Ну до чего же хорошо и жизнь прожил и жив еще
Уличное искусство Как современное искусство взаимодействует с народом
«Воздух» собрал недавние примеры курьезных и не очень случаев уничтожения, демонтажа или использования не по назначению произведений российских художников.
Скульптуру «Love» пересобрали в имя Олег и утопили
Где Фестиваль «Пространство множественности», Омск
Когда Лето 2014 года
Что случилось Омск оказался не готов к встрече с искусством на улицах города. На фестивале паблик-арта в первые дни работы было уничтожено, украдено, сломано больше половины объектов
Свидетельство очевидца Василий Мельниченко, сокуратор фестиваля: «Наш фестиваль претендует не только на Книгу рекордов Гиннесса — Андрей Чежин создал самую длинную в мире фотографию, 83 метра, — но и на то, чтобы стать яркой главой в истории вандализма в России, будь такая кем-то написана. Фестиваль открылся 26 мая. В этот же день уничтожена инсталляция Татьяны Стадниченко «Гравитация». На следующий день разбита инсталляция Валентины Фомченко «Выходи». Следом похищен «Памятник дизайну» арт-группы D — объект из пластика и бытового мусора 1×7×0,3 метра. Похищена моя инсталляция «Зеркальный город», повторно уничтожена воссозданная «Гравитация», похищены светодиодные ленты с «Лабиринта» Натальи Мурашко и кинетическая скульптура «Занавес» Робин Лассер, уничтожена инсталляция Сергея Баранова «Черви». Кульминацией фестиваля стал демонтаж реплики «Love» Надежды Никифоровой. Скульптуру кто-то переставил к мусорным бакам. Следующий кто-то перенес буквы на набережную и сложил из них «Олег». Кто-то третий сбросил их в реку. При этом можно сказать, что итоги фестиваля великолепны: город лишился «девственности», теперь осталось обучить его премудростям контактных импровизаций. Непрогнозируемо фестиваль перешел в критическое поле, выявив уровень агрессии в обществе, деградацию правосознания, радикализм реакций на «непонятное». Очевидно, что каждый раз объекты сталкивались с проявлениями частной агрессии, но общая волна возмущения фестивалем говорит о том, что в каждом случае вандализма мы имеем все основания диагностировать общую фрустрированность общества. «Это не искусство — это оккупация» — так можно сформулировать лозунг противников фестиваля. И в этом лозунге легко увидеть общую идеологическую установку, которую транслирует Кремль. Я уверен: именно столь мощный тыл за спинами вандалов действует парализующе на многих горожан, ментально существующих в современных реалиях. И одна из основных целей фестиваля — как раз вывести «современность» в активное общественное поле».
«Красных человечков», установленных в центре города, потребовали убрать
История «Красных человечков» в Перми — один из самых ярких примеров неприятия паблик-арта горожанами
Когда Зима 2011 года
Что случилось Безобидные, хоть и гигантских размеров, деревянные скульптуры «человечков» были установлены в центре Перми в рамках новой городской культурной программы под руководством Марата Гельмана. Горожане потребовали демонтировать работы
Свидетельство очевидца Андрей Люблинский, автор скульптур: «Знаете, есть такие неравнодушные граждане, которые находят время и силы, чтобы бороться с проявлениями уличного искусства. Но для начала нужно задаться вопросом: а что же такое уличное искусство? И что — вандализм? И какова грань между ними. И кто вандал — подросток, нарисовавший закорючку на стене, или взрослый, ее закрасивший? Может, оба вандалы? Обычно эти темы любят обсуждать на круглых столах, которые я не посещаю. Почему человечки не понравились пермякам — это достаточно длинная история. На то было несколько причин. Во-первых, локация, самый центр города. Во-вторых, наши арт-объекты, судя по всему, стали последней каплей для истерзанных Гельманом горожан. И третья, самая главная, наверное, причина — то, что у человечков якобы отсутствует голова, эту идею тут же с радостью подхватили разнообразные дебилы и кричали об этом на каждом углу. Спешу разочаровать оппонентов — голова есть, хоть и маленькая, а на звание художника-реалиста я не претендую. Вернутся ли они на улицы Перми? Откровенно говоря, мне все равно, эти объекты носили временный характер, и со своей задачей они справились на сто процентов».
Ну до чего же хорошо, и жизнь прожил и жив ещё!
Надо ли говорить, ЧТО именно тогда я решил.
Но с того самого дня, те самые гопники, с их модным главшпаном были обязаны не только обеспечивать порядок и покой Букашкина со товарищи во время их выступлений, но и помогать уносить им инструменты в «дворницкую» на Толмачева! Хотел я их и финансово «обременить», но с них и брать то кроме понтов было нечего. Взамен я им милостивно и великодушно разрешил продолжать сидеть на скамейках у «Плиты» и иногда гопничать продолжать пить пивасик. (Ни один гопник при этом не пострадал!)
С тех пор я стал «своим» в подвале у Букашкина, а потом пришла и настоящая дружба. Мы часами сидели или у него в подвале, или на лавочке возле его «дворницкой», пили чай, и много курили, говорили, спорили, общались.
И последняя моя фотография Евгения
Это Букашкин у себя в «дворницкой»
Возвращаясь к заданию марафона #92днялета я на всю жизнь запомнил его наивный, но такой глубокий стишок «Ну до чего же хорошо! И жизнь прожил и жив ишо!» Просто, доступно и на мой взгляд достойно того, чтобы это считать мудрым изречением.
Давайте просто жить
Давайте просто жить,
пока живется!
Цените каждый день и каждый час
Судьбой отпущенный для нас,
Ведь эта наша жизнь не
повторится. Это ясно.
Не дайте же ей пролететь
напрасно.
Промчалась юность, как весна
И лишь воспоминания оставила она.
Короток век земной, а время мчится,
Летит на крыльях, словно птица.
И не успели оглянуться мы,
Как оказались на пороге тьмы.
Мы все покинем этот мир достойный –
Иной судьбы у человека нет.
Мечтанья о бессмертьи – просто бред,
Как если б выпал снег в пустыне
знойной.
Жить вечно – это не реально,
Как то, что может снег лежать в пустыне –
На жарком солнце он растает моментально.
Давайте в дни, что нам остались, жить
полной жизнью, ориентируясь на то,
Что жизнь отнюдь не беспредельна
и жизнь эту нам не продлит никто!
Расул Гамзатов как-то говорил,
Что в жизни нужно каждый час ценить
И цену знать даже простого вздоха.
Я в этой жизни долго жил
И понял, что транжирить время плохо.
Вот как простая мысль эта
Изложена словами настоящего поэта:
“Вот вновь часы пробили на стене.
Час ушедший не вернется, нет его!
До него, быть может, дальше мне,
Чем до часа моего последнего.
Улетевший вздох не возвратить:
Он растаял, растворился, нет его!
До него мне дальше, может быть,
Чем до вздоха моего последнего”.
Ну, что? Вы чувствуете, как поэтическая
сила
Ценить и каждый час, и каждый вздох
Вас побудила?
Всегда будь занят делом, семьей или собой –
Жить нам не безгранично отведено судьбой.
Старайся, чтоб полезно век был бы прожит твой,
Чтоб что-то для потомков оставить за собой.
Омар Хайям – философ, поэт, мудрец большой,
Как-то сказал об этом как бы для нас с тобой:
“Мудрец, взрастивший в сердце жизни росток
живой,
Бесплодно не теряет минуты ни одной”.
Все, что в нашей жизни случается,
Через мгновенье уже отдаляется
И лишь следо;м в душе оставляется.
А жизнь, между тем, продолжается
И новое что-то в ней появляется.
И что ж получается?
Что жизнь мгновениями измеряется.
Что было – мгновенно уходит и что-то
приходит потом –
Значит мы только текущим мгновеньем
живем.
И даже когда мы умираем,
Мы только мгновение жизни теряем.
Как мудрый Хайям сказал как-то давно:
“Жизнь – ни мало, ни много – мгновенье одно”.
Так проявите стремление,
Чтоб быть счастливыми в каждое жизни
мгновение.
Друзья! Хочу вам дать совет,
Как нужно поступать на склоне лет,
Когда возможность есть на пенсию податься.
Я думаю, что, в принципе, здесь нужно
было бы решаться,
Ведь если вовремя на пенсию уйти,
То можно и спокойствие и волю обрести.
И даже если в прибылях теряешь,
То годы жизни, безусловно, продлеваешь.
Однако же, при этом нужно все обдумать
и хорошенько взвесить,
Чтоб посмотреть, что перевесит.
Ведь на работе может и спокойно
и комфортно быть.
Тогда есть смысл с пенсией повременить.
Ведь почему еще работу ценим мы?
Да потому, что каждый день общаемся с людьми.
И если каждый на работе другого уважает,
То это жить спокойно не мешает
И, безусловно, нам здоровье сохраняет.
Короче говоря, в работе все зависит от того,
Как пребывание на ней влияет на кого.
И если только на работе есть проблемы,
То нужно срочно уходить – здесь нет дилеммы!
Я всем, кто в годы пенсионные вступил,
хочу сказать,
Что в нашем возрасте нужно такой режим избрать,
Чтоб можно было ежедневно жить спокойно
и когда хочешь – отдыхать.
;;;;;
Есть мнение, что пенсия не сладка –
Безделие доводит до инфаркта.
А может, все наоборот
И это мнение нам врет?
Хотя, конечно, есть примеры
Паденья сил после конца карьеры,
Но есть примеры и наоборот,
Когда на пенсии, живя вдали от всех,
Живут пенсионеры дольше тех,
Которые, надеясь на успех
(Последний в жизни), берут на душу
тяжкий грех
Заполучить инфаркт в работе
И загрузить семью заботой.
А пенсия дает возможность,
Учитывая жизни сложность,
Здоровье сохранить. И правда,
на фига нам эта должность?
Раз возраст подошел, то надобно уйти!
Так мы окажемся на правильном пути:
От нас уж не потребуют “чего-то”, “что-то”, “где-то”.
У нас лишь могут помощь попросить или совета,
Но не нагрузят никакой задачей.
Ну, что ж, поможем, если нас попросят,
Или подскажем, если спросят…
Но основная наша цель теперь–здоровье, дом и дача.
Омар Хайям писал о том,
Что будет, когда мы уйдем.
Он полагал, скорей всего,
Что с точки зрения Вселенной
Нас не заметят никого:
“Мы умрем, а мир таким же будет
В небе странствовать всегда.
Мы ж по смерти не оставим
Здесь ни знака, ни следа.
Мы не жили во Вселенной –
Мир вращался и тогда –
И без нас ему не будет
Ни ущерба, ни вреда”.
Хайям считал, что наша жизнь
Мелькнет, как искра в мироздании,
Так, как мгновения мелькают,
Не оставляя след в сознании.
Представьте, раз моргнул – мгновенье
пронеслось
И в прошлое навеки унеслось.
Так можем ли мы оценить значенье
каждого мгновения?
Такое вот мы во Вселенной имеем
личное значение.
Но это – с философской точки зрения,
А сами то мы ценим высоко свое
предназначение!
Древние греки нам завещали,
Чтоб каждый день живя, вы б этот
день последним не считали,
А что-нибудь, какие-то дела еще
на завтра оставляли.
Жить нужно перспективой, каким-то
ожиданием –
Так говорили мудрые всем людям
в назидание.
А если вы от перспективы откажитесь
сознательно,
То ваш последний день быстрей
наступит обязательно!
Нам жизнь всем от Бога как бы взаймы дана
И хоть течет у каждого по-разному она,
Но всем нам одинаковый предписан Богом
рок –
Мы долг должны вернуть без возражений,
когда наступит срок.
Если без удовольствия и радости хоть один
день пройдет,
То для тебя он пропадет.
Так пышные сады
Теряют те плоды,
Когда какой-то зрелый плод
На землю упадет
И там сгниет.
Известно, урожаем в полной мере
пользуется тот,
Кто его во-время и полно соберет.
И в жизни тоже нужно успевать
Весь урожай возможностей собрать,
Чтоб что-то важное не прозевать.
Мы сознаем, что большая часть жизни прожита
И наступает осень, преклонные лета.
И не вернуть младых годов нам красоты –
Не расцветают снова увядшие цветы.
Я кажется уже писал и говорил,
Что нужно жить сегодня, пока пыл
Жизни вашей не остыл.
Загадывать нельзя надолго. Когда
срок подойдет?
Никто не знает точно, когда Всевышний
на суд к себе вас призовет.
Омар Хайям великий из древней
старины
Писал примерно так:
Пускай играет вам вино в лучах луны.
Найдет ли снова вас луна, урочный
круг свершив?
Так веселись сегодня, все скорби позабыв.
Где ты найдешь поруку, что будешь завтра жив?
За точность перевода ручательства
я не даю,
Но смысл точно вам передаю!
Как наши годы пролетают,
Так и дрова в камине прогорают.
И чтобы поддержать огня горенье
Подкладывают новые поленья.
Вся наша жизнь, как поленница,
где-то сложенная,
Но мы не знаем сколько дров
в нее положено,
А как последние поленья догорят,
Тогда огня уже не будет –
Лишь угольки одни лежат
И скоро время их остудит.
А после – пепел лишь останется
лежать,
Которым можно землю удобрять.
Я часто, глядя на камин, сижу и думаю,
Что с ним и человеческие судьбы
можно нам отождествлять.
Ведь наши годы тоже, как дрова, сгорают
И пепел лишь воспоминаний
Нам в утешенье оставляют.
Друзья мои! Живите жизнью полной,
Чтоб через годы было бы, что
вспомнить!
Друзья! Умейте каждый день ценить
И с пользой для себя и для других его
прожить,
Ведь видели вы, как бывает,
Когда песок в руке сквозь пальцы
утекает:
Летят песчинки в никуда
И исчезают все в песочной массе без следа.
Вот так и наши дни мелькают
И годы жизни утекают,
Поэтому лишь нашим действиям
принадлежит ответ
Сумеем ли оставить мы после себя
какой-то в жизни след?
Или же, нет?
Вот еще день один проходит,
Солнце опят за горизонт уходит
И жизнь на день короче стала.
Что нам осталось? Много или мало?
Никто не знает сколько раз
Солнце еще взойдет для нас.
Поэтому нам каждый день нужно
себя спросить:
Что в этот день полезного нам удалось
свершить?
И если все же что-то совершил,
То не напрасно день прожил.
В чем нашей жизни смысл основной?
Наверно в том, чтобы оставить что-то
за собой.
О смысле жизни думать начинаешь,
Когда уж финиш близится, когда года и
дни считаешь.
И в это время начинаешь понимать,
Что то, что упустил – не наверстать.
Бывает, люди доживают до седин,
Но с возрастом ума не наживают:
Учиться не хотят и опыт жизненный
ума не прибавляет.
И вот к таким
Только их возраст (без ума) приходит лишь один.
Им можно позавидовать, конечно,
Что жизнь прожили они беспечно
И им не приходилось недоспать, недогулять,
Чтобы признание, авторитет себе завоевать
И признанным специалистом стать.
Ну, что же, каждый сам свою дорогу выбирает
И в жизни делает, что пожелает:
Одни в работе ищут вдохновение,
Другие жизнь посвящают развлечению.
Но все равно – конец один для всех:
Для тех, кто жизнь прогулял и кто имел успех.
Бог и потомки каждого потом оценят по его делам,
А в жизни каждый выбирает приоритеты сам.
Я не согласен с Бродского стихами
О том, что “оглянувшись в жизни,
мы видим лишь руины”.
Нет. Ведь память и о нем осталась с нами
И сами, оглянувшись, видим мы
прекрасные картины
О нашей жизни, которую мы счастливо прожили,
И о делах, что в этой жизни совершили.
Я искренне надеюсь, что какой-то след
И мы оставим от прожитых лет.
Раздумьям грустным души не отдавай,
Друзей, что нас покинули, с тоской
не вспоминай,
Считай, что мы, как прежде, собрались в этот дом
И вместе все сидим за праздничным столом.
Но все же, в час веселья, друзей ушедших
давайте помянем.
Я часто перечитывать могу стихи,
Которые оставил нам Омар Хайям
И восхищаюсь каждый раз
Тем, что выразил давно он то,
что думаем и мы сейчас.
Я думаю, слова Хайяма каждый бы из нас,
конечно, повторил:
“Назначьте свиданье друзья,
Когда под землей буду я.
Сойдитесь в условленном месте
Завету верил моему,
Возрадуйтесь сердцем тому,
Что дружно пируйте вместе!”
И я так думаю.
Когда прийдет конец на жизненном пути,
То каждому в небытие прийдется отойти.
И я хотел бы, как Хайям когда-то говорил,
Чтоб помнили меня друзья
И чтоб незримо среди них был я.
Наша жизнь мелькнет незаметно,
Другие на смену придут.
Веков пролетело несметно
И новые дальше пойдут.
И будет все так же в природе,
Как будто нас не было тут:
Дни будут сменяться ночами,
Как раньше, мой друг дорогой,
И будет, как раньше, над нами
Солнце сменяться луной,
И будет менять лето осень,
Зима покоряться весной,
Путь млечный на небе светиться
Будет ночною порой.
И все на земле так случится,
Как предрешено ей судьбой.
Только уже нас не будет,
Уйдем мы отсюда совсем
И мир нас конечно забудет
Под бременем личных проблем.
Ваш к жизни интерес эквивалентен
интересу жизни к вам.
И тот, кто к жизни интерес не проявляет,
Тот и от жизни интерес теряет.
Вы сами можете себе представить,
что бывает,
При том, что тонус жизненный кого-то
покидает.
Вот в жизни тоже не бывает так, чтоб
женщина хотела
Общаться с тем, кому нет до нее дела.
И с точностью до наоборот бывает,
Когда к ней интерес любовный проявляют.
Друзья! Давайте больше жизнью
интересоваться,
Жизнь любить и проявлениям всем
жизни восхищаться.
Тогда и жизнь не захочет с нами расставаться!
Мы тратим время примитивно
На то, что много спим.
Так может смысл есть, чтобы самим
Сон сократить для жизни более активной?
Омар Хайям как-то сказал,
Что много вредно спать,
Что тот, кто лишнее проспал,
Тот много в жизни потерял,
Т.к. он жизнь во сне не ощущал.
Омар Хайям всегда считал,
Что лучше есть, пить и гулять,
Чем во сне смерти подражать.
Он говорил: “Хлебни вина, ведь под землею,
Наспишься вдоволь в час покоя”!
Кто планов в жизни полон новых,
Кто каждый день чего-то ожидает,
Тот менее в плену у дум суровых
И жизнь свою в заботах продлевает.
Со мною нету многих из друзей
И лишь воспоминания остались
прежних дней,
Но много у меня все новых есть идей –
Мне жизнь не надоела, рано прощаться с ней.
Теряю я своих друзей,
А ведь они себя считали молодыми
До самых до последних дней.
Ну, что ж! Так Богом суждено. И я
готов последовать за ними.
Но не сейчас. Пусть время подождет.
Я сам скажу, когда мой час придет.
Если проснулся, глаза приоткрыл,
На пол с трудом свои ноги спустил,
Работы не сделав и самую малость
Чувствуешь в мышцах лишь лень и усталость,
Это значит, что жизнь твоя подошла
К той черте, когда настоящая старость пришла.
Когда сил нет новое что-то свершать,
То остается лишь жизнь вспоминать.
И мысль нам тогда приходит,
Что мы о смысле жизни начинаем
вспоминать,
Когда она уже к концу подходит
И много уже не наверстать.
А очень бы хотелось, все промахи учтя,
Начать сначала и свою жизнь прожить опять,
Но промахи уже не совершать.
Друзья! Мы жизнь счастливо прожили.
Хоть неприятности, конечно, тоже были,
Но мы старались их преодолеть
И это нам успешно удавалось.
Мы, жизни радуясь, любили пить и петь
В своей компании, что часто собиралась.
У нас в компании особенно ценилось то,
что кто-то может что-то интересно рассказать
Или свои стихи читать,
Или на чем-нибудь сыграть
И спеть, чтоб настроение друзей поднять.
Каждый из нас каким-нибудь талантом
отличался
И им между другими выделялся.
Поэтому особенно заметным нам бывало,
Когда из нас кого-то не хватало.
Да, годы пролетают, каждый из нас стареет,
Мы часть души теряем, когда наша компания
редеет.
И ощущаем остро мы потери,
Когда любимые друзья уже не входят в наши двери.
Я вспомнил в связи с этим, что Хайям
сказал,
Который тоже о друзьях любимых горевал:
“Где вы, друзья! Где вольный ваш припев?
Еще вчера за общий стол присев,
Беспечные, вы бражничали с нами…
А нынче прилегли, от жизни охмелев!”
И нам о вас осталась только память.
«Деда, погоди. »»: последнее и самое трогательное стихотворение Леонида Филатова
Бывают стихи, которые западают в душу после того, как их услышал всего один раз. Именно таким стихотворением являются строки, написанные Леонидом Филатовым незадолго до смерти и ставшие посвящением его внучке Оле. Строки о том, ради чего человеку стоит жить.
Программы были фактически «похоронным звоном» по актерам, разыгравшим трагедию своей жизни, забытым, ушедшим… Узнавая их истории, актер нередко плакал – в общем, не жалел себя эмоционально. «Меня предупреждали, что шастать по могилам – не полезно для здоровья, – вспоминал Филатов. – Но кто-то должен был вспомнить об этих людях».
В августе 1993-го работа прервалась. Актер оправлялся от инсульта, но потом снова пережил критическое состояние и едва не умер. Как он сам вспоминал позже, жизнь ему спасла… маленькая внучка. Об этом случае со слов актера нам рассказала редактор программы «Чтобы помнили» Ирина Симушина
« Этот период был для него безумно сложным, – вспоминает она. – Лёня говорил, что после операции ему спасла жизнь внучка Оля. Она все время приходила к нему в больницу. И вот они ходили гулять по какому-то прибольничному садику. Она была маленькая, шла медленно и все время говорила: «Деда, погоди, погоди!» Это «погоди!» его и спасло. Потому что в тяжелые моменты болезни это слово звучало для него как «Не уходи!»
Своё последнее стихотворение Леонид Филатов посвятил именно ей – внучке Оле.
Тот клятый год уж много лет, я иногда сползал с больничной койки.
Сгребал свои обломки и осколки и свой реконструировал скелет.
И крал себя у чутких медсестер, ноздрями чуя острый запах воли,
Я убегал к двухлетней внучке Оле, туда, на жизнью пахнущий простор.
Мы с Олей отправлялись в детский парк, садились на любимые качели,
Глушили сок, мороженое ели, глазели на гуляющих собак.
Аттракционов было пруд пруди, но день сгорал, и солнце остывало,
И Оля уставала, отставала и тихо ныла: «Деда, погоди».
Оставив день воскресный позади, я возвращался в стен больничных гости,
Но и в палате слышал Олин голос: «Дай руку, деда, деда, погоди. »
И я годил, годил, сколь было сил, а на соседних койках не годили,
Хирели, сохли, чахли, уходили, никто их погодить не попросил.
Когда я чую жжение в груди, я вижу, как с другого края поля
Ко мне несется маленькая Оля с истошным криком: «Деда-а-а, погоди-и. »
И я гожу, я все еще гожу и, кажется, стерплю любую муку,
Пока ту крохотную руку в своей измученной руке еще держу.
Уникальное видео из личного архива семьи Филатова позволяет услышать, как читает это стихотворение сам поэт.
15 лучших афоризмов Омара Хайяма – мудрость через века
Рубаи — одна из самых сложных жанровых форм таджикско-персидской поэзии. Объем рубаи — четыре строки, три из которых (редко четыре) рифмуются между собой. Хайям — непревзойденный мастер этого жанра. Его рубаи поражают меткостью наблюдений и глубиной постижения мира и души человека, яркостью образов и изяществом ритма.
Живя на религиозном востоке, Омар Хайям размышляет о Боге, но решительно отвергает все церковные догмы. Его ирония и свободомыслие отразились в рубаи. Его поддерживали многие поэты своего времени, но из-за страха преследований за вольнодумство и богохульство они приписывали и свои сочинения Хайяму.
15 глубоких и непревзойденных цитат Омара Хайама о человеке, счастье и любви:
1. Красивым быть – не значит им родиться,
Ведь красоте мы можем научиться.
Когда красив душою Человек –
Какая внешность может с ней сравниться?
2. Чем ниже человек душой, тем выше задирает нос.
Он носом тянется туда, куда душою не дорос.
3. Кто жизнью бит, тот большего добьется.
Пуд соли съевший выше ценит мед.
Кто слезы лил, тот искренней смеется.
Кто умирал, тот знает, что живет!
4. В одно окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь.
Другой — листвы зелёной вязь, весну и небо голубое.
В одно окно смотрели двое.
5. Мы источник веселья — и скорби рудник.
Мы вместилище скверны — и чистый родник.
Человек, словно в зеркале мир — многолик.
Он ничтожен — и он же безмерно велик!
6. Как часто, в жизни ошибаясь,теряем тех, кем дорожим.
Чужим понравиться стараясь, порой от ближнего бежим.
Возносим тех, кто нас не стоит, а самых верных предаем.
Кто нас так любит, обижаем, и сами извинений ждем.
7. Мы больше в этот мир вовек не попадем,
вовек не встретимся с друзьями за столом.
Лови же каждое летящее мгновенье —
его не подстеречь уж никогда потом.
8. Не завидуй тому, кто силен и богат,
за рассветом всегда наступает закат.
С этой жизнью короткою, равною вдоху,
Обращайся, как с данной тебе напрокат.
9. Я думаю, что лучше одиноким быть,
Чем жар души «кому-нибудь» дарить.
Бесценный дар отдав кому попало,
Родного встретив, не сумеешь полюбить.
10. Не смешно ли весь век по копейке копить,
Если вечную жизнь все равно не купить?
Эту жизнь тебе дали, мой милый, на время, —
Постарайся же времени не упустить.
11. Дарить себя — не значит продавать.
И рядом спать — не значит переспать.
Не отомстить — не значит все простить.
Не рядом быть — не значит не любить.
12. Можно соблазнить мужчину, у которого есть жена,
можно соблазнить мужчину, у которого есть любовница,
но нельзя соблазнить мужчину, у которого есть любимая женщина.
13. Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
14. Не делай зла — вернется бумерангом,
Не плюй в колодец — будешь воду пить,
Не оскорбляй того, кто ниже рангом,
А вдруг придется, что-нибудь просить.
Не предавай друзей, их не заменишь,
И не теряй любимых — не вернешь,
Не лги себе — со временем проверишь,
Что этой ложью сам себя ты предаёшь.
15. Сорваный цветок должен быть подарен,
начатое стихотворение — дописано,
а любимая женщина — счастлива,
иначе и не стоило браться за то, что тебе не по силам.
Мои любимые не вошли в подборку.
Лучше пить и весёлых красавиц ласкать
Чем в постах и молитвах спасенья искать
Если место в аду для влюблённых и пьяниц
то кого же прикажите в рай допускать?
Ад и рай в небесах, утверждают ханжи.
Надо жить, нам внушают, в постах и труде
Я с подругой и чашей вина не разлучен
Чтобы так и проснутся на страшном суде
Другом верным, желанным, становишься им.
Муравья лучше гостем принять в своём доме
Чем быть принятым в дом Соломоном самим.
Если мельницу, баню, роскошный дворец
Получает в подарок дурак и подлец,
А достойный идёт в кабалу из-за хлеба
Мне плевать на твою справедливость творец!
Пусть мне чашу вина виночерпий подаст!
Так как жизнь коротка в этом временном мире,
В сей мир едва ли снова попадём,
Своих друзей вторично не найдём.
Лови же миг! Ведь он не повториться
Как ты и сам не повторишься в нём.
Чьё сердце не горит любовью страстной к милой
Без утешения влачит свой век унылый.
Дни, проведённые без радостей любви,
Считаю тяготой ненужной и постылой.
Беспощадна судьба, наши планы круша.
Не спеши, посиди на траве, под которой,
Скоро будешь лежать никуда не спеша.
Я спросил у мудрейшего: Что ты извлёк
Из своих манускриптов?» Мудрейший изрёк:
«Счастлив тот, кто в объятьях красавицы нежной
По ночам от премудростей книжных далек!»
За возможные неточности рифмы и перевода прошу прощения, писал на память)
Вхожу в мечеть. Час поздний и глухой.
Не в жажде чуда я и не с мольбой:
Отсюда коврик я стянул когда-то,
А он истерся; надо бы другой!
Зато все остальные, не перечисленные тут рубаи, про вино и. вино!
Автор молодец! Хайям крутые рубаи писал, в свое время много их перечитал.
Кто понял жизнь, тот больше не спешит,
Смакует каждый миг и наблюдает
Как спит ребенок, молится старик,
Как дождь идет и как снежинка тает.
*************************************
Общаясь с дураком, не оберёшься срама,
Поэтому совет ты выслушай Хайяма:
Яд, мудрецом тебе предложенный, прими,
Я знаю мир: в нем вор сидит на воре,
Мудрец всегда проигрывает в споре, с глупцом,
А капля счастья тонет в море горя.
************************************
Еще автор, если действительно увлекаешься этой темой, сможешь найти рубаи на тему о жене, типа нужна брать небольшого роста, типа «из двух зол выбирают меньшее». В каком-то стихе была схожая мысль
то чувство, когда учил их на память. один из любимых поэтов)
Когда живет в них злая эпиграмма,
Но раны сердца лечат рубайят-
Четверостишья старого Хайяма.»
Как-то сидели с другом в кафе Город М в Минске (не реклама) и там возле столика стоит стеллаж с книгами. Одной из них была книга со стихами Омара. Какую страницу не открой — всё про вино. В каждом стихотворении, на которые довелось наткнуться в этой книге была про вино или касающееся выпивки.
Это я так. К слову. Ничего против него не имею
В окно смотрели двое:Один увидел дождь и грязь,Другой листвы зеленой вязь,Весну и небо голубое.В одно окно смотрели двое
Это Расул Гамзатов
Океан состоящий из капель,велик.
Из пылинок слагается материк.
Твой приход и уход-не имеют значения,
Словно муха в окно залетела на миг.
Каждый молится богу на собственный лад.
Всем нам хочется в рай, и не хочется в ад.
Лишь мудрец, постигающий замысел божий,
Адских мук не страшиться и раю не рад
Рука репостнуть потянулась
Меч времени остер, не будь же верхоглядом!
Когда судьба тебе положит в рот халву,
а это хочу чтобы было на моем надгробии:
Он храбрецом не был, он мудрецом не был
Но поклонись ему
Он Человеком был
4. В одно окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь.
Другой — листвы зелёной вязь, весну и небо голубое.
В одно окно смотрели двое.
Вконтакте всё пропитано подобной «мудростью». Очень надеюсь что это всё добро только там и оставалось.
у него был рубай в котором он говорит типо старик пьяный ведет себя как ребенок, зрелый как безумец, а молодой пьяный мудр как старик, смысл такой вроде.
сколько сборников перелопатил не могу найти и все.
Я в себя заглянув, убедился во лжи:
ИМХО, рубаи надо читать голосом и с выражением Чонишвили ) Во всяком случае, у меня в голове рубаи звучат только так )
Смысла этих картинок понять не пытайся,
Сядь спокойно в сторонке и выпей вина!
____________________________________
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало
Два важных правила запомни для начала:
Уж лучше голодать, чем что попало есть;
Быть лучше одному, чем вместе с кем попало.
«Живя на религиозном востоке, Омар Хайям размышляет о Боге, но решительно отвергает все церковные догмы.»
мудрый чувак за него плюс!
Всю эту чушь он не писал.
Ну и че за бумеранг?! он че был изветенен. Короче хуйню тут постят!!
да это же почти перашки!
Пятница, Омар Хаям
Современное изображение Омара Хайяма
18 мая родился Омар Хайям (1048 — 1131), персидский поэт, философ, математик, астроном, астролог. Полное имя поэта – Гияс ад-Дин Абу-л-Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям Нишапури. Слово «Хайям» буквально означает «палаточный мастер», от слова «хайма» – палатка.Согласно источникам, в семнадцать лет он достиг глубоких знаний во всех областях философии, и обладал великолепными природными способностями и памятью.Свое образование Хайям начал в Нишапурском медресе – в то время Нишапур, расположенный на востоке Ирана в древней культурной провинции Хорасан, был крупным городом XI века с населением в несколько сот тысяч человек. Математикой Хайям занимался с восьми лет. Образование получил медицинское, но врачебным делом интересовался мало
Большую часть жизни провёл в Балхе, Самарканде, Исфахане и др. городах Средней Азии и Ирана. В философии был последователем Аристотеля и Ибн Сины. Математические сочинения Хайяма, дошедшие до наших дней, характеризуют его как выдающегося учёного. В трактате «О доказательствах задач алгебры и алмукабалы» он дал в геометрической форме систематическое изложение решения уравнений до третьей степени включительно. Трактат «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида» содержит оригинальную теорию параллельных. В трактате «Об искусстве определения количества золота и серебра в состоящем из них теле» рассмотрена известная классическая задача, решенная Архимедом.
Омар Хайям. Памятник в Иране
Во времена Хайяма ученый, ввиду своей бедности мог регулярно заниматься наукой только при дворе того или иного правителя, занимая одну из четырех должностей: секретаря (дабира), поэта, астролога или врача. Судьба ученого зависела от милости или немилости правителя, его нрава и капризов, от придворных интриг и дворцовых переворотов. Так и судьба Хайяма во многом определялась сменяющими друг друга покровителями, которых ученый в своих трудах упоминал и благодарил.Правители XI века переманивали друг у друга образованных царедворцев, а самые могущественные забирали к себе безо всякого спроса прославившихся ученых и поэтов.
Благодаря своему алгебраическому трактату Хайям был обласкан главным судьей Самарканда Абу Тахиром Абд ар-Рахманом ибн Алаком. Позже Хайяму покровительствовал бухарский правитель Шамс ал-Мулука.
В 1074 г. после длительного противостояния сельджукам Шамс ал-Мулук признал себя вассалом султана Малик-шаха. Этот год стал знаменательной датой в жизни Хайяма: он был приглашен в столицу огромного Сельджукского государства Исфахан ко двору Малик-шаха для руководства реформой иранского солнечного календаря. Так начался двадцатилетний период его плодотворной и блестящей научной деятельности.
Хайям возглавлял группу астрономов Исфахана, которая в правление сельджукского султана Джалал ад-Дина Малик-шаха разработала принципиально новый солнечный календарь. С чисто астрономической точки зрения календарь «Джалали» был точнее, чем древнеримский юлианский календарь, применявшийся в современной Хайяму Европе, и точнее, чем позднейший европейский григорианский календарь. Вместо цикла «1 високосный на 4 года» (юлианский календарь) или «97 високосных на 400 лет» (григорианский календарь) Хайямом принято было соотношение «8 високосных на 33 года». Другими словами, из каждых 33-х лет 8 были високосными и 25 обычными. Этот календарь точнее всех других известных соответствует году весенних равноденствий. Проект Омара Хайяма был утверждён и лёг в основу иранского календаря, который вплоть до настоящего времени действует в Иране в качестве официального с 1079 года.
Этот спокойный период жизни Омара Хайяма при дворе Малик-шаха закончился в конце 1092 года со смертью султана.
В то время Исфахан был одним из главных центров исмаилизма – религиозного антифеодального течения в мусульманских странах. В конце XI века исмаилиты развернули активную террористическую деятельность против господствовавшей тюркской феодальной знати. В конце концов Исфаханская обсерватория пришла в запустение и была закрыта.О позднем периоде жизни Омара Хайяма известно также мало, как и о его юности. Источники указывают, что некоторое время Омар Хайям пребывает в Мерве, а затем отправляется в хадж в Мекку.Последние годы своей жизни он провел в Нишапуре, возможно, он преподавал в Нишапурском медресе, имел небольшой круг близких учеников, изредка принимал искавших встречи с ним ученых и философов, участвовал в научных диспутах.
Наиболее вероятная дата его смерти – 4 декабря 1131 г.О последних часах Хайяма известно со слов его младшего современника Бейхаки:«Однажды во время чтения «Книги об исцелении» Абу Али ибн Сины Хайям почувствовал приближение смерти (а было тогда ему уже за восемьдесят). Остановился он в чтении на разделе, посвященном труднейшему метафизическому вопросу и озаглавленному «Единое во множественном», заложил между листов золотую зубочистку, которую держал в руке, и закрыл фолиант. Затем он позвал своих близких и учеников, составил завещание и после этого уже не принимал ни пищи, ни питья. Исполнив молитву на сон грядущий, он положил земной поклон и, стоя на коленях, произнес: «Боже! По мере своих сил я старался познать Тебя. Прости меня! Поскольку я познал Тебя, постольку я к Тебе приблизился». С этими словами на устах Хайям и умер.»
Прижизненных изображений Омара Хайяма не сохранилось, так что облик его неизвестен.
Смысл образов Хайяма был досконально раскрыт в исследовании «Вино мистики. Духовный взгляд на «Рубайат» Омара Хайяма» Парамахамсы Иогананды в начале 30-х гг. XX в. Он открыл, что за внешними образами Омара Хайяма скрыто глубокое понимание радости и смысла человеческого существования.