ожидавшаяся прибыль, замедлится оборачиваемость оборотных средств, возникнут задержки выплаты зарплаты и т. д. Не минуют беды и поставщика. Ему, как минимум, придется платить штраф, он тоже потеряет и часть прибыли, и что еще хуже — репутацию. Если же указанная потребность в комплектующих не будет удовлетворена в течение длительного времени, то производство остановится, конкуренты займут образовавшуюся на рынке нишу. В этом случае производитель конечной продукции попадет в критическое экономическое положение, а в худшем случае — обанкротится. Примерно то же самое произойдет и c поставщиком.

Или взять пример из повседневной жизни. Допустим, у заболевшего человека возникла потребность в лекарстве для снятия болей в сердце. Но в силу каких-то причин лекарства не оказалось: потребность не удовлетворена. Болезнь будет развиваться, а это чаще всего к добру не приводит.

А сколько жизненных неурядиц возникает на почве неудовлетворенных потребностей! Не станем приводить примеры из этой области, их у каждого из нас предостаточно.

Если же потребность удовлетворена, предупреждается возможность появления негативных последствий, предотвращен ущерб, вред, который мог бы возникнуть. Но не это самое главное. Главное, что создано благо для нормальной жизнедеятельности человека, группы людей, общества в целом.

Однако надо заметить, что есть потребности, удовлетворение которых причиняет ущерб, наносит вред жизнедеятельности. Наиболее наглядный пример такого рода — чрезмерное удовлетворение потребности в алкоголе, даже если это алкоголь высокого качества.

Таким образом открывается еще одно свойство потребностей — единство противоположностей: потребности могут быть потенциально полезными и потенциально опасными.

Разновидностей последствий удовлетворения потребностей имеется, по крайней мере, столько же, сколько и самих потребностей. Почему так? Да потому что при удовлетворении потребностей имеют место еще и нюансы, тонкости, обусловленные условиями, моментом удовлетворения, особенностями субъекта или субъектов, объединенных одной общей по характеру потребностью.

Последнее легко обнаружить, например, при выходе из зрительного зала кинотеатра. Все зрители удовлетворили одну потребность — посмотрели желаемый фильм. Но часть зрителей эмоционально, причем положительно, возбуждена, другая удовлетворена, но в меньшей степени, третья испытывает разочарование — ожидаемого удовольствия она не получила.

Возьмем еще один простейший пример. Речь идет об удовлетворении физиологической потребности в пище. Одни люди едят только для утоления чувства голода, и это вполне удовлетворяет их потребности. Другие не только утоляют голод, но еще и наслаждаются вкусом принимаемой пищи. Третьи организуют свой рацион вопреки вкусовым ощущениям, например, при диетическом или лечебном питании.

При решении задач управления качеством важно знать, что позитивные, положительные результаты удовлетворения возникшей потребности зависят от многих факторов, но основными из них можно считать:

— фазу зрелости потребности;

— степень удовлетворения (т. е. удовлетворенность от удовлетворения потребности).

Позитивные и негативные свойства потребностей не только являются противоположностями, но и находятся в остром противоречии. Посредником, можно сказать, демпфером, в этом противостоянии выступает качество, т. е. те свойства продукции, которые способны удовлетворить потребности и предотвратить возможные отрицательные последствия неудовлетворенности.

Потребности нельзя удовлетворять вообще, в целом. Нужно удовлетворять конкретные, персонифицированные потребности конкретного потребителя, выделенного из общей массы.

Если сумма свойств качества продукции способна удовлетворить потребность, то можно быть спокойным — ее негативные свойства не проявятся, конфликта не будет. Правда, благополучная ситуация сложится только при условии, если будет удовлетворен весь или бо льший объем потребности, а это уже связано c количеством продукции нужного качества, т. е. с массой произведенной потребительской стоимости.

Противоречий внутри потребностей немало, но и вокруг них противоречий тоже предостаточно. Изучая и разрабатывая проблемы качества, постоянно приходится иметь дело c этими противоречиями, противоположностями. Они могут иметь как частный, так и крупномасштабный или даже глобальный характер.

Потребности — «существа» привередливые и требуют к себе персонального внимания и уважительного отношения.

Потребность, как уже говорилось, обычно возникает раньше, чем появится возможность ее удовлетворения, т. е. будет создана продукция нужного качества. По этой причине возникает противоречие между производством и потреблением. При разумном отношении и при наличии технических и экономических возможностей такое противоречие разрешается путем своевременного проектирования и развертывания производства нужной продукции соответствующего качества в нужном количестве, т. е. поддержанием пропорций между сферой материального производства и сферой потребления. Именно так достигается пропорциональность, гармония в материальной и социальной жизни общества.

Мы установили, что потребности обладают могучей силой, способной стимулировать человека к деятельности, определять направления и темпы развития экономики, вызывать конфликты и даже социальные потрясения. В связи c этим нелишне задать вопрос: а не имеет ли управление качеством гораздо бо льшее значение для общества, чем только совершенствование производственно-хозяйственной деятельности? Не является ли оно крупномасштабным, глобальным средством эффективного управления общественным производством и социальной жизнью?

Думается, что поиск ответа на этот вопрос заслуживает самого серьезного внимания со стороны экономистов, государственных деятелей и специалистов, занимающихся техническими и организационными проблемами производства. Консолидированный ответ на этот вопрос позволит четко ориентировать производителей на вещественное содержание производства. В сочетании со стоимостными рычагами стимулирования он существенно повысит уровень руководства деятельностью по улучшению КАЧЕСТВА ЖИЗНИ!

Читайте также

Подумайте о своих потребностях

Подумайте о своих потребностях Как только количество денег для нас перестает быть проблемой, появляется время, чтобы подумать о том, чего мы хотим в этой жизни. Наш мозг в один момент освобождается от огромного числа операций. У нас

Глава 8 О «божественной» природе денег (краткое введение в богословие денег)

Глава 8 О «божественной» природе денег (краткое введение в богословие денег) В предыдущей главе мы рассмотрели ряд важных догматов религии капитализма. Однако один из ключевых догматов оказался за рамками нашего внимания. Это догмат о «божественной» природе денег.

3. Карл Маркс о товаре и его свойствах. Деньги и их функции

3. Карл Маркс о товаре и его свойствах. Деньги и их функции По мнению Маркса, в капиталистическом обществе главенствует производство различных товаров. Опираясь на это, он начинает свои исследования в области анализа товаров. По его словам, товар обладает двумя функциями:1)

О природе «вторичной» многодетности

О природе «вторичной» многодетности Многообразие факторов не исключает вместе с тем существования какого?то главного и определяющего. Некоторые ученые считают таковым давно замеченную зависимость между доходом семьи и числом детей в ней. Уже в прошлом веке статистики

ГЛАВА 1. А что это вы тут делаете? О природе экономической науки

ГЛАВА 1. А что это вы тут делаете? О природе экономической науки [Экономическая наука] характеризуется всеобщностью и является абсолютно и откровенно человеческой.Людвиг фон Мизес «Человеческая

Правило 8. Сосредоточьтесь на потребностях аудитории, а не на достоинствах своей компании

Правило 8. Сосредоточьтесь на потребностях аудитории, а не на достоинствах своей компании Зрелость – это когда все ваши зеркала превращаются в окна. Неизвестный автор Большинство людей проживают жизнь в окружении мнимых зеркал, в которых видят лишь себя, свои ощущения и

Наше отношение к природе

Наше отношение к природе Нам придется изменить свое отношение к природе. Это не наша собственность, которую можно использовать так, как нам вздумается. Прежде всего, мы сами – неразрывная часть природы и зависим от нее. Пока не создан искусственный фотосинтез, мы можем

Забота о новых потребностях

Забота о новых потребностях Паола Мартин, генеральный директор компании Martin Training Associates, говорит: Вертикальный подход, основанный на функциональной постановке целей, функциональной отчетности, менеджменте типа босс – подчиненный и на директивном подходе к менеджменту,

Круговорот зависти в природе

Круговорот зависти в природе Кстати, я не верю, что есть люди, которые никому и никогда не завидовали. На мой взгляд, обсуждать здесь можно лишь то, чему именно и кто завидует. Взгляните на следующее рекламное объявление (рис. 74). Рис. 74. Почему арабский принц завидует

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *