Нпо что это в политике
КОМПАС
Пособиe по образованию в области прав человека с участием молодежи
Правозащитный активизм и роль НПО
«Каждый человек имеет право, индивидуально и совместно с другими, поощрять и стремиться защищать и осуществлять права человека и основные свободы на национальном и международном уровне».
Статья 1, Декларация ООН о правозащитниках
Что такое НПО?
Вставай, поднимайся, защищай свои права!
Боб Марли
Термин «неправительственный» или «некоммерческий», обычно используется для обозначения категории организаций, которые составляют часть гражданского общества. Такие организации, как правило, характеризуются тем, что целью их существования является не финансовая прибыль, а нечто другое. Однако это «нечто» может включать огромное множество целей и самые многообразные инициативы и действия. Круг неправительственных организаций включает как небольшие инициативные группы, возникающие, например, в связи с какими-то природоохранными проблемами или конкретными нарушениями прав человека, так и благотворительные организации в сфере образования, приюты для женщин, культурные ассоциации, религиозные организации, юридические фонды, программы гуманитарной помощи (этот список можно продолжить), и, наконец, огромные международные организации с сотнями отделений и тысячами членов в различных частях мира. В этом разделе мы кратко рассмотрим ту существенную роль, которую такие организации сыграли (и продолжают играть) в защите прав человека во всем мире. Практически на любом уровне, где предпринимаются попытки защитить достоинство отдельных граждан от посягательств государственной власти, НПО играют решающую роль:
Вклад НПО важен не только с точки зрения достигнутых результатов, и, соответственно, внушаемого ими оптимизма относительно защиты прав человека в нашем мире, но и потому, что НПО в самом прямом смысле представляют собой средство защиты, доступное как для отдельных людей, так и для групп лиц во всем мире. Они – как и многие другие организации – управляются и координируются частными лицами, но помимо этого их сила в немалой степени обусловлена добровольной поддержкой их дела другими членами общества. Этот факт придает им особую значимость в глазах тех людей, которые хотели бы внести свой вклад в улучшение ситуации с правами человека в мире.
Виды правозащитных НПО
На Всемирной конференции по правам человека 1993 года, известной как Венская конференция, присутствовали представители 841 неправительственной организации со всего мира, каждая из которых определила свою миссию как работа с правами человека. Хотя эта цифра сама по себе впечатляет, она представляет лишь малую толику от общего числа действующих в мире правозащитных НПО.
Большинство организаций, провозгласивших себя «правозащитными», как правило, занимаются защитой гражданских и политических прав. Наиболее известными из таких организаций, по крайней мере, на международной арене, являются «Международная Амнистия», «Хьюмэн Райтс Вотч» » (Human Rights Watch), «Международная федерация за права человека», «Хьюмэн Райтс Фёрст» (Human Rights First) и «Интерайтс» (InterRights). Однако, как мы уже видели, гражданские и политические права являются лишь одной из многих категорий различных прав человека, признанных международным сообществом. Более того, новые права продолжают возникать даже сегодня. Если мы примем все это во внимание и включим в этот список неправительственные организации, противостоящие бедности, насилию, расизму, проблемам здоровья, бездомности и охраны природы, не говоря о многих других, то истинное число неправительственных организаций, занятых защитой прав человека в той или иной форме, будет исчисляться во всем мире сотнями тысяч.
Знаете ли вы какую-либо НПО, борющуюся за права человека в вашей стране?
Как они воздействуют на процесс?
Господь дает нам руки, но сам Он за нас мосты не строит.
Неправительственные организации могут пытаться участвовать в защите прав человека на многих различных направлениях и уровнях, и в соответствии с характером их целей будут изменяться применяемые ими стратегии: они могут быть более общими или более конкретными, долгосрочными или краткосрочными, местного, общенационального или международного масштаба и т.д.
а. Непосредственная помощь
Общей отличительной чертой неправительственных организаций, действующих в сфере социальных и экономических прав, является оказание прямой помощи жертвам нарушений прав человека в той или иной форме. Это может быть гуманитарная помощь, защита или обучение новой профессии. Если право защищено законом, это может быть юридическая помощь или консультации по вопросам подачи иска. Однако во многих случаях прямая помощь пострадавшему от нарушения прав человека либо не представляется возможной, либо является не лучшим способом использовать ресурсы правозащитной организации. В таких случаях, а их, повидимому, большинство, НПО должны работать на перспективу и изыскивать другие пути, чтобы либо исправить ситуацию с нарушением прав, либо предотвратить появление подобных ситуаций в будущем.
б. Сбор достоверной информации
в. Проведение кампаний и лоббирование
Забавно переписываться с главам авторитарных или репрессивных режимов. Диктатор ― твой друг по переписке, и ты его этими своими письмами достаешь.
Стинг
Международные организации часто организуют агитационные и пропагандистские кампании, чтобы вызвать изменения в политике. И вновь мы видим многообразие форм, из которых НПО стремятся выбрать наиболее подходящие, в зависимости от поставленной цели, характера «объекта» и, конечно, от имеющихся ресурсов. Ниже приведены некоторые распространенные методы воздействия.
В дополнение к демонстрациям поддержки или общественного возмущения, НПО также могут проводить неофициальные встречи или брифинги для должностных лиц. Иногда простой угрозы сделать что-либо достоянием гласности бывает достаточно, чтобы добиться изменений в политике или практике, как показано в приведенной ниже истории. Если когда-то для этого использовались кассеты, плакаты или факс, теперь для этого служат кампании электронных рассылок и подачи петиций, Интернет-сайты, блоги и социальные сети.
Вообще, чем шире поддержка со стороны общественности или каких-то других влиятельных институтов (например, другого правительства), тем больше вероятность, что кампания достигнет своих целей. Даже если НПО не всегда прибегают к такой поддержке напрямую, указания на возможность мобилизации против правительства широкого народного движения бывает достаточно, чтобы к их голосу прислушались.
Проводились ли в вашей стране какие-нибудь заметные кампании общественности? Каков был результат?
г. Образование в области прав человека и повышение осведомленности
«Задача образования в области прав человека – призвать к участию, доступности и открытости».
Форум «Учиться, жить и бороться за права человека», 2009 г.
Многие правозащитные НПО занимаются, по крайней мере, в качестве одного из направлений своей деятельности, информированием общественности или образовательной работой. Понимая, что основу их поддержки составляет широкая общественность, НПО стараются донести до отдельных людей как можно больше информации о проблемах, связанных с правами человека. Чем лучше люди осведомлены об этих проблемах и о методах защиты прав человека, тем больше вероятность их соблюдения, что, в свою очередь, дает больше возможностей мобилизовать поддержку в случае конкретных нарушений прав человека. Именно эта поддержка, реальная или потенциальная, лежит в основе успехов НПО в деле оздоровления правовой среды.
Примеры успешного активизма
Центр по жилищным правам и выселениям
Эта правозащитная организация была создана в 1994 году, и ее работа направлена на защиту жилищных прав и предотвращение принудительных выселений во всем мире. Центр руководствуется международными правовыми документами, при этом понимая, что «жилье» ‒ это нечто большее, чем крыша над головой. Центр подчеркивает, что «примерно половина населения земли не имеет достойного жилья, хотя это право гарантировано в международных документах по правам человека». В своей работе по защите прав на достойное жилье Центр и его партнеры во всем мире занимаются анализом, пропагандой, просвещением и подготовкой кадров для работы в суде по таким вопросам, как:
В ноябре 2010 года, в одном из своих недавних знаковых решений, изложенном в документе «Центр по жилищным правам и выселениям против Италии», Комитет по социальным правам Совета Европы (контролирующий пересмотренную Европейскую социальную хартию) констатировал, что Италия нарушила права ее населения в лице этнической группы цыган-рома, разрушая их лагеря и изгоняя их из страны. Массовые высылки из страны представителей этнической группы цыган-рома, являющихся гражданами других государств Евросоюза, но не Италии, существенно увеличились после 2008 года. Были выявлены следующие нарушения: дискриминация и нарушение прав цыган-рома на достойное жилье, на социальную, правовую и экономическую защиту, защиту от бедности и социального изгнания, а также нарушено право кочующих семей рома на защиту и помощь. Италия также подверглась критике за проведение политики, из-за которой цыгане-рома подвергаются сегрегации и проживают в крайне неудовлетворительных жилищных условиях.
Статья 31 – Право на жилище
С целью обеспечения эффективного осуществления права на жилище, Стороны обязуются принимать меры, направленные на: 1. содействие доступу к жилью адекватного уровня 2. предотвращение и снижение уровня бездомности с целью ее постепенной ликвидации 3. обеспечение доступной цены на жилье для малоимущих людей. Европейская социальная хартия (пересмотренная), 1996 г.]
Забота об экологии в Швейцарии
«Токсичное наследие химической промышленности не должно лечь бременем на плечи будущих поколений».
Стефан Вебер, активист Гринпис
С 1961 г. по 1976 г. несколько крупных химических заводов сбросили более 114000 тонн токсичных отходов химического производства в бывший глиняный карьер в Бонфоле, неподалеку от Базеля (Швейцария). Сегодня сбрасывать отходы было бы противозаконно, но в 1961 году, когда началось заполнение карьера, закон подобных свалок не запрещал. Токсичные отбросы там и остались, продолжая отравлять местность и окружающую среду смесью органических и неорганических загрязнителей. 14 мая 2000 года около 100 активистов организации «Гринпис» заняли территорию химической свалки в Бонфоле и потребовали, чтобы химические компании, которые сбрасывали туда токсичные отходы, взяли на себя всю ответственность за ее очистку. Активисты заявили, что они будут оставаться на территории свалки до тех пор, пока химические компании не обязуются очистить так, чтобы она больше не представляла опасности ни для здоровья людей, ни для окружающей среды.
См. cтраницу «Гринпис» в Интернете:
Захват территории свалки вынудил химические предприятия пойти на встречу с представителями местных общин и «Гринпис», и, в результате, они, наконец, подписали соглашение, по которому подготовка технико-экономического обоснование очистки должно быть завершено к февралю 2001 года, и в этом же году должны начаться очистные работы. Предприятия также согласились на участие местных общин и экологических организаций в процессе очистки и обязались информировать местные органы власти о степени загрязнения грунтовых вод и питьевой воды в результате сброса отходов. 7 июля 2001 г. «Гринпис» прекратил свою акцию на территории свалки.
Противодействие дискриминации – Европейский центр по правам цыган-рома
Центр стремится к тому, чтобы проблемы, связанные с правами человека в отношении общин рома, были четко представлены в политической повестке дня в Европе и за ее пределами. Проводя тщательные исследования, Центр предоставляет подробную текущую информацию о состоянии прав человека в отношении цыган-рома, в частности, о насилии, с которым они сталкиваются, о структурных формах дискриминации по отношению к ним, и об отказе в доступе к экономическим и социальным правам. Центр стремится улучшить ситуацию с правами человека в отношении общин рома, повышая информированность, разрабатывая свои политические подходы и стратегию судебных процессов. Проведенные кампании выявили случаи проявления насилия и ненависти по отношению к представителям этнической группы цыган-рома, сегрегации в области образования, принудительного выселения и стерилизации. Работа Центра в образовании в области прав человека направлена, прежде всего, на расширение прав активистов рома в их борьбе за национальное равенство. Для этого организуются стажировки, предоставляются стипендии на научно-исследовательскую работу, организуются семинары и публикуются учебные пособия, такие как «Знать свои права и бороться за них: Руководство для активистов движения за права цыган-рома».
«Исследования, проведенные ЕЦПР в Болгарии, Венгрии, Чешской Республике и Румынии в начале 2010 года при содействии полиции, НПО и служб по борьбе с торговлей людьми, показали, что на долю цыган-рома приходится 50-80% жертв [торговли людьми] в Болгарии, 40-80% в Венгрии, 70% в Словакии и до 70% в некоторых районах Чешской Республики». Информационный бюллетень по правам цыган-рома, ЕУПР.
Алмазные войны
Пандусы для инвалидных колясок в Тузле
С полной убежденностью заявляю, что во всей Боснии и Герцеговине Тузла является самым удобным городом для людей в инвалидных колясках.
Участник кампании, Тузла
В 1996 году занимающаяся проблемами инвалидов неправительственная организация в Тузле (Босния и Герцеговина) решила провести кампанию по информированию общественности о транспортных проблемах, с котормыи сталкиваются люди с инвалидностью. Эта организация под названием «Лотос» поставила целью привлечь внимание людей к этим проблемам и наметила конкретные задачи, включая создание специальных стоянок для инвалидных колясок, облегченный доступ в общественный транспорт, удобный въезд на тротуары и на дороги. Мероприятия проводились в течение недели, как раз накануне избирательной кампании. В результате осведомленность общественности повысилась, а все тротуары в Тузле были оснащены пандусами для инвалидных колясок!
Не государственная организация
Обычно этот термин предназначен для некоммерческих юридических лиц, финансируемых за счет частных средств. Основными критериями определения НПО являются:
В случае международных организаций мы также говорим о Международной ассоциации солидарности (ASI) или международных неправительственных организациях. Во Франции в секторе ИБП занято около 51 000 человек, эквивалентных полной занятости, 71% из которых являются сотрудниками.
Резюме
История
История международных неправительственных организаций восходит как минимум к 1839 году.
Институт международного права был создан в 1873 году в Генте и получил Нобелевскую премию мира в 1904 году; Межпарламентский союз был создан в 1889 году; Международное бюро мира ( Нобелевская премия мира в 1910 году) было создано в Берне в 1892 году.
Определение «международных НПО» (МНПО) впервые дается в резолюции 288 (X) ЭКОСОС по 27 февраля 1950 г. : он определяется как «любая международная организация, не учрежденная международным договором».
В зависимости от контекста на местах другие органы Организации Объединенных Наций также могут координировать различные действия и аккредитовать НПО: Управление по координации гуманитарных вопросов ( УКГВ ), Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ ООН), ВОЗ, ФАО.
Определенные отклонения ослабляют признание статуса и действий НПО, усложняя их работу на местах. Действительно, некоторые правительства, особенно в Соединенных Штатах, использовали НПО в качестве «подставных компаний». Для бывшего чиновника Госдепартамента Уильяма Блюма «неправительственные организации являются частью имиджа и мифа (…) они помогают поддерживать уровень доверия за рубежом, которого не может достичь официальное агентство». С 1980-х годов ЦРУ делегировало свою пропагандистскую деятельность неправительственным организациям.
Различные НПО и сферы их деятельности
У НПО есть разные сферы деятельности, что позволяет классифицировать их как минимум по двум широким категориям:
Сами гуманитарные НПО можно разделить на два основных направления:
Отношения между НПО и другими учреждениями
Вознагражденные действия
Однако деятельность НПО в целом остается благоприятной для населения, которому они адресованы.
В 1974 году президент Amnesty International получил Нобелевскую премию мира. В 1977 году сама организация получила эту Нобелевскую премию.
Профессионализация НПО
С конца 1990-х годов мы наблюдаем рост влияния НПО: освещение в СМИ потребностей, обращение за гуманитарной помощью после вооруженных операций и т. Д.
У НПО появляется все больше и больше технических навыков, которые делают их заслуживающими доверия и позволяют с ними консультироваться и выслушивать во время крупных международных встреч.
С 2000-х годов крупные частные компании подписали партнерские отношения с НПО, чтобы получить более глобальное видение глобализированной среды и получить навыки, которые помогут им лучше понимать ожидания потребителей и рынков. Это более заметно в британском и японском мире.
НПО нужно реагировать даже более профессионально, чем раньше. Некоторые французские организации приблизились к английской системе (наемная работа, тогда как до этого волонтерство было правилом) и обращаются к кандидатам, обладающим профессиональными знаниями в различных сферах. Стало настоятельно необходимо, по крайней мере для средних и крупных НПО, представить свой профессиональный опыт перед подачей заявки.
Однако, принимая во внимание текущие события и определенные сомнения в отношении официальных и / или неофициальных связей между НПО, Всемирным банком и МВФ, существуют также специализированные учебные курсы по наблюдению за НПО, такие как курс, предлагаемый на Bac + 3. «ESCA-INFORS de Montpellier» ( НПО: Аудит и управленческий контроль ).
Оценка НПО
Во Франции есть этикетка IDEAS, выпущенная комитетом по этикеткам, независимым от ассоциации IDEAS. Этот ярлык свидетельствует о хорошем уровне соответствия организации Руководству по надлежащей практике, которое охватывает три области: руководство, финансовое управление и эффективность деятельности. Цель состоит в том, чтобы оптимизировать передовой опыт.
Международный день
Антагонистические отношения и возможные дрейфы
Отношения между бизнесом, правительством и НПО часто бывают сложными, антагонистическими и могут создавать зависимость НПО от государств-доноров. Действительно, НПО развития реализуют проекты после объявления тендеров от доноров. Конкуренция «неправительственных» организаций друг с другом может снизить их роль в исполнении решений государства.
Учитывая множество НПО, можно выразить сожаление по поводу злоупотреблений как в странах их происхождения, так и в странах их вмешательства. Критика может относиться к присвоению ограниченных ресурсов, таких как вода или энергия, для нужд надлежащего функционирования организации. Эта критика аналогична критике классической частной компании, базирующейся в стране третьего мира.
Политолог Фредерик Томас отмечает, что чем больше оглашается бедствие, тем больше оно привлекает гуманитарные организации. Однако «в январе 2006 года исследование обработки информации примерно шестьюдесятью газетами и еженедельниками в девяти западных странах пришло к выводу, что нет никакой связи между масштабом катастрофы и ее освещением в СМИ, причем последнее связано с экономическими и стратегическими соображения северных штатов. Таким образом, влияние цунами 2004 года в Индийском океане на индустрию туризма заняло непропорционально большое место в средствах массовой информации ».
Зарубежные НПО — механизм влияния на внутреннюю политику в СНГ. Журнал «Обозреватель», № 3, 2013 г.
ГЕВОРК МИНАСЯН
АРАМ ВОСКАНЯН
Беспрецедентное развитие общественной дипломатии в мировой политике, деятельность гражданских институтов и расширение инструментального арсенала НПО являются актуальными темами обсуждений в академических и политических кругах России и стран ближнего зарубежья.
На протяжении последних девяти лет в рамках ежегодных встреч Министра Иностранных дел РФ с представителями неправительственных организаций страны обсуждаются вопросы роли НПО в деле развития коммуникационных платформ, способствующих интеграционным процессам как внутри страны, так и на постсоветском и международном уровнях. Неоспоримо, что НПО имеют существенное влияние на формирование Евразийской общественно-гражданской среды. Вместе с тем деятельность многих локальных и международных неправительственных организаций на территории СНГ вызывает глубокую озабоченность и представляет угрозу для национальной и региональной безопасности.
Ключевые слова: международные НПО, гражданское общество, информационно-коммуникационная среда, постсоветское пространство, «цветные революции», механизмы противостояния, информационное противоборство
Роль международных НПО во внешней политике
Множество неполитических НПО действительно являются институтами гражданского общества, структурами самоорганизации граждан в разных сферах жизнедеятельности. Вместе с тем определенная часть НПО претендует на роль судей в вопросах мировоззрения всего общества и государственной политики. Так, в научной литературе функционирует термин «псевдо-НПО» для обозначения подобных организаций, деятельность которых выходит за рамки общественно-социальной жизни: последние часто становятся инструментами как внутриполитической, так и внешнеполитической деятельности отдельных политических сил и стран[2].
Современный этап институционального развития НПО как гражданского института берет начало со второй половины 40-х годов 20-го века, когда важность деятельности НПО в качестве функционального института в общественно-социальной жизни, обеспечивающего двустороннюю коммуникацию между государством и гражданами, была признана Организацией Объеденных Наций. Статья 71 Устава ООН устанавливает, что Экономический и Социальный Совет Организации уполномочивается проводить надлежащие мероприятия для консультации с неправительственными организациями, заинтересованными в вопросах, входящих в его компетенцию[3].
В дальнейшем в силу установленного биполярного мироустройства общественные организации (независимо от юридического статуса) рассматривались многими западными странами в качестве инструментов стратегии доминирования над общественными настроениями. НПО стали также использоваться в разведывательной деятельности. Так, в середине XX века ЦРУ тайно осуществляла деятельность по созданию ячеек политических партий и организаций. В дальнейшем было принято решение, что отмеченная деятельность США будет прозрачной и публичной. Косвенным подтверждением тому являются слова первого президента Национального демократического фонда А. Вайнштейна в отношении тактики проникновения НАТО в зоны евроатлантического интереса: «Многое из того, что мы открыто делаем сейчас, 25 лет назад скрыто делало ЦРУ»[4]. На официальном уровне Вашингтон всегда открещивается от деятельности НПО за рубежом.
Очевидно, что на рубеже 90-х годов НПО не только прошли процесс институционального развития в качестве гражданского института, но и приобрели статус «агентуры глобализации» в формировании «пятой колонны» во многих странах мира.
За последние двадцать лет в силу глобализационных процессов в экономической и политической сферах, с расширением функционального инструментария частного сектора, а также с установлением многополярного миропорядка и развитием транснациональных отношений, концепции «гражданской власти» и «нелинейной коммуникации» стали основополагающими в военно-политических процессах современности. При этом следует напомнить, что характерной особенностью политического мироустройства ХХI в. является глобальное информационное противоборство. Геополитическое положение государства на международной арене, степень его влияния на мировые события зависят уже не только от экономической и военной мощи. Всё большее значение приобретает информационный фактор: возможность эффективно воздействовать на интеллектуальный потенциал других стран, распространять и внедрять в общественное сознание населения определенные духовные и идейные ценности, трансформировать и подрывать традиционные устои наций и народов.
Многие западные эксперты, представляющие интересы транснациональных корпораций, считают НПО основными двигателями глобализации. В зарубежной научной литературе часто отмечается вклад НПО в обеспечение общедоступности Интернета. С 1993 года некоторые НПО получили широкий доступ в Интернет и стали пионерами по разработке веб-сайтов. В новой коммуникационной среде роль гражданских институтов беспрецедентно возросла: в лице международных негосударственных организаций и транснациональных объединений мир заговорил о новых политических акторах. Экстерриториальность коммуникации стала основополагающим фактором и предопределила деятельность негосударственных организаций, якобы действующих независимо[6]. Последние получили широкие функции политического участия, результатом чего и стали многочисленные исследования по проблемам потери суверенности государства и разделения властных ресурсов между гражданскими сообществами и группами.
Таким образом, с точки зрения политической, деятельность современных НПО осуществляется в трех основных направлениях: пропаганда и защита интересов, лоббирование и установление повестки дня.
Данные виды деятельности осуществляют непосредственное влияние на внутреннюю политику. В частности, пропаганда «демократических ценностей» осуществляется через различные сети по защите интересов различных групп. Международные НПО работают в следующих направлениях: 1. информационная политика, в рамках которой происходит процесс обмена информации, а также интерпретация вопросов, представляющих интерес; 2. символическая политика, что предусматривает широкое использование символов для повышения осведомленности общества по конкретным вопросам; 3. левередж (действие рычагов) или усиление рычагов для получения морального или материального преимущества над властными структурами (государство и международные организации); и 4. политика подотчетности, что является важным моментом в «напоминании» государственным органам об имплементации норм, которые были официально приняты[7]. Данные виды деятельности часто осуществляются неправительственными организациями на гранты зарубежных агентств, которые преследуют цели дестабилизации общественного порядка и фрагментации общества.
Основные направления деятельности и механизмы влияния
Если в ретроспективе НПО были детьми войны, т.е. создавались после окончания или во время военных действий с конкретной гуманитарной миссией (например, «Save the Children» после Первой мировой войны, «Oxfam» – во время Второй мировой), то в наши дни создание локальных НПО или открытие представительств международных неправительственных организаций осуществляется с целью информационного противостояния на основе стратегии «мягкой силы». За последние десятилетия накопилось немало доказательств вовлеченности НПО в разжигание массовых волнений и свержение «неугодных режимов» в разных странах мира. Так, «цветные революции» на постсоветском пространстве происходили по отработанным еще в период холодной войны сценариям. Под псевдо-гуманитарными предлогами, при участии щедро профинансированных правительствами и разведками (спецслужбами) НПО, осуществлялась задача по манипулированию итогами местных выборов, водворению марионеточного прозападного и, прежде всего, антироссийского правительства.
Описывая историю путча 2004 года в Украине, американский исследователь С. Чолиа резюмирует, что никакие из описанных махинаций не имели бы значения без оспоренного результата выборов, без собрания людей на улицах и инжиниринга демократии через гражданское неповиновение. Вот здесь-то Национальный демократический фонд и семейство международных неправительственных организаций оказались более всего нужны.
На начальном этапе в стране, где предполагается смена власти, под благовидным предлогом (например, «демократизация» общества) разворачивается деятельность ряда координирующих неправительственных (сетевых) структур, каждая из которых действует по строго определенному направлению.
Можно выделить основные направления деятельности НПО:
В результате деятельности международных НПО создается целая система приемов и технологий, направленных на оказание выгодного влияния на внутриполитическую ситуацию в стране и обеспечение смены режима:
В этой схеме «цветных революций» самую важную роль играет сам факт международного финансирования таких переворотов. Создается разветвленная коррупционная сеть, включающая в свою орбиту бизнесменов, заинтересованных лиц из западных диаспор, правительственных чиновников и силовиков, щедро проспонсированный «альтернативный» журналистский корпус и молодежь.
Следует выделить в отдельное направление деятельность сетевых структур по прививанию молодежи «демократических ценностей». Используется открытый механизм проведения семинаров, тренингов, лекций, занятий, программы обмена студентами. Лекторами и преподавателями могут выступать как представители НПО, так и штатные преподаватели местных вузов. Разовая оплата через неправительственные фонды зачастую значительно превышает месячный заработок. Преподаватель имеет возможность получить западный грант в том случае, если ему удается обеспечить продолжительную программу. Если преподавателю удалось расширить свою целевую аудиторию, привлекая новых слушателей и участников, программа получает новое финансирование, пролонгируется и разбивается на несколько этапов. Одна из скрытых задач таких занятий заключается в выявлении неформальных лидеров (opinion leaders), которых в случае необходимости можно использовать в массовых акциях.
Из неформальных лидеров формируются пирамиды сетевого маркетинга. Студент-лидер, создавший свою группу в количестве десяти человек и возглавивший ее, получает вознаграждение. Высший доход получает тот, кто становится во главе тысячи человек.
В качестве примера успешной деятельности сетевой структуры можно привести работу НПО «Freedom House» (FH) по организации «цветной революции» в Украине в 2004 году.
С ноября 2003 года FH финансировал поездку лидеров сербского движения «Отпор» по Украине. Они посетили с лекциями, посвященными проблеме ненасильственного сопротивления, пять крупнейших украинских городов, включая Донецк и Одессу. FH подготовил более 1 000 инструкторов по выборам, которые контролировали избирательный процесс на Украине. Сотрудник FH А. Каратницкий участвовал в организации лагерей для украинских активистов, где сербы из организации «Отпор» обучали украинскую молодежь ненасильственным методам сопротивления власти. Так, 1 августа 2004 года в летнем кемпинге Евпатории был организован недельный слет 320 молодых украинцев. Кстати, в России FH в настоящее время наиболее активно работает на Северном Кавказе. Там функционирует «Американский комитет за мир на Кавказе» («American Committee for Peace in the Caucasus»), созданный фондом «Freedom House». Деятельность его разворачивается в национальных республиках: Чечне, Ингушетии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгее.
На постсоветском пространстве почти везде существуют разного рода представительства и офисы так называемого Международного республиканского института США. Чем занимаются члены указанного института, стало ясно 19 мая 2005 года, когда президент США Дж. Буш поблагодарил своих сограждан за огромный вклад в продвижение свободы в зарубежных странах: «Свобода демонстрирует беспрецедентный прогресс по всему земному шару, мы стали свидетелями революций «роз», «оранжевой», «пурпура», «тюльпана» и «кедра», и это только начало. По всему Кавказу и Средней Азии растут ожидания в связи с перспективами перемен, и эти перемены наступят»[10].
Международные НПО в новой коммуникационной среде
За Интернет пользователями соцсетей в этих странах стояли разные международные НПО. Многие из онлайн активистов этих событий были участниками тренингов и семинаров по пропагандированию в соцсетях (организаторами в большинстве случаев являлись международные НПО).
В новой коммуникационной среде основными инструментами сетевой деятельности НПО становится тактика комментирования распространенной информации, защелкивание/кликанья, отправки рассылок по электронной почте, создание онлайн сообществ, разделяющих общие взгляды, блогинг, мессиджинг и другие инструменты новой медиа среды, которые, по мнению техно-популистов (Кэвин Келли, Клэй Ширки, Дуглас Рашкоф), создают механизмы широкого «гражданского участия» в политических процессах.
Мы уже не говорим про многочисленные гражданские инициативы в сфере альтернативных медиа. Примерами являются MoveOn (http//: pol.moveon.org) онлайн проект в США с более 5 миллионами членов и сайт Avaaz.org (www.avaaz.org), который работает на 13 языках, в том числе и на русском. Особую озабоченность также вызывают «think-thank» организации («мозговые тресты»), которые часто становятся новыми проектами отдельных политических сил или создаются на основе смещения нескольких НПО. Несомненно, сегодня мы являемся свидетелями политизации крупных «мозговых трестов».
В целом получается так, что НПО и их онлайн деятельность являются не столько факторами развития демократии и поддержки демократических институтов, сколько факторами дестабилизации политической обстановки. Негосударственные гражданские институты в целом сегодня стали инструментами глобальной перестройки, и своей деятельностью они подотчетны своим донорам, а не гражданам. Доказательство тому – новая концепция «Гражданского Общества 2.0» (Civil Society 2.0) во внешнеполитической доктрине США. Как сообщает Госдеп США, основной целью концепции является развитие технологического потенциала общественных организаций и гражданских инициатив с целью более эффективной деятельности и реализации поставленных задач. Более того, в декабре 2010 года Госдеп США опубликовал обзор о развитии дипломатической деятельности на следующие 4 года[14]. В частности, как сформировали авторы обзора, речь идет о развитии гражданской власти с помощью внешнеполитических государственных органов страны, что предусматривает установление «тесного сотрудничества» между американскими дипломатами и гражданскими организациями в стране пребывания.
С тех пор ситуация только усугубилась. Не случайно в 2005 г. на заседании Европейской комиссии по финансированию терроризма прозвучало мнение о том, что террористические группы могут эффективно использовать потенциал НПО в качестве прикрытия для получения доходов. Здесь общественность вплотную сталкивается с диверсифицированными рисками. Во-первых, группы террористов получают хорошо закамуфлированные поступления, при этом получение доказательственной базы и судебная перспектива соответствующих дел затруднены. Во-вторых, и это не менее важно, дискредитируется сама идея работы НПО в рамках гражданского общества.
О поддержке отдельными НПО террористических организаций и даже причастности к вербовке террористов делали заявления спецслужбы ряда государств, входящих в СНГ. В опубликованном в 2002 году в России списке «Иностранные наемники, убитые в Чечне» немало лиц, проникших на территорию России под прикрытием исламских благотворительных фондов.
В государствах СНГ проблема имеет свои особенности. Здесь НПО стали чрезвычайно политизированы, что во многом предопределено «проблемами роста». Однако, такая политизация имеет и очевидные негативные издержки. Во-первых, формируется искаженная «повестка дня». Во-вторых, НПО подвергаются искушению стать более активными игроками на политическом поле, в ряде случаев – выходя за рамки закона. Есть риски использования НПО третьими политическими силами[15].
Основные выводы
В целом, анализируя деятельность международных правительственных и неправительственных организаций в странах СНГ в связи с подготовкой и проведением президентских и парламентских выборов, приходится признать следующее:
Механизм оказания влияния на внутриполитическую ситуацию в стране вплоть до свержения правительств путем «цветных революций», «Интернет восстаний», осуществляемых в ходе выборов, представляет собой угрозу для любого режима, даже того, который был установлен в результате этих революций. Продолжающаяся деятельность НПО, наличие разветвленных политических сетей, поддерживаемых в «рабочем состоянии», дальнейшее корректируемое из соображений целесообразности финансирование различного рода проектов, программ и кампаний делают фактически любое правительство заложником внешнего фактора. Как только оно перестает отвечать интересам мировых лидеров, велика вероятность того, что те же самые способы, с помощью которых новое руководство пришло к власти, могут быть использованы и для его свержения.
Чрезвычайно интересную модель работы с НПО предложила Саудовская Аравия. В этом государстве введена система своеобразных финансовых «фильтров», призванных отделить законное использование средств обязательной милостыни в пользу бедных (закята) от незаконного. Меры включают:
Одновременно была выдвинута идея ввести правила расходования средств от заката, использование которых предлагается ограничить целями финансирования исключительно конкретных гуманитарных, образовательных и социально-экономических проектов с соответствующим уровнем официальной банковской отчетности. Эксперты отмечают, что действия правительственной Комиссии по надзору за благотворительными организациями и НПО позволили ликвидировать филиалы Фонда «Аль-Харамейн» в Боснии, Сомали, Пакистане, Афганистане, Эфиопии, Нидерландах, ряде других государств. В июле 2004 г. была распущена и головная организация этого фонда в самой Саудовской Аравии. Для координации частной исламской благотворительности, в том числе за пределами страны, было решено создать единую неправительственную организацию, которой, однако, предписывалось действовать в тесном контакте с властями[18].
Вышеизложенные факторы приводят к неизбежному выводу: с целью противостояния подобным механизмам необходима разработка действенных мер по противодействию дестабилизирующей деятельности международных НПО, что предполагает вовлечение всех звеньев государственной и общественной архитектуры. В данном контексте главным моментом является переосмысление всего процесса развития подлинной гражданской среды, что и должно стать важнейшей составляющей политики. Динамично развивающаяся коммуникационная среда в силу своей открытости должна быть направлена на вытеснение деструктивных НПО (методами оценки и повышением конкурентоспособности) и созданию так называемых «фильтров» в гражданском обществе. Соответственно, является основополагающим предоставление правовых, экономических и других условий для развития гражданского института, гражданской идентификации, как на национальном, так и на региональном уровне.
Разработка превентивных методов предусматривает совместную работу государственных органов и институтов гражданского общества. Общественные и академические институты имеют достаточный потенциал для того, чтобы занять более активную позицию в создании научно-технологической базы. Со своей стороны органы государственной власти должны перейти на новые рельсы коммуницирования с обществом. Многосторонняя и многоуровневая коммуникационная деятельность является ключевой в данной обстановке, что предполагает внутрисистемную модернизацию и распределение властных ресурсов между локальными гражданскими институтами. Модель «коллаборативного управления» представляет широкие возможности для применения такого подхода. Немаловажно и создание/развитие специализированных структур во внешнеполитических ведомствах стран региона и их тесное сотрудничество.
Другими мерами также могут стать пересмотр государственного финансирования неправительственных организаций, правовое регулирование в свете расширения инструментального арсенала НПО в новой инфокоммуникационной среде, установление тематических платформ для сотрудничества и т.д. Важно отметить, что последние не относятся к установлению ограничений над деятельностью неправительственных организаций, а подразумевают совместную координацию и более четкое очертание сфер деятельности.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Общепринятого определения НПО до сих пор не существует. ООН определяет НПО как организации, которые не были образованы на основе межправительственных соглашений. Согласно дефиниции Департамента общественной информации ООН, «неправительственной организацией (НПО) является любой добровольный некоммерческий союз граждан (non-for-profit, voluntary group), организованный на местном, государственном или международном уровне. Ориентированные на достижение конкретных результатов и руководимые людьми, объединенными общими интересами, неправительственные организации решают самые разнообразные задачи и выполняют множество гуманитарных функций». См., например: Ahmed, Shamima Potter, David /“NGOs in International Politics”, Kumarian Press, Sterling, VA, USA, 2006, P. 8).
[2] John Baylis, Steve Smith, Patricia Owens, “The Globalization of Wordl Politics”, Oxford University Press Inc., New York, 2011, P. 328-331.
[3] United Nations Charter, Chapter 10: The Economic and Social Council, Article 61-72. URL: http://www.un-documents.net/ch-10.htm
[4] Крикунов А., Горепекин В. // «Неправительственные организации, как инструмент «цветных революций» на постсоветском пространстве», 2012. URL: http://www.truenet.info/novosti/dobrye-sovety-ot-freedom-house.html
[6] John Gerard Ruggie, “Territoriality and Beyond: Problematizing Modernity in International Relations”//International Organizations, Vol.47, N.1 (1993), P. 139-174.
[7] Margaret E.Keck and Kathryn Sikkink. Activities beyond Border (Ithaca, NY: Cornell Univ. Press, 1998, P.19-25.
[8] Шарп Дж. «ОТ ДИКТАТУРЫ К ДЕМОКРАТИИ»/ «From Dictatorship to Democracy», The Albert Einstein Institute, 2005, С.29. URL: http://www.aeinstein.org/organizationsb555.html
[10] США будут налаживать демократию в СНГ с помощью корпуса быстрого реагирования. URL: http://polite.com.ua/news/8994-.html
[11] Впервые термин Web 2.0 объяснил Тим О’Рейли, представляя некоторые основные принципы платформы. Во-первых, новая парадигма Web2.0 ознаменовала триумф интернет-платформы по отдельным приложениям, увеличение участия пользователей, освоение коллективного разума, использование специализированных баз данных, и, наконец, использование этого программного обеспечения на различных платформах, таких как сотовые телефоны. Эти принципы привели к развитию веб-общин и приложений в виде социальных сетей, видео-сайтов, вики и т.д.
[13] Evgeniy Morozov, “The Net Delusion: The Dark Side of Internet Freedom,”2011, P.16, PublicAffairs, New York.
[15] Новиков А.П., Материалы к участию в ОБСЕ на Семинаре экспертов по предотвращению злоупотреблений в финансировании терроризма некоммерческими организациями, сентябрь 2009 года Вена, Австрия.
[16] Наумкин В.В.Снизу вверх и обратно. «Арабская Весна» и глобальная международная систем, С. 193 / «Россия в глобальном мире. 2000-2011», Хрестоматия в 6 томах (том 4), Аспект-Пресс. М.:2012.
[17] Авторский коллектив Ю.В. Беликова, А.В. Крикунов, А.В. Королев, монография «Сетевые технологии в информационных операциях НАТО и зарубежных неправительственных организаций в ходе цветных революций и военных конфликтов», 2012. URL: http://www.csef.ru/studies/defence/projects/theory_of_information_war/recommend/2753/
[18] Prados A. B., Blanchard C.M. Saudi Arabia: Terrorist Financing Issues / CRS Report for Congress RL32499. Washington: CRS, 4 October, 2004. P. 15-17, 20 ; Update on the Global Campaign Against Terrorist Financing. 2nd Report of an Independent Task Force on Terrorist Financing Sponsored by the Council on Foreign Relations. New York: CFR Press, 15 June, 2004. P. 5, 15; см. также: Степанцова Е.А. «Противодействие финансированию терроризма»// Международные процессы. Том 3. № 2(8). Май-август 2005.
IINTERNATIONAL NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS AS A MECHANISM OF INFLUENCE ON THE INTERNAL POLITICS OF CIS COUNTRIES IN MODERN COMMUNICATION ENVIRONMENT
Abstract: The issues of unprecedented development of public diplomacy in the world politics, the operation of civil society institutes and enlargement of instrumental arsenal of NGOs currently are included in the agenda of academic discussions and political environment of Russia and CIS countries. The role of NGOs in development efforts of communication platforms that are to enforce integration processes inside the country, on the post-soviet and international levels are broadly discussed at the annual meetings of the Minister of Foreign Affairs of Russia with NGO representatives of the country in the last nine years. Undoubtedly, NGOs have their significant impact on the establishment of Eurasian civil space. But parallel to this, the activities of many local and international non-governmental organizations on the CIS territory cause deep concerns and present menaces to the national and regional security.
Russia and many CIS countries today are struck by the deployment of the commercialization and politicization of non-governmental organizations to provoke extremism, separatism, nationalism, and to focus on manipulation of public opinion including direct interventions in the internal affairs of sovereign states. In this article we present the analysis of non-governmental organizations’ activities in the post-soviet area. The article also focuses on the destructive activities on the civil society level aimed at destabilization of the socio-political climate and insecurity promotion in the region. In the findings of this paper we justify the importance of rethinking of the NGO concept and underline the need to establish effective mechanisms to counter the destructive activities of international NGOs.
Key word: international NGOs, civil society, informational-communicative environment, post-soviet space, “colour revolution”, mechanisms of confrontation, information warfare