Нулевой класс что это

0-й класс в дошкольных учреждениях

Частные детские сады «Академической гимназии» в течение многих лет успешно занимается подготовкой детей к поступлению в лучшие лицеи и гимназии Москвы.

Кроме подготовительной группы для детей 5-7 лет созданы Нулевые классы прогимназии. Обучение на занятиях проводится с небольшой по количественному составу группой детей с определением обязательного минимума и максимума программного материала, который может усвоить каждый ребенок с учётом его возрастных и индивидуальных возможностей.

Здесь для детей созданы особые условия (учебные классы, отдельные игровые комнаты) и специально отработана образовательная программа, позволяющая будущим гимназистам легко адаптироваться к условиям Начальной школы с углублённым изучением английского языка, расширенным набором изучаемых предметных дисциплин и повышенными требованиями к уровню подготовленности детей.

Воспитанники Нулевых классов в течение года:

Специально для Нулевого класса педагогическим коллективом, психолого-логопедической и медицинской службами разработана интегрированная, отвечающая современным требованиям, программа подготовки ребёнка к обучению в Начальной гимназии. Программа ориентирована на реализацию запроса родителей, на качественное образование и познавательные потребности детей. Программа аккредитована Департаментом образования г. Москвы и Министерством образования Московской области.

Преимущества Нулевого класса:

Учебный план Нулевого класса прогимназии составлен в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями, утвержденными Министерством образования и науки РФ.

Во избежание учебных перегрузок детей Нулевых классов в учебный план введены:

В структуру учебного плана Дошкольной гимназии входит инвариантная часть, в которой обозначены образовательные компоненты, обеспечивающие формирование личностных качеств дошкольников, их универсальных, в том числе творческих способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям ребенка, сохранения и укрепления здоровья. Вариативная часть, отвечающая целям индивидуального развития дошкольников, в соответствии с их склонностями и интересами.

При моделировании учебного плана использованы следующие основополагающие идеи:

Реализация поставленных задач предполагает организацию образовательного процесса в форме сотрудничества преподавателей, детей и родителей для обеспечения условий развития и становления каждого ребёнка: полноценной подготовки к обучению в гимназии и формированию умения жить в мире со сверстниками, заботиться о младших и с уважением относиться к старшим.

Источник

Зачем он нужен – нулевой класс?

Нулевой класс что это. Смотреть фото Нулевой класс что это. Смотреть картинку Нулевой класс что это. Картинка про Нулевой класс что это. Фото Нулевой класс что этоУ 35–40% младших школьников слабо развита моторика мышц рук, что свидетельствует о слабой предшкольной подготовке детей. Будем дольше рисовать!
Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)

Фактически уже с апреля родители будущих первоклашек активно ищут школу для своего ребенка. А многие школы начинают запись в первый класс и назначают дату собеседования. И чуть ли не каждый столб пестрит объявлениями (срываемыми немедленно нервными дворниками) с предложением репетиторских услуг для идущих в школу. А как же – без подготовки в первый класс престижной школы не попадешь. Отчасти по этой причине – фальстарта и неравного доступа образовательных услуг для всех – и звучит предложение от Министерства образования и науки РФ о введении предшкольного класса.

«Заметьте, пока это предложение, – подчеркнул в разговоре с корреспондентом «НГ» директор департамента образовательной политики Минобразнауки РФ Иосиф Калина, – и мы еще открыты для обсуждения этой темы в обществе». Каковы же еще мотивы введения новой образовательной услуги – заинтересовались мы. Оказывается, есть статистика, определяющая, какой уровень образования в большей степени сказывается на успешности человека. На первом месте стоит высшее образование, потом – начальная школа и дошкольное образование, а на последнем месте – средняя школа (подростковый возраст).

А экономические расчеты, сообщил заместитель директора департамента образовательной политики Игорь Реморенко, проведенные специалистами Министерства финансов и Минэкономразвития, показали, что из-за неразвитого дошкольного образования экономика недополучает 16–20 млрд. руб. ежегодно. «Существует такое понятие, как синзитивный период, – говорит Игорь Реморенко, – возраст, когда дети могут получить определенное развитие, которое невозможно получить в другом возрасте. Если это развитие не будет получено, то в будущем ребенок будет недостаточно хорошим работником».

Впервые понятие «предшкольное образование» прозвучало в декабре прошлого года, когда министр образования и науки Андрей Фурсенко представлял Концепцию модернизации российского образования. Непонятный большей части населения этот термин вызвал в народе сущую путаницу: кто-то воспринял его как «нулевой» класс, кто-то заговорил о дошкольном воспитании. Так все же – что это такое?

По словам Игоря Реморенко, предшкольное образование распространено во всем мире (сам термин калькирован с западных образцов). В основном предшкольное образование осуществляется в дошкольных учреждениях, причем по закону детский сад может сам выбирать программу для обучения детей. Сегодня существует множество качественных методик, но есть и такие, которые идут совсем не на пользу детям. «В частности, – высказывает озабоченность Реморенко, – некоторые дошкольные учреждения пытаются опередить события и занимаются с детьми по программе начальной школы. Это, естественно, только во вред детям, так как позднее качество обучения таких детей только страдает. Если в 1-м классе дети еще демонстрируют высокие результаты, то во 2–3-м классах они начинают заметно уступать своим сверстникам, которые занимались не по программам опережения».

Дети старшего дошкольного возраста ни в коем случае не должны обучаться по школьной программе, считает министерство. Педагоги должны больше заниматься с детьми их физическим развитием. Например, развитием мелкой моторики мышц. Чтобы, став чуть старше, ребенок мог быстро и правильно усвоить, как держать ручку. Важно в этом возрасте привить ребенку умение различать цвета, пространственные фигуры, и важно им научиться слушать воспитателя. Проще говоря, ребенок должен получить психологическую и физиологическую подготовку к школе.

Из-за отсутствия такой подготовки в начальную школу сегодня часто дети приходят с навыками чтения и письма, при этом как минимум у 70% таких ребят не сформировано умение организовать свою деятельность, у 60% – недостаточно развита речь, а у 35–40% – слабо развита моторика мышц. Поэтому-то в прошлом году Минобразу и было поручено разработать общие рекомендации к учреждениям, занимающимся предшкольным образованием.

Итак, когда же будет внедрен предшкольный класс? В Министерстве образования и науки планируют уже к концу 2005 года завершить консультации по проекту. К 2008 году предшкольным образованием планируют охватить до 70% детей в целом по стране. На данный момент этот показатель значительно ниже – 57,6%. Причем специалистов настораживает тот факт, что в течение 10 лет он продолжает неуклонно снижаться. Например, в 1995 году дошкольным образованием было охвачено 64% детей. В некоторых регионах разрыв в показателях и вовсе выглядит критическим. Например, 10 лет назад в Дагестане дошкольным образованием было охвачено 98% детей, а на данный момент – только 23%, в Алтае – 88 и 48% соответственно. Есть регионы, например Владимирская область (83%) и Республика Коми (81,6%), где показатели сохранились на достаточно высоком уровне. А на Чукотке и вовсе отмечается увеличение охвата детей дошкольным образованием: с 76% в 1995 году до 92% – на данный момент. Специалисты объясняют это приходом в местную систему образования людей, практикующих программу Монтессори.

Однако внедрение дошкольного образования в том виде, в котором планируют это чиновники, может осложниться тем, что далеко не все родители смогут оплатить детские учреждения. Ведь плата за детский сад в будущем возрастет. Отвечая на этот вопрос корреспондента «НГ», Игорь Реморенко отметил, что уже сегодня рассматриваются возможности по внедрению дифференцированной оплаты пребывания ребенка в детском саду. Предполагается, что родители состоятельных детей будут оплачивать услуги по содержанию ребенка полностью. А семьи с низким уровнем дохода будут получать субсидию, которая покроет недостаток средств из муниципального бюджета. Подобная схема в экспериментальном порядке уже отрабатывается в трех субъектах РФ – Московской, Новгородской и Самарской областях. Распространение этого опыта дифференцированной оплаты на территории РФ, надеются чиновники, даст всем детям из различных социальных слоев одинаковые возможности для получения предшкольного образования.

Что касается дополнительных психофизиологических нагрузок на детей, то Министерство образования РФ рекомендует увеличить количество групп кратковременного пребывания детей в детсаду. Сегодня из 47,8 тыс. детских дошкольных учреждений всего в 3,2 тыс. существуют такие группы.

Многие критики нововведения уверены, что все это потребует значительных дополнительных средств на обучение педагогов. «В некоторых регионах развита практика, когда сотрудники детских садов проходят практику в более успешных учреждениях. Такой опыт кажется нам весьма ценным, – отвечает им Игорь Реморенко, – К концу года мы также подготовим рекомендации по развитию системы повышения квалификации».

Источник

Каким мы видим нулевой класс

Николаева Анна

01 декабря 2020 • 13:40

Нулевой класс что это. Смотреть фото Нулевой класс что это. Смотреть картинку Нулевой класс что это. Картинка про Нулевой класс что это. Фото Нулевой класс что это
По всей школе располагаются различные небольшие временные выставки. Например, выставка носков. Фото из личного архива.

Уже не детский сад, но еще и не школа. Ведущий вид деятельности постепенно сменяется с игровой на учебную, но в том-то и дело, что постепенно и неравномерно. У кого-то из ребят учебная деятельность «цветет и пахнет», а кто-то с нетерпением ждет, когда можно уже перестать учиться и пойти нормально поиграть. На кону у учителя нулевого класса ни много ни мало — формирование отношения ребенка к школе, которое он может пронести через все школьные годы.

В этом году у нас в школе очень сложный нулевой класс. Из 10 человек в нем есть дети со сформированным познавательным интересом, которые благополучно переходят от игры к учебе, а есть дети, которые еще в начале этого пути. Есть в классе мальчик, которому по возрасту пора уже во второй класс, но он пока отстает от сверстников из-за небольшой задержки психического развития. Есть дети со специальными потребностями.

Поскольку класс непростой администрация приняла решение поставить на него двух педагогов вместо одного. И тут нас тоже ждало испытание — педагогам было сложно сработаться, потому что взгляды на работу у них были, мягко говоря, неодинаковые.

Первая учительница много лет работала с детьми именно в нулевом классе и придерживалась классно-урочной системы. У нее было четкое расписание всех уроков, дисциплина и отчетность перед родителями: «Вот чему мы учились, вот тетрадь вашего ребенка, вот сам ребенок, живой и здоровый, сытый, одетый по погоде». Из минусов — учительница давала материал даже тогда, когда дети уставали, отвлекались и не слушали ее. Материал предлагался в готовом виде, у детей была лишь альтернатива «освоить или не освоить». Учительница была так активна, что активности детей оставалось совсем немного места.

Второй педагог больше была настроена на игру, спонтанность, исследования, но первый год работала с этим возрастом.

Поначалу опыт побеждал, классно-урочная система работала бесперебойно, но вторая учительница чувствовала, что этим детям нужно большее, нежели просто набор уроков и тетрадей. Так же думала и администрация школы.

И вот однажды мы все вместе — директор, завуч начальной школы, психолог и обе учительницы — собрались на мозговой штурм. Мы хотели представить себе идеальный нулевой класс. В результате родился вот такой список.

Что должно быть в идеальном нулевом классе?

1. Деятельностный подход в обучение.

Суть этого подхода в том, что дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами. Ребенок перестает быть объектом приложения усилий учителя, а становится субъектом, активным участником процесса. Звучит заманчиво, но часто учителю, который много лет проработал в традиционной системе, сложно отпустить детей в «свободное плавание».

Забегая вперед, скажу — мы столкнулись с несколькими трудностями. Одна из них — учительница перехватывала инициативу, если видела, что ребенок «шел не туда», не давала ребенку возможности совершить ошибку.

Пример 1.

Дети решают выкрасить сделанный ими картонный дом в оранжевый цвет. Но у них лишь краски трех основных цветов — красный, желтый, синий.

Дети: Оранжевого цвета нет.
Учительница: Тогда красьте в желтый, он похож на оранжевый.
Дети: Мы решили в оранжевый.
Кому-то приходит в голову, что краски можно смешать.
Ребенок: Можно смешать!
Дети: Точно! Смешаем оранжевый!
Учительница: Какие цвета вы смешаете?
Дети: Красный и синий!
Дети бегут к краскам.
Учительница: Стоп! Это не правильно! Подумайте, какие цвета надо смешать?
Дети тормозят, начинают гадать.
Дети: Желтый и синий что ли?
Учительница: Нет.
Дети: Красный и желтый что ли?
Учительница: Молодцы, правильно!

Если бы дети свободно поупражнялись в смешивании красок, то они запомнили бы это гораздо лучше. Но у них был большой шанс совершить ошибку, смешать много краски ненужного им цвета.

Анализируя потом эту ситуацию, мы спросили учительницу, почему она остановила детей. «Краску жалко!», — ответила она. «А как можно было сделать, чтобы дети не тратили много краски?» — спросили мы тогда. «Можно было предложить смешать чуть-чуть и посмотреть, что получится», — ответила учительница. Так маленькими шажками мы шли к тому, чтобы педагог смогла отпустить детей, не пугаться их ошибок, поощрять их самостоятельность.

2. Учимся везде!

Нам было важно, чтобы дети не сидели все время за столами, физкультминутки не в счет. Ребенок — существо от природы активное и подвижное. Кто мы такие, чтобы спорить с природой?

Снова забегу вперед и расскажу, что при использовании активных методов обучения само собой обнаружилось, что учиться можно везде и всегда, а не только в классе во время уроков. И на улице,и в столовой, и по дороге из спортзала в класс. И за столом, и под столом, и на полу, и на подоконнике. Дети расширили свою «школьную географию» и их часто можно было встретить в библиотеке со стопкой журналов или в столовой с лупой.

3. Вместо предметного обучения — интегрированные уроки

Разделить учебный процесс на предметы, несомненно, очень удобно, но тогда возникнут вопросы — как все это пригодиться в жизни? Жизнь-то не делится на предметы. Когда мы решаем задачу по математике — мы, возможно, используем только математику. Хотя нет-нет, да и набросаем схему задачи, применив свои художественные способности. Но когда мы решаем задачу в жизни, то мы черпаем информацию из общего колодца, где все перемешано и взаимосвязано.

Мы для себя решили эту проблему так. Чтобы было на что опереться, взяли за основу программу «Золотой ключик», а точнее ее тематическое планирование и основную идею — организация учебного процесса вокруг некоего события, к которому мы с детьми готовимся.

Например, в теме «Выставка» мы в числе прочего узнавали, какие бывают выставки (окружающий мир, история искусств), ходили на экскурсии (окружающий мир, правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения), выбирали, какую выставку хотим провести, договаривались друг с другом (мягкие навыки), объединялись в группы по интересам, писали приглашения и делали билеты (чтение, письмо, математика, копирование, рисование), проводили экскурсии (устная речь, навыки презентации) и т.д.

Задачи, которые возникали в процессе подготовки к выставке, как правило, входили в перечень задач, традиционных и для классно-урочной системы. Просто они «размазаны» по всей деятельности, объединены единой целью и темой, и должны были быть решены в любом случае — иначе невозможно было бы двигаться дальше.

Пример 2.

Ребенок: Надо написать приглашение, но я не умею писать
Учительница: Совсем не умеешь?
Ребенок: Я знаю несколько букв.
Учительница: А если ты будешь подсматривать в алфавит, висящий на стене, тебе это поможет?
Ребенок: Немножко поможет.
Учительница: С чего ты хочешь начать?
Ребенок: Со слова «Приглашаю»
Учительница: Какая первая буква тебе слышится?
Ребенок: «П»

Далее по буквам. Были варианты, когда дети не могли выделить буквы или боялись начать писать. Тогда им предлагалось скопировать то, что написал взрослый. И, уже копируя, дети начинали узнавать некоторые буквы. «Это же „Р“ — моя буква!» — радостно узнавал Рома.

Еще одним препятствие на пути встал вопрос: «А родителям я что покажу?». В самом деле, родители привыкли, что они могут заглянуть в детские тетради и посмотреть на результаты сегодняшних трудов своих детей. А как отчитаться теперь? Когда дети готовятся к событию, вопрос отпадает сам собой. Мы покажем им выставку, они получат собственноручно написанное и нарисованное приглашение и билет, который на входе проверит билетер. Они услышат экскурсию, которую по очереди будут проводить дети. Само содержание тоже потребует от маленьких организаторов знаний и умений, потому что они могут устраивать не только выставки рисунков и поделок, но и технические, научные выставки. Например, у нас была художественная экспозиция и демонстрация картонной мебели.

Будучи активными, понимая, что их интересы и склонности учтены, дети с удовольствием рассказывают дома про то, как идет подготовка. Родители, которые раньше говорили, что из ребенка слова не вытянешь про то, что происходило в школе, были приятно удивлены.

Отмечу, что при такой форме организации обучения, хорошо вливаются в процесс дети с особенностями. Они принимают на себя те роли, которые им по силам, и не вываливаются из процесса.

4. Игра по-прежнему важна и нужна ребенку.

Большая часть обучения проходит в игровой форме. Свободная сюжетно-ролевая игра должна присутствовать в этом возрасте ежедневно, и для нее нужно выделять достаточно времени. Чтобы она еще лучше работала на развитие, мы оснастили предметную среду класса атрибутами для игр. В основном это были предметы-заместители — разнообразные палочки, природный материал, отрезы ткани, подушки разных размеров, малярный скотч и многое другое.

Нулевой класс что это. Смотреть фото Нулевой класс что это. Смотреть картинку Нулевой класс что это. Картинка про Нулевой класс что это. Фото Нулевой класс что это

. Плюс чек-листы

После того, как мы выделили для себя важные четыре пункта, на доске осталось еще много отдельных записей, которые мы объединили в своеобразные чек-листы, чтобы отслеживать наличие этих навыков у наших нулевичков. Такие списки могут лежать у учителей перед глазами и напоминать, зачем нужно понаблюдать и над развитием каких умений стоит поработать.

Чек-лист № 1. Развитие неакадемических навыков

✔ Умеет соблюдать правила.
✔ Активен.
✔ Умеет слушать.
✔ Умеет просить о помощи и предлагать помощь.
✔ Владеет навыками самообслуживания.
✔ Самостоятелен.
✔ Понимает свои чувства и эмоции.
✔ Понимает чувства и эмоции другого.
✔ Умеет коммуницировать со взрослыми и детьми.
✔ Произвольность развита в рамках возраста.

Чек-лист № 2. Остальные умения.

✔ Умеет повторять по образцу.
✔ Умеет подписать свой листок.
✔ Может ждать очереди.
✔ Не боится водить в игре.
✔ Осваивает правила настольных и подвижных игр.
✔ Может запомнить и выполнить двух-трехчастную инструкцию.
✔ Понимает фронтальную инструкцию (для всех детей одновременно).
✔ Работает по заданию самостоятельно.
✔ Умеет запоминать слова в игре (присказки).
✔ Вовремя заканчивает играть после просьбы учителя.
✔ Умеет не подглядывать, когда в игре требуется закрыть глаза.
✔ Умеет поднимать руку или давать условный сигнал,когда знает ответ.
✔ Умеет объяснять свое решение.
✔ Ориентируется на листе, по клеточкам, в пространстве в целом относительно себя и относительно других.

Итак, класс по-прежнему непростой, работа в ним требует многих усилий, но дети показали, как увлеченно они могут работать вместе, какие интересные и свежие идеи могут генерировать, если у них есть возможность и поддержка, и это придает сил и им самим, и учителям, которые с ними работают.

Учителя этого класса, увлеченные подготовкой к выставке, начали видеть друг в друге опору и поддержку. Более опытной учительнице пришлось выйти из зоны комфорта, отказавшись от классно-урочной системы, прибегать к помощи своей младшей коллеги, когда требовалась спонтанность, креативность, умение рассмотреть проблему с разных сторон. Младшая коллега набиралась опыта в организации работы и пространства.

Это еще самое начало пути, но, поверьте, это очень хорошее начало.

Об авторе: Анна Николаева, педагог-психолог школы «Проектор» (Тбилиси, Грузия).

Источник

Первый раз в «нулевой класс»

***
Только факты
Более 90 процентов детей согласно исследованиям психологов с удовольствием идут в школу, с нетерпением ждут наступления 1 сентября и имеют высокую мотивацию к обучению, которая резко снижается уже к декабрю. Среди же детей, окончивших подготовительные курсы или так называемую дошкольную гимназию, в школу хотят идти не более 30 процентов. Пяти- или шестилетний ребенок может развиваться только в игре. Но организовать даже игру непросто, так как малыш способен сконцентрировать свое внимание лишь на 3-5 минут.
С 1995 года сеть детских дошкольных учреждений сократилась на 27,2 процента.

***
Комментарий законодателя
Николай Булаев, председатель Комитета Госдумы по образованию и науке:
На базе школ или на базе детских садов будут организовываться «нулевые классы»? Этот вопрос я бы задал в первую очередь авторам инициативы. Думаю, очевидно, мы не можем устроить «нулевые классы» только в детских садах, потому что достаточно большое количество детей не имеют возможности их посещать, или потому что они физически отсутствуют на территории. Особенно это касается села. К тому же детские сады в наше время, как ни странно, переполнены. Что касается школы, это возможный вариант. Но возникает масса проблем: как дети в столь раннем возрасте будут размещены в школе? Ведь для них нужны специальные условия, отвечающие психофизиологическим особенностям их возраста. Я думаю, что как идея «нулевые классы» имеют право на жизнь, но в организационном плане надо еще подумать, как ее можно реализовать.

Источник

Что такое нулевой урок, допускается или нет?

Нулевой класс что это. Смотреть фото Нулевой класс что это. Смотреть картинку Нулевой класс что это. Картинка про Нулевой класс что это. Фото Нулевой класс что это

С 1 января 2021 года в силу вступили санитарные правила СП 2.4.3648-20. Этот нормативный правовой акт был выдан Роспотребнадзором. Документ устанавливает требования к организации образовательного процесса и отдыха детей в школах и других детских учреждениях. Согласно этим санитарно-эпидемиологическим правилам, занятия должны начинаться не ранее 8:00.

Что такое нулевой урок?

Нулевой урок – это занятие, которое начинается на один академический час раньше первого урока. Академический час длится 40 – 45 минут. Длительность перемены составляет от 10 до 30 минут. Начало занятий традиционно осуществляется в 8:30. То есть нулевые уроки ставят примерно на 7:15 – 7:30. На них обычно проводят несложные предметы, например, физическую культуру.

Разрешено ли проведение нулевых уроков?

Санитарные правила запрещают проводить нулевые уроки. То есть решение об их проведении принимается не директором школы. Кроме того, согласно этим же санитарным правилам, обучение в 3 смены в общеобразовательных организациях не допускается. Вторая смена не может заканчиваться позже 19:00. Проведение сдвоенных уроков также запрещено. Ученики 1, 5, 9, 10 и 11 классов обучаются в первую смену; в это же время обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья.

Продолжительность занятий и перемен

В первом классе занятие длится до 40 минут. Во всех остальных классах продолжительность уроков составляет не более 45 минут. Маленькая перемена длится 10 минут. Продолжительность перемен допускается увеличить до получаса после второго или третьего урока. Вместо одной большой перемены можно сделать две по 20 минут после 2 и 3 урока.

Образовательная нагрузка на школьников

Чтобы не превысить учебную нагрузку на учащихся, следует придерживаться требований, приведенных в таблице ниже.

Класс

Максимальное количество уроков в день

*Для учеников начальных классов раз в неделю можно провести на один урок больше за счет физкультуры.

Издательство СибАК поможет педагогам опубликовать статьи для успешного прохождения аттестации. Международная научно-практическая конференция «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» проводится с 2009 года для всех работников сферы образования.

ВАЖНО! Расписание уроков составляется таким образом, чтобы самые сложные предметы ставить на второй или третий урок. Не рекомендуется проводить в день больше одной контрольной работы. С целью предотвращения переутомления обучающихся рекомендуется делать один облегченный день в среду или четверг. Во избежание падения зрения и развития сколиоза детям 6 – 10 лет разумно проводить физкультминутки в перерывах между чтением, письмом, математикой.

Факультативные занятия проводятся в дни с минимальным количеством уроков. Перед ними делается перерыв минимум на 20 минут. Внеурочная деятельность организовывается в активной форме и представляет собой, к примеру, походы, экскурсии, практики, исследовательскую работу.

На вопрос: «Проведение нулевых уроков допускается или нет?» ответ конкретен: «Нет». Эта информация подтверждается абзацем 2 п. 3.4.15 раздела III СП 2.4.3648-20. Продолжительность учебной недели устанавливается образовательной организацией самостоятельно с учетом требований СанПиН. Каникулы длятся минимум семь календарных дней.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *