Нулевой пробег что это
Скорости движения
При работе автомобиля на линии различают техническую и эксплуатационную скорости.
Техническая скорость — это средняя скорость за время движения автомобиля:
где: S — пройденный путь, км; t — время движения автомобиля, включая и остановки у перекрестков, н.
Пример. Автомобиль за смену совершил пробег 150 км, в движении находился б ч. Определить техническую скорость.
Величина технической скорости зависит от технического состояния автомобиля, состояния и профиля дороги, интенсивности движения и мастерства водителя.
Эксплуатационная скорость — средняя скорость движения автомобиля за время нахождения его в наряде (на линии):
где: S — пройденный путь, км; Тн — время нахождения автомобиля в наряде, ч.
Пример. Автомобиль за 7 ч пребывания в наряде (на линии) совершил пробег 150 км. Найти эксплуатационную скорость.
На величину эксплуатационной скорости влияет продолжительность простоев автомобиля под погрузкой и разгрузкой. В связи с этим необходимо добиваться полной механизации погрузочно-разгрузочных работ. На величину эксплуатационной скорости большое влияние оказывает также расстояние перевозок.
Чем оно больше, тем меньше общее время, затрачиваемое на погрузочно-разгрузочные работы, так как количество погрузок и разгрузок в течение смены уменьшится и эксплуатационная скорость увеличится.
Коэффициент использования пробега (КИПр)
Определяет степень использования пробега автомобиля с грузом.
При работе автомобиля на линии различают пробеги: общий, с грузом, холостой и нулевой.
Общий пробег — это расстояние в километрах, проходимое автомобилем в течение рабочего дня.
Пробег с грузом является производительным пробегом.
Холостой пробег — это пробег автомобиля без груза между пунктами разгрузки и погрузки.
Нулевой пробег — это пробег автомобиля от парка до пункта погрузки и с последнего пункта разгрузки до парка, а также проезды на заправку топливом.
Коэффициент использования пробега определяют по формуле:
где: Sгp — пробег с грузом, км; Sо.пр — общий пробег автомобиля, км.
Пример. Общий пробег автомобиля за день составил 320 км, с грузом — 244 км. Определить КИПр.
Величина коэффициента использования пробега зависит от размещения пунктов погрузки и разгрузки, характера грузопотоков и организации диспетчерской службы на линии. Водители-новаторы добиваются сокращения непроизводительных пробегов за счет перевозки попутных грузов. Например, при перевозке сахарной свеклы с поля на сахарный завод они используют обратные рейсы для перевозки на поля минеральных удобрений.
Коэффициент использования грузоподъемности автомобиля (КИГ)
Определяют по формуле:
где: Гф — фактически перевезенной груз, т; Гн — номинальная грузоподъемность автомобиля, т. У автомобиля грузоподъемностью 4 г, перевезшего за одну ездку 3 т груза, КИГ составит: 3:4 = 0,75.
Коэффициент использования грузоподъемности за день работы определяется отношением количества перевезенного груза к количеству груза, которое мог бы перевезти автомобиль за все ездки.
Пример. Автомобиль грузоподъемностью 4 т за день работы сделал 4 ездки и перевез: за первую ездку — 3,8 т, за вторую — 4 т, за третью — 3,4 т, за четвертую — 3,8 г. Определить КИГ.
Контрольные вопросы
«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова
Пробег автобуса: холостой, нулевой, суточный – нормы и расчет
Дата публикации — 15.01.2019
Пассажирские перевозки – важная отрасль сферы услуг, оказываемых населению. От эффективности использования пассажирского транспорта во многом зависит своевременное прибытие людей на работу, организация их личного хозяйства и досуга. Для составления рациональных графиков эксплуатации ТС используются понятия различных видов пробега (расстояния, пройденного автобусом): общий, производительный (с пассажирами), без пассажиров. Одна из основных целей организации работы АТП – повышение в общем пути процентного содержания производительной части.
Виды пробегов автобусов без пассажиров
Пробег без пассажиров делится на холостой и нулевой:
Показатель рациональной эксплуатации автобусного парка
Один из показателей эффективности эксплуатации автобуса – коэффициент полезного использования общего пробега:
Для автобусов междугородного сообщения в автомобиледни учитываются все дни, проведенные в командировке. Из этих дней вычитают только дни целодневных простоев. Делением нормы пробега до технического обслуживания на среднесуточный пробег определяют периодичность проведения ТО.
Определить среднесуточный (Lсс) пробег автобуса, зависящий от производительного (Lг), холостого (Lх), нулевого (L0) пробега, можно по формуле:
Величина ß в пределах всего АТП зависит от взаимного расположения и размеров пассажиропотоков, размещения пунктов заправки топливом, качества суточного планирования выхода транспорта на маршруты.
Определение коэффициента нулевого пробега
Еще одна величина, характеризующая эффективность эксплуатации автотранспорта, – коэффициент нулевого пробега, который определяется по формуле:
Чем ниже этот коэффициент, тем эффективнее работа пассажирского транспорта. Снизить этот показатель можно, используя нулевые пробеги (при возможности) для перевозки пассажиров.
Дневная выработка автобусов
Вычислив коэффициент полезного использования общего пути (ß), пройденного автобусом, и среднесуточный пробег (Lсс), можно определить дневную выработку (Wдн) транспорта, работающего на городских маршрутах, по формуле:
Существует несколько способов повышения дневной выработки автобуса: изучение и анализ загрузки транспорта в течение дня, применение математических методов при составлении графика движения автобусов различной вместимости. В часы пик на загруженные маршруты рационально выпускать автобусы большой и особо большой вместимости. При спаде пассажиропотока – автобусы средней и малой вместимости.
ношение этих скоростей характеризует использование рабочего времени ПС.
2.5. Пробег подвижного состава
Расстояние, проходимое ТС за определенный период работы, называется пробегом. Он может выполняться ТС с грузом, являясь производительным, т.к. при этом создается транспортная работа, и без груза, который бывает порожним (холостым) и нулевым.
Порожний пробег – это пробег без груза, совершаемый при выполнении транспортных циклов для подачи ПС от места разгрузки к месту погрузки. Он является составной частью транспортного процесса. Нулевой пробег является подготовительным и вызывается необходимостью подачи ТС к месту работы из транспортного предприятия в пункт погрузки и возврата с маршрута на предприятие. Кроме того, к нулевым пробегам относят все передвижения ТС, не относящиеся к транспортному процессу (с маршрута на маршрут, на заправку и т.п.).
Σ l0 – суммарный нулевой пробег ТС, км.
Оценку степени использования пробега осуществляют с помощью коэффициента использования пробега (β). За нарядное время LLсут г = Lг + LLх г + Σl0 ; β =
где lег – пробег с грузом за ездку, называемый длиной груженой ездки, км; lе – длина ездки, км:
При отсутствии нулевых пробегов β за время в наряде и βе будут равны.
Коэффициент использования пробега повышают за счет сокращения нулевых и порожних пробегов путем предварительной работы по маршрутизации перевозок (составления рациональных маршрутов).
3. Производительность подвижного состава
Производительность – это количество перевезенного или планируемого к перевозке тонн груза либо выполненной или планируемой транспортной работы (ткм) за единицу времени (час, смену, неделю, месяц, квартал, год и т.п.).
Производительность за 1 ч называют часовой.
Работу транспортного предприятия оценивают величиной прибыли (П), которую определяют как разность между доходами и затратами:
П = Д – З, где Д – доходы за рассматриваемый период, грн; З – затраты за тот же период, грн.
Прибыль за 1 ч работы находят следующим образом:
где d – доход предприятия, равный тарифу за перевозку 1 т груза, грн/т; S – себестоимость перевозки 1 т груза, грн/т; WQ – часовая производительность ТС, т/ч.
Анализ этого выражения показывает основные пути повышения прибыли – повышение тарифа, что не является рациональным в условиях рынка; снижение затрат и повышение часовой производительности, что рационально в борьбе за клиентуру. Поэтому целесообразно рассмотреть вопрос о производительности ПС, выяснив влияние ТЭП на нее.
выражение в формулу часовой производительности, получим
Для выражений WQ и WP значения всех показателей должны быть средние за ездку.
Коэффициент использования пробега за сутки
,(2.4)
где nоб – количество оборотов за сутки;
На коэффициент использования пробега оказывают влияние такие факторы, как: направление грузопотоков и их взаимное размещение; маршрутизация перевозок; размещение автохозяйств относительно объектов работы и др.
2. Время работы т.с.различают:
— время пребывания на маршруте – т.е. время, которое т.с. находится непосредственно на маршруте,
— время на нулевой пробег,
— время движения подвижного состава,
— время под погрузку и разгрузку.
1) Тн –время работы в наряде,
где Тн — время в наряде;
2) Время на маршруте:
tоб – время одного оборота.
3) Время, затраченное на одну ездку (один оборот):
где te – время, затраченное на одну ездку (оборот);
tд в – время движения подвижного состава;
tп-р – время под погрузку и разгрузку.
4) Время, затрачиваемое на нулевой пробег:
, (2.10)
lo – нулевой пробег (первый и второй);
vтex – техническая скорость автомобиля.
5) Время движения:
, (2.11)
где βе – коэффициент использования пробега за одну ездку.
6) Число ездок за день:
, (2.12)
Полученное число ездок округляется в меньшую сторону и пересчитывается время работы автомобиля на маршруте.
3. Производительность подвижного составахарактеризуется числом перевезенных тонн груза (выработкой) и выполненной транспортной работы в тонно-километрах.
1) Дневная выработка автомобиля в тоннах:
, (2.13)
где qн – номинальная грузоподъемность транспортного средства;
пе — количество ездок за которые перевезено Qф тонн груза.
y – коэффициент использования грузоподъемности
2) Коэффициент использования грузоподъемности:
, (2.14)
где Qф – число тонн фактически перевозимого груза (дневная выработка автомобиля);
пе — количество ездок за которые перевезено Qф тонн груза.
qн – номинальная грузоподъемность транспортного средства;
3) Дневная выработка автомобиля в тонно-километрах:
4) Количество автомобилей, необходимых для выполнения объема перевозок:
, (2.16)
где Qмес – количество перевезенного груза за месяц;
Qдн– количество перевезенного груза за день;
Драб – количество рабочих дней.
Пример
Автомобили работают на маятниковом маршруте с обратным холостым пробегом. Количество груза для перевозки 580т. Номинальная грузоподъемность автомобиля 2,5 т, коэффициент использования грузоподъемности 0,85. В день совершается 5ездок, в месяце22 рабочих дня.
Рассчитайте количество автомобилей, необходимых для перевозки груза.
Решение
1. Дневная выработкаавтомобиля в тоннах:
= 2,5*0,85*5=10,63 т
2. Количество автомобилей, необходимых для выполнения объема перевозок:
=580/10,63*22=580/233,86=2,4, округляем, 3 автомобиля.
Задачи для решения
Задача 1
Автомобиль работает на маятниковом маршруте с обратным холостым пробегом. Расстояние груженой ездки 20 км, первый нулевой пробег 7км, второй –5 км. Техническая скорость перевозки 30 км/ч.
Рассчитайте коэффициент использования пробега и время, затрачиваемое на движение автомобиля с грузом и время, затрачиваемое на нулевой пробег.
Задача 2
Автомобиль работает на маятниковом маршруте с обратным холостым пробегом. Расстояние груженой ездки 50 км, время простоя под погрузкой и разгрузкой 1,9 часа, время в наряде 12часов, техническая скорость перевозки 35км/ч.
Рассчитайте время, затрачиваемое на одну ездку, число ездок в день, уточните время работы автомобиля на маршруте.
Задача 3
Автомобиль работает по маршруту. Количество груза для перевозки 10т. Груз вывозится автомобилем грузоподъемностью 3 т за 4ездки, расстояние груженой ездки 5,6 км.
Рассчитайте коэффициент использования грузоподъемности, дневную выработку автомобиля в тонно-километрах
Задача 4
Рассчитайте время работы автомобиля на маршруте. Время одного оборота автомобиля на маршруте. Число оборотов за день. Уточните время работы автомобиля на маршруте за день.
Задача 5
Автомобиль работает на маятниковом маршруте с обратным не полностью груженым пробегом между пунктами А,Б,В.
На участке АВ перевозится 3500 т груза, при этом коэффициент использования грузоподъемности 0,9; на участке ВБ перевозится 1200т груза, коэффициент использования грузоподъемности 1,0. Грузоподъемность автомобиля 2,5 т. Число оборотов транспортного средства в день 6. Груз должен быть перевезен за 30дней.
Рассчитайте дневную выработку автомобиля в тоннах и количество автомобилей необходимых для выполнения объема перевозок.
Задача 6
Рассчитайте коэффициент использования пробега за одну ездку, время работы автомобиля на маршруте, число оборотов автомобиля за день.
Задача 7
Рассчитайте дневную выработку автомобиля в тоннах, количество автомобилей, необходимых для выполнения объема перевозок, суточный пробег автомобиля и коэффициент использования пробега за день.
Задача 8
Автомобиль работает на кольцевом маршруте. Время погрузки в каждом пункте 0,4 ч; время разгрузки в каждом пункте 0,2 ч; время в наряде 14 ч.
Участки маршрутов | Расстояние между пунктами, км | Техническая скорость, км/ч |
АВ | ||
ВС | ||
СД | ||
ДА | ||
Нулевой пробег в обе стороны |
Определите время работы автомобиля на маршруте, время одного оборота, число оборотов за день
Задача 9
Автомобиль работает на кольцевом маршруте. В день совершает 1оборот. Грузоподъемность автомобиля 2,5 т; автохозяйство работает 21день в месяц.
|
Участки маршрутов | Расстояние между пунктами, км | Объем перевозок, т | Коэффициент использования грузоподъемности |
АВ | 1,0 | ||
ВС | 0,9 | ||
СД | |||
ДА | 0,8 |
Определите дневную выработку автомобиля в тоннах и тонно-километрах, количество автомобилей, необходимое для обслуживания маршрута
Задача 10
Автомобиль работает на маятниковом маршруте с обратным холостым пробегом.
Расстояние груженой ездки 50 км, первый нулевой пробег 7 км, второй – 5 км. Количество груза для перевозки 58000 т, срок вывоза 30 дней.
Груз вывозится автомобилями грузоподъемностью 4 т, коэффициент использования грузоподъемности 0,8. Эксплуатационная скорость перевозки 30 км/ч, время простоя под погрузкой и разгрузкой 0,9 часа, время в наряде 12 часов.
Построить схему маршрута. Определить коэффициент использования пробега, время работы одного автомобиля на маршруте, число ездок за день, дневную выработку автомобиля в тоннах и тонно-километрах, количество автомобилей для выполнения объема работ.
Задача 11
Автомобиль работает на маятниковом маршруте с обратным не полностью груженым пробегом между пунктами А,Б,В. В точке С расположен гараж.
Построить схему маршрута, определить время работы одного автомобиля на маршруте, время одного оборота на маршруте, число оборотов за день, дневную выработку автомобиля в тоннах и тонно-километрах, установить суточный пробег, определить коэффициент использования пробега за день, количество автомобилей обслуживания маршрута.
Для перевозки сыпучего груза используется самосвал грузоподъемностью 3,5 т, время в наряде 14 ч, срок вывоза груза 100 дней, средняя техническая скорость на всех участках 25 км/ч, время на погрузку 0,2 ч, на разгрузку – 0,1 ч.
Остальные исходные данные для расчета представлены в таблице:
АБ | БВ | ВА | Нулевые пробеги (АС и ВС) |
Расстояние между пунктами, км | по 3 | ||
Объем перевозимого груза, т | |||
Коэффициент использования грузоподъемности на участке | 1,0 | 0,9 |
Задача 12
Рассчитать коэффициент использования пробега, врем работы на маршруте, число ездок за день, дневную выработку в тоннах и тонно-км, необходимое число автомобилей для выполнения объема перевозок, суточный пробег, коэффициент использования пробега за день работы.
Задача 13
Произвести расчет кольцевого маршрута. Исходные данные для расчета: нулевой пробег 4 км, время погрузки 0,4 ч; время разгрузки 0,2 ч; грузоподъемность автомобиля 5 т; время в наряде 10 ч, автохозяйство работает 305 дней в году.
Участки маршрутов | Расстояние между пунктами, км | Объем перевозок, тыс. т | Коэффициент использования грузоподъемности | Техническая скорость, км/ч |
АВ | 1,0 | |||
ВС | ||||
СД | 0,8 | |||
ДЕ | 0,6 | |||
ЕА | ||||
Нулевой пробег |
Определить число оборотов автомобиля на маршруте, производительность и другие технико-эксплуатационные показатели.
Контрольные вопросы
1. Какие работы включает транспортный процесс?
2. Что понимается под ездкой, оборотом транспортного средства?
3. Назовите виды пробега, дайте им характеристику.
Что такое нулевой пробег автомобиля
15.10.2020
Пробегом называется расстояние, проходимое автомобилем за определенный период времени.
Общий пробег, совершаемый автомобилем, подразделяется на производительный и непроизводительный.
Производительный пробег грузовых автомобилей (г/а) называется груженым пробегом.
Непроизводительный пробег – пробег без груза (нулевой или порожний).
Нулевым называется пробег от АТП (или другого места стоянки) до первого пункта погрузки и от последнего места разгрузки до АТП.
Порожним (холостым) называется пробег автомобиля от пункта разгрузки до следующего пункта погрузки.
где Lп=26 км – пробег с грузом, км;
Lх+Lн – непроизводительный пробег, км.
Где Lн = 15 км — нулевой пробег
Lх=26 км – холостой пробег
Использование пробега ПС характеризуется коэффициентом использования пробега.
Коэффициент использования пробега βравен отношению груженого пробега к общему и показывает удельный вес груженого пробега в общем пробеге ПС.
(13)
Расчет средней длины ездки и среднего расстояния перевозки
Совокупность элементов, образующих законченную операцию доставки грузов, называется циклом перевозки или ездкой.
Ездка – законченный транспортный цикл, состоящий из погрузки, перевозки, разгрузки, сдачи груза, подачи ПС под очередную погрузку.
Время выполнения ездки:
=
, (14)
где tдв=26 – время движения;
tп= 15мин – время погрузки;
tр= 15 мин – время разгрузки;
tпр= 15 мин – время простоя по организационным причинам (оформление документов)
Подставив в формулу получим:
=
=52+15+15+15= 97 мин = 1,37 часа
Оборот – транспортный процесс, состоящий из нескольких ездок с обратным возвращением в исходную точку.
Средняя длина ездки – это средний пробег, совершаемый автомобилем за одну ездку от пункта погрузки до пункта разгрузки.
, (15)
где Lг – общий груженый пробег, км
Среднее расстояние перевозки– это средняя дальность перевозки 1 т груза, определяемая делением выполненной транспортной работы Р в т.км на число перевезенных тонн Q.
(16)
За среднее расстояние перевозки (Lср) принимаем показатель среднее длина ездки (lде).
Время простоя ПС под погрузкой-разгрузкой.
Общее время простоя tп- р ПС под погрузкой и разгрузкой за одну ездку включает время:
Расчет времени работы подвижного состава
Время (Тн) пребывания в наряде измеряется количеством часов с момента выезда ПС из АТП до момента возвращения его на АТП за вычетом времени, отводимого водителю на прием пищи отдых.
где tдв – время движения;
tп-р – время простоя под погрузкой-разгрузкой;
Тм – время работы на маршруте;
tн.п. – время, затрачиваемое на нулевой пробег,
Определим время на маршруте
Тм=tдв+tп-р=(52+30)×6=82×6 = 492мин =8,2 часа
где tдв=2×26=52-время движения туда и обратно
tп-р=30 мин-время на погрузку и разгрузку
При работе автомобиля на линии различают техническую и эксплуатационную скорости.
Величина технической скорости зависит от технического состояНИЯ автомобиля, состояния И профиля дороги, интенсивности движеНИЯ И мастерства водителя,
Эксплуатационная скорость — это средняя скорость движения автомобиля за время нахождения его в наряде (на линии):
На величину эксплуатационной скорости влияет продолжительность простоев автомобиля под погрузкой и разгрузкой. В связи с этим необходимо добиваться полной механизации погрузочно-разгрузочных работ. На величину эксплуатационной скорости большое влияние оказывает также расстояние перевозок. Чем оно больше, тем меньше общее время, затрачиваемое на погрузочно-разгрузочные работы, так как количество погрузок и разгрузок в течение смены уменьшится и эксплуатационная скорость увеличится.
Коэффициент использования пробега (КИПр) определяет степень использования пробега автомобиля с грузом.
При работе автомобиля на линии различают пробеги: общий, с грузом, холостой и нулевой.
Общий пробег — это расстояние в километрах, проходимое автомобилем в течение рабочего дня.
Пробег с грузом является производительным пробегом.
Холостой пробег — это пробег автомобиля без груза между пунктами разгрузки и погрузки.
Нулевой пробег — это пробег автомобиля от парка до пункта погрузки и с последнего пункта разгрузки до парка, а также проезды на заправку топливом.
Величина коэффициента использования пробега зависит от размещения пунктов погрузки и разгрузки, характера грузопотоков и организации диспетчерской службы на линии. Водители-новаторы добиваются сокращения непроизводительных пробегов за счет перевозки попутных грузов. Например, при перевозке сахарной свеклы с поля на сахарный завод они используют обратные рейсы для перевозки на поля минеральных удобрений.