Нулевой класс в школе что это

Первый раз в «нулевой класс»

***
Только факты
Более 90 процентов детей согласно исследованиям психологов с удовольствием идут в школу, с нетерпением ждут наступления 1 сентября и имеют высокую мотивацию к обучению, которая резко снижается уже к декабрю. Среди же детей, окончивших подготовительные курсы или так называемую дошкольную гимназию, в школу хотят идти не более 30 процентов. Пяти- или шестилетний ребенок может развиваться только в игре. Но организовать даже игру непросто, так как малыш способен сконцентрировать свое внимание лишь на 3-5 минут.
С 1995 года сеть детских дошкольных учреждений сократилась на 27,2 процента.

***
Комментарий законодателя
Николай Булаев, председатель Комитета Госдумы по образованию и науке:
На базе школ или на базе детских садов будут организовываться «нулевые классы»? Этот вопрос я бы задал в первую очередь авторам инициативы. Думаю, очевидно, мы не можем устроить «нулевые классы» только в детских садах, потому что достаточно большое количество детей не имеют возможности их посещать, или потому что они физически отсутствуют на территории. Особенно это касается села. К тому же детские сады в наше время, как ни странно, переполнены. Что касается школы, это возможный вариант. Но возникает масса проблем: как дети в столь раннем возрасте будут размещены в школе? Ведь для них нужны специальные условия, отвечающие психофизиологическим особенностям их возраста. Я думаю, что как идея «нулевые классы» имеют право на жизнь, но в организационном плане надо еще подумать, как ее можно реализовать.

Источник

Зачем он нужен – нулевой класс?

Нулевой класс в школе что это. Смотреть фото Нулевой класс в школе что это. Смотреть картинку Нулевой класс в школе что это. Картинка про Нулевой класс в школе что это. Фото Нулевой класс в школе что этоУ 35–40% младших школьников слабо развита моторика мышц рук, что свидетельствует о слабой предшкольной подготовке детей. Будем дольше рисовать!
Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)

Фактически уже с апреля родители будущих первоклашек активно ищут школу для своего ребенка. А многие школы начинают запись в первый класс и назначают дату собеседования. И чуть ли не каждый столб пестрит объявлениями (срываемыми немедленно нервными дворниками) с предложением репетиторских услуг для идущих в школу. А как же – без подготовки в первый класс престижной школы не попадешь. Отчасти по этой причине – фальстарта и неравного доступа образовательных услуг для всех – и звучит предложение от Министерства образования и науки РФ о введении предшкольного класса.

«Заметьте, пока это предложение, – подчеркнул в разговоре с корреспондентом «НГ» директор департамента образовательной политики Минобразнауки РФ Иосиф Калина, – и мы еще открыты для обсуждения этой темы в обществе». Каковы же еще мотивы введения новой образовательной услуги – заинтересовались мы. Оказывается, есть статистика, определяющая, какой уровень образования в большей степени сказывается на успешности человека. На первом месте стоит высшее образование, потом – начальная школа и дошкольное образование, а на последнем месте – средняя школа (подростковый возраст).

А экономические расчеты, сообщил заместитель директора департамента образовательной политики Игорь Реморенко, проведенные специалистами Министерства финансов и Минэкономразвития, показали, что из-за неразвитого дошкольного образования экономика недополучает 16–20 млрд. руб. ежегодно. «Существует такое понятие, как синзитивный период, – говорит Игорь Реморенко, – возраст, когда дети могут получить определенное развитие, которое невозможно получить в другом возрасте. Если это развитие не будет получено, то в будущем ребенок будет недостаточно хорошим работником».

Впервые понятие «предшкольное образование» прозвучало в декабре прошлого года, когда министр образования и науки Андрей Фурсенко представлял Концепцию модернизации российского образования. Непонятный большей части населения этот термин вызвал в народе сущую путаницу: кто-то воспринял его как «нулевой» класс, кто-то заговорил о дошкольном воспитании. Так все же – что это такое?

По словам Игоря Реморенко, предшкольное образование распространено во всем мире (сам термин калькирован с западных образцов). В основном предшкольное образование осуществляется в дошкольных учреждениях, причем по закону детский сад может сам выбирать программу для обучения детей. Сегодня существует множество качественных методик, но есть и такие, которые идут совсем не на пользу детям. «В частности, – высказывает озабоченность Реморенко, – некоторые дошкольные учреждения пытаются опередить события и занимаются с детьми по программе начальной школы. Это, естественно, только во вред детям, так как позднее качество обучения таких детей только страдает. Если в 1-м классе дети еще демонстрируют высокие результаты, то во 2–3-м классах они начинают заметно уступать своим сверстникам, которые занимались не по программам опережения».

Дети старшего дошкольного возраста ни в коем случае не должны обучаться по школьной программе, считает министерство. Педагоги должны больше заниматься с детьми их физическим развитием. Например, развитием мелкой моторики мышц. Чтобы, став чуть старше, ребенок мог быстро и правильно усвоить, как держать ручку. Важно в этом возрасте привить ребенку умение различать цвета, пространственные фигуры, и важно им научиться слушать воспитателя. Проще говоря, ребенок должен получить психологическую и физиологическую подготовку к школе.

Из-за отсутствия такой подготовки в начальную школу сегодня часто дети приходят с навыками чтения и письма, при этом как минимум у 70% таких ребят не сформировано умение организовать свою деятельность, у 60% – недостаточно развита речь, а у 35–40% – слабо развита моторика мышц. Поэтому-то в прошлом году Минобразу и было поручено разработать общие рекомендации к учреждениям, занимающимся предшкольным образованием.

Итак, когда же будет внедрен предшкольный класс? В Министерстве образования и науки планируют уже к концу 2005 года завершить консультации по проекту. К 2008 году предшкольным образованием планируют охватить до 70% детей в целом по стране. На данный момент этот показатель значительно ниже – 57,6%. Причем специалистов настораживает тот факт, что в течение 10 лет он продолжает неуклонно снижаться. Например, в 1995 году дошкольным образованием было охвачено 64% детей. В некоторых регионах разрыв в показателях и вовсе выглядит критическим. Например, 10 лет назад в Дагестане дошкольным образованием было охвачено 98% детей, а на данный момент – только 23%, в Алтае – 88 и 48% соответственно. Есть регионы, например Владимирская область (83%) и Республика Коми (81,6%), где показатели сохранились на достаточно высоком уровне. А на Чукотке и вовсе отмечается увеличение охвата детей дошкольным образованием: с 76% в 1995 году до 92% – на данный момент. Специалисты объясняют это приходом в местную систему образования людей, практикующих программу Монтессори.

Однако внедрение дошкольного образования в том виде, в котором планируют это чиновники, может осложниться тем, что далеко не все родители смогут оплатить детские учреждения. Ведь плата за детский сад в будущем возрастет. Отвечая на этот вопрос корреспондента «НГ», Игорь Реморенко отметил, что уже сегодня рассматриваются возможности по внедрению дифференцированной оплаты пребывания ребенка в детском саду. Предполагается, что родители состоятельных детей будут оплачивать услуги по содержанию ребенка полностью. А семьи с низким уровнем дохода будут получать субсидию, которая покроет недостаток средств из муниципального бюджета. Подобная схема в экспериментальном порядке уже отрабатывается в трех субъектах РФ – Московской, Новгородской и Самарской областях. Распространение этого опыта дифференцированной оплаты на территории РФ, надеются чиновники, даст всем детям из различных социальных слоев одинаковые возможности для получения предшкольного образования.

Что касается дополнительных психофизиологических нагрузок на детей, то Министерство образования РФ рекомендует увеличить количество групп кратковременного пребывания детей в детсаду. Сегодня из 47,8 тыс. детских дошкольных учреждений всего в 3,2 тыс. существуют такие группы.

Многие критики нововведения уверены, что все это потребует значительных дополнительных средств на обучение педагогов. «В некоторых регионах развита практика, когда сотрудники детских садов проходят практику в более успешных учреждениях. Такой опыт кажется нам весьма ценным, – отвечает им Игорь Реморенко, – К концу года мы также подготовим рекомендации по развитию системы повышения квалификации».

Источник

Нулевой класс в школе что это

Нулевой класс в школе что это. Смотреть фото Нулевой класс в школе что это. Смотреть картинку Нулевой класс в школе что это. Картинка про Нулевой класс в школе что это. Фото Нулевой класс в школе что это

До начала 90-х гг. ХХ столетия в России школьное обучение начиналось преимущественно в семь лет. Конечно, некоторые взрослые могут вспомнить, что пошли в школу в неполных семь лет. Но это было скорее исключением, нежели правилом. Причем среди этих взрослых есть как те, кто достаточно легко адаптировался к школе и легко учился, как и те, кому адаптация в 1 классе далась нелегко.

«Я пошла в школу в шесть лет. Набирала класс знакомая учительница и родители решили меня отдать в школу. Мне сложно давалось обучение в начальной школе, особенно в первом классе. Я не успевала за другими ребятами, часто плакала из-за того, что у меня не получается красиво писать. мне хотело играть, трудно давалось выполнение домашних заданий. Порой мы с бабушкой до ночи сидели над уроками, тогда как другие ребята управлялись с уроками менее, чем за час. Потом наладилось, стало проще. Но сначала было тружно», — вспоминает Инна.

В конце 80-х гг. ХХ столетия в СССР было введено четырехлетнее начальное образование, которое, кстати, не было тогда обязательным. Некоторые школы стали набирать «нулевиков»-шестилеток, которые обучались по программе «1-4», изучая программу начальной школы за четыре года. Другие школы продолжали работать по программе «1-3», набирая детей семилетнего возраста, которые усваивали программу начальной школы за три года. Нулевой класс был чем-то промежуточным между детским садом и школой. Дети не получали домашних заданий, в тихий час обязательно отдыхали, гуляли и играли. Однако организовать такие классы во всех школах не представлялось возможным, поэтому повсеместный переход на систему «1-4» привел к тому, что бывший нулевой класс стал обычным первым классом: дети уже не спали днем, появились домашние задания, дети стали находиться в школе не целый день (как в детском саду), а пол дня и вторую половину дня дети уже не играли и гуляли, а посещали дополнительные занятия и учили уроки. То есть, изначально нулевой класс был больше похож на детский сад, где дети еще и готовились к школе. В определенной степени, современные дошкольники, которые посещают подготовительные курсы к школе, похожи на прежних нулевиков, только учатся вечером, что, конечно, хуже для здоровья ребенка.

Нулевой класс, в его первоначальном виде подходит для детей шестилетнего возраста, если, конечно, уроки длятся 30 минут, проходят в игровой форме и их не более четырех в день, если дети не получают домашних заданий, а после занятий играют, гуляют, спят. Но таких классов в современных школах нет (разве что в каких-то частных школах, иногда нечто похожее встречается в школах индивидуального развития, которые предназначены для детей с проблемами со здоровьем). На данный момент первый класс в России не отвечает возрастным особенностям детей дошкольного возраста (шестилетних детей).

Был ли смысл в введении четырехлетнего начального обучения? Сложный вопрос. Подготовленный ребенок в состоянии усвоить программу начальной школы за три года. Опыт показывает, что дети, которые в 90-е года пошли в школу в семилетнем возрасте, будучи подготовленными, отлично справились с программой начальной школы за три года. В тот период бывало так, что в одном четвертом классе оказывались и те, кто обучался в начальной школе три года, и те, кто четыре. А вот если ученик не готов к школьному обучению, то дополнительный год учебы не помогает и он нередко имеет проблемы в обучении в средней школе.

Одним из аргументов тех, кто считает нормальным обучение в школе с шести лет является ориентация на зарубежные страны, где школьное обучение начинается в пять-шесть лет. Действительно, это так. Во многих европейских странах, в США школьное обучение начинает в пять-шесть лет. Однако важно обратить внимание не столько на возраст начала школьного обучения, сколько на содержание образовательных программ. В Европе и Америке дети в школе много играют, гуляют, рисуют, лепят, поют и танцуют, то есть, занимаются деятельностью, которая соответствует им по возрасту. Чтение, письмо и счет занимает незначительное место в образовательной программе пятилетки, не более, чем в нашем детском саду.

Итак, есть ли смысл отдавать ребенка в школу в шесть лет? Это возможно, если школа соответствует требованиям, предъявляемым к детям дошкольного возраста. Если это школа, где дети учатся в игровой форме, много гуляют, играют, не получают домашних заданий, то да, в такую школу можно отдать шестилетнего ребенка. Но если это обычная традиционная российская школа, то важно понимать, что она предназначена для детей семилетнего возраста.

Источник

Нулевой класс в школе что это

Нулевой класс в школе что это. Смотреть фото Нулевой класс в школе что это. Смотреть картинку Нулевой класс в школе что это. Картинка про Нулевой класс в школе что это. Фото Нулевой класс в школе что это

До начала 90-х гг. ХХ столетия в России школьное обучение начиналось преимущественно в семь лет. Конечно, некоторые взрослые могут вспомнить, что пошли в школу в неполных семь лет. Но это было скорее исключением, нежели правилом. Причем среди этих взрослых есть как те, кто достаточно легко адаптировался к школе и легко учился, как и те, кому адаптация в 1 классе далась нелегко.

«Я пошла в школу в шесть лет. Набирала класс знакомая учительница и родители решили меня отдать в школу. Мне сложно давалось обучение в начальной школе, особенно в первом классе. Я не успевала за другими ребятами, часто плакала из-за того, что у меня не получается красиво писать. мне хотело играть, трудно давалось выполнение домашних заданий. Порой мы с бабушкой до ночи сидели над уроками, тогда как другие ребята управлялись с уроками менее, чем за час. Потом наладилось, стало проще. Но сначала было тружно», — вспоминает Инна.

В конце 80-х гг. ХХ столетия в СССР было введено четырехлетнее начальное образование, которое, кстати, не было тогда обязательным. Некоторые школы стали набирать «нулевиков»-шестилеток, которые обучались по программе «1-4», изучая программу начальной школы за четыре года. Другие школы продолжали работать по программе «1-3», набирая детей семилетнего возраста, которые усваивали программу начальной школы за три года. Нулевой класс был чем-то промежуточным между детским садом и школой. Дети не получали домашних заданий, в тихий час обязательно отдыхали, гуляли и играли. Однако организовать такие классы во всех школах не представлялось возможным, поэтому повсеместный переход на систему «1-4» привел к тому, что бывший нулевой класс стал обычным первым классом: дети уже не спали днем, появились домашние задания, дети стали находиться в школе не целый день (как в детском саду), а пол дня и вторую половину дня дети уже не играли и гуляли, а посещали дополнительные занятия и учили уроки. То есть, изначально нулевой класс был больше похож на детский сад, где дети еще и готовились к школе. В определенной степени, современные дошкольники, которые посещают подготовительные курсы к школе, похожи на прежних нулевиков, только учатся вечером, что, конечно, хуже для здоровья ребенка.

Нулевой класс, в его первоначальном виде подходит для детей шестилетнего возраста, если, конечно, уроки длятся 30 минут, проходят в игровой форме и их не более четырех в день, если дети не получают домашних заданий, а после занятий играют, гуляют, спят. Но таких классов в современных школах нет (разве что в каких-то частных школах, иногда нечто похожее встречается в школах индивидуального развития, которые предназначены для детей с проблемами со здоровьем). На данный момент первый класс в России не отвечает возрастным особенностям детей дошкольного возраста (шестилетних детей).

Был ли смысл в введении четырехлетнего начального обучения? Сложный вопрос. Подготовленный ребенок в состоянии усвоить программу начальной школы за три года. Опыт показывает, что дети, которые в 90-е года пошли в школу в семилетнем возрасте, будучи подготовленными, отлично справились с программой начальной школы за три года. В тот период бывало так, что в одном четвертом классе оказывались и те, кто обучался в начальной школе три года, и те, кто четыре. А вот если ученик не готов к школьному обучению, то дополнительный год учебы не помогает и он нередко имеет проблемы в обучении в средней школе.

Одним из аргументов тех, кто считает нормальным обучение в школе с шести лет является ориентация на зарубежные страны, где школьное обучение начинается в пять-шесть лет. Действительно, это так. Во многих европейских странах, в США школьное обучение начинает в пять-шесть лет. Однако важно обратить внимание не столько на возраст начала школьного обучения, сколько на содержание образовательных программ. В Европе и Америке дети в школе много играют, гуляют, рисуют, лепят, поют и танцуют, то есть, занимаются деятельностью, которая соответствует им по возрасту. Чтение, письмо и счет занимает незначительное место в образовательной программе пятилетки, не более, чем в нашем детском саду.

Итак, есть ли смысл отдавать ребенка в школу в шесть лет? Это возможно, если школа соответствует требованиям, предъявляемым к детям дошкольного возраста. Если это школа, где дети учатся в игровой форме, много гуляют, играют, не получают домашних заданий, то да, в такую школу можно отдать шестилетнего ребенка. Но если это обычная традиционная российская школа, то важно понимать, что она предназначена для детей семилетнего возраста.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *