Нто что это в бизнесе
Лёд тронулся! Обзор первых изменений в нестационарной торговле
НТО (они же – нестационарные торговые объекты) – термин, знакомый каждому бизнесмену, который хоть раз имел дело с открытием торговых павильонов, летних кафе или торговых точек. К нестационарным торговым объектам относят также и фудтраки – «рестораны» на колесах. И хотя в России их число медленно, но уверенно растет год за годом, на законодательном уровне наблюдается еще немало упущений в вопросе правового регулирования их статуса.
К счастью, с недавнего времени ситуация начала меняться в лучшую сторону. 30 января 2021 года Председатель правительства Михаил Мишустин подписал распоряжение о неотложных мерах по поддержке малых и средних предпринимателей в сфере торговли. Мы поговорили с ведущим юрисконсультом Управляющей компании ПиццаФабрика, Денисом Смирновым, и выяснили, какие перспективы для НТО (и для фудтраков в частности) открываются с выходом этого распоряжения.
О старых проблемах и новых перспективах – читайте в нашем сегодняшнем интервью.
— Предлагаю для начала обратиться к ретроспективе. Какие законы регулируют статус НТО, и с какими проблемами на законодательном уровне сталкивались предприниматели ранее?
— Статус НТО регулирует закон №381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». А основная проблематика просматривается в части как раз-таки размещения нестационарных торговых объектов на муниципальных (городских) землях. Зачастую в муниципалитетах не предусмотрены площадки для размещения НТО в нужном объеме и не продумана организация их работы.
Что это значит. Нередка ситуация, когда органы местного самоуправления утверждают места постановки НТО и абсолютно не учитывают интересы предпринимателей. Например, размещают места для постановки нестационарных торговых объектов рядом с местом нахождения крупных сетевых компаний или торговых центров – такие места, естественно, не подходят для скорейшего развития бизнеса с помощью НТО, так как именно там создается нездоровая конкуренция.
— Как можно понять из вышесказанного, основная проблема, связанная с НТО – это ограниченное количество мест их для размещения. Как эта проблема решалась ранее и решалась ли она вообще?
— Проблемы с размещением решались, но, к сожалению, не в полном объеме и исключительно после обращения предпринимателей в местные органы власти. Однако, стоит отметить – если нужные места размещения и вносились в схему, то это был определенный успех. Наибольшего прогресса в этом деле, как ни странно, достигли большие города – Москва и Санкт-Петербург. А вот в городах со средней и малой численностью населения данный вопрос так и остается практически нерешенным. Точек для размещения по-прежнему мало, а внести новые, целевые места все так же сложно. Поэтому предпринимателям приходилось идти на хитрость и искать земли частной собственности, которые подходили бы для совершения их деятельности – в нашем случае, речь идет об общепите.
— Со старыми проблемами мы разобрались. Перейдем от ретроспективы к нашему времени и проведем краткий обзор нового распоряжения.
— Стоит пояснить, что данное Распоряжение было выпущено как раз-таки с учетом многократных обращений предпринимателей в органы государственной и муниципальной власти, а также с учетом сложившейся ситуации с распространением COVID-19, ведь именно сейчас малый и средний бизнес как никогда нуждается во всесторонней поддержке со стороны государства.
Новое распоряжение должно выступить серьезной содействующей мерой в вопросе получения целевых мест для размещения НТО и увеличения их количества. Если говорить простым языком – власть на местах должна прислушаться к предпринимателям, и размещать нестационарные торговые объекты в удобных для них местах, так как именно этот аспект является основным, когда речь идет о дальнейшем развитии малого торгового и производственного бизнеса.
-Какие перспективы для нестационарных торговых объектов открываются теперь?
— Как уже ясно из вышесказанного, в перспективе предпринимателем будет легче выстраивать диалог с властью, когда дело будет касаться размещения нестационарных торговых объектов на нужных местах.
Срок реализации нового распоряжения – 2 месяца. Распоряжение, как мы понимаем, носит рекомендательно-принудительный характер для органов власти, а значит, уже в скором времени власти предоставят отчет о принятых мерах по поддержанию бизнеса в указанной в Распоряжении части, а нам остается только наблюдать за развитием событий. В любом случае, мы являемся свидетелями зарождения положительной тенденции, и это не может не радовать.
Бизнес план нестационарного торгового объекта
Нестационарная торговля – одна из важных сфер бизнеса для микробизнеса, малого и даже среднего бизнеса. Сегодня во многом нестационарная торговля приравнена к крупному ритейлу – по налогам, по требованиям, по разрешительным мероприятиям. В ближайшее время планируется внести в законы поправки, которые, возможно, значительно упростят жизнь мелкого и микроритейла.
1. Нестационарная торговля сегодня
2. Нестационарная торговля: рекомендации Минпромторга
3. Меняется место – сохраняется бизнес
4. Нестационарная торговля: значение для экономики, законодательные проекты, что может измениться
Нестационарная торговля сегодня
Нестационарная торговля как сфера бизнеса сегодня большей частью представлена такими торговыми объектами, как ларьки, палатки, павильоны, киоски, автофургоны, автоцистерны (продажа молока) и т. д.
К нестационарной торговле также относится и разносная торговля – это когда продавец приносит товар туда, где покупатель находится: дома, на работе, в любом другом месте (не путать с доставкой).
Объект нестационарной торговли размещаются, главным образом, на специальных рынках. Сезонные, праздничные и другие ярмарки, то есть, временные места продаж – это тоже нестационарная торговля.
Читайте также: Эффективное управление ассортиментом магазина
Нестационарная торговля, как и любая другая контролируется и регулируется федеральным законом о государственном регулировании торговой деятельности (закон № 381 от 28.12.2009 года). В частности, в этом законе прописаны следующие нормы:
Читайте также: Как повысить лояльность покупателей: факторы успеха
Нестационарная торговля: рекомендации Минпромторга
В законе о регулировании торговли описаны общие моменты, которые касаются организации любой торговли, в том числе, нестационарной. Вместе с тем, есть множество нюансов, которые касаются организации и осуществления нестационарной торговли, но которые в законе не уточнены.
Минпромторг разработал свои рекомендации и разослал их во все регионы. В них ведомство конкретизирует всю нестационарную торговую деятельность и объясняет многие моменты для того, чтобы она была организована максимально эффективно для всех – для государства, для предпринимателей, для населения, а также для того, чтобы снять барьеры, препятствующие развитию малого предпринимательства в стране.
Читайте также: Как увеличить товарооборот в розничном магазине
Ключевые моменты методических рекомендаций Минпромторга следующие:
Читайте также: Как эффективно продавать сезонные товары
Меняется место, сохраняется бизнес
Это еще один пункт, точнее, принцип, указанный в методических рекомендациях Минпромторга РФ. «Меняется место – сохраняется бизнес» – это означает, что если городские или районные власти вдруг решают развивать территорию, где расположены нестационарные торговые объекты, и эти ларьки, палатки и т. д. придется убрать (снести), то власти должны предоставить бизнесу равноценные места в городе или районе для продолжения бизнеса.
Предпринимателю о том, что ему придется перенести свой объект, должны сообщить заранее, за 1 год и больше. И должны предложить подобрать место для переноса торгового объекта. Причем, местные власти должны предложить предпринимателю альтернативные участки, из которых он сам подберет для себя подходящее место, которое должно его устраивать. Это место должно быть такое же, как и предыдущее: такой же трафик людей, такие же удобства для покупателей и т. д.
Читайте также: Как правильно оформить витрины магазина одежды
Многие эксперты в области ритейла считают, что этот принцип «Меняется место – сохраняется бизнес» должен быть отражен не только в рекомендациях, но и закреплен законодательно. И сделать это нужно как минимум по двум причинам:
Хотя на самом деле, возможно, эти две вещи – закрепление и соблюдение указанного принципа и недавний снос киосков в Москве – отношения друг к другу не имеют, это разные вещи. Многие эксперты уверены в том, что ту ситуацию нельзя трактовать исключительно с точки зрения правоты какой-то одной стороны – московских властей или предпринимателей, чьи киоски снесли.
Читайте также: Как посчитать оборачиваемость товаров на складе и для чего это нужно
Нестационарная торговля: значение для экономики, законодательные проекты, что может измениться
Безусловно, развитие и поддержка малого и среднего бизнеса, в том числе торговли через нестационарные торговые объекты, являются одним из приоритетов для государства и различных общественных и иных организаций. В настоящее время есть несколько законопроектов, которые, если будут приняты, возможно, коснутся и предпринимателей в области ритейла.
Законопроекты следующие:
Эти же поправки предусматривают, что если предприниматель не нарушал этот договор либо еще какие-то установленные нормы и правила, касающиеся торговли, то он будет иметь право продлить этот договор на тот же срок без всяких условий (аукционы и пр.) автоматически, если захочет.
Читайте также: Как правильно и эффективно продвигать товар с помощью POS-материалов
По закону, в городах с численностью жителей более 1 миллиона человек сельскохозяйственные рынки, которые расположены под открытым небом, должны быть перенесены в крытые помещения – в торговые комплексы, крытые рынки и т. д. Этот перенос много раз передвигался – и на 2012 год, и на 2015, и на 2016 год. Очевидно, что торговать овощами и фруктами в крытых помещениях предпринимателям и фермерам будет дороже, чем сейчас под открытым небом. Поэтому сейчас планируют сроки этого переноса снова передвинуть – на 2020 год.
Многие специалисты и эксперты в области ритейла уверены, что, если все эти и другие законопроекты будут приняты, они не только в чем-то упростят жизнь предпринимателям, но и в целом сделают систему торговли и управления ею более прозрачной, понятной и отвечающей требованиям нормальной современной рыночной экономики.
Читайте также: Как продать неликвидный товар
Новости и аналитика
Разработанные Минпромторгом России требования к размещению нестационарных и мобильных торговых объектов необходимо существенно скорректировать
aleoks / Depositphotos.com |
Уже в феврале Госдума планирует рассмотреть подготовленный министерством законопроект, предусматривающий закрепление в Федеральном законе от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 381-ФЗ) общих требований к организации розничной торговли с использованием нестационарных торговых объектов и развозной торговли (далее – законопроект)1. Проектом предполагается, во-первых, уточнение терминологии в данной сфере, определение перечня видов нестационарных торговых объектов, законодательное закрепление таких понятий, как развозная торговля (розничная торговля с использованием мобильных торговых объектов), мобильный торговый объект (оборудованное для продажи товаров транспортное средство, в том числе автолавка, мототранспорт, велосипед и др.). Во-вторых, предлагается определенным образом унифицировать на федеральном уровне правила включения мест размещения нестационарных и мобильных торговых объектов – речь идет именно о длительном размещении уличных объектов – в соответствующую схему и основания исключения из нее, порядок заключения и расторжения договоров на размещение торговых объектов, предусмотреть гарантии для сохранения бизнеса при необходимости перемещения торговой точки в случае, когда место ее размещения требуется для государственных или муниципальных нужд и т. д.
Несмотря на то что и ОП РФ, и уполномоченные по защите прав предпринимателей, и представители бизнес-объединений, как показало состоявшееся вчера в палате нулевое чтение законопроекта, поддерживают идею о более четком и детальном регулировании малого торгового бизнеса (сейчас особенностям размещения нестационарных торговых объектах посвящена лишь одна статья – ст. 10 Закона № 381-ФЗ), тем более что развитие именно таких форматов торговли является очень перспективным для местных производителей и может повысить доступность – по цене и близости размещения торговых точек – качественной продукции для потребителей, ряд положений проекта, по их мнению, требует дополнительного обсуждения и доработки. К наиболее значимым можно отнести следующие.
Применяется ли ЕНВД в отношении розничной торговли с использованием нестационарных торговых объектов? Ответ – в Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Объем полномочий органов местного самоуправления. Утверждение на федеральном уровне определенных требований к размещению объектов нестационарной и мобильной торговли должно было, как отметили участники обсуждения, решить имеющуюся сейчас в ряде регионов проблему произвола со стороны органов местного самоуправления при утверждении и корректировке схемы размещения торговых объектов (далее – схема), который заключается, к примеру, в предоставлении преимуществ конкретным хозяйствующим субъектам и недопуске к данному сегменту рынка других, и принятия новых схем при смене муниципальных властей, что означает, по сути, отсутствие стабильности для работающих в данном населенном пункте предпринимателей. По статистическим данным, такие случаи – причина примерно трети обращений субъектов торговой деятельности к бизнес-омбудсменам. Однако предусмотренный законопроектом объем полномочий органов местного самоуправления может не улучшить, а, напротив, усугубить ситуацию. Так, не поддерживается экспертным сообществом положение о предоставлении муниципалитетам права на установление дополнительных оснований – помимо перечня, который предполагается закрепить в Законе № 381-ФЗ, – недопущения включения в схему мест размещения торговых объектов, что позволит им принимать соответствующие решения в отношении конкретных точек без надлежащей мотивировки. Вместо этого, как полагает представитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Владимир Меньшиков, можно было бы указать в федеральном законе, что муниципальными актами может запрещаться или ограничиваться размещение торговых объектов на определенных территориях, например в пределах объектов культурного наследия.
Предъявляемые к торговым объектам требования. Предусмотренная законопроектом возможность утверждения конкретных требований к внешнему виду, предельным габаритам и площади нестационарных торговых объектов у экспертов вопросов не вызывает. А вот закрепление необходимости их соответствия правилам землепользования и застройки, благоустройства территории, пожарной безопасности, экологическим нормативам – без какой-либо конкретизации – и принципиальной возможности сноса в ряде случаев по правилам, установленным для самовольных построек (ст. 222 Гражданского кодекса) фактически приравнивает нестационарные торговые объекты к объектам капитального строительства, что, по мнению участников обсуждения, недопустимо.
Пока нет единой позиции экспертного сообщества по поводу обязательного определения специализации нестационарных и мобильных торговых объектов. Согласно законопроекту она должна указываться в схемах и договорах на размещение и предполагает, что товары соответствующей группы составляют в ассортименте данной торговой точки не менее 80%. Если данное требование все же будет введено, хотя оно противоречит действующему правилу о самостоятельном выборе предпринимателем универсальной или специализированной торговли (п. 4 ч. 2 ст. 8 Закона № 381-ФЗ), необходимо хотя бы снизить минимальную долю специализированного товара до 50%, полагают эксперты.
Включение в схему торговых объектов вне зависимости от формы собственности на земельные участки, на которых они расположены. В настоящее время в схемы вносятся места размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и именно на них распространяется действующее регулирование (ч. 1 ст. 10 Закона № 381-ФЗ). Если такой объект устанавливается на частном земельном участке, и порядок размещения, и условия его использования определяются самим владельцем (ч. 7 указанной статьи). В законопроекте же указано, что схема будет определять места размещения абсолютно всех нестационарных и мобильных торговых объектов, в связи с чем предусматриваются отдельные требования к устанавливаемым на частных земельных участках киоскам, павильонам и т. п. По словам директора Департамента развития внутренней торговли, систематизации цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга России Никиты Кузнецова, в отсутствие такого регулирования сложно повлиять на внешний вид и параметры таких объектов, и это негативно отражается на восприятии архитектуры населенного пункта в целом. Однако, как подчеркнул консультант юридического отдела аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области Александр Голованов, требования как минимум к внешнему виду таких объектов можно установить в правилах благоустройства территории муниципального образования (на основании п. 2 ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), и муниципалитет вправе предусмотреть санкции за их несоблюдение. В принципе положение о порядке определения внешнего вида и габаритов находящихся на частных участках торговых объектов можно включить и в Закон № 381-ФЗ, но этим их регулирование должно ограничиться, так как установление более широкого перечня требований приведет к нарушению права частной собственности, уверены эксперты.
Реализация прав на размещение торговых объектов. Согласно законопроекту договор на размещение объекта будет заключаться по результатам торгов на срок от пяти до семи лет с возможностью однократного продления на такой же срок (уже без проведения торгов). По мнению представителей бизнес-объединений, такое ограничение неоправданно, продление должно быть многократным, поскольку только в этом случае предпринимателям будет выгодно вкладывать средства в реконструкцию объекта для нахождения наилучшего архитектурного решения и его переоборудование (утепление и т. п.).
Кроме того, эксперты выступают категорически против введения запрета на уступку прав по договору на размещение нестационарного или мобильного торгового объекта и на предоставление третьим лицам возможности использовать соответствующие объекты, поскольку возведенные павильоны являются частной собственностью заключившего договор лица, и оно вправе распоряжаться ею по своему усмотрению. Тем не менее для искоренения существующей практики получения права на размещение торгового объекта с целью последующей сдачи его в аренду по завышенной цене следует предусмотреть в законе конкретные случаи, когда такая переуступка возможна, подчеркнул советник Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Антон Свириденко.
Очень важная норма касается предоставления предпринимателю гарантии получения компенсационного места для размещения торгового объекта в случае, когда участок, на котором он расположен, резервируется для государственных или муниципальных нужд или в его отношении заключается договор об освоении территории и т. д. Но порядок реализации этой гарантии должным образом не определен, в связи с чем предлагается по крайней мере обязательно включать такие места в схему при ее утверждении (сейчас в законопроекте указано, что они предоставляются, только если предусмотрены схемой), причем в определенном процентном соотношении к общему количеству мест размещения.
Регулирование развозной торговли. Поскольку данный вид торговли имеет важнейшее значение для удаленных и труднодоступных местностей, его регулирование, по мнению участников обсуждения, должно быть максимально простым. Законопроектом же не просто предусматривается утверждение требований к оформлению мобильных торговых объектов, типу и категории используемых транспортных средств, но и необходимость получения свидетельства об осуществлении развозной торговли, то есть фактически разрешения на торговлю, что, надо полагать, точно не приведет к увеличению количества таких объектов. Тем не менее определенный учет ведущих такую торговлю предпринимателей необходим, в том числе для недопущения реализации некачественных или просроченных товаров, но максимально упрощенный, полагают эксперты. Один из вариантов – использование уведомительного порядка о начале осуществления деятельности.
***
Учитывая количество замечаний к законопроекту – а выше представлены лишь наиболее существенные (помимо них, обсуждения требуют терминологическая база, в частности понятие общедоступного места размещения, особенности применения предусмотренного проектом регулирования к ряду объектов общественного питания и объектов по оказанию бытовых услуг), можно с большой вероятностью предположить, что его ждет существенная переработка. Тем не менее эксперты сошлись во мнении о том, что дорабатывать проект лучше в рамках подготовки поправок ко второму чтению, поскольку при отложении рассмотрения проекта в первом чтении принятие закона снова может отодвинуться на неопределенный срок (аналогичный законопроект был разработан еще в марте 2015 года, но в ходе обсуждения его положений так и не была выработана единая позиция). А в случае оперативной корректировки проекта с учетом мнения всех заинтересованных сторон соответствующий закон, по оценке Минпромторга России, может быть принят уже в апреле текущего года.
1 С текстом внесенного Правительством РФ законопроекта № 601732-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и статью 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
Теги:
законопроекты,
инициативы,
МСБ,
поддержка предпринимательства,
торговля,
Госдума,
Минпромторг России,
ОП РФ,
Правительство РФ,
Уполномоченный по защите прав предпринимателей,
Александр Голованов,
Антон Свириденко,
Владимир Меньшиков,
Никита Кузнецов
Документы по теме:
Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
Нто что это в бизнесе
от 23 марта 2015 года N ЕВ-5999/08
Прошу организовать работу по оперативной реализации указанных мер, направленных на развитие данных форматоров торговли на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Приложение
к письму
от 23 марта 2015 года N ЕВ-5999/08
Методические рекомендации по совершенствованию правового регулирования нестационарной и развозной торговли на уровне субъектов Российской Федерации
Изменения подготовлены с учетом позиции общественных объединений предпринимателей, хозяйствующих субъектов, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, поступивших в Минпромторг России в процессе обсуждения информационного письма от 27 января 2014 года N ЕВ-820/08.
Необходимость данных изменений была также выявлена в рамках проведения прокурорского надзора (контроля). Данные изменения коррелируют с геополитикой, вырабатываемой Министерством экономического развития Российской Федерации, в сфере устранения существующих излишних барьеров в области ведения бизнеса.
Целью изменений является устранение пробелов в федеральном регулировании, которые, по общему мнению участников рынка, препятствуют развитию малого торгового бизнеса на цивилизованных, долгосрочных и прозрачных началах и создают почти неограниченные возможности для злоупотреблений в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
Основные положения предлагаемых изменений:
1. Уточнение терминологии и приведение ее в соответствие с современными требованиями рынка.
— разделение торговых объектов, не являющихся объектами недвижимости, и торговой деятельности вне капитальных магазинов, на:
Хозяйствующий субъект вправе изменить тип объекта (для павильонов и киосков) без изменения его площади и внешнего облика.
— мобильные торговые объекты:
2. Закрепление в законодательстве субъектов Российской Федерации всех вариантов юридического оформления размещения нестационарных торговых объектов и осуществления развозной торговли:
— в случае нового размещения павильонов более 100 кв.м или этажностью свыше одного этажа оформление договора аренды земельного участка обязательно;
— договор на размещение (эксплуатацию) нестационарного торгового объекта.
Данная форма допускается как альтернатива договору аренды земельного участка для киосков, павильонов, торговых автоматов, сезонных кафе, бахчевых развалов, елочных базаров и прочих объектов, являющихся сооружениями, не демонтируемыми и не вывозимыми с места по итогам торгового дня, а также для лотков сезонного и круглогодичного размещения (постоянно размещаемых на одном и том же месте).
Договор на размещение оформляется также в случаях, когда градостроительные нормы и нормы земельного законодательства не позволяют формирование земельного участка и предоставление его в аренду.
При оформлении договора на размещение объекта указывается конкретное место его размещения.
— уведомление об осуществлении развозной торговли с использованием мобильных торговых объектов (автомагазинов, автокафе, автолавок, автоцистерн и пр.).
В данном случае конкретное место (места) дислокации мобильных объектов не указывается.
3. Установление прозрачных правил и требований к формированию и изменению Схемы размещения НТО как инструмента развития малого торгового бизнеса в соотнесении с долгосрочными планами по развитию территорий городов и муниципальных образований:
— схема размещения применяется только для собственно НТО (см. п.1). Развозная и разносная торговля осуществляются не на основании Схемы размещения.
— Схема размещения носит бессрочный характер;
Следовательно, Схема должна формироваться в том числе исходя из удобства торгового процесса и предпринимательской деятельности. НТО, как и всякая другая торговля, должна тяготеть к общественным пространствам с соответствующим трафиком, а не находиться в стороне от покупателей.
— в Схему размещения подлежат включению все НТО, функционировавшие не менее одного года по состоянию на 1 января 2015 года на основании договоров аренды земельных участков, иных договоров, разрешений, решений и документов в соответствии с правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
Требования к размещению не могут быть сформулированы так, чтобы невозможно было получить место в исторически сложившихся (то есть удобных как для потребителей, так и для хозяйствующих субъектов) местах осуществления торговли в нормальном с точки зрения торгового процесса месте.
Наличие стационарных магазинов и иных торговых объектов не может являться препятствием для размещения НТО, если имеются соответствующие запросы хозяйствующих субъектов.
Утверждение Требований к размещению и внесение в них изменений не могут повлечь пересмотр мест размещения уже функционирующих НТО, установленных на законных основаниях.
— Схема размещения подлежит дополнению новыми местами:
— по инициативе хозяйствующих субъектов при наличии запросов от них на открытие новых торговых объектов или
— по инициативе органов местного самоуправления для развития экономики территорий, торгового предпринимательства и повышения обеспеченности территорий торговыми объектами, в том числе по результатам мониторинга состояния развития торговли.
— По инициативе физического или юридического лица, являющегося собственником, арендатором или пользователем земельного участка, на котором предполагается размещение торгового объекта.
Новые места при этом подбираются исходя из Требований к размещению НТО (см. выше).
— Внесение изменений в Схему размещения в части исключения мест размещения объектов не может повлечь за собой прекращение прав на размещение до предоставления компенсационного места и легальных оснований размещения на нем.
— размещение НТО на земельных участках, находящихся в собственности либо аренде физических или юридических лиц, допускается по договору с собственником (арендатором) земельного участка при условии соблюдения целевого назначения и разрешенного использования земельного участка и градостроительного законодательства (если назначение земельного участка допускает установку и эксплуатацию НТО).
Проект внешнего вида объекта подлежит согласованию с органами местного самоуправления.
Включение НТО в Схему размещения в данном случае осуществляется в уведомительном порядке.
— Не допускается невключение в Схему мест размещения НТО, предлагаемых хозяйствующими субъектами, а также исключение из Схемы существующих объектов по соображениям нецелесообразности их функционирования;
— Схема размещения, а также изменения и дополнения Схемы подлежат публичному обсуждению с участием жителей и предпринимательского сообщества.
— субъекты Российской Федерации утверждают четкие и исчерпывающие случаи, когда место размещения НТО требуется изъять для нужд развития территории (а не для нужд частных лиц), а также процедуры принятия подобных решений.
О принятии этих решений должно быть заблаговременно (не менее чем за 1 год) опубликовано и сообщено хозяйствующему субъекту с предложением подобрать компенсационные места в соответствии с Требованиями к размещению НТО (см. выше).
— субъекты Российской Федерации утверждают правила предоставления компенсационных мест. Компенсационные места хозяйствующие субъекты подбирают самостоятельно исходя из Требований к размещению НТО. Органы местного самоуправления обязаны также предложить хозяйствующему субъекту альтернативные варианты, равноценные по месту расположения, трафику, платы за размещение и прочим характеристикам.
— договоры и иные документы, оформленные на прежнее место размещения, должны быть переоформлены соответствующим органом власти на компенсационное место.
5. Внешний вид НТО. Субъектами Российской Федерации устанавливаются нормативные требования к внешнему облику НТО, включающие, при необходимости, чертежи, колористические паспорта и иную техническую документацию, необходимую для того, чтобы любой производитель соответствующих конструкций мог их изготовить.
— Указанные требования должны исходить из следующего:
i. удобства и функциональности осуществления торговой деятельности (удобства как для хозяйствующего субъекта, так и для потребителя);
ii. возможности использования типового серийного торгового оборудования, имеющегося на рынке, широко распространенных материалов;
iii. минимизации расходов хозяйствующего субъекта, простоты оформления;
iv. неприменения вновь утверждаемых требований к ранее согласованным объектам до истечения 10 лет;
v. возможности смены (модернизации) внешнего облика НТО не чаще чем один раз в 10 лет без замены конструктивных элементов (только модернизация внешнего оформления).
— Субъектами Российской Федерации предусматриваются правила контроля за соблюдением установленных требований к внешнему облику НТО.
6. Специализация НТО, объектов развозной торговли. Приоритетные (социально значимые) товарные специализации:
— нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления перечень социально значимых товарных специализаций может быть расширен исходя из специфики и потребностей соответствующих территорий;
— особую поддержку органов власти должны получить организации потребительской кооперации, хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность социально значимыми товарами, обслуживающие посредством мобильных торговых объектов на базе транспортных средств (автолавки, автомагазины) отдаленные, труднодоступные, малонаселенные сельские пункты;